Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока. Психология древнего востока
1. Донаучная психология эпохи Древнего Востока.
Лекция 1. Характеристика психологии как науки: объект и предмет психологии
План
1. Возникновение психологии как науки.
2. Объект и предмет современной психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками.
3. Научное понимание психики человека.
4. Принципы и методы психологии. Вация 1. Характеристика 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
1. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Чтобы объяснить значение слова «психология» обратимся к греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретя бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Итак, развитие психологического знания можно условно разбить на два периода:
1. Донаучный - в рамках религиозного и философского знания.
2. Научный — формирование психологии как самостоятельной науки. Датой рождения психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, когда В.Вундт открыл в Германии первую в мире психофизиологическую лабораторию.
Одновременно развитие психологии можно представить и в виде этапов, отличающихся предметным содержанием: психология как наука о душе; психология как наука о сознании; психология как наука о поведении; психология как наука о фактах и закономерностях психики.
1 этап. Наука о душе. Более 2 тыс. лет назад наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека. Этап развития науки о душе имеет длительную историю. Основу ее составляют:
Воззрения на душу складывались на основе религиозных верований и ростков естественнонаучных знаний. Суть воззрении сводилась к следующему: живое тело находится в зависимости от внешней природы (бога), а душа — от живого тела.
Религиозную основу составляют развивающиеся по времени религии в странах Древнего Востока. Это:
В Индии — ведическая религия; индуизм; буддизм.
В Китае — Культ неба; Культ предков; Даосизм; Конфуцианство.
Естественнонаучная основа изучалась по медицинским источникам:
- китайских медицинских источниках главный орган — сердце, а основа жизненных отправлений — воздухообразное начало — «ци». «Ци» сообщает человеку дар речи, движет мыслями;
- от медиков идет учение о темпераментах. В основу темперамента индийские и китайские врачи принимают 3 элемента: Воздухоподобное начало. Оно олицетворяет неуравновешенность, подвижность. Такой человек похож на обезьяну;
Желчь — определяет силу и храбрость;
Слизь. Она связана с медлительностью, малоподвижностью.
Таким образом, воззрения эпохи Древнего Востока на душу, как предмет донаучной психологии, носят элементарный характер, где различия людей в ощущениях, темпераменте и других особенностях душевной жизни человека обосновываются перемещением частиц.
2. Психология Античного периода (от Аристотеля до Декарта).
1. происходящую не от всей природы, а только от живой (организм) — по взглядам Аристотеля;
2. происходящую от законов движения и развития материального мира (природа) — по взглядам Гераклита, Демокрита, Гиппократа;
3. происходящую от человеческой культуры (общения) - по взглядам софистов, Сократа и Платона.
Все эти положения образуют ядро объяснительных схем современной психологии. Содержательная сторона рассмотренных проблем стала отправным пунктом последующей эмпирической работы. Если во взглядах мыслителей Древнего Востока преобладала религиозная позиция, то во взгляде ученых Древней Греции — философская позиция.
3. Психология эпохи средневековья. Представителями этого периода были Ф. Аквинский (томизм – католическая философия), Авиценна (Ибн Сина), Ибн Рушд (Аверроэс). Это время характеризуется, с одной стороны, приостановкой естественнонаучных исследований, с другой стороны, доминированием религиозных взглядов. В странах Европы после распада Римской империи наступает религиозный застой. С разрушением древнегреческой цивилизации большая часть учений была утрачена.
Итак, изложенные взгляды на душу в различные исторические периоды, знакомят нас с тем, как складывалась область знаний, получившая в последующем название «Психология». Первый этап развития психологического знания можно рассматривать как фундамент будущей науки. Отличительной особенностью данного этапа является умозрительность взглядов, отсутствие практических подтверждений. Ценность сложившихся взглядов на душу состоит в том, что были сформулированы основополагающие принципы будущей науки.
studfiles.net
ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ПСИХОЛОГИЯ - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОКА
РАЗДЕЛ И.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОКА
Поводом для написания данного раздела послужил тот факт, что все учебники, учебные пособия и хрестоматии имеют одну и ту же серьезный "недостаток" - полное отсутствие сведений о развитии психологии на Востоке, за исключением трех имен: Авиценна, Альгазенна и Аверроэс.
Нет сомнения, западная мысль и мыслители Древней Греции достигли выдающихся успехов в научной сфере, но восточная традиция пробуждает нас взглянуть на мир другими глазами, потому что Восток - это огромное жизненное пространство - висповідає непосредственное, открытое этическое восприятие, не пытаясь логически обосновать смысл жизни. Это происходит потому, что смысл жизни и сама жизнь не рассматриваются отдельно друг от друга.
