Древнее государство шумер. Древние государства Шумера и Аккада. (стр. 2 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние государства Шумера и Аккада. Древнее государство шумер


Города государства Шумера | История

В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Шумера в первой половине III тысячелетия до н. э. принято делить на три последовательных этапа, составляющих раннединастический период.

Первый этап (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением I Кишской династии. В числе ее правителей фигурирует, например, Этана, один из героев шумерских мифов, согласно которым он поднимался в небо на крыльях орла, добыл там «траву рождения», положил начало «царственности» в Шумере. Могущество Киша оставило о себе столь памятную славу, что в дальнейшем многие правители добивались звания «лугаль Киша» что также означало «лугаль воинств» и делало его обладателя лугалем-гегемоном.

В конце первого этапа раннединастического периода начинает возвышаться Урук, среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, приобретшие черты миф ологических героев. Их деятельности посвящены эпические произведения, из которых особенно интересна поэма «Энмеркар и верховный жрец Аратты», дающая богатый материал о внешних связях Шумера, о взаимоотношениях Урука с Араттой — горной страной на востоке. Из Шумера в Аратту везли зерно и скот, а получали строительный камень, дерево, металлы (золото, серебро, бронзу, свинец) и лазурит.

Второй этап раннединастического периода (XXVII—XXVI вв. до н. э.) начинается с ослабления Киша. Этим воспользовался Урук, где стал править Гильгамеш, любимый герой шумерского, а затем аккадского эпоса. В борьбе с царем Киша Агой он добился освобождения Урука от кишской гегемонии. При Гильгамеше и его преемниках Урук имел самые крупные военные отряды, его правители возводили постройки в Лагаше, Ниппуре и других городах, позднее сам Гильгамеш был обожествлен и прославлен в замечательном памятнике древневосточной литературы.

Третий этап раннединастического периода, охватывающий XXV—XXIV вв. до н. э., характеризуется все более растущей тенденцией к объединению, порожденной необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племен. В ходе ожесточенной борьбы между городами выдвигается Ур, где правит I династия. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового хозяйства и выдвижения жен правителей на должности верховных жриц. Свидетельством могущества I династии Ура являются царские гробницы, в которых обнаружен богатый погребальный инвентарь, сопровождавший покойных правителей и членов их рода в загробный мир: парадные повозки и колесницы, упряжь с золотыми и серебряными.’ украшениями, декоративное вооружение (кинжалы, копья, шлемы) и орудия труда (долота, пилы) из золота и серебра, арфы, инкрустированные золотом, перламутром и лазуритом, модели лодок из меди и серебра, светильники, раковины, высокохудожественные женские украшения (бусы, диадемы, серьги, браслеты, подвески из драгоценных металлов и камней). «Царские гробницы» Ура часто называют «великими шахтами смерти»: захоронения царей сопровождались многочисленными (до нескольких десятков человек) жертвоприношениями возничих, воинов, придворных, служанок.

Правители Ура вынуждены были уступить гегемонию Лагашу, где в XXVI в. до н. э. начала править династия, основанная Ур-Нанше. Он отстроил Лагаш и его храмы, с оорудил ряд каналов и плотин, покровительствовал торговле. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанату-ме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом. Особенно тяжелой для Эанатума была война с Уммой, опиравшейся на Киш. Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска в боевом строю во главе с правителем и трупы поверженных врагов, терзаемые коршунами; победная надпись извещала об истреблении 3600 неприятельских воинов. В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границы между двумя воюющими государствами,— древнейший международный договор.

Преемники Эанатума не смогли сохранить военное могущество Лагаша, и его политическое влияние стало паать. Постоянные войны требовали больших средств и приводили к обострению положения внутри Лагаша.

В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу. Подобный процесс слияния должностей не только усилил власть правителя, но и отдал в его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно, в свою очередь, усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных религиозных церемоний и ритуалов. Государство также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнялся произволом служителей правителя, а также отменой старых обычаев.

В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка — произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Лугальанда и к власти пришел его родственник Уруинимгина. По всей вероятности он был ставленником жречества и родовой знати, недовольной наступлением правителя, поддерживаемого служилой зависевшей от него знатью, на их права.

За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Возможно, были приняты меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли. Реформы Уруинимгины были записаны, что было одной из первых письменных фиксаций правовых норм.

Правление Уруинимгины, принявшего титул «лугхть», было временем не только значительных внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша. Но одновременно усиливалась и Умма — давний и сильный противник Лагаша, которая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социальные противоречия в Лагаше способствовали дальнейшим успехам Лугальзагеси: поход уммийцев привел к разорению Лагаша, его храмов и поселений, о чем с печалью говорится в литературном произведении «Плач об Уруинимгине». Лагаш был поставлен в зависимость от нового политического объединения Шумера во главе с Уммой, нанесшей поражению даже Кишу. В результате Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерских городов-государств, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образование, вскоре рухнувшее под натиском более сильного государства — Аккада, возникшего к северу от Шумера.

vladhistory.com

Древние государства Шумера и Аккада.

