Древнее название византии. Византийская империя: столица. Название столицы Византийской империи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Когда и откуда появилась Византия. Древнее название византии


столица. Название столицы Византийской империи

Название столицы Византийской империи – предмет бесконечных споров нескольких поколений историков. Один из самых великолепных и больших городов мира носил несколько имен. Иногда они употреблялись вместе, иногда – отдельно. Древнее название столицы византийской империи не имеет ничего общего с современным именем этого города. Как трансформировалось название одного из самых больших европейских городов на протяжении столетий? Попробуем разобраться.

Первые жители

Первыми известными истории жителями Византии были мегары. В 658 году до н. э. они основали поселок в самом узком месте Босфора и назвали его Халкедон. Почти одновременно на другом берегу пролива вырос городок Бизантий. Через несколько сот лет оба поселка объединились и дали название новому городу.древнее название столицы византийской империи

Шаги к процветанию

Уникальное географическое расположение города позволяло контролировать провоз грузов в Черное море – к берегам Кавказа, в Тавриду и Анатолию. Благодаря этому город быстро разбогател и стал одним из самых больших торговых центров Старого Света. Город сменил несколько хозяев – в нем правили персы, афиняне, македонцы, спартанцы. В 74 году до н. э. власть в Византиуме захватил Рим. Для города это означало наступление времени покоя и благоденствия – под защитой римских легионеров город стал развиваться ускоренными темпами.

Византиум и Рим

В начале нового тысячелетия Византиум столкнулся с реальною опасностью. Вечное соперничество римских аристократов за право именоваться императором привело к фатальной ошибке. Византийцы приняли сторону Писцения Нигера, который императором так и не стал. В Риме увенчали багряной мантией Септимуса Севера – сурового воина, отличного военачальника и потомственного аристократа. Разгневанный роптанием византийцев, новый владыка Римской империи взял Византий в длительную осадку. После долгого противостояния осажденные византийцы сдались. Длительные военные действия принесли городу бедствия и разрушения. Возможно, город и не возродился бы из пепла, если бы не император Константин.название столицы византийской империи

Новое имя

Новый амбициозный император священной римской империи начал свою карьеру с нескольких военных походов, которые завершились победой римского войска. Став владыкой необозримых территорий Римской империи, Константин столкнулся с тем, что восточные земли управляются римскими наместниками в полуавтономном режиме. Нужно было сократить расстояние между центром и отдаленными областями. И Константин решился заложить в восточных землях второй по значимости город Рима. Он остановился на полуразрушенном Византиуме и направил свои усилия на превращение этого захолустного поселка в блестящую столицу Восточной римской империи.византийская империя столица

Преображение началось в 324 году. Император Константин собственным копьем очертил границы вокруг города. Позднее по этой линии были установлены городские стены нового мегаполиса. Огромные деньги и личное участие императора сделали чудо возможным – буквально за шесть лет город стал достойным звания столицы. Торжественное открытие состоялось 11 мая 330 года. В этот день город получил новый толчок к развитию. Возрожденный, он активно заселялся переселенцами из других областей империи, приобрел пышность и блеск, подобающий новой столице. Так город получил свое новое название – Константинополь, и стал достойным воплощением всего, что представляла Византийская империя. Столица этого государства не зря называлась вторым Римом – восточная сестра по величию и пышности ничем не уступала своему западному брату.

Константинополь и христианство

После раскола великой Римской империи Константинополь стал центром нового государства – Восточной Римской империи. Вскоре страна стала называться по первому имени собственной столицы, и в учебниках истории она получила соответствкющее имя - Византийская империя. Столица этого государства играла огромную роль в становлении православного христианства.

Византийская церковь исповедовала ортодоксальное христианство. Представителей других течений византийские христиане считали еретиками. Император был олицетворением и светской, и религиозной жизни страны, но не было власти Бога, как это часто бывало у восточных тиранов. Религиозная традиция была довольно сильно разбавлена светскими церемониями и ритуалами. Император был наделен божественной властью, но тем не менее его избирали среди простых смертных. Не было института преемничества – ни кровное родство, ни личные связи не гарантировали византийский престол. В этой стране каждый мог стать императором… и почти богом. И властелин, и город были полны могущества и величия как светского, так и религиозного.

Отсюда некая двойственность в определении Константинополя как города, в котором была сосредоточена вся Византийская империя. Столица великой страны была местом паломничества для многих поколений христиан – великолепные соборы и храмы просто поражали воображение.какая столица византийской империи

Русь и Византия

В середине первого тысячелетия государственные образования восточных славян стали насколько значительными, что начали привлекать внимание своих более богатых соседей. Русичи регулярно ходили в походы, привозя на родину богатые дары далеких земель. Походы на Константинополь насколько поражали воображение наших предков, что вскоре распространилось новое, русское название столицы византийской империи. Наши предки называли город Царьградом, тем самым подчеркивая его богатство и власть.русское название столицы византийской империи

Крах империи

Все в мире имеет свой конец. Не избежала этой участи и Византийская империя. Столица некогда могучего государства была захвачена и разграблена воинами османской империи. После установления турецкого владычества город потерял и свое имя. Новые хозяева предпочитали называть его Станбулом (Истанбулом). Языковеды утверждают, что это название является перекрученной калькой древнегреческого названия полис – город. Именно под этим именем город известен и в настоящее время.

Как видно, на вопрос, какая столица Византийской империи, и как она называется, нет единственного ответа. Нужно обязательно указывать интересующий исторический период времени.

fb.ru

Византия

Византия

Литература.

Азимов А. Константинополь. От легендарного Виза до династии Палеологов/Пер. с англ. О.И. Миловой.-М.:Центрполиграф,2007.

Гийу А. Византийская цивилизация.Екатеринбург,2007г.

Каждан А.П. Византийская культура. М.: Наука,1968

Колпакова Г.С. Искусство Византии. СПб.: Азбука-классика,2005.

Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. СПб.,2006

Нессельштраус Ц. Искусство раннего Средневековья.СПб.: Азбука, 2000.

Райс Тамара Т. Византия. Быт, религия, культура.М.: Центрполиграф,2006.

Феодосий I(ум. В 395г.)- последний римский император, который повелевал одновременно всем Средиземноморьем.

Только европейцы(в XIVв.) называли империю по древнему названию ее столицы, бывшего маленького греческого города Византия, ставшего по воле Константина (11 мая 330г.) Константинополем, Византийской.

