Украшения Древнего Рима: серьги, кольца серебряные. Украшения древний рим
Древний Рим. Искусство украшения – Ярмарка Мастеров
Древний Рим славится своими украшениями из золота и серебра. Стоит отметить, что кроме украшений римляне уже тогда использовали косметику и делали прически.
Расцвет ювелирного искусства в Риме приходится на эпоху Империи, 27 г. до н.э. - 476 г. н.э. В это время разрешалось демонстрировать все свои драгоценности.
Как и в Египте, римские украшения имели особенность и индивидуальность. Богатые римлянки были усыпаны прекрасными изделиями. Ведь, как и во всех древних цивилизациях, драгоценности говорили о высоком социальном статусе женщины.
Простолюдинки носили серьги и браслеты из дешевых металлов или стеклянных бусин.
Какие же драгоценные камни были популярны в Древнем Риме? Как ни странно, это были жемчуг и изумруды. Каждая юная или замужняя римлянка мечтала иметь украшение из гроздьев жемчуга, который тогда называли "слезами нимф".
С учетом великих добыч в военных походах в Риме было достаточно золота и серебра для изготовления украшений. Не менее популярными были сплавы из этих металлов.
Откуда пошла мода на несколько отверстий в ушах для сережек - из Рима. Богатая римлянка надевала по несколько пар сережек за раз, чтобы все знали о её достатке.
Шею в Древнем Риме было принято украшать ожерельями и цепочками. На цепочках могли быть кулоны разной формы, что снова же подтверждает мастерство ювелиров того времени.
Как известно, браслеты и кольца надевали не только не запястье, но и на плечи. Также римлянки носили браслеты на ногах.
Учитывая специфику одежды древнеримского народа, женщины драпировали накидки фибулами и булавками.
На бедрах было принято носить цепочки.
Рим не уступает Египту своими диадемами, коронами и лентами на голову. Волосы закалывали шпильками с драгоценными камнями.
Тонкой работой считались гребни из слоновой кости, на которых была гравировка инсценировок мифов и поэтики.
Не отставали от женщин и древнеримские мужи с достатком – они также носили богатые украшения. Ведь это подчеркивало силу их власти, характера и статуса.
История римских аксессуаров началась с металлических перстней с печаткой, которую носили на безымянном пальце левой руки.
Как и женщины, мужчины носили фибулы и пуговицы с практической точки зрения.
Позже, как только воцарила роскошь, римляне стали носить золотые перстни с камнями. На драгоценных и полудрагоценных камнях вырезались фигурки, художественные орнаменты.
В Древнем Риме очень популярными украшениями были геммы. Это камни, из которых вырезаны профили. Геммы вставляли в перстни, ожерелья, серьги.
Драгоценные материалы использовались также для изготовления застежек и пряжек.
Большое значение у римлян играли венки, которые считались символом почета и триумфа.
www.livemaster.ru
Украшения Древнего Рима: серьги, кольца серебряные
Украшения существуют не одну тысячу лет. Во времена древнеримской цивилизации, в эпоху Республики, они не имели особого значения. Строгие законы запрещали демонстрировать роскошь, поэтому серьги, кольца серебряные надевали по случаю. В обиходе пользовались только необходимыми предметами – булавки, застежки, пряжки.
Украшения носили, как женщины, так и мужчины. Перстень с печаткой – это единственное украшение, которое носили мужчины в этот период. Это символ принадлежности к сословию, с его помощью ставили печати.
Успешные завоевания Римской Империи наложили свой отпечаток на развитие ювелирного дела. Расслабился моральный облик общества. Настала эпоха Империи. Мужчины и женщины стали свободно демонстрировать свои драгоценности.
Украшения стали изготавливать из более дорогих металлов – золота, серебра и их сплавов. Кольца, серьги серебряные украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Разнообразию украшений для римлянок можно только позавидовать. Они подчеркивали социальный статус женщины, ее положение.
