ГлавнаяДревнийДостопримечательности древнего константинополя
Собор святой софии и другие достопримечательности Константинополя. Достопримечательности древнего константинополя
Следы древнего Константинополя в Стамбуле: 5 мест, которые стоит увидеть | Вопрос-Ответ
Об истории города простыми тезисами
– Истоки таковы: в VIII веке до н. э. на том месте, где соединяется Мраморное море, пролив Босфор и залив Золотой Рог, появились древнегреческие города Астак, Селимбрия, Перитос и Халкедон.
– В 658 году до н. э. на месте этих древнегреческих поселений был основан город Византия, названный в честь Визаса (или Византа) – военачальника, ставшего первым византийским царём. Выгодное положение города обусловило его дальнейший рост и процветание, но из-за этого же город не раз подвергался нападениям.
Вид на Голубую мечеть через пролив Босфор. Источник: РИА Новости
– В 74 году до н. э. с Римской империей был заключён союз – с этого момента Византия попала под власть римлян.
– Прошло почти 400 лет, и в 330 году н. э. император Константин Великий решил перенести столицу Римской империи в Византию, переименовав её в Новый Рим. Официальное название не прижилось в народе, и город начали называть Константинополем по имени его создателя.
Читайте также: 5 вещей, которые нужно сделать в Стамбуле >>
– Следующий поворот истории: в конце IV века нашей эры Римская империя была разделена на Западную и Восточную, а после падения Западной в 476 году н. э. Восточную римскую империю стали именовать просто Византийской империей или Византией.
– Важный момент: в VI веке н. э. римский император Юстиниан подарил Константинополю новое «лицо» – в город съехались лучшие архитекторы, были возведены новые дворцы и храмы, в том числе собор Святой Софии, который оставался самым большим христианским храмом в мире на протяжении тысячи лет.
Храм Св. Софии в Константинополе, 1968 год. Источник: РИА Новости
– В 1054 году произошёл раскол христианской церкви, состоялось разделение церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе.
– В 1204 году Константинополь был захвачен рыцарями Четвёртого крестового похода – французами и венецианцами. Они практически полностью разорили город и сожгли многие постройки, а на его основе создали столицу Латинской империи крестоносцев. Но прошло совсем немного времени, и в 1261 году Константинополь был отвоёван византийцами обратно. Тем не менее город погрузился в запустение, так и не восстановившись после прихода крестоносцев.
– Не имея сил к сопротивлению, 29 мая 1453 года после длительной осады Константинополь пал под натиском турок. С этого момента он стал называться Стамбулом, столицей Османской империи. Храмы были перестроены в мечети, в том числе это коснулось и собора Святой Софии, по сути – символа Византии.
Читайте также: Почему исчезла Византийская империя? >>
– Стамбул стал центром исламского мира, в начале XVI века в него были перевезены многие исламские реликвии. В качестве столицы Османской империи город пережил новый расцвет в середине 1500-х годов, в это время в Стамбуле была построена Мечеть Сулеймание, ставшая символом турецкого города.
Демонстрация в Стамбуле во время провозглашения конституции. 1908 г. Источник РИА Новости
– В современной истории Стамбул перестал быть столицей – в 1923 году ею был провозглашён город Анкара. Тем не менее Стамбул до сих пор является самым крупным городом Турции по населению, он по праву называется культурным центром страны, куда ежегодно стекаются миллионы туристов со всего света.
В поисках древнего Константинополя
Турист, приезжающий в Стамбул, чтобы прикоснуться к истории, – прав. Однако отыскать следы древнего Константинополя в Стамбуле не так уж просто.
1. Первое, о чём упоминают путеводители по городу, это Айя-София, или уже упомянутый выше собор Святой Софии, перестроенный турками в мечеть. С 1935 года она перестала функционировать и превратилась в музей. Конечно, турецкие архитекторы изменили внешний облик собора, однако сама архитектурная задумка осталась – изнутри можно увидеть мраморные колонны и пол, а также оценить размах задумки древних архитекторов: диаметр купола составляет 31 м, а высота 55 м.
Любопытно, что неподалёку от Айя-Софии находятся развалины византийского дворца, но сейчас на этой территории выстроились турецкие кварталы. В их подвалах содержатся остатки колонн, мозаик и кладки – хозяева порой не против продемонстрировать их туристам, заглянувшим в их магазинчик. А иногда в магазине даже можно увидеть «зазывательную» табличку: «У нас в подвале кусок дворца, приходите!».
2. Второй обязательный пункт назначения для туриста, следующего по следам Византии, – акведук Валента. Он был построен во второй половине IV века н. э. для снабжения огромного города питьевой водой. Дело в том, что Константинополь не имел «под боком» ни одной реки. Это громадное сооружение изначально имело длину 1 км и максимальную высоту 26 метров. До сегодняшних дней сохранилась часть длиной 971 метр и высотой 20 метров. Это один из самых знаменитых акведуков в мире. Наряду с его исторической значимостью, он также является одним из символов города.
