История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Домус, что это такое: справки. Домус в древнем риме


6:00 Домус , жилище богачей

6:00 Домус, жилище богачей

Где живут римляне? как устроены их жилища? В фильмах и спектаклях мы привыкли видеть римлян в светлых просторных домах с колоннами, внутренними садиками, фонтанами и триклиниями, комнаты в этих домах расписаны фресками. В реальности же все обстоит иначе. Только богачи и аристократы могут позволить себе роскошь жить в небольших виллах с прислугой.

Таких немного. Подавляющее большинство жителей Рима теснятся в больших многоэтажных постройках, бытовые условия в которых порой напоминают жизнь в бомбейских трущобах…

Но давайте по порядку. Начнем с домов, в которых живет элита Рима, с домов богачей, называемых domus. В Риме при Константине власти насчитали 1790 таких домов; число, несомненно, внушительное. Но они не все были похожи друг на друга: одни были большими, другие — маленькими, из-за хронической нехватки места в Риме эпохи Траяна. Тот дом, который мы собираемся посетить, устроен в классическом духе, "по старинке", к вящей гордости владельца.

Больше всего поражает внешний облик такого дома: подобно устрице, он замкнут в себе. Лучше всего представить себе богатый римский дом как маленькую крепость: в нем нет окон, разве что несколько совсем маленьких, высоко расположенных. Нет и балконов: наружная стена ограждает дом от внешнего мира. В нем просто воспроизводится устройство архаических семейных хозяйств эпохи зарождения латинской и римской цивилизации, обносившихся защитной стеной.

Эта "отстраненность" от суматохи улиц явственно ощущается уже при взгляде на наружную дверь, почти безликую среди множества прилепившихся по бокам от нее лавочек, в эту пору еще закрытых. Главный вход образован большими двустворчатыми деревянными воротами с массивными бронзовыми петлями. В середине каждой створки — бронзовая волчья голова. В пасти — кольцо, им пользуются как дверным молотком.

За дверью начинается небольшой коридор. Мы делаем шаг и наступаем на мозаику с изображением грозного пса и надписью "Cave canem", "Осторожно, собака". Многие в Римской империи предпочли подобную меру предосторожности, хотя нам она известна в первую очередь по виллам в Помпеях. Действительно, воры и попрошайки донимали уже в римскую эпоху.

Мы проходим вперед и с одной стороны коридора замечаем комнатушку с дремлющим на стуле человеком. Это "привратник", раб, следящий за входом в дом. Рядом с ним, свернувшись на полу у ног, подобно псу, спит мальчик: скорее всего, его "ассистент". В доме еще все спят; мы сможем беспрепятственно осмотреть всю виллу.

Еще несколько шагов, и коридор выводит в просторное помещение: это атриум. Прямоугольный широкий зал, расписанный фресками ярких цветов, уже освещенными первыми лучами солнца. В доме нет окон, откуда же они проникают? Достаточно поднять голову, чтобы получить ответ: посередине отсутствует целый кусок крыши. Через большое квадратное отверстие проникает свет, как во внутреннем дворике. Настоящий световой каскад падает сверху и расходится в боковые помещения.

Это отверстие не только для того, чтобы пропускать свет. Через него в дом попадает и вода. Действительно, когда идет дождь, наклонная поверхность крыши над атриумом собирает капли и направляет их внутрь отверстия, подобно воронке. Вообразите это яркое зрелище: струйки воды вылетают изо ртов терракотовых фигурок, расположенных вдоль края крыши, и с шумом падают в атриум. Во время грозы грохот может стоять оглушительный.

Струи воды попадают (с большой точностью!) в широкий квадратный бассейн в середине зала. Это имплювий (impluvium), древнее и очень разумное изобретение: в нем собирается дождевая вода, которая затем отводится в подземный резервуар. Из небольшого мраморного колодца берут воду для повседневных нужд. Так делают из поколения в поколение. Края колодца совсем истерты веревками, с помощью которых поднимают ведра с водой.

Имплювий служит и для украшения дома: в этом внутреннем "бассейне" отражается лазурное небо с облаками, напоминая лежащую на полу картину. И это отрадное зрелище предстает перед взором любого, кто бы ни вошел в дом.

Имплювий, который мы видим перед собой, не совсем обычен: на его поверхности плавают цветы, оставшиеся от убранства пира, состоявшегося в этом доме накануне вечером.

Подобно зеркалу, вода в бассейне отражает во все стороны утренний свет. Легкая рябь, вызванная дуновением слабого ветерка, создает на стенах зала игру солнечных бликов, скользящих по фрескам. Если присмотреться, в этом зале не увидишь ни одной "голой" стены. Повсюду картины на мифологические сюжеты, воображаемые пейзажи или геометрические узоры. Цвета все насыщенные: лазоревый, красный, охристо-желтый.

Это наводит нас на важное наблюдение: мир римлян полон красок — и куда больше, чем наш. Интерьеры домов, памятники, даже одежда — все переливается разными цветами, а в торжественных случаях расцветает подлинным триумфом красок. В то время как мы считаем, что в большинстве случаев верхом элегантности окажется темный или серый костюм… Как жаль, что мы утратили все это многоцветье, особенно в домах, где доминирует белый цвет стен. Римлянин счел бы их недоделанными, подобно натянутому на раму пустому холсту.