Аксессуары из драгоценных металлов могли позволить себе представительницы аристократии. Очень высоко ценился жемчуг – «слезы нимф». Простолюдинки пользовались дешевыми украшениями из стекла и простых металлов. Серьги, серебряные кольца, золотые цепочки с кулонами, ожерелья из жемчуга, браслеты, гребни из слоновой кости, булавки, шпильки, фибулы, медальоны стали настоящими произведениями искусства.
Ювелиры Римской Империи предавали своим изделиям невообразимые формы – фигурки зверей, людей, скульптурных групп. Во времена Империи стало модно носить на одном пальце несколько колец или несколько сережек в одном ухе. Браслеты носили на запястье руки, выше локтя в виде змейки, на щиколотке. Цепочки носили на талии. Кроме эстетического значения украшения имели еще и сакральное – служили амулетом или оберегом. Считались основным приданым к свадьбе, использовались в качестве валюты при торговле товаром.
Ювелирные изделия являются частью истории. С их помощью мы можем изучать быт и образ жизни людей, которые жили много веков назад. Узнавать об их потребностях, желаниях, интеллекте развития.
Мода на ювелирные украшения сохраняется и в наше время. Украшения внесут в Ваш образ выразительность и роскошь, нотку утонченности и изящества. Подчеркнуть свои достоинства, социальную принадлежность Вы можете с помощью украшений, которые представит любой ювелирный интернет-магазин.
Читайте также:
www.silver-mania.ru
Украшения Древнего Рима | WeaponHistory
В ранней истории Рима художественному искусству не придавалось особого значения. У римлян отсутствовала природная артистичность, поэтому преобладал культ роскоши и тяга к ее демонстрации, в отличии от греков, которые ценили искусство как символ прекрасного. Вначале, по утверждению Тацита, они сильно подражали «деревенской культуре» этрусков. Позже испытали огромное влияние греческой культуры.
Большой вклад в формирование художественной культуры метрополии внесли римские провинции со своей самобытной культурой и искусством коренных народов и племен. Не взирая на разнородность и относительную скромность художественного искусства, обширное политическое влияние Древнего Рима способствовало распространению влияния данной культуры на искусство многих народов, на больших территориях, завоеванных римлянами.
Ярким памятником той далекой эпохи служит гемма августа, датируемая I ст. нашей эры. Изделие, ширина которого составляет 23 см, разделено на две части из которых более главная и важная — верхняя. В центре ее искусно вырезано изображение, демонстрирующее коронацию Августа. Голова его вырезана в профиль и обращена влево, где расположена богиня – покровительница Рима, которая в свою очередь так же смотрит на императора. Это простое изображение подчеркивает государственное значение Августа как богоподобного существа, хотя богиня расположена в центральной части композиции. Другие персонажи, изображенные на плакетке, также смотрят на императора. И хотя Тиберий – приемный сын Августа, вернулся из военного похода с блестящей победой, он, как и все, не отрываясь, смотрит на отца. В художественной композиции украшения хорошо заметны рельефные реминисценции греческой Классики, которые ассоциируются с рельефами фриза Парфенона в Акрополе. Постановка фигур и характер изображения драпировок напоминает Кратер Дервени, что указывает на влияние Эллинизма, Нижняя часть плакетки создает яркий контраст с верхней. Здесь композиционный ритм более дробный, а изображенные победители и побежденные – солдаты и варвары – водружают памятный знак в честь победы, который следует воспринимать как символ неограниченной власти императора.
Сохранившиеся до нашего времени ювелирные украшения из золота, также демонстрируют характерный для римлян эклектический стиль. В этих изделиях заметно доминирующее влияние художественного культуры этрусков. В отличии от этрусских и греческих украшений, римские более массивные и тяжелые, кроме того здесь преобладают пестрые узоры. До наших времен в большом количестве сохранились изысканные перстни из серебра и золота с вырезанными на них портретами, а также необычные шпильки для поддержания прически, украшенные фигурами богов – Ники, Венеры и Амура. При раскопках Помпеи были обнаружены браслеты из золота, выполненные в форме змеи, что является ярким примером заимствования их у древних греков. Особый интерес представляют браслеты, найденные в Боскореале. Это изделия, изготовленные из полых полусфер, расположенных в два ряда. Особо популярными у римлян были медальоны – подвески, которых много в образцах этрусской культуры. Римлянки особо любили серьги, а подражая моде, одевали их несколько штук сразу. При малейшем движении серьги нежно позванивали как колокольчики.