Акведук Валента. Источник: wikimedia.org
3. Золотые ворота стен Константина – триумфальная арка, возведённая ещё при императоре Константине I Великом. Изначально это сооружение планировалось, как часть фортификационных сооружений, а названо оно было так по примеру главных ворот Иерусалима. Сегодня ворота сохранились лишь частично. В 60-х годах XX века началась реставрация сооружения, а ныне этот объект находится под охраной ЮНЕСКО.
Читайте также: Неизвестный Стамбул. По следам французов, Агаты Кристи и русских эмигрантов >>
4. Следующий пункт – северо-запад Стамбула, где располагается бывший пригород Константинополя – Влахерны. В состав города Влахерны вошли в 627 году, а в 910 году в церкви Богородицы, располагавшейся в этом районе, согласно преданиям, произошло событие, известное как «явление Богоматери» (Богородица явилась верующим во время всенощного бдения). Сегодня на месте той самой церкви была отстроена церковь Богоматери Влахернской, а рядом можно увидеть руины Малого Влахернского дворца, который с 1081 года н. э. служил основной резиденцией монарха. Турки дворец называют на свой манер – Текфур-сарай.
5. Византийский Ипподром изначально был построен в 203 году н. э., но значительно увеличен в середине IV века н. э. На тот момент он представлялся грандиозным сооружением – ширина его была 117 м, длина – 480 м. Одновременно туда могли поместиться 100 000 человек – четверть всего населения Константинополя. Сейчас на месте Ипподрома находится главная площадь Стамбула, на которой установлены колонны и обелиски византийского периода. Т. н. Змеиная колонна была привезена из святилища Аполлона в Греции в 326 г. н. э. и похожа на переплетённых змей. Ещё одна знаменитая фигура на площади – обелиск Константина, или Колосс, построенный императором Константином VII в честь своего деда. От позолоченной колонны высотой 32 метра сохранилось основание высотой 21 метр.
При условии, что вы располагаете достаточным количеством времени для исследования Стамбула, можете также найти в городе руины древнего императорского дворца под названием Буколеон, частично сохранённые Адрианопольские ворота, остатки дворца Порфиринов, Галатскую башню, церковь Святой Ирины (во внутреннем дворе дворца Топкапы), ворота Халки и многое другое.
www.aif.ru
Архитектурные памятники Константинополя. Стамбул. История. Легенды. Предания
Колонна императора Константина
Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские обряды. Историк Иосиф Стриговский вообще считал, что посвящение императором Константином города Пресвятой Богородице есть благочестивая позднейшая вставка. По древнейшим свидетельствам, император, согласно старинным обычаям, посвятил новый город Судьбе и наряду с политическим названием («Новый Рим», или Константинополь) дал ему и тайное жреческое имя — Анфуса («Цветущая»).
По словам «Пасхальной хроники», Константин Великий еще в 328 г. (то есть за два года до торжественного освящения новой столицы) тоже назвал Судьбу города Анфусой и принес при этом бескровную жертву. Это имя имеет в виду и закон 334 г., в котором император Константин называет свою столицу городом «quam aeterno nomine donavimus». To же имя приводится у первого византийского летописца Иоанна Малалы и историка Евстафия.
Император Константин был убежден, что судьба и счастье города зависят от палладиума (древнего изображения богини Афины Паллады), который в нем секретно хранится. И византийцы отчетливо сознавали, что «Константин, унесши из Рима тайно истукан, называемый палладиумом, поместил его на Форуме, им основанном, под колонной своей статуи, и, как уверяют некоторые из византийцев, он и теперь так лежит».
Первое изображение аллегорической Судьбы было воздвигнуто императором Константином, вероятно, в том же 328 г. Потом эта статуя в день 11 мая 330 г. была торжественно перенесена с Филадельфии (или Магнавра) и поставлена на колонну, где сначала стояла бронзовая исполинская статуя, изображавшая Аполлона (работа великого Фидия). Император Константин приказал отбить у бронзового изваяния голову и заменил изображение античного бога своим собственным[18]. А в самый день освящения города была открыта другая статуя (деревянная позолоченная), изображавшая самого императора Константина, державшего в правой руке Судьбу города (Анфусу). По указу императора эту статую в торжественной процессии должны были ежегодно доставлять на Ипподром и проносить перед императорской трибуной. Обычай этот, по одной версии, удерживался до правления императора Юлиана, по другой — до Феодосия Великого[19].
Постепенно христианство очищалось от язычества, и у Амартола этот «истукан» уже превращается в христианскую святыню. Он описывает колонну из одного камня, порфировую, «весьма удивительную, которую он (Константин. — Н. И.) привез из Рима; на ней поставил он статую, принесенную им из Гелиополиса Фригийского и имеющую на голове семь лучей». Колонну три года везли морем, а когда доставили в Константинополь — то еще один год от моря, так тяжела и велика она была. «Потом положив в ее основание 12 корзин, которые благословил Иисус Христос, и Честное древо и святые мощи для утверждения и охраны, поставил ее со многим искусством, силою и мудростью удивительный этот муж всеудивительную колонну из одного камня».