Сами жители Византии называли себя ромеями, для тех, кто ее населял, она оставалась Романией (т.е. Римской империей), вплоть до своего падения (1453г.). Латынь служила языком власти и армии и вторым придворным языком вплоть до VIIв., тогда как большая часть населения говорила на греческом.

От Римской империи сохранились территория, границы, традиции и государственные учреждения.

История Византии как самостоятельного государства началась с раздела в 395г. Римской империи на Восточную и Западную части. Столицей Восточной Римской империи стал Константинополь, основанный в 324г. императором Константином. После нашествия варварских племен в 476г. Западная Римская империя прекратила свое существование, а Восточная часть империи стала ее преемницей. Император Константин в 313г. настоял на издании совместного с Лицинием эдикта о веротерпимости, который освобождал христиан от всех ограничений и давал им полную свободу вероисповедания. Лициний по-прежнему сочувствовал язычникам, и через некоторое время именно его антихристианские шаги Константин использовал в качестве предлога для последней войны между двумя императорами. Константин стал первым императором-христианином(хотя крестился лишь на смертном одре). Константин решил перенести в Византий столицу империи (11 мая 330 года считается официальным днем провозглашения новой столицы). Тринадцать лет не дотянул город до своего юбилея – тысячелетия со дня основания. На его месте теперь стоял «новый Рим, город Константина». Константину полис – по гречески, по латыни – Константинополис, по русски –Константинополь. Но и Византий не исчез бесследно из словаря истории. Новая монета, выпущенная в обращение Константином, на Западе получила название «византин»- по старому имени новой столицы. Сам Константин, как он рассказывал, стал христианином после того, как увидел в небе крест(крест стал в христианстве общепринятым символом всего за несколько лет до видения).

Легенда о происхождении Византия.

Напротив города слепых.

В VIIв. до н.э. города Греции были перенаселены. Еды не хватало, да и стоила она очень дорого. Наиболее предприимчивые греки забирали семьи, грузили на корабли имущество и отправлялись на происки новых земель. На берегах бескрайнего Средиземноморья они надеялись найти места, где будет можно заложить новые города, обрабатывать землю и выращивать хлеб. Некоторые корабли направлялись на северо-восток. Там Эгейское море, омывающее восточные берега Греции, сужалось до разделяющего Европу и Малую Азию извилистого пролива, называвшегося Геллеспонтом(современные Дарданеллы). За проливом морская гладь вновь становилась безбрежной – это была Пропонтида, небольшое море, известное сегодня как Мраморное. Далее следовал еще один пролив, Босфор, а за ним лежал Понт – море, которое в наше время называют Черным.

Черное море словно магнитом притягивало будущих колонистов, ведь на его берегах можно было выращивать пшеницу. В отличие от каменистых горных почв Греции бескрайние ровные и плодородные равнины Северного Причемноморья (в античные времена их называли Скифией, а сегодня - Украиной) обещали стать для поселенцев настоящей житницей.

Греческие легенды повествуют о первых попытках проложить торговые пути в этом направлении. Сохранился рассказ о Ясоне и его аргонавтах, отправившихся на поиски золотого руна – овечьей шкуры, чудесным образом превратившейся в золото. В конце концов Ясон нашел ее в Колхиде – области на восточном побережье Черного моря. Возможно, это был рассказ о реальной торговой экспедиции.

В VIIв. до н.э. Греция обрела былую мощь(после Троянской войны- племена варваров с севера не дали грекам возможности воспользоваться победой), ее корабли бороздили море в поисках мест для новых колоний. Так же как шесть веков назад, во времена Ясона, греческие корабли стремились к богатым зерном побережьям Черного моря. Но сейчас их целью была не только торговля, но и строительство новых поселений.

В 657 году до н.э. по Эгейскому морю в северо-восточном направлении шел корабль под началом некоего Визы. Родиной моряков был город Мегара, стоявший на перешейке, соединяющем северную часть Греции с южным полуостровом Пелопоннес. Мегара не принадлежал к числу основных городов Эллады, оставаясь в тени соседей: в двадцати четырех километрах к востоку располагались Афины, в сорока километрах к западу – Коринф. Скорее всего , отправка в плавание этого корабля и стала самым важным событием в истории города.

Перед отплытием колонисты обратились за советом к Дельфийскому оракулу – святая святых древних греков. Слова его жриц считались божественным откровением, позволяющим заглянуть в будущее. «Вы найдете новый дом,- сказала им жрица,- напротив города слепых». Как обычно, слова оракула были туманны – никто не слышал о существовании такого города.

Корабль миновал Геллеспонт, пересек Пропонтиду и подошел к Босфору. Длина Босфора была около 32 км, при этом пролив узок – в отдельных местах его ширина не превышает восьмисот метров. Поселение на берегу Босфора получало возможность контролировать торговые пути между Черным и Эгейским морями, подобно тому как в свое время это делала Троя. Удобное местоположение обеспечивало его жителям безбедную жизнь.

Многих посещали подобные мысли. В 675г. до н.э. за 18 лет до описываемых событий, предшественники Визы, кстати тоже родом из Мегары, основали на азиатском побережье , непосредственно у южного входа в Босфор, свое поселение, назвав его Халкидоном. Причалив к берегу, моряки, должно быть, испытали большую досаду – Халкедон оказался небольшим, но вполне благоденствующим городом. Пришельцам пришлось лишь пожалеть, что их опередили.

Они продолжили путь и километрах четырех от Халкедона, на противоположном берегу Босфора, увидели примечательное во всех отношениях место. Если Халкедон располагался вдоль прямого участка берега с довольно небольшими гаванями, то здесь в Босфор впадала река, образуя широкое устье. Просторная бухта, которая позднее получила название Золотой Рог, могла вместить множество судов. К несомненным достоинствам относилось и то, что ее было несложно оборонять. Одним словом, о таком месте можно было только мечтать.

Между рекой и открытым морем протянулась полоска земли – прекрасная площадка для строительства города. С трех сторон она окружена водой. Если с четвертой возвести прочную стену, то город будет неуязвим. Как же , удивлялись спутники Визы, предшественники не разглядели столь удобно расположенную бухту на европейском берегу? Не иначе жители Халкедона оказались слепцами! Вот оно! Оказывается, Халкедон и был тем городом слепых, о котором вещал Дельфийский оракул. Следуя его указаниям, Виза основал поселение напротив Халкедона. В свою честь он назвал его Визант, нам же знаком более поздний римский вариант – Византий.