1. Древние государства Шумера и Аккада. Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия (Междуречье, Двуречье), сделалась колыбелью государств, принадлежащих к числу наиболее древних государственных образований. К началу III тысячелетия до н.э. в Двуречье складывается большое количество мелких самостоятельных государств (Эриду, Ур, Шуруппак, Ум- ма, Лагаш, Киш, Мари и др.), население которых в III тысячелетии до н.э. в Двуречье было этнически неоднородным: лежавший к северу от Шу- мера Аккад, а также среднее течение Евфрата заселяли в это время пле- мена, отличавшиеся и по внешнему облику, и по языку от шумеров. Однако шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н.э. не отличались друг ото друга по уровню экономического развития: и у тех, и у других скла- дывались раннерабовладельческие государства. Основой земледелия являлось искусственное орошение (ирригация), когда посредством системы каналов, плотин и дамб вода равномерно пода- валась на поля. Животноводство было также развито в Южном Двуречье. Ремесленная техника оставалась примитивной. Во главе каждого из мелких самостоятельных государств стоял пра- витель, который назывался патеси (или энси), а иногда лугаль. Потребности рационального использование оросительной системы, а также укрепления хозяйственных связей между отдельными областями яви- лись причиной возникновения тенденции к к политическому объединению Шумера. Отдельные государства пытаются играть роль гегемонов, объеди- няя вокруг себя сравнительно большие территории. Первоначально в роли таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму (XXV век до н.э.) удалось нанести поражение своим соперникам и распространить свою власть чуть ли не до пределов Мари. Однако все эти объединения были непрочными и распадались вскоре после того, как возникали. Пользуясь смутами в Лагаше в XXIV веке до н.э. патеси Уммы Лу- гальзаггиси возобновил борьбу против Лагаша, разбил войско патеся Ла- гаша Урукачины и присоединил Лагаш к своим владениям. После этой побе- ды Лугальзаггиси настолько усилился, что на некоторое время подчинил себе весь Шумер. Столицей своего нового государства он сделал древний город Урук. На севере Двуречья в это время усилились правители Аккада. Цент- ральное положение Аккада могло представить большие выгоды правителю Аккада, который сумел бы овладеть областью между городами Сипаром и Описом. Таким первым царём царства Аккада стал около 2369 года до н.э. Саргон (Шаррукин). В это время в Южном Двуречье были налицо все предпосылки, необхо- димые для дальнейшего объединения. Саргон начал с объединения всего Аккада. Он сделался царём Киша и главой всех аккадских городов, а затем совершил несколько победоносных походов на юг. Он победил Лугальзаггиси, взял Ур и Лагаш, дошёл до са- мого моря и таким образом подчинил себе весь Шумер. Царство Аккада особенно усилилось в правление внука Саргона На- рамсина (XXIII век до н.э.). При Нарамсине под власть Аккада попадает область Мари, а также горные племена Загроса и города Элама. На севере войска Нарамсина доходили до гор Армении. Увеличение повинностей, присвоение общинных земель, трудные заво- евательные походы - всё это порождало недовольство народных масс. На- рамсин ещё справлялся с восстаниями, но его преемникам не удалось удержать единства царства "четырёх стран света"; внутриполитические трудности совпали со внешней угрозой. Около 2200 года Аккад и Шумер подверглись нападению народа гутиев, которые сокрушили царство Аккад, разграбили его города (особенно северные), обложили население тяжёлой данью. Города шумерского юга меньше пострадали от набега гутиев и фак- тически сумели сохранить независимость. Эти шумерские города возглави- ли борьбу против гутиев, разбили их и изгнали из страны. Некоторое время спустя Шумер и Аккад вновь были объединены - на этот раз под ге- гемонией Ура. Цари Ура, объединившие под своей властью Южное Двуречье, получили наименование III династии Ура. Наибольших политических успехов среди них добился Шульги. Преемники Шульги с трудом сдерживали натиск соседей. В 2007 году эламиты разгромили шумерские города и взяли в плен последнего царя III династии Ура. Вслед за тем амореи, заняв города Аккада и Шумера, осно- вали там множество самостоятельных династий. Основателем III династии Ура был составлен первый кодекс законов, в котором оформлялось разви- тие частной собственности на землю.

2. Древнее Вавилонское царство.После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амо-реи.Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года дон.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этихтрёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственногоразвития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок припервых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился вкрупнейший торговый, политический и культурный центр.Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течениистолетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи.Созданное таким образом древневавилонское царство было централизован-ной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнутыблагодаря ряду новых условий.Во-первых, вавилонские цари опирались на аморейскую знать.Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные шумерские и ак-кадские патеси, были окончательно уничтожены аморейскими и эламскимизавоевателями. В-третьих, Аккад, сделавшийся ещё при Саргоне основнойземледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал отвторжений, чем шумерский юг. Опустошённый и обезлюдевший Шумер оказал-ся в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.Далее, вавилонские цари использовали опыт, накопленный царями IIIдинастии Ура. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без из-менений ряд статей законов Липитиштаря, в документах купли-продажи и вдолговых актах сохраняются шумерские термины и формулы.Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безг-раничную власть царя, который управлял страной через многочисленныхчиновников и судий.При последних двух царях первой вавилонской династии произошлокрушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обру-шились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, эла-литяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов,жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватив-шие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и севернойВавилонии.В Вавилоне утвердился касситский царь Гандаш, основавший касситс-кую династию. Его преемники подчинили себе и южную часть Вавилонии.Владычество касситов продолжалось до 1165 года до н.э.Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого перио-да, примерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жес-токого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинаетсявторой период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственнаяжизнь.В середине XIII века до н.э. произошло сокрушительное вторжениеассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии началисьвнутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоя-тельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторже-нием. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна,свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. Стех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживаетдлительный период политического упадка.