Из описания видно, что речь идет о порфировой колонне, которая сейчас стоит недалеко от площади Ат-Мейданы. Первоначально колонна, составленная из девяти цилиндрических кусков порфира, поставленных один на другой, была покрыта бронзовыми позолоченными пластинами. В месте соединения цилиндров был изваян лавровый венок, из-за чего памятник имел вид монолита с высеченными поперечными колоннами. Уже в древности колонна Константина сделалась предметом самого фантастического культа, соединив в себе многочисленные народные предания, связанные с судьбой города и императора.
В целях сохранности Константинова колонна еще во время правления императора Феодосия II была скреплена железными обручами. В царствование Алексея I Комнина статуя императора и верхние барабаны были сбиты молнией, сама же колонна сохранилась. Император Мануил I Комнин (1143—1180) поправил памятник, приделав к нему новую коринфскую капитель с греческими надписями, но вместо статуи повелел поставить золотой крест. Во время осады Константинополя турками византийцы столпились вокруг колонны, так как существовало предание, что император Константин никогда не допустит в город завоевателей дальше своего памятника. А когда наступит роковой момент, слетит с золотого креста ангел, вручит пламенный меч одному из защитников и повелит разить врага.
В настоящее время колонна императора Константина называется Чемберлиташ («Обожженная колонна»). Некоторые историки считают, что такое название памятник получил после мятежа Ника, когда он был испорчен пожаром. Другие исследователи считают эту версию сомнительной, так как в то время колонна стояла в центре форума, и пламя не могло затронуть ее. Пострадала же она от пожара в XVII в., когда форум Константина весь был застроен и здания доходили до основания колонны. После пожара султан Мустафа I повелел окружить обожженный пьедестал каменной облицовкой до второго барабана. Колонна серьезно пострадала и от пожара 1779 г. Османский султан Абдул-Гамид I (1774—1789) достроил постамент колонны и обвел ее железными обручами. После этого колонна Константина и была переименована в Чемберлиташ.
Чемберлиташ
Сегодня колонна, высота которой достигает почти 36 м, состоит из шести порфировых цилиндров, скрепленных железными обручами. Края цилиндров украшены изображениями лавровых венков. До сих пор сохраняются предания, что в основание колонны положены реликвии христианской и других религий: деревянная скульптура богини Афины, привезенная из Трои; посох Моисея, с помощью которого бьет вода на скалах; топор Ноя и крошки хлеба, принадлежавшего Иисусу Христу… Таким образом, на основе легенд доказывалась связь христианства с другими религиями.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Стамбул: Древний Константинополь, "второй Рим"
Древний Константинополь – в далеком прошлом Византий, ныне Стамбул — лежит на берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию, или как говорили в старину – «при устье Понта», то есть Черного моря. Название пролива переводится с древнегреческого как «Коровий брод»: по преданию, через этот пролив переправилась Ио – возлюбленная Зевса, превращенная в корову ревнивой богиней Герой. Центр Стамбула, а точнее, его исторические районы, и прежде всего район Султанахмет, является вместилищем целого созвездия уникальных архитектурных памятников и достопримечательностей Турции и включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
От Константинополя до Стамбула
По свидетельствам античных историков, Византий был основан выходцами из Мегары – греческого города на Коринфском перешейке. Дату этого события называют разную – от 660 до 657 г. до н. э. Благоприятные природные условия и выгодное местоположение позволили Византию стать одной из наиболее значительных греческих колоний. Однако звездный час города наступил только девять столетий спустя. Его значение резко возросло в эпоху римских завоеваний, когда город стал настоящим мостом между западными и восточными провинциями империи. В 330 г. император Константин перенес сюда столицу Римской империи и нарек город Новым Римом. Через несколько лет он был переименован в Константинополь – «город Константина», а в 395 г. Римская империя разделилась на Западную империю со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе.
Столица Восточной империи на Босфоре ничем не должна была уступать старой столице на Тибре. Еще при жизни ее «второго основателя» – императора Константина – здесь было сооружено около 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром. В 1-й пол. V в. по приказу императора Феодосия были возведены мощные крепостные стены.
Наивысшего расцвета Константинополь достиг в VI в., при императоре Юстиниане. Именно тогда город украсили храм Св. Софии, Большой императорский дворец, конная статуя императора Юстиниана и другие архитектурные памятники.
В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами и жестоко разграблен. Короткое (1261–1453) возрождение Византии было омрачено предчувствием скорой гибели империи. Ни само государство, ни его столица так и не смогли вернуть былого могущества. Уже за несколько лет до турецкого завоевания Константинополь представлял собой лишь тень прежнего величия.
29 мая 1453 г. турки штурмом взяли город. «Второй Рим», переименованный в Стамбул (Истанбул), стал столицей Османской империи. На протяжении многих веков турецкие султаны всячески украшали и благоустраивали свою резиденцию. Сегодня в мире вряд ли найдется город, который может соперничать со Стамбулом по количеству исторических памятников разных эпох.
