Древнегреческий театр в период своего расцвета (стр. 1 из 6). 5 драматургов древней греции
Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан)
История зарубежного театра
Эпоха античности делится на два исторических периода. Период Древней Греции и период Древнего Рима. В свою очередь, период Древней Греции вмещает в себя такие отрезки времени, как архаика (от ранних веков до первой половины 6 в. до н.э.), классика (вторая половина 6 в. – первая половина 4 века до н.э.), эллинизм (вторая половина 4 – 2 век до н.э.). А период Древнего Рима – Римская республика (примерно 7 век – первая половина 1 века до н.э.), Римская империя (вторая половина 1 века до н.э. – 5 век н.э.).
534 г. до н.э. – первое состязание трагедий на празднике Городских Дионисий в Афинах. Отсюда и начинается история древнегреческого театра. Победитель – Феспис. Древние его – актера и поэта – считали изобретателем трагедии. Награда – козел. Поэт-победитель приносил полученного козла в жертву и устраивал пир. «Трагедия» - «козлопение» или «песнь козлов».
Классический период древнегреческого театра сосредоточен в Афинах 5 в. до н.э. и представлен деятельностью трех великих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана.
В дни театральных состязаний каждый год на Городских Дионисиях игрались три крупных премьеры трагедии и пять комедий. Каждая трагическая постановка состояла из четырех новых пьес, образуя тетралогию.
Хотя известны имена предшественников, Эсхил (525-456) считается «отцом трагедии». Сохранилось только 7 его пьес. Их действие основано на величественных мифологических сюжетах, близких к гомеровскому эпосу. Только трагедия «Персы» (472) показывает современные события Греко-персидской войны. «Прометей прикованный». От Эсхила сохранилась единственная цельная трилогия «Орестея» (458): Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды.
Второй трагический поэт – Софокл (496-406). Сохранилось 7 пьес. Наиболее прославился трагедией «Эдип царь» (428). Антигона (442), Эдип в Колоне (401), Электра, Филоктет. Софокл был выразителем идеалов афинской демократии в период ее расцвета. Он усовершенствовал и отшлифовал сценическую форму трагедии. Образцы его сочинений послужили основанием для теоретических размышлений Аристотеля об эстетике и поэтике театра.
Еврипид (485-406) – «трагичнейший из поэтов», по словам Аристотеля, - был оценен позднее, чаще ставился и цитировался, в результате чего уцелело 17 пьес. Электра, Орест, Ифигения в Авлиде (404), Медея (431), Ипполит (428) – первая в истории драмы трагедия о любви. В трагедии «Вакханки» использован миф о Дионисе, показана грозная и покоряющая стихия дионисийского культа.
Если между Эсхилом и Софоклом существует плавная эволюционная преемственность тематики и последовательное совершенствование драматической формы, то Еврипид резко отступает от сложившейся традиции. Он меняет идейно-философские и религиозно-этические точки зрения (его мифологические герои приобретают более конкретные человеческие черты), а также отказывается от апробированных приемов построения действия, использует новые (иногда менее совершенные) подходы к решению сценических задач.
Строение классической трагедии: Пролог – в форме монолога, реже диалога, и исполнялся актером. Парод – вступительная песнь хора во время выхода на игровую площадку (орхестру), которую хор больше не покидал до конца игры. Эписодий (эпизод, явление) – явление актера в роли (актеров в ролях). Основная форма – диалогическая. В трагедии было от трех до семи эписодиев, которые перемежались стасимами (песнь хора «на месте», состояли из парных строф и антистроф, которые исполнялись поочередно двумя полухориями и завершались эподом (заключением) всего хора). Коммос – «общий плач» хора и актеров, входил в последнюю часть спектакля. Эксод – заключительная песнь хора, с которой он уходил с орхестры.
Аристофан (446-385) – «отец комедии» - являет и вершину, и финал развития древней комедийной сцены Афин (предшественники – «флиаки» и «мимы» - нелитературные комические представления). Сохранилось 11 пьес.
Его комедии – отчетливо выраженный тенденциозный политический характер. Большинство пьес посвящено вопросам войны и мира (Ахарняне, Мир, Лисистрата…) и многим другим (Всадники, Птицы, Облака, Осы). В нескольких пьесах затрагиваются проблемы искусства и театра. Особенно знаменита «театральная» пьеса «Лягушки» (405).
