Шумеры - загадки исчезнувшей цивилизации - Города-государства. Древнейшие государства шумера
Древнее государство шумеров
Некогда на территории Ирака существовало великое древнее государство шумеров. Об этом, до определенного момента никто и не подозревал. Невесть откуда взявшаяся цивилизация черноголовых, нисколько не походила на местные народы, и язык не похож ни на один из земных, дала человечеству множество открытий и ... канула в лету...
Примерно, до середины 19 века о том, что существует такая цивилизация, никто и не знал. Только потом, когда ученые и археологи начали находить непонятные изделия, они начали подозревать, что, что-то упустили из виду. Вот именно тогда и были выявлены шумеры. К примеру, не так давно, ученые обнаружили древние шумерские барельефы, на которых были изображены аннуки. Это божество, которому они покланялись всю свою жизнь. Некоторым казалось, что, найдя такие доказательства их жизни на земле, загадок должно стать меньше, но как бы ни так.
Как оказалось, а точнее выяснили ученые, эти аннуки были изображены так необычно, что поставило ученых, наоборот, в тупик. То есть, показано, что мало того, что они прилетели с загадочной планеты, так у них еще и были наручные часы. Как это можно объяснить, пока что никто не знает. Хотя, как доказывает история, Шумеры, это народ, который был высокоразвитой цивилизацией, и существовали они в 4-м и 3-м тысячелетии до нашей эры. Тогда город назывался Шумер, а теперь, это современный Ирак.
Также интересно и то, что было найдено большое количество записей, в которых есть доказательство того, что шумеры могли вычислять геометрические фигуры, извлекали корни, вообщем пользовались математической системой так, как мы это делаем сейчас. Но ведь это было настолько давно и откуда они вообще могли знать об этом. Когда только мы смогли толком разобраться в математике в 20 веке.
Загадки, тайны, история, все это можно связать только с одним народом и это Шумеры. Чтобы нового не находили ученые и археологи, они каждый раз удивляются, как они могли до всего этого додуматься в то время. Может быть, мы когда-нибудь и узнаем правду, и тайна будет разгадана, а пока что нет.
set-travel.com
Шумерские города-государства: история образования, этапы развития
Древняя Месопотамия стала областью, где впервые была опробована исторически одна из наиболее древних моделей организации власти в рамках отдельно взятого города, а шумерские государства можно считать древнейшим примером относительно централизованного политического объединения. История этого народа, в документах именовавшего себя "черноголовыми", охватывает значительный промежуток времени: с VI по III тысячелетия до н. э. Но последняя дата не стала рубежной в их существовании: шумеры оказали значительное влияние на формирование дальнейших типов государственности, таких как Ассирийская или Нововавилонская империи.
Шумеры: гипотезы и допущения
Начать следует все же с того, кто же такие таинственные sag-gig-ga из древних глиняных табличек. История шумерских городов-государств с 5 класса становится известна каждому, но школьный учебник истории по понятным причинам умалчивает о том, что народа "шумеры" в принципе не существует. Этнонимом sag-gig-ga древние писцы называли как своих соотечественников, так и сопредельные народы.
Само название "Шумер" как обозначение общей территории древних государственных объединений, так и условное название создавших их этнических групп, появилось благодаря ряду допущений. Правители возникшей многими веками позже Ассирии гордо именовали себя царями Шумера и Аккада. Поскольку уже было известно, что аккадским языком пользовалось семитское население Месопотамии, было сделано предположение, что шумеры – те самые несемитские народы, организовавшие древнейшие государственные объединения на этой территории.
Лингвистика очень часто приходит на помощь историкам. Благодаря отслеживанию изменений в языке, происходящим по определенным правилам, можно установить язык-предок и хотя бы пунктиром начертить траекторию перемещений того или иного народа. Шумерский язык дешифрован, но изучение текстов, оставленных его носителями, дало новую проблему: наречие "черноголовых" не имеет никаких связей с известными древними языками. Проблема осложняется тем, что шумерский язык расшифровывался через аккадские глоссы, а читать аккадские тексты оказалось возможным благодаря переводам с него на древнегреческий. Поэтому реконструированный шумерский язык может значительно отличаться от реально существовавшего.
Сами "черноголовые" о своей прародине ничего не рассказали. До нас дошли лишь путаные тексты, в которых говорится о существовании некоего острова, который шумеры покинули из-за некоторых проблем. В настоящее время существует смелая теория, что шумерский остров существовал на территории современного Персидского залива и был затоплен в результате движения тектонических плит, однако доказать или опровергнуть эту гипотезу не представляется возможным.
Древняя Месопотамия
Не слишком много известно и о предшественниках шумеров на этой территории: племенах субареев. Однако наличие здесь различных человеческих обществ в столь далекое время свидетельствует о том, что Древняя Месопотамия издавна была привлекательным для жизни регионом.
Главное богатство этой территории составляли две крупные реки – Тигр и Евфрат, благодаря которым и возникло само название Месопотамия (русифицированный вариант – Двуречье или Междуречье). Субареи не освоили технику ирригационного земледелия, поэтому им не удалось создать сколь-либо развитой системы государственности. Исследователями твердо установлено: именно тяжелый труд по созданию оросительной системы способствовал разложению родоплеменного строя и появлению первых рабовладельческих государств.
Возникновение централизованных объединений в Древнем Египте и шумерских городов-государств в перечне тем, принадлежащих к проблемному полю современного востоковедения, занимает особое место. На примере этих двух регионов особенно наглядно видно, какое значение имело географическое положение. Египтяне полностью зависели от разливов Нила и были вынуждены концентрировать свои усилия на возведении каналов для орошения полей в засушливое время, благодаря чему степень централизации стала чрезвычайно высокой, а в Северной Африке возникла одна из древнейших империй мира. Перед населением Месопотамии подобных проблем не стояло, поэтому племенные объединения, на базе которых впоследствии возникли древние шумерские города-государства, были локальными, а развитие земледелия остановилось на примитивном, в сравнении с египетским, уровне.
