Древней месопотамии литература. Мировоззрение и культура Древней Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литературные жанры Древней Месопотамии. Древней месопотамии литература


ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ | Энциклопедия Кругосвет

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. Древнемесопотамская (шумеро-аккадская) литература – это единая, несмотря на двуязычие, словесность народов, населявших междуречье Ефрата и Тигра в III–I тыс. до н.э., – шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев.

На рубеже IV–III тыс. до н.э. в шумерских городах Южного Двуречья появились первые глиняные таблички с образцами архаической письменности, возникшей на основе системы трехмерных глиняных символов-фишек, которыми пользовались для учета в храмовых хозяйствах Шумера. Вместе с такими хозяйственными документами появились списки знаков и слов: вероятно, по ним обучались будущие чиновники и писцы.

Постепенно раннешумерское письмо подвергалось фонетизации, упрощению знаков и сокращению их числа, и к середине III тыс. до н.э. оформилось как письменность, способная передать живую речь. Кроме хозяйственной и частной переписки, стали записывать гимны, плачи, молитвы, эпические песни и т.д. В становлении письменности неоценимую роль сыграл «дом табличек» (эддуба) – архив, школа. Писцы, учителя и ученики эддубы были той средой, где формировалась словесность Месопотамии. Обучение в эддубе строилось в основном на копировании текстов. В первой половине II тыс. до н.э. существовал определенный список произведений, входивших в программу обучения писцов и составлявший круг их чтения. Древние каталоги сохранили названия приблизительно 100 художественных произведений на аккадском (ассиро-вавилонском) и ок. 90 – на шумерском языках. В начале II тыс. до н.э. шумерский язык почти вытесняется из повседневного употребления аккадским языком, но, как литературный, он остается до конца существования месопотамской культуры. Его изучают в школах; шумерские тексты копируют и переводят на аккадский; на этом языке даже продолжают сочинять новые произведения. Это известно современным исследователям благодаря археологическим находкам, которые донесли до нашего времени практически треть этого «ядра» шумеро-аккадской письменности. В современной науке все тексты принято делить на четыре большие группы: дидактика, лирика, космогонические и этиологические мифы, сказания о богах и подвигах героев. Сами месопотамские писцы придерживались иной классификации, не всегда понятной современному исследователю. Вероятно, она могла основываться на манере чтения текстов или на их музыкальном сопровождении.

Из текстов «непрагматического» характера ранее всего стали фиксироваться образцы житейской мудрости – пословицы и афоризмы. Из архивов городов Фары и Абу-Салабиха (ок. 2500 до н.э.) дошли таблички с древнейшим вариантом Поучения Шуруппака – сборника наставления в житейских делах царскому сыну (известны и более поздние варианты Поучений).

Писцы не только переписывали старые, но и сочиняли новые нравоучительные тексты. В эддубе возник и такой жанр месопотамской литературы, как диалог-спор. Ранние сочинения этого жанра (Зима и лето, Пальма и тамариск, Плуг и мотыга) представляли собой в основном состязания в самовосхвалении; в более поздних поэмах-диалогах (Вавилонская теодицея, Разговор господина с рабом) содержались мотивы, ставшие предвосхищением библейских Книги Иова и Екклесиаста. Как дидактическое можно рассматривать сочинение Писец и его непутевый сын, шумерский текст IX в. до н.э. об ученике и его учителе, дающий представление о нравах в эдуббе. Интересна также сказка Ниппурский бедняк о проделках хитреца, который смог отомстить своему могущественному обидчику. Сохранилось также сочинение в форме предсказаний Советы государю о насущной политике, в частности о необходимости сохранения привилегий городов Вавилона, Ниппура, Сиппара. Древнейшие образцы месопотамской лирики – плачи, гимны богам и героям, свадебные славословия (в записях XXI–XIX вв. до н.э.). Известен поздний ассирийский каталог, в котором содержались первые строки нескольких десятков любовных стихотворений в форме диалогов влюбленных, описывающих любовные чувства и воспевающих красоту возлюбленной. Некоторые из них сохранились в отрывках или полностью. Исследователи отмечают, что они по стилистике и духу близки к библейской Песни песней. Во II тыс. до н.э. появилось множество сочинений в виде псалмов, покаяний, личных молитв к богам, пронизанных искренним религиозным чувством. От покаянных псалмов ведут свое происхождение сочинения о невинных страдальцах. В списках начала II тыс. до н.э. сохранилось около полутора десятка шумерских поэм мифологического содержания: Энлиль и Нинлиль, Бог Энки и Нинхурсаг, Энки и Шумер и др., в которых содержится рассказ о возникновения Вселенной, сотворении первого человека и начале существования Шумера. Одна из табличек донесла до исследователей отрывок шумерской повести о всемирном потопе. Более подробное описание этого события содержится в старовавилонской поэме об Артахасисе, прототипе библейского Ноя. В древневавилонском космогоническом эпосе Энума Элиш (Когда вверху; начальные слова произведения служили его названием) представлена еще одна версия сотворения мира из хаоса, победы Мардука, главного бога города Вавилона, над богиней первичных мировых вод Тиамат. Мардук из тела богини Тиамат создал землю и небо, человек же создан для служения богам. Чтение этой поэмы являлось необходимым элементом встречи нового года в храме Мардука.