Характерный для золота блеск и оптические свойства, вытеснили мастерство ювелиров при создании украшений. Эти изменения ярко демонстрирует колье, найденное в Помпее и датируемое не позднее 79 г. нашей эры. Скопление изумрудов и перламутра, прикреплены к цепочечной основе, создавая эффект небрежной россыпи. Та же небрежность сохраняется и в оправах, поскольку у колье не заметна четкая и ясная основа в конструкции, которые были присущи греческому искусству в эпоху классицизма. В искусстве большее предпочтение отдается красочно – нарядности чем композиционной завершенности выстроенного образа, что в большей степени присуще эпохе эллинизма. В результате влияния эллинизма и восточных культур, римляне стали использовать геммы не только как ювелирные изделия, но и для декора оружия, обуви и чаш для питья. Наибольшей популярности эта форма украшений достигла после завоевания Александрии в 49 г. Город имел большой выбор различных драгоценных камней, которые экспортировались в Рим вместе с геммами и жемчугом. Резьба по камню известна в Средиземноморье еще с 1700 г. до н.э. Возможно, еще с Эллинистического периода, использовались и специальные алмазные приспособления для выполнения этих работ. Ученые предполагают, что первые приспособления для резьбы по камню, с вращающейся основой, были созданы в Древней Греции. Технологию выполнения золочения с помощью огня изобрели во времена Римской Империи. Золочение выполняли таким образом: из золота изготавливали пастообразную массу, которую наносили на готовое изделие из более дешевого металла: меди, бронзы или серебра; а затем нагревали бо определенной температуры. Такой способ золочение впервые был описан Плинием и Витрувием еще в I ст.
Кроме ювелирных украшений серебро и золото древние римляне использовали для изготовления скульптурных портретов. Доказывают нам это хорошо известные бюсты: Люция Вера в доспехах из серебра и Марка Аврелия из золота. Оба изделия отличаются высоким мастерством изготовления и индивидуальной четкостью портретных характеристик.
Большое количество памятников искусства древних мастеров – серебряников сохранились до нашего времени. Это столовые приборы и посуда, а также предметы парадного назначения, которые были найдены во время раскопок по одному или целыми кладами, спрятанными перед предполагаемым нашествием врагов. Самые знаменитые и большие из них были открыты в Бертувилле, Гильдесгейме и Боскореале. Одни изделия из этих находок представляют интерес из-за своих художественных достоинств, другие – помогают создать представление о изделиях и готовой продукции древней эпохи.
Для украшения изделий из серебра использовались сюжетные мотивы из древних мифов и легенд, вакхические и культовые сцены обрядов, изображения анималистического жанра и разнообразные растительные орнаменты. Именно так декорирована чаша Афины, датируемая I ст. нашей эры из сокровищницы Гильдесгейма. Чаша изготовлена из серебра, с нанесением позолоты. В центре чаши размещена фигура Богини, поза которой аналогична позе изображенной на гемме Августа. Края чаши украшены гравировкой растительного орнамента из пальметт
Золотой век для Рима начался во время правления императора Цезаря Августа: 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.. За сравнительно небольшой промежуток времени: несколько десятилетий, Рим из маленького городка становится основным экономическим, финансовым и политическим центром Средиземноморского региона. Это стало возможным благодаря использованию запасов золота Галии и Испании, и сокровищам, полученным от соседних государств. Как утверждали современники Рим считался «плавильной печью» для золота Древнего мира.