В остальном Месопотамия особыми богатствами не отличалась. Не было даже такого элементарного строительного материала, как камень. Вместо него использовалась смесь глины с природным асфальтом. Растительный мир был представлен преимущественно злаковыми (пшеница, ячмень). Кроме того, культивировались финиковые пальмы и кунжут. К числу основных занятий жителей шумерских городов-государств относилось и скотоводство: в северных областях Месопотамии приручались дикие козы и овцы, а в южных – свиньи.
Возникновение государственных объединений в Месопотамии по времени приблизительно совпадает с переходом к бронзовому, а вскоре и железному веку. Но археологи не обнаружили на территории региона большого количества металлических изделий. Его древнейшему населению оказались доступны лишь металлы метеоритного происхождения, в то время как значительных месторождений железа и меди в Месопотамии не было. Это очень быстро поставило древние шумерские города-государства в зависимость от привозного металла, что способствовало развитию государственности.
Распад родовых общин и возникновение рабства
В существовавших природно-климатических условиях шумерские города-государства неминуемо были заинтересованы в повышении рентабельности сельского хозяйства. Поскольку недостаток металлов и их высокая стоимость препятствовали совершенствованию орудий труда, шумерам требовались иные способы увеличения получаемой продукции. Эта проблема была решена одним из самых очевидных путей: введением рабского труда.
Возникновение рабства в шумерских городах-государствах в перечне тем, касающихся истории Древнего мира, занимает особое место. Хотя, как и в других древневосточных обществах, больше всего рабов на невольничий рынок поступало благодаря различным войнам, уже древнейшие шумерские кодексы дозволяют отцу семейства продавать в рабство своих детей. Особенно часто продавались дочери: они не считались особенно полезными в сельском хозяйстве.
Развивающееся рабовладение подтачивало патриархальное родоплеменное устройство. Прибавочный продукт, получаемый благодаря земледелию и скотоводству, распределялся неравномерно. С одной стороны, это вело к выделению знати, из чьей среды происходили первые цари шумерских городов-государств, а с другой – к обнищанию рядовых общинников. Сама продажа членов семьи в рабство была обусловлена не только необходимостью получить за это зерно для посева или просто пищи, но и требовалась для регуляции численности семейства.
Номовая государственность
Тема шумерских городов-государств интересна с позиции их организации. Выше уже отмечались отличия шумерского земледелия от древнеегипетского. Одно из главных следствий этих отличий – отсутствие необходимости в жесткой централизации. Но едва ли не лучшие климатические условия существовали в Древней Индии. Шумерские города-государства в перечне тем, касающихся развития древневосточной государственности, вновь занимают особое место.
Шумеры, в отличие от сменивших их народов, не создали централизованной империи. Одно из возможных этому объяснений – автаркия древних родоплеменных объединений. Их члены трудились только для себя и не нуждались в контактах с сопредельными племенными союзами. Все последующие государственные объединения Шумера возникли именно в границах племени или племенного союза.
Обращает внимание на себя следующий факт: плотность населения в Месопотамии в рассматриваемый период была столь высока, что расстояние от одного протогосударственного центра до другого порой не превосходило даже тридцати километров. Это говорит о том, что подобных догосударственных объединений существовало огромное количество. Процветающее в них натуральное хозяйство не приносило преобладания ни одному из древних шумерских городов-государств. Конфликты, возникающие между ними, оканчивались лишь угоном части населения в рабство, но не имели целью полное подчинение одного другому.
Все это стало причиной возникновения в Месопотамии номовой государственности. Само слово "ном" – греческого происхождения. Оно использовалось в административном делении Древней Греции. Впоследствии оно было перенесено на реалии Древнего Египта, а затем и на Шумер. В контексте истории шумерских городов-государств, термин "ном" обозначает независимый и замкнутый город с прилежащей к нему округой.
К окончанию шумерского периода (рубеж III-II тысячелетий до н. э.) насчитывалось около полутораста таких объединений, находившихся в состоянии относительного равновесия.
Основные номы Шумера
Наиболее важными для последующей эволюции государственности стали расположенные вблизи рек города-государства. С 5 класса история древних шумерских объединений становится известна с таких, как Киш, Ур и Урук. Первый был основан в конце IV тысячелетия до н. э. неподалеку от места соединения рек Евфрат и Ирнина. В то же время возвышается еще один известный город-государство, просуществовавший до IV века до н. э. – Ур. Он располагался непосредственно в устье Евфрата. Первые поселения на месте будущего Ура появились двумя тысячами лет раньше. К причинам столь раннего заселения этого места можно отнести не только очевидные благоприятные условия для земледелия. Из нынешнего названия местности – Телль-эль-Мукайяр, что переводится как "битумный холм" – понятно, что здесь в избытке находился природный асфальт, главный строительный материал в Шумере.
Первым населенным пунктом Южной Месопотамии, обзаведшимся собственными стенами, является Урук. Как и в случае уже упомянутых шумерских городов-государств, его возвышение относится к середине IV тысячелетия до н. э. Выгодное расположение в долине Евфрата позволило Уруку очень быстро заявить о своих претензиях на лидерство в регионе.
Помимо Киша, Ура и Урука, в Древней Месопотамии существовали другие города-государства:
Эшнунна, выстроенная в долине реки Диялы.
Шурпак в долине Евфрата.
Находящийся неподалеку от него Ниппур.
Ларак, расположившийся между отходящими от Тигра крупными каналами.
Адаб в верховьях реки Интурунгаль.
Сиппар, построенный в месте разделения Евфрата на два рукава.
Ашшур в районе среднего Тигра.
Степень влияния этих городов-государств на округу была различной. К концу шумерского периода на роль культового центра "черноголовых" выдвинулся Ниппур, поскольку там располагалось главное святилище верховного бога шумерского пантеона Энлиля. Однако это не делало город политическим центром. В большей степени на эту роль претендовали Киш и Урук.
Всемирный потоп и политические реалии
Каждый знаком с библейской легендой о гневе Бога на отвергнувших его заповеди людей и насланном им потопе, выжили в котором лишь семья праведника Ноя и спасенные на его ковчеге растения и животные. Сейчас нет никаких сомнений в том, что эта легенда имеет шумерские корни.