К более поздним этапам становления эпической поэзии относится знаменитый Эпос о Гильгамеше. Героями этого эпоса являются близкие друзья: Гильгамеш – полубог-получеловек и Энкиду, созданный богами как своего рода alter ego Гильгамеша, и который умирает вместо Гильгамеша после многих совместных деяний. Его смерть вынуждает Гильгамеша отправляется на край света, чтобы узнать у пережившего потоп Утнапишти секрет обретения вечной жизни.

Как узнает герой, вечная жизнь смертным недоступна, – однако Гильгамеш добывает цветок вечной юности, впоследствии похищенный змеей.

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»

Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?

www.2fwww.krugosvet.ru

Литература Древней Месопотамии – кратко

Наряду с мифами о богах от народов Древней Месопотамии дошёл созданный при помощи её письменности литературный эпос, который воспевает подвиги героев, обладавших исключительной силой и мудростью, но отличавшихся от бессмертных богов тем, что рано или поздно они должны были подвергнуться участи всех людей и покинуть землю. В этих эпических произведениях скрещиваются различные элементы. Устное народное творчество осложняется добавлениями и толкованиями обрабатывавших его писцов. Воспоминания о реальных исторических событиях и деятелях перерабатываются в литературе Древней Месопотамии с явными преувеличениями и снабжаются сказочными подробностями.

Письменность Древней Месопотамии

Глиняная табличка из Шуруппака с образцом клинописи, при помощи которой создавалась литература Древней Месопотамии

 

Наиболее характерным следует признать эпический цикл, посвященный величайшему герою Древнего Двуречья – Гильгамешу. Разрозненные эпизоды этого цикла сохранились на шумерском языке. Окончательной систематизации и литературной переделке они подверглись уже после того, как были заимствованы аккадцами, которые создали на своем языке единую поэму о Гильгамеше в 12 частях.

В настоящее время выяснено, что Гильгамеш был исторической личностью. Именно при Гильгамеше город Урук, где он правил, стал главным центром Древней Месопотамии

В аккадской поэме Гильгамеш выступает как своенравный и капризный властитель, заставляющий мужчин строить городские стены, а девушек забирающий в свой гарем. Вместе со своим другом Энкиду он совершает ряд подвигов (например, убивает великана Хумбабу, живущего в кедровом лесу). Сама богиня Иштар, пораженная силой и мудростью Гильгамеша, предлагает ему стать ее супругом, но предусмотрительный герой отвергает ее искания. Он напоминает ей, что она коварно погубила всех своих прежних любимцев.

По просьбе оскорбленной дерзким отказом богини отец ее Ану насылает на Урук небесного быка, который выпивает воды Евфрата и раскалывает своим дыханием землю. Однако Гильгамеш и Энкиду убивают чудовище.

Гильгамеш

Гильгамеш. Величайший герой эпической литературы Древней Месопотамии

 

В конце концов борьба с богами оказывается Гильгамешу не под силу. Умирает его друг Энкиду. Мысль о неизбежности смерти угнетает этого величайшего героя литературы Древней Месопотамии, и он отправляется в далекое путешествие с целью обрести тайну бессмертия. Он переплывает океан и добирается до острова, где живет его предок Утнапиштим, который спасся от всемирного потопа и по воле богов обрел бессмертие вместе со своей женой. По их совету Гильгамеш опускается на морское дно и извлекает оттуда волшебный куст, превращающий старца в юношу, но появляется змея и похищает у него это растение.

Основная мысль поэмы сводится к тому, что даже величайший герой не может добиться вечной жизни и должен смириться перед богами.

Наряду с эпическими произведениями литературы Древней Месопотамии до нас дошла шумерская и аккадская лирика.

В честь богов составлялись гимны. В одном из них воспевается солнечный бог Шамаш, карающий преступников, охраняющий всех находящихся вне дома.

В Древней Месопотамии используется также своеобразная литературная форма диалога, которая (как позднее в греко-римской античности) служит для выражения глубоких раздумий о смысле жизни.

Типичным является «Разговор господина с рабом». Какой-то вельможа впал в немилость у царя и советуется со своим рабом о том, что ему делать. Все возможности выхода из жизненного тупика оказываются тщетными. Надеяться на милость царя не приходится, а восставать против него безнадежно. Можно, конечно, забыться, предаваясь, пока не поздно, радостям жизни, можно устроить пир, полюбить женщину, но в этом нет смысла. Пресыщение вызывает муки, а женщина коварна («женщина – это ров, это острый железный кинжал, перерезающий горло человеку»). На помощь бога, по уверению раба, тоже не следует рассчитывать, ибо богу нет дела до человека с его горестями и он глух к мольбам и магическим заклинаниям. В конце диалога разъяренный вельможа грозится убить лукавого раба, который не желает его утешить, но тот спокойно отвечает, что господин не переживет его больше чем на три дня.