Мудрецы, волшебники, целители, прорицатели, знахари - все они так или иначе связаны с психологией, магией, медициной, философией и астрологией.
Мудрость Востока... Она всегда учит тому, что человек может достичь подлинной самореализации, приблизиться к самодостаточности и совершенства в том случае, если она находится в гармонии с Космосом, и в согласованности с собой, и в полном взаимопонимании с окружающими.
В этом разделе упоминаются лишь те ученые, которые имеют отношение к развитию психологии.
1.1. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ПСИХОЛОГИЯ
V - VI тысячелетий назад, несмотря на то, что социальная строение и жизнь людей в целом были довольно примитивными, психология существовала как таковая, но, конечно же, на жизненном уровне. Однако это не означает, что она была примитивна и смехотворна - совсем наоборот. Надо думать, что много знаний, умений, "секретов", которыми пользовались в глубокой древности, были либо утеряны, либо забыты (например, как в металлургии: рецепт и технология изготовления булатной, дамасской стали или секрет литья колоколов). Ритуалы и обряды, лечения и исцеления, разнообразные чудеса, предсказания и многое другое - все это "следы" ее Величества Психологии. "Специалистами" - психологами того очень далекого времени были: веды, жрецы, шаманы, знахари, то есть люди, имевшие сильную биоэнергетику, владели секретами экстрасенсорики, гипноза и др.
Мысленно осматривая пространство, заселен людьми, мы невольно обращаемся к одной из древнейших культур человечества Шумеро-Вавилонской. Эта цивилизация возникла в южной части Месопотамии - Двуречье. В III - i тыс. до н.э. там возникли сначала древние Шумеро-Аккадські государства, а потом Вавы лон и др. Одним из важнейших достижений шумерского народа было изобретение письменности (середина IV в. до н.э.). Как и другие древние системы письменности, шумерская письменность возникла из рисунков. Школы, где учились богачи, были при храмах и дворцах. В этих школах давали общее и специальное образование. Кроме других наук в общеобразовательной комплекс входили астрология и медицина. Литературное и научное творчество народов Двуречья имела отпечаток религиозно-мифологического мышления. Потребности бытового жизнь побудившие человека внимательно следить за явлениями природы и, по возможности, объективно понимать их содержание.
Заметный след в истории человечества оставили Хетська культура и цивилизация, культура Восточного Средиземноморья, но раньше всех - Ассирия. Они начали формироваться в XIX в. до н.э. в Малой Азии между Европой и Азией и просуществовали в том или ином виде почти до XII в. н. э. Здесь родилась и развивалась религия зороастризма. Основателем ее был легендарный мудрец тех времен - Заратустра. Главным в его проповедях было учение о зависимости человека от Мироздания и миропорядка от человека, борьбу человека на стороне добра и вселенского господства справедливости. Монолитной глыбой среди других цивилизаций высится Древний Египет. Создание единого государства по традиции датируется примерно 3000 годом до н.э., когда царь Верхнего Египта Меня покорил Нижний Египет и основал первую династию объединенной страны.
Своеобразием Египетской религии было то, что исключительное значение придавалось заупокойному культу. Египтяне верили, что сохранение умерших (мумифицирование) обеспечивает существование души. Большое значение имело знание магических заклинань. их писали зеленой краской (цвет жизни) на стенах усыпальниц. Много позже, в эпоху Нового царства, молитвы и заклинания писали на свитках папируса "Книга мертвых".
Сущность человека виделась египтянами как сочетание духовного и природного естества, "мыслительной" и физической силы. Человеческая жизнь - это отрезок между двумя огромными пространствами - прошлого и будущего. Жизнь - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Для древних египтян явления и силы как органической, так и неорганической природы представлялись воплощением или помещением разнообразных духов. Смерть рассматривалась как переход к другой, лучшей жизни. Однако в момент смерти происходит нарушение единства тела и души человека. Душа на некоторое время покидала телесную оболочку и отправлялся в странствование в загробном мире.
Древние египтяне понимали душу как такую, которая состоит из нескольких субстанции, основные из которых - КА и БА. КА - это двойник человека, его жизненная сила. БА изображалось в виде птицы с человеческой головой и было воплощением разумной части души. Чтобы КА и БА могли снова вернуться в тело, необходимо было сохранить тело от тления. Эта идея привела к практики мумифицирования.