Конечно, вполне возможно, что рассказанная история – выдумка, легенда, призванная объяснить появление этого названия, а на самом деле человека по имени Виза вообще никогда не было. Существует еще одно объяснение появления названия – оно означает «тесный», ведь город был буквально втиснут в полоску земли, с трех сторон окуженную водой.

Географическое положение Византийской империи

O. Schmieder

второстепенное населенное пространство, окруженное степью и полупустыней(обусловило как ее богатство, так и хрупкость)

Все торговые пути, сухопутные или морские, идущие с западноевропейских равнин, из Азии или Восточной Африки, заканчивались Средиземным морем, и соседние народы, которые держали в своих руках торговлю до византийских границ, всегда хотели захватить все выходы торговых путей к этому морю.

Природа

Также определяла направление развития империи: на скудном и раздробленном

Средиземноморском побережье она могла существовать будучи хозяйкой моря. Фактически после уничтожения вандалов и остготов в VIв. Византия стала единственной могущественной морской державой в Средиземноморье и оставалась ею до тех пор, пока в следующем веке арабы не создали свой первый флот. Несмотря на это соперничество, византийский флот, основные базы которого были расположены на побережье и островах Эгейского моря, сдерживал соперника до середины XIв.

Регионы и ландшафты Византийской империи

Огромная равнина на севере, ограниченная с трех сторон Альпами и Апеннинами и открытая только с востока Адриатическому морю.

Континентальный климат, холодные зимы, непригодный для средиземноморских сельскохозяйственных культур(например, для оливковых деревьев)

В то же время плодородная территория благодаря аллювиальной почве и жаркому дождливому лету.

Остальная часть полуострова, климатически отделенная от северной равнины Апеннинами, которые протянулись от региона Генуи, где они смыкаются с лигурийской частью Альп, до Адриатического моря около Римини, покрыта средиземноморской растительностью.

Население.

Географическая раздробленность Балканского полуострова и последовательные миграции, как мирные, так и нет, которые шли на этих территориях, легко объясняют столь значительное число народов, которые проживали там в Средние века.

Древнее деление на три этноса

Иллирийцы – на западе

Фракийцы – на востоке

Греки – в центральных районах и на прибрежных территориях

Начиная с VIIв. массы пришлого славянского населения мало помалу разделили полуостров на две зоны – славянского влияния и греческого языка(юго-запад Македонии, нижняя долина Вардара(Аксий), в том числе Фессалоника и т.д.).

Славяне (сербы, хорваты, болгары) владели остальной частью полуострова.

Пестрая этнографическая картина со столь бурной миграцией

Государство.

Человек по своей природе не создан для того, чтобы жить в одиночестве, его призвание – жить в обществе, с отцом, матерью, братьями и сестрами, со своей женой и детьми, с другими родственниками, со всеми людьми как частью всего того, что называется мир, произведение Создателя.

Бог – хозяин этого огромного дома, который Он построил, Он представлен на земле церковью.

В этом доме каждый исполняет свои обязанности, каждый несет свою службу, будь он архитектор или каменщик, земледелец, пастух, атлет, путешественник или охотник, между тем каждый несет ответственность за свои поступки и свой выбор.

Бог управляет, но его связь с миром носит такой же характер, как связь императора с городом, а значит, с государством, как связь родителей со своими детьми. Оформленная в середине VIIIв. Иоанном Дамаскином, эта мысль раннехристианского историка (IVв.) Евсевия Кесарийского, касающаяся организации мира сотворенного, оставалась фундаментом византийской цивилизации.

Император - все, что приходит свыше, зависит только от Бога, все, что происходит на земле – от императора, единственного управителя земного дома – византийского государства.

Высшая магистратура, которую осуществляет император, не может быть выборной, потому что может привести на трон худшего из кандидатов. Не может стать решающей и линия родства, потому что власть могут получить люди к ней неспособные и просто невежественные. Избранность Богом.

Суть религиозного фундамента императорской власти императорской власти, дающейся Божественной инвеститурой (предоставление властных полномочий) , которая дошло до Рима от Александра и эллинистических правителей и была основана на иранской концепции , по существу этической,- использование власти имеет цель победить зло(А. Паглиаро). Именно от Рима Византийская империя получила эту концепцию, как, впрочем, и значительную часть обрядов, от которых зависела инвеститура божественного человека, которым был император.

Главное в начале правления – это приветственный возглас войск на плацу Гебдомон: «Боже милосердный, общественное дело [государство] просит Льва стать императором…Таковы чаяния дворца, таковы мольбы армии, таковы пожелания сената и чаяния народа. Мир ждет Льва. Армия желает Льва. Услышь , Господи, наши молитвы»,- кричали солдаты в 457 г. при восшествии на престол Льва I, после того как на него были надеты традиционное золотое ожерелье и диадема и новый император был поднят на большом щите. Этот древний обычай, указывающий на избранника сената как на главнокомандующего армией и дополненный короткой церемонией в Великой Церкви (собор Святой Софии), у выхода из которой патриарх возлагал на голову нового императора корону, которую он слагал с себя на алтарь, был заменен религиозной церемонией посвящения, которая начиная с Xв. придала коронации литургический характер.

Отныне патриарх Константинополя, получавший от избранника список Символа веры, который он помещал затем в архив, произносил молитву для хламиды и обуви порфиры, отличительных знаков императорского манна(с XIIв. и позднее всего осуществлял обряд помазания в форме креста на голове императора. Это помазание стирало все совершенные грехи и освящало императора). Помазанник Божий не был больше простым мирянином, пение Трисвятого, которое начинала толпа, оповещало об этом. Одетый в золотой мандиас, он возглавлял процессию как духовное лицо, и если в процессе церемонии он должен был причащаться, то дъяконы вели его внутрь алтаря, что было привилегией священнослужителей, где он причащался, как они, хлебом и вином из рук самого патриарха.

Дворцовый церемониал

Тишина в присутствии императора – обязательное требование

Те, кто что-либо получают от императора, покрывают свои руки полой его мантии(элемент, схожий с одним элементом литургии).