В этом диалоге выражена мысль, что вельможа так же бессилен перед царем, как раб бессилен перед вельможей.

Своеобразным литературным жанром Древней Месопотамии, сильнее всего сохранившим черты народного творчества, является басня. До нас дошли рассказы из жизни животных (об орле и змее, о трусливой и хвастливой лисе, о великодушном льве и т. д.).

Следует отметить и бытовавшие в Древней Месопотамии литературные записи поговорок, метко отражающих мелочи повседневной жизни, а порой ставящих основные вопросы этики. В одной пословице осуждается жизнь не по средствам и слышится призыв к экономии: «Кто строит как господин, живет как раб; кто строит как раб, живет как господин». Подлинная народная мудрость сказывается в осуждении войн: «Ты идешь завоевывать землю врага, а враг приходит завоевывать твою землю».

 

www.rushist.com

Литература, наука Месопотамии

Древнемесопотамская шумеро- и аккадо-язычная литература известна сравнительно неплохо - сохранилась примерно четверть того, что составляло "основной поток традиции", то есть изучалось и переписывалось в древних школах-академиях. Глиняные таблички, даже необожжённые, прекрасно сохраняются в земле, и есть основания надеяться, что со временем будет восстановлен весь корпус литературных и "научных" текстов. Обучение в Двуречье издавна строилось на копировании текстов самого различного содержания - от образцов деловых документов до "художественных произведений", и целый ряд шумерских и аккадских сочинений был восстановлен по многочисленным ученическим копиям.

При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 году при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Царь лично следил за её комплектованием: по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых и частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах. Пространные тексты составляли целые "серии", включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой "серийной" табличке стоял её порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках "книги" размещались по определённым отраслям знаний. Здесь были собраны тексты "исторического" содержания ("анналы", "хроники" и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, "научные" тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т. п.), сотни книг, в которых "отложились" все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлечённых из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Рукописная табличка из МесопотамииРукописная табличка из Месопотамии. Фото: DAVID HOLT

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения - "литературные" обработки эпических поэм, сказок, собрания пословиц, так и авторские, представляющие письменную традицию. Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше и несколько более поздних аккадских версий эпоса. Этот памятник, очевидно, пользовался заслуженной славой и в древности; известны его переводы на хурритский и хеттский языки, упоминание о Гильгамеше есть и у Элиана.

Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе", повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…"). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, трижды отомстившего своему обидчику. Этот сказочный сюжет широко представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе Аарне-Томпсона). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане". Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций, повторяющихся позже во многих ближневосточных литературах и у античных философов.

Из произведений нефольклорного, изначально письменного, авторского происхождения следует указать несколько поэм о невинном страдальце, так называемую "Вавилонскую теодицею" и "Разговор господина с рабом", предвосхищающих темы библейских книг Иова и Екклесиаста. Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских псалмах. В целом можно утверждать, что древнемесопотамская словесность, её тематика, поэтика, само видение мира и человека оказали значительное воздействие на литературы соседних народов, на Библию и через неё - на литературы Европы.

По-видимому, месопотамские истоки имела и арамейская "Повесть об Ахикаре" (древнейшая запись датируется V в. до н. э.), переведённая в средние века на греческий, арабский, сирийский, армянский и славянский языки ("Повесть об Акире Премудром").

Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия. По сей день мы пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счётом шумеров, деля круг на 360 градусов, час - на 60 минут, а каждую из них - на 60 секунд. Особенно значительны были достижения вавилонской математической астрономии.

Самый творческий период вавилонской математической астрономии приходится на V в. до н. э. В это время существовали знаменитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома: Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, установивший продолжительность солнечного года и ещё до Гиппарха открывший солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам вавилонских астрономических знаний играла школа, основанная вавилонским учёным Беросом на острове Кос около 270 г. до н. э. таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи раннего Возрождения.



biofile.ru

Литературные жанры Древней Месопотамии.

Немного о письменности:

Для письма жители Месопотамии использовали глиняные таблички (плитки), на которых они выдавливали знаки острым концом деревянной или бронзовой палочки. Такое написание создавало особую клинописную форму знаков, а в целом вавилонская письменность получила название «клинопись». Располагая выдавленные знаки-клинья в разных сочетаниях, писец мог выражать самые разные понятия, слова, звуки. К середине 2 тыс. в вавилонской клинописи насчитывалось более 600 различных сочетаний клинописных знаков, позволяющих писать тексты от простых изречений до сложнейших юридических или религиозно-философских сочинений. С серидины 2 тыс. она стала общепринятым языком дипломатической переписки на Ближнем Востоке. Ее изучали даже в писцовых школах Ешипта, хотя Египетская иероглифика была одной из самых развитых систем древней письменности.