Строение комедии: Пролог – игровой и состоит из нескольких эписодиев. Парод – выход хора. Сразу после него – парабаса («выход вперед»). Хор снимает маски и приближается к зрителям. В этой партии хор может развивать тему, имеющую значение, не зависимое от содержания комедии ни по смыслу, ни по настроению. Кроме основной в комедии может быть еще и малая парабаса. Далее эписодии чередуются с выступлениями хора по сюжету. Среди эписодиев бывает самая острая часть комедии – агон – спор, нередко разрешающийся дракой. Финальная часть комедии также называется эксод и тоже связана с уходом хора с орхестры.
Слово «театрон», от которого и произошел термин «театр» обозначает «зрители» и «места для зрителей». Эти места расположены на юго-восточном склоне Акрополя. Пониже этих мест находится ровная круглая площадка – орхестра («место для танцев»). Сразу пониже орхестры к югу – священный участок Диониса; там же располагался и большой алтарь для жертвоприношений.
Помимо театрона и орхестры, еще один постоянный элемент – скена («палатка», «домик»). Здесь мог храниться сценический реквизит, оттуда выходили и туда скрывались актеры-солисты. К концу 5 в. относится возведение сценического помоста, возвышающегося над орхестрой, - проскения («пространства перед скеной»).
Хор, актеры-солисты, скена, декорации и реквизит в классическом театре размещались на единой площадке – в трехмерном пространстве круглой орхестры. Декорации и реквизит классического театра в таком пространстве тоже должны были быть трехмерными: основу составляли разнообразные вещи, статуи, маски и даже чучела на орхестре, которые изображали немых и неподвижных персонажей в масках.
Скена внутри орхестры обозначала скрытое зловещее место, неподвластное контролю в черте священного круга. В классическом театре все убийства в трагедии совершались за дверью скены. Из дверей скены выкатывалась на орхестру энкиклема («то, что выкатывается»). На ней показывали убитых.
Еще одно сооружение классического театра – «машина» - представляла собой подъемный механизм. Действовал по принципу рычага и был похож на обычный колодезный журавель. Предназначался для передвижения персонажей по воздуху. С помощью подъемника Еврипид изобрел прием, который в римское время стал называться «бог из машины». Этот эффектный прием представлял явление бога на орхестре или на крыше скены в момент развязки.
Изначально актерский состав трагедии включал в себя хор из 12 человек и солиста (протагониста), которым первоначально был сам поэт. Эсхил ввел пролог и второго актера; Софокл увеличил хор до 15 человек и ввел третьего актера, тем самым завершив комплектование труппы для трагедии. Важнейшей постановочной задачей греческого театра была организация взаимодействия между хором и солистами. Хор – из любителей, которые проходили подготовку специально для исполнения конкретной пьесы.
Комический хор отличался от трагического. 24 человека. В снаряжении и поведении комического хора единообразие и монолитность не были обязательны, так как часто по ходу действия комический хор изображал собою беспорядочную толпу. Персонажи комического хора нередко идивидуализировались.
Костюм трагического актера. Основа для мужских персонажей трагедии – старомодный ионийский длиннополый хитон, доходящий до щиколоток и похожий на праздничную порфиру. Этот хитон был богато расшит орнаментами. Поверх – богато украшенный плащ, который закалывался массивной брошью на шее. Повязки на волосах и запястьях (как у жрецов).
В классическое время костюмы обходились без нагрудных и наплечных вставок, увеличивающих объем тела. Не носили в 5-4 вв. и котурнов: они утвердились в театре только в эпоху позднего эллинизма и Рима. Обувь: сандалии на плоской подошве с треугольным носком, загнутым кверху, и сапожки на каблуках (именно они изначально назывались котурнами).
Длинные рукава и тесные облегающие штаны – также пестро разукрашены. Рукава и штаны имели отчасти технический смысл, так как скрывали пол и возраст исполнителя, что было необходимо, например, для ролей девушек.