Императорская литургия включала в себя несколько обрядов римского происхождения, которые заимствовала церковь, например обычай использовать во время церемоний свечи и ладан, или одеяния императора и высших сановников, которые были особенно пышными на праздниках или торжествах. К таким обрядам относятся размеренные восклицания, хоры, поющие под звуки органа.

Ритуальное значение придавалось культу императорских изображений

Императорская религия имела свою иконографию, римскую и христианскую. Это были портреты императора – поясной портрет, в полный рост, сидящего на троне или в группе; крест, символ императорской победы, император, победитель демонов или варваров, император на коне, император, получающий дары от побежденных, император на охоте, император на ипподроме. Постепенно подобные изображения стали частью христианской иконографии. Просвещенные императоры (династии Комнинов, Палеологов).

Чиновники.

Любой гражданский чиновник имел ранжированное дворцовое звание. Слуги василевса и одновременно слуги государства или общественных интерес. чиновники создавали единый корпус.

Все чиновники были связаны с императором клятвой, которую они торжественно приносили, произнося следующие слова: «Клянусь Господом Всемогущим, Его единородным сыном Иисусом Христом, Господом нашим, Святым духом, Марией, святой и славной Богоматерью, непорочной, четырьмя Евангелиями, которые я держу в руках, святыми архангелами Михаилом и Гавриилом, что я сохраню совесть чистой по отношению к нашим божественным и благим владыкам , Юстиниану и Феодоре, что я буду нести верную службу ради них , исполняя те поручения, которые были даны мне их любовью. Я охотно приму любые трудности и тяготы, которые принесет мне моя должность, которую мне доверили в интересах империи и государства.

Порядок набора чиновников.

Больше знаний, чем собственно образованность(от искусства писать письма до риторики, но особенно важно было знание юриспруденции)

Экзамен был очень трудным, поэтому высшие чиновники были всегда просвещенными людьми(в этом списке фигурируют все известные крупные историки). Образование получали в

университете. Мобильность правящего класса и возможность его пополнения за счет выходцев из низов. В Византийской империи в течение долгого времени доступ к власти был связан не с происхождением человека, а с качествами его личности, и скромное происхождение не было проблемой для успешного человека. Скорее наоборот, так как наоборот, добиться славы можно было, будучи выходцем из нижайших слоев. Не один император со скромным прошлым взошел на престол: Михаил II был необразованным наемником, сделавшим карьеру в армии(начало IXв.). Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян. Михаил IV, до того как стать императором, был меняльщиком денег. В то же время чувство значимости аристократического происхождения всегда было в Византийской империи.

Общество.

Основным принципом разделения общества, которое охватывало всех византийцев, было деление на тех, кто командует(архонты), и тех, кто подчиняется(arhomenoi). Это библейское понятие встречается во всех устных и письменных произведениях: «Всегда благо для человека низкого положения быть управляемым человеком высокого происхождения, и первому не рекомендуется меряться силами со вторым, так как последний всегда заставит его опустить голову »(Василий Кесарийский, IVв.).

В Византии за слоем «могущественных» находится очень плотный слой тех, кто «ползает по земле», не имеющих прямых или косвенных контактов со двором.

Этот слой не имеет названия и может быть лишь описан через прилагательное «средние»(mesoi). Он включает в себя всех, находящихся между богачачи и презренными неимущими, пользуясь терминологией историка IVв. Иоанна Кантакузина для описания населения Фессалоники его времени. В городах это в первую очередь светские и церковные врачи. Среди работников умственного труда выделяют каллиграфов, нотариусов, юристов, архитекторов, военных инженеров, ораторов и писателей.

В городах Византии жили средние и мелкие земельные собственники, зажиточные горожане, сдававшие свои земли внаем за урожай.

В деревне жили крестьяне, производившие источники богатства, скот и хлеб, строили корабли и крепости, долгое время становились солдатами империи. Жизнь крестьян напрямую зависела от климата региона, к которому они были привязаны, от стихийных бедствий, военных вторжений и сборщиков налогов.

Независимость

История отношений, которые сплачивали византийское общество(отношения в семье, корпорациях, городе)- это демонстрация одного из наиболее естественных качеств этого общества – независимости. Согласно кодексу жизни VIIIв., в Византии избегали всякой совместной деятельности, любого совместного жительства.

Население горда (составляло в Византии некое сообщество). С VIв. в византийских городах существует что-то типа совета, состоящего из нескольких представителей правящей верхушки и обязательно митрополита или епископа, которых государство обязывало контролировать годовой сбор зерна, общественные работы – их тяжесть и размеры, а также финансы.

Население обращалось к совету иногда для решения своих частных дел.

День – единица рабочего времени в Византии – начинался утром, а не вечером, как у евреев, или в полночь, как у римлян.

Радость отдыха – те, кто почитает Бога, ждут воскресенья, чтобы пойти в церковь. Развлечения (игра на музыкальных инструментах, танцы, спортивные развлечения, цирковые представления и т.д.). В воскресные и праздничные дни византийцы надевали особую одежду. В одном из сборников чудесных историй рассказано, как в первой половине VIIв. человек, праздновавший свое 52-летие, участвовал во всенощной в честь святого Иоанна Предтечи в константинопольском храме, когда два человека, воспользовавшись его отсутствием, украли его гардероб. Вернувшись домой, он лег спать, но утром, «когда захотел сменить одежду на подобающую церемонии» и пойти на торжественную литургию, он заметил, что его одежда украдена. Он был вынужден отказаться от похода в церковь, куда, однако, его под страхом наказания обязывали идти правила братства, и лег спать, так как он не мог появиться на службе в простой одежде.

Особенности моды того времени(к тунике и накидкам из сукна, льна или шелка, более или менее богато украшенным, добавляется в VIIв. skaramangion, вид камзола с воротником, заимствованным у кочевников азиатских степей, который будет потом расшиваться золотом для императора и сановников). Одежда стоила очень дорого, значимой, ее передавали из поколения в поколение, она была вложением денег(обычная одежда стоила в VIIв. три милиарисия – ежедневный бюджет составлял от 15 до 16 фоллов (менее одного милиарисия), тратили от шести до восьми фолов, чтобы скромно питаться).

Семья

Для византийцев семья – это маленький мир, упорядоченный, разумный и счастливый, центром его является женщина. В семье под ее управлением каждый играет свою роль.

