«Достижения культуры Древних Греции и Рима». Достижения культуры древнего рима
§ 3. Особенности культуры древнего Рима.
С конца Iв. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков.
Практический склад римской культуры сказывается во всем – в прагматическом стиле их мышления, в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, в тяготении к точным историческим фактам, в конкретности религиозных представлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей в римской культуре.
Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти тысячелетие.
Традиционно история культуры древнего Рима делится на два периода: период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г. до н.э.) и период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.). На смену полису (аналогичному греческому) пришло громадное, многомиллионное государство со сложным государственным аппаратом, постоянной армией и рабством классического типа.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы, и принципы декора перерабатывались римлянами.
Не меньшее значение приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Тем не менее, вбирая разнообразные и наиболее ценные элементы культур различных народов, римская культура сохраняла свою самобытность и оригинальность.
Особенности исторического развития определили важнейшие отличия римского искусства от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека.
Республиканский период явился временем становления римской культуры.
В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В первую очередь следует упомянуть древние оборонительные стены Рима, которые отличались особой грандиозностью, будучи выложенными из камней больших размеров. Их постройка относится к VIв. до н.э.
Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV-IIIвв. до н.э.
В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии. Так, акведук Аппия Клавдия был построен в 311 г. до н.э. и его протяженность составляла 16,5 км.
Некоторые изменения в римской архитектуре появились после знакомства римлян с греческим искусством. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако, в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался, главным образом, в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре обычно выполняла стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли свою конструктивную роль. Причем, чаще всего использовался заимствованный у греков коринфский ордер, а так же так называемый тосканский, который считался строгим и был унаследован римлянами у этрусков.
Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых римских граждан. Римские особняки – это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни. С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах, на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески. По характеру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно называемые стилями. Первый стиль – инкрустационный, был распространен во IIв. до н.э. и имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы. Архитектурные детали исполнялись объемно из штукатурки и расписывались.
С 80 – х гг. до н. э. применялся второй из помпейских стилей – архитектурно – перспективной. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорным, расписанными колоннами, карнизами, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между колоннами часто размещали большие многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективно переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это позволяло римлянам визуально расширить внутреннее пространство помещений.
Третий стиль – ориентализирующий – больше характерен для периода империи. В противоположность некоторой пышности второго стиля, третий – отличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредством воспроизведения какой-либо знаменитой картины известного мастера, выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирлянд из цветов подчеркивает уют комнаты.
Четвертый, или декоративный стиль, распространяется с середины Iв. н.э. Своей пышностью и декоративностью он продолжает традиции второго стиля. Вместе с тем, богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля.
Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Неотъемлемую часть архитектурного декора в древнем Риме стал составлять рельеф.
В республиканский период древнейшие произведения так называемой круглой или объемной скульптуры еще часто исполнялись этрусскими мастерами из бронзы или терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погребальных масках своих современников стремились к максимальной конкретности в воспроизведении индивидуальных черт лица. Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики – бронзовая «Капитолийская волчица» (символ Рима), отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.
Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается с начала Iв. до н.э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм, острая наблюдательность и историческое чутье римлян.
Зарождение римского скульптурного портрета было связано с древнейшим заупокойным культом предков, защитников домашнего очага. Восковые маски, снятые с умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии.
Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов и идеалов. Портретам республиканской эпохи при документальной точности воспроизведения индивидуальных черт лица, свойственны некоторое упрощение форм и резкая жесткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец III- началоIIв. до н.э.)
В конце Iв. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут завершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате без переводчика и т.д. Однако, эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.
В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. В Риме увеличивается количество общественных зданий, обогащается их архитектурное убранство. Конец I– началоIIвв. н.э. это время создания грандиозных архитектурных комплексов. Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров (например, форум Траяна), которые стремились увековечить свое имя пышными сооружениями.
Строились многочисленные триумфальные сооружения, которые были призваны прославлять военные победы Рима, и, одновременно, являлись воплощением мощи и исторической значимости римской империи. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы, например, триумфальная арка Тита (80-85 гг.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг.), установленная в честь победы над даками.
Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима – амфитеатр Флавиев – Колизей (75 – 90 гг.), находившийся недалеко от республиканского форума. В Колизее могли разместиться 50 тыс. человек.
По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок.118 – 125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42,7 метра, а диаметр купола – 43,5 метра, то есть высота стен приблизительно равна его диаметру.
В начале Iв. появился новый тип общественного здания – терма (общественная баня), что было вызвано потребностями римской городской жизни. Как правило, терма была рассчитана на две – три тысячи человек. Римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих центр композиционного решения банного комплекса, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже для умственных занятий. Наиболее известными являются термы Каракаллы (нач.IIIв. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половинаIVв. н.э.).
В имперскую эпоху дальнейшее развитие получают рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле, месте прежних народных собраний, был возведен монументальный мраморный алтарь Мира (13 – 9 гг. до н.э.) по случаю победы Августа в Испании и Галлии. Но, ведущее место в римской скульптуре занимает по-прежнему портрет. Его новое направление получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в полный рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (начало Iвека н.э.), изображающая императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.
В эпоху Империи портрет получает большое распространение и в живописи. О характере живописных портретов в известной мере дают представления так называемые фаюмские портреты I–IIIвв. н.э., названные так по местечку Эль-Фаюм, оазиса в восточно-римской провинции Египта. В фаюмских портретах обращает на себя внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментами – жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся как возрастные, так и этнические особенности народов, населявших в то время Египет. Примечательно, что в фаюмских портретах концаII- началаIIIвв. н.э. появляются черты известного схематизма. Вместе с тем усиливается влияние местной древнеегипетской традиции. Формы начинают передаваться плоскостно, а черты лица воспроизводятся дробным орнаментальным рисунком. Все это, несомненно, предвосхитило иконопись Византии.
В целом для древнеримской культуры характерны: широкое использование достижений покоренных народов (в первую очередь – Греции) наряду с собственной культурной традицией; больший динамизм и изменчивость; воплощение идеи величия Рима, культа императора, военно-исторической памяти; гигантизм; утилитарная или развлекательная направленность при меньшей художественности; большая зависимость художника от заказчика. Эта культура была более рациональной, функциональной, прикладной и менее одухотворенно-эмоциональной по сравнению с культурой древней Греции.
В IIIвеке начинается кризис античной культуры. Римская империя еще продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культуры продолжает существовать лишь фрагментарно, постепенно изживая себя. Уже вIVвеке начинается явный переход к культуре средневековой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каковы природные, социальные и религиозно-духовные факторы развития древнегреческой культуры?
В чем заключаются особенности мировоззрения древних греков?
Каково значение мифологии для развития искусства в Древней Греции?
Какое влияние оказывал полис на развитие культуры античности?
Перечислите основные достижения древних греков в искусстве, литературе, науке.
В чем особенности культуры Древнего Рима?
Чем отличается художественное творчество в республиканский и имперский периоды культуры Древнего Рима?
ЛИТЕРАТУРА
Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис»», 2000.
Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х тт. М.: Издательство «Искусство», 1992.
Античность как тип культуры. М., 1998.
Гнедич П.П. История искусств. М., 2006.
Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. М., 1995.
Петров М.К. Античная культура. М.. 1997.
Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
Культура Древнего Рима в 2-х тт. М., 1985.
studfiles.net
«Достижения культуры Древних Греции и Рима»
«Достижения культуры Древних Греции и Рима».
Выполнили ученики 5 «А» класса группа «греки и римляне» Группа «Греки и римляне».
Мы исследовали основные культурно- исторические достижения народов Древней Греции Древнего Рима.
И хотим поделиться с Вами тем, что узнали сами.
Античная культура Античная культура Средиземноморья считается одним из важнейших творений человечества.
Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н.
э.
до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии.
Цивилизации… Древнегреческая и древнеримская цивилизации занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой.
Обе цивилизации обладали различными культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.
Соединения Запада и Востока с единой цивилизацией В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока с единой цивилизацией, преодоления разобщенности народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур.
Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.
В Древней Греции вся литература так или иначе связана с мифом (от греч.
«мифос» — «слово», «речь», «рассказ»).