Еврипид и Агафон стали наряжать действующих лиц в лохмотья, что воспринималось современниками как дерзость. У Эсхила и Софокла костюм выявлял типовые признаки (амплуа) той или иной роли. У Еврипида костюм передавал ситуацию, в которой оказывался герой.
Облик комических персонажей формировался за счет преувеличения телесных пропорций. основа костюма 5-4 вв – короткий дорический хитон. Также трико – цветное или телесное – и подкладки для тела, увеличивающие объем. На комической маске – огромный широко разинутый рот. Таким образом, демонстрация избыточной плоти дополнялась гротесковым изображением обжорства. Из-под хитона свисал длинный фаллос (не имеющий ритуального смысла в отличие от сатировского).
В эстетическом отчуждении персонажа античного театра главную роль играла маска. Отчуждение – не просто прием, но способ существования актера в открытом пространстве, и главный инструмент его – именно маска.
Ранние маски для трагедии не превышали нормального размера головы. Из чего изготавливались, точно не известно (дерево, кожа, льняная ткань). Поверх масок на голову надевался парик.
Начало изготовления масок-шлемов – 4 в до нэ. С такими масками-шлемами связано и появление характерного элемента в облике актеров позднего эллинизма и Рима – онкоса, напоминающего эллинистические женские прически, когда все волосы собирали в пучок надо лбом.
Лица на первых масках изображались самыми общими очертаниями, без детализации. В 4 в до нэ, когда актер стал располагаться близ скены, черты маски детализируются, так как актера в укрытии скены можно рассмотреть гораздо подробнее.
megaobuchalka.ru
20 любопытных фактов из истории античного театра - Русские Афины
Это не рабух, это Геракл, но дубинка у него была знатная....
1. Рабух
В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.
Шествие сатиров
2. Аплодисменты
В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.
3. Римские граждане вне критикиДолгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками.
4. Как умер Эсхил
Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.
Иллюстрация к пьесе Царь Эдип - Софокла
5. Драматург Софокл сражался с философом МеллисомКогда в битве афинян и самосцев часть армии выступила под предводительством драматурга Софокла (такую честь была оказана ему в награду за выдающиеся заслуги перед городом), ему пришлось сражаться с отрядами, руководимыми элейским философом Мелиссом. Драматург одержал победу над философом.
6. Штраф за хороший спектакль
Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» - о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.
7. Всего 3 актераВ греческом театре было лишь три актёра, каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве курьёза появлялся и четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой хорега» (так переводится его имя), поскольку на хорега (то есть спонсора, в качестве которого выступал богатый гражданин города), ведавшего постановкой, ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.
«Антигона» в Греции. В роли Креонта - Эвклид Кюрдзидис
8. В античном театре обычно пел лишь главный актёрВ «Антигоне» Софокла поют в разных местах пьесы Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем, что в античном театре обычно пел лишь главный актёр, называемый протагонистом? Просто в этом случае греческий театр поручал протагонисту исполнение соответствующих частей обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до того игравшегося другим актером.
9. Поход в Театр обязателен для всех граждан В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении комических произведений.
10. Женщины в античном театре не игралиВсе роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и пантомимах.
11. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плющаГреческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорегос (спонсор постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и на котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга.
12. Перед представление резали поросятПеред представлением трагедий на орхистре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей.
13. Маски обязательно для все акторов
Актёры в Греции выступали в масках, менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии (например, когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого).
14 Отца Александра Великого убили в театре
Филипп Македонский был убит в местном театре.
Театр Дионисос в Афинах
15 Клакеры это навсегда...
Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.
16 Шутки над политиками были опасными ... и для древних греков
За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.
17. Занавес опускался в специальную щель
В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.
18. И автор и актер
Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы.
19. На сцене совершали настоящие казни
В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.
20. Римский Император женился на танцовщице театра.
В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.
rua.gr
Древнегреческий театр в период своего расцвета
ГОУ ВПО
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социально-исторических наук
Реферат
Древнегреческий театр в период своего расцвета
По курсу: «Культурология».
Выполнила: студентка 1 курса,
1группы, факультета ЭиУЗ
Нурашева А.М.
з/кн № 710003
Проверил: преподаватель
Федотова Л.Г.
