Итак, точно известно, что в Китае человек появился более 40 тыс. лет назад. В это время значительная часть Евразии – от устья Луары на Атлантическом побережье до Камчатки на Тихоокеанском побережье – была покрыта ледником. Граница ледника многократно менялась, но условную среднюю границу ледника принято проводить по 50° с. ш. Обитавшие к югу от ледника люди охотились на крупных животных – ма монта, пещерного медведя, саблезубого тигра и других. Для охоты на таких крупных животных было достаточно оружия, сделанного из крупных камней. Также из довольно крупных камней изготовлялись и прочие орудия труда. Такие орудия и являются основной особенностью палеолита. Одним из простых орудий труда того времени был универсальный «чоппер» – слегка оббитая галька.
Около 12 тыс. лет назад ледник начал таять. Таяние ледника было довольно длительным процессом и по оценкам геологов продолжалось примерно одну-две тысячи лет. Причины этого явления до сих пор точно не известны. В научной и популярной литературе было высказано на этот счет много гипотез, начиная от изменения орбиты Земли и кончая прилетом инопланетян. Самой популярной ненаучной гипотезой считается гипотеза, согласно которой около 12 тыс. лет назад огромный астероид попал в остров посредине Атлантического океана (платоновская Атлантида), в результате чего сформировалось течение Гольфстрим, которое стало размывать ледник. Падение астероида привело к выбросу в атмосферу нескольких тысяч тонн вулканического пепла и пара. Грязевые потоки (сели) просто смыли обитавших в долинах рек мамонтов и других древних копытных. И хотя многие историки и геологи возражают против такой гипотезы, трудно достоверно сказать существовала Атлантида или нет.
Но так или иначе, около 10 000 г. до н. э. на Земле начались глобальные природные изменения. Таяние ледников вызвало подъем уровня Мирового океана на 100–150 м., практически доведя его до современного уровня. Значительное потепление климата в Северном полушарии кардинально изменило ландшафт практически всех регионов Евразии, так, например, в Западном Средиземнорье субарктический климат ледникового периода сменился на современный субтропический. На ранее занятых ледником огромных пространствах от Атлантики до Тихого океана выросли леса. Эти леса постепенно заселили новые животные. Из прежних объектов охоты человека остались только северные олени, да и те откочевали вслед за отступающим ледником. Зато теперь в лесах водилось много мелких животных, значительно больше стало птиц, зайцев, белок и другой мелкой живности, охота на которых требовала иного оружия, более мелкого «калибра». Соответственно изменялись и орудия труда. Во многом это было связано с тем, что выросла численность населения и ресурсы (твердые породы камня, из которых изготовляли оружие и орудия труда) ценились теперь больше. Если ранее орудие изготовлялось из цельного куска кремня или обсидиана, то теперь основу орудия делали из дерева или оленьего рога, в которую вставляли небольшие кремневые пластинки. Такие куски кремня, ученые называют «микролитами». Именно микролиты и составляют основу мезолитических орудий труда. Кроме того, важную роль в рационе людей Евразии стали играть растительные продукты – съедобные плоды, орехи, корни, дикорастущие злаки, которые могли расти в суровом приледниковом климате. Для их обработки также требовались небольшие орудия труда.
Китайский мезолит считается одним из древнейших в мире. Но датировка китайского мезолита XIV–XII тысячелетиями до н. э., т. е. тем временем, когда еще существовал ледник, выглядит несколько сомнительно, поскольку появление мезолита, как было сказано ранее, было во многом связано с природными изменениями. Похоже, что китайские археологи из патриотических соображений значительно удревняют время существования своих археологических периодов. Им приятно, что их цивилизация тысячелетиями была передовой и прогрессивной. В данном случае речь идет об удревнении китайской цивилизации на несколько тысяч лет. Интересно, что появление мезолитических орудий в разных регионах Китая происходило не одновременно – когда в Северном Китае и в долине реки Хуанхэ уже вовсю использовали микролиты, в Южном Китае еще долгое время пользовались чопперами.
Если в мезолите люди только собирали съедобные растения и охотились на крупных копытных, то в неолите они стали сами выращивать растения и одомашнили животных. Такую перемену в образе жизни археологи называют неолитической революцией. Однако появлением земледелия и скотоводства нововведения этой эпохи не ограничиваются. Появляются такие занятия, как прядение и ткачество. Если ранее люди просто сшивали жилами животных несколько шкур, то теперь появляются новые одежды – хлопковые, шерстяные, шелковые. Человек стал оседлым. Если ранее он переходил с места на место в поисках богатых дичью и съедобными растениями лесов, то теперь он стал жить в долговременных поселениях. Эти поселения были прообразами будущих городов, поэтому древние цивилизации историки называют протогородскими. Само слово «цивилизация» происходит от латинского слова «civis» (город). Конечно, и ранее люди строили дома, но теперь жилища становятся долговременными, прочными, в них становится больше комнат, а в центре городов возвышаются дворцы правителей. В городах появляются люди, непосредственно не занятые производством пищи, это ремесленники, жрецы, чиновники и торговцы. Ремесленники производят товары, которые обмениваются на рынке на еду. Первыми ремесленниками были гончары и камнерезы, добывавшие в горах ценные породы камня. Также появляются в неолите ремесленники, вытачивающие из мягкого камня сосуды и полирующие их до блеска. Такая полировка сохраняется даже после того, как черепки сосуда пролежат в земле несколько тысяч лет. Именно поэтому археологи называют неолит «эпохой полированного камня». Часто несколько семей ремесленников обслуживали округу площадью в сотни километров. Торговцы, подчас рискуя жизнью на дорогах и реках, перевозили товары из одного селения в другое. Если в мезолите в каждом роду старшие родственники сами приносили жертвы своим родовым богам, совершали ритуалы и читали им молитвы, то теперь строятся большие просторные храмы божеств, покровителей города, а служение богам становится важной и доходной профессией. Кроме того, выделяются особые люди, в задачу которых входит координация действий горожан по строительству укреплений, каналов, дорог и мостов. Из них позднее вырастет чиновничество, которое на протяжении всей истории Китая будет играть очень важную роль. Перед китайской цивилизацией стояли две главные проблемы – своенравная река Хуанхэ, часто менявшая свое русло и уничтожавшая города и посевы, и набеги кочевников с севера. Китайские чиновники смогли организовать население Китая на борьбу с этими проблемами – на строительство ирригационных каналов и Великой стены, призванной защитить Поднебесную от пришельцев с севера.