weaponhistory.com
Украшения Древнего Рима | WeaponHistory
Традиция носить украшения существует очень давно, но в разные эпохи в разных странах отношение к этой традиции разительно отличается друг от друга. Народы одних государств старались показать свое богатство и носили драгоценности по поводу и без него, лишь бы подчеркнуть свое богатство, другие же наоборот имея немалое богатство старались его не афишировать и не хвастаться ним. Это в большой мере относится и к Древнеримскому государству. Во времена Республики украшениям вообще не придавалось особого смыслового значения, а строгие государственные законы регламентировали и запрещали показывать роскошь и богатство. Поэтому жители использовали только незаменимые изделия – застежка для одежды, пряжки для поясов и шпильки, булавки для закрепления волос или одежды. Имеющиеся серебряные украшения: серьги и кольца одевали только в особо торжественных случаях. Украшения разрешалось носить представителям обоих полов, однако мужчины позволяли себе только перстень с печаткой, который использовали для опечатывания документов или свидетельствования о их подлинности, что в свою очередь указывало на социальное положение горожанина. Военные действия и завоевание Древнеримского государства внесли особый вклад в развитие ювелирного дела. Изменились нравственные устои общества, перестали свято выполнять законы, наступило время Великой Римской Империи. Римляне свободно демонстрируют свое богатство, одевают и создают новые драгоценности. Причем, с большим успехом делают это как мужчины, так и женщины. Теперь серебряные изделия: кольца, серьги, украшают драгоценными и полудрагоценными камнями, для изготовления украшений используют не только серебро, а и более дорогой материал — золото и сплав этих металлов.
Ясно, что дорогие украшения не всем были по карману, поэтому простолюдинки носили недорогие изделия из дешевых материалов и стекла.
Разнообразию видов женских украшений можно только удивляться. Их количество и стоимость подчеркивают социальное положение женщины, ведь дорогие украшения могли позволить себе только очень богатые римлянки, представительницы высших слоев общества. Мастерски изготовленные украшения Римской Империи становятся произведениями ювелирного искусства. Невероятные формы изделий — фигурки людей и животных, скульптурные группы и композиции, которыми украшали кольца и серьги, кулоны к золотым и серебряным цепочкам, браслеты и булавки, шпильки и фибулы, гребни из слоновой кости и ожерелья из жемчуга, подчеркивали умение ювелиров и изящество изделий. Особое отношение и ценность составлял жемчуг, который считался «слезами нимф», поэтому был очень популярен. Здесь же зарождается мода носить по нескольку колец на одном пальце и несколько сережек в одном ухе. Вычурные браслеты в виде змейки носят не на запястьях, а и выше локтя на предплечье, и на щиколотке. Цепочки прикрепляли к талии. Кроме эстетики и красоты украшениям придавались еще и магические свойства – они выполняли роль оберега или служили амулетом для владельцев. Украшения считались основными и обязательными предметами приданого невесты к свадьбе, выполняли роль денежных знаков при торговых сделках.
Ювелирные украшения являются частью истории для народа любого государства. Они могут многое поведать о быте и образе жизни людей, об их желаниях и потребностях, интеллектуальных способностях и уровне развития производства. Мода на ювелирные украшения была и остается частью желаний человека, которое отражает уровень его эстетических наклонностей, изысканный вкус и материальное и социальное положение в обществе.
weaponhistory.com
Античные драгоценности: Какие украшения носили императоры Древнего Рима
Античные драгоценности: Какие украшения носили императоры Древнего РимаНепревзойденные шедевры: История и утонченная красота античных камей, миниатюрных картин в камне
Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.
Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья» (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).
Инталии в качестве печатейКольцо с инталией
Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.Древнее золотое кольцо с инталией и ее оттиск
Оттиск с инталии
Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.Перстень с инталией
Инталия. Бюст Птолемея III, Египет, Александрия. III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя).
Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний. Неаполь, Национальный археологический музей
Инталия с изображением императора Каракаллы на аметисте. Древний Рим примерно 212 год до н.э.