3. Хеттское государство.Хеттское государство сложилось в восточной области Малой Азии, вбассейне реки Галис, в области, которая позднее получила название Кап-падокии. Земледелие здесь играло меньшую роль, чем скотоводство. Силь-но развита была металлургия.В начале II тысячелетия до н.э. в восточной части Малой Азии сло-жился ряд племён, которые вели между собой войны. Эти племена группи-ровались вокруг хорошо укреплённых центров, крупнейшими из которых бы-ли Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гармония принадлежала прави-телям Куссара, лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.Хеттское государство было рабовладельческим. Во главе Хеттскогогосударства стоял "великий царь", который носил титул "Солнце". Царс-кая власть была ограничена советом, который назывался панк. В составпанка входили царские родичи, свойственники и военачальники. Таким об-разом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократичес-кий строй, однако со временем, когда Хеттское государство стало могу-щественной военной державой, царская власть окрепла и панк потерялпрежнее значение.Хеттское государство распалось на ряд областей, в которых правилинаместники, носившие титул "царей". На границах Хеттского царства рас-полагался ряд стран, подчинённых хеттам: их отношения с "великим ца-рём" регулировались специальными договорами.С конца XV века до н.э. хеттские цари проводят энергичную внешнююполитику, стремясь с помощью военных и дипломатических средств расши-рить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония вПередней Азии принадлежала куритам, которые в первой половине II тыся-челетия до н.э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопо-тамии и Северной Сирии. В XV веке хурритские государства объединились,образовав большую державу Митанни, которая обладала большим политичес-ким влиянием.Другой важной политической силой была в XV веке Египетская держа-ва. Однако в конце XV века положение обеих государств пошатнулось. Ис-пользуя это обстоятельство, рабовладельческая знать Хеттского царстваначинает широкую экспансию. Хеттским царём в конце XV века был Суппи-лулима, проявивший себя умелым дипломатом. Не столько силой оружия,сколько при помощи умелых переговоров, он сумел превратить Митанни взависимую от Хессткого царства страну, подчинить своему влиянию еги-петские владения в Сирии и Финикии, а также пытался вмешаться во внут-ренние дела Египта, однако это предприятие не увенчалось успехом.Время правления Суппилулимы было периодом наивысшего политическо-го подъёма Хеттского царства.Расцвет Хеттского царства не мог быть длительным: основанной приСуппилулиме Хеттской державе не хватало единства. Уже ближайшие реем-ники Суппилулимы столкнулись с новыми внешнеполитическими трудностями.Хаттусиль III, внук Суппилулимы, проводит чисто оборонительную полити-ку. Ему удалось заключить мирный договор с Египтом. В конце XIII векавсё более усиливается натиск Ассирии и Аххиявы; грозное восстание ох-ватило западные области и привело к их отпадению. Около 1200 года дон.э. Хеттское государство перестало существовать. Примерно в то жевремя союзный с хеттами город Троя (на северо-западе Малой Азии) былвзят ахейцами ("Троянская война").

4. Ассирия.Ассирией называлась область в северном Двуречье, расположенная посреднему течению Тигра. В конце III и в первые века II тысячелетия вАссирии существовало рабовладельческое общество. Государство называ-лось "община Ашшур", во главе его стоял правитель ишаккум. Политичес-кий строй этой так называемой "староассирийской эпохи" носил переход-ный характер от раннего, ещё сохранившего общинные черты рабовладель-ческого государства к рабовладельческой деспотии. Ишаккум был ограни-чен властью коллективного верховного органа, носившего также название"община Ашшаур". Власть ишаккума возросла только в связи с началом ас-сирийских завоеваний.В XVI веке гегемония в Передней Азии переходит к государству Ми-танни, которое подчинило себе и Ассирию. В XV веке Ассирия вернула се-бе самостоятельность и начался период рассвета Ассирийского царства,"среднеассирийская эпоха". В XIV-XIII веках появился первый сборникассирийских законов, в котором укрепились все практические успехичастного землевладения.Опираясь на многочисленное войско, ассирийский царь Салманассар Iначал (в XIII веке) походы, продолжавшиеся и при его сыне Тикульти-Ни-нурте I. Царство Митанни, ослабленное хеттами, было окончательно разг-ромлено, границы ассирийских владений были расширены, был завоёван Ва-вилон. Это первое возвышение Ассирии оказалось недолговечным. Послесмерти Тикульти-Нинурты Ассирия на время приходит в упадок.С конца XII века Ассирии стали угрожать арамеи и урартийцы. В Xвеке арамейский натиск стад ослабевать, и ассирийские цари смогли ужесами перейти в наступление против урартийцев и арамеев. Это наступле-ние было завершено в начале IX века до н.э. победами царя Ашшурнасир-пала II (883-859 гг. до н.э.), который заложил основу будущей Асси-рийской военной державы.В конце IX века Ассирия была ослаблена внутренними смутами и нас-туплением урартийцев. Только с середины VIII века ассирийцы вновь на-чинают экспансию. Ассирийские цари Тиглатпаласар III (745-727 гг. дон.э.) и Саргон II (722-705 гг. до н.э.) активно проводили агрессивнуюполитику. Были завоёваны Сирия с Дамаском, Вавилония, нанесено тяжёлоепоражение Урарту. Асархаддом в 671 году подчинил Египет своей власти,но через двадцать лет Египет освободился.Это завоевание было последним военным успехом Ассирии. Уже присыне Асархаддона Ашшурбанипяле (в середине XII века) её могуществобыстро идёт на убыль, и она гибнет, ослабленная внутренним кризисом ивосстаниями покорённых народов. В 605 году Ассирия перешла под властьмидийских царей.