Новосибирск 2008
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
1. Театр Древней Греции………………………………………………………………...5
2. Трагедия……………………………………………………………………………..…5
3. Комедия………………………………………………………………………………...6
4. Происхождение древнегреческой драмы и театра……………………………….…6
5. Организация театральных представлений………………………………………….10
6. Театр демократических Афин. V век до нашей эры…………………………….…10
7. Театр эпохи эллинизма……………………………………………………………....16
ТЕАТР греков — древнейший на территории Европы. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э.
Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века. Когда, например, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Позже неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью, выдающиеся западноевропейские драматурги (Шекспир, Корнель, Расин, Шиллер, Гёте и др.). Многие драматурги XX в. также не раз использовали античные сюжеты и образы (Гауптман, 0'Нил, Сартр, Ануй и др.).
В XIX и XX вв. на европейских сцепах постоянно шли (и идут) античные драмы. Во Франции в 1881 г. на орхестре древнего театра в городе Оранже была поставлена трагедия Софокла “Царь Эдип” со знаменитым трагическим актером Ж. Муне-Сюлли в заглавной роли; впоследствии этот спектакль был перенесен на сцену “Комеди Франсез”. Неоднократно обращался к античной драматургии выдающийся немецкий режиссер М. Рейнхардт: в 1910 г. в Берлине он ставит “Царя Эдипа” Софокла, а несколько позже — трагедию Эсхила “Орестея”. Целый ряд великолепных спектаклей по пьесам античных драматургов был создан современными греческими режиссерами Д. Рондирисом и К. Куном.
Драма родилась в Греции в VI в. до п. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью государства, земельные наделы могли получать только свободные члены общины.
В каждом полисе был свой уклад жизни, существовали свои политические и этические нормы. Были полисы аристократические (как Спарта), власть в которых принадлежала родовой аристократии. Были полисы демократические (как Афины), где все государственные вопросы решались народным собранием, где соблюдались равенство граждан перед законом, свобода слова, право каждого гражданина быть избранным на государственные должности.
Развитие драмы происходит именно в демократических полисах. В Спарте никогда не было ни драматургов, ни театра. Зато Афины становятся центром культурной жизни всей Греции. Здесь, на аттической земле, расцветают науки и искусства.
Это происходит потому, что именно в демократическом полисе, несмотря на недостатки и противоречия афинской рабовладельческой демократии, были возможности для выявления способностей человека: каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества. Он постоянно ощущал кровную связь с полисом и живо откликался на все вопросы политической и экономической жизни своего государства. Он стремился понять окружающий мир, законы, управляющие развитием общества. Конечно, объяснение этих законов на первых порах еще очень примитивно, оно не выходит за рамки традиционной полисной религии, но положительным моментом является уже само стремление понять и познать окружающий мир, определить в нем место человека. Вопросы общественно-политической жизни широко обсуждались афинскими гражданами не только в народном собрании, но и в театре.
В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей. Особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э., когда афинская рабовладельческая демократия достигла своего расцвета.
Связь с общественно-политической жизнью, служение интересам народа, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, использование лучших достижений греческого эпоса и лирики — все это сделало афинский театр театром больших идеи и прекрасной художественной формы.
Античная драма ведет свое происхождение от сельских празднеств в честь бога Диониса, сопровождавшихся песнями и плясками. Название самого распространенного жанра драмы - трагедия ("песнь козлов") - непосредственно связано со свитой Диониса, сатирами. Постепенно из праздника выделились специальные представления для зрителей, с участием хора и актеров, но не более трех. Одновременно стали оборудовать места для подобных представлений, состоящие из трех главных частей: зрительские ряды ("театрон"), сооружавшиеся на склоне холма, круглая площадка-орхестра, на которой размещался хор, проскенион-подмостки, где разыгрывалось представление, и скена, откуда выходили и на фоне которой играли актеры. Вначале театры были деревянными, но в V - IV вв. до н.э. греки построили большое количество каменных театров, вмещавших порой несколько десятков тысяч зрителей.