Как узнали:

При раскопках города Ниневии учёные нашли целую библиотеку царя Ашшурбанипала, в которой было 30 тысяч глиняных табличек. Когда в древности, во время штурма города, дворец вместе с библиотекой сгорел, таблички сохранились. В глиняных «книгах» учёные прочитали легенды и пророчества, указы царей, хозяйственные документы, сведения по медицине, географии, математике и многое другое. Были записаны песни о деяниях богов, которые исполнялись жрецами во время богослужений. Хвалебные песни пели богам во время торжественных процессий и обрядов. Учёные нашли песни, в которых богов благодарят за то, что они изобрели для людей плуг, мотыгу, кирпич и пр.

Литература:

Литература Древней Месопотамии отличается многообразием форм и жанров. К древнейшим текстам относятся списки богов, некоторые мифы и гимны, позднее появляются эпические произведения, рассказывающие о богах и героях, складывается жанр исторической литературы, появляется публицистика, записываются сказки, пословицы и поговорки и т.п. По-видимому, самым знаменитым произведением является «Эпос о Гильгамеше».

© Мифы.

Когда вверху... (Энум-Элиш)

(Вавилонский миф о сотворении мира и людей)

Словесное содержание древних мифов не передает и в принципе не может передать полностью их содержание: текст произносится во время сакрального ритуала, и полный текст мифа — это содержание всего ритуала. «Когда вверху» исполнялся каждый год во время празднования вавилонского Нового года. Целью такого исполнения является возвращение к «началу времен» и исправление недостатков, накопившихся в мире. В первых частях очень похоже на Теодицею Гесиода: боги старого и нового порядка, в итоге воцаряются новые боги. (война титанов с богами Олимпа – то же самое) Потом рассказывается о сотворении человека (из крови одного из богов, создают их для служения богам, обеспечения их пищей и пр.). Затем боги строят для Мардука великий вавилонский храм Эсагилу с его зиккуратом.

Таков в общих чертах вавилонский миф о творении, в котором легко проследить лежащие в его основе шумерские элементы. Но в Энума элиш разбросанные во многих шумерских мифах мотивы соединены и спаяны в единое целое.

(Хук С.Г. Мифология Ближнего Востока. С. 34-37)

© О молитвах

Когда человек чувствует себя прекрасно, полон жизни, наслаждается богатством и душевным покоем, он объясняет это завидное состояние ума и тела присутствием сверхъестественных сил, которые либо наполняют его тело, либо охраняют. Наоборот, всякого рода несчастья, болезни и неудачи объясняются отсутствием такой защиты. В молитвах и других текстах человек просит великих богов, чтобы «добрые» духи находились возле него, заботились и защищали от врагов — людей, колдунов или демонов — и тем самым обеспечивали бы физическое благополучие, успехи и удачу во всех предприятиях. Можно назвать это проблемой несправедливости в мире, о которой рассказывает молящийся. Эта тема получила развитие в поэмах «О Невинном страдальце» и «Теодицея» («Богооправдание») В последнем произведении дается такой ответ: *примерно «Все страдания посылает Господь (Православие в древности! J), их нужно стойко переносить, и в конечном счете такое терпение будет вознаграждено сторицей.» (сторица=вознаграждение) - эти сюжеты – основа библейской «Книги Иова».

(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 157-158 + Кузищин)

© Философия

В Древней Месопотамии философия как самостоятельная область деятельности человеческого духа не сформировалась. Но некоторые литературные тексты можно оценить как имеющие философский характер. К их числу относится и приводимый ниже «Разговор господина с рабом», в котором обсуждается проблема человеческой деятельности и ее последствий.

Разговор господина с рабом

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Запряги поскорей колесницу, чтоб мне ехать к царю во дворец! — приказал

господин, и раб поклонился ему:

— Поезжай поскорей! Там ты сможешь снискать особую милость! Но покачал головой господин:

— Раб, не спеши! Не хочу я ехать к царю!

И откликнулся раб:

Да, зачем тебе ехать! Может царь поручить опасный поход, и будешь ты в

тяжком походе страдать днем и ночью...

* * *

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Задумал я, раб, жениться. Наследниками пора обзавестись! — сообщил

господин, и раб поддержал:

— Что ж, хорошее дело! Тот, кто имеет детей, может быть спокоен о том, что

когда помрет, найдется человек, приносящий жертву!

— Нет, раб! Вздор я говорю — с какой стати мне жениться? — засомневался

господин.

— А и верно! — поддержал господина раб. — Жениться — это что голову в

петлю сунуть. Да и дети — то родятся бог весть какие — кривые да хромые! Не

женись, мой господин — дом свой в целости сохранишь, ей-богу!

* * *

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Задумал твой господин учинить разбой! Что скажешь?

— Что ж, дело неплохое! — отвечал господину раб. — Разбоем добудешь ты

себе богатство.

— Нет, раб, я передумал — не пойду я на разбой! — изменил свое решение

господин.

— А и не ходи, мой господин, не ходи! Чего доброго убьют тебя, с живого

снимут шкуру, в темницу бросят! Не учинишь разбоя — жить долго будешь!

* * *

И сказал господин рабу:

— Повинуйся мне, раб!

И раб отвечал:

— Повинуюсь!

— Решил я свершить для отчизны великое доброе дело!