5. Урарту.В начале I тысячелетия до н.э. в районе озера Ван на восточнойокраине Малой Азии образуется ряд небольших государств: Хубушкиа, Мус-саир и др. Одним из этих государств было Урарту, столица которого -Тушна. Борьба этих царств против Ассирии окончилась образованием вконце IX века единого Урартского царства. Цари Урарту постепенно рас-ширяют территорию своего царства на восток и юг, в Закавказье.Наибольшего могущества царство Урарту достигло в первой половинеXIII века, во время царствования Аргишти I (781-760 гг. до н.э.) иСардури II (760-730 гг. до н.э.). Аргишти совершил многочисленные по-ходы на восток, воевал с Ассирией, закрепился в Закавказье.Когда во второй половине XIII века произошло усиление Ассирии,при Тиглатпаласаре III, Урарту был нанесён сильный удар. В 743 годубыли разгромлены войска Сардури II. После смерти Сардури начались сму-ты. Самый решительный удар нанёс ассирийский царь Саргон в 714 году дон.э.В начале VII века произошло разрушительное вторжение скифов. В VIвеке государство Урарту было окончательно уничтожено мидянами.

6. Халдейское или Нововавилонское царство.Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь ста-ла самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейскийцарь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет,до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано персами.

Дата добавления: 24.05.2000

www.km.ru

Древние государства Шумера и Аккада

Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул “цатэси” (эпси).

Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности, обычно довольно тяжёлые. Но наряду с этим царь имел в своём непосредственном распоряжении особые земельные угодья. Процесс классового расслоения нашёл своё отражение и в формах землевладения. Государственная власть нередко прибегала к захватам общинных земель, часть которых еще ранее превращалась в собственность наиболее богатых представителей общины. Так постепенно возникла наряду с крупным централизованным царским землевладением и общинным землепользованием крестьян частная земельная собственность богачей. Обезземеленные бедняки, постепенно превращавшиеся в рабов, а также военнопленные, обращенные в рабство, обрабатывали земли, принадлежавшие царю, храмам и рабовладельцам-аристократам.

Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети. Правители и цари древнейших, а также и более поздних государств Шумера и Аккада всюду в своих надписях с гордостью говорят о своих заботах о расширении и поддержании в порядке сети искусственною орошения. Эти заслуги они перечисляют наряду с военными победами, признавая тем самым то громадное значение, которое имела ирригация в жизни страны. Так, Римсин, царь Ларсы (XVIII в. до н. э.) сообщает в одной надписи, что он выкопал канал, “который снабдил питьевой водой многочисленное население... который дал изобилие зерна... вплоть до берега моря”. Он его выкопал и превратил свою область в земледельческий район.

В документах времени существования шумерийских и аккадских государств упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например, регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных наводнением, Укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей. Остатки древних каналов шумерийской эпохи хранились до настоящего времени в некоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы (современная Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики, что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Все эти крупные работы организовывались государственной властью.

Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой торговли с соседними странами и постоянные войны требовали централизации государственного управления. На первые тенденции к централизации административной власти в древнем Шумере указывают функции верховного чиновника, носившего титул “нубанда”. Этот чиновник, титул которого встречается в надписях, происходящих из Лагаша и относящихся к XXIV в. до н. э., сосредоточивал в своих руках управление всей хозяйственной жизнью страны. Обязанности и полномочия нубанды были весьма широкими. Судя по надписям, относящимся к этому времени, т. е. к XXIV в. до н. э., нубанда ведал земледельческими работами, в частности, теми, которые были связаны с системой искусственного орошения. Далее, в компетенцию нубанды входила раздача земель, выдача сельскохозяйственных орудий и сдача их в ремонт, управление продовольственными складами и царской казной. Наконец, нубанда стоял во главе государственного архива и гражданской палаты, которая ведала заключением договоров между отдельными лицами. В эту эпоху формируются древнейшие ведомства, в состав которых входят различные чиновники. Так, в состав хозяйственного ведомства входят “дамкары”, особые агенты, ведавшие торговыми операциями. Среди дамкаров выделяется “великий дамкар патэси”, очевидно, их начальник. Отдельными амбарами или продовольственными складами ведали особые чиновники, называвшиеся “дуггур”. В состав финансово-податного ведомства входили сборщики податей, называвшиеся “машким”. Наконец, уже появляются должности военных командиров (галь-уку), что указывает на развитие военного дела.

Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш.

История некоторых из этих древнейших государств нам более или менее известна благодаря тому, что в развалинах одних городов (Ур) было найдено множество памятников материальной культуры и искусства, а в развалинах других (Лагаш) было найдено много документов (часть которых хранится в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина).

Разнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах Ура, указывают на значительный рост техники, главным образом, металлургии, в начале третьего тысячелетия до н. э.