Наивысшего расцвета античная драма достигла в Афинах в V в. до н.э., в первую очередь, в творчестве великих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида. Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.) был создателем трагедии как особого литературного жанра. Его произведения полны величия и силы, проникнуты глубоким чувством гуманности, верой в человеческий разум. Образы Софокла (496 - 406 гг. до н.э.), не столь величавы, как у Эсхила, они более человечны. Красной нитью через все трагедии Софокла проходит идея божественного провидения и непреодолимого рока. Для третьего трагика, Еврипида (484 - 406 гг. до н.э.), мифологические сюжеты были лишь внешней формой, его внимание было направлено на показ чувств и страстей человека. Другим достижением античной драмы было создание Аристофаном (445 - 385 гг. до н.э.) жанра политической комедии, в которой он едко высмеивал то афинских демагогов, то софистов и Сократа, то сторонников утопических идей. Язык комедий очень образный, изобилует остроумными сравнениями.
Греческий театр был не только зрелищным институтом -он играл огромную воспитательную и общественно-политическую роль, затрагивая в трагедиях и комедиях важнейшие этические нормы и представления, политические проекты и решения.
1.ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров [N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.
2.ТРАГЕДИЯ.
Античная традиция называет первым трагическим поэтом Феспида и указывает на 534г. как на дату первой постановки трагедии. Эти ранние трагедии представляли скорее одно из ответвлений хоровой лирики, чем собственно драматические произведения. Только на рубеже VI и V вв. трагедия приобретает свой классический облик.
В образах мифов греческая трагедия отразила героическую борьбу народа с внешними врагами, борьбу за политическое равенство и социальную справедливость. Трагедия нашла ярчайшее воплощение в творчестве трех крупнейших афинских драматургов - Эсхила, Софокла и Еврипида.Расцвет греческой трагедии был блестящим, но коротким. Буквально на протяжении одного века трагедия возникла, достигла своих вершин и склонилась к упадку. И хотя в последующие века трагедия продолжала существовать, она никогда более не занимала того места в жизни греков, которое имела в V в., имена ее посредственных создателей оказались почти забытыми, а произведения трех великих трагиков стали предметом изучения в школах и переписывались из столетия в столетие.
mirznanii.com
"Театр Древней Греции"
Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО
Цель урока: опираясь на впечатления
и полученную информацию, мотивировать к
дальнейшему самостоятельному знакомству с
культурой и искусством Древней Греции.
Задачи:
Образовательные:
дать историческую справку об истории появления
древнегреческого театра;
познакомить с жизнью и творческим наследием
великих поэтов и драматургов Древней Греции;
выявить основную направленность
древнегреческих трагедий и комедий.
Развивающие:
Развитие яркой эмоциональной монологической
речи;
Обогащение активного словаря терминами данной
эпохи.
Воспитательные:
Пробудить интерес к театру, стремление быть
участниками театральных действ.
Способствовать обогащению нравственными
критериями, присущими древним грекам и
актуальными в наше время.
Методическое оснащение урока:
Презентации: “ Театр Древней
Греции”, “Жизнь Эдипа”, материал для
театрализации (сцены из трагедий).ТСО: слайд-проектор, компьютер.
Этапы деятельности.
Историческая справка о возникновении театра в
Древней Греции.
Знакомство с жизнью и творчеством поэтов и
драматургов: Эсхила, Еврипида, Софокла,
Аристофана, Гомера.
Знакомство с актерской игрой и костюмами в
древнегреческом театре.
Организация театрального действа или чтение в
лицах сцен, созданных по мотивам древнегреческих
трагедий.
Коллективное составление словаря на основе
прочитанных отрывков.
Краткое содержание урока.
На первом этапе урока учитель дает
историческую справку об истории возникновения
древнегреческого театра, сопровождая рассказ
демонстрацией слайдов презентации. Обучающиеся
на этом этапе и на всех последующих этапах урока
создают словарь исторических терминов.
Второй этап урока посвящен
знакомству с деятельностью актеров театра
Древней Греции. Подготовленные ученики делают
краткие сообщения и сопровождают их показом
слайдов этой же презентации. Результатом моет
служить словесное рисование внешности и игры
актеров этого театра.
Третий этап – творческая
переработка информации. Учитель предлагает
попробовать детям себя в роли актеров.
Театрализация не готовится заранее. Сцены из
трагедий можно читаются сразу со слайдов
презентации “Жизнь Эдипа” и с листа со сценой из
“Одиссеи” Гомера, переработанной автором
составителя урока. Таким образом. Дети
становятся непосредственными участниками
познавательного процесса, что гарантирует
прочное усвоение информации и эмоциональное
восприятие материала.