Камеи - предметы роскоши в Древней ГрецииВ эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов. Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали. В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести. Геммы АлександрииПервыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно. Удивительной красоты гемма
Клеопатра VII. Сардоникс. Конец I в. до н. э. 2,8 х 2,2 см.
Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.
Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага). Трехслойный сардоникс. III в. до н.э. 15,7 х 11,8 см х 3 см. Древний Египет, Александрия
Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.
Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией. Эллинистическая агатовая чаша, получившая позже наименование «Чаша Фарнезе».
Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см
Кубок Птолемея (задняя часть)
Глиптика в Древнем РимеПосле падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями. Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.
«Камея Августа»Одна из знаменитых камей:«Камея Августа»
На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.
«Гемма Тиберия»Камея Тиберия. 37 г. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж
Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.
Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.
Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.
ИнталииИнталия Юлия, дочь Тита 9 век Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век. Автор - Euodos. Хранится в Национальной библиотеке (Кабинет медалей), Париж.
Инталия «Наказание Тита». Горный хрусталь. 16 век, автор - Джованни Бернарди (Британский музей)
КамеиКрест Лотаря (кон. 10 в., Германия). Сардоникс, филигранное золото и драгоценные камни. высота: 50 см, ширина: 38.5 см, толщина: 2.3 см. Хранится в сокровищнице Аахенского собора
В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III. Камея с креста с изображением императора Августа в лавровом венце, на обратной стороне креста распятый Христос принимает такой же лавровый венец из рук Бога Отца
Камея Блакас, 12 см высотой. Император Август. Возможно от 20-50 н. э.
Камея Blacas - необычно большая древнеримская камея. На основе четырёхслойного сардоникса вырезан профиль императора Августа, возможно от 20-50 гг н.э. Камея «Александр Македонский»
Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
«Гемма Клавдия» Пятислойный оникс, оправа: золото. Ок. 49 г. н.э. 15,2 × 12 см. Вена, Музей истории искусств
Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире. И сегодня великолепные интерьеры его парадных залов впечатляют самых изысканных ценителей.
Показываю другое забытое ремесло: резьба по драгоценным и полудрагоценным камням, геммы -- камеи и инталии. В эпоху античности -- в Древней Греции, в эллинистических государствах и в Древнем Риме, оно достигло невероятного совершенства.
(Глядя на фотографии, учитывайте, что они еще и с увеличением, то есть на самом деле эти камни в реальности намного меньше).
UPD: судя по комментариям, некоторые не понимают, как это делается -- ничего не наклеивается! Это полудрагоценные камни, у которых разные слои разного цвета, например, сардоникс. Вот на этой мастер от верхнего слоя, черного, оставил только силуэт быка, остальное снял. Нижний белый слой остался нетронутым.
Камея Блакас, 12 см высотой. Император АвгустФрагменты. Только вообразите уровень кропотливой работы
Геракл и Цербер
Портрет Луция Вера, 2 в. н.э.
"Гемма" -- это обобщающее слово для таких резных камней, слово английское gem из той же истории. Геммы бывают с выпуклым рельефом -- тогда это "камеи". Либо с глубоким вырезанным, тогда это "инталии". Их часто использовали, чтобы делать печати на воске, тогда рисунок на воске наоборот получался выпуклым.
Вот инталия.
Вот печать-инталия и ее отпечаток на гипсе
Мои самые любимые -- на аметисте, но их меньше.
"Каракалла".
"Нерон в образе Аполлона"
Одна из самых знаменитых античных камей - "Камея Гонзага". 3 век до н.э., эллинистический Египт. Изображены какие-то из его греческих правителей. Лежит у нас в Эрмитаже
Бывали и достаточно большие (ну, относительно) панно. Обычно семейные или аллегорические изображения императоров.
"Гемма Августа", 10-20 года н.э. Сардоникс. Имеет 19 см в высоту
"Гемма Клавдия". 12 см в высоту. Напротив Клавдия его текущая жена Агриппина.