В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу, сплавляя медь с оловом, научились применять метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном искусстве. Ур постепенно превращается в большой торговый город, который ведет торговлю с целым рядом соседних стран. Так, в Ур доставляют яшмовые бусы, печати, камень для изготовления сосудов, хлопок и обезьян из долины Инда, олово, лазурит и обсидиан из Ирана и Армении, кедры из Сирии и т.д. Во главе государства стояли правители, строившие храмы и дворцы и погребённые в гробницах со своими сокровищами и драгоценностями. Драгоценное оружие, серебряная посуда и богато инкрустированные музыкальные инструменты указывают на сосредоточение богатства в руках аристократии и, тем самым, на резкое классовое расслоение.

Вполне естественно, что Ур не был единственным богатым и могущественным государством Нижней Месопотамии. Наряду с ним существовали и другие государства, которые вели между собой упорную борьбу за преобладание и господство в Южной, а отчасти и Средней Месопотамии. Среди этих государств выделяется Лагаш, история которого нам сравнительно хорошо известна.

Лагаш

В середине третьего тысячелетия до н. э. (2540—2370 гг. до н. э.) во главе Лагаша стояли сильные правители, сумевшие объединить под своей властью ряд соседних областей. Борьба Лагаша с соседними городами имела своей целью максимальное объединение областей вокруг одного центра. Основы экономического и политического могущества Лагаша были заложены при Ур-нанше, которого можно считать основателем первой исторической династии Лагаша. Внешним выражением расцвета Лагаша была широкая строительная деятельность, начатая Ур-нанше. На одном рельефе, сохранившемся от этого времени, изображён сам царь, который своим участием как бы освящает работы по торжественной закладке храма. Царь сам несёт на голове корзину с кирпичами. В торжественной церемонии за ним следуют его дети, чиновники и слуги. В своих надписях Ур-нанше описывает постройку храма, сооружение каналов и дары святилищам.

Лагаш достиг наивысшего могущества при царе Эаннатуме, который вёл упорные войны с соседними городами и подчинил своей власти обширные территории. Эаннатум не только освобождает Лагаш от господства Киша, но даже присоединяет к нему это аккадское государство. Затем он покоряет Ур, положив этим конец независимому правлению царей I династии Ура. Наконец, он подчиняет Лагашу Урук, Ларсу и Эриду, покорив, таким образом, всю южную часть Месопотамии. Особенно упорную борьбу вёл Эаннатум с соседним городом Уммой. Уш, правитель Уммы, напал на Лагаш, опираясь на поддержку царей Описа и Киша. Однако война кончилась неудачно для Уммы. Эаннатум разгромил войска Уша и его союзников и вторгся в пределы Уммы. Свою победу над Уммой он запечатлел на памятнике, который в обломках сохранился до наших дней и получил название “Стелы коршунов”.

Древний художник изобразил на этом победном памятнике поле битвы, усеянное трупами убитых врагов, над которыми кружатся коршуны. Тут же изображены сцены погребения убитых, жертвоприношения пленных, наконец, сам победитель — Эаннатум, едущий на колеснице во главе отряда тяжеловооружённых воинов. Надпись на памятнике описывает победу лагашского войска и указывает на реальные результаты этой войны. Жители Уммы, разбитые наголову, дали клятву не вторгаться в пределы Лагаша и платить богам Лагаша дань зерном. Другие надписи этого времени подтверждают значительный размах завоевательной политики Эаннатума, одержавшего победу над царями аккадских городов Киш и Опис, а также над эламскими князьями. С гордостью повествует Эаннатум о том, что он “покорил Элам, горы, вызывающие удивление, насыпал (могильные холмы)... раздробил Эламу голову; Элам был отогнан в свою страну”.

Таким образом, в эту эпоху шумерийское влияние проникает в области Средней Месопотамии и даже в неприступный горный Элам.

Военную политику Эаннатума продолжал Энтемена, сумевший укрепить господство Лагаша над Уммой, Уром, Эриду и Ниппуром, а также отразить нашествие эламитов. Среди исторических документов этого времени особенный интерес представляет надпись Энтемены, древнейший дипломатический документ, в котором образно описываются предшествующие дипломатические взаимоотношения и войны между Лагашем и Уммой. Документ фиксирует условия мира и территориальные границы, установленные после победы Энтемены над Уммой. Этемена грозит побеждённым в случае нарушения ими договора жестокими карами.

Лагаш: Урукагина

Длительные войны, которые воли могущественные правители Лагаша, привели к дальнейшему развитию примитивного рабовладельческого хозяйства. В хозяйственных документах этого времени упоминаются деревянные плуги, которые окончательно вытесняют первобытную мотыгу. Значительно совершенствуется ремесло. В многочисленных мастерских работали самые разнообразные ремесленники. Металлургия получает широкое распространение. В документах перечисляются куски листовой меди и металлические предметы. Избыток продуктов сельского хозяйства и ремесленного производства продаётся на рынках внутри страны и даже вывозится в соседние страны в обмен на необходимые и цепные товары, как, например, на серебро, которое привозится из Элама. Усилился приток в страну пленных, которых обращали в рабство. Документы на продажу рабов свидетельствуют о росте рабовладельческой эксплуатации.