Итогом урока служит анализ
эпиграфов, предложенных учителем в начале урока.
Они являются логическим завершением и помогают
осознать, каким ярким явлением в древнегреческой
культуре был театр.
Ход урока
1. Мотивация.
На доске эпиграфы:
“Счастлив тот, кто это видел, Перед тем, как в
могилу сойти…”Пиндар.
“Каждое произведение искусства неизбежно
должно носить в себе черты своего времени”.П.И. Чайковский.
Учитель предлагает прочитать эпиграфы и в
конце урока выявить их логический смысл,
пояснить, как они характеризуют особенности
древнегреческого театра.
2. Вступительное слово учителя. Одним из
замечательных явлений древнегреческой культуры
был театр. Древнегреческий театр возник из
сельских празднеств в честь бога Диониса.
Вначале Дионис считался богом производительной
силы природы, и греки изображали его в виде козла
или быка. Однако позже, когда население древней
Греции познакомилось с возделыванием
виноградников, Дионис стал богом виноделия, а
потом и богом поэзии и театра. Несколько раз в
году происходили празднества, посвященные
Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные
песни).
(слайд №2 Презентация 1)
Народный характер античного театра определил
особенности его организации и устройства.
Древнегреческий театр сооружался на открытом
воздухе и состоял из 3-х основных частей:
орхестры, тэатрона и скены. Древнейшей
из этих частей является орхестра — круглая
площадка, на которой выступали хор и актёры.
Вначале зрители свободно размещались вокруг
орхестры. Позднее появились особые места для
публики, расположенные на склонах прилегающих
холмов и гор. Античный театр вмещал огромное
количество зрителей (Афинский театр, например до
17 тыс. чел.).
Скена, первоначально предназначавшаяся
только для переодевания и выходов актёров,
находилась вне круга орхестры, позже уже на
касательной к его окружности. Передняя стена
скены, имевшей обычно вид колоннады,
изображая фасад храма или дворца, приобрела со
временем большое значение в оформлении
спектакля.
(слайд № 3 Презентация 1)
Древнейшим из известных театральных зданий
является театр Диониса в Афинах, расположенный в
священной ограде Диониса на юго-восточном склоне
Акрополя в последующие эпохи несколько раз
перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в
1895 г. Дёрпфельдом.
По двум незначительным остаткам стены
Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу
с диаметром 27 м. Она была расположена на склоне
Акрополя таким образом, что её северная часть
вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной,
поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над
уровнем священной ограды Диониса и на западе
вплотную соприкасавшейся с старым храмом.
Никаких каменных сидений в этом театре еще не
было: зрители сидели на деревянных скамьях, а,
может быть, на первых нарах и просто стояли.
Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю
олимпиаду (т. е. в 499—496 до и. э.) временные сидения
обрушились и что после этого афиняне соорудили
театрон, т. е. особые места для зрителей.
(слайд № 3 Презентация 1)
Почвой древнегреческого искусства считают
мифологию. В ходе развития греческой трагедии
круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли
рассказы о судьбах героев древности - Эдипа,
Агамемнона, Геракла, Фесея и других. Расцвет
греческого театрального искусства связан с
деятельностью великих драматургов, творивших в VI
- V веках до новой эры - Эсхила, Софокла, Еврипида,
великого Гомера и Аристофана, замечательного
комедиографа древности.
(слайды № 4-10 Презентация №1)
3. Подготовленные ученики рассказывают об
актерах (на протяжении всего рассказа учащиеся
выписывают в словарь новые понятия).
1 ученик: Феспид был первым афинским
трагическим поэтом. По преданию, Феспид сам
был единственным актером в своих трагедиях.
Партия актера, чередуется с песнями хора, и
составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил
ввел девтерагониста (второго актера), а
младший современник Эсхила Софокл тритагониста
(третьего актера) Основные роли исполнял в драме протагонист
(первый актер).