Психологическая мысль древнего мира вообще, и на Востоке в частности, представляет собой некий конгломерат философии и теологии, мистики и магических знаний (маг - это тот же психолог) и взглядов. Это можно проследить, в частности, по описанию механизма психической деятельности в Египетской, так называемой "Памятке мімфічної теологии" (конец IV тыс. до н.э.). За этим произведением, творцом всего сущего на земле является бог Птах. И, соответственно, значение органов ощущение такое: боги создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, чтобы они давали извещения сердцу" [34, с.39]. Что касается сердца, то оно в воображении египтян представляло собой первопричину сознания, но не души. Душа в их понимании не подлежит осмыслению.
Древний Восток был не только лоном зарождения мировых религий, но и центром научных знаний, которые воплощали мудрость тысячелетий. В глубокой древности наука была тесно связана с практическими потребностями, в частности с культом, поэтому на Востоке нет резкой грани между медициной и религией. Шумеры считали лекарства даром богов. Как свидетельствуют записи различных рецептов на глиняных табличках, им было известно большое количество способов лечения различных болезней. Вавилоняне и египтяне владели магическими знаниями в области гипноза, психотехники и другими способами воздействия на психику человека.
Некоторые народы великих цивилизаций древнего времени впоследствии так и не вышли за пределы мифологического, мистического мышления, не смогли прорваться за пределы непосредственного существования. Они были обречены на перерождение и медленное умирание, как это и получилось с Месопотамией и Египтом.
На смену политеизму и мифологическом сознании приходят мировые религии и философия. Человек будто впервые пробуждается к ясному мышлению, проявляя недоверие к непосредственному опыту эмпирического знания. Она осознает конечность своего существования, ставит философские вопросы бытия" и создает идеи и образы, которые помогают ей выжить, то есть создает религии спасения, рационализирует свое существование. В этих новых условиях мышление, рефлексия, рациональность побеждают мифологические образы, эмпирический опыт, то есть Логос побеждает Миф.
В древньоіндійській литературе является утверждение и даже убеждение в том, что душа может вселиться в любую форму живой материи. Только много позже душа стала отождествляться с поведением и психикой человека как исключительного существа.
Большое значение на психологические взгляды в Древней Индии имел буддизм, основной проблемой которого была проблема бытия личности. Это религиозное направление, центром которого является "четыре благородных истины". Они утверждают: "Существуют страдание; причина страданий; путь, ведущий к освобождению от страданий; освобождение от страданий" (27 с., 58). Психологически страдания определяются в буддизме прежде всего как ожидание неудач и потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе которого лежит чувство страха, но оно одновременно невідокремлене и от присутствующей надежды. Освобождение (раскрепощения) представляются как уничтожение желаний, а точнее пригашення их страстности. В Японии много позже подобное учение называлось синтоізмом.
В древнем Китае большое влияние на развитие психологии имела огромное философско-религиозное течение - конфуцианство. Во многом конфуцианство соглашалось с древнегреческой философской школой, но оно имело и свои особенности. Китайцы исповедовали любовь к людям, раскрытие истинной природы человека путем образования и самосовершенствования. В древньокитайських медицинских источниках, например в "Книге о внутреннем" (VIII в. до н. э.), говорится, что "князем тела" есть сердце" (49 с., 103). Именно от медиков Древнего Китая зародилось учение о тем-пераменти. Это примерно на 400 - 500 лет раньше, чем этим вопросом стали заниматься древние греки.
Во всех странах Древнего Востока особое значение в жизни имел кровообращение (отсюда главная роль отводилась сердцу). Основой жизненности вообще считали два источника: кровь и воздух. Еще с глубокой древности люди осознавали загадочность и таинственность такой сущности, как душа, и много - сложности такого органа, как сердце.
Византийская картина мира, система ценностей и идеал человека отличались от предыдущих взглядов. Она состоит как специфическая для восточного христианства: метафизическая, цельная, интуитивно-мистическая картина мира, включая Космос, Природу, человеческую жизнь в их присоединении идеи (энергии) к божественной благодати. По мнению византийского мистика XIV в. Григория Паламы, приобщение к этой благодати осуществляется благодаря мистической молитве. Византийском світоспогляданню было присуще целостное восприятие общественной жизни, понятие единства жизни.