С детства греки слушали рассказы о подвигах Геракла, о приключениях Одиссея, о лабиринте на острове Крит и страшном Минотавре — человеке-быке и верили, что всё это правда.
Литература Из мифов, а не из истории и не из жизни сочинители брали сюжеты для эпоса и трагедий.
Без отсылок к мифам не обходился ни один поэтический текст.
Пародия на миф или на какой-либо мифологический персонаж служила главным приёмом комедии.
Наконец, поэты и мыслители сами сочиняли мифы.
АфинаПосейдон Роль права Рим открыл миру важнейшую роль права и регулирования всех видов человеческих отношений и показал, что без совершенного права не может быть нормально существующего общества, что закон должен гарантировать права гражданина и человека, а дело государства – следить за соблюдением закона.
«Человек – мера всех вещей" Античность завещала последующим эпохам максимум "человек – мера всех вещей" и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном – в самопознании и самосовершенствовании.
Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия – образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев – примерами красоты гражданского служения и государственного созидания Ученых в Древней Греции называли философами, что означает "любящие мудрость".
Древне Греческие философы изучали чисто научные дисциплины: математику, биологию, астрономию и географию.
Величайшими философами Древней Греции являются: Наука Фалес Аристотель Архимед Гиппократ Сократ и другие Древние греки, пытаясь объяснить разные непонятные и таинственные явления, обращались к легендам о своих богах.
Землетрясения, наводнения, засуху они объясняли гневом богов.
Но начиная с VI в.
до н.э философы Греции начали искать более реальные объяснения происходящим в природе процессам и явлениям.
Искусство Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина ("политического существа") находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет.
Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.
В культуре Древней Греции в период архаики (VII— VI вв.
до н.
э.).
расцветает вазопись.
Она претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.
Искусство (вазопись) Краснофигурный стиль позволял в
en.ppt-online.org
§ 3. Особенности культуры древнего Рима.
С конца Iв. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от возвышенной поэтики мифотворчества греков.
Практический склад римской культуры сказывается во всем – в прагматическом стиле их мышления, в нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, в тяготении к точным историческим фактам, в конкретности религиозных представлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей в римской культуре.
Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти тысячелетие.
Традиционно история культуры древнего Рима делится на два периода: период Республики (с 509 г. до н.э. по 31 г. до н.э.) и период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.). На смену полису (аналогичному греческому) пришло громадное, многомиллионное государство со сложным государственным аппаратом, постоянной армией и рабством классического типа.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие ордерные системы, и принципы декора перерабатывались римлянами.
Не меньшее значение приобрело для римской культуры и эллинистическое искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Тем не менее, вбирая разнообразные и наиболее ценные элементы культур различных народов, римская культура сохраняла свою самобытность и оригинальность.
Особенности исторического развития определили важнейшие отличия римского искусства от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не первое место завоевал скульптурный портрет, в котором проявился особый интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере рядового человека.
Республиканский период явился временем становления римской культуры.
В этот период складываются основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В первую очередь следует упомянуть древние оборонительные стены Рима, которые отличались особой грандиозностью, будучи выложенными из камней больших размеров. Их постройка относится к VIв. до н.э.
Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV-IIIвв. до н.э.
В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города Италии. Так, акведук Аппия Клавдия был построен в 311 г. до н.э. и его протяженность составляла 16,5 км.
Некоторые изменения в римской архитектуре появились после знакомства римлян с греческим искусством. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной системе. Однако, в то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался, главным образом, в декоративных целях. Опорные функции в римской архитектуре обычно выполняла стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли свою конструктивную роль. Причем, чаще всего использовался заимствованный у греков коринфский ордер, а так же так называемый тосканский, который считался строгим и был унаследован римлянами у этрусков.
Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых римских граждан. Римские особняки – это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни. С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в римских домах и виллах, на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески. По характеру помпейские росписи принято делить на четыре группы, условно называемые стилями. Первый стиль – инкрустационный, был распространен во IIв. до н.э. и имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы. Архитектурные детали исполнялись объемно из штукатурки и расписывались.
С 80 – х гг. до н. э. применялся второй из помпейских стилей – архитектурно – перспективной. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорным, расписанными колоннами, карнизами, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между колоннами часто размещали большие многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективно переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это позволяло римлянам визуально расширить внутреннее пространство помещений.