И так ему раб отвечал:

— Что ж, господин, сверши задуманное — ты и у царя в почете будешь, да и

боги тебя не забудут.

— Нет, раб, не хочу я делать добрые дела для моей отчизны! — И господин

решительно взмахнул рукой.

— А и правда, господин, что проку в них? Пойди на кладбище да погляди на

кости — разве угадаешь ты, кто из умерших был усерден к благу государства, а кто

ему вредил?

(Разговор господина с рабом. С. 102-104)

© Государство и право

Правители первых шумерских государств носили титул «лугаль» («большой

человек») или энси; последний титул связан с должностью жреца, что свидетельствует о том, что правитель был также главой жрецов. Позже во всей Месопотамии утверждается идея божественности царей и царской власти. О царской власти Жители Месопотамии признавали только одно учреждение в современном смысле этого слова — царскую власть. Именно она прежде всего являлась признаком цивилизованной жизни и считалась поэтому божественного происхождения... Святость царя подчеркивается (особенно в ассирийских текстах) сверхъестественным и внушающим страх сиянием (аурой), которое, судя по данным религиозной литературы, характерно для всех божеств и всех вещей божественного происхождения. Ассирийский царь в качестве жреца был или действующим лицом, или объектом поклонения в многочисленных и сложных ритуалах, детально описанных в некоторых текстах. Его тщательно охраняли от болезней и особенно от вредных магических влияний, так как от его благополучия зависело процветание страны. Поэтому ассирийские цари... окружались толпой предсказателей и лекарей. Все знамения рассматривались и истолковывались прежде всего в связи с тем, какое влияние они окажут на особу царя. Существовали сложные ритуалы — они помогали отвести от царя предсказанное зло. Известен по крайней мере один случай в Ассирии, когда для того, чтобы помешать исполнению предсказания о грозящей смерти царя, пошли на хитрость — другое лицо на сто дней объявили царем (его назвали «подменный царь»), а затем убили и похоронили с почестями. Таким образом, предсказание вроде бы сбылось, а судьба же была обманута и настоящему царю сохранили жизнь.

(Оппенгейм А. Древняя Месопотамия. С. 78-80)

© О законах Хаммурапи

...В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности:

полноправные, мушкенум и рабы. Каждая из них по-разному отвечала за те или иные поступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, а за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев — беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права — на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Группа статей, касающихся собственности, — едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества. Наибольшего внимания заслуживают те из статей, которые касались условий кредита и ростовщичества. Все они были направлены на ограничение произвола заимодавцев и стремились дать должнику максимальные шансы. При неурожае его долг откладывался. Если за долг человек был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор наказывался. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет — после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента — он не должен был превышать 20% при денежном и 30% при натуральном займе. Наказания за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний — талион, т.е. воздаяние по принципу «око за око», «рука за руку», «сына за сына», «раба за раба».

(Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. С.94-95)

© Из законов Хаммурапи

195. Если сын ударил своего отца, то ему отрежут руки.

196. Если кто-нибудь повредил глаз у сына мужа (т.е. свободного человека), то

повредят глаз ему [самому].

197. Если он сломал кость у сына мужа, то сломают кость ему.

199. Если он повредил глаз у чьего-нибудь раба или сломал кость у чьего-

нибудь раба, то он уплатит половину его стоимости.

202. Если кто-нибудь ударил по щеке лицо высшего положения, то его на суде

ударят шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если сын мужа ударил по щеке сына мужа одинакового положения, то

уплатит мину серебра.

216. Если врач сделал кому-нибудь тяжелый разрез бронзовым ножом и

излечил [этого] человека или же снял с чьего-нибудь глаза бельмо бронзовым ножом

и вылечил глаз [этого] человека, то он получает десять сиклей серебра.

218. Если врач сделал кому-нибудь тяжелый разрез бронзовым ножом и

причинил смерть [этому] человеку или же снял с чьего-нибудь глаза бельмо

бронзовым ножом и повредил глаз [этого] человека, то ему отсекут руки.

229. Если строитель построил кому-нибудь дом и сделал свою работу

непрочно, так что построенный им дом обвалился и причинил смерть домохозяину,

то строитель предается смерти.

230. Если он причинил смерть сыну домохозяина, то предадут смерти сына

строителя.

231. Если он причинил смерть рабу домохозяина, то отдает домохозяину раба

за раба.

(Законы Хаммурапи. С. 54-55)

 



infopedia.su

Культура Древней Месопотамии. Древний Восток

Культура Древней Месопотамии

Грамота и школы

Как мы уже упоминали, грамотность в Месопотамии была распространена довольно широко и очень уважалась. В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие о делах богов, в том числе об их борьбе с чудовищами хаоса и нисхождения в преисподнюю; эпические легенды о героях и царях; «плачи» о великих исторических катастрофах; надписи царей, прославляющие их деяния; хроники и царские списки, в которых месопотамцы стремились зафиксировать для себя самих историю своей страны и представить ее преемственность; «научные» тексты по всем отраслям знания — от многоязычных словарей и гадательных книг до медицинских инструкций и арифметических задачников; тексты ритуального содержания — заклинания, записи ритуалов, гимны, молитвы, плачи; любовная лирика; дидактические и философские произведения — так называемая «литература мудрости», говорящая о судьбе и выборе человека в мире и необыкновенно популярная; сочинения с политической тенденцией, например, поучения царю; сказки, в том числе бытовые (самый яркий пример — сказка о хитром ниппурском бедняке, который трижды смог безнаказанно исколотить обидевшего его градоправителя), басни, пословицы и поговорки.