Но продолжим наш визит. По сторонам атриума расположены комнаты. Это спальни, их называют кубикулумы (cubiculum). По сравнению с нашими они гораздо меньше, темнее и скорее похожи на тюремные камеры. Никто из нас не согласился бы там спать: окон нет, для освещения используется единственный источник света — тусклые светильники. Поражает, насколько плохо были видны фресковые и мозаичные шедевры, часто украшавшие эти комнаты, а ныне выставленные в музеях и продуманно освещенные. Римляне видели их не так. Когда зрение привыкало к полумраку спальни, при светильниках изображенные пейзажи и лица оказывали на зрителей особое воздействие.

В одном углу атриума видна лестница: она ведет на верхний этаж, где находится прислуга и где живут женщины. Первый этаж — "мужская" территория, и в первую очередь пространство pater familias, "отца семейства".

Огибаем бассейн и идем к противоположной стене. Большая часть ее закрыта широкой деревянной раздвижной перегородкой-"гармошкой". Отодвинем ее. Вот таблиний (tablinum), "кабинет" хозяина дома. Здесь он принимает своих клиентов. В центре большой стол и внушительных размеров стул, по бокам расставлено несколько табуреток. Вся мебель с точеными ножками, украшенными инкрустацией из слоновой кости и бронзы. Мы видим также светильники на высоких канделябрах, на полу жаровня (для обогрева), на столе расставлены дорогое "парадное" серебро и письменные принадлежности.

Пройдем дальше. В глубине большая занавесь. Отодвинув ее, мы попадем в самый укромный уголок дома. До сих пор мы находились в "представительской" его части, доступной взорам посторонних. За занавеской же начинается "приватная" часть. Это перистиль, просторный внутренний сад, "зеленые легкие" дома. Он окружен великолепной беломраморной колоннадой. С потолка между колоннами свисают мраморные диски, на которых нарисованы или высечены мифологические сюжеты. У этих дисков забавное название, "осцилла" (oscilla), нетрудно догадаться почему[4]: движение воздуха заставляет их слегка колебаться, что придает ощущение подвижности всей колоннаде.

В этот утренний час в перистиле особенно приятно находиться. Нас окутывает невероятное разнообразие ароматов, источаемых высаженными в саду декоративными, пряными и лекарственными растениями.

В подобных садах можно встретить и мирт, и самшит, и лавр, и олеандр, и плющ, и акант… И даже большие деревья — кипарисы и платаны. И конечно, клумбы с цветами — цветы — фиалки и нарциссы, ирисы и лилии… Этот оазис — настоящее произведение садового искусства: растения расположены в геометрическом порядке, проложены дорожки, разбиты клумбы, порой представляющие собой настоящие лабиринты. Кроме того, садовники часто подрезают растения, придавая им форму животных. Нередко по саду разгуливают настоящие фазаны, голуби или павлины.

При свете зари мы можем разглядеть две неподвижные человеческие фигуры: маленькие бронзовые статуэтки-путти с утками в руках по углам сада. Приблизимся. Одна из фигур будто издает странные звуки, какой-то гортанный клекот. Два коротких шумных всплеска — и из клювов уток начинает бить струя воды. Да это статуи-фонтаны! Струя попадает точно в круглую чашу, орошая воздух брызгами. Мы оборачиваемся и видим еще три подобных струи.

Ясно, в этот дом вода попадает не только через имплювий. С некоторых пор воду подводят и из акведуков. Хозяин, благодаря связям и знакомствам, добился для себя персонального водопровода (редкость для Рима). Один из немногих счастливчиков, у которых дома проточная вода, он пользуется ею и для того, чтобы удивить своих гостей игрой воды в садовых фонтанчиках.

Костистая рука раба закрывает кран, спрятанный между растениями (он проверял, хорошо ли работает водопровод). Он высокий, сухощавый, темнокожий, с черными курчавыми волосами, почти наверняка уроженец Ближнего Востока или Северной Африки. Вот раб идет по саду дальше, подбирая сухие листья и цветы. Вероятно, он садовник.

Из зала, открытого в сторону колоннады, доносится шум. Идет уборка. Подойдем поближе. Здесь, в триклинии, вчера проходило пиршество. Ложа, на которых располагались гости, уже привели в порядок, заляпанные простыни сменили на чистые. Еще один раб убирает последние остатки поздней трапезы. Вот он поднял клешню омара. На пирах принято бросать объедки на пол, а не складывать на блюда…

Из кухни слышно, как кто-то уже принялся за работу. Это женщина, она тоже рабыня. Волосы повязаны тряпицей, но видно, что они светлые: несколько золотистых локонов спадают вдоль шеи. Возможно, она из Германии или Дакии (современная Румыния), недавно завоеванной Траяном. Помещение очень тесное. Любопытный факт: римляне, с их страстью к пирам, не придают особого значения кухне, не считая ее важным помещением. Кухня напоминает наши малогабаритные "уголки для готовки" и поэтому не имеет четкой дислокации. Ее размещают то в глубине маленького коридорчика, то под лестницей. Действительно странно, но удивляться нечему: в домах богачей нет "домохозяек". На кухне трудятся рабы, это служебное помещение, поэтому незачем заботиться об убранстве, удобстве или просторности. В домах бедных людей готовит сама жена, но ее положение, по сравнению с сегодняшним, скорее напоминает статус домработницы, чем хозяйки.