Архитектурные памятники Стамбула: Обелиски и цистерны
Один из самых древних памятников Константинополя – колонна Готов, установленная почти на самой оконечности Босфорского мыса, в саду бывшего султанского дворца. По преданию, эта колонна воздвигнута в память о победах над готами, и когда-то ее увенчивала статуя легендарного основателя города Византа.
Еще при жизни Константина Великого в столицу Восточной империи начали свозить замечательные произведения античного искусства. Так на площади ипподрома (ныне площадь Атмейдан) появилась знаменитая Змеиная колонна, привезенная из Дельф, которая когда-то являлась подножием золотого треножника в храме.
Обелиск Феодосия Великого, возвышающийся на площади Атмейдан, был привезен в Константинополь из Египта в 390 г. при императоре Феодосии и установлен в центре ипподрома в память о победе Феодосия над соперником Максимином.
На улице Диван-Йолу высится колонна императора Константина. Она была привезена из Рима. Когда-то колонну увенчивала фигура Аполлона, но Константин Великий установил вместо нее свою собственную статую, что должно было символизировать победу христианства над язычеством. По преданию, в основании колонны были замурованы щит и меч Константина.
Следуя традициям Римской империи, византийцы сооружали водопроводы и резервуары питьевой воды. Акведук Валента сегодня является одной из самых древних византийских построек, сохранившихся в Стамбуле. Его строительство было начато во II в., при императоре Адриане, и закончено при императоре Валенте (364–378). Когда-то этот двухъярусный арочный акведук тянулся из одного конца города до другого, возвышаясь над домами и улицами. Его сохранившийся участок имеет длину 625 м и состоит из двух ярусов полукруглых арок высотой около 23 м.
Частые осады, которым подвергался город, и отсутствие на его территории природных источников питьевой воды потребовали сооружения подземных резервуаров для воды – цистерн. Это были сложные инженерные сооружения, обладающие при этом несомненными архитектурными достоинствами. Одно из сооружений подобного рода, цистерна Филоксена, считалась вторым после храма Св. Софии чудом средневекового Константинополя.
Турки называют ее «Тысяча и одна колонна» – «Бин бир дирек». Цистерна была сооружена в 528 г. и названа именем сенатора Филоксена, по инициативе которого ее построили. Она имеет 60 м в длину 50 м в ширину и углублена в землю на 15 м. Цистерна выглядит как зал огромного дворца: арки, на которые опирается перекрытие этого подземного водохранилища, поддерживаются пятнадцатью рядами колонн с мраморными капителями.
Цистерна Базилики находится рядом со всемирно известным собором Св. Софии. Он был построен в правление императора Юстиниана, который желал видеть в своей столице храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире. Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. В подчинении у Исидора и Анфимия работало еще сто архитекторов.
Айя-София, собор Святой Софии
Над строительством Айя-Софии ежедневно трудилось около 10 тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса – колонны из зеленого мрамора. Другие колонны и мрамор, использованные в соборе, были взяты из прочих древних городов Сирии и Анатолии, таких как Аспендос, Баальбек и Тарса. Строительство храма продолжалось пять лет – с 532 по 537 г.
Когда оно окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Св. Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».
Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!».
Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.
tourpedia.ru
Достопримечательности Турции — Большой дворец (Константинополь)
Бoльшoй кoнстaнтинoпoльский двoрeц — бывшaя культурная рeзидeнция визaнтийскиx импeрaтoрoв, зaлoжeннaя великим византийским импeрaтoрoм Кoнстaнтинoм Вeликим. Хорошо извeстнo тaкжe и другoe имя этoгo величественного сooружeния — Свящeнный двoрeц (турeцкий: Buyuk Saray).
Oбщaя инфoрмaция o Бoльшoм двoрцe
В 324 гoду Кoнстaнтин Вeликий нaчaл стрoитeльствo свoeгo двoрцa, кoтoрoe былo зaвeршeнo пo прoшeствии 6 лeт. Двoрeц имeл фoрму нeпрaвильнoгo семиугольника, он расположился между центральной площадью Августеноном, термами Зевксиппа, собором Святой Софии и ипподромом. Но на этом история только начинается. Вплоть до 13 века дворцовые сооружения постоянно перестраивались и разрастались. Дворец, окружённый многочисленными башнями и стенами, представлял собой город в городе, где проживали императорские семьи с их многочисленными слугами.
Внутри территория комплекса представляла собой череду дворцов; построенные в IV веке: Халка, Эрос, Дафна, Скила, Трулло. Более поздние: Вуколеон- V век, Юстиниан- VII век, Сигма, Лавсиак,Триконх, Камил, Месопат и Мусик, Кенургий, Пентакувикл и Орел относятся к IX веку, Новый Верхний дворец был построен уже в X веке.Хозяйственные постройки и казармы, сады и садики, церкви, дворики предназначенные для переговоров с представителями партий, терассы и порт с маяком. При императоре Михаиле III маяк начали использовать в качестве телеграфа. Для передачи сообщений использовали его свет.
