Политическое устройство Афин. Древние афины политика
Политическое устройство Афин | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Высшим государственным органом в Афинах стало народное собрание — экклесия, в котором участвовали все граждане, достигшие 20 лет. Каждый гражданин имел право внести на рассмотрение собрания предложение, законопроект или жалобу про нарушение законов, которую тотчас же рассматривали. Каждые десять дней экклесия собиралась у подножия Акрополя, а со временем в более удобном месте — театре Диониса.
На экклесии:
объявляли войну и заключали мир;
заслушивали послов других государств;
заключали союзы и соглашения;
избирали высших должностных лиц и заслушивали их отчёты;
даровали и упраздняли гражданские права.
Другим важнейшим государственным органом был Совет Пятисот — буле. Совет функционировал постоянно: решал текущие государственные дела, руководил финансами и торговлей, контролировал состояние флота и арсенала, следил за благосостоянием города и работой должностных лиц.
Арсенал — склад оружия.
Исполнительная власть в государстве была сосредоточена в коллегиях. Высшим органом была коллегия стратегов. Стратеги ведали вопросами войны и командования армии, военного суда, внешней политики. Среди 10 стратегов один командовал гоплитами, один управлял снабжением флота, один — охраной границ, два — охраной афинского порта Пирея, остальные поочередно командовали армией в походах. Стратеги ежегодно не отчитывались за свою работу. Их заслушивали лишь в случае военной неудачи, подозрения в измене, обвинения в краже и т. п. Судить стратегов могло только народное собрание. Первый стратег фактически обладал властью главы государства. С 444 по 429 гг. до н. э. (кроме 430 г.) народное собрание избирало на эту должность Перикла.
Коллегия — должностные лица, ведавшие торговыми, финансовыми, морскими делами. Коллегии избирали ежегодно, они отчитывались перед народным собранием. Члены правительства не имели права избираться в коллегии два раза подряд.
Наряду с коллегией стратегов, другие коллегии также были выборными. Самым демократичным был суд присяжных — гелиэя, состоявший из 6000 граждан. Он был поделён на 10 групп по 500 судей в каждой и имел 1000 резервных судей.
Вследствие таких преобразований в государстве был упразднён имущественный ценз и установлены политические права для граждан. Полноправными гражданами были мужчины, у которых отец и мать были афинскими гражданами.
Имущественный ценз — количество имущества определённого лица, ограничивающее осуществление его прав. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Во время правления Перикла казна Делосского союза была перевезена в Афины, которые стали использовать деньги в своих целях. На деньги союзников в городе активно велись строительные работы, в частности, по инициативе Перикла, был перестроен Акрополь. Он стал не только религиозным центром, а и мемориалом, посвящённым победе греков над персами. Для проведения музыкальных и поэтических состязаний был сооружён специальный зал — Одеон.
Афины по праву стали столицей эллинской культуры и демократии.
На этой странице материал по темам:
Политическая система афин доклад
Политической устройство афин кто правит
Древние афины политическое устройство
Доклад на тему политическое устройство греции
Древняя греция афины политическое устройство
worldofschool.ru
6. Социальная политика афинской демократии. История Древней Греции
6. Социальная политика афинской демократии
Демократический строй предполагал самое широкое участие в управлении государством всех категорий афинского гражданства. Афинское гражданство в V–IV вв. до н. э. не было однородным в имущественном и социальном отношении, деление на четыре имущественных разряда сохранялось, и положение каждого разряда в обществе было неодинаковым. Между представителями афинской аристократии, входившими в состав пятисотмерников, и бедняком — фетом существовали серьезные различия. Чтобы обеспечить реальное участие в государственных делах афинского гражданства, была необходима система различных мер, направленных на поддержание известного материального достатка, образовательного уровня, психологического климата, известного единства внутри гражданского коллектива в целом. Для решения всех этих вопросов была разработана определенная социальная политика афинской демократии. Она включала целый ряд мероприятий: введение оплаты выборных должностей, за участие в работе Совета 500, гелиеи и Народного собрания, на содержание моряков и гоплитов, занятых в походах. В Афинах постоянно (особенно в V в. до н. э.) следили за тем, чтобы не сокращалась численность земледельцев, не происходило обезземеливания граждан. Для этого афинские власти широко практиковали вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии за пределы Аттики. В V в. до н. э., во времена существования первого Афинского морского союза, свыше 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (т. е. не менее трети всего количества афинских граждан).
Афинские власти самым внимательным образом следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление и часто карались смертной казнью — прежде всего потому, что они больно били по беднейшим слоям населения. Чтобы несколько сгладить имущественные различия среди граждан, в Афинах была выработана система повинностей — литургий. Система литургий была организована таким образом, чтобы масса малоимущего гражданства, слушая хор, наблюдая состязания атлетов или находясь на оснащенном богачами корабле, воочию ощущала известное единство гражданского коллектива, где богатые граждане хотя бы частично делятся своими доходами с малообеспеченной частью гражданства.
Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Начиная с Перикла, т. е. с 40–30–х годов V в. до н. э., власти стали раздавать малоимущим гражданам так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Посещение театра, где шли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, замечательные комедии Аристофана и других драматургов, было прекрасной школой воспитания и образования афинского гражданства.
Таким образом афинская демократия базировалась на широком участии в управлении различных категорий гражданства, обеспечивала его общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания гражданина, своеобразный политический климат. «Мы живем свободной политической жизнью в государстве, — говорил Перикл, — и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни, мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время».
Афинская демократическая система была большим достижением политической жизни Древней Греции, однако ее нельзя идеализировать и считать своего рода образцом демократии вообще, пригодной для всех времен и народов.
Афинская демократия обеспечивала политическое участие только гражданского населения, а, как было сказано выше, граждан в Афинах вряд ли было более 30–40 тыс. из общего количества населения в 250–300 тыс. человек. Прежде всего афинская демократия была демократией гражданской, т. е. системой, из которой было исключено все население, не имеющее гражданских прав. Следовательно, не могли принимать участия в управлении не только рабы, но и так называемые метеки, постоянно живущие в Афинах лица неафинского происхождения. Не имели права участвовать в работе государственных органов женщины, хотя и считались гражданками.
Сцена пиршества. Вазопись
Более того, даже не все афинские граждане, имеющие право участвовать в работе всех органов Афинского государства, по разным причинам (например, отдаленное местожительство или бедственное материальное положение) могли этим правом воспользоваться. В самой системе афинской демократии многие авторитетные должности (почти все военные должности, требующие специальной подготовки) фактически были отданы в руки аристократических семей, которые становились проводниками олигархических настроений.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древние Афины
В темные века города Греции пришли почти в полный упадок и запустение, но постепенно, с оживлением торговли, начали возрождаться. Город и местность вокруг него образовывали город-государство, или полис. Самым крупным и известным полисом были Афины, расположенные на холме — Акрополе, где афиняне могли найти убежище в момент опасности. Все граждане Древних Афин (женщины и рабы не считались гражданами) участвовали в управлении полисом путем голосования при решении важных вопросов. Такой способ управления называется демократией, и он впервые появился в Древних Афинах.
Торговля
Товары со всего Средиземноморья разгружались в афинском порту Пирее, расположенном на расстоянии примерно 6 км от города. Сюда привозили, например, вино с островов Эгейского моря и зерно из черноморских портов.
Театр
В греческом театре была круглая площадка, называемая орхестрой, на которой выступали актеры. Приходя на спектакль, зрители часто приносили с собой подушки, потому что сидеть им приходилось на каменных скамьях. В основе театрального зрелища лежали ритуальные танцы, исполнявшиеся во время празднеств в честь богов. Позднее появились драматурги, такие, как Еврипид и Софокл, которые стали писать пьесы специально для театра. Все роли в греческом театре исполняли мужчины, которые надевали маски и с помощью специальных подкладок, скрытых под одеждой, нужным образом меняли фигуру. Копии керамических масок использовали для украшения домов.
Политика
Все граждане Древних Афин могли обсуждать городские дела и голосовать за или против каких-либо решений. Современное слово «политика» происходит от греческого слова «политикос», означавшее «городской». Адвокатов и юристов в те времена не было, поэтому люди сами представляли и защищали себя в суде. Судьи оповещали о своём решении с помощью маленьких дисков. Любой политический деятель мог быть изгнан из полиса, если 6 000 граждан написали его имя на глиняных черепках. Такие черепки назывались остракой. Философия Сократа приговорили к смерти, потому что некоторые люди боялись его независимого ума, того, что он подвергал сомнению всё им привычное, в том числе общественные институты и обычаи. Сократ предпочел сам принять яд и умер.
Керамика
Древние Афины славились своей керамикой. Очень многие из повседневных вещей, вроде этой детской «бутылочки» и игрушки, делались из глины, так же как и прекрасные вазы, расписанные сценами из жизни богов, героев или простых смертных.
Откуда нам это известно
Из сцен, изображенных на вазах, мы узнаём много интересного о жизни в Древней Греции. Здесь, например, показан мальчик, покупающий себе новые сандалии. Эти женщины неистово танцуют на празднике в честь бога Диониса. Большую часть времени гречанки проводили дома, не принимая участия в общественной жизни. Мальчикам начиная с семилетнего возраста давали хорошее образование. Этот мальчик учится читать. Мальчиков также обучали музыке и разным спортивным навыкам. Девочки получали образование дома: их учили матери.