Источники зафиксировали участившиеся паводки на рубеже XXX-XXIX вв. до н. э. Их наличие было доказано и археологическими данными: ученые обнаружили относящиеся к той эпохе речные наносы. Ситуация была столь критической, что многие древние номы пришли в запустение, что и позволило впоследствии и жрецам и народным сказителям создать историю о всеобщем разорении и массовой гибели людей. Но приключившийся с Шумером природный катаклизм интересен не только как доказательство отражения реальности в древнем эпосе. Одним из его следствий стало нарушение состояния равновесия в регионе.
Во-первых, ослабленный Шумер стал легкой добычей для семитских племен, проникших в регион с юга и востока. Их появление на шумерских территориях наблюдалось и раньше, но прежде оно было более мирным, а, как уже говорилось, шумеры не делали особых различий между собой и иноплеменниками. Такая открытость привела в итоге к исчезновению шумерской цивилизации и массовому заимствованию их достижений пришлыми племенами.
Очевидно, семитам удалось закрепиться в крупнейших шумерских городах-государствах. Климат после наводнения значительно изменился, продуктов сельского хозяйства уже не хватало для обеспечения жизнедеятельности самостоятельных общин. Необходимость защищаться от вторжений значительно ускорила эволюцию форм государственной власти: в крупнейших номах на первые роли выдвигаются лугали, которых в русской исторической традиции часто называют "царями".
Наиболее ожесточенным стало соперничество Киша и Урука. Их отзвуки дошли до нас в древнем эпосе. В частности, лугаль Урука Гильгамеш стал центральным героем ряда шумерских сказаний. Ему приписывался поединок с неким опасным демоном, поиск травы бессмертия и личная встреча с единственным выжившим после потопа человеком Утнапиштимом. Последнее особенно интересно, поскольку позволяет строить предположения о Гильгамеше как о наследнике шумерских традиций государственности. Еще более интересной эта гипотеза становится в свете преданий, рассказывающих о нахождении Гильгамеша в рабстве у лугаля Киша по имени Ага. Однако проверить основанные на обрывках древних преданий теории практически невозможно.
Кризис шумерской цивилизации
Несколько пессимистичным выглядит название эпоса о Гильгамеше на аккадском языке: Ša nagba imuru – "О все видавшем". Существуют некоторые основания предполагать, что название было переведено с шумерского языка. Если такая теория верна, то высшее литературное достижение древнейшей цивилизации отражает эсхатологические настроения, охватившие общества. Это находится в явном противоречии с легендами о потопе, в которых явно проводится мысль о расцвете после кризиса.
Новое тысячелетие, начинавшееся после сражений Гильгамеша с многочисленными врагами, несло шумерам новые проблемы. Некогда благоприятные климатические условия шумерских городов-государств сделали возможным их расцвет. С начала II тысячелетия они же, хоть и опосредованно, ускорили гибель их основателей: Шумер все чаще становится объектом для экспансии.
Власть лугалей, все больше приобретавшая деспотические черты, превратила самодостаточные общины в источник рабочей силы. Нескончаемые войны требовали все больше солдат и поглощали всю большую часть прибавочного продукта. В процессе борьбы за гегемонию шумерские города-государства взаимно ослабляли друг друга, что делало их легкой добычей для врагов. Особенно опасными стали семиты, в частности, расположившиеся в Ашшуре ассирийцы и подчинившие центральные области Месопотамии аккадцы.
Известные из истории шумерские города-государства, такие как Киш, Ур и Урук, постепенно теряют прежнее значение. На первый план выходят новые мощные номы: Марад, Дильбат, Пуш и, наиболее известный из них – Вавилон. Однако захватчикам приходилось выдерживать атаки новых народов, желающих укрепиться на плодородных землях Междуречья. Правитель Аккада Саргон на некоторое время сумел консолидировать оказавшиеся под его власти земли, но после его смерти созданная им держава не выдерживает натиска многочисленных кочевых племен, которые в источниках называются "народы манда". На смену им приходят кутии, в скором времени подчинившими себе Южную Месопотамию. Север региона оказался под властью хурритов.
За всеми этими войнами и опустошительными набегами имя шумеров постепенно исчезает из источников. Представители древнейшей цивилизации постепенно сливаются с пришлыми народами, заимствуя их традиции и даже язык. В начале III тысячелетия до н. э. семитский по происхождению аккадский язык вытесняет шумерское наречие из разговорной речи. Он используется лишь в культовой деятельности и для записи законодательных кодексов (например, законы Шульги). Однако унифицированная грамматика и общий характер совершаемых записей позволяют говорить о том, что шумерский был для писцов уже не родным, а выученным языком. Таким образом, шумерский выполняет для нового населения Месопотамии ту же функцию, что выполняла для европейцев латынь.
Конец шумерской цивилизации
Последняя попытка сохранения шумерской цивилизации относится XXII веку до н. э. В системе номовой государственности на первый план вновь выдвинулся древний Ур, в котором правили цари из III династии. Они всячески покровительствовали шумерской культуре: отсюда и настойчивые попытки найти применение по сути уже мертвому языку. Но необходимо отметить, что покровительство шумерам было скорее декларативным и вызывалось чисто политическими потребностями: III династии приходилось не только выдерживать атаки со стороны соседей, но и бороться с недовольством социальных низов. Формально оказывая поддержку шумерской культуре и знаки внимания в виде фиксации законов на шумерском языке (необходимо учитывать, что в древних цивилизациях отношение к слову было особенным: любой текст непременно представлялся сакральным), цари никак не препятствовали семитизации населения.
Впрочем, даже декларативная поддержка некоторое время позволяла существовать остаткам некогда великой цивилизации. В правление Ибби-Суэна (2028 - 2004 до н. э.) усилился натиск западносемитского племени амореев, выступивших в союзе с Хутран-темпти (2010-1990 до н. э.) - царем мощного на тот момент государства Элам. Последний представитель династии тщетно пытался сопротивляться захватчикам. В 2004 г. до н. э. Ур был захвачен и подвергнут страшному разгрому, продолжавшемуся как минимум шесть лет. Это стало последним ударом для шумерской цивилизации. С установлением нового режима в Уре они окончательно исчезают с исторической сцены.