События древности довольно трудно понять, осмыслить, если хотя бы примерно не представить себе, что чувствовал человек того времени, что она думала о мире, о самом себе, о других людях. Памятники древности, факты, которые дошли до нашего времени, свидетельствуют о том, что мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия, мистика и магия. Коллективный опыт предков формировался именно так.
na-uroke.in.ua
Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
Естественно-научные источники психологического знания закладывались еще за несколько тысячелетий до н.э., когда зарождались великие древние цивилизации: египетская, индийская и китайская. Для этих цивилизаций были характерны достаточно высокий уровень производственной культуры, господство религиозной идеологии и идеи бессмертия души. В то же время в этих культурах сохранялись и источники естественнонаучного познания. Естественнонаучные представления о психике закладывались в пределах теологического знания (религиозного мировоззрения).
Главным органом психической деятельности преобладающим образом рассматривалось сердце, о чем свидетельствуют египетский «Памятник мемфисской теологии» конца четвертого тысячелетия до н.э. и китайская «Книга о внутреннем» конца VIII в. до н.э. «Мозгоцентрическая» схема психики появляется позднее.
В качестве главного фактора телесной жизни рассматривалось кровообращение, а основой жизненности считались жидкости тела и воздух. Опорой для таких представлений была … древневосточная медицина. Медики предложили первую типологию различий между людьми – учение о темпераментах.. Оно вытекало из учения об элементах тела. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали три элемента: воздухоподобное начало (у китайцев – ци), желчь (или кровь) и слизь. В зависимости от преобладания одного из элементов люди делились на несколько типов. Так, китайские медики выделяли три типа людей:
1) с преобладание желчи (или крови): сильный, храбрый, сходный с тигром тип людей;
2) с преобладанием ци: неуравновешенный, подвижный, подобен обезьяне;
3) с преобладанием слизи: медлительный, малоподвижный.
Таким образом, рациональное объяснение психофизиологических явлений выразилось в представлениях о воздухе как носителе душевных процессов, в идее о зависимости души от жизни тела и в объяснении свойств самого тела смесью в нем природных элементов.
В древневосточной мысли проблема души начинает впервые обсуждаться с этической точки зрения, т.е. поднимаются вопросы правильного и неправильного поведения и усовершенствования человека. Эти проблемы отчетливо обозначены в исходных для индийской философии текстах Вед (второе тысячелетие до н.э.) и в их логическом завершении – Упани-шадах (около 1000 г. до н.э.) и в складывающихся на их основах религиозных учениях – джайнизме и буддизме (VI в до н.э.).
Возникшая позже философская школа Веданта развивала субъективно-идеалистические тенденции Упанишад и учение об особом интуитивном сознании (учение об Атмане и Брахмане). Особое интуитивное сознание, или настоящее «Я» (Атман), тождественно бесконечному космическому сознанию, основе мира (Брахману). Индивидуальная же душа отличается от Ат-мана, поскольку скрыта за потоком чувственных восприятий и телесных стремлений. Путем познания и строгой моральной дисциплины она может избавиться от них и стать идентичной Брахману. Таким образом, древней восточной философии вводятся впервые понятия сознания и самосознания (понятие «Я» в психологии).
Живой интерес к психологии индивида определило стремление древних философов разрешить этические вопросы. Результатом таких стремлений стали первые техники и способы саморегуляции тела, процессов внимания и мышления, а также психических состояний в индийской школе – йоге.
В индийской литературе философами разрабатывались первые теории умственной деятельности, в основе которых лежала идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. Центром анализа становились образы представления, сохраняющиеся после воздействия предмета на органы чувств. В индийской психологии основное внимание уделялось восприятию, изучались иллюзии восприятия, галлюцинации и образы сновидения.
В школе Древнего Китая – конфуцианстве – впервые была поставлена проблема о соотношении врожденного и приобретенного в психике человека и возможностях правильного воспитания (VI – V вв. до н.э.).
Характерные черты формирования психологических идей на Востоке и на Западе имеют общие особенности, что говорит об общих закономерностях развития психологической мысли. Зарождение научных представлений о психике находилось в зависимости от опытного изучения организма и встречало противодействие со стороны мистико-религиозной догматики.
Древняя Индия
· Религия – индуизм
· Священные книги – веды
· Поклонение богам: Брахма (создатель и правитель мира), Вишну (спаситель), Шива (созидает и разрушает)
· И человек, и животное, и растение обладают душой. Душа – вечна. Она переселяется. Что будет с душой человека после смерти зависит от его поведения при жизни.
· Все в жизни подчиняется карме. Закон кармы – закон возмездия.
· Йога – особая система духовного и физического возмездия.