"Большая камея Франции", 23 год н.э. Изображена обширная семья Тиберия
Камеи обычно еще вставляли в драгоценные оправы.
Многие оригинальные оправы сгинули в средние века, и нынешние -- это драгоценности, которыми свои редкости украшали коллекционеры Ренессанса и 17-18 веков.
"Калигула и богиня Рома"
Оникс из Шаффхаузена
Дочь Тита на аквамарине, оправа средневековая опять
В Средневековье их использовали для украшения религиозных предметов -- Распятий или окладов Евангелий, хотя причем тут римские императоры и императрицы.Это был фрагмент реликвария для мощей Карла Великого, вот он целиком.Вообще на этот бюст много всего налепили, например и такую античную гемму, с попой
Зевс Громовержец в средневековой оправе, пожертвованный Карлом V в Шартрский собор в 14 веке.
Это АвгустЕго вставили в Крест Лотаря, ок. 1000
shakko-kitsune.livejournal.com
Античные украшения и драгоценности императоров Древнего Рима.
Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.
Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья» (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).
Инталии в качестве печатей
Кольцо с инталией
Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.
Древнее золотое кольцо с инталией и ее оттиск
Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.
Древнее золотое кольцо с инталией и ее оттиск Оттиск с инталии
Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.
Перстень с инталией Инталия. Бюст Птолемея III, Египет, Александрия. III век до н.э., сардоникс, золото (оправа - поздняя). Артемида с факелами. Инталия. Аметист. 2-я половина I в. до н. э. Мастер Аполлоний. Неаполь, Национальный археологический музей Инталия с изображением императора Каракаллы на аметисте. Древний Рим примерно 212 год до н.э.
Камеи - предметы роскоши в Древней Греции
В эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов.
Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали.
В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.
Геммы Александрии
Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.
Удивительной красоты гемма Клеопатра VII. Сардоникс. Конец I в. до н. э. 2,8 х 2,2 см.
Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.
Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага). Трехслойный сардоникс. III в. до н.э. 15,7 х 11,8 см х 3 см. Древний Египет, Александрия
Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.
Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.
Эллинистическая агатовая чаша, получившая позже наименование «Чаша Фарнезе». Кубок Птолемея. Двуручная чаша из оникса или халцедона с резьбой по типу камеи. Хранится в Национальной Библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Высота 8.4 см, диаметр 12.5 см Кубок Птолемея (задняя часть)
Глиптика в Древнем Риме
После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.
Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.
«Камея Августа»
Одна из знаменитых камей:«Камея Августа»
На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.
«Гемма Тиберия»
Камея Тиберия. 37 г. Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей, Париж
Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.
Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.
Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.
Инталии
Инталия Юлия, дочь Тита 9 век Инталия, изображающая Юлию, дочь Тита. 9 век. Автор - Euodos. Хранится в Национальной библиотеке (Кабинет медалей), Париж. Инталия «Наказание Тита». Горный хрусталь. 16 век, автор - Джованни Бернарди (Британский музей)
Камеи
Крест Лотаря (кон. 10 в., Германия). Сардоникс, филигранное золото и драгоценные камни. высота: 50 см, ширина: 38.5 см, толщина: 2.3 см. Хранится в сокровищнице Аахенского собора
В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.
Камея с креста с изображением императора Августа в лавровом венце, на обратной стороне креста распятый Христос принимает такой же лавровый венец из рук Бога Отца Камея Блакас, 12 см высотой. Император Август. Возможно от 20-50 н. э.
Камея Blacas - необычно большая древнеримская камея. На основе четырёхслойного сардоникса вырезан профиль императора Августа, возможно от 20-50 гг н.э.
Камея «Александр Македонский» Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. «Гемма Клавдия» Пятислойный оникс, оправа: золото. Ок. 49 г. н.э. 15,2 × 12 см. Вена, Музей истории искусств
Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире. И сегодня великолепные интерьеры его парадных залов впечатляют самых изысканных ценителей.