Она жила в доме, занималась домашней работой и чтением Священного Писания, далекая от городских развлечений, стеснявших ее свободу. Преданная, мудрая, спокойная и скромная, она избегала по советам ученых мужей Византии как религиозных, так и светских развлечений, всех пустяков, предназначенных для чрезмерных трат, в том числе украшений, которые ведут к разорению, так как никакие богатства не могут удовлетворить всех желаний женщины полностью. Женщину украшает ее скромный и спокойный взгляд и положение. Семья – это уход за детьми. Для византийцев ребенок – предмет умиления. Семья для ребенка – это уважение родителей, помощь, подчинение им, обязанности, которые вознаграждались только самим фактом доставления удовольствия родителям.

Культура, образование

Для византийского общества, которое двигалось по пути вечного спасения, культура (paideia, paideusis) – это образование, обучение, воспитание, получаемые для того, чтобы вести определенный образ жизни.

Книга.

Папирус долгое время выращивался только в Египте, и листки, подготовленные в Александрии, рассылались потом по всем канцеляриям цивилизованного мира. С арабской оккупацией (640г.) его производство сократилось, и халифы, распространившие культуру возделывания и производства папируса в долине Тигра, запретили его вывоз с конца VIIв.

Однако остались ценные плантации на Сицилии, откуда папирус вывозился на Восток до конца следующего века.

Эта культура сохранилась в регионе Палермо до конца XIIIв.

Еще до исчезновения папируса писали на других материалах, в частности, на пергамене. Римский историк Плиний Старший(23-79гг.) происхождение пергамена связывает с царем Пергама Эвменом II(198-158гг. до н.э.), который решил создать библиотеку, способную соперничать с библиотекой в Александрии. Тогда фараон Египта запретил вывозить папирус в Пергам, и жители города использовали кожи для оснащения библиотеки. Факт реальный или вымышленный, в любом случае Пергам в Малой Азии, кажется, дал свое имя пергамену. В IVв. пергамен уже преобладал над папирусом.

Папирус полностью исчез как носитель в Средние века.

Пергамен изготавливался на юге Европы в основном из вычищенных и отшлифованных шкур баранов или коз. Называют также в XIIв. манускрипт, написанный и проиллюстрированный на изнанке кожи змеи, но все же это была диковинка.

Вначале папирус сворачивали в свитки, и постепенно он был заменен кодексом, или книгой, книги составляют в Египте в IV в. примерно три четверти всех сохранившихся христианских текстов.

В первые века писцы не использовали стол(папирус), а помещали свиток себе на колени, зафиксировав их при помощи маленькой скамейки. Пять веков спустя появляются первые писцы, сидевшие за столом. Арабы ввели в средиземноморский бассейн новый материал для письма – бумагу, которую они заимствовали у китайцев в VIIIв. Византийцы стали использовать ее позднее, назвав бамбациной(возможно, по названию селевкидского города Бамбика (Мембиди), расположенного на правом берегу Ефрата – большого рынка бумаги и склада тряпья, необходимого для ее производства). Вся бумага восточного происхождения часто была толстой и грубой. С середины XI до середины XIIIв. имперская канцелярия возвращается к пергамену, оставив бумагу лишь для менее значимых документов. С XIVв. бумага, изготовленная на Западе, становится единственным носителем письменной информации.

Византийская книга писалась от руки. Писец мог использовать для установления полей или линования строк маленькую тонкую пластинку и на пергамене или бумаге писал в основном грифелем, оставлявшим черные линии. Также ему нужен был резец, чтобы точить перо(называлось каламом, представляло собой тростниковую палочку).

Чернила - античные нестойкие чернила, изготовленные из сажи, камеди, жженой кости, дерева, плодовых косточек и возможно, чернильной жидкости каракатицы, добавляли новые вещества, появившиеся с пергаменом в IVв. (составленные из сока чернильных орешков, которые были более стойкие). Цвету этих чернил – желто-каштановому, который очень быстро стирался при недостатке воска, противопоставляли блестящие чернила, которые производили из сажи и камеди. Заголовки и буквицы выписывались киноварью или другим цветом (например, сине-зеленым), но всем цветам византийские писцы предпочитали золотой (иногда им были написаны целые книги)

studfiles.net

Византийская империя — Циклопедия

Как Создавались Империи - Византия (BBC) Византийская империя в 550 год, в период наибольшего расцвета История Византийской Империи (документальный фильм) [44:02]

Византийская империя (395[Прим. 1]—1204[Прим. 2], 1261[Прим. 3]—29 мая 1453[Прим. 4]), Восточная Римская империя, Византи́я — государство, образовавшееся в 395 году после окончательного разделения Римской империи на Западную и Восточную после смерти императора Феодосия I. Западная Римская империя прекратила своё существование спустя 81 год, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима[1].

Название «Византия» Восточной Римской империи было дано уже после её распада. Оно происходит от изначального названия Константинополя — «Византий», куда в 330 году была перенесена столица Римской империи. Константинополь оставался столицей государства вплоть до его захвата турками в 1453 году[2].

От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления. Главой государства был император, который также назывался автократором или василевсом.

Максимального расцвета Византия достигла к 550 году при императоре Юстиниане I, который правил с 527 по 565 год. Ему удалось захватить государства вандалов в Северной Африке, Королевство остготов в Италии, а также южную часть Королевства вестготов в Испании. Однако после смерти императора Византия начала терять захваченные земли. К началу VII века ей удалось сохранить только несколько разъединённых территорий в Италии, крупные острова в западном Средиземноморье и Карфагенский экзархат. К 680 году под натиском арабов Византия потеряла Египет, Северную Африку, Сирию, Палестину и Верхнюю Месопотамию. С 673 по 678 год арабские войска осаждали Константинополь.

VII век охарактеризовался проведением существенных реформ в управлении. Так, вместо эпархий и экзархатов империя была разделена на фемы, подчинённые стратигам. Греческий язык стал официальным, императоры стали называться василевсами.

К VIII веку временная стабилизация вновь сменилась чередой кризисов, чему послужили войны с арабами и болгарами, а также постоянные восстания. Император Лев III Исавр (717—741) смог нанести решающее поражение арабам.