Благодаря тесной связи греческого театра с
культом Диониса, актеры пользовались в Греции
большим почетом и занимали высокое общественное
положение. Актерами могли быть только
свободнорожденные. Они, как и драматурги, могли
принимать деятельное участие в жизни Греции. Их
могли избирать на высшие государственные
должности в Афинах и отправлять в качестве
послов в другие государства.
2 ученик: Женские роли всегда
исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные
актеры должны были не только хорошо
декламировать стихи, но и владеть вокальным
мастерством, так как в наиболее патетических
местах драмы актеры исполняли арии. Путем
постоянных упражнений греческие актеры
вырабатывали у себя силу, звучность и
выразительность голоса, безукоризненность
дикции и доводили до большого совершенства
искусства пения. Но кроме этого, греческий актер
должен был владеть искусством танца и вообще
искусством движения в самом широком смысле этого
слова. Поэтому греческому актеру необходимо было
много работать над гибкостью и выразительностью
тела.
3 ученик: Актеры носили маски, так что
мимика из игры была исключена. Тем больше должны
были греческие актеры работать над искусством
движения и жеста.
Маски проникли в греческий театр вследствие
исконной связи последнего с культом Диониса.
Жрец, изображавший божество, всегда выступал в
маске. Однако в театре классического периода
маски уже не имели культового значения. Зато она
отвечала задачам греческого театра создавать
крупные обобщенные образы. Так, например,
характер или сиюминутное настроение
действующего лица определялось маской, которую
надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная,
умиротворенная. Они менялись всякий раз, как
только исполнитель переходил соответственно от
веселья к печали, от горестей к покойному
расположению духа. Кроме того, определенное
значение имела окраска маски: например, по
багровому ее цвету зрители узнавали
раздражительного человека, по рыжему - хитрого и
коварного.
Исполнение женских ролей мужчинами вызывало
необходимость использование маски. Употребление
маски обусловливалось также размерами
греческого театра. Без маски лица актеров были бы
плохо видны зрителям последних рядов.
Маски делались из дерева или полотна, в
последнем случае полотно натягивалось на каркас,
покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски
закрывали не только лицо, но всю голову, так что
прическа была укреплена на маске, к которой в
случае необходимости прикреплялась также
борода. У трагической маски обычно делали выступ
надо лбом, увеличивавший рост актера.
4 ученик: Костюм трагических актеров был
некоторым видоизменением пышной одежды, которую
носили жрецы Диониса во время исполнения
религиозных церемоний. Театральный хитон
(одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и
спускался до пят. Плащи употреблялись в основном
двух видов: гиматия (широкий плащ со
складками вокруг тела) и хламида (короткий
плащ с застежкой на плече). На театральных
хитонах и плащах вышивались различные, нередко
сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали,
арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на
одежде имел тоже определенное значение: роли
счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или
красной полосой, а синие или зеленые полосы
отмечали неудачников.
5 ученик: Обувь трагического актера
называлась котурнами. Сценические котурны
имели толстые, состоящие из нескольких слоев
подошвы, благодаря чему увеличивался рост
актера. Чтобы придать своей фигуре еще большую
величественность, трагические актеры укрепляли
под одеждой специальные подкладки или небольшие
подушки, сохраняя при этом естественные
пропорции тела.
Учитель дает задание: составьте словесное
описание внешности древнегреческого актера и
его игру на сцене, используя новые термины.
(Слайды № 11-12 Презентация 1)
4. Учитель предлагает для театрализации два
отрывка по мотивам “Одиссеи” Гомера (Приложение
№2) и трагедии Софокла “Царь Эдип” (Приложение №1), или (Презентация 2) (зрители
продолжают составление словаря).
С содержанием “Одиссеи” на уроках литературы
учащиеся уже знакомы, содержание трагедии “Царь
Эдип” перед театрализацией передает
подготовленный ученик:
Задача греческой трагедии - указать человеку
истинный путь, где он может обрести единственно
возможную самостоятельность. Таков миф об Эдипе,
которому посвящены трагедии Софокла "Царь
Эдип" и "Эдип в Колоне". Но уникальность
данного мифа в том, что он соединил в себе все
ключевые темы эллинской культуры.
Эдип - сын фиванского царя Лая, проклятого
богами за совершённые им преступления, и Иокасты.