А вот медная утварь хорошо нам знакома. Кастрюли и сковороды из меди или бронзы развешиваются напоказ на стенах кухни. Узор дырок в дуршлагах столь затейлив, что напоминает кружево. Здесь и мраморные пестики, шпажки, терракотовые поддоны, формы в виде рыбы или кролика, использующиеся для приготовления изысканных кушаний… Разглядывать эти предметы — все равно что листать старинные меню.

Еда разогревается на "плите", представляющей собой печь из каменной кладки: внутрь кладут и разжигают угли, как в барбекю. Когда они разогреются, поверх ставят "конфорки", то есть металлические треножники, а на них — кастрюли и котелки.

Очень часто конструкцию кирпичных печей облегчают за счет изящных арок. Там хранят дрова, используемые для приготовления пищи, подобно современным газовым баллонам…

Рабыня разжигает огонь. А как римляне это делают? Заглянем тихонько через плечо девушки: оказывается, она использует огниво в форме маленькой подковы, держа его в руке подобно ножке кубка. Затем высекает им искры, стуча по куску кварца, который крепко держит другой рукой. Одна из искр попадает на тонкую полоску древесного гриба, служащую трутом для растопки (это гриб-трутовик из рода Fomes, такие грибы растут на деревьях). Девушка начинает дуть на тлеющий гриб, затем подносит к нему солому и опять дует. Сначала из соломы выходит клуб дыма, а затем она вспыхивает веселыми язычками пламени. Готово. Теперь рабыня приготовит угли.

Задержимся еще на минутку. Этот визит в особняк позволил нам понять кое-что о жилищах римлян: их дома несомненно прекрасны, но гораздо менее комфортабельны, чем наши. Зимой холодно, повсюду сквозняки, приходится обогреваться жаровнями, расставленными в комнатах (прообраз наших электрообогревателей). Кроме того, дома темные, в комнатах царит полумрак. В тех редких случаях, когда окна все-таки имеются, они, как правило, очень невелики и пропускают меньше света, чем наши: их закрывают пластинами талька, слюды, иногда стеклом, а беднота — выделанными кусками кожи или деревянными ставнями.

В целом, чтобы понять обстановку и образ жизни внутри римских домов, даже самых богатых, таких, как этот особняк, достаточно представить себе деревенские дома нашего времени, с высокими кроватями, толстыми покрывалами, светом, проникающим сквозь щели под дверями, запахом горящих дров, пылью и пауками…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ДОМ РИМСКИЙ (лат. domus) | Энциклопедия Всемирная история

Дом в древнеримское время.

Римский дом представлял собою в ранние времена римской истории простое и скромное жилище с единственной комнатой – атриумом (лат. atrium, от ater – «черный, закопченный»), где находился очаг (focus), брачное ложе (thalamus nuptialis), позднее, в эпоху великих завоеваний и в последующие века у состоятельных римлян domus – это особняк, сооруженный по греческому образцу. Атриум становится приемной залой, главной частью дома. В центре кровли над атриумом было большое прямоугольное отверстие (compluvium), из которого дождевая вода стекала в бассейн под ним (impluvium). В атриуме по-прежнему оставался очаг, игравший роль сугубо символическую: здесь ларам и пенатам совершали возлияния. До конца республики в атриуме стоял ткацкий станок, за которым работала вместе с дочерьми и домочадцами матрона: образ хозяйки дома, «занятой шерстью» у очага, всегда оставался символом домашнего покоя и уюта. Владельцы богатых особняков не скупились на украшения атриума: колонны, статуи, стенные картины или росписи, мозаичный пол и т.п.

По обеим сторонам атриума были расположены жилые и служебные комнаты, получавшие свет из главной залы: например, спальни (cubiculum, мн. ч. cubicula). В открытых комнатах по обеим сторонам от атрия (alae) хранили imagines maiorum – посмертные маски предков. За атриумом следовал таблиний  (tablinum) – кабинет хозяина. Здесь он занимался делами, хранил важные документы, принимал гостей и клиентов, пришедших с утренним приветствием (salutatio). По одной стороне (или по двум сторонам) кабинета шел коридор (fauces), которым проходили из атриума в перистиль. Так называлась заимствованная у греков задняя часть дома, представляющая собой внутренний дворик, окруженный колоннадой (портиком). Посреди шелестел небольшой садик, благоухал цветник, журчала вода в фонтане или плескалась рыба в пруду (piscina, этим же словом назывался бассейн для купания), красовались статуи и нежились на солнце домочадцы. К перистилю примыкали столовая (триклиний), помещения для прислуги, кухня (culina), домашняя баня, кладовые и проч. Зажиточные интеллектуалы и эстеты устраивали у себя также картинные галереи (пинакотеки) и библиотеки.