· Все люди делились на варны : кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, шудры – слуги, брахманы – священнослужители. Человек не мог перейти из одной варны в другую. Так же варны подразделялись на касты.
· С VI в – буддизм.
Древний Китай
· Главная личность – император
· Вся земля и власть – император
· Вся земля и власть принадлежала правителю
· Император Цинь Шихуанди опасаясь, что чтение книг может заставить задуматься о его правлении. Он приказал книги сжечь, а мудрецов – живыми закопать в землю.
· Китайская стена была построена для защиты императора.
· Правление императора было деспотичным и авторитарным.
Древний Египет
· Фараон – Бог. Египтяне верили, что от фараона исходит особая жизненная сила. Фараон должен жить вечно, с этой целью строились пирамиды.
· Смерть – это путь к вечной жизни. Тело умершего бальзамировали и извлекали внутренности.
· Верование – многобожие. Богов изображали в виде человека с головой животных.
· В честь бодов и фараонов воздвигались храмы.
· Жизнь египтян завесила от реки Нил.
· Древний Египет страна тайн и древнейший знаний человечества.
·
refac.ru
Древней восток и психология - История психологии Библиотека русских учебников
V - VI тысячелетий назад, несмотря на то, что социальная строение и жизни людей в целом были довольно примитивными, психология существовала как таковая, но, конечно же, на жизненном уровне. Однако это не означает, что она была примитивна и смехотворна - наоборот. Надо полагать, что много знаний, умений,"секретов", которыми пользовались в глубокой древности, были либо утеряны, либо забыты (например, как в металлургии: рецепт и технология изготовления булатной, дамасской стали или секрет литья колоколов). Ритуалы и обряды, лечения и исцеления, разнообразные чудеса, предсказания и многое другое - все это"следы"ее. Величества. Психологии"Специалистами"- психологами того очень далекого времени были: веди, жрецы, шаманы, знахари, есть люди, имевшие сильную биоэнергетику, владели секретами экстрасенсорики, гипноза и т ими екстрасенсорики, гіпнозу і т. ін.
Мысленно осматривая то пространство, заселенный людьми, мы невольно обращаемся к одной из древнейших культур человечества -. Шумеро-Вавилонской. Эта цивилизация возникла в южной части. Месопотамии -. Двуречье и. В III - I тыс. до не там возникли первоначально древние шумеро-аккадского государства, а затем. Вавилон и др.. Одним а важных достижений шумерского народа было изобретение письменности (середина IV в до не). Как и другие древние системы письменности, шумерский письменность возникла из рисунков. Школы, где учились богачи, были при храмах и дворцах. В этих школах давали общем и специальном образовании. Помимо прочих наук в общеобразовательной комплекс входили астрология и медицина. Литературная и научное творчество народов. Двуречья была отражение религиозно-мифологического мышления. Потребности бытовой жизни побудили человека внима жно следить за явлениями природы и, по возможности, объективно понимать их содержательныезуміти їх зміст.
Заметный след в истории человечества оставили. Хеттская культура и цивилизация, культура. Восточного. Средиземноморья, но раньше всех -. Ассирия. Они начали формироваться в XIX в в не в. Малой. Азии между. Европой й и. Азией и просуществовали в том или ином виде почти до XII в н е. Здесь родилась и развивалась религия зороастризма. Основателем ее был легендарный мудрец тех времен -. Заратустра. Главным в его п роповидях было учение о зависимости человека от. Вселенной и миропорядка от человека, борьбу человека на стороне добра и вселенского господства справедливостиедливості.
монолитные глыбы среди других цивилизаций высится. Древний. Египет. Создание единого государства по традиции датируется примерно 3000 годом до не, когда царь. Верхнего. Египта. Меня покорил. Нижний. Египет и основал первую династию объединенной государствави.
Своеобразием. Египетской религии было то, что исключительное значение придавалось заупокойном культа. Египтяне верили, что сохранение умерших (мумифицирования) обеспечивает существование души. Большое значение имело зна. Ання магических заклинаний их писали зеленой краской (цвет жизни) на стенах усыпальниц. Много позже, в эпоху. Нового царства, молитвы и заклинания писали на свитках папируса -"Книга мертвых мертвих".
Сущность человека виделась египтянами как сочетание духовного и природного естества,"мыслительной"и физической силы. Человеческая жизнь - это отрезок между двумя огромными пространствами - прошлого и будущего жил ття - это вечная борьба света и мрака, добра и зла. Для древних египтян явления и силы как органической, так и неорганической природы представлялись воплощением или помещением различных духов. Смерть рассмотрение. Алас как переход к другой, лучшей жизни. Однако в момент смерти происходит нарушение единства тела и души человека. Душа на время покидала телесную оболочку и отправлялась в странствования в загробном св т.загробному світі.