Предполагается, что шумеры проявили себя чуть позже еще раз: во II тысячелетии до н. э. шумерский этнический субстрат, смешавшись с аккадским и рядом других этносов, дал начало существованию вавилонской народности.
Итоги существования городов-государств в Месопотамии
Шумерская цивилизация не исчезла бесследно. До наших дней сохранились не только эпос и мифология или монументальные архитектурные сооружения. В рамках шумерской цивилизации были совершены открытия и получены знания, которыми пользуются современные люди. Наиболее известный пример: представление о времени. Преемники шумеров на территории Древней Месопотамии сохранили принятую шестидесятиричную систему счисления. Благодаря этому мы до сих пор делим час на шестьдесят минут, а минуту на шестьдесят секунд. От шумеров сохранилась и традиция делить сутки на 24 часа, а год на 365 дней. Шумерский лунно-солнечный календарь тоже сохранился, хотя и претерпел значительные изменения.
Однако, это отдаленные следствия. В ближайшей же исторической перспективе шумерская цивилизация оставила своим преемникам номовую государственность, определенную особыми природными условиями шумерских городов-государств. Несмотря на попытки того или иного города-государства добиться полной гегемонии на территории Месопотамии, за исключением кратковременного успеха этого никому так и не удалось сделать. Вавилон и Ассирия в разное время распространяли свою власть на обширные территории, а Ур при Саргоне сумел подчинить себе территорию такого масштаба, что превзойти это удалось лишь полторы тысячи лет спустя персам при династии Ахеменидов. Но итогом существования этих гигантских империй неизменно были затяжной кризис и крах.
Наиболее очевидная причина тому, что каждый раз крупные государства в Месопотамии распадались по условным линиям, определяющим, где находится шумерский город-государство, взятый как отдельная общественно-политическая структура, состоит именно в их необыкновенной устойчивости. Уже замечалось выше, что борьба за гегемонию в регионе была вызвана необычайным по разрушительности природным катаклизмом и последовавшим за ним вторжением семитских племен. Те приходили со своей идеей государственности, в то время как в Шумере уже сложилась опробованная и закаленная на протяжении четырех тысяч лет система самодостаточных государственных образований. Даже включившись по необходимости в политическую борьбу на последнем этапе своего существования, шумеры, как это следует из источников, в их явно приниженном положении в обществе, отчетливо понимали вынужденность своего участия в войнах.
Здесь любой историк вступает в сферу гипотез и предположений. Но вся история древнего Шумера соткана из них, и именно с гипотез началась эта статья. Появление на территории Месопотамии племен и племенных объединений, чье происхождение до сих пор невозможно установить даже на гипотетическом уровне, через несколько тысяч лет существования особого типа государственности завершилось таким же исчезновением в неизвестности. Таинственность, окружающая начало и конец истории шумерской цивилизации, стала основой многочисленных современных спекуляций. Особенный интерес вызывает фигура Этаны, царя Киша, который, согласно преданиям, каким-то образом взошел на небеса. Современные "исследователи" с удовольствием используют эти слова для доказательства того, что никаких шумеров и не существовало вовсе, а все культовые сооружения были созданы либо инопланетянами, либо им подобными существами.
Вместо этих глупостей куда разумнее обратиться к факту из жизни древних шумеров, о котором здесь уже неоднократно говорилось: эти люди, откуда бы они ни пришли, не умели выделяться. Они просту существовали в рамках своих племенных объединений, обрабатывали землю – не слишком усердно, – накапливали знания о мире и, как ни прискорбно, не заботились о завтрашнем дне. Ведь, возможно, память о всемирном потопе сохранилась не столько потому, что он был таким разрушительным – разливы двух крупных рек, образовавших Месопотамию, вряд ли были редким явлением, а потому что он стал неожиданным. Разумеется, не следует видеть в древних шумерах неких сибаритов, неспособных противостоять катастрофе, но вся их история будто свидетельствует о самом обыкновенном нежелании противостоять этому событию.
Отвлекаясь же от философских размышлений о первой настоящей цивилизации на земле, нужно отметить следующее: номовая государственность, являясь изобретением древних шумеров, принадлежит не только им. Под другим названием эта стратегия была опробована другой великой цивилизацией древности, тоже занятой поиском знаний. Под именем многочисленных полисов номы словно возродились в Древней Греции. Трудно удержаться от параллелей: как шумеры ассимилировались с семитами, уступив им свою культуру, так и древние греки, значительно подняв культурный уровень римлян, сошли с исторической сцены. Но, в отличие от шумеров, не навсегда.
Шумерская цивилизация в современном среднем образовании
Культурно-исторические общности Древнего мира – первые цивилизации, с которыми знакомится школьник в 5 классе. Шумерские города-государства в истории Древнего Востока представляют собой особый раздел в современных учебниках. Поскольку школьник еще не в состоянии освоить главные проблемы этой темы, она рассматривается в максимально увлекательной форме: приводятся литературные варианты эпизодов из эпоса, сообщаются начальные сведения о политической организации. Как показывает практика, усвоение начальных исторических знаний значительно облегчается с помощью таблиц, карт и иллюстраций по теме "Шумерские города-государства".
Важным элементом обучения в школе являются различные аттестации. В 2017 году было принято решение о проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР). Шумерские города-государства являются одной из проверяемых в ходе аттестации тем.
Поскольку знание дат и огромного списка царей различных номов не является обязательным для школьника, в рамках тестирования в первую очередь обращается внимание на усвоение культурологических знаний. В предложенном образце ВПР по истории для 5 класса шумерские города-государства являются одной из главных проверяемых тем, но самое сложное, что предстоит ученику, заключается в определении принадлежности того или иного архитектурного и скульптурного памятника шумерам. Большая же часть предлагаемых вопросов имеет целью выявить умение учащегося выражаться свои мысли по теме, анализировать разнородные элементы с целью нахождения у них общих признаков, а также отделять главную информацию от второстепенной. Таким образом, тема "Шумерские города-государства" в ВПР для 5 класса особых проблем у школьников не вызовет.
fb.ru
Древние государства Шумера и Аккада.
1. Древние государства Шумера и Аккада.
Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия
к числу наиболее древних государственных образований.