Некоторые помещения в доме обычно сдавали в наем под лавки, пекарни, ремесленные мастерские, под квартиры съемщикам и т.д. Как правило, это были комнаты, примыкающие к атриуму с лицевой стороны и имеющие вход только с улицы.

Дом-особняк (domus) мог позволить себе иметь человек отнюдь не бедный, публика же попроще и поплоше обитала в многоквартирных и многоэтажных домах – инсулах (лат. insula – «остров»). 

Автор статьи: Т.В. Кудрявцева

w.histrf.ru

Древнеримское и современное городское жилище.

 Древнеримское и современное городское жилище.

   Как жили городские жители древнеримских мегаполисов? Сильно ли их бытовые условия оличались от современных? 

    Жилище древних римлян было  трех типов: инсула, домус и вилла.

   

   Инсула (от латинского insula — остров, отдельно стоящее здание) — многоэтажный и многоквартирный дом в древнем Риме.

  Еще реконструкция:

    Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными. За исключением первого этажа некоторых инсул, в них отсутствовали водоснабжение и канализация.

 

    В квартирах простых людей на верхних этажах не было водоснабжения, канализации, туалета и отопления. Квартиры беднякам, скорее, служили местом для ночёвки и хранения скромного имущества, большую часть дня жители города проводили на улице, в лавках и на рынках, в забегаловках и банях.

    Жильцам верхних этажей приходилось пользоваться банями, покупать воду у водоносов или ходить за ней во двор, к ближайшему фонтану или колодцу. Водой инсулы снабжали также многочисленные разносчики воды —aquarii.

    Для некоторых горожан единственным местом ночёвки становилось пространство под лестницей (subscalaria) в инсуле или в подвале (fornix) торговой лавки или мастерской. В вонючих подвалах, по сообщениям античных авторов, обитали проститутки, останавливались на ночлег попрошайки и нищие. Государственным служащим, садовникам и писцам разрешалось ночевать в общественных постройках, самые неимущие ютились под мостами. Инсулы и склады чаще всего подвергались ограблениям.

    Особенностью римского водоснабжения было то, что вода всегда лилась непрерывным потоком; хотя римляне и были знакомы с конструкцией запорного крана, они никогда не применяли его для водопроводов. Соответственно, в частные дома вода подавалась через фонтаны, бассейны и нимфеи — конструкции, подразумевающие непрерывный проток воды. Это было возможным только для достаточно обширных помещений, и только на уровне земли. Водоснабжение и канализация в остийских инсулах и, с большой вероятностью, и в Риме имелись только на первых этажах в комфортабельных квартирах.

    На первых этажах инсул, в более комфортабельных квартирах селились обеспеченные жильцы зажиточные вольноотпущенники, всадники и даже сенаторы.

   Современная хрущевка — просто рай по сравнению с самой комфортабельной инсулой.

    Ни владельцы дома, ни арендаторы сами не жили в инсулах, а искали более комфортные условия проживания, а переезд даже из комфортабельной квартиры в домус считался признаком возвышения по социальной лестнице

    Римские дома, домусы (от латинского слова domus — дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.

    Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями.

     Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед).

    Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).

    Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение — атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит «черный». Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.

    Иногда так:

     Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.

    Современный вариант :

   Тоже атриум:

    Вилла (от латинского villa — усадьба, поместье) — тип загородного дома с садом и парком. Впервые появилась в Древнем Риме в 3 в. до н.э.

   Городская вилла (villa urbana) предназначалась для развлечения и отдыха, обычно была окружена террасным парком с павильонами, фонтанами, скульптурой, гротами. Здесь были зимние и летние комнаты, выходящие, соответственно, на юг и север, крытые галереи для прогулок. которые летом давали тень, зимой — тепло. Внутри устраивались бани, помещения для игры в мяч, столовые, жилые комнаты с видами на природу, кабинеты для занятий. Имелись библиотека и помещения для коллекций.

   Древнеримские олигархи ни в чем себе не отказывали:

   Впрочем как и современные:

    Как видно, городская архитектура современных жилых построек не сильно изменилась со времен Древнего Рима. Исключение составляют небоскребы и многоэтажные дома, более 6 этажей. 

    Как видно, жизнь даже самых бедных слоев населения, спустя века, стала гораздо комфортабельнее за счет наличия воды, канализации, отопления и освещения в каждой квартире. Раньше обладанием подобных удобств могли похвастаться только очень богатые люди наибогатейшего государства Ойкумены. Сейчас эти удобства доступны большинству. Во всяком случае в нашей стране.

    Это произошло, так как человечество смогло поставить себе на службу ту энергию, которая позволяет даже современному бедняку жить так, как-будто на него работают 20-30 древнеримских рабов!

   Не будь этого, жизнь в современных многоэтажных домах не сильно будет отличаться от жизни в инсулах самых бедных районов Древнего Рима.