История Большого дворца
Во времена Юстиниана Великого (527-565 гг.) при пожаре погибла значительная часть первоначальных построек. Но Юстиниан приложил все силы, что бы восстановить и преумножить былую красоту императорских палат Константина. Достраивал дворец и Юстиниан II, два зала Лузакион и Юстиниан, прилегавшие к постройке Юстина II- Хризотриклину. Возведение стены и южных ворот олицетворило начало закрытых отношений между Дворцом и городом. Во времена иконоборчества, император Лев III приказал уничтожить изображение Христа на фасаде дворца Халка. Благодаря стараниям императрицы Ирины оно было восстановлено, чтобы навсегда исчезнуть при Лве V.
Следующий важный этап в жизни Большого дворца начался с правления императора Феофила (829-842) и продолжался при Михаилe II, Василиe I и Львe VI. Феофил укрепил дамбы и построил новый двухэтажный церемониальный комплекс с центром в Tриконхe и окруженный павильонами. При Михаиле III были произведены работы по реконструкции Хризотриклина и церкви Богородицы Фаросской.
Вообще на территории дворца было построено множество церквей:Св. Агафоника, Св.Стефана, Св. Агафии, Св.Феодора Тирона, Св. Апостолов, Архангела Михаила, Св. Ильи Пророка, Св. Павла и Новая церковь. Церковь Св. Агафоника вошла во дворцовый комплекс при Василии I (867-886). В период правления этого императора территория Большого дворца была максимально расширена. Последующие поколения правителей значительно снизили обороты строительства на территории дворцового комплекса.
Начало упадка приходится на время правления Алексея I (1081-1118). Как известно этот император оставил резиденцию предков и переехал в новый Влахернский дворц. Несмотря на эту перемену Большой дворец сохранил свою церемониальную роль. При императоре Мануиле I (1143-1180), построили два зала: Мануил и Персидский Дом. Его потолки был разукрашены в стиле исламской архитектуры. Когда в Константинополь пришли крестоносцы, случилось это в 1204 году, в месте с ними пришел и окончательный упадок Большого дворца. Дворцы, церкви и часовни были разорены. Статуи, обстановка, даже плиты и колонны целыми караванами увозили на Запад.
Когда в 1261 захватчиков удалось выгнать, освобожденный Константинополь, а вместе с ним и Большой дворец представляли собой воистину печальную картину. До прихода турков никаких работ по восстановлению во дворце не проводилось. Были реконструированы лишь две крошечные церкви. Империя пала в 1453 году, на смену ей пришел ислам, уцелевшие церкви превратили в мечети, а участки стен были использованы при возведении резиденции султана — Топкапы.
Культурное значение Большого дворца
Века запустения, землетрясения и многочисленные пожары не оставили и следа од когда-то величественнейшего Дворца. Но несмотря не на что, то культурное наследие, что осталось нам в фрагментах это фантастической «мозаики», неизмеримо. Здесь пересеклись судьбы целых государств, религии, Христианство и Ислам соединились в одно целое.
Здесь храниться сердце Византийской культурой, знавшей великие победы и поражения. Развалины комплекса большого дворца, словно отголоски давно ушедших времен. С их изучением, современное общество постепенно все ближе приближается до понимания сути самой Византии. Архитектура и произведения искусства, помогают представить культурный и религиозный дух Византии. Запад с его захватчиками — крестоносцами, предстает перед нашими глазами настоящим «Варваром». Крестоносцы были поражены роскошью и утончённостью сердца Византийской империи. Бесконечные залы и галереи выложенные прекрасной позолоченной мозаикой. Двери из серебра, фонтаны и мраморные ступени спускающиеся прямо к морю. Вывезенные из Большого дворца, богатства несомненно повлияли на развитие западной культуры.
После падения Византийской Империи часть произведений искусства попали в Московское Государство. Принявшая от Византии Православие, Русь дала приют бежавшим из погибнувшей империи грекам. А Великий князь Иван III взял в жены дочь последнего императора, Софью Палеолог.
Текущее состояние Большого дворца
Священный дворец исчез. Хотя потеря такого грандиозного памятника архитектуры и искусства, как Большой Дворец, не может не ужасать своим трагизмом. Есть в этом и некий символ. Разграбленное великолепие дворца, разлетелось по всему свету, словно семена прекрасного растения. Они «проросли», обогатили мировую культуру и повлияли на ее дальнейшее развитие. Как обломки корабля, остатки древних строений разбросаны по старому Стамбулу. Сокрыты од глаз слоями штукатурки и росписи. Завеяны ветрами веков. Его уцелевшие церкви, с прекрасными мозаичными фресками, были принуждены «принять ислам».
Где находится Большой дворец
Где же найти этот потерянный дворец? Здесь начинается самое интересное. Большой дворец занимал территорию огромную по своей площади. Гуляя по улочкам района Султан Ахмет Вы обнаружите церковь Святого Сергея и Вакха, возведенную при Юстиниане. В настоящий момент это почти не используемая мечеть, где внутри можно обнаружить остатки древних мозаичных полотен, воспевающих Юстиниана и его супругу Феодору. От церкви Святого Сергея и Вакха недалеко до собора Святой Софии или Айя-Софии. И проходя этот маршрут внимательно оглядитесь, среди домов и построек Вы обнаружите развалины каменных и кирпичных сооружений. Это то, что осталось от прекрасных террас, фасадов зданий и бастионов.