К началу III тысячелетия до н.э. в Двуречье складывается большое
количество мелких самостоятельных государств (Эриду, Ур, Шуруппак, Ум-
ма, Лагаш, Киш, Мари и др.), население которых в III тысячелетии до
н.э. в Двуречье было этнически неоднородным: лежавший к северу от Шу-
мера Аккад, а также среднее течение Евфрата заселяли в это время пле-
мена, отличавшиеся и по внешнему облику, и по языку от шумеров. Однако
шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н.э. не отличались друг
ото друга по уровню экономического развития: и у тех, и у других скла-
дывались раннерабовладельческие государства.
Основой земледелия являлось искусственное орошение (ирригация),
когда посредством системы каналов, плотин и дамб вода равномерно пода-
валась на поля. Животноводство было также развито в Южном Двуречье.
Ремесленная техника оставалась примитивной.
Во главе каждого из мелких самостоятельных государств стоял пра-
витель, который назывался патеси (или энси), а иногда лугаль.
Потребности рационального использование оросительной системы, а
также укрепления хозяйственных связей между отдельными областями яви-
лись причиной возникновения тенденции к к политическому объединению
Шумера. Отдельные государства пытаются играть роль гегемонов, объеди-
няя вокруг себя сравнительно большие территории. Первоначально в роли
таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму (XXV век
до н.э.) удалось нанести поражение своим соперникам и распространить
свою власть чуть ли не до пределов Мари. Однако все эти объединения
были непрочными и распадались вскоре после того, как возникали.
Пользуясь смутами в Лагаше в XXIV веке до н.э. патеси Уммы Лу-
гальзаггиси возобновил борьбу против Лагаша, разбил войско патеся Ла-
гаша Урукачины и присоединил Лагаш к своим владениям. После этой побе-
ды Лугальзаггиси настолько усилился, что на некоторое время подчинил
себе весь Шумер. Столицей своего нового государства он сделал древний
город Урук.
На севере Двуречья в это время усилились правители Аккада. Цент-
ральное положение Аккада могло представить большие выгоды правителю
Аккада, который сумел бы овладеть областью между городами Сипаром и
Описом. Таким первым царём царства Аккада стал около 2369 года до н.э.
Саргон (Шаррукин).
В это время в Южном Двуречье были налицо все предпосылки, необхо-
димые для дальнейшего объединения.
Саргон начал с объединения всего Аккада. Он сделался царём Киша и
главой всех аккадских городов, а затем совершил несколько победоносных
походов на юг. Он победил Лугальзаггиси, взял Ур и Лагаш, дошёл до са-
мого моря и таким образом подчинил себе весь Шумер.
Царство Аккада особенно усилилось в правление внука Саргона На-
рамсина (XXIII век до н.э.). При Нарамсине под власть Аккада попадает
область Мари, а также горные племена Загроса и города Элама. На севере
войска Нарамсина доходили до гор Армении.
Увеличение повинностей, присвоение общинных земель, трудные заво-
евательные походы - всё это порождало недовольство народных масс. На-
рамсин ещё справлялся с восстаниями, но его преемникам не удалось
удержать единства царства "четырёх стран света"; внутриполитические
трудности совпали со внешней угрозой. Около 2200 года Аккад и Шумер
подверглись нападению народа гутиев, которые сокрушили царство Аккад,
разграбили его города (особенно северные), обложили население тяжёлой
данью. Города шумерского юга меньше пострадали от набега гутиев и фак-
тически сумели сохранить независимость. Эти шумерские города возглави-
ли борьбу против гутиев, разбили их и изгнали из страны. Некоторое
время спустя Шумер и Аккад вновь были объединены - на этот раз под ге-
гемонией Ура.
Цари Ура, объединившие под своей властью Южное Двуречье, получили
наименование III династии Ура. Наибольших политических успехов среди
них добился Шульги.
Преемники Шульги с трудом сдерживали натиск соседей. В 2007 году
эламиты разгромили шумерские города и взяли в плен последнего царя III
династии Ура. Вслед за тем амореи, заняв города Аккада и Шумера, осно-
вали там множество самостоятельных династий. Основателем III династии
Ура был составлен первый кодекс законов, в котором оформлялось разви-
тие частной собственности на землю.
2. Древнее Вавилонское царство.
После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амо-
реи.
Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до
н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих
трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного
развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при
первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в
крупнейший торговый, политический и культурный центр.
Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течении
столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи.
Созданное таким образом древневавилонское царство было централизован-
ной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнуты
благодаря ряду новых условий.
Во-первых, вавилонские цари опирались на аморейскую знать.
Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные шумерские и ак-
кадские патеси, были окончательно уничтожены аморейскими и эламскими
завоевателями. В-третьих, Аккад, сделавшийся ещё при Саргоне основной
земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от
вторжений, чем шумерский юг. Опустошённый и обезлюдевший Шумер оказал-
ся в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.
Далее, вавилонские цари использовали опыт, накопленный царями III
династии Ура. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без из-
менений ряд статей законов Липитиштаря, в документах купли-продажи и в
долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы.
Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безг-
раничную власть царя, который управлял страной через многочисленных
чиновников и судий.
При последних двух царях первой вавилонской династии произошло
крушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обру-
шились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, эла-
литяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов,
жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватив-
шие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и северной
Вавилонии.
В Вавилоне утвердился касситский царь Гандаш, основавший касситс-
кую династию. Его преемники подчинили себе и южную часть Вавилонии.
Владычество касситов продолжалось до 1165 года до н.э.
Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого перио-
да, примерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жес-
токого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинается
второй период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственная
жизнь.
В середине XIII века до н.э. произошло сокрушительное вторжение
ассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии начались
внутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоя-
тельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторже-
нием. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна,
свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. С
тех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживает
длительный период политического упадка.
3. Хеттское государство.
Хеттское государство сложилось в восточной области Малой Азии, в
бассейне реки Галис, в области, которая позднее получила название Кап-
падокии. Земледелие здесь играло меньшую роль, чем скотоводство. Силь-
но развита была металлургия.