В 800 году Карл Великий объявил о восстановлении Западной Римской империи, что для Византии стало чувствительным унижением. Одновременно с этим Багдадский халифат усилил свой натиск на востоке. В Италии Византии удалось сохранить только Венецию и земли на юге полуострова. Вследствие восстановления политики иконоборчества Византия вновь погрузилась в смуты, закончившиеся только в 867 году. Приход к власти императоров македонской династии обеспечил Византии полтора столетия процветания.

В 1019 была завоёвана Болгария. Византийская империя достигла наибольшего своего усиления со времён, предшествующих арабским завоеваниям. Однако после смерти императора Василия II начинается постепенный упадок государства, вызванный анархией и феодальной раздробленностью. В середине XI века Византия утратила Италию. В 1071 году Роман IV Диоген потерпел сокрушительное поражение от турок-сельджуков в битве под Манцикертом. В течении последующих 10 лет туркам удалось захватить территории вплоть до Мраморного моря.

Временное усиление Византии после Крестовых походов сменилось ухудшением отношений с Западом после резни латинов. Это привело к тому, что Четвёртый крестовый поход был направлен уже против Византии. В 1204 году был захвачен Константинополь. Империя распалась на ряд государств — Латинскую империю и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченных крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засилье итальянских торговцев мешало возрождению византийских городов.

В 1261 году военачальник Алексей Стратигопул завладел Константинополем, и Византия была вновь возрождена. На престол взошёл Михаил VIII Палеолог. Эпоха Палеологов была полна восстаний и смут. В Европе усиливалось давление сербов, в Азии — турков-османов, которые в 1338 году достигли Босфора, а в 1352—1354 годах начали завоёвывать Европу. К 1395 году Константинополь был заблокирован со всех сторон. Падение Византии замедлило вторжение Тамерлана в Морею в 1402 году. Однако в 1421 году турки продолжили давление на империю. В 1422 году была атакована столица, в 1430 году захвачены Фессалоники.

К 1453 году Византийская империя владела только Константинополем и Мореей. С 5 апреля по 29 мая 1453 года продолжалась осада города, закончившаяся полной победой Османской империи. Византийская империя прекратила существование. Последние её остатки — Морея и Трапезунд — были захвачены в 1460 и 1461 годах соответственно.

Византийская экономика была одной из самых передовых в Европе и Средиземноморье на протяжении многих веков. Европа, в частности, была не в состоянии соответствовать византийской экономической мощи до позднего Средневековья. Константинополь был торговым центром, который в разные времена торговал почти во всей Евразии и Северной Африке, в частности, город являлся конечной точкой знаменитого Шелкового пути. До первой половины VI века в резком контрасте с упадком на Западе, византийская экономика процветала и укреплялась[3]. Однако чума Юстиниана и арабские завоевания, существенно ослабили империю и способствовали периоду упадка и застоя. Реформы Исавриев и, в частности, заселение Константина V, общественные работы и налоговые меры, положили начало возрождению империи, которое продолжалось до 1204 года, несмотря на территориальные сокращения[4]. С X века до конца XII века Византийская империя жила в роскоши, и даже путешественники, которые приезжали в Константинополь, были поражены богатством столицы. Четвертый крестовый поход привел к нарушению византийского производства и коммерческого господства Византии в восточной части Средиземного моря, что стало экономической катастрофой для империи. Палеологи пытались оживить экономику, но до конца времен империи государство не смогло получить полный контроль над внешней и внутренней экономической силой. Постепенно, она тоже потеряла свое влияние на условия торговли и ценовые механизмы, а также контроль над оттоком драгоценных металлов. По мнению некоторых ученых, империя в последние годы даже не чеканила собственных монет[5].

Одной из экономических основ Византии была торговля, чему способствовал морской характер империи. Текстильные изделия были самым важным предметом экспорта, то есть византийский шелк, который импортировали в Египет, а также он продавался в Болгарии и на Западе[6]. Государство жестко контролировало как внутреннюю, так и международную торговлю, и долгое время сохраняла на неё монополию. Чеканка монет, поддерживая прочную и гибкую денежную систему, была адаптирована к нуждам торговли. Правительство осуществляло формальный контроль над процентными ставками, а также устанавливало правила деятельности цехов и корпораций, к которым оно проявляло особый интерес. Император и его чиновники вмешивались в период кризиса в ценообразование, в целях снижения цен на зерновые. Наконец, правительство зачастую перенаправляло излишки с налогов в перераспределение в виде зарплаты для государственных служащих, или в виде инвестиций в общественные работы.

Византия часто отождествляется с абсолютизмом, православной духовностью, ориентализмом и экзотикой, в то время как термин византизм используется в качестве прибаутки про упадок, сложную бюрократию и репрессии. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые вышли из Восточного блока в конце 1980-х и начале 1990-х годов, оценка Византийской цивилизации и ее наследие были сильно отрицательными из-за их связи с предполагаемым восточным авторитаризмом и автократией. Для восточной и западной Европы Византийская империя зачастую воспринимается как комплекс религиозных, политических и философских идей, которые противоречат тем, что возникли на Западе. Даже в XIX веке в Греческом королевстве, акцент был сделан в основном на классическом прошлом, в то время как византийская традиция была связана с отрицательными коннотациями[7].

Этот традиционный подход к Византии частично или полностью опровергает и пересмотр современных исследований, которые основываются на положительных аспектах византийской культуры и наследия. Так некоторые ученые считают бесспорным византийский вклад в формирование средневековой Европы и признают важную роль Византии в формировании и распространении православия, которое в свою очередь, занимает центральное место в истории и обществе таких стран, как Греция, Болгария, Россия, Сербия и других[8]. Византийцы также сохранили и скопировали классические рукописи, и они, таким образом, рассматриваются как носители классических знаний, как и сделали важный вклад в современную европейскую цивилизацию, и являлись предшественниками гуманизма эпохи Возрождения и развития славянской православной культуры[8].