Третий стиль – ориентализирующий – больше характерен для периода империи. В противоположность некоторой пышности второго стиля, третий – отличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредством воспроизведения какой-либо знаменитой картины известного мастера, выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирлянд из цветов подчеркивает уют комнаты.
Четвертый, или декоративный стиль, распространяется с середины Iв. н.э. Своей пышностью и декоративностью он продолжает традиции второго стиля. Вместе с тем, богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля.
Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Однако они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Неотъемлемую часть архитектурного декора в древнем Риме стал составлять рельеф.
В республиканский период древнейшие произведения так называемой круглой или объемной скульптуры еще часто исполнялись этрусскими мастерами из бронзы или терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски наделяли богов действенной силой и решительностью характера, а в погребальных масках своих современников стремились к максимальной конкретности в воспроизведении индивидуальных черт лица. Поздний памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые десятилетия жизни Римской республики – бронзовая «Капитолийская волчица» (символ Рима), отличается именно остротой реализма и превосходной техникой литья.
Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельное художественное явление он прослеживается с начала Iв. до н.э. В Риме возникло новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, римские художники старались более точно воспроизвести индивидуальные, конкретные черты лица, следуя в этом этрусской традиции. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм, острая наблюдательность и историческое чутье римлян.
Зарождение римского скульптурного портрета было связано с древнейшим заупокойным культом предков, защитников домашнего очага. Восковые маски, снятые с умерших членов рода, украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры, сопровождавшие похоронные процессии.
Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов и идеалов. Портретам республиканской эпохи при документальной точности воспроизведения индивидуальных черт лица, свойственны некоторое упрощение форм и резкая жесткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретной скульптуры относится так называемый «Брут» (конец III- началоIIв. до н.э.)
В конце Iв. до н.э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю. В это время с необычайной интенсивностью происходит эллинизация римской культуры. Греки – учителя, секретари, советники – появляются в каждом знатном семействе, молодые аристократы Рима едут завершать свое образование в Афины, греческие послы говорят в римском сенате без переводчика и т.д. Однако, эта эллинизация римской культуры не означала отречения от традиционного римского идеала. Ведущие представители римской культуры считали, что греческая культура должна лишь подкрепить и осмыслить древний римский идеал добродетели на благо отечества, дополнить представление о «доблести» представлением о «гуманности» в широком смысле.
В первые два века нашей эры, несмотря на обострение социальных противоречий, искусство древнего Рима достигает вершины. Сам город Рим приобретает совершенно новый облик, соответствующий престижу мировой столицы. В Риме увеличивается количество общественных зданий, обогащается их архитектурное убранство. Конец I– началоIIвв. н.э. это время создания грандиозных архитектурных комплексов. Рядом с древним республиканским форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров (например, форум Траяна), которые стремились увековечить свое имя пышными сооружениями.
Строились многочисленные триумфальные сооружения, которые были призваны прославлять военные победы Рима, и, одновременно, являлись воплощением мощи и исторической значимости римской империи. Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях. Таковы, например, триумфальная арка Тита (80-85 гг.), подавившего восстание в Иудее, триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг.), установленная в честь победы над даками.
Еще в период поздней Республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра, который был всецело римским изобретением. Амфитеатры предназначались для столичного населения, перед которым здесь в дни общественных празднеств разыгрывались бои гладиаторов. Самое грандиозное зрелищное сооружение древнего Рима – амфитеатр Флавиев – Колизей (75 – 90 гг.), находившийся недалеко от республиканского форума. В Колизее могли разместиться 50 тыс. человек.
По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон (ок.118 – 125 гг.). Пантеон представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Высота Пантеона 42,7 метра, а диаметр купола – 43,5 метра, то есть высота стен приблизительно равна его диаметру.
В начале Iв. появился новый тип общественного здания – терма (общественная баня), что было вызвано потребностями римской городской жизни. Как правило, терма была рассчитана на две – три тысячи человек. Римские термы представляли собой целый комплекс разнохарактерных по назначению сооружений. К залам холодных и теплых бань, образующих центр композиционного решения банного комплекса, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и даже для умственных занятий. Наиболее известными являются термы Каракаллы (нач.IIIв. н.э.) и термы Диоклетиана (первая половинаIVв. н.э.).
