В древности германцы жили на побережье Балтийского моря. Скандинавском и Ютландском полуостровах. Но затем из-за ухудшения климата стали переселяться в южном направлении. В первые века нашей эры германцы занимали земли между реками Рейн, Одер и Дунай. Из сочинений римского историка Тацита мы узнаем о том, как они жили.Селились германцы у опушек лесов и по берегам рек. Свои деревни они со временем стали окружать валом и рвом. Германцы разводили скот, а позднее освоили и земледелие. Они также занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Германцы умели плавить железо и ковать из него орудия труда и оружие. Ремесленники делали повозки, лодки и корабли. Гончары изготавливали посуду. Германцы издавна торговали с римлянами.
Жили германцы семьями. Семьи образовывали род. Несколько родов объединялись в племя, а племена - в племенные союзы. Все члены племени были свободными людьми, равными между собой. Во время войны все мужчины племени, способные воевать, составляли народное ополчение.
Управляло племенем первоначально народное собрание, в которое входили все взрослые мужчины племени. По зову старейшин они собирались, чтобы решить, объявлять ли войну, заключать ли мир, кого выбрать военным вождем, как рассудить спор между родственниками. Но затем у германцев выделилась знать - герцоги: старейшины родов и военные вожди, которые стали играть главную роль на народных собраниях. Они жили в укрепленных усадьбах, имели больше скота и пахотных земель, забирали себе большую часть военной добычи.
Знатные люди набирали постоянные военные отряды - дружины. Дружинники приносили вождю клятву верности и обязаны были сражаться за него не щадя жизни. Опытные и умелые воины, германцы часто совершали набеги на Римскую империю. Военная добыча увеличивала богатство знати, использовавшей труд пленников-рабов. У раба был свой участок земли, часть урожая с которого он отдавал господину.
С конца IV в. началось Великое переселение народов. Целые германские племена снимались с насиженных мест и отправлялись завоевывать новые земли. Толчком к переселению стало вторжение из глубин Азии кочевников-гуннов. Под предводительством вождя Аттилы гунны в середине V в. опустошили Европу и двинулись на Галлию.В 378 г. около города Адрианополя римская армия, которую возглавлял сам император Валент, была полностью уничтожена вестготами, одним из германских племен. Империя так и не смогла оправиться после этого поражения.
Ослабевшему Риму становилось все труднее сдерживать натиск варваров: население империи было истощено поборами чиновников и государственными налогами. Ремесло, торговля, все хозяйство Римской империи постепенно приходили в упадок. Для защиты своих границ римляне стали прибегатьк услугам наемников - тех же германцев. Но надежда на них была плохая. В 410 г. Рим был взят вождем вестготов Аларихом. Правда, в 451 г. в битве на Каталаунских полях римлянам и их союзникам удалось разгромить войско гуннского вождя Аттилы. Однако это уже не могло спасти империю. В 476 г. в результате мятежа, поднятого римским военачальником варваром Одоакром, Западная Римская империя пала.
К началу VI в. германцы расселились по всей территории Западной Римской империи: в Северной Африке - вандалы, в Испании - вестготы, в Италии -- остготы, в Галлии - франки, в Британии - англы и саксы и основали на этих землях свои государства.
www.examen.ru
ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ : Из истории человеческого общества. Том 8 (Детская энциклопедия
Еще
до начала новой эры земли, опоясывавшие Средиземное море, были завоеваны Римской
империей. Вся эта территория, согретая горячим солнцем юга, издревле славилась
хлебными полями, оливковыми рощами, виноградниками и плодовыми садами. Совсем
иной, мрачной и неприветливой, показалась римлянам родина древних германцев,
от которых ведут свое происхождение некоторые народы Европы. За Рейном и Дунаем
римляне встретили необъятные дремучие леса, непроходимые заросли кустарников и
болота.
О
жизни, быте и нравах древних германцев мы узнали из сочинений римских
писателей: Цезаря — одного из основателей Римской империи, написавшего свои
«Записки» в 50 г. до н. э., и историка Тацита, автора «Германии» (98 г. н. э.).
Многое
в жизни древних германцев удивляло Цезаря. Его сограждане — римляне жили
оседло, а германцы ежегодно меняли свои поселения. В Риме богачам
противостояли обездоленные бедняки, тогда как современные Цезарю германцы
имели одинаковый достаток и равные права. Этим обстоятельством Цезарь объяснял
сплоченность германцев и отсутствие у них внутриплеменных раздоров.