Главными центрами грамотности служили школы при дворцах и храмах. Школа называлась «домом табличек», ее руководитель «отцом дома табличек», а ученики — «сыновьями дома табличек». Кроме простых учителей, в школах имелись преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», который следил за посещаемостью и дисциплиной. Помимо обычных школ, действовали и высшие специальные училища. В них принимали только грамотных молодых людей. Здесь изучали ритуал, астрономию, природоведение, медицину. Дворцы, храмы, школы и училища имели при себе библиотеки «глиняных книг на разных языках». Сохранились библиотечные каталоги. Особое значение получила громадная библиотека, собранная по приказу Ашшурбанапала в Ниневии (по-видимому, там собирались тотально скопировать все произведения клинописной книжности) и послужившая важнейшим источником знаний о Месопотамии для ассириологов. В школах обучали счету и измерениям.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Литература Древней Междуречье

Белорусский государственный университет

Исторический  факультет

Реферат на тему:

    

Подготовила

Студентка 1 курса 5 группы

Шостак  Наталья Михайловна       

2009 г.

 

  

Содержание:

 

 

    Древняя культура застыла для нас в  двух формах – в зрительном образе и в письменном слове. Даже те цивилизации, чья письменность сохранилась и сейчас понятна, все равно для нас гораздо более вещественны и образны, чем словесные, не говоря уже об археологических культурах (а ведь каждый из этих миров охватывает несколько тысячелетий). Культура Древнего Междуречья представляет в этом плане одно из немногих, если не единственное, исключение. Ее можно назвать цивилизацией письменности, настолько количество письменных памятников превосходит памятники вещественные. Такой, казалось бы, громоздкий и неудобный для письма материал, как глина (а затем и камень), оказался едва ли не самым надежным хранилищем древнего слова, и теперь в нашем распоряжении сотни тысяч клинописных табличек, целые гигантские архивы. По числу сохранившихся произведений литература клинописная превосходит многие литературы древности, хотя памятники эти и составляют не такую уж большую часть клинописного наследства: на первых порах письменность не имела к словесности, к литературе никакого отношения и, будучи изобретена с практической целью, обслуживала хозяйство. Поэтому большая часть дошедших до нас архивов состоит из хозяйственных, административных и юридических документов, дающих возможность судить о социальной структуре и экономическом состоянии общества, а также об его истории.

 

    Шумерский период в истории Двуречья охватывает около тысячи лет – с конца IV тыс. до н. э., когда в низовьях Тигра и Евфрата начинают складываться древнейшие классовые государства, и до конца III тыс. до н. э. В XXIV - XXII вв. до н. э. Шумер попал под аккадское влияние. Но аккадцы-семиты жили бок о бок с шумерами еще с конца IV тыс. и к моменту прихода к власти аккадской династии были в значительной степени шумеризованы по своей культуре. Поэтому во время аккадского господства ни шумеры, ни их традиции подавлены не были, хотя аккадское влияние уже сказывалось на развитии художественного творчества Двуречья. Последний этап независимой истории Шумера – правление III династии Ура и династии Исина (XXI в. до н. э.) – время окончательного установления рабовладельческого государства, выработки его идеологии, упорядочения системы пантеона и ритуала. Вскоре после этого Двуречье окончательно объединяется под властью Вавилона, и шумеры перестают существовать как самостоятельная народность.

    Шумерские памятники литературы дошли до нас  в поздних записях, главным образом  от так называемого послешумерского  периода (XIX - XVIII вв. до н. э.), т. е. того времени, когда сами шумеры уже слились  с аккадцами, а шумерский язык уступил место аккадскому. Это были либо записи или копии произведений, написанных на шумерском языке, либо двуязычные, шумеро-аккадские, тексты, что говорит о большой роли, которую продолжала играть шумерская культура в истории Двуречья.

    Что же касается ранних шумерских текстов, то сведения о них незначительны: известны некоторые школьные тексты, исторические надписи (строительные, хроникальные), самые древние из которых восходят к XXVII - XXVI вв. до н. э., а также гимны (особенно много их появляется в конце III тыс. до н. э., во время III династии Ура, в честь обожествленных правителей этой династии). Целесообразно начать с рассмотрения жанра, который самим своим возникновением обязан изобретению письменности – жанра исторической надписи.

1.1 Исторические надписи

 

    Царские надписи появляются в Шумере во второй четверти III тыс. до н. э., незадолго до начала правления I династии Ура.