В имперскую эпоху дальнейшее развитие получают рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле, месте прежних народных собраний, был возведен монументальный мраморный алтарь Мира (13 – 9 гг. до н.э.) по случаю победы Августа в Испании и Галлии. Но, ведущее место в римской скульптуре занимает по-прежнему портрет. Его новое направление получило название «августовский классицизм». В это время появляются парадные придворные портреты в полный рост. Такова, например, знаменитая мраморная статуя императора Августа (начало Iвека н.э.), изображающая императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке.
В эпоху Империи портрет получает большое распространение и в живописи. О характере живописных портретов в известной мере дают представления так называемые фаюмские портреты I–IIIвв. н.э., названные так по местечку Эль-Фаюм, оазиса в восточно-римской провинции Египта. В фаюмских портретах обращает на себя внимание яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Перед нами проходит галерея людей с различными характерами и темпераментами – жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся как возрастные, так и этнические особенности народов, населявших в то время Египет. Примечательно, что в фаюмских портретах концаII- началаIIIвв. н.э. появляются черты известного схематизма. Вместе с тем усиливается влияние местной древнеегипетской традиции. Формы начинают передаваться плоскостно, а черты лица воспроизводятся дробным орнаментальным рисунком. Все это, несомненно, предвосхитило иконопись Византии.
В целом для древнеримской культуры характерны: широкое использование достижений покоренных народов (в первую очередь – Греции) наряду с собственной культурной традицией; больший динамизм и изменчивость; воплощение идеи величия Рима, культа императора, военно-исторической памяти; гигантизм; утилитарная или развлекательная направленность при меньшей художественности; большая зависимость художника от заказчика. Эта культура была более рациональной, функциональной, прикладной и менее одухотворенно-эмоциональной по сравнению с культурой древней Греции.
В IIIвеке начинается кризис античной культуры. Римская империя еще продолжала существовать, но вместе с принятием государственного христианства античная культуры продолжает существовать лишь фрагментарно, постепенно изживая себя. Уже вIVвеке начинается явный переход к культуре средневековой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каковы природные, социальные и религиозно-духовные факторы развития древнегреческой культуры?
В чем заключаются особенности мировоззрения древних греков?
Каково значение мифологии для развития искусства в Древней Греции?
Какое влияние оказывал полис на развитие культуры античности?
Перечислите основные достижения древних греков в искусстве, литературе, науке.
В чем особенности культуры Древнего Рима?
Чем отличается художественное творчество в республиканский и имперский периоды культуры Древнего Рима?
ЛИТЕРАТУРА
Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис»», 2000.
Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х тт. М.: Издательство «Искусство», 1992.
Античность как тип культуры. М., 1998.
Гнедич П.П. История искусств. М., 2006.
Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. 2-е изд. М., 1995.
Петров М.К. Античная культура. М.. 1997.
Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
Культура Древнего Рима в 2-х тт. М., 1985.
studfiles.net
Основные черты и особенности культуры Др. Рима. Основные достижения и памятники культуры.
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.
Римляне в отличие от греков предпочитали воевать, а не торговать. Ратные подвиги и заслуги служили пропуском в политику, были гарантией личной карьеры и достойного положения в обществе. Войны велись с целью присоединения завоеванных территорий. Тем самым город-государство постепенно расширялся, пока не достиг пределов мировой империи. Одновременно с политическим подчинением других государств и целых регионов происходила их латинизация. Причем этот процесс охватывал все слои общества, а не только элиту, как это было с греческой эллинизацией провинциалов. Римлян характеризовало стремление ассимилировать другие культуры. Примечательно также постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями иных народов (греки же никогда не приравнивали себя к варварам). Эдикт императора Каракаллы 212 г. н.э. даровал римское гражданство всем свободным жителям империи.
Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.
Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской республики и империи.
Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:
Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство твое! – налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение – virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели), утверждавшее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но данный идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы, утрачивая социальную почву.
Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.