Древние египтяне понимали душу как такую, которая состоит из нескольких субстанций, основные из которых -. КА и. БА. КА - это двойник человека, его жизненная сила. БА изображалось в виде птицы с человеческой головой и бу уло воплощением разумной части души. Чтобы. КА и. БА могли снова вернуться в тело, необходимо было сохранить тело от тления. Эта идея привела к практике мумифицированияання.
Психологическая мысль древнего мира вообще, и на. Востоке в частности, представляет собой некий конгломерат философии и теологии, мистики и магических знаний (маг - это тот же психолог) и взглядов. Это можно пр рослидкуваты, в частности, по описанию механизма психической деятельности в. Египетской, так называемой"Памятке мимфичнои теологии"(конец IV тыс. до не). По этим произведением, творцом всего сущего на земле есть бог. Птах. И, соответственно, значение органов чувств следующее: боги создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, чтобы платили оповещения сердцу"[34,. С39]. Что касается сердца, то оно в представлении египтян представляло собой первой причину сознания, но не души. Душа в их понимании не подлежит осмыслениюі не підлягає осмисленню.
Древний. Восток был не только лоном зарождения мировых религий, но и центром научных знаний, которые воплощали мудрость тысячелетий. В глубокой древности наука была тесно связала с практическими потребностям мы, в частности с культом, поэтому на. Востоке нет резкой грани между медициной и религией. Шумеры считали лекарства даром богов. Как свидетельствуют записи различных рецептов на глиняных табличках, им была известна. Великого несколько во способов лечения различных болезней. Вавилоняне и египтяне владели магическими знаниями в области гипноза, психотехники и другими способами воздействия на психику человекдини.
Некоторые народы великих цивилизаций древнего времени впоследствии так и не вышли за пределы мифологического, мистического мышления, не смогли прорваться за пределы непосредственного существования. Они были обречены на пер реродження и медленное умирание, как это и получилось с. Месопотамией и. Египтомм.
На смену политеизма и мифологическом сознании приходят мировые религии и философия. Человек как бы впервые пробуждается к ясному мышлению, проявляя недоверие к непосредственному опыту эмпирического знает. Ання. Она осознает конечность своего существования, ставит"философские вопросы бытия"и создает идеи и образы, которые помогают ей выжить, т.е. создает религии спасения, рационализирует свое существование. В этих новых условиях мышление, рефлексия, рациональность побеждают мифологические образы, эмпирический опыт, т.е.. Логос побеждает. Миперемагає. Міф.
В древнеиндийских литературе является утверждение и даже уверенность в том, что душа может вселиться в любую форму живой материи. Только много позже душа стала отождествляться с поведением и психикой л человека как исключительной существи.
Большое значение на психологические взгляды. Древней. Индии оказал буддизм, основной проблемой которого была проблема бытия личности. Это религиозное направление, центром которого является"четыре благородных истины"Вон ни утверждают:"Существуют страдания; причина страданий; путь, ведущий к освобождению от страданий, избавление от страданий"(27 с, 58). Психологически страдания определяются в буддизме прежде всего как оч икування неудач и потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе которого лежит чувство страха, но оно одновременно неотделима и от присутствующей надежды. Освобождение (раскрепощения) представляются как с уничтожение желаний, а точнее пригашення их страстности. В. Японии много позже подобное учение называлось синтоизмання називалося синтоїзмом.
В древнем. Китае большое влияние на развитие психологии имело огромное философско-религиозное течение - конфуцианство. Во многом конфуцианство увязывалось с древнегреческой философской школой, а но оно имело и свои особенности. Китайцы исповедовали любовь к людям, раскрытие истинной природы человека путем образования и самосовершенствования. В древнекитайских медицинских источниках, например в"Книге п ро внутреннее"(VIII века до н.э), говорится, что"князем тела"есть сердце"(49 с, 103). Именно от медиков. Древнего. Китая зародилось учение о темпераментах. Это примерно на 400-500 лет раньше, н иж этим вопросом стали заниматься древние грек стали займатися стародавні греки.
Во всех странах. Древнего. Востока особое значение в жизни имел кровообращение (отсюда главная роль отводилась сердцу). Основой жизненности вообще считали два источника: кровь и воздух. Еще с глубокой древности и люди осознавали загадочность и таинственность такой сущности, как душа, и многие сложности такого органа, как сердцеце.