В начале II тысячелетия до н.э. в восточной части Малой Азии сло-
жился ряд племён, которые вели между собой войны. Эти племена группи-
ровались вокруг хорошо укреплённых центров, крупнейшими из которых бы-
ли Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гармония принадлежала прави-
телям Куссара, лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.
Хеттское государство было рабовладельческим. Во главе Хеттского
государства стоял "великий царь", который носил титул "Солнце". Царс-
кая власть была ограничена советом, который назывался панк. В состав
панка входили царские родичи, свойственники и военачальники. Таким об-
разом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократичес-
кий строй, однако со временем, когда Хеттское государство стало могу-
щественной военной державой, царская власть окрепла и панк потерял
прежнее значение.
Хеттское государство распалось на ряд областей, в которых правили
наместники, носившие титул "царей". На границах Хеттского царства рас-
полагался ряд стран, подчинённых хеттам: их отношения с "великим ца-
рём" регулировались специальными договорами.
С конца XV века до н.э. хеттские цари проводят энергичную внешнюю
политику, стремясь с помощью военных и дипломатических средств расши-
рить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония в
Передней Азии принадлежала куритам, которые в первой половине II тыся-
челетия до н.э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопо-
тамии и Северной Сирии. В XV веке хурритские государства объединились,
образовав большую державу Митанни, которая обладала большим политичес-
mirznanii.com
Государства древнего Шумера
Государства древнего Шумера возникли на территории между реками Тигр и Евфрат, которую греки назвали Месопотамия («Междуречье»). Тюркоязычные шумеры в VII — VI тысячелетиях до н.э. переселились сюда из Центральной Азии и подножия Алтайских гор. Южная часть Месопотамии называлась Шумер. Здесь в первой половине III тысячелетия до н.э. возникли города-государства Ур, Урук, Лагаш, Ниппур и др.
Возглавлял раннешумерские города высший жрец — «эн», управлял государственными делами, хозяйством храмов, руководил экономикой страны и ее военной подготовкой.
жрец — «эн»
Со временем функции перешли к правителю, именуемому «энси».
В Месопотамии письменность сначала была рисуночной. В III тысячелетии до н.э. рисунки превратились в клинописные знаки.
Позднее живущие к северу от шумеров аккадцы, вавилоняне и ассирийцы также стали использовать клинопись.
В III тысячелетии до н.э. в городах-государствах Шумера строились величественные храмы. Для Месопотамии были характерны 3, 5- и 7-этажные ступенчатые зиккураты, на вершине которых располагался алтарь. Зиккураты можно было использовать и как обсерватории.
В городах-государствах Шумера в III тысячелетии были развиты ювелирное искусство, скульптура, другие виды ремесел. Красивейшим памятником шумерийского зодчества признан храм бога Луны в городе Ур (XXI век до н.э.).
В древнем Шумере зародился миф о всемирном потопе. Памятником шумерийской литературы стало эпическое произведение о Гильгамеше.
Название «Шумер» слышали многие и даже не специалисты по истории древности имеют представление о том, что это цивилизация, располагавшаяся в Междуречье рек Тигр и Евфрат. Но восприятие Шумера как единого целого является относительным, так как на самом деле эта цивилизация никогда не была одним государством. Шумер - это конгломерат различных городов-государств, независимых и самостоятельных, к тому же находящихся друг с другом в непростых и порой воинственных отношениях. В этом состоит одновременно и сложность, и удача для историков - им сложно выявить общие черты шумерской цивилизации, но при этом почти в каждом городе-государстве они обнаруживают нечто новое.
Историю делят по династиям
Разделение исторических периодов по времени правления в том или ином государстве различных династий является традиционной для исторического сознания человечества: достаточно вспомнить хотя бы деления на эры по династиям в Древнем Китае или в средневековой Японии. Похожим принципом пользуются и в отношении истории шумерских городов-государств. Причём его использовали как непосредственно шумерские «историки», так и современные исследователи. Однако в случае с шумерскими историческими записями учёные имеют дело с подробными «царскими списками» по каждому городу-государству, причём сведения о первых царях явно имеют мифический характер - всё-таки сложно представить, чтобы цари правили сотни и даже тысячи лет. Так что специалисты создали свою периодизацию истории городов-государств Шумера, которые в научной литературе называют греческим термином «номы»:
I раннединастический период (2750 - 2615 годы до нашей эры) - время формирования основных шумерских номов, которых насчитывалось около пятнадцати. Учёные имеют сведения, что главным культовым центром шумеров тогда являлся город Ниппур (возможно, название «Шумер», под которым эта цивилизация стала известна соседям и истории, первоначально относилось именно к Ниппуру), в то время как главное военно-политическое влияние имели города-государства Киш, Ур и Урук;
II раннединастический период (2615 - 2500 годы до нашей эры) - это период фактически объединения большинства шумерских номов под властью династии города-государства Урук (основателем которой был легендарный Гильгамеш - скорее всего, реальный правитель, которому впоследствии приписали мифологические подвиги). Управление в номах осуществляли прежние местные правители, однако у них уже не было всей полноты власти;
III раннединастический период (2500 - 2315 годы до нашей эры) - это время расцвета шумерской цивилизации, расширения и совершенствования ирригационной системы, основание новых городов-государств (в частности, Вавилона). Однако в конце этого периода шумерские номы подвергаются набегам кочевников и в конце концов завоёвываются аккадским царём Саргоном Великим. В дальнейшем эта цивилизация будет уже смешанной, шумеро-аккадской.