Многих богов римляне заимствовали у греков, иногда через этрусков, бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс – Ареса, богиня мудрости Минерва – Афину, бог врачевания Эскулап – Асклепия, богиня любви Венера – Афродиту и т.д. Особо почитались древнеиталийские боги Лары (духи очага и семьи), Гении (покровители людей), Пенаты (домашние боги). Большая роль отводилась культу Весты (богини очага и римской общины). В Риме в ее честь воздвигли храм Весты, в котором вечный огонь поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками. Большой популярностью пользовались «Сивиллины книги», по преданию отражавшие судьбу римского народа. Широкое распространение получила практика гаданий. Жрецы-авгуры толковали различные знамения, гадали по полету птиц, по внутренностям (особенно печени) животных, по священным курам. Были и другие способы узнать, благоволят ли боги к тому, что задумал сделать человек.
Ведя происхождение права от богов, римская религия придавала особый статус юридическому мышлению. Уважение к закону, наряду с почитанием богов и традиций предков, отличало римский менталитет. Именно система права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние на европейскую юридическую мысль. В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции – презумпцию невиновности.
Римское право подобно религии долго сохраняло «формульный» характер. Ни одна правовая система того времени не имела таких точных формулировок и нигде следование букве закона не было столь неукоснительно. Правда, его толкование не было застраховано от произвола.
Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы римского права, направленного, прежде всего, на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.
Художественная культура Рима, сформировавшаяся под влиянием искусства греков и этрусков, отличалась большим разнообразием и пестротой форм, эклектическим смешением эстетических достижений ассимилированных в сверхдержаве культур; некоторые из них находились на достаточно высокой ступени развития. При сравнении основных принципов художественной культуры греков и римлян очевидно их различие. Эстетическим идеалом греков было чувство прекрасного, гармонии. Римское искусство основывалось на принципе пользы. Эта черта художественного мышления римлян сформировалась под воздействием культуры этрусков.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Культура Древнего Рима (основные достижения и памятники культуры) — Мировая художественная культура
Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и опенок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О. Шпенглер и А. Тойнби не воспринимают Древний Рим в качестве самостоятельной и самобытной культуры и цивилизации, считая, что он являл собой всего лишь завершающий, кризисный этап Античности. Его вклад ограничивался главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре — религии, философии, науке, искусстве, литературе, — Рим не внес ничего принципиально нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры.
Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие. Такой взгляд представляется более обоснованным.
Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.
Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив. они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по- своему и более четко определяли качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки», как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.
В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. Поэтому воинская доблесть выступала для них одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.
В общем и целом наиболее значительные достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь к числу общепризнанных достижений относятся такие, как знаменитое римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких ее форм, как республика и империя.
Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят более скромными, хотя они безусловно имеются. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однородными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т.д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие как «римская идея» — владение и власть над всем миром, «Рим — центр мира», «Рим — вечный город».
В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.
Художественная культура Древнего Рима
Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. Однако и в этом заключалась их определенная заслуга, поскольку многие шедевры греческого искусства дошли до нас именно в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой собственный и весьма значительный вклад в развитие искусства.
В скульптуре они первыми начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты, наполнять их глубоким психологизмом и раскрывать в них внутренний мир человека. Римские писатели создали в литературе новый жанр — жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры.
Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и целесообразность. Эту особенности хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки».
В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.
Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. на реке Тибр братьями-близнецами Ромулом и Ремом. С этого времени начинается история монархического, или «царского», Рима, поскольку во главе его стоял выборный царь,выступавший одновременно в качестве верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоялсенат.
Основной социально-экономической ячейкой была патриархальная семья (фамилия). Важнейшие общественные дела, включая выборы царя, решапо народное собрание. Основу религиозно-мифологических представлений составляло множество богов и культов, среди которых особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и др. Складываются также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков.
В этот период происходит становление римской культуры, в формировании которой активное участие принимают соседние италийские города. Этрурия и Греция. Италийское влияние ощущается прежде всего в некоторых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве — керамических и ювелирных изделиях римских мастеров. Весьма значительным было влияние культуры этрусков. У них рим- ля не заимствовали многие ремесла, практику строительства городов и архитектуру храмов, тайные науки о гаданиях жрецов, некоторые обычаи, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом.