 

aftershock.su/?q=node/313292

filov.mypage.ru

Домус, что это такое: справки

Что такое домус, дом древних римлян в натуре, знают немногие. В ответ на такой вопрос можно услышать десятки разных ответов – магазин строительных материалов, знаменитые итальянские обои (Domus Parati), архитектурный журнал (Domus Design), фирма по производству светильников (Domus Line) и т.д. И как ни странно, но все эти ответы в некоторой степени верные. А всё потому, что их объединяет латинское слово Domus, означающее «дом» – особняк.

Немного истории. Во времена Древнего Рима существовало два основных вида жилых помещений – домус (для отдельной семьи) и инсула (подобие многоквартирных домов современности). Внешний вид особняков для богатых римлян менялся с течением веков, от простой деревенской усадьбы – и до памятников архитектуры, сохранившихся в Помпеях (дом Фавна, дом Панса). Неизменным оставался принцип формирования построек, центром вокруг которого размещались строения (в основном, прямоугольной формы) – атриум. Atrium (лат.) – закрытый крышей двор с отверстием в кровле.

domus-atriumЗачастую это была самая парадная часть особняка, оборудованная бассейном. Общая площадь таких дворцов иногда достигала полутора тысяч квадратных метров. Наружные стены практически не имели больших окон.

Домус и современная архитектура

Архитектурная мода, сделав виток в несколько тысячелетий, начала возвращаться к домусу. И дело здесь не только в дани истории, но и в вопросах энергоэффективности современных построек. Атриум позволяет значительно экономить энергию для обогрева и освещения здания благодаря улучшенной инсоляции. Небольшой внутренний дворик – это чувство уюта и изолированности от внешнего мира.

Современные проекты домов с успехом сочетают тысячелетний опыт с новейшими технологиями. Теперь не стоит бояться огромных оконных проёмов – применение стеклопакетных систем позволяет значительно экономить на отоплении и освещении зданий. Новые строительные материалы помогут придать строениям любой внешний облик от дома римского патриция до современных шедевров в стиле хай–тек. Системы кондиционирования воздуха сделают комфортным пребывание в здании в любое время года.

Сочетание отдельного внутреннего двора с уютными комнатами – идеальный вариант для гостевых домов и мини-отелей. Снаружи – шумная, суетливая жизнь с автомобилями, трамваями и яркой рекламой. Внутри – тихая, спокойная домашняя обстановка. Небольшой бассейн и зелёные насаждения придадут атриуму неповторимый колорит. Внутренний дворик без транспортных средств – прекрасное место отдыха для родителей с маленькими детьми. Построенные в таком стиле мини-отели – хорошая площадка для корпоративов и закрытых вечеринок.

Некоторые большие гостиничные комплексы построены по такому же принципу, только в более крупных масштабах. В проекте гостевого дома в половине случаев можно рассмотреть нечто подобное. Иногда для создания улучшенного комфорта проживающим создаётся несколько отдельных дворов, имеющих различную специфику (бассейн, зелёная зона, спортивная площадка и т.д.). В последние годы всё чаще стали применяться раздвижные купола атриумов для защиты от ненастной погоды.

www.villostroy.ru

Domus • ru.knowledgr.com

В древнем Риме domus (множественное число domūs, родительный падеж domūs или domī) был типом дома, занятого высшими сословиями и некоторыми богатыми вольноотпущенниками в течение республиканских и Имперских эр. Это могло быть найдено в почти весь всюду по римским территориям. Современное английское внутреннее слово прибывает из латинского domesticus, который получен из слова domus. Слово dom на современных славянских языках означает «домой» и является родственником латинского слова, возвращаясь к Первичному европейцу Индо. Наряду с domus в городе, многие самые богатые семьи древнего Рима также владели отдельным загородным домом, известным как вилла. Многие приняли решение жить прежде всего, или даже исключительно, в их виллах; эти дома были обычно намного более великими по своим масштабам и на больших акрах земли, должной больше сделать интервалы недалеко от окруженного стеной и укрепленного города.

Элитные классы римского общества построили свои места жительства с тщательно продуманными мраморными художественными оформлениями, инкрустированным мраморным обшиванием панелями, дверными косяками и колонками, а также дорогими картинами и фресками. Много бедных и римлян очень среднего достатка жили в переполненных, грязных и главным образом захудалых квартирах в аренду, известных как островки Рейля. Эти многоуровневые многоквартирные дома были построены максимально высоко и плотно вместе и держали намного меньше статуса и удобства, чем частные дома процветающего.

История

Дома ранних этрусков (предшественники римлян) были просты, даже для богатых или правящих классов. Они были небольшими знакомыми хижинами, построенными на осевом плане центрального зала с открытым окном в крыше. Считается, что Храм Весты был, в форме, скопированной с этого раннего жилья, потому что вероисповедание Весты началось в отдельных домах. Хижины были, вероятно, сделаны из грязи и древесины с соломенными крышами и центром, открывающимся для дыма очага, чтобы убежать. Это, возможно, было началом атриума, который был распространен в более поздних домах. Поскольку Рим стал более процветающим от торговли и завоевания, домов богатых, увеличенных и в размере и в роскоши, подражающей и этрусскому дому атриума и Эллинистическому дому перистиля.