По
словам Цезаря, германцы питались главным образом молоком, сыром и мясом. Это
означает, что их основным занятием было не земледелие, а охота и скотоводство.
Живя с незапамятных времен среди лесов и болот, германцы охотились, пасли
прирученных животных л собирали плоды диких растений.
В
ту пору германцы еще только начинали заниматься земледелием. Его развитию
мешали неблагоприятные условия: леса и болота, обступавшие со всех сторон
поля, и недостаток железа, без которого нельзя было вырубать лес и изготовлять
орудия для лучшей обработки почвы.
Земледелие,
охота и защита скота от дикого зверя были не по силам как отдельной семье, так
и целому роду. Только племя общими усилиями могло выжигать мелколесье, чтобы
увеличить площадь посева, только оно могло совместно охотиться и оберегать
свои стада. Охота и скотоводство долгое время служили германцам главным
источником пропитания. Однако, для того чтобы прокормиться продуктами охоты и
скотоводства, германцам приходилось в поисках дичи и выпасов ежегодно
переселяться на новые места, после того как был собран урожай с полей.
Каждую
весну старейшины делили вновь занятые племенем поля между большими родами, а
сородичи каждого из родов сообща трудились на отведенной им земле и поровну делили
урожай между собой.
У
германцев времен Цезаря не было ни классов, ни государства. Лишь во время опасности,
когда небольшим, разобщенным племенам грозило завоевание либо когда они сами
готовились к набегу на чужие земли, избирался общий вождь, возглавлявший
боевые силы объединившихся племен. Но едва заканчивалась война, выборный вождь
добровольно оставлял свой пост. Немедленно распадалась и временная связь между
племенами. В каждом племени споры соплеменников по-прежнему улаживали
старейшины.
Рассказы
Цезаря запечатлели жизнь доклассового общества древних германцев и отразили
черты, свойственные другим народам, жившим родовым строем.
Всего
полтора столетия отделяют труд римского историка Тацита «Германия», написанный
в 98 г. н. э., от «Записок» Цезаря. Но за это время в жизни германцев многое
изменилось. Земледелие из второстепенного занятия превратилось в основное.
Разбросанные в причудливом беспорядке хижины германцев представляли собой уже
постоянные поселения. Примыкавшие к деревне поля, леса и луга принадлежали
всей общине. Каждый поселенец пас свой скот на общинных лугах, заготовлял
топливо и строительный материал в общинном лесу.
Ко
времени Тацита у германцев появились плуг и борона. Использование этих простых
орудий и упряжного скота позволило взяться за обработку земли отдельными семьями,
которые стали вести свое самостоятельное хозяйство. Пахотная земля, так же как
леса и луга, оставалась собственностью всей общины. Каждая семья получала от
общины приблизительно равные участки пахотной земли — наделы.
Древнегерманская
деревня. В левом верхнем углу — хижины германцев. От деревни лучеобразно
расходятся условные линии. Они разделяют примыкающие к деревне земли на
секторы. Один сектор занимает пашня, рядом с ним — пастбище. Через год пашня
займет сектор, где было пастбище. В последующие годы пашня будет передвигаться
в остальные секторы. Каждая семья древних германцев получала надел во всех
полях общины. На нашем рисунке крыша каждой хижины помечена условными знаками,
ими же помечены и наделы этой семьи.
На
стр. 128 вы видите схему землепользования германцев. За деревней простирается
обширное пространство, разделенное на секторы. Неправильными очертаниями
обозначены поля, которые располагаются в одном направлении и занимают лишь один
сектор.
Число
деревень тогда было невелико, их население незначительно, а избыток свободной
земли позволял каждый год засевать небольшую часть ее, только один из секторов.
Из года в год перенося поля на новое место, в новый сектор, германцы давали
полям отдых. Семь-восемь лет плуг не трогал пашни, и за это время плодородие
земли восстанавливалось.
В
секторе, который обрабатывался под пашню в данном году, видно не одно, а
несколько полей, ограниченных извилистыми линиями и рассеченных многими полосками.
Извилистые очертания полей определяла местность: приходилось огибать овраги,
косогоры, болота, выкраивая между ними поля. Штриховка показывает, что каждая
семья, обитавшая в отдельной хижине, занимала не одно какое-нибудь поле
целиком, а ряд полосок, разбросанных в разных местах.