Однако развитие хозяйственной жизни приводило лишь к обогащению правящего класса рабовладельческой аристократии, в состав которого входили влиятельные чиновники и жрецы, владевшие огромными богатствами. Большие ценности сосредоточивались также и в храмах. Трудовое население, бедняки и рабы подвергались всё более жестокой эксплуатации со стороны богачей. Так усиливалось имущественное расслоение, которое привело к обострению классовых противоречий и к вспышкам классовой борьбы, на что указывают документы времени Урукагины (XXIV в. до н. э.). Последние представители династии Ур-нанше становятся первосвященниками и захватывают в свои руки храмовое хозяйство с целью укрепления рабовладельческого строя и усиления авторитета царской власти. Однако это мероприятие вызывает недовольство как со стороны трудовых масс, главным образом, общинников, так и со стороны жречества, которое управляло храмовыми хозяйствами и потеряло ряд своих привилегий в результате слияния храмового хозяйства с царским. Вследствие этого в Лагаше начались крупные народные волнения и резко обострилась классовая борьба. Весьма возможно, что даже произошло народное восстание. Жречество, недовольное тем, что царская власть захватила в свои руки храмовое хозяйство, подняло против царя широкие слои трудового населения. Последний царь из династии Ур-нанше по имени Лугальанда принуждён был уступить своё место Урукагине, который захватывает верховную государственную власть в результате насильственного переворота, очевидно, опираясь на поддержку, с одной стороны, жречества, а с другой стороны, широких народных масс, в частности, свободных общинников. В своих надписях Урукагина не упоминает о своём царском происхождении. Наоборот, он говорит о том, что “бог Нингирсу, воин Энлиля, даровал Урукагине царство над Лагашем и дал ему власть над 10 сарами людей” (10 сар — 36 тысяч).

Придя к власти, по-видимому, в результате народного движения, организованного жречеством, Урукагина провёл целый ряд реформ, которые имели целью восстановить положение, существовавшее в Лагаше ранее, а также восстановить независимость жречества в управлении храмовым хозяйством. Одновременно с этим Урукагина был вынужден и несколько улучшить экономическое положение тех средних свободных слоев населения, членов сельских общин, которые были его главной социальной опорой. Для того, чтобы резче подчеркнуть социальный характер своих реформ, Урукагина в своих надписях противопоставляет жестокие формы эксплуатации бедняков, царившие в Лагаше до его прихода к власти, тому положению, которое установилось в результате его реформ. Судя по надписям Урукагины, в Лагаше до захвата им власти неограниченно господствовала верхушка рабовладельческой аристократии, возглавлявшаяся правителем — патэси. Всюду — на кораблях, при стадах и при рыболовных хозяйствах — находились надсмотрщики. Правитель взимал высокие налоги со всех доходов населения и наложил свою тяжёлую руку даже на храмовые владения. В свою очередь жрецы тоже притесняли население, требуя себе высокую плату за совершение религиозных обрядов. Богачи и чиновники могли безнаказанно грабить и притеснять бедняков. Урукагина ставит себе в особую заслугу то, что он прекратил эти злоупотребления и снова восстановил древний “порядок” и древнюю “справедливость”. Он удалил надсмотрщиков и надзирателей, предоставив людям свободно заниматься их делом. Он восстановил права и привилегии храмов, изъяв храмовое хозяйство из ведения правителя и объявив его собственностью самих богов, иными словами, вернув его жречеству. Но в то же время он сократил ту плату, которую жрецы взимали ранее с населения за совершение религиозных обрядов. Ввиду частых злоупотреблений, когда начальники притесняли простых воинов, насильственно отнимая у них под видом покупки их имущество, Урукагина приказал в таких случаях платить за купленного осла или дом по справедливой цене или, как образно говорится в надписи, “хорошим серебром”. Чтобы несколько улучшить экономическое положение средних свободных слоев населения, Урукагина издал особые законы, которые должны были освободить “жителей Лагаша от долговой кабалы, потрав, воровства, убийства и грабежа домов. Свободу их он установил. Чтобы сироте и вдове сильный ничего не причинил, он заключил с Нингирсу этот завет”, Таким образом, социальные реформы Урукагины были облечены в форму законов, которые должны были охранять интересы жречества и средних слоев населения, получивших целый ряд прав в результате этих реформ.

Урукагина правил в течение 6 лет. За это короткое время Лагаш достиг большого процветания. С гордостью сообщает реформатор о тех храмах и дворцах, которые он построил, и о каналах, которые он соорудил. Однако Урукагине не удалось закрепить своего дела. Рабовладельческая аристократия соседних городов с тревогой смотрела на усиление общинников и средних свободных слоев Лагаша. Очевидно, в этом была одна из причин разгрома Лагаша.

Шумерийское царство

На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-загтиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с престола царя-реформатора. В одной сохранившейся надписи подробно описывается жестокое опустошение Лагаша. Писец, сочувственно относящийся к Урукагине, пытается оправдать реформатора:

“Люди Уммы, опустошив Лагаш, совершили грех против бога Нингирсу. Могущество, которое им досталось, будет у них отнято. Не совершил греха Урукагина, царь Лагаша. Но пусть на Лугаль-заггиси, патэси Уммы, возложит бремя этого греха его богиня Нисаба”.