  1. ↑ Byzantium: Byzantine Studies On The Internet (англ.). Fordham University. Проверено 8 ноября 2012.
  2. ↑ Под ред. Э. А. Манушина История человечества. VII век до н. э. — VII век н. э.. — Москва: Издательский дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2003. — Т. 3. — 10 000 экз.
  3. ↑ Laiou, Angeliki E.; Morisson, Cécile (2007). «The Byzantine Economy». New York: Cambridge University Press. pp. 1, 23-38. ISBN 0-521-84978-0.
  4. ↑ Magdalino, Paul (2002). «Medieval Constantinople: Built Environment and Urban Development». p. 532. Washington, DC: Dumbarton Oaks.
  5. ↑ Matschke, Klaus-Peter (2002). «Commerce, Trade, Markets, and Money: Thirteenth-Fifteenth Centuries». pp. 805—806. Washington, DC: Dumbarton Oaks.
  6. ↑ Laiou, Angeliki E. (2002). «Exchange and Trade, Seventh-Twelfth Centuries». p. 723. Washington, DC: Dumbarton Oaks.
  7. ↑ Angelov, Dimiter G. (February 2001). «The Making of Byzantinism». pp. 1–10.
  8. ↑ 8,08,1 Cameron, Averil (2009) (in Greek [translated from the original by Giorgos Tzimas]). «The Byzantines». Athens: Psychogios Publications. ISBN 978-960-453-529-3.

cyclowiki.org

Византий - это... Что такое Византий?

Византий и окрестные города на северном берегу Мраморного моря

Виза́нтий (греч. Βυζάντιον, лат. Byzantium) — древнегреческий город в месте соединения Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога, предшественник турецкого Стамбула.

Основан дорийскими колонистами из Мегары в VII веке до нашей эры. Вошёл в состав Римской империи во II веке до нашей эры. В 330 году по решению Константина Великого стал столицей империи под названием Новый Рим, затем Константинополь.

По имени Виза́нтия восточная часть Римской империи, существовавшая как самостоятельное государство с 395 по 1453 год, получила в историографии название Византийская империя, или просто Византи́я. Место расположения города ныне входит в стамбульский район Фатих.

Основание

Берега Мраморного моря мегарейцы осваивали с VIII века до нашей эры, ещё до Византия основав здесь Астак, Селимбрию, Перинтос и Халкедон.[1][2]

Создателем Византия и его первым царём в античной традиции считался Визас (др.-греч. Βύζας), которого греческие мифы называли сыном бога Посейдона и Кероэссы, дочери Зевса и Ио, родившейся на Золотом Роге (в другом варианте — сыном правителя Мегар Ниса). Согласно древним источникам, Визас (он же Визант) основал город в 667 году до нашей эры на землях, населённых фракийскими племенами.

По легенде, Дельфийский оракул дал напутствие Визасу поселиться «напротив слепых», имея в виду якобы неудачный выбор места для Халкедона, построенного за 13 лет до Византия на противоположном берегу Мраморного моря.

История

Город-государство

Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Город контролировал Босфор, и, соответственно, торговые пути из Европы в Азию и из Чёрного моря в Эгейское. Но, благодаря такому важному положению, город много раз подвергался нападениям.

В 515 году до н. э., во время похода Дария на скифов, город был подчинён персидской власти. Известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил и в Халкедоне). После сражения при Платеях город освободился от персидской власти с помощью спартанского и афинского флота под командованием Павсания и вновь получил важное стратегическое значение. Держась на стороне афинского союза государств, Византий во время Пелопоннесской войны не раз был «яблоком раздора» между спартанцами и афинянами. Победы Алкивиада (408 г. до н. э.) удержали его в Афинском союзе. В 403 г. до н. э. городом ненадолго овладел Клеарх из Спарты. После вспыхнувшего восстания против афинян Византий получил право автономии (357—355 гг. до н. э.). В 227 году до н. э. галаты, прибывшие из Европы, поселяются на Азиатской стороне города. А в 146 году до н. э. союз, заключённый с Римом, обеспечил военную оборону города.

Римский период

В 74 году до н. э. город попадает под власть Рима, что обеспечило ему мирное существование более чем на 200 лет. Однако во время гражданской войны 193-197 г.г.[3], город, поддержавший Песценния Нигера, испытал трехлетнюю осаду и был взят войсками Септимия Севера, который приказал разрушить все укрепления и отменить все политические и торговые привилегии. Это положило начало упадку Византия. В III веке он неоднократно подвергался набегам со стороны варваров. Из сохранившихся построек со времён Септимия Севера частично сохранился ипподром.

С 324 года Константин Великий начал на месте сравнительно небольшого к тому времени Византия строительство новой столицы Римской империи — Константинополя, законченное в 330 году.

Литература

  • Harris, Jonathan, Constantinople: Capital of Byzantium (Hambledon/Continuum, London, 2007). ISBN 978 1847251794
  • Jeffreys, Elizabeth and Michael, and Moffatt, Ann, Byzantine Papers: Proceedings of the First Australian Byzantine Studies Conference, Canberra, 17-19 May 1978 (Australian National University, Canberra, 1979).

Примечания

dic.academic.ru

Византия — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в. Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование. «Разделение» Римской империи 395 на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в 7-8 вв. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. Этническое самосознание долгое время (до 12-13 вв.) не играло существенной роли в самоидентификации имперских граждан, которые официально именовались римлянами (по-гречески — ромеями). В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (4-8 вв.), средневизантийский (9-12 вв.) и поздневизантийский (13-15 вв.) периоды.В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли к востоку от линии раздела 395 — Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в 6 в. при императоре Юстиниане I (527-565) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана»). Однако в 7 в. облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса и прекращение полемики с монофиситами, бывшей столь важным фактором внутренней политики империи на востоке в предшествующий период. Латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим. В 7-8 вв. при императорах Ираклии (610-641 гг.) и Льве III (717-740 гг.) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное устройство, обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие потрясения 8-9 вв. в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов — государства и Церкви.Империя средневизантийского периода представляла собой мировую «сверхдержаву», чья устойчивая централизованная государственность, военная мощь и утонченная культура составляли разительный контраст с раздробленностью сил латинского Запада и мусульманского Востока в тот период. «Золотой век» Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении, Сирии и Месопотамии, давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии (1018) и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне. Устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида, чеканившегося со времен Константина I. Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего 10 — начала 11 вв. Императоры Македонской династии (867-1056) воплощали собой идею избранности и постоянства установленной Богом власти, единственного источника земных благодеяний. Возврат к иконопочитанию в 843 знаменовал примирение и возобновление симфонии «согласия» между государством и Церковью. Авторитет константинопольского патриархата был восстановлен, и в 9 в. он уже претендует на доминирование в восточно-христианском мире. Крещение болгар, сербов, а затем и славянской Киевской Руси расширило пределы византийской цивилизации, очертив ареал духовной общности восточноевропейских православных народов. В средневизантийский период складываются основы того, что современными исследователями было определено как «Византийское содружество» (Byzantin Commonwealth), зримым выражением которого стала иерархия христианских правителей, признававших императора в качестве главы земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу Церкви. На востоке такими правителями были армянские и грузинские цари, чьи независимые владения граничили с империей и мусульманским миром.Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (976-1025) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати. Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081). Только воцарение Алексея I, основателя династии Комнинов (1081-1185) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия 12 в. возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (1143-80) в 1176 при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение.В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний, основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории. Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца 11 в., усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054, знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой мировой державы.После 1204 на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя, чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов. Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).С начала 14 в. турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439, однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь — все, что осталось в 15 в. от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в 1 в. до н. э. Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.

megabook.ru

Византия - это... Что такое Византия?