Смысл
этой необычной для римлян системы землепользования состоял в том, чтобы обеспечить
равные условия семьям. Одного поля явно не хватало общине. Заняв несколько
полей, члены общины замечали, что одно из них более плодородно, другое,
напротив, песчаное, неплодородное, одно подле самой деревни, а другое удалено
от нее. Чтобы никто не жаловался на плохой участок и на его удаленность, надел
каждой семьи составлялся из полосок, разбросанных во всех полях общины. Каждое
поле делилось на равновеликие полоски по числу семей.
Однако
равенство односельчан-общинников
продолжалось
недолго. Наличие свободной от леса земли позволяло всякому общиннику занять
лишний, добавочный надел. Разумеется, не всякий имел эту возможность: ведь
обработка дополнительной земли требовала лишних рабочих рук и лишнего скота.
Тацит рассказывал о рабах, появившихся в германской деревне. Чаще всего это
были люди, полоненные во время разбойничьего набега. Весной, когда размечались
новые поля и распределялись наделы, победители, завладевшие во время набега на
соседнее племя рабами и лишним скотом, могли получить, кроме обычного, также и
дополнительный надел или даже несколько таких наделов. Дополнительные наделы
обрабатывали рабы, которые отдавали господину часть собранного урожая. Раб,
возделывавший участок земли хозяина, кормил не только семью господина, но и
свою семью.
Детей
рабов нельзя было по виду отличить от детей свободных. Те и другие, загорелые и
обветренные, покрытые пылью, играли вместе в родной деревне, а подрастая,
сообща пасли скот, доставляли из лесу хворост, помогали старшим.
Различие
проявлялось лишь среди взрослых. Рабы, лишенные свободы и оружия, не были
членами общины и участниками народных собраний. Они должны были повиноваться
своему господину, который, однако, редко прибегал к жестоким наказаниям и еще
реже казнил рабов. Тацит писал, что древнегерманским рабам жилось несравненно
легче, чем римским. Более мягкое отношение к рабам объясняется не особой
добротой германцев. Быт обитателей германских поселений был простой и грубый.
В отличие от римлян они не продавали хлеб и другие продукты. Все, что давала
земля, предназначалось только для собственного пропитания, поэтому не было
надобности требовать от раба ни лишнего труда, ни лишних продуктов.
Из
рассказа Тацита видно, что на смену прежнему равенству пришло неравенство: появилось
различие между рабами и свободными, а среди свободных стали выделяться «первые
люди племени» — представители зарождавшейся древнегерманской знати,
располагавшие большим количеством рабов, земли, скота.
Межплеменные
войны, разбойничий захват добычи и присвоение львиной доли ее военными
предводителями способствовали обогащению и выдвижению тех, кого Тацит называл
первыми людьми. Старинное равенство соплеменников разрушалось, появились
имущественные различия, создавалась постепенно углублявшаяся пропасть между
возникавшей знатью, с одной стороны, и рабами и обедневшими членами общины — с
другой.
Многие
германцы складывали в битвах свои головы, а их семьи, потеряв кормильцев, были
не в состоянии собственными силами обрабатывать свои земельные наделы.
Нуждаясь в семенах, скоте, пище, беднота попадала в долговую кабалу и
понемногу лишалась части прежних наделов, переходивших в руки более богатых и
знатных соплеменников. Со временем внуки и правнуки древнегерманских рабов и
обедневших свободных превратились в зависимых крестьян, в крепостных.
В
древнегерманском обществе, как и в других обществах, находившихся на той же
стадии развития, всячески прославлялись война и завоевания, которые давали
знати добычу, богатство и власть.
Тацит
писал: «Они считают постыдным приобретать потом то, что можно завоевать
кровью!» Такие же попытки прославления войны и грабительской добычи знает
история всех древних народов, из среды которых выдвигалась знать с присущими
ей захватническими стремлениями.
Много
столетий спустя немецкие фашисты, пытаясь внушить молодежи преклонение перед
вооруженным насилием, воспитать в ней жестокость и стремление паразитически
жить за счет порабощенных народов, приписывали древним германцам особую
воинственность и призывали немецких юношей подражать предкам.
Во
времена Тацита древние германцы, помимо вождей, которых избирали за доблесть
на период войны, стали выбирать правителей из числа знати и в мирное время. Те,
кого Тацит называет первыми людьми племени, чтобы упрочить свое господство над
соплеменниками, стремились подчинить все племя правителям, вышедшим из рядов
знати.
Эти
правители — короли, как их называли древние германцы,— еще не имели большой
власти. Но некоторые вопросы уже решались в тесном кругу «первых людей»,
совещавшихся с конунгом. Здесь сговаривались, как провести народное собрание,
чтобы не пострадали интересы знати. Однако важнейшие дела во времена Тацита
еще решало народное собрание. Оно происходило обычно в полночь. На опушке
леса, озаренной лунным светом, широким кругом рассаживались члены племени.
Блики лунного света отражались на остриях копий, с которыми германцы не
расставались. В середине круга, образованного собравшимися, группировались
«первые люди». От них исходили все предложения, обращенные к собранию. Если
предложение короля или кого-либо из знати приходилось по душе участникам
собрания, то они выражали одобрение стуком оружия; то, что не нравилось,
отвергали громким ропотом.
Со
временем влияние знати все более и более возрастало, и рядовые члены племени
все реже и реже дерзали оспаривать или отвергать предложения, исходившие от
королей либо властных и богатых представителей племенной знати. Так,
постепенно у древних германцев совершался переход к классовому государству.
В
жестоких межплеменных столкновениях, в походах и завоеваниях германская знать
сплачивалась вокруг своих предводителей, возглавлявших могущественные
племенные союзы. Эти союзы сыграли большую роль в ниспровержении Западной
Римской империи и в создании на ее развалинах новых, «варварских» королевств.
Но и в этих варварских королевствах продолжала расти роль знати, захватывавшей
лучшие земли. Эта знать подчиняла себе простых людей племени, превратив их в
конечном счете в зависимых и крепостных крестьян.
www.ahmerov.com
Древнейший общественный строй германцев
Так как очень большая часть страны была покрыта лесами и болотами и поэтому жители ее лишь в очень незначительной степени занимались земледелием, питаясь, главным образом, молоком, сыром и мясом, то средняя плотность населения не могла превышать 250 человек на 1 кв. милю. Таким образом, племя насчитывало приблизительно 25 000 человек, причем более значительные племена могли достигать 35 000 или даже 40 000 человек. Это дает 6 000-10 000 мужчин, т. е. столько, сколько в самом крайнем случае, учитывая 1 000 - 2 000 отсутствующих, может охватить человеческий голос и сколько может образовать целостное и способное обсуждать вопросы народное собрание. Это всеобщее народное собрание обладало высшей суверенной (верховной государственной) властью.
Племена распадались на роды или сотни. Эти объединения называются родами, так как они были образованы не произвольно, а объединяли людей по естественному признаку кровной связи и единства происхождения. Городов, в которые могла бы отливать часть прироста населения, образовывая там новые связи, еще не было. Каждый оставался в том союзе, внутри которого он родился. Роды назывались также сотнями, ибо в каждом из них насчитывалось около 100 семей или воинов.2 Впрочем, эта цифра на практике часто бывала больше, так как германцы употребляли слово "сто, сотня” в смысле вообще большого округленного числа.
Род (или сотня), в состав которого входили, как мы можем предположить, от 400 до 1 000, а иногда, может быть, и до 2 000 человек, владел округом с площадью, равной одной или нескольким кв. милям, и населял деревню. Германцы строили свои хижины не стена к стене, не фасадом к фасаду, а так, как они это находили удобным в зависимости от места расположения леса или ручья. Но в то же время это не были и отдельные хутора, подобно тем, которые теперь преобладают во многих частях Вестфалии. Это были, скорее, общие поселки с отдельно стоящими и широко разбросанными постройками. Земледелие, которым, главным образом, занимались женщины и те из мужчин, которые не годились для охоты и для войны, имело очень незначительное распространение. Чтобы иметь возможность обрабатывать нетронутую и плодородную почву, германцы часто переносили свои поселки с одного места на другое внутри своего округа. Даже в более поздние времена германское право относило дом не к недвижимости, а к движимому имуществу.
Члены рода, являвшиеся в то же время соседями по деревне, образовывали во время войны одну общую группу, одну орду. Поэтому еще теперь на севере называют военный корпус "thorp”, а в Швейцарии говорят "деревня” - вместо "отряд”, "dorfen” - вместо "созывать собрание”, да и теперешнее немецкое слово "войско”, "отряд” (Truppe) происходит от этого же самого корня. Перенесенное франками к романским народам, а от них вернувшееся в Германию, оно до сих пор хранит воспоминание об общественном строе наших предков, уходящем в такие древние времена, о которых не свидетельствует ни один письменный источник. Орда, которая шла вместе на войну и которая вместе селилась, была одной и той же ордой. Поэтому из одного и того же слова образовались названия поселения, деревни и солдат войсковой части.
Таким образом, древнегерманская община является: деревней - по типу поселения, округом - по месту расселения, сотней - по своим размерам и родом - по своим внутренним связям. Земля и недра не составляют частной собственности, а принадлежат совокупности этой строго замкнутой общины. Согласно более позднему выражению, она образует областное товарищество (Markgenossenschaft).
Во главе каждой общины стоял избираемый чиновник, который носил название "альдерман” (старейшина), или "хунно”, подобно тому как община называлась либо "родом”, либо "сотней”.Альдерманы, или хунны, являются начальниками и руководителями общин во время мира и предводителями мужчин во время войны. Но они живут с народом и в народе. В социальном отношении они такие же свободные члены общины, как и все другие. Их авторитет не настолько высок, чтобы сохранить мир при крупных распрях или тяжелых преступлениях. Их положение не настолько высоко, а их кругозор не настолько широк, чтобы руководить политикой. В каждом племени были один или несколько благородных родов, стоявших высоко над свободными членами общины, которые, возвышаясь над массой населения, образовывали особое сословие и вели свое происхождение от богов. Из их среды общее народное собрание выбирало нескольких "князей”, "первейших”, "principes”, которые должны были ездить по округам (”по деревням и селам”), чтобы творить суд, вести переговоры с иноземными государствами, совместно обсуждать общественные дела, привлекая к этому обсуждению также и хуннов, для того чтобы затем вносить свои предложения на народных собраниях. Во время войны один из этих князей в качестве герцога облекался верховным командованием.
В княжеских родах - благодаря их участию в военной добыче, дани, подаркам, военнопленным, которые им отбывали барщину, и выгодным бракам с богатыми семьями - сосредоточились крупные, с точки зрения германцев, богатства. Эти богатства дали возможность князьям окружить себя свитой, состоящей из свободных людей, храбрейших воинов, которые поклялись в верности своему господину на жизнь и на смерть и которые жили вместе с ним в качестве его сотрапезников, обеспечивая ему "во время мира пышность, а во время войны защиту”. И там, где выступал князь, там его свита усиливала авторитетность и значение его слов.
Конечно, не было такого закона, который категорически и положительно требовал бы, чтобы в князья выбирался лишь отпрыск одного из благородных семейств. Но фактически эти семьи настолько отдалились от массы населения, что не так-то легко было человеку из народа перешагнуть эту черту и вступить в круг благородных семейств. И с какой стати община выбрала бы в князья человека из толпы, который ничем не возвышался бы над всяким другим? Все же нередко случалось, что те хунны, в семьях которых в течение нескольких поколений эта должность сохранялась и которые благодаря этому достигли особого почета, а также и благосостояния, вступали в круг князей. Именно так шел процесс образования княжеских семейств. И то естественное преимущество, которое имели при выборах чиновников сыновья отличившихся отцов, постепенно создало привычку выбирать на место умершего - при условии соответствующей квалификации - его сына.
Правление князей переходит в королевскую власть, когда имеется налицо лишь один князь или когда один из них отстраняет или покоряет других. Основа и сущность государственного строя от этого еще не изменяются, так как высшей и решающей инстанцией все еще, как прежде, остается общее собрание воинов. Княжеская и королевская власть еще принципиально так мало друг от друга отличаются, что римляне иногда применяют титул короля даже там, где имеются налицо даже не один, а два князя. И королевская власть, так же как и княжеская, не передается по одному лишь наследству от одного ее носителя к другому, но народ облекает этим достоинством имеющего наибольшие на это права посредством выборов или называя его имя криками. Физически или умственно неспособный для этого дела наследник мог быть и был бы при этом обойденным. Суверенная власть народного собрания все больше и больше превращается в одни лишь восклицания. Но это одобрение восклицанием остается необходимым и для короля. Германец сохранил и при короле гордость и дух независимости свободного человека. "Они были королями, - говорит Тацит, - насколько вообще германцы позволяли собою править”.
Связь между округом-общиной и государством была довольно свободной. Могло случиться, что округ, меняя место своего поселения и перемещаясь все дальше и дальше, мог постепенно отделиться от того государства, к которому он ранее принадлежал.
Плотность населения в Германии
Каким же образом можем мы, хотя бы с некоторой степенью точности, вычислить количество населения древней Германии, если у нас нет ни одной действительно надежной цифры, на которую мы могли бы с уверенностью положиться?
И все же это возможно, я имею в виду способ определения плотности населения, исходя из продовольственной продукции в различных странах при различных культурных условиях. Этот способ дает - правда, не всегда, но все же во многих случаях - очень твердые опорные точки. Он дает нам возможность утверждать, что в древней Германии было очень редкое население, так как германцы в те времена еще не имели городов, мало занимались земледелием, питались, главным образом, молоком, сыром и мясом, продуктами охоты и рыболовства и жили в стране, которая в своей большей части была покрыта лесами и болотами.
Мы достаточно хорошо знаем географию древней Германии для того, чтобы довольно точно установить, что на пространстве между Рейном. Северным морем, Эльбой и линией, проведенной от Майна у Ханау до впадения Зааля в Эльбу, жили приблизительно 23 племени, а именно: два племени фризов, канинефаты, батавы, хамавы, амсивары, ангринары, тубанты, два племени хавков, усипеты, тенхтеры, два племени бруктеров, марсы, хасуарии, дулъгибины, лангобарды, херуски, хатты, хаттуарии, иннерионы, интверги, калуконы. Вся эта область занимает около 2300 км2, так что в среднем на каждое племя приходилось приблизительно около 100 км2. Верховная власть у каждого из этих племен принадлежала общему народному собранию или собранию воинов. Так было и в Афинах, и в Риме, однако промышленное население этих культурных государств лишь в очень незначительной своей части посещало народные собрания. Что же касается германцев, то мы действительно можем признать, что очень часто почти все воины бывали на собрании. Именно поэтому государства были сравнительно небольшими, так как при более чем однодневном расстоянии самых дальних деревень от центрального пункта подлинные всеобщие собрания стали бы уже невозможными. Этому требованию соответствует площадь, равная приблизительно 100 кв. милям. Равным образом вести более или менее в порядке собрание можно лишь при максимальном количестве в 6 000 - 8 000 человек. Если эта цифра была максимальной, то средней цифрой была цифра немного более 5 000, что дает 25 000 человек на племя, или 250 на 1 кв. милю (4-5 на 1 км2). Следует отметить, что это является прежде всего максимальной цифрой, верхней границей. Но сильно понижать эту цифру нельзя из других соображений - из соображений военного характера. Военная деятельность древних германцев против мировой римской державы и ее испытанных в боях легионов была настолько значительной, что она заставляет предполагать определенное количество населения. А цифра в 5 000 воинов на каждое племя кажется по сравнению с этой деятельностью настолько незначительной, что, пожалуй, никто не будет склонен эту цифру еще уменьшить.
Князья Хунии
Говоря о землепользовании германцев, Цезарь не только упоминает (VI, 22) о князьях, но указывает также на то, что "должностные лица и князья” распределяли пашни.Тацит, рассказывая о германских княжеских семьях, указывает, что их число было весьма ограничено, а ограниченность этого числа в свою очередь указывает на то, что ниже князей находился еще разряд низших должностных лиц.
И с военной точки зрения было необходимо, чтобы крупная воинская часть распадалась на более мелкие подразделения, с числом людей не свыше 200-300 человек, которые должны были находиться под начальством особых командиров. Германский контингент, состоявший из 5 000 воинов, должен был иметь по крайней мере 20, а, может быть, даже и 50 низших командиров.
К тому же заключению приводит изучение хозяйственной жизни. В каждой деревне обязательно должен был быть свой собственный староста. Это вызывалось потребностями аграрного коммунизма и теми многообразными мероприятиями, которые были необходимы для выгона и охраны стад. Общественная жизнь деревни каждое мгновение требовала наличия распорядителя и не могла ждать прибытия и приказов князя, жившего на расстоянии нескольких миль. Хотя мы должны признать, что деревни были довольно обширными, все же деревенские старосты были очень незначительными должностными лицами. Семьи, происхождение которых считалось королевским, должны были обладать более значительным авторитетом, причем число этих семей было гораздо меньше. Таким образом, князья и деревенские старосты являются существенно различными должностными лицами.
Смена поселений и пашен
Во времена Тацита и даже Цезаря германцы жили прочно и оседло во многих деревнях, а именно там, где имелись плодородные и сплошные земельные угодья. В таких местах достаточно было каждый год менять пахотные земли и земли, лежащие под паром, расположенные вокруг деревни. Но жители тех деревень, которые находились в областях, покрытых по большей части лесами и болотами, где почва была менее плодородной, уже этим не могли довольствоваться. Они были принуждены полностью и подряд использовать все отдельные пригодные для обработки поля, все соответствующие части обширной территории, а потому должны были для этой цели время от времени менять место поселения.
Величина деревень
Каждая деревня должна была обязательно иметь старосту. Общее владение пахотной землей, общие выгон и охрана стад, частая угроза неприятельских нашествий и опасность со стороны диких зверей - все это непременно требовало наличия носителя местной власти. Нельзя ждать прибытия вождя из другого места, когда требуется немедленно организовать защиту от стаи волков или охоту на волков, когда бывает нужно отразить неприятельское нападение и укрыть от врага семьи и скот или же оградить плотиной разлившуюся речку, или потушить пожар, разобрать споры и мелкие тяжбы, объявить о начале пахоты и жатвы, что при общинном землевладении происходило одновременно. Если все это происходит так, как следует, и если, следовательно, деревня имела своего старосту, то этот староста - так как деревня была в то же время и родом - являлся родоначальником, старейшиной рода. А этот в свою очередь, как мы уже видели выше, совпадал с хунно. Следовательно, деревня являлась сотней, т. е. насчитывала 100 или больше воинов, а потому была не такой уже маленькой. Деревни меньшего размера обладали тем преимуществом, что в них легче было добыть пропитание. Однако большие деревни, хотя и вызывали необходимость более частой перемены места поселения, были все же наиболее удобны для германцев при тех постоянных опасностях, среди которых они жили. Они давали возможность противопоставить угрозе со стороны диких зверей или еще более диких людей сильный отряд воинов, всегда готовых встретить опасность лицом к лицу. Впрочем и германская большая деревня позднее - в связи с ростом населения и большей интенсивностью обработки почвы, когда германцы уже перестали менять места своих поселений, - распалась на группы маленьких деревень.
Тунгин
Если мое представление о должности хунно правильно, то из него само собой вытекает, что часто упоминаемый в варварских правдах "сотник” (centenarius), как указывает само это название, есть не кто иной, как хунно, и что в том случае, когда применяется формула "тунгин или сотник (tunginus aut centenarius)”, оба названия обозначают одно и то же лицо, так что одно название лишь разъясняет другое. Граф являлся королевским должностным лицом,сотник же, или тунгин, являлся народным должностным лицом. Он не пользовался преимуществом тройной денежной виры, он не назначался и не отстранялся графом. Лишь в эпоху Каролингов он превратился в низшего графского чиновника. Граф обладает основными функциями древнего князя (princeps). Разница лишь в том, что он выполнял эти функции, не исходя из правовых представлений древнего времени, но в качестве чиновника, действовавшего во имя и по поручению недавно появившегося великого короля. Этот великий король впитал в себя древний принципат. Он один лишь остался из среды прежних князей (principes). Постепенно все большее и большее количество племен подчинилось его власти. И эти племена управлялись им посредством назначенных им графов. Но хунны, эти древние старейшины общин, сохранялись и существовали в течение многих поколений, так же повинуясь графам, как до того они повиновались князьям, являясь народными должностными лицами. В романских областях, где не существовало замкнутых германских племенных общин, сотник (centenarius) с самого начала, под именем "наместника”, "викария” (vicarius), являлся должностным лицом, подчиненным графу, т. е. тем, чем сотник на германской почве стал лишь позднее.
Примечания:
[1] Немецкая (географическая) миля равна 7.420 м. - Ред.[2] Согласно Цезарю (VI, 21), германцы не вступали в брак ранее 20 лет. Но они не могли обзаводиться семьями и значительно позднее этого возраста, так как в таком случае невозможно было бы полностью соблюдать существовавший у них строгий обычай целомудрия. В общине, состоявшей из 100 семей, из ста мужчин, стоявших во главе семей, выпадали, таким образом, в качестве воинов старики, инвалиды, больные и те, которые случайно не могли выступить в поход. Но это количество приблизительно уравновешивалось совсем молодыми людьми в возрасте от 14 до 20 лет, которые вступали в ряды воинов.
Источник:
Дельбрюк Г. История военного искусства. «Русич». Смоленск, 2003.Перевод: Л. Гринкруг, В. Авдиев.