Интерьер

domus включал многократные комнаты, внутренние внутренние дворы, сады и красиво нарисовал стены, которые были продуманно выложены. vestibulum (вестибюль) вел в большой центральный зал: атриум, который был фокусом domus и содержал статую алтаря домашним богам. Уведение Атриума было cubicula (спальни), столовая triclinium, где гости могли откидываться на кушетках и съесть ужин, откидываясь, tablinum (гостиная или исследование) Cullina (римская кухня) и tabernae (магазины на внешней стороне, сталкиваясь с улицей).

В городах всюду по Римской империи богатые домовладельцы жили в зданиях с немногими внешними окнами. Стеклянные окна не были легко доступны: стеклянное производство было в своем младенчестве. Таким образом богатый римский гражданин жил в большом доме, разделенном на две части, и соединил через tablinum или исследование или маленьким проходом.

Чтобы защитить семью от злоумышленников, это не стояло бы перед улицами, только ее вход, обеспечивающий больше комнаты для жилых площадей и садов позади.

Окружение атриума было устроено главные комнаты семей владельца: маленький cubicula или спальни, tablinum или исследование, и triclinium или столовая. Римские дома походили на греческие дома. Только два объекта присутствовали в атриуме Caecilius в Помпеях: маленькая бронзовая коробка, которая сохранила драгоценные семейные пункты и lararium, маленькую святыню домашним богам, Lares. В спальне хозяев была маленькая деревянная кровать и кушетка, которая обычно состояла из некоторого небольшого дополнения. Поскольку domus развился, tablinum взял на себя роль, подобную тому из исследования. В каждой из других спален была обычно просто кровать. У triclinium было три кушетки, окружающие стол. triclinium часто был подобен в размере спальне хозяев. Исследование использовалось в качестве прохода. Если владелец дома был банкиром или продавцом, исследование часто было больше из-за большей потребности в материалах. Римские здания лежат на оси, так, чтобы посетителю предоставили с целью через fauces, атриум и tablinum к перистилю.

Внутренние архитектурные элементы

Vestibulum (Fauces)

vestibulum был главным вестибюлем Романа Домуса. Это обычно только замечается в более великих структурах, однако у многих городских домов были магазины или рентное пространство непосредственно от улиц с парадной дверью между. vestibulum управлял бы длиной этих передних магазинов Tabernae. Эта созданная безопасность, держа главную часть domus от улицы. В домах, у которых не было мест для позволенного впереди, или комнаты или закрытая область будут все еще отделены отдельным vestibulum.

Атриум (множественные атриумы)

Атриум был самой важной частью дома, где гостей и иждивенцев (клиенты) приветствовали. Атриум был открыт в центре, окруженном, по крайней мере, частично портиками с высокими потолками, которые часто содержали только редкую обстановку, чтобы дать эффект большого пространства. В центре было квадратное открытие крыши, названное compluvium, в котором дождевая вода могла прибыть, высушив внутрь от наклонной плиточной крыши. Непосредственно ниже compluvium был имплювий.

Имплювий

Имплювий был в основном бассейном утечки, мелкой прямоугольной затонувшей частью Атриума, чтобы собрать дождевую воду, которая стекала в подземную цистерну. Имплювий часто выравнивался с мрамором, и вокруг которого обычно был этаж маленькой мозаики.

Fauces

Они были подобны в дизайне и функции vestibulum, но были сочтены более глубокими в domus. Отделенный длиной другой комнаты, к входу в различную часть места жительства получили доступ они проход, который мы назовем залами или прихожими.

Tablinum

Между атриумом и перистилем был tablinum, своего рода офис для dominus, кто примет его клиентов в течение утра salutatio. dominus смог командовать домом визуально с этой точки зрения как глава социальной власти paterfamilias.

Triclinium

Римская столовая. У области было три кушетки, klinai, на трех сторонах низкого прямоугольного стола.

Крылья открытые комнаты на каждой стороне атриума. Наследственные посмертные маски, или воображает, были показаны здесь.

Спальня Cubiculum. Мозаики пола cubiculum часто размечали прямоугольник, куда кровать должна быть помещена.

Кулина кухня в римском доме. Это было темно и мрачно, и дым заполнил комнату, потому что не было никакого дымохода. Это - то, где рабы приготовили пищу для своих владельцев и гостей в римские времена.

Posticum

Вход слуг, также используемый членами семьи, желающими оставить дом ненаблюдаемым.

Внешность

Задняя часть дома была сосредоточена на перистиле очень как фронт, сосредоточенный на атриуме. peristylium был небольшим садом, часто окружаемым проходом с колоннами, моделью средневекового монастыря. Окружение перистиля было ванными, кухней и лето triclinium. Кухня обычно была очень небольшой комнатой с маленькой дровяной печью прилавка каменной кладки. У богатых был раб, который работал поваром и провел почти все его или ее время в кухне. В течение жаркого летнего дня семья съела их еду летом triclinium, чтобы предотвратить высокую температуру. Большая часть света прибыла из compluvium и открытого peristylium.