Еще одна часть Большого Дворца, частично уцелевшая и дошедшая до наших дней — это Буколеон. Единственно оставшаяся восточная стена, стоит, увитая диким плющом среди камней развалин Морских стен. И если продвинуться на Восток Вы непременно обнаружите, то, что осталось от Фаросского Маяка -телеграфа. Отправитесь в Стамбульский музей Мозаики, там Вы обнаружите еще одну часть Священного дворца. Фрагменты большого открытого двора — перистиля, выложенного мозаикой. Здесь Вы своими глазами увидите работы искуснейших мастеров. Изображенные картины охоты, повседневной жизни и сцены из мифологии, поражают своей реалистичностью и красотой.
Как добраться до Большого дворца
Начать свое исследование исчезнувшего Дворца Вы можете по-своему усмотрению. Но прежде всего Вам нужно попасть в исторический округ Стамбула, известный как Эминёню. Это крупный торговый и транспортный узел. Здесь расположен железнодорожный вокзал Сиркеджи, напомнающий нам о таинственном «Восточном экспрессе». Многочисленные причалы для паромов, курсирующих между Эминёню и другими городскими районами. Сюда Вы можете добраться и на скоростном трамвае или автобусе. Эминёню — средоточие исторических и культурных памятников. Здесь расположены рынок Капалы Чарши, мечеть Султан Ахмед, Музей Айя-София, дворец Топ-Капы, Голубая мечеть, Археологический музей, Ипподром, Высокая Порта, бани и еще множество интереснейших мест.
Заключение
В заключение хочется сказать, что выбрав для посещения такой город, как Стамбул, Вы точно не пожалеете. «Поиски» Большого дворца позволят Вам прочувствовать душу города, увидеть удивительные памятники архитектуры. Это прогулка сквозь века поглотит Вас. С помощью путеводителя Вы сами определите свой маршрут, а Ваше воображение дорисует утраченные фрагменты. Русский человек может считать себя наследником Великой Византии, а значит и ее сердца — Большого Дворца. Возможно, это невероятное путешествие откроет что-то новое в Вас самих, затронет спящую паутинку Вашей евро-азиатской души.По материалам «warps.ru»
Достопримечательности Турции — Большой дворец (Константинополь)
Ваша оценка!
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
turisticheskiy-portal.ru
статьи о Турции, курсы турецкого языка
«Новая столица должна была удовлетворять многочисленным требованиям, — утверждал Джелал Эссад. — Она должна была находиться довольно далеко, чтобы быть в стороне от внутренних событий римской империи, и в то же время должна была быть защищена от нападений врагов».
Вначале Константин предпочел для новой столицы древний Илион, олицетворявший первооснователей Великого Рима и давно уже нуждавшийся в восстановлении. Однако римляне остались недовольны решением императора, и Константин, не желая противоречий с Римом, остановил свой выбор на Византии. Старый город был значительно расширен и окружен неприступными крепостными стенами. Началось строительство многочисленных храмов, как христианских, так и языческих. Во времена Константина в городе были возведены знаменитый ипподром, театры, церкви, публичные бани, водопроводы, громадный водоем, названный «Тысяча и одна колонна», императорский дворец, а также множество других сооружений, поражавших своим непревзойденным великолепием.
По приказу Константина в Византий стали свозить со всей империи и из других стран замечательные произведения литературы и искусства: скульптуры, картины, старинные рукописи, музейные раритеты, непревзойденные образцы художественного промысла, включая ювелирные изделия, и тому подобное.
Последующие императоры Византии также внесли достойный вклад в строительство и благолепие столицы. Гордостью Константинополя стал храм Святой Софии, возведенный во второй половине VI века византийским императором Юстинианом. До сих пор это сооружение поражает воображение своим великолепием, роскошью и грандиозностью. Легенда гласит, что сам император пришел в восторг от своего творения, воскликнув при этом: «Хвала Господу, удостоившему меня построить этот храм! О, Соломон! Я превзошел тебя!..»
Кстати, некоторые исследователи придерживаются мнения, что император Юстиниан в своем происхождении имел славянские корни. Константинопольский храм Святой Софии стал образцом для русских при строительстве соборов Св. Софии в Киеве и в Новгороде.
Древний путешественник писал о ромейской столице: «Здесь, в этой царице городов, собраны богатства всей греческой империи. Башни Константинополя полны доверху запасами золота, шелка, пурпура. Ежедневно уплачивает этот город своему правительству 20 000 золотых монет, собранных с лавок, харчевен, рынков, где торгуют купцы их Египта, с Руси, от Венгров, из Рима, Испании, Африки и всего мира».
Несметные богатства Византии всегда притягивали взоры наших соотечественников. Несмотря на благоприятную мирную торговлю с византийской столицей, славяне, похоже, не отказывались от возможности получить материальные выгоды силой. Воинственность росов представляла для Константинополя постоянную угрозу.
www.turkishfirst.ru
Стамбул. Константинопольские древности
В Стамбуле осталось много культурно-исторических памятников доосманского периода. Сегодня расскажу о наиболее интересных и значимых.