Города-государства - такие разные и похожие
Шумерские города-государства действительно были, с одной стороны, разными государственными образованиями, с другой, они всегда осознавали свою целостность как единого народа. Этому способствовало, помимо общего языка и письменности, общая культурная и религиозная жизнь, а также признание Ниппура в качестве единого для всех шумеров культового центра. Кроме того, практически во всех номах Шумера складывались одни и те же принципы общественной жизни, политического управления, организации военного дела и других сфер жизнедеятельности. При этом самостоятельное развитие городов-государств привело к тому, что они были, с одной стороны схожи друг с другом, с другой, имели свои особенности. Три из наиболее известных городов-государств Шумера:
Ур - город-государство в устье реки Евфрат, основанный, по данным историков, ещё в V тысячелетии до нашей эры (то есть один из древнейших городов мира). Расцвета и богатства Ур достиг уже в I раннединастический период, однако затем попал в политическую зависимость от других городов-государств. Новое возвышение Ур пережил уже в эпоху шумеро-аккадской цивилизации, став столицей государства. Сегодня Ур знаменит прежде всего великим зиккуратом царя Ур-Намму, наиболее сохранившегося из всех зиккуратов Междуречья;
Урук - располагался примерно в 60 километрах от Ура выше по течению Евфрата. Многими учёными Урука рассматривается как первый «настоящий город» человеческой истории – так как по их данным, именно вокруг Урука была возведена первая известная специалистам городская стена. В период расцвета Урука площадь города составляла 125 гектаров, а длина опоясывавшей его стены была 9 километров. Однако до нашего времени от Урука практически не сохранилось никаких следов на поверхности земли;
Лагаш - город-государство, образовавшийся в начале IV тысячелетия до нашей эры недалеко от реки Тигр. Особенностью Лагаша была его бурная история: в III раннединастическом периоде правители этого нома смогли навязать борьбу правителям Урука, после военных побед сумев покорить эти города-государства. Впоследствии Лагаш даже смог на некоторое время освободиться от власти захватчиков-аккадцев, однако затем снова были покорены и примерно с XXI век до нашей эры перестал быть самостоятельным номом.
Александр Бабицкий
Статьи по теме
www.chuchotezvous.ru
Древние государства Шумера и Аккада
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
Древние государства Шумера и Аккада
Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул “цатэси” (эпси).
Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Но наряду с этим царь имел в своём непосредственном распоряжении особые земельные угодья. Процесс классового расслоения нашёл своё отражение и в формах землевладения. Государственная власть нередко прибегала к захватам общинных земель, часть которых еще ранее превращалась в собственность наиболее богатых представителей общины. Так постепенно возникла наряду с крупным централизованным царским землевладением и общинным землепользованием крестьян частная земельная собственность богачей. Обезземеленные бедняки, постепенно превращавшиеся в рабов, а также военнопленные, обращенные в рабство, обрабатывали земли, принадлежавшие царю, храмам и рабовладельцам-аристократам.
Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети. Правители и цари древнейших, а также и более поздних государств Шумера и Аккада всюду в своих надписях с гордостью говорят о своих заботах о расширении и поддержании в порядке сети искусственною орошения. Эти заслуги они перечисляют наряду с военными победами, признавая тем самым то громадное значение, которое имела ирригация в жизни страны. Так, Римсин, царь Ларсы (XVIII в. до н. э.) сообщает в одной надписи, что он выкопал канал, “который снабдил питьевой водой многочисленное население... который дал изобилие зерна... вплоть до берега моря”. Он его выкопал и превратил свою область в земледельческий район.
В документах времени существования шумерийских и аккадских государств упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например, регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных наводнением, Укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки древних каналов шумерийской эпохи хранились до настоящего времени в некоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы (современная Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики, что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Все эти крупные работы организовывались государственной властью.
Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой торговли с соседними странами и постоянные войны требовали централизации государственного управления. На первые тенденции к централизации административной власти в древнем Шумере указывают функции верховного чиновника, носившего титул “нубанда”. Этот чиновник, титул которого встречается в надписях, происходящих из Лагаша и относящихся к XXIV в. до н. э., сосредоточивал в своих руках управление всей хозяйственной жизнью страны. Обязанности и полномочия нубанды были весьма широкими. Судя по надписям, относящимся к этому времени, т. е. к XXIV в. до н. э., нубанда ведал земледельческими работами, в частности, теми, которые были связаны с системой искусственного орошения. Далее, в компетенцию нубанды входила раздача земель, выдача сельскохозяйственных орудий и сдача их в ремонт, управление продовольственными складами и царской казной. Наконец, нубанда стоял во главе государственного архива и гражданской палаты, которая ведала заключением договоров между отдельными лицами. В эту эпоху формируются древнейшие ведомства, в состав которых входят различные чиновники. Так, в состав хозяйственного ведомства входят “дамкары”, особые агенты, ведавшие торговыми операциями. Среди дамкаров выделяется “великий дамкар патэси”, очевидно, их начальник. Отдельными амбарами или продовольственными складами ведали особые чиновники, называвшиеся “дуггур”. В состав финансово-податного ведомства входили сборщики податей, называвшиеся “машким”. Наконец, уже появляются должности военных командиров (галь-уку), что указывает на развитие военного дела.
Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.
История некоторых из этих древнейших государств нам более или менее известна благодаря тому, что в развалинах одних городов (Ур) было найдено множество памятников материальной культуры и искусства, а в развалинах других (Лагаш) было найдено много документов (часть которых хранится в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина).
Разнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах Ура, указывают на значительный рост техники, главным образом, металлургии, в начале третьего тысячелетия до н. э.
В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу, сплавляя медь с оловом, научились применять метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном искусстве. Ур постепенно превращается в большой торговый город, который ведет торговлю с целым рядом соседних стран. Так, в Ур доставляют яшмовые бусы, печати, камень для изготовления сосудов, хлопок и обезьян из долины Инда, олово, лазурит и обсидиан из Ирана и Армении, кедры из Сирии и т.д. Во главе государства стояли правители, строившие храмы и дворцы и погребённые в гробницах со своими сокровищами и драгоценностями. Драгоценное оружие, серебряная посуда и богато инкрустированные музыкальные инструменты указывают на сосредоточение богатства в руках аристократии и, тем самым, на резкое классовое расслоение.
Вполне естественно, что Ур не был единственным богатым и могущественным государством Нижней Месопотамии. Наряду с ним существовали и другие государства, которые вели между собой упорную борьбу за преобладание и господство в Южной, а отчасти и Средней Месопотамии. Среди этих государств выделяется Лагаш, история которого нам сравнительно хорошо известна.
Лагаш
В середине третьего тысячелетия до н. э. (25402370 гг. до н. э.) во главе Лагаша стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью ряд соседних областей. Борьба Лагаша с соседними городами имела своей целью максимальное объединение областей вокруг одного центра. Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при Ур-нанше, которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.
Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме, который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов”.
Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны. Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)... раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну”.
Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный Элам.
Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой. Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.
Лагаш: Урукагина
Длительные войны, которые воли могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло. В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и цепные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.
Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени Урукагины (XXIV в. до н. э.). Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом, общинников, так и со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским. Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности, свободных общинников. В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что “бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей” (10 сар 36 тысяч).
Придя к власти, по-видимому, в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. Для того, чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем патэси. Всюду на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний “порядок” и древнюю “справедливость”. Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, “хорошим серебром”. Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить “жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет”, Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.
Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагине не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша.
Шумерийское царство
На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-загтиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается оправдать реформатора:
“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба”.
Лугаль-заггиси не ограничился разгромом и завоеванием Лагаша. Этот могущественный правитель Уммы поставил перед собой более широкую задачу объединение под своей властью всего Шумера и всего Аккада. Необходимость централизации сети искусственного орошения, защиты страны от иноземных завоевателей, горных и кочевых племён, постоянно вторгавшихся в Месопотамию, властно требовала объединения всего Шумера в единое крупное государство типа древневосточной деспотии. И эту задачу впервые выполнил Лугаль-заггиси. Как видно из его надписи, он покорил Урук, Ур, Ларсу и Адаб. Ему был подвластен и религиозный центр всего Шумера древний город Ниппур. Называя себя царём Урука и царём Ура, он, тем самым, объявил столицами объединённого Шумерийского царства эти два древнейших шумерийских города, носителей подлинно шумерийских политических и культурных традиций. Стремясь укрепить свою власть над всем Шумером, он опирался на жречество шумерийских городов, призывая в качестве своих покровителей их главных богов. Больше того в своей большой надписи Лугаль-заггиси впервые в истории Двуречья ясно формулирует свою завоевательную политику. Так, он указывает на то, что верховный бог Энлиль, “царь стран, передал Лугаль-заггиси царство над страной... его власти покорил страны, так что когда он завоевал их от восхода до захода, то он открыл ему путь от Нижнего моря через Тигр и Евфрат до Верхнего моря”.
Эта широкая объединительная и завоевательная политика Лугаль-заггиси способствовала расцвету крупных шумерийских городов. С гордостью говорил Лугаль-заггиси о том, что “он дал Уруку заблистать в радости, поднял голову Ура, как голову быка, до самого неба, наградил Ларсу, любимый город Баббара, водою радости, Умму, любимый город бога... поднял до высокого могущества”. Однако этот расцвет Шумера был недолговечным. Он длился лишь в течение 25-летнего царствования Лугаль-заггиси. Вскоре образовалось сильное Аккадское царство, которое стало реальной угрозой для самостоятельного существования независимого и объединённого Шумерийского царства. Борьба между этими двумя государствами должна была рано или поздно разгореться. Из этой борьбы вышел победителем семитский Аккад, который покорил своей власти шумерийский юг и создал единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возобновившее с новой силой и с новым размахом завоевательную и объединительную политику прежних шумерийских царей.
Военное искусство Шумера и Аккада
На начальной стадии развития военного искусства значительную роль сыграли государства древнего Двуречья бассейна рек Тигра и Евфрата. Здесь, так же как и в Египте, возникло ирригационное земледелие, наряду с которым развивалось скотоводческое хозяйство. Одним из следствий развития скотоводства было появление в Двуречье боевых колесниц, что определило особенность структуры войска государств древнего Двуречья.
В первой четверти III тысячелетия до н. э. в южном Двуречье, известном в истории под именем Шумер, существовал ряд рабовладельческих государств-городов. Вследствие разложения первобытнообщинного строя племен Шумера там выделилась общинная знать, которая, возглавляя ирригационные работы, закрепляла за собой владение землей и скотом. Крупную роль в экономике Шумера играли храмы, у которых было большое собственное хозяйство. В середине III тысячелетия до н. э. жречество узурпировало политическую власть.
Жрецы правители отдельных шумерских городов-государств имели свои дружины. Вооружение шумерских воинов состояло из короткого копья с медным наконечником и медного топорика на длинной рукоятке. Кроме того, у них имелись медные кинжалы и каменные булавы. Все это было оружие ударного действия. В качестве защитного вооружения шумерский воин имел медный шлем, шерстяную одежду с нашитыми на нее медными пластинками и кожаный, окованный медью щит. Дружинам Шумера был уже известен строй. Первая шеренга строя несла большие щиты, каждый щит прикрывал несколько человек.
Для ведения боя применялись четырехколесные боевые колесницы, запряженные четырьмя мулами. Экипаж колесницы состоял из двух человек возницы и воина; последний был вооружен метательными копьями, запас которых помещался в колчане, прикрепленном к передку колесницы.
Ирригационные каналы Шумера были не только средством орошения полей, но и удобными путями сообщения, что способствовало объединению страны. Овладение путями сообщения способствовало централизации политической власти в стране. Одному из правителей, опираясь на племенную знать, удалось преодолеть сопротивление жречества и утвердить деспотию, подчинив себе значительную часть племен Шумера. Следствием политической централизации было возникновение централизованной вооруженной организации. Воин получал земельный надел, за пользование которым он обязан был выступать в поход с соответствующим оружием. Кроме этих воинов, имелось небольшое постоянное войско, которое вооружалось за счет правителя, объединившего племена Шумера.
В III тысячелетии до и. э. в среднем течении Тигра и Евфрата сложилось рабовладельческое государство Аккад. В первой четверти III тысячелетия до н. э. во главе Аккада стал Саргон I, который, опираясь на широкие массы свободных, объединил Шумер и Аккад. Объединение способствовало изменению основы вооруженной организации. Военная мощь нового государства была столь велика, что к Саргону обращались за военной помощью торговые колонии семитов, находившиеся в Малой Азии. Ко времени правления внука Саргона I относится первый документально засвидетельствованный военный договор о взаимопомощи, заключенный “Шумером и Аккадом” с царьками государства Элам, находившегося в юго-западной части нынешнего Ирана.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/
samzan.ru
Древние государства Шумера и Аккада.
1. Древние государства Шумера и Аккада.
Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия