Дети в древней спарте. Спартанское воспитание – история спартанской системы воспитания
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Правда ли, что спартанцы скидывали в пропасть младенцев? Дети в древней спарте


Спартанское воспитание—20 безумных фактов

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут ответ на этот вопрос:

С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

2522-610x360

Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.

2422-610x360

Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.

2322-610x360

Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.

2222-610x360

В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.

2124-610x360

Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.

2022-610x360

Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.

1922-610x360

Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.

4-gorgo-and-leonidas

Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.

1622-610x360

Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.

1522-610x360

Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.

Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.

1322-610x360

Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.

1223-610x360

Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.

922-610x360

Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.

721-610x360

Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.

623-610x360

После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.

521-610x360

Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».

269-610x360

По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.

1107-610x360

источник:mixstuff.ru

econet.ru

Как  воспитывали детей в Древней Спарте.

Система воспитания детей в Древней Спарте представляет собой одну из основных педагогических систем появившихся в эпоху классической Греции, и оказавших большое влияние на всю древнегреческую педагогику.

 

  В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их учили грамоте, учили по-долгу молчать и лаконично говорить. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались. С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.  Уже возмужавших юношей подвергали жестокому испытанию. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Так же, существовало еще одно испытание. Массовые нападения на илотов(в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами) . Испытание объявлялось эфорами (в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица), и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.  В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины. Причем еще долгое время молодожены должны были жить отдельно. Им даже не принадлежали их собственные дети. Старейшины строго осматривали новорожденных, если находился хоть какой-то дефект, то младенца оставляли умирать у обрыва горного хребта Тайгет. Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возраста.

 Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплочённым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий. Но плата за это стала очень высокой. Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса.

Единственное, что могла создать Спарта — это могучее войско. Со временем Лакония стала оплотом политической реакции для всей Древней Греции.

kapelka-nfdou11.edumsko.ru

Спартанское воспитание – история спартанской системы воспитания

Каждая семья имеет свои традиции воспитания детей, которые передаются из поколения в поколение. Многое зависит от того, какими хотят видеть родители своих детей: интеллектуальными, творческими или физически развитыми. Особенно важной задачей для любого отца считается воспитание сына – будущего мужчины. Поэтому некоторые отдают предпочтение так называемой спартанской системе воспитания, основанной на суровых принципах, закаляющих тело, волю и характер.

Спартанская система воспитания

Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

Статус воина давал древнему спартанцу особые привилегии в обществе, но достигнуть его удавалось не каждому мальчику. До сих пор рассказывают легенды о том, как там избавлялись от слабых детей с физическими дефектами.

Spartanskoe_vospitanie

Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной. Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanija

Воспитание детей в спартанском духе отличается строгостью и дисциплиной. У этой методики есть свои достоинства и недостатки, важно соблюсти между ними баланс, чтобы не навредить психике ребёнка.

Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

  • 7-15 лет;
  • 15-20 лет;
  • 20-30 лет.

После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija_1

Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению. Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

Плюсы и минусы спартанского воспитания

Воспитание детей всегда являлось не простой задачей для родителей. Очень важно соблюсти баланс, не перегнуть палку, ведь такой хрупкой и ранимой может быть детская психика. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, вводить её нужно постепенно. Не лишним будет также изучить все плюсы и минусы этой методики.

Pljusy_i_minusy_spartanskogo_vospitanija

Среди главных преимуществ системы можно выделить следующие моменты:

  • дети становятся закалёнными и выносливыми, могут терпеть боль и сдерживать слёзы;
  • у воспитанников формируется самостоятельность;
  • постоянные тренировки прививают дисциплину;
  • физические упражнения способствуют укреплению здоровья;
  • испытания, лишения и ограничения учат детей ответственности.

Преимуществ, конечно, много, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к ребёнку, отказывают ему во всём и не поощряют его за успехи. Из нежелательных проявлений жёсткой воспитательной методики у детей, в особенности подросткового возраста, может наблюдаться:

  • чрезмерная агрессия;
  • потеря взаимопонимания между поколениями;
  • асоциальное поведение;
  • замкнутость, проблемы в общении со сверстниками;
  • неспособность самостоятельно принимать решения;
  • неосознанные рефлексы в виде заикания или энуреза.

Другими словами, методика, призванная сделать ребёнка сильным, произведёт обратный эффект, если неправильно её использовать. Подросток может стать либо слишком жестоким по отношению к окружающим, в том числе, к родителям, неосознанно желая отомстить за детские обиды, либо произойдёт полное подавление его личности. Он будет не способен жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплексы, приобретённые в детстве, будет не просто искоренить в будущем.

Спартанская система физического воспитания

На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija

Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

Обычай может показаться диким, но считалось, что дальнейшее становление ребят должно было проходить под влиянием старших воинов.

Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания. Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол. Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.

С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

Spartanskoe_vospitanie_istorija_spartanskoj_sistemy_vospitanijaСпартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам. Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

Особенности спартанского воспитания

Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

  • строгая дисциплина;
  • воспитание детей в коллективе;
  • физические нагрузки;
  • закаливание тела;
  • телесные наказания;
  • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
  • наставничество;
  • обучение практическим навыкам жизни.

Spartanskaja_sistema_fizicheskogo_vospitanija_2Одной из самых удивительных для своего времени особенностей спартанского воспитания считается обучение девушек. Представительницы прекрасного пола в этом древнем обществе имели равные права с мужчинами, поэтому воспитанию девушек уделялось не меньшее внимание.

Женщины Спарты отличались отвагой и патриотизмом, их обучали в таком же военном духе, как и юношей, они прекрасно владели оружием и обладали крепким здоровьем и тренированным телом.

Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи – рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

  • нравственность;
  • умение вести хозяйство;
  • супружеская верность;

Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

Spartanskoe_vospitanie_supruzheskaja_vernost

Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

Это было очень полезно для молодых юношей, поскольку формировало в них уважение к старшим и смирение.

lets-speak.ru

ДЕТИ В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ: Расцвет и падение Спарты. Система воспитания

Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета». Воспитание сильных и выносливым подростков было в Спарте необходимостью с учетом характера ожидающих их впереди сражений.

Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, — он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Новейшие исследования опровергают эту историю: судя по останкам, в пропасть иногда сбрасывали преступников и пленных, детей — никогда.

Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать.

Также убивали скот и грелись в их внутренностях. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, и иногда учили пользоваться оружием. В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли.

Воспитание детей в Древней Спарте

С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Испытание объявлялось эфорами, и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.

Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возвраста. Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплоченым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий.

Институт брака в Спарте

Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса. Фраза «воспитание по-спартански» имеет глубокие корни. Спарта – это древнегреческое государство, в котором, собственно говоря, и зародилось это явление. В Древней Спарте основной задачей матерей было воспитать в детях выносливость, волю к победе, терпение.

И что самое парадоксальное, так воспитывали не только мальчиков, но и девочек! Если мысли современной девушки заняты внешностью, успехами в карьере, личной жизнью, то спартанские девушки об этом даже и не мечтали. Их больше заботили вопросы, связанные с метанием дисков, борьбой, бегом и прочими соревнованиями. Но в современном мире все выглядит иначе. Не нужно завоевывать чьи-то территории, постоянно защищаться от нападения врагов.

Для воспитания ребенка в духе Спарты вам, родителям, необходимо придерживаться следующих правил. 1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить. 5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания.

Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях. 6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах. Одним из самых известных древнегреческих историков и биографов, увековечивших славу спартанского воспитания, является автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх.

Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд – «агелу», где дети жили и ели вместе, и приучались играть и проводить время друг с другом. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Воспитание девочек в Спарте, в соответствии с общей тенденцией развития этой страны, мало отличалось от воспитания мальчиков.

Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам. С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность.

Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – «фитидиях». Юных спартанцев приучали выражать свои мысли колко, но в изящной форме и в немногих словах – многое.

Возможно, спартанское воспитание и было эффективным в той исторической эпохе, в которой оно и зародилось. Спартанские дети были лишены ласки и внимания в отличие от современных детей, которые зачастую бывают избалованы.

Также интересно:

Вкладыш

proslogogu.ru

Младенцы Спарты – HistoryLost.Ru

На юге полуострова Пелопоннес на 75 километров простираются горы Тайгет. Сегодня это всего лишь красивый пейзаж, а когда-то, во времена древней Спарты, согласно некоторым историческим источникам, сюда приносили слабых и больных младенцев, чтобы сбросить их в апофеты (место отказа). Одним из таких апофетов было ущелье Кеадас. Однако современная археология доказала, что это не более чем выдумка.

Место казни

Слово «Спарта» у нас привычно ассоциируется с суровым спартанским воспитанием, военным искусством и железной дисциплиной. И, конечно же, с жестокостью, связанной с целенаправленным уничтожением невинных младенцев, которым не повезло родиться здоровыми. Можно было бы поверить в последнее утверждение, если не знать, что в пропасть бросали также преступников, вероотступников и пленных. Такая смерть считалась позором. Кроме того, спартанцы верили, что души казненных таким образом никогда не найдут покоя, так как их тела не предали земле. Это наказание существовало не только в Спарте с ее Кеадасом. В Афинах было такое же место казни и называлось оно «бездна», или «яма», а в Фессалии — Коракес.

Что же представлял собой Кеадас, куда спартанцы, если верить мифу, бросали преступников, прокаженных, увечных и слабых младенцев?

Судя по описаниям Плутарха, Павсания и более современного французского исследователя О. Райе, посетившего эти места в конце XVIII века, древний Кеадас — пропасть в 10 километрах на северо-запад от Спарты, неподалеку от поселка Трипи. Это ущелье глубиной 600 метров существует и сейчас. Сохранились письменные источники, в которых есть упоминания, что Кеадас стал могилой для вождя мессенцев, героя Второй Мессенской войны Аристомена и его 50 соратников. А вот царя Павсания, наказанного за государственную измену, сбросили в ущелье уже мертвым. Тогда при чем здесь младенцы?

Как рождался миф

Современные исследователи, проанализировав исторические источники, сделали вывод, что отцом мифа об убиенных спартанских младенцах был Платон, который в своем труде «Государство» предложил таким образом решить проблему улучшения человеческой породы в Афинах.

Плутарх выдал неосуществленные планы за реальность, и миф начал обрастать подробностями. Место действия великий историк перенес в Спарту.

А дальше вроде бы Плутарх выдал неосуществленные планы за реальность, и миф начал обрастать подробностями. Место действия великий историк перенес в Спарту, и в своем описании жизни древнеспартанского законодателя Ликурга назвал место, куда спартанцы сбрасывали новорожденных, — Кеадас. Кроме того, он писал, что при появлении ребенка на свет родители были обязаны приносить его старейшинам. Те внимательно осматривали младенца и решали, жить ему или нет. Здоровых детей отправляли на воспитание, а тех, у кого были врожденные уродства, бросали в ущелье, чтобы в дальнейшем инвалиды не создавали проблем государству. Судьба искусственного отбора ждала не только неполноценных младенцев, но и рожденных от нежелательной беременности. Что касается последнего, то именно так, согласно Плутарху, древние спартанцы планировали семью — путем детоубийства уменьшая количество ненужных едоков.

Вроде бы выходило у Плутарха все складно и логично. Однако ученые нашли кое-какие «но». Так, некоторые известные спартанские личности страдали тем или иным увечьем. Например, царь Спарты Агесилай имел врожденную хромоту. А во времена Второй Мессенской войны хромой поэт Тиртей сочинял песни, поднимавшие военный дух спартанцев, прославлял спартанскую фалангу и восторгался погибшими за родину воинами. Убедительно звучали и летописные слова одного хромого спартанца, который отправился на войну и, подвергаясь там насмешкам, иронично заявил: «На войне нужны люди, которые будут оставаться на месте, а не те, которые полагаются на свои ноги и бегут».

В итоге у исследователей Спарты возникли серьезные сомнения, которые необходимо было разрешить и докопаться до истины.

Археология в помощь

Результаты исследований первой археологической экспедиции, побывавшей в районе Кеадаса в 1904 году, потрясли мир. В процессе раскопок учеными были найдены человеческие кости, по размеру соответствующие младенческим. То есть миф о жестоких нравах спартанцев обрел материальное доказательство.

Но спустя 50 лет, в 1956 году, когда наука шагнула далеко вперед, появилась возможность провести углеродный анализ находок. Оказалось, что кости принадлежали взрослым людям, и лишь 15% из них составляли кости подростков. Кроме того, не везде были следы переломов.

С 1980 по 2000 год район Спарты посетило множество археологов, спелеологов и альпинистов. Они спускались в ущелье, добывали артефакты… Но надо сказать, что история умалчивает, достиг ли кто-то из них самого дна Кеадаса. Ведь за века, минувшие со спартанских времен, в этом районе произошло много сильных землетрясений, самое мощное из которых было в 464 году до н. э. В ходе природных катаклизмов дно Кеадаса могло быть завалено огромными камнями, которые погребли под собой немало интересного. А то, что обнаружили исследователи, лежало на поверхности. Ну, так или иначе, все кости, найденные в Кеадасе в прошлом веке, принадлежали взрослым от 18 до 35 лет или подросткам от 14 до 17 лет.

Кроме костей, в ущелье были обнаружены наконечники стрел и копий, фонари и железные кандалы. А на острие одной из стрел — застрявший фрагмент черепа. Это позволило ученым сделать вывод, что в ущелье сбрасывали мертвые тела.

Всего на поверхность были подняты фрагменты скелетов 46 человек, все они датируются VI и V веками до н. э.

Исследования Кеадаса доказали состоятельность предположения, что спартанцы отправляли на войну не только взрослых, но и подростков. Однако же следов массовой гибели младенцев и даже детей до 10 лет обнаружить никому не удалось. Исключение составил единственный скелет ребенка, да и то, скорее всего, малыш упал в пропасть случайно.

В результате афинский антрополог Теодорос Питсиос сделал вот такое заявление для прессы: «Тут были найдены останки, но они не принадлежат младенцам. Скорее всего, это миф. Исторических сведений о практиковавшемся у спартанцев таком чудовищном обряде мало, они неточны и относятся к более поздним временам».

Миф об убиенных младенцах оказался развеян.

Галина Белышева

Война как отдых

Как только спартанским мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и передавали на воспитание государству. Существовали специальные лагеря, где дети приучались к жизни в коллективе. Во главе каждого отряда стоял лидер, которого выбирали по сообразительности и спортивной подготовке, остальным полагалось брать с него пример. За детьми присматривали старейшины, культивируя в них повиновение, выносливость и умение побеждать любой ценой. Чтобы возбудить в воспитанниках соревновательный дух, учителя всячески провоцировали ссоры между ними. В Спарте существовало поражающее своей жестокостью соревнование. Мальчишек пороли бичом на алтаре Артемиды, продолжалась эта экзекуция целый день. Многие не выдерживали и умирали. Но это не мешало остальным с гордостью продолжать соревнование (диамастигосис), которое заключалось в том, кто дольше и достойнее продержится. Зато победителю доставались лавры, и он мгновенно становился знаменитым.

Кормили в лагерях скудно, приучая детей к голоду. Мальчики должны были собственными силами или хитростью добывать еду, что всячески поощрялось. Разумеется, все, что они приносили в лагерь, было ворованным. Считалось, если сумел украсть у взрослых, значит, ты смелый, а если лопался — заработал порку как неловкий вор. Дети не имели обуви и одежды. Только с 13 лет им выдавали по одному плащу в год. Спали они на постелях из тростника, который сами же рвали голыми руками. Таким образом в Спарте растили идеальных солдат и, надо сказать, преуспели в этом. Военные походы для юных спартанцев были передышкой от лагерей. Как писал Плутарх, «на всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней».

historylost.ru

Что мы знаем о воспитании в Древней Спарте? | Культура

Одним из самых известных древнегреческих историков и биографов, увековечивших славу спартанского воспитания, является автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх.

Что же представляет собой быт и воспитание спартанцев? Воспитательный процесс в Спарте, по Плутарху, начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, — «он приносил его в „лесху“, место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в „апотеты“, пропасть возле Тайгета».

Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд — «агелу», где дети жили и ели вместе, и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что указывает на доминирующее влияние физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Воспитание девочек в Спарте, в соответствии с общей тенденцией развития этой страны, мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам.

С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа.

В этом возрасте к юношам «приставлялся еще другой воспитатель, „педоном“, из числа лучших, достойнейших граждан, сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые „ирены“». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста. Двадцатилетний ирен предводительствовал над своими подчиненными в тренировочных сражениях и распоряжался приготовлениями к обеду. Взрослые юноши должны были собирать дрова, подростки — овощи. Все, что они приносили, было ворованным, пишет Плутарх. «Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на спящих и на плохих сторожей. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых».

Так как наказывали только тех, кто попадался, дети старались как можно тщательнее скрыть свое воровство. Вот как описывает один такой случай Плутарх: «…так, один из них, рассказывают, украл лисенка и спрятал его у себя под плащом. Зверь распорол ему когтями и зубами живот; но, не желая выдать себя, мальчик крепился, пока не умер на месте».

Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти еще одно испытание — это была так называемая «криптия». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин — «фитидиях».

Кроме военно-физической подготовки молодых спартанцев как будущих воинов значительное внимание уделялось их нравственному развитию и умению отличать дурное от хорошего — как будущих граждан.

Юных спартанцев приучали выражать свои мысли колко, но в изящной форме и в немногих словах — многое. Заставляя детей подолгу молчать, их приучали давать меткие, глубокомысленные ответы: «не знающая меры болтливость делает разговор пустым и глупым», — замечает по этому поводу Плутарх.

По мере возмужания и участия в военных мероприятиях воспитание молодых людей становилось уже не таким строгим — им позволяли ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Изнурительные военные упражнения делали излишними гимнастику и другую спортивную нагрузку, обязательную в более раннем возрасте.

Воспитание спартанца не прекращалось с наступлением совершеннолетия и обрядом инициации, и продолжалось до зрелого возраста. «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству».

Если им не давалось других приказаний, пишет Плутарх, они смотрели за детьми, учили их чему-либо полезному, или же сами учились от стариков. Ведь одно из главных предоставленных спартанским законодателем Ликургом своим согражданам преимуществ, согласно Плутарху, состояло в том, что у них было много свободного времени: «заниматься ремеслами им было строго запрещено, копить же богатство, что сопряжено с массой труда и забот, им не было никакой надобности: богатству уже никто не завидовал и не обращал на него внимания. (…) Вместе с деньгами, — пишет Плутарх, — исчезли в Спарте, конечно, и всякие тяжбы. Ни корысти, ни бедности там не стало больше места, вместо них явилось равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. Танцы, пиры, обеды, гимнастика, разговоры в народных собраниях поглощали все их время, когда они не были в походе».

Те, кому не было еще тридцати лет, даже не ходили на рынок; продукты закупали их родственники и друзья. Большую же часть времени спартанцы проводили в гимнасиях и «лесхах», где они собирались для бесед друг с другом. «Ни о денежных, ни о торговых делах там никогда не шло речи, — главным предметом их разговора была похвала хорошему поступку и порицание — дурному; но и это было облечено в шутливую, веселую форму и, не оскорбляя никого, служило к исправлению других и наставляло их».

Таковы основные черты воспитания и быта спартанцев по Плутарху.

shkolazhizni.ru

Правда ли, что спартанцы скидывали в пропасть младенцев?

В древности, бросание в пропасть считалось одной из самых позорных и бесчестных смертей. Применялся этот способ казни в Афинах, Коринфе, в Дельфах, в Фессалии и в других местах, в отношении пленных, преступников, предателей и еретиков. Помимо очевидных физических мучений, сие наказание влекло за собой и метафизические последствия: тело оставалось не погребено и душу искупить невозможно. В Фессалии подобное место наказания называлось Коракес, В афинах — «Бездна» или «Яма» (здесь после 406 д.н.э перестали применять) и Кеадас в Спарте.

Кеадас и есть самое известное место, с которым связан широко распространенный миф, что в эту пропасть Спартанцы бросали, кроме осужденных, еще и инвалидов, больных младенцев и детей. Сейчас это место отождествялется с пропастью возле деревеньки Трипи ( в 10 км к северо-западу от Спарты), основываясь на описаниях древнего путешественника Павсания, Плутарха и других, а также современного французского исследователя О.Райе, который посетил ее в 1879.

Согласно историческим источникам, в Кеадас Спартанцы сбросили героя Второй Пелопенесской войны Аристомениса Анданиевса с 50 пленными мессенцами. Также туда последовал и труп царя Павсания, который был приговорен к казни за государственную измену. То есть, согласно древним источникам, упоминаются в основном осужденные и военопленные.

Как же возник этот миф об убиении слабых детей в Киаде?

Началось все с Платона, который в своем «Государстве» предложил подобное убийство слабых младенцев в классических Афинах, но за кровожадные мечты Платона, в результате, ответила Спарта. Подхватил Плутарх ( только он, в жизнеописании Ликурга) и назвал место, куда спартанцы скидывали младенцев.

В частности, древний историк пишет, что родители каждого новорожденного приносили его на суд старейшин, которые осматривали младенцев и выносили вердикт. Если находили здоровым и трудоспособным передавали в город на воспитание, если же находили уродства оставляли в так называемых Апосетас (ямы/колодцы) (крутая скала на Тайгетос (горная гряда)), чтобы погиб сам, и не осквернил государство.

И все же, несмотря на это, современные исследователи утверждают, что подобная судьба была уготована только детям с тяжелыми врожденными уродствами (не легкими дефектами) и детям от нежелательной беременности.

Возможно, расплывчатые упоминания о бросании детей в колодцы Тайгетоса, которые ассоциируют с древним Кеадас, смешались с известной, в древности, практикой детоубийства. Практика детоубийства представляла собой достаточно болезненный способ планирования семьи во все времена, с древности и до современной революции в медицине, когда началось применение современных методов контрацепции во избежание нежелательной беременности.

Дети, с какими либо пороками развития или уродствами всегда и везде представляли отдельную группу и были на виду. Но само по себе детоубийство, в любой форме, отвратительно и неэтично и претит врожденным человеческим чувствам, а также законам природы, плюс нарушает юридические законы, затрагивающие какое-либо оставление живых и беззащитных новорожденных в опасных погодных условиях и вблизи диких зверей.

Таким образом, эта точка зрения побочный продукт ложного толкования Киады и исторической деградации древней Спарты (Греческая церковь поддерживает этот миф с невиданным рвением).

Согласно Геродоту казни осужденных и пленных происходили всегда по ночам, отсюда всевозможные интерпретации, включающие и ритуальные практики, и психологические причины, и стремление скрыть позорный конец Спартанца от общественности.

Кроме того, знаем наверняка, что казни происходили и в тюрьмах, в основном через повешение, по крайней мере до времен Геродота. Кеадас нигде не упоминается и бросание в пропасть как способ казни тоже.

Возможно, Кеадас использовался как место, куда сбрасывали уже мертвые тела после казни. Правда в том, что у нас очень мало свидетельств случаев убийств в Спарте, и еще меньше их касательно наказаний, которые там практиковались.

Как правило, древние упоминания об убийствах детей в Спарте крайне ограничены и характеризуются двусмысленностью и неопределенностью, в то время как в наше время эти мифы получили широкое признание и распространение вплоть до школьных учебников, не имея под собой никакой доказательной базы. И в международной историографии, соответствующие ссылки оспариваются или полностью игнорируются.

Сама же легенда обрела кровь и плоть в 1904г, когда во время проведения археологических исследований, найденные артефакты навели тогдашнюю группу иностранных археологов на предположение, которое остается ложным и по сей день, что древние Спартанцы бросали в пропасть детей инвалидов, на том основании, что они были в тягость обществу и не представляли для него пользы. Научная группа базировала свои догадки на маленьком размере костей, обнаруженных в ходе раскопок и приписанных маленьким детям.

В 1956 г, спустя полвека, был проведен углеродный анализ данных находок. Результат: кости принадлежали не детям, а взрослым мужчинам и женщинам. Всего 15% принадлежало несовершеннолетним. И не у всех были переломы.

В 1980х гг, и в 2003 г, многие археологи, спелеологи и альпинисты спускались в Кеаду и давали разные данные относительно артефактов, которые там находятся. Существует, безусловно, и некоторая путаница относительно точности покоренной глубины и достигли ли они вообще дна колодца. Кроме того, мы не знаем, изменилась ли структура Киады за все это время в результате многочисленных землетрясений. По словам Плутарха, (Кимона 16.4) землятресение 464 д.н.э было невообразимо сильным.

Вполне вероятно, что огромные валуны попадали и внутрь Кеады. На упавших валунах в Кеаде были найдены человеческие кости, которые очевидно сбросили сверху. Тем не менее, установлено что эти кости принадлежат взрослым от 18 до 35 лет. Был найден только один скелет ребенка, достаточно взрослого, не младенца, который вероятнее всего случайно упал в Кеаду.

Вместе с костями были обнаружены наконечники стрел и копий, и застрявший на острие стрелы фрагмент черепа. Многие пришли к выводу, что большинство тел, которые были сброшены вниз, были уже мертвы. Также были обнаружены фонари и железные кандалы.

В каждом случае не было подтверждено наличие костей новорожденных или младенцев. Также,до сего дня, не удалось подтвердить, несмотря на многочисленные исследования, наличие костей маленьких детей, биологический возраст которых был бы 1-4 года или 5-10 лет. Только два найденных черепа показали признаки биологического возраста 50 лет, несколько костей принадлежали подросткам 14-17 лет, части лобной кости и верхней челюсти в единичном экземпляре принадлежали подростку 12 лет.

Все это конечно не может свидетельствовать о факте убиения младенцев в Кеаде. Вместо этого фактом, и в современной историографии, остается участие подростков в жестоких конфликтах и войнах.

Выводы о чистках в военном обществе Спартанцев, преувеличенной роли физического идеала в семейных и личных делах, об общежитном характере спартанского общества идут в основном от Плутарха. Он и является архитектором мифа о Спарте. И конечно же, его упоминание преднамеренного убийства спартанских младенцец по евгеническим причинам вызывает серьезные сомнения.

В сказку о красивых Спартанцах и жестоких убийствах детей инвалидов также не вписываются такие известные представители того общества как поэт Тиртэос (родился слепым), король Спарты Агесилай (врожденная хромота) и многие другие «нетрудоспособные» известные личности, упоминающиеся в официальной исторической науке.

Характерно также то, что однажды один хромой спартанец, который отправился на войну и подвергся там насмешкам, иронично ответил «на войне нужны люди, которые будут оставаться на месте, а не те, которые полагаются на свои ноги и бегут».

Источник: http://dromeas.livejournal.com

factor-e.ru