Не менее сильным было также влияние греческой культуры, откуда римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы. В 510 г. до н.э., после неослабевающего противостояния царей с сенатом, последний царь Тарквиний был свергнут и в Риме установилась аристократическая республика. В новом обществе сложились сословия патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), между которыми сразу же возникает нескончаемая борьба.
В результате успехов и побед плебса Рим к началу III в. до н.э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой стати равенство политических и юридических прав граждан, власть народного собрания по всем важнейшим вопросам, сочетание коллективного и частного землевладения и т.д.
В этот период Рим значительно расширяет свои владения и после победы в Пунических войнах (264-146 до н.э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Открывшиеся новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется нобилитет - круг знатных семей, возникает еше одно привилегированное сословие — всадники, к которым принадлежали люди богатые и знатные.
Большие изменения происходят и в культуре римского общества. Наблюдается рост числа образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет «импорта» образованных греков-рабов. Для поднятия репутации Рима в покоренных странах высший слой начинает все более активно осваивать эллинскую культуру. Богатые люди посылают своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Некоторые из последних переселяются в Рим, как это, например, сделал историк Полибий, написавший многотомную «Историю», где прославляется великая миссия Рима.
Под греческим влиянием развивается также литература, появляется целая плеяда драматургов и поэтов, среди которых следует назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Из первых римских трагиков нам известно имя Ливия Андроника, который перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий. который писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.
Сильное греческое влияние испытывает также изобразительное искусство. Римские скульпторы и живописцы изображают в своих произведениях сцены из греческих мифов. Огромную популярность и широкий спрос приобретают копии греческих скульптур.
Надо заметить, что экспансия греческой культуры проходила не без сопротивления со стороны некоторых влиятельных римлян, видевших в ней опасность для нравственности. Однако такое внешнее противодействие было не слишком эффективным. Греческая культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствовало прежде всего изменение статуса греческого языка, который становился не только литературным, но и разговорным.
К середине I в. до н.э. Римская республика оказалась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку огромная территория державы переросла республиканские формы правления.
В 27 г. до н.э. Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда вся империя называлась принципатом), стал Октавиан, которому сенат присвоил титул Августа — «возвеличенного божеством», что придавало его власти сакральный характер.
Римская империя просуществовала пять веков — до 476 г. н.э. Из них наиболее благополучным и плодотворным оказалось первое столетие. а время правления Августа (27 г. до н.э. — 14 г. до н.э.) считается золотым веком римской культуры.
В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии — эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. Все они в той или иной мере продолжают греческие течения, однако не остаются целиком вторичными, но приобретают вполне самостоятельное значение.
Главные фигуры римского эпикуреизма — Лукреций и Цицерон — жили и творили в I в. до н.э., при Республике, однако эпикуреизм, особенно в форме упрощенного и грубого гедонизма, получает широкое распространение в эпоху Империи. В своей знаменитой поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.
Не отвергая существования богов, он полагает, что они пребывают в далеких пространствах в состоянии блаженного покоя и не вмешиваются в дела людей. Признавая наслаждение высшим благом человека, философ уточняет, что его следует искать в отсутствии страданий. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни. После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни.
Цицерон внес огромный вклад в развитие римской культуры. Он был великим оратором, философом, теоретиком риторики, писате- .чем, политиком. В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал главным образом эпикуреизм и стоицизм, отдавая предпочтение первому.
Римский стоицизм представляли Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от таких мирских соблазнов, как богатство, почести и знатность. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.
Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой которого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содержания, с идеями неопифагоризма и восточной мистикой. Его смысл составляет учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.
В эпоху Империи весьма успешно развивается наука. Самыми выдающимися учеными стали Плиний Старший. Птолемей и Гален. Первый из них, будучи к тому же писателем, написал многотомную «Естественную историю» (37 томов), ставшую настоящей энциклопедией по всем областям тогдашней науки. Помимо знаний о природе она содержит обширные сведения по истории античного искусства, истории и быту Рима.
Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволявшую определять положение планет на небе. Его труд «Альмагест» был энциклопедией астрономических знаний Античности. Ему принадлежат также работы гю оптике, математике и географии.