    Первые  такие надписи связаны со строительством храмов и каналов и обычно представляют собой одну фразу: «Такому-то богу такой-то такое-то сооружение построил». Затем надписи увеличиваются, перечисляется уже несколько сооружений, начинают упоминаться войны: «Когда такой-то разгромил того-то или то-то, такое-то сооружение он построил». Известны подобного рода надписи царя Энмебарагеси, правителя города Киша, царей города Ура и др. К середине III тыс. до н. э. надписи становятся еще пространнее: в знаменитой «Стеле коршунов» Эаннатума, правителя города Лагаша (XXV в. до н. э.), уже содержится описание битвы, а надпись другого лагашского правителя, Энметены, на глиняном конусе (XXIV в. до н. э.) представляет собой краткую историю взаимоотношений городов Лагаша и Уммы.

    Размеры надписей продолжают все увеличиваться  и параллельно начинают складываться основы стиля, который становится все  более образным и выразительным. Некоторые из надписей уже воспринимаются как подлинно литературные памятники. Таковы поэтические надписи лагашского правителя Гудеи, время царствования которого падает на послеаккадский период (XXII в. до н. э.). Гудеа в ритмизованной форме не просто рассказывает о постройке храмов, он называет причины, побудившие его за нее приняться, например веление богов в пророческом сне.  

    Затем Гудеа описывает подготовку и  ход строительства, восхваляет красоту  и убранство возведенного здания, разнообразие и ценность материалов, привезенных для постройки из дальних стран.

    Из  надписи впоследствии развивается характерный для Шумера, а позже и для Вавилонии жанр псевдонадписи. В нем имитируется стиль древней надписи и повествование ведется от первого лица. Посвящены псевдонадписи, как правило, военным событиям, в том числе, видимо, и действительно происходившим. К такого рода памятникам относятся анналы легендарного царя Адаба Лугальанемунду и описание войны царя Урука Утухенгаля с вторгнувшимся в Месопотамию племенем кутиев и победы над кутийским царем Тириканом.

    Говоря  об исторических и псевдоисторических текстах, необходимо упомянуть еще  о некоторых любопытных памятниках, стоящих особняком. Так, в «Истории святилища Туммаль», находившегося  в древнем шумерском городе Ниппуре, перечисляются имена правителей разных городов, строивших и перестраивавших храм Туммаль и, видимо, оставивших там свои надписи. Наряду с известными из истории правителями Ур-Намму, Ибби-Суэном и другими, в ней упоминаются царь Урука Гильгамеш, его сын Ур-Нунгаль, а также правители города Киша Энмебарагеси и его сын Агга, легендарный соперник Гильгамеша. Эти сведения в соединении с другими данными позволяют предположить, что известный герой шумеро-аккадского эпоса Гильгамеш – историческое лицо.

    Не  менее интересен так называемый «Царский список», очень важный для  установления хронологической канвы  истории Шумера, а также «Перечни названий годов» при III династии Ура.

    «Царский  список» содержит идею единой и вечной «царственности» – «нам-лугаль». Список перечисляет царей, обладавших «царственностью». Согласно концепции «Царского списка», во время мирового потопа «царственность» вернулась на небо, а затем снова спустилась с небес. Таким образом, династии, упомянутые в «Царском списке», делятся на «до потопа» и «после потопа».

    Составлен список был не ранее времени III династии Ура (первоначально список был доведен  до III династии Ура, а затем вновь  продолжен). Хотя многие перечисленные  в нем династии, как можно установить по историческим надписям, правили одновременно, здесь они представлены последовательно сменявшими друг друга.

    «Перечни  названий годов» при III династии Ура  можно считать первичной хроникой или летописью, так как каждый год назывался в них по какому-нибудь выдающемуся событию, совершившемуся в этот год. Такие перечни существовали примерно с династии Аккада (XXIII в. до н. э.), но до нашего времени они не дошли.

1.2 Проблема классификации

 

    Всего известно около 150 памятников шумерской  литературы (многие сохранились в  фрагментарном виде). Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика. Такое распределение по жанрам условно и опирается на современные представления о жанрах. Сами шумеры имели свою собственную классификацию – почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. Неясность и разноплановость собственно шумерской классификации, требующей дальнейшего изучения, вынуждают исследователей при изучении шумерской литературы для удобства пользоваться современными жанровыми категориями.

    Пытаясь классифицировать шумерскую литературу, у ученых возникают те же трудности, как и при классификации любой другой литературы Древнего мира: очень трудно отграничить собственно литературные памятники от иных памятников письменности, отделить художественную литературу от деловой, фольклор – от собственно письменной литературы и прежде всего литературу религиозную от литературы светской, поскольку вся идеология древности тесно связана с религией. Известные шумерские памятники ученые разбили на четыре обширные группы (кроме рассмотренных выше исторических текстов, стоящих особняком): 1. космогонические и этиологические мифы; 2. сказания о подвигах богов и героев; 3. лирические тексты; 4. педагогические и дидактические сочинения (так называемые тексты Эдубы).