Лугаль-заггиси не ограничился разгромом и завоеванием Лагаша. Этот могущественный правитель Уммы поставил перед собой более широкую задачу — объединение под своей властью всего Шумера и всего Аккада. Необходимость централизации сети искусственного орошения, защиты страны от иноземных завоевателей, горных и кочевых племён, постоянно вторгавшихся в Месопотамию, властно требовала объединения всего Шумера в единое крупное государство типа древневосточной деспотии. И эту задачу впервые выполнил Лугаль-заггиси. Как видно из его надписи, он покорил Урук, Ур, Ларсу и Адаб. Ему был подвластен и религиозный центр всего Шумера — древний город Ниппур. Называя себя царём Урука и царём Ура, он, тем самым, объявил столицами объединённого Шумерийского царства эти два древнейших шумерийских города, носителей подлинно шумерийских политических и культурных традиций. Стремясь укрепить свою власть над всем Шумером, он опирался на жречество шумерийских городов, призывая в качестве своих покровителей их главных богов. Больше того в своей большой надписи Лугаль-заггиси впервые в истории Двуречья ясно формулирует свою завоевательную политику. Так, он указывает на то, что верховный бог Энлиль, “царь стран, передал Лугаль-заггиси царство над страной... его власти покорил страны, так что когда он завоевал их от восхода до захода, то он открыл ему путь от Нижнего моря через Тигр и Евфрат до Верхнего моря”.

Эта широкая объединительная и завоевательная политика Лугаль-заггиси способствовала расцвету крупных шумерийских городов. С гордостью говорил Лугаль-заггиси о том, что “он дал Уруку заблистать в радости, поднял голову Ура, как голову быка, до самого неба, наградил Ларсу, любимый город Баббара, водою радости, Умму, любимый город бога... поднял до высокого могущества”. Однако этот расцвет Шумера был недолговечным. Он длился лишь в течение 25-летнего царствования Лугаль-заггиси. Вскоре образовалось сильное Аккадское царство, которое стало реальной угрозой для самостоятельного существования независимого и объединённого Шумерийского царства. Борьба между этими двумя государствами должна была рано или поздно разгореться. Из этой борьбы вышел победителем семитский Аккад, который покорил своей власти шумерийский юг и создал единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство, возобновившее с новой силой и с новым размахом завоевательную и объединительную политику прежних шумерийских царей.

Военное искусство Шумера и Аккада

На начальной стадии развития военного искусства значительную роль сыграли государства древнего Двуречья — бассейна рек Тигра и Евфрата. Здесь, так же как и в Египте, возникло ирригационное земледелие, наряду с которым развивалось скотоводческое хозяйство. Одним из следствий развития скотоводства было появление в Двуречье боевых колесниц, что определило особенность структуры войска государств древнего Двуречья.

В первой четверти III тысячелетия до н. э. в южном Двуречье, известном в истории под именем Шумер, существовал ряд рабовладельческих государств-городов. Вследствие разложения первобытнообщинного строя племен Шумера там выделилась общинная знать, которая, возглавляя ирригационные работы, закрепляла за собой владение землей и скотом. Крупную роль в экономике Шумера играли храмы, у которых было большое собственное хозяйство. В середине III тысячелетия до н. э. жречество узурпировало политическую власть.

Жрецы — правители отдельных шумерских городов-государств — имели свои дружины. Вооружение шумерских воинов состояло из короткого копья с медным наконечником и медного топорика на длинной рукоятке. Кроме того, у них имелись медные кинжалы и каменные булавы. Все это было оружие ударного действия. В качестве защитного вооружения шумерский воин имел медный шлем, шерстяную одежду с нашитыми на нее медными пластинками и кожаный, окованный медью щит. Дружинам Шумера был уже известен строй. Первая шеренга строя несла большие щиты, каждый щит прикрывал несколько человек.

Для ведения боя применялись четырехколесные боевые колесницы, запряженные четырьмя мулами. Экипаж колесницы состоял из двух человек — возницы и воина; последний был вооружен метательными копьями, запас которых помещался в колчане, прикрепленном к передку колесницы.

Ирригационные каналы Шумера были не только средством орошения полей, но и удобными путями сообщения, что способствовало объединению страны. Овладение путями сообщения способствовало централизации политической власти в стране. Одному из правителей, опираясь на племенную знать, удалось преодолеть сопротивление жречества и утвердить деспотию, подчинив себе значительную часть племен Шумера. Следствием политической централизации было возникновение централизованной вооруженной организации. Воин получал земельный надел, за пользование которым он обязан был выступать в поход с соответствующим оружием. Кроме этих воинов, имелось небольшое постоянное войско, которое вооружалось за счет правителя, объединившего племена Шумера.

В III тысячелетии до и. э. в среднем течении Тигра и Евфрата сложилось рабовладельческое государство Аккад. В первой четверти III тысячелетия до н. э. во главе Аккада стал Саргон I, который, опираясь на широкие массы свободных, объединил Шумер и Аккад. Объединение способствовало изменению основы вооруженной организации. Военная мощь нового государства была столь велика, что к Саргону обращались за военной помощью торговые колонии семитов, находившиеся в Малой Азии. Ко времени правления внука Саргона I относится первый документально засвидетельствованный военный договор о взаимопомощи, заключенный “Шумером и Аккадом” с царьками государства Элам, находившегося в юго-западной части нынешнего Ирана.

www.coolreferat.com

Древние государства Шумера и Аккада.

ким влиянием.