Оракул предрёк Лаю смерть от руки собственного
сына. По этому тот приказал проколоть
новорождённому младенцу ноги и бросить его в
пустынной местности. Однако царский пастух
сжалился над ребёнком и отдал его другому
пастуху из Коринфа. Тот отнёс мальчика к своему
бездетному царю Полибу, который назвал его
Эдипом ("с опухшими ногами") и воспитал
как своего сына.
Когда Эдип вырос, он узнал от оракула, что
судьба уготовила ему страшную участь: убить отца
и жениться на матери. Юноша всеми силами, в меру
своего разумения, стремится избежать
предначертанного. Он уходит от тех, кого (ошибочно)
считает своими родителями. Но от судьбы не
уйдёшь. На перекрёстке дорог Эдип встречает
знатного мужа со слугами. Этот человек повёл себя
заносчиво. Завязалась драка, и Эдип убил
оскорбителя (не зная, что это и был его отец Лай).
Продолжая странствия, Эдип встретил недалеко
от Фив Сфинкс - чудовище с лицом и грудью женщины,
телом льва и крыльями птицы, насланное богиней
Герой на Фивы. Оно задавало каждому прохожему
вопрос и не ответившего на него убивало. Многие
фиванцы приняли смерть от этого существа (чей
облик символизировал собой природную
стихийность и бесформенность). Правитель Фив
Креонт пообещал тому, кто отгадает загадку
Сфинкс, престол в Фивах и руку своей сестры
Иокасты - вдовы Лая. Эдип решился на встречу с
чудовищем. Вопрос звучал так: "Кто утром ходит
на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на
трёх?". Мудрый Эдип ответил: "Человек", - и
разгадал загадку. (В младенчестве человек
ползает на четвереньках, а на закате жизни
опирается на палку - "третью ногу".) Так
разум восторжествовал над природной стихией и
подчинил её. Теперь уже Сфинкс предстояло
умереть. Однако, прежде чем броситься в пропасть
и погибнуть, чудовище предсказывает Эдипу его
судьбу: "Ты сейчас торжествуешь, а себя-то
самого ты не знаешь. Твоё будущее ужасно".
Не поверив в пророчество, Эдип получает
обещанную награду - становится царём Фив и мужем
Иокасты, не ведая, что это его мать. От брака
родились дочери Антигона и Исмена и сыновья
Этеокл и Полиник. Казалось бы, Эдип достиг
вершины счасть я. Здесь-то и настигает его рок,
карая за са мо до вольство и гордыню. На Фивы
обрушилась чума (трагедия "Царь Эдип" была
написана после чумы в Афинах). Прорицатель
Тиресий сообщил, что причиной эпидемии является
кара богов за убийство царя Лая. Эдип говорит, что
сам покарает виновного. Но вот выясняется
ужасная правда: он и есть убийца отца и муж
собственной матери. Свершилось предначертанное
судьбой. Не вынеся позора, Иокаста повесилась.
Сам Эдип выколол себе глаза и отправился в
добровольное изгнание. Проклятие, наложенное
богами на его род, перешло к сыновьям, начавшим
братоубийственную войну за власть над Фивами.
В отношении же самого Эдипа весы судьбы
качнулись в другую сторону. Чаша его скорби была
переполнена, и боги сжалились над ним.
Сопровождаемый верной дочерью Антигоной, Эдип
достиг пригорода Афин Колона, где боги даровали
ему праведность и святость. У Эдипа появляется
пророческий дар. Оракул говорит, что теперь на
нём не скверна, а благодать. Место пребывания
святого, а также место, где когда-нибудь
упокоится его тело, - под защитой богов. Так,
исполнив по собственной воле над собой приговор,
человек преодолевает рок, тяготевший над ним.
Эдип осознаёт свои границы, свою наивную
самоуверенность, но и свои подлинные
возможности. Ослепив себя и смирившись с судьбой,
он обретает духовную зрячесть.
5. Учитель: Сегодня мы побывали
в древнегреческом театре, узнали много о его
архитектуре, деятельности актеров, сами побывали
на месте древнегреческих лицедеев.
(Перечитываются эпиграфы и выполняется
задание, данное в начале урока).
Появилось ли желание более глубоко исследовать
культурное наследие Древней Греции?