Выдающиеся литераторы Древнего Рима. Древнего рима писатели
Поэты и писатели о Древнем Риме
Когда другие пили прекрасное старое вино, педагогу подавали такое, которое нельзя было в рот взять. Педагогу дозволялось говорить только в том случае, когда собеседники молчали. Сатиры Ювенала приносят большую пользу истории, так как дают полное понятие о нравах и привычках древних римлян. В этих сатирах мы читаем описание жизни древних римлян, от патриция до раба и от философа до падшей женщины, которая, забыв свой стыд, полуголой является на игры цирка. Помните курсы риторики — http://krasno.com.ua/kursy-ritoriki/: в сатирах фигурируют образы тех, кто ради собственного обогащения, травил своих родных, становился шпионом, фальсификатором или продавал себя старухам; фигурируют и мужья, торговавшие своими женами, и вся безумная роскошь, ведущая к публичному разврату и всевозможным преступлениям.
Всех забавнее описание так называемых клиентов, по-нашему прихлебателей, и подражание всему греческому во всем даже в грамматике, риторике, геометрии, рисовании, медицине, предсказаниях, магии и других науках. Клиенты всегда спешили к богатым вельможам, где по преимуществу исполняли роль шутов и шпионов.
Евреи по большей части занимались нищенством, и в продолжение целого дня, ничего не делая, лежали в храмах и боскетах. Роман Апулея «Метаморфозы» интересен для современного читателя тем, что в нем удивительно переплетены суеверия, черная магия, сказочные перевоплощения и поражающие яркостью и достоверностью картины жизни римского общества. Повествование ведется от имени человека, превратившегося в осла.
Переходя от одного хозяина к другому, он наблюдает за жизнью окружающих его людей, видит преступления, совершаемые ими, пороки и разврат, царящие в домах как богатых, так и бедных граждан Рима. Женщины изображены в романе как порочные, грязные даже в помыслах существа. Они — либо ведьмы, либо «страшные злодейки», либо развращенные донельзя люди, для которых нет ничего святого на земле. Автор не допускает в них ничего, кроме плохого, и постоянно подвергает насмешкам, сатирическим пером описывая их жадность, глупость, похотливость.
Марциал в своих эпиграммах также рисует обычаи римлян. Его галерея портретов представителей всех слоев римского общества чрезвычайно разнообразна, в ней есть и портреты магов, стремящихся сделать карьеру, и прихлебателей, употребляющих всевозможные средства, дабы получить прибор за столом, и игроков, шпионов, куртизанок, публичных болтунов-ораторов, легальных развратниц, которые выходят замуж за каждого любовника.
Но, чтобы вполне верно нарисовать картину древнего Рима, следует упомянуть о разбоях и воровстве, совершавшихся среди белого дня на улицах города, не говоря уже о ночном времени. Ночью в грабежах и разбоях принимали участие даже некоторые юноши из знатных фамилий Рима, а солдаты почти все занимались этим вольным ремеслом. Так называемые ведьмы, для своего гнусного ремесла, ночью бродили по кладбищам и вырывали из могил трупы; женщины открыто вступали в сговор с наемными убийцами своих мужей, или совещались с травниками о средствах, которыми можно было отравить соперницу или извести врага. Такова картина древнего Рима перед пришествием Христа Спасителя, которую рисует нам сама история.
Читайте также:
track-traiding.com
Выдающиеся литераторы Древнего Рима
Дисциплина: Культурология Тип работы: Контрольная Тема: Выдающиеся литераторы Древнего Рима
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Периодизация римской литературы
III.
Доклассический период
Фольклор
Аппий Клавдий Слепой
Общая характеристика литературного периода
Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой
Ливий Андроник
Гней Невий
Квинт Энний
Тит Макций Плавт
Публий Теренций
Период гражданских войн
Претекстата. Акций
Тогата
а) Титиний
б) Атта
в) Афраний
Ателлана. Помпоний и Новий
Сатира. Луцилий
Цицерон
Тит Лукреций Кар
Неотерики.
Гай Валерий Катулл
Литература периода принципата
Принципат
Писатели эпохи принципата
Публий Вергилий Марон
Тибулл и Проперций
Публий Овидий Назон
VII.
Историография
Гай Юлий Цезарь
Саллюстий
Тит Ливий
VIII.
Римская империя
в. н. э. — первая половина
в. н. э.)
Сенека
Марк Валерий Марциал
Публий Корнелий Тацит
Литература поздней Римской империи (
в. н. э.)
. ВВЕДЕНИЕ
Три специфические особенности римской литературы.
Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники
римской литературы относятся к
в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в
VIII
в. до н. э.
Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития
греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала
развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.
Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период
эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.
Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень
большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.
Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм
чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются
подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью
именно римской литературы.
Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом,
своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в
римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы — натурализм и сатирическое
изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.
Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом
исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый
размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали
огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все
это явилось ее национальной спецификой.
. Периодизация римской литературы.
Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды — доклассический, классический и послеклассический.
1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины
в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.
С середины
в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину
в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина
в. — 80-е годы
в. до н. э.).
2. Классический период римской литературы — это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года
в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года
в. н. э.).
3. Но уже в начале
столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н.
э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (
в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (
вв. н. э.).
. Доклассический период
1. Фольклор.
Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные жанры устного народного творчества. К
сожалению, у нас нет почти никаких материалов, которые бы дошли из этой древности; и мы принуждены здесь ограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшей
римской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоминаниями о них.
Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с лодочной греблей.
Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали большой
социальной значимостью. Ими пользовались не только во время пиров или отдыха от работ, но и для осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого
полководца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие.
Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так назы
ваемые сатуры
(слово неясного происхождения), нечто вроде наших импровизированных сценок.
Возвращение сына. Сцена из комедии. П в. до н
Историк Тит Ливий (
, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей
...
Забрать файл
Похожие материалы:
refland.ru
Выдающиеся литераторы Древнего Рима
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Периодизация римской литературы
Доклассический период
Фольклор
Аппий Клавдий Слепой
Общая характеристика литературного периода
Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой
Ливий Андроник
Гней Невий
Квинт Энний
Тит Макций Плавт
Публий Теренций
Период гражданских войн
Претекстата. Акций
Тогата
а) Титиний
б) Атта
в) Афраний
Ателлана. Помпоний и Новий
Сатира. Луцилий
Цицерон
Тит Лукреций Кар
Неотерики. Гай Валерий Катулл
Литература периода принципата
Принципат
Писатели эпохи принципата
Публий Вергилий Марон
Тибулл и Проперций
Публий Овидий Назон
Историография
Гай Юлий Цезарь
Саллюстий
Тит Ливий
Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя
(I в. н. э. — первая половина II в. н. э.)
Сенека
Марк Валерий Марциал
Публий Корнелий Тацит
Литература поздней Римской империи (II в. н. э.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ
Три специфические особенности римской литературы.
Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.
Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400—500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.
Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.
Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой — черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.
Из этих особенностей литературы — более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы — выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.
Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы — натурализм и сатирическое изображение жизни — настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.
Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, — все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.