Другой важной политической силой была в XV веке Египетская держа-

ва. Однако в конце XV века положение обеих государств пошатнулось. Ис-

пользуя это обстоятельство, рабовладельческая знать Хеттского царства

начинает широкую экспансию. Хеттским царём в конце XV века был Суппи-

лулима, проявивший себя умелым дипломатом. Не столько силой оружия,

сколько при помощи умелых переговоров, он сумел превратить Митанни в

зависимую от Хессткого царства страну, подчинить своему влиянию еги-

петские владения в Сирии и Финикии, а также пытался вмешаться во внут-

ренние дела Египта, однако это предприятие не увенчалось успехом.

Время правления Суппилулимы было периодом наивысшего политическо-

го подъёма Хеттского царства.

Расцвет Хеттского царства не мог быть длительным: основанной при

Суппилулиме Хеттской державе не хватало единства. Уже ближайшие реем-

ники Суппилулимы столкнулись с новыми внешнеполитическими трудностями.

Хаттусиль III, внук Суппилулимы, проводит чисто оборонительную полити-

ку. Ему удалось заключить мирный договор с Египтом. В конце XIII века

всё более усиливается натиск Ассирии и Аххиявы; грозное восстание ох-

ватило западные области и привело к их отпадению. Около 1200 года до

н.э. Хеттское государство перестало существовать. Примерно в то же

время союзный с хеттами город Троя (на северо-западе Малой Азии) был

взят ахейцами ("Троянская война").

4. Ассирия.

Ассирией называлась область в северном Двуречье, расположенная по

среднему течению Тигра. В конце III и в первые века II тысячелетия в

Ассирии существовало рабовладельческое общество. Государство называ-

лось "община Ашшур", во главе его стоял правитель ишаккум. Политичес-

кий строй этой так называемой "староассирийской эпохи" носил переход-

ный характер от раннего, ещё сохранившего общинные черты рабовладель-

ческого государства к рабовладельческой деспотии. Ишаккум был ограни-

чен властью коллективного верховного органа, носившего также название

"община Ашшаур". Власть ишаккума возросла только в связи с началом ас-

сирийских завоеваний.

В XVI веке гегемония в Передней Азии переходит к государству Ми-

танни, которое подчинило себе и Ассирию. В XV веке Ассирия вернула се-

бе самостоятельность и начался период рассвета Ассирийского царства,

"среднеассирийская эпоха". В XIV-XIII веках появился первый сборник

ассирийских законов, в котором укрепились все практические успехи

частного землевладения.

Опираясь на многочисленное войско, ассирийский царь Салманассар I

начал (в XIII веке) походы, продолжавшиеся и при его сыне Тикульти-Ни-

нурте I. Царство Митанни, ослабленное хеттами, было окончательно разг-

ромлено, границы ассирийских владений были расширены, был завоёван Ва-

вилон. Это первое возвышение Ассирии оказалось недолговечным. После

смерти Тикульти-Нинурты Ассирия на время приходит в упадок.

С конца XII века Ассирии стали угрожать арамеи и урартийцы. В X

веке арамейский натиск стад ослабевать, и ассирийские цари смогли уже

сами перейти в наступление против урартийцев и арамеев. Это наступле-

ние было завершено в начале IX века до н.э. победами царя Ашшурнасир-

пала II (883-859 гг. до н.э.), который заложил основу будущей Асси-

рийской военной державы.

В конце IX века Ассирия была ослаблена внутренними смутами и нас-

туплением урартийцев. Только с середины VIII века ассирийцы вновь на-

чинают экспансию. Ассирийские цари Тиглатпаласар III (745-727 гг. до

н.э.) и Саргон II (722-705 гг. до н.э.) активно проводили агрессивную

политику. Были завоёваны Сирия с Дамаском, Вавилония, нанесено тяжёлое

поражение Урарту. Асархаддом в 671 году подчинил Египет своей власти,

но через двадцать лет Египет освободился.

Это завоевание было последним военным успехом Ассирии. Уже при

сыне Асархаддона Ашшурбанипяле (в середине XII века) её могущество

быстро идёт на убыль, и она гибнет, ослабленная внутренним кризисом и

восстаниями покорённых народов. В 605 году Ассирия перешла под власть

мидийских царей.

5. Урарту.

В начале I тысячелетия до н.э. в районе озера Ван на восточной

окраине Малой Азии образуется ряд небольших государств: Хубушкиа, Мус-

саир и др. Одним из этих государств было Урарту, столица которого -

Тушна. Борьба этих царств против Ассирии окончилась образованием в

конце IX века единого Урартского царства. Цари Урарту постепенно рас-

ширяют территорию своего царства на восток и юг, в Закавказье.

Наибольшего могущества царство Урарту достигло в первой половине

XIII века, во время царствования Аргишти I (781-760 гг. до н.э.) и

Сардури II (760-730 гг. до н.э.). Аргишти совершил многочисленные по-

ходы на восток, воевал с Ассирией, закрепился в Закавказье.

Когда во второй половине XIII века произошло усиление Ассирии,

при Тиглатпаласаре III, Урарту был нанесён сильный удар. В 743 году

были разгромлены войска Сардури II. После смерти Сардури начались сму-

ты. Самый решительный удар нанёс ассирийский царь Саргон в 714 году до

н.э.

В начале VII века произошло разрушительное вторжение скифов. В VI

веке государство Урарту было окончательно уничтожено мидянами.

6. Халдейское или Нововавилонское царство.

Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь ста-

ла самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейский

царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет,

до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано персами.

mirznanii.com


Смотрите также