Не

было никаких ясно определенных отдельных мест для рабов или для женщин. Рабы были вездесущи в римском домашнем хозяйстве и спали вне дверей их владельцев ночью; женщины использовали атриум и другие места, чтобы работать, как только мужчины уехали в форум. Не было также никакого ясного различия между комнатами, предназначенными исключительно для личного пользования и общественных комнат, поскольку любая отдельная комната могла быть открыта гостям в любой момент.

Внешние архитектурные элементы

  • Compluvium, крыша по атриуму, который был намеренно наклонным, чтобы слить дождевую воду в бассейн имплювия. Это было обычно наклонным внутрь, но у многих проектов есть крыши, клонящиеся противоположное направление далеко от открытия центра.

Археология

Большая часть того, что известно о Романе Домусе, прибывает из раскопок в Помпеях и Геркулануме. В то время как есть раскопки домов в городе Риме, ни один из них не сохранил оригинальную целостность структур. Дома Рима - главным образом голые фонды, преобразованные церкви или другие здания сообщества. Самым известным из Романа domus является Домус Ливии и Августа. Мало оригинальной архитектуры выживает; только единственный много раздел уровня обширного комплекса остается. Даже в ее исходном состоянии, однако, палата Ливии и Августа не хорошее представление типичного domus, поскольку дом принадлежал одному из самых влиятельных, богатых и влиятельных жителей Рима. Напротив, дома в Помпеях были сохранены неповрежденные точно, как они были, когда они были заняты людьми Романа 2000 лет назад.

Комнаты Pompeian domus были часто покрашены в одном из четырех стилей: первый стиль подражал каменной кладке тесанного камня, второй стиль представлял общественную архитектуру, третий стиль, сосредоточенный на мистических существах, и четвертый стиль объединил архитектуру и мифические существа вторых и третьих стилей.

Дом в римской культуре

Римское внутригосударственное право

Важность дома как универсально признанная зона безопасности была написана о Цицероном с начала утренней попытки убийства. Он говорит о коммуне perfugium, универсальном приюте или согласованном нормальном убежище человека:

Понятие юридического местожительства, такого как «Domicilium» или сегодняшнее использование «Постоянное место жительства» является зарегистрированным и юридическим стандартом, распространенным в Западном обществе в течение тысяч лет. Ранняя ссылка на domicilium найдена в Лексе Плотии Пэпирии, римский плебисцит, предписанный в 89 BCE. В соответствии с этим законом, итальянские общины, которые ранее отрицались, могли теперь получить гражданство.

См. также

  • Римская архитектура
  • Римская вилла

ru.knowledgr.com

AllWorld travel | Италия: В Риме нашли древний домус

Бывшие военные острова, расположенные на подступах к Хельсинки, продолжают открываться для туристов. Летом 2014 года открылся доступ на остров Лонна, на очереди – Валлисаари и Кунинкаансаари. Острова Валлисаари и Кунинкаансаари – ближайшие соседи крепости Суоменлинна, заметно превосходящие ее по площади. Открыть для туристов эти острова, долгое время находившиеся в распоряжении Вооруженных сил Финляндии, также планировалось в 2014 году, но процесс затянулся. 8 сентября 2015 года Лесное ведомство Финляндии, в распоряжение которого перешли острова, опубликовало Генеральный план их развития. 

На реализацию всего намеченного уйдут годы, но одно уже очевидно: во второй половине мая 2016 года с Торговой площади Хельсинки на Валлисаари будет курсировать кораблик, по единому билету можно будет попасть также на остров Лонна и в крепость Суоменлинна. К лету 2016 года на Валлисаари заработает кафе и появится пристань для лодок яхт, которая со временем должна превратиться в большой гостевой порт. 

Валлисаари и Кунинкаансаари связаны перешейком,и, по сути, составляют единый остров. Этот островной «тандем» часто именуется Валлисаари, по имени более крупного острова. Закрытый для широкого посещения Валлисаари стал домом для редких видов животных и растений. Здесь нашли защищенные места для гнездований многие виды птиц, берега облюбовали выдры и тюлени, над лугами порхает огромное разнообразие бабочек: свыше 700 видов. В целях сохранения природы 85% островной территории останется нетронутой. Для туристов будут проложены обзорные тропы и выделены специальные зоны. 

Валлисаари является не только заповедником, но и музеем военной истории под открытым небом. Здесь расположены хорошо сохранившиеся укрепления, казармы, пушки, поля для военных учений. В 1860-е годы на Валлисаари была установлена батарея, названная в честь наследника российского императора батареей Цесаревича, которая находилась под особым покровительством Александра II. После визита императора в 1863 году Валлисаари стали называть Александровским, а его центральное укрепление – батареей Александра. В распоряжении военных также находились подземные туннели и гроты в скалистом грунте, некоторые площадью до сотен квадратных метров. В них в будущем планируется, в частности, разместить рестораны.

allworld-travel.com

Сенаторское сословие - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме. — МегаЛекции

Создан из совета старейшин патрицианских родов в начале царского периода, первым царём Рима - Ромулом, первоначально в его состав входило 100 человек.

 

сословие декурионов, ??????????????????