(Восточная Римская империя, Византийская империя), государство IV—XV вв.; образовалось при распаде Римской империи в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица — Константинополь. Население — греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык — греческий. Религия — христианство (православие). В IV — начале VII вв. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI в. при Юстиниане I, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания VII — середины IX вв. арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоёванной крестоносцами территории — греческих государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261. Взятие в 1453 Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

ВИЗАНТИ́Я (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе (см. КОНСТАНТИНОПОЛЬ) — Новом Риме. Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в. Проблемы античной преемственности Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением (см. ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ) которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование. «Разделение» Римской империи 395 на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в 7—8 вв. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. Этническое самосознание долгое время (до 12—13 вв.) не играло существенной роли в самоидентификации имперских граждан, которые официально именовались римлянами (по-гречески — ромеями). В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (4—8 вв.), средневизантийский (9—12 вв.) и поздневизантийский (13—15 вв.) периоды. Ранневизантийский период В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли к востоку от линии раздела 395 — Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в 6 в. при императоре Юстиниане I (см. ЮСТИНИАН I Великий) (527—565) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА)»). Однако в 7 в. облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса и прекращение полемики с монофиситами (см. МОНОФИСИТЫ), бывшей столь важным фактором внутренней политики империи на востоке в предшествующий период. Латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим. В 7—8 вв. при императорах Ираклии (см. ИРАКЛИЙ (византийский император)) (610—641 гг.) и Льве III (см. ЛЕВ III Исавр) (717—740 гг.) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное (см. ФЕМЫ) устройство, обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) потрясения 8—9 вв. в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов — государства и Церкви. Средневизантийский период Империя средневизантийского периода представляла собой мировую «сверхдержаву», чья устойчивая централизованная государственность, военная мощь и утонченная культура составляли разительный контраст с раздробленностью сил латинского Запада и мусульманского Востока в тот период. «Золотой век» Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении, Сирии и Месопотамии, давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии (1018) и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне. Устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида (см. СОЛИД), чеканившегося со времен Константина I (см. КОНСТАНТИН I Великий). Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего 10 — начала 11 вв. Императоры Македонской династии (867—1056) воплощали собой идею избранности и постоянства установленной Богом власти, единственного источника земных благодеяний. Возврат к иконопочитанию в 843 знаменовал примирение и возобновление симфонии «согласия» между государством и Церковью. Авторитет константинопольского патриархата был восстановлен, и в 9 в. он уже претендует на доминирование в восточно-христианском мире. Крещение болгар, сербов, а затем и славянской Киевской Руси расширило пределы византийской цивилизации, очертив ареал духовной общности восточноевропейских православных народов. В средневизантийский период складываются основы того, что современными исследователями было определено как «Византийское содружество» (Byzantin Commonwealth), зримым выражением которого стала иерархия христианских правителей, признававших императора в качестве главы земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу Церкви. На востоке такими правителями были армянские и грузинские цари, чьи независимые владения граничили с империей и мусульманским миром. Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (см. ВАСИЛИЙ II Болгаробойца) (976—1025) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати. Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081). Только воцарение Алексея I (см. АЛЕКСЕЙ I Комнин), основателя династии Комнинов (1081—1185) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия 12 в. возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (см. МАНУИЛ I Комнин) (1143—80) в 1176 при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение. В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний (см. ПРОНИЯ), основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории. Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца 11 в., усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054 (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ), знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой мировой державы. Поздневизантийский период После 1204 на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя (см. НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261—1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов (см. ИСИХАЗМ). Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс). С начала 14 в. турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе (см. ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ) 1438—1439, однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь — все, что осталось в 15 в. от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в 1 в. до н. э. Последующие (16—17) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона. Иконопись в Византии Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА) (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.

de.academic.ru

Когда и откуда появилась Византия: a_kudryavets

Академики считают, что Византия возникла на руинах Римской империи:

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий.Город же Византий древние историки замечают уже в 7в. до н.э., но цитировать в данном случае нечего - история его основания насквозь баснословна.

Теперь же перемещаемся в соседний регион - на северо-запад Анатолии, где обнаруживаем хорошо известную Вифинию:

Её прелесть в том, что название оной записывалось с помощью иероглифа , ставшего в греческом буквой тета: Βιθυνία.

Из наличия теты вытекают несколько вариантов её вокализации, из которых нас более всего интересует Z, которая приводит к диалектному BIZYNIA. От неё до Византия - рукой подать. Только надо иметь в виду два обстоятельства:

1) в 7в. до н.э. всю Малую Азию можно назвать одним словом "Египет".

2) Примерно в том же 7в. до н.э.зарождается насквозь египетский Древний Рим, характерная черта которого - ярко выраженный военизированный урбанизм. В общих чертах, это и есть Ойкумена 7в. до н.э.

Как показано в работе по последней ссылке, Восточный Рим возникает примерно в то же время, что и Западный. Вероятно, и Константинополь (Κωνσταντινουπολις) был заложен задолго до императора Константина, а в переводе название города означает "вечный город", ставшее по недоразумению вторым именем Западного Рима. Путаница вполне объяснима тем, что и столицу Византии также именовали Римом.

Появление в регионе, примыкающем к Геллеспонту, двух родственных топонимов - BIZYNIA и BYZANTIA - вряд ли можно считать уникальным явлением, т.к. совершенно очевидно, что названия царств Фракия и Фригия имеют общее происхождение, а их раздвоение стало следствием банальной путаницы.

a-kudryavets.livejournal.com


Смотрите также