Византийская картина мира, система ценностей и идеал человека отличались от прежних взглядов. Она состоит как специфическая для восточного христианства: цель физическое, целостная, интуитивно-мистическое на картина мира, включая. Космос,. Природу, человеческая жизнь в их присоединении (идеи энергии) к божественной благодати. По мнению византийского мистика XIV в. Григория. Паламы, приобщение к этой благодати и осуществляется благодаря мистической молитве. Византийском миросозерцания было присуще целостное восприятие общественной жизни, понятие единства жизненноиття.
События древности довольно трудно понять, осмыслить, если хотя бы приблизительно не представить себе, что чувствовала человек того времени, она думала о мире, о самом себе, о других людях. Достопримечательности давности, факты, я дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о том, что мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия, мистика и магия. Коллективный опыт предков формировался именно иак.
uchebnikirus.com
Психологическая мысль в странах Древнего Востока — КиберПедия
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др. В них господствовала религиозная идеология (в основе – миф о бессмертии души, способной покидать тело, странствовать, перемещаться в другие миры).
Однако, как доказывают источники, дошедшие до нас, в них содержатся не только религиозные, но и естественнонаучные знания о психике.
А) Психофизиологические представления.
Представления о том, что живое тело зависит от внешней природы, а душа от жизни тела.
Например, «Памятник мемфисской теологии» (Египет, 4 в до н.э.): Бог Птах повелевает миром посредством системы телесных органов (боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу»). Роль сердца: «оно всякому сознанию даёт восходить». Вывод о том, что условием «всякого сознания» является деятельность центрального телесного органа.
Естественнонаучные представления опирались на достижения древневосточной медицины. Препятствие для её развития – религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело.
Схема организма
Во всех странах Древнего Востока решающее значение признавалось за кровообращением.
В китайских медицинских источниках главным органом психической деятельности, «князем тела», считается сердце (8 в до н.э).
Учение о темпераментах. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали: воздухоподобное начало (у китайцев ци), желчь (иногда кровь) и слизь. Соответственно люди разделялись на несколько типов.
Китайские медики:
1. С преобладанием желчи (или крови) – отличительные особенности человека – сила и храбрость (тигр).
2. С преобладанием ци – неуравновешенность, подвижность, быстрый переход от смеха к плачу (обезьяна).
3. С преобладанием слизи – медлительность, малоподвижность.
Т.о., ростки естественнонаучных знаний пробивали себе дорогу.
Б) Возникновение филосовских школ этической направленности
Дайнизм, буддизм, позже Йога (Индия), Лао-цзы, Конфуций, Мо-цзы (Китай) и др.
Устремлённость на этико-психологические вопросы (вопросы человеческого существования и его отношения к миру) определила живой интерес к психологии индивида. Например, разработка специальных приёмов расчленения психических состояний и управления ими (Йога).
В) Психология познания
Изучение восприятия, памяти, речи. Например, в учениях индусов большое место занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, о возможностях сверхчувственного восприятия (Йога).
2. Общая характеристика античных учений о душе.
У1 в до н.э. – возникновение первых научных представлений о психике. Философы, натуралисты, медики рассматривали психические процессы как одну из составляющих мироздания. Психологические проблемы обсуждались в рамках философских изысканий. Предметом философских размышлений был мир в целом, включая вопросы человека, его души (=> психология исходно – часть философии).
В античной психологии были представлены все основные психологические проблемы и, так или иначе, решены. Начинает оформляться категориальный аппарат психологии. Первая научная категория – душа.
В античной психологии уже были предсталены два основных направления в понимании души:
Материалистическое направление
Основная характеристика – акцент на реальных механизмах жизнедеятельности человека, отказ от сверхестественных причин, объясняющих душевную жизнь.
Результат –первые описания фактов душевной жизни (чувств, воли и др.).
Идеалистическое направление
Основная характеристика – попытки выделить явления души как самостоятельные и противопоставить их материальным явлениям. Значение – стремление рассматривать психические явления как специфичные.
Общим для всех направлений является попытка выделить единое начало, которое бы объясняло все психические проявления человека. Это единое начало – душа.
Итак, учения о душе – первая форма научных знаний, внутри которых развивается понимание психических явлений.
Л.С.Выготский:
«...психология как наука должна была начаться с идеи души; она (идея) явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки».
cyberpedia.su
Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
ТОП 10:
С VIII по ХIIв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Ибн аль-Хайсам (Альгазен)
(956-1039)
Сделал ряд важнейших открытий в области психофизиологии восприятия. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Было экспериментально изучены такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешивание цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др.
Ибн Сина (Авиценна)
(980-1037)
§ Разработал так называемую теорию двух истин. В теории двух истин доказывалось, что существует две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Истина знания не входит в соприкосновение и противоречия с религией и имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека.
§ Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.
§ Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм.
§ Изучал эмоциональную сферу (аффекты). Он связал аффективную сторону душевной жизни с телесными изменениями. Его опыты дают основания видеть зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Ибн Рошд (Аверроэс)
(1126-1198)
Открыл, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Считал, что вместе с распадом тела индивидуальная душа тоже уничтожается.
Отделил бессмертный разум от смертной души.
Психологические идеи средневековой Европы
Философия раннего средневековья называласьапологетикой,а ее представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, т.е. сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Патристика – учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Схоластика («школьная философия») – философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь.
Психология в позднем Средневековье (XII-XVвека)
Роджер Бэкон
(1214-1292)
§ Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Ратовал за развитие объективного знания, доказывая, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук.
§ Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание.
§ Ему принадлежит известный афоризм «Знания – сила», доказывавший безграничность способностей и возможностей человека.
Фома Аквинский
(1226-1274)
§ Разработал особую систему – томизм, в которой не только систематизировал накопленные в то время наукой знания, но и пытался примирить богословие с наукой.
§ Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума.
§ Душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. После томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активность – сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ.
§ СенсуализмАквинского: он писал, что для ощущений необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образцов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному.
Дунс Скот
(1270-1308)
Ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и из связи с деятельностью. Считал, что познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи.
Уильям Оккам
(1285-1349)
§ Развивая идеи номинализма, Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей.
§ «Бритва Оккама»: афоризм, выражающий позитивистский принцип экономии мышления – «Сущностей не следует умножать без необходимости».
§ Разграничил сферу разума и область веры.
§ Различал две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуитивное знание и абстрактное знание.
Психологические идеи в эпоху Возрождения: изменение стиля научного мышления
infopedia.su
ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (продолжение. часть 7)
Между различными культурами издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многих идей утрачена возможность выяснить, возникли ли они на почве данной культуры или оплодотворили ее, будучи усвоены от других. Так, например, представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалось в Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции. Но кому принадлежит приоритет и каковы были пути передачи этого учения (в том случае, если оно не возникло у одного народа независимо от другого), остается невыясненным. То же можно сказать и про учение об основных элементах мира, определяющих материальный состав организма и характер его функций. Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и на Западе одни и те же. Повсюду зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы. Повсюду эти представления пробивались сквозь мистико-религиозную догматику, подавляющую свободное исследование. Вместе с тем из-за слабого развития производительных сил и соответственно естествознания на Востоке не сложилась механико-математическая модель мира как основа и прообраз модели живого организма и его различных функций, в том числе психических. Первоначальная форма причинного объяснения природы в целом (а не только ее отдельных частных связей) зародилась и на Востоке, и на Западе в виде учения о том, что все объекты, включая человека, возникают путем смешения и перемещения основных частиц, причем на Востоке, возможно, это учение появилось раньше. Во всяком случае оба философа, представлявшие его в Греции,— Эмпедокл и Демокрит — были непосредственно связаны с восточной наукой. Безотносительно к возможным влияниям общее направление поисков было однотипным у индийских, китайских, греческих мыслителей. Смешением и перемещением частиц объяснялись различия в ощущениях, темпераменте и других особенностях душевной жизни. Однако первоначальная «элементаристская» форма причинного объяснения была лишь подготовительным этапом к более совершенной детерминистской схеме, согласно которой организм представляет машину, приводимую в движение внешними силами и вместе с тем не распадающуюся под их действием. Эта схема утверждается с развитием капиталистических отношений, потребовавших внедрения в производство принципов механики. Новое понятие об организме позволило истолковать его функции, в том числе психические, как производное от воздействия внешних стимулов на внутреннюю организацию («машину тела»). В рабовладельческих и феодальных обществах такое понимание не было достигнуто ни на Востоке, ни на Западе. Между тем только после победы механистических воззрений на психику научная мысль смогла подняться к более высоким уровням причинного анализа. Таким образом, благодаря преобразованиям в общем складе научного мышления, в свою очередь обусловленным переворотом в производстве и социальных отношениях, развитие психологии в европейских странах пошло в новое время иным путем, чем на Востоке, застывшем на стадии феодальных отношений.}