сословие плебеев - Плебс представляет собой пришлое население Древнего Рима. Первоначально плебеи не пользовались политическими правами в отличие от патрициев, то есть «имеющих отцов».

Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних племён и городов. И изначально пришлое население относилось к различным римским трибам (племенам). Они были учреждены по родовому признаку и состояли из трех этнических культур (латины, сабины и этруски). Полноправные члены римской общины постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались патрициями и первоначально только они составляли «Римский народ».

Впоследствии пришлое население уже не включалось в трибы, то есть не могло входить в состав древних родов и считаться «римским народом», они не могли пользоваться общинной землёй, принимать участие в религиозных обрядах. Безземельные плебеи занимались в основном ремеслом и мелкой торговлей и не были особо богатыми. Со временем плебеи добились права избирать в сенат так называемых плебейских трибунов, которые имели право вето на решения патрицианских магистратов. Изначально их решения были законом только среди плебеев, но в течение долгой борьбы права патрициев и плебеев были уравнены.

Патрицианская и богатая плебейская верхушки слились в одно сословие — нобилитет и в 287 году до н. э. был принят закон о том, что решения плебейских собраний (плебисцитов) являются обязательными для всех граждан вне зависимости от происхождения. С этого времени патриции и плебеи перестали быть различными классами-сословиями. Зажиточные граждане образовали сословие всадников, а все бедные составляли плебс — свободные ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы.

В настоящий момент плебеи - это граждане Рима, которые не обладают благородным происхождением и не накопившие достаточно денег, чтобы перейти в сословие эквитов. Браки между плебеями и патрициями разрешены, хотя по традиции невеста/жених из патрицианского рода «оценивается» гораздо выше и дороже, что может вызвать недовольство патрицианской семьи при заключении такого союза.

рабская фамилия - ?????????

Римско-италийская федерация - принятое в историографии условное обозначение союза, включавшего Рим и завоеванные им общины Италии. Р.-И. с. сложился к сер. 3 в. до н. э. Его члены подразделялись на муниципии, союзников и колонии (см. Колонии античные). Вне зависимости от правового статута все общины Италии находились фактически в зависимости от Рима.

вилла, В первые века н. э., в результате проскрипций, конфискаций и широкой колонизации, многочисленные большие земельные комплексы дробятся и заменяются рабовладельческими виллами. Преимущества виллы в условиях рабовладельческого способа производства состояли в том, что она позволяла осуществить простую кооперацию, подымавшую производительность труда, а также наиболее целесообразно организовать труд рабов и установить известное разделение труда как между отдельными районами и хозяйствами, так и внутри отдельных хозяйств, что повышало квалификацию работников и углубляло их производственные навыки.

домус, инсула - В Древнем Риме существовало два типа италийского дома:

· домус (лат. domus) — дом-особняк одного рода.

· инсула — многоэтажный городской жилой дом, где живёт множество семей.

Разница между ними в общих чертах такова: «Домус — особняк, в котором живёт одна семья, инсула — многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула — многоэтажное; домус как резиденция одной семьи представляет собой автономное архитектурное целое, имеющее самостоятельные выходы на улицу, в инсуле резиденция каждой семьи несамостоятельна, включена в сложный архитектурный комплекс и не имеет отдельных выходов на улицу; домус типичен для старого республиканского Рима, инсула распространяется преимущественно в эпоху ранней империи»[1].

 

Сальтус - в Др. Риме большие (5000 югеров и более) участки лесов, пастбищ и нови на гос. земле, сдававшиеся в аренду частным лицам. Особенно распространилась аренда С. в провинциях (гл. обр. в Африке) в период империи. Мн. С. принадлежали императорам. Впоследствии С. наз. также крупные имения, равнозначные латифундиям. Часть земель С. возделывалась рабами, часть сдавалась крупным съемщикам (кондукторам), пересдававшим ее мелкими участками субарендаторам-колонам. Колонами С. становились также находившиеся на земле С. туземные крестьяне-общинники, рабы и отпущенники. По закону имп. Адриана (2 в.), заимщикам пустующих земель его С. предоставлялись льготы и права, близкие к владельческим. С. императоров и сенаторов не принадлежали к терр. городов, не облагались налогами, а их население не подчинялось гор. магистратам (т. н. экзимированные С., от eximo - исключаю), что способствовало усилению зависимости колонов этих С. от землевладельцев и росту элементов крепостнич. отношений.

Латифундия - В Древнем Риме латифундиями (лат. lātus «просторный» + fundus «ферма, недвижимость») назывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии. Они были характерны для Великой Греции, Сицилии, Египта, северной Африки и провинции Бетика в Испании. Древнеримские латифундии были наиболее близки к современному индустриальному сельскому хозяйству, их экономика зависела от рабскоготруда.

Югер - у древних римлян мера поверхности, служившая для измерения поля и составлявшая собственно площадь, которую можно вспахать в день парой (uno jugo) волов, впряженных в ярмо.

диктатор, чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период Республики (V — 2-я половина I века до н. э.), назначавшеесяконсулами по решению сената максимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной опасности и т. д.), когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица.

megalektsii.ru