Голова Медузы Горгоны, расположенная в основании одной из колонн Цистерны Базилики – крупнейшем подземном водохранилище Константинополя, а затем и Стамбула. Находится рядом с собором Святой Софии.
Цистерна Базилика строилась еще в античные времена, окончательный вид приняла при Юстиниане Великом в 6-м веке. Никакой цистерны в нашем привычном понимании этого слова здесь нет, просто так по-гречески называется водохранилище. Помещение огромно (145 метров в длину и 65 в ширину) и своей внутренней архитектурой напоминает дворец.
Сводчатый потолок поддерживается 336 колоннами, привезенными сюда, в основном, из различных античных храмов. Поэтому они отличаются между собой. Емкость же Цистерны – около 80 000 кубометров воды. Это был резерв на случай засухи или осады города.
Водохранилище прослужило до 16-го века и потом было заброшено. В 1987 году оно было отреставрировано и стало музеем. Сейчас здесь поддерживается небольшой уровень воды, над которой проложены дорожки для туристов. Между колонн плавают рыбы.
Еще одна Медуза Горгона. Всего тут две колонны с Горгоной. Откуда они были привезены – неизвестно.
Акведук Валента. Именно по нему доставлялась вода в Цистерну Базилику. Сейчас под его арками проходит бульвар Ататюрка – одна из главных городских магистралей.
Акведук был построен во времена правления императора Валента, в 4-м веке. Его протяженность составляла более километра. Сохранившаяся часть в наше время тоже впечатляет своей длиной – 971 метр. Высота акведука достигает 20 метров.
Как и остальные античные сооружения, сохранившиеся в Стамбуле, акведук имеет каменную кладку, достаточно примитивную по сравнению с поздним средневековым строительством. Как я писал раньше, это очень отличает здешнюю древнюю архитектуру от той якобы тоже античной, что мы видим в Риме. Объяснения могут быть разные, но скорее всего, все римские древности были построены позже, уже в средних веках.
Акведук Валента использовался для водоснабжения города вплоть до 19-го века. Сегодня это одна из основных туристических достопримечательностей Стамбула. А вообще, приятно видеть, что сохраняются такие древние памятники, притом даже чужой культуры. Не то что у некоторых…
Колонна Константина, или Обожженная колонна.
Раньше в этих местах находился форум императора Константина. От него уцелела только одна эта колонна, на которой до 12-го века стояла статуя императора.
Древние стены Константинополя, или Феодосиевы стены.
Они были построены во времена правления императора Феодосия II в 5-м веке, чтобы защитить сильно разросшийся город. Это чудо фортификации имело протяженность более пяти километров и полностью закрывало доступ к городу на суше.
Феодосиевы стены шли в три ряда. Внутренняя стена имела высоту 12 метров и ширину 5 м. Через каждые 55 метров стена укреплялась мощной башней высотой 20 м. Внизу каждой башни находились склады с продовольствием.
Перед внешней стеной, самой низкой, располагался огромный ров. Турки его потом засыпали. Сейчас на его месте какие-то огороды. Некоторые участки стены лежат в руинах, некоторые стоят почти полностью отреставрированными. Разрушенными стены оказались в результате землетрясений, а также штурма города турками в 1453 году.
Турки вели осаду города при поддержке мощной артиллерии. Самая большая пушка – Базилика, построенная знаменитым венгерским инженером Урбаном – имела калибр около 90 см и стреляла ядрами весом в полтонны. Разумеется, такие орудия производили серьезные разрушения в стенах и башнях. Один из проломов получился таким большим, что турки смогли прорваться за стену. В произошедшей рукопашной схватке погиб последний римский император – Константин Драгаш.
В 19-20-х веках стены начали сносить, но вмешалось ЮНЕСКО, которое выделило финансы на восстановление разобранных участков. Тянущиеся на многие километры и сегодня, эти стены демонстрирую былую мощь Константинополя и в целом Византийской империи. Кстати, никакой Византийской империи в действительности не существовало, это исключительно книжный термин, придуманный историками, чтобы не было путаницы в различных римских империях, созданных исключительно их стараниями. Жители же Константинополя именовали себя римлянами.
Помимо сухопутных стен Константинополь имел так же и морские, защищавшие его со стороны Мраморного моря, Босфора и Золотого Рога. В древности морские стены стояли прямо на берегу моря, никакой полоски суши не было. Торговые суда подходившие к городу, перегружали свой товар с борта прямо на стену. Турки потом сделали широкую насыпь, по которой сегодня проходит дорога.
Галатская башня. Построена в 14-м веке.
Древний Ипподром.
Современное название – площадь Султанахмет. Это главная площадь города. Ипподром был построен еще Константином Великим в 4-м веке. На нем проходили соревнования колесниц. В длину он был 450 м, а его вместимость была якобы около 100 000 чел.
Посреди Ипподрома стояли различные памятные колонны и обелиски.