Врач Гален обобщил и систематизировал знания античной медицины и представил их в виде единого учения, оказавшего большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальном труде «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомо- физиологическое описание человеческого организма как единого целого. Гален ставил опыты на животных и вплотную подошел к открытию решающей роли нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.
В гуманитарных науках особого выделения заслуживает деятельность историков Тита Ливия и Тацита. Первый является автором грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в которой раскрывается смысл «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из маленького городка на Тибре в мировую державу. Тацит в главных своих трудах — «Анналах» и «Истории» (14 томов) — излагает историю Рима и Римской империи, а также дает богатые сведения о жизни древних германцев.
Наибольший подъем в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств ведущее положение занимаетархитектура, в развитии которой особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате «Десять книг об архитектуре» он обобщил опыт греческого и римского зодчества и разработал концепцию города с центральным форумом (площадью), а также методы сооружения различных строительных механизмов.
Надо отметить, что форум стал весьма распространенным типом римской постройки. Таких форумов было построено шесть. Первый — форум Романум — был сооружен в VI в. до н.э., а затем к нему добавили еще пять форумов — Цезаря. Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна. Самым грандиозным оказался форум Траяна. построенный Аполлодором Дамасским и состоявший из нескольких сооружений: окруженный колоннами двор, триумфальная арка, храм- базилика.
Настоящего расцвета римская архитектура достигает при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявлял, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. Со своей задачей он во многом справился. При нем реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. Он сооружает свой форум — форум Августа, продолживший форум Цезаря и ставший одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа сооружает Пантеон — храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры.
После Августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников особого внимания заслуживает знаменитыйКолизей, или амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для проведения гладиаторских боев и других зрелищ.
Весьма примечательна также вилла Адриана в Тиволи. Расположенная в живописном парке, она представляет собой великолепный ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Афинскую Академию и Ликей. Данное обстоятельство сделаю виллу исключительно популярной сегодня — в связи с появлением архитектуры постмодернизма, поскольку она считается первым историческим памятником подобной архитектуры.
В повседневной жизни Империи в моду входят термы - общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр. Самыми грандиозными и знаменитыми стали термы Каракаллы.
В эпоху Империи складываются благоприятные условия и для развития литературы, особенно для поэзии. Наиболее выдающиеся поэты — Вергилий, Гораций и Овидий — оказались связанными опять же со временем правления императора Августа.
Вергилий, являющийся главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой даются советы земледельцам и воспевается природа. Вершиной творчества Вергилия стала неоконченная эпическая поэма «Энеида», перекликающаяся с гомеровским эпосом. Она посвящена странствованиям Энея, легендарного родоначальника Рима.
Творчество Горация удивительно многогранно по тематике, жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, гневные сатиры, в которых высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетается со стоицизмом. Он оказал влияние на поэзию Нового времени. Его трактат «Наука поэзии» ста! теоретической основой классицизма.
Овидий добился большого успеха прежде всего своей любовной лирикой, а также мифологической поэмой «Метаморфозы», повествующей о превращениях людей и богов в животных, растения и звезды. Его поэма «Фасты» рассказывает о римских религиозных праздниках.
Веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержащая наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа, вызвала раздражение у Августа, усмотревшего в ней насмешку над его законом о браке. Опальный поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там он написан «Скорбные элегии», в которых горько сетовап на свое одиночество, надеялся на прощение — но так и не был прощен.
В целом в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжаю развиваться. Однако в духовном плане уже в I в. н.э. появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к этому времени «римская идея», как власть над всем миром, была реатизо- вана. Достигнув ее. Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея «вечного Рима», которая ориентирован лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае. судьба Рима убеждает в этом.
Начиная с I в. н.э. Рим все больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I в. н.э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.
Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.
Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность — любовь к Богу — является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.
Несмотря на жестокие преследования со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в IV в. н.э. христианство добивается официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную, а в 476 г. — после очередного поражения римлян от германский войск — последний император Ро- мул Августул был низложен и Западная Римская империя перестала существовать.
Что касается римской культуры, то в лучших своих достижениях она существует и сегодня. К их числу следует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало все-таки христианство, хотя оно и не спасло Рим от гибели.