1.3 Космогонические и этиологические мифы

 

    Религию шумеров условно можно определить как верования, основанные на общинных культах; иначе говоря, она принадлежала к древнейшему типу религий. Культы носили во многом еще первобытный  характер. Этические учения в религиозных  воззрениях не играли роли, а наиболее важную их часть составлял магический ритуал. Большинство богов были покровителями отдельных общин, и в каждой общине с кругом этих богов связывался свой круг мифов.

    Почти все мифологические памятники, которые  дошли до нашего времени, найдены в школьной библиотеке Ниппура, однако они передают не только традицию ниппурского цикла мифов, но также предания Эреду и особенно Урука. Это связано с тем, что III династия Ура, при которой складывался общий для всей страны ниппурский канон, возводила свой род к мифическим и полумифическим героям Урука. Видимо, существовали циклы мифов и других городов, но традиция почти не сохранила их.

    Собственно  космогонические шумерские мифы ученым не известны. Возможно, что записи чисто космогонических мифов до нас не дошли, но, скорее всего, их в Шумере и не было. Были, по-видимому, в весьма отдаленное от записей мифологических текстов время отдельные сказания о первых деяниях богов, но в особое космологическое философское учение они не вылились и кратко воспроизводились только в коротеньких, но обязательных заставках, прологах к другим сказаниям.

    Мифы  о сотворении божеств, которым поручено следить за порядком на земле, о распределении  божественных обязанностей, об установлении божественной иерархии, о заселении земли живыми существами и даже о создании отдельных сельскохозяйственных орудий составляют самую обширную часть шумерской мифологической литературы. Творцами-демиургами выступают главным образом два божества – Энки и Энлиль. Так, Энлиль порождает бога луны Нанну и некоторых богов подземного царства. В другом мифе он создает скотоводческих богов – Эмеша и Энтена (лето и зиму), которые приходят на землю и делают ее обильной и плодородной.

    Деятельность  Энки близка трудам Энлиля: он также  благодетельствует земной мир. В сказании «Энки и Шумер» Энки отправляется в путешествие по земле и определяет судьбу отдельных городов и стран:  

    О дом Шумера, да будут полны твои стойла,

    Да  умножатся стада твои,

    Да  будут полны овчарни, да будут  бесчисленны стада твоих овец.  

    Путешествие богов за милостью к Энлилю, видимо, являлось содержанием еще целого ряда мифов. Так, до нас дошел миф  о путешествии в Ниппур Нанны. В этом мифе Нанна едет к Энлилю из Ура с богатыми дарами и просит его наделить реки, леса и поля плодородием и богатством, что Энлиль охотно исполняет.

    До  нас дошли два мифа о появлении  человека на земле, и оба они очень  характерны. В одном рассказывается о богине скота Лахар и богине зерна Ашнан. Их создали в Дулькуге, горнице рождения богов, Энки и Энлиль для того, чтобы Ануннаки (божества, «которым бог небес Ан приказал родиться») могли воспользоваться их дарами и получить пищу. В то время еще ничего не было создано на земле, и Ануннаки не знали, что можно есть хлеб и пить молоко, «они жевали растения, как овцы, и пили воду из канав». Когда Лахар и Ашнан были созданы в Дулькуге, Ануннакам предлагают воспользоваться продуктами, которые производят эти боги. Но Ануннаки едят то, что создали Лахар и Ашнан, и не утоляют голода, пьют великолепное молоко в «превосходных овчарнях», но не утоляют жажды...  

stud24.ru

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии. Древний Восток

Мировоззрение и культура Древней Месопотамии

Перед тем как повести речь о месопотамской культуре, нам придется обратиться к достаточно пространному описанию духовного облика, т. е. мышления и ценностей людей древнего Ближнего Востока, в чье цивилизационное «поле» входила Месопотамия. Это необходимо сделать еще и потому, что расхожие представления о нравах и мировоззрении тех времен, обычно знакомые читателю, с нашей точки зрения, являются во многом ошибочными.

К числу таких распространенных ошибок или упрощений можно отнести представления о восточном неограниченном деспотизме; об иррациональной основе мифологии и ритуала; о том, что они опирались на прямую веру; о том, что мышление древнего человека носило иной характер, чем у современного; о том, что государственность и богопочитание Древнего Востока подавляли человеческую личность; о том, что и само личное сознание толком еще не выделилось тогда из коллективного, так что люди преклонялись перед богами, обществом и властью как самодовлеющими началами, имеющими априорный, безусловный приоритет перед людьми как личностями, их жизнью и потребностями.

Нередко считают, что авторитет иерархии богов или властителей был на Древнем Востоке абсолютным и изначальным, а не условным, сознательно возводящимся (с санкции и по убеждению самого общества!) к потребностям и желаниям его членов, как это происходит в рамках современной либерально-персоналистской культуры, где существование и авторитет государства обосновывается и оправдывается тем, как оно обеспечивает нужды составляющих его людей. В действительности при выработке всех этих представлений, особенно типичных для популярной и общей культурологической литературы, некоторые внешние отличия древневосточного менталитета от привычных нам норм и навыков современности принимаются за отличия сущностные.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также