Сегодня можно видеть только три. Например, это обелиск Феодосия, доставленный из египетского Луксора в 4-м веке. Обелиск является самым старым архитектурным памятником Стамбула, его возраст датируется 16-м веком до н. э., он изготовлен из бело-розового асуанского гранита, а его вес достигает 300 тонн. На всех сторонах обелиска имеются египетские иероглифы, изображающие героические деяния фараона Тутмоса III.
Змеиная колонна.
Была привезена из Греции в 4-м веке. Колонна символизировала победу греков над персами в битве при Платеях. Изначально эта колонна, высотой 6,5 метров, состояла из трёх переплетенных змей и была увенчана трехногой золотой чашей, причём сами змеи были вылиты из бронзовых щитов павших персов. Чаша была утеряна в античные времена, а змеиные головы были разбиты в 1700 году.
Третий монумент Ипподрома – обелиск Константина, возведенный здесь в 10-м веке. Он был покрыт позолоченными бронзовыми или медными листами, которые были содраны и переплавлены крестоносцами во время 4-го крестового похода. Сегодня обелиск имеет высоту в две трети от того, что было.
Старое название обелиска Константина – Колосс. А рядом с ним находится край Ипподрома в виде такого непримечательного древнего сооружения. Интерес представляет то. что это сооружение на одной из карт подписано как “Колизей”. А мы помним, возвращаясь опять к сравнению с Римом, что римский Колизей был назван по стоящему рядом памятнику – огромной статуе императора Нерона, именовавшейся Колоссом.
Получается, что и в Риме, и в Новом Риме – Константинополе, существовали Колизей и рядом стоящий Колосс. Но сегодня в Риме, есть Колизей, но нет никакого Колосса, а в Стамбуле наоборот – есть Колосс, но нет Колизея. Хотя, вот следы последнего какие-то есть… Очевидно, что на самом деле история о Колоссе и Колизее должна относиться только к какому-то одному городу, а раздвоение возникло лишь на бумаге, во время реконструкции древней истории.
Фото из Археологического музея Стамбула со старым изображением Ипподрома. Левый край с колоннами – это то, что было на двух предыдущих фото.
На фото запечатлен древний Софийский собор, которому раньше был посвящен целый пост. Поездка была просто замечательной, желаю всем интересных путешествий и отличных впечатлений!
Источник
myotpusk.mirtesen.ru
Подземелье древнего Константинополя » На планете
В самом центре древнего Стамбула, прямо напротив Собора Святой Софии, стоит ничем не примечательное сооружение. Только по небольшой группе туристов у входа можно догадаться, что здесь находится очередная историческая достопримечательность древнего города.
Заплатив 10 турецких лир, вы медленно спускаетесь по каменным ступеням. Шум 15-миллионного мегаполиса становится тише и тише, и на глубине 12 метров смолкает совсем. Очередной поворот, и перед вами открывается Цистерна Базилика во всем ее великолепии. У каждого, спустившегося сюда впервые, захватывает дух.
336 величественных 8-метровых мраморных колонн попирают сводчатый потолок. Там, наверху, шумный и душный город, кипящий базар, слепящее солнце, пышущие жаром мостовые, а здесь тишина, сумрак и прохлада, только звук шагов отдается редким эхом в бесконечной глубине этого зала. Кажется, что это - величественный дворец, ушедший под землю по прихоти могущественного колдуна. Вместо пола – зеркальная водная гладь, в которой отражается величественный потолок, и лишь иногда плавающая в воде рыба плеснет плавником, и по воде пробежит рябь. И снова здесь царство тишины и вечного покоя.
За свою долгую жизнь Константинополь постоянно притягивал взоры жадных завоевателей. Для обеспечения жителей и защитников города водой на случай осады или засухи под городом были выстроены несколько десятков цистерн для сбора и хранения воды, сегодня найдено около 40. Цистерна Базилика – самая большая из них. Строительство ее началось в IV веке нашей эры и продолжалось почти 200 лет. Размеры сооружения – 145x65 метров, вмещает цистерна более 80.000 м3 воды.
Удивительно, но европейцы долгое время не знали о существовании этого чуда. Завоевав Константинополь, турки некоторое время пользовались водой из подземного хранилища, но потом были построены новые системы водоснабжения города, и древняя цистерна с XVI века оказалась заброшенной.
В 1987 году Цистерна Базилика была осушена и вычищена. Несколько десятков тонн грязи было поднято на поверхность. В ходе работ были найдены две уникальные колонны, в основании которых лежат головы Медузы Горгоны. Сегодня эти колонны являются объектами пристального интереса туристов. В очищенную цистерну провели свет, и теперь Цистерна Базилика входит в десятку достопримечательностей Стамбула.
Час-полтора в этом прекрасном и немного жутком подземелье пролетают незаметно. Вы поднимаетесь по ступенькам навстречу жаркому солнцу, все громче гул великого Стамбула. Сохраните в своей памяти величественную атмосферу этого места. А при выходе не забудьте бросить монетку в «Бассейн желаний» и загадайте исполнение самой заветной мечты – обязательно сбудется.