Начало китайского неолита датируется приблизительно VI тысячелетием до н. э., хотя, как уже отмечалось, иногда китайские археологи приводят и намного более ранние даты. Китайский неолит называют собирательно культурами Яншао, по первому поселению, открытому в 1921 г. немецким археологом Ю. Г. Андерсоном. Распространены культуры Яншао на значительной площади вдоль реки Хуанхэ. Локальные варианты Яншао (Баньпо, Шицзя, Мяодигоу, Чжуншаньчжай, Хоуган, Мацзяяо и др.) весьма разнообразны, но в целом, поселения этой культуры отличаются незначительно.
С культурой Яншао связана одна из самых больших загадок истории Древнего Китая, ибо неизвестно, откуда родом были ее носители. Археологи выделили эту культуру по характерной для нее керамике. В неолите появился первый искусственный материал, созданный человеком, – обожженная глина. Именно в неолите гончары открыли много секретов своего ремесла, научились покрывать посуду лаком и краской. Яншао относится к так называемым «культурам расписной керамики». Культуры расписной керамики распространены в Евразии, Африке и Америке и датируются примерно одним временем – 6–3 тыс. до н. э. Многие историки отмечают поразительное сходство между керамикой Яншао, Триполья (Украина, Румыния) и Анау (центральная Азия). Такое сходство отмечается как в формах керамической посуды, так и в изображенных на ней мифических существах. Часто встречающиеся на такой посуде волнистые линии некоторые историки принимают за мифические существа, которые в дальнейшем стали соответственно змеем в европейских сказках и драконом в мифах и сказках Китая.
Визуальное сходство расписных сосудов во всех культурах и вправду поразительное. Некоторые исследователи даже предполагают, что расписная керамика была создана одним народом, который, мигрируя по земле, заселил все континенты (за исключением Австралии и Антарктиды) и принес отсталым народам земли неолитическую революцию. Однако, если посмотреть на карту мира, то окажется, что расписная керамика известна далеко не во всех регионах земного шара, более того, она занимает несколько разрозненных областей – Евразийскую (Египет, Ближний Восток, Балкано-Дунайский регион, Средняя Азия), Дальневосточную (Китай, Корея, Япония), централь-ноамериканскую (Мексика, Гватемала, Гондурас, Белиз) и Южноамериканскую (Перу, Эквадор, Колумбия). Между этими областями лежат непреодолимые природные границы, так, например, между Средней Азией и долиной Хуанхэ расположены обширные полупустыни и высокие горы и нет никаких исторических свидетельств контактов между этими регионами в столь давнее время. Ни в Средней Азии нет исконно китайских предметов, ни наоборот – ни один характерный среднеазиатский предмет не обнаружен в Китае того времени. Но самое главное возражение против такой гипотезы состоит в том, что создавали расписную керамику люди разных антропологических типов, иначе говоря, люди с разными генами и их невозможно возвести к единой волне переселенцев-мигрантов. В Египте и на Ближнем Востоке расписную керамику создавали европеоиды средиземноморского типа, потомки которых до сих пор проживают по всему Средиземноморью. На Балканах, в Средней Азии и на Кавказе к культурам расписной керамики принадлежат люди арменоидного типа. Творцами дальневосточных культур Яншао и появившейся несколько позднее и, возможно, независимо от нее культуры Дземон (Корея, Япония) были монголоиды. И, наконец, американские культуры расписной керамики были созданы индейцами, которые хотя и близки к монголоидам, но все же выделяются антропологами в самостоятельную «красную расу». Практически все эти культуры были культурами оседлых земледельцев, а для земледельца покинуть обжитые края, дом и поле означало голод и смерть. Единственная мореходная культура из перечисленных – культура Дземон – достаточно самобытна и уникальна, чтобы говорить о ее сходстве с культурой Яншао. Некоторые исследователи даже предполагают, что именно культура Дземон мигрировала в Америку, создав там местные культуры расписной керамики. Однако в Тихом океане лежит много островов, порой достаточно крупных, и странно, что ни на одном из них нет никаких следов пребывания Дземон. Почему же они пренебрегли, например, Гавайями или Филиппинами по пути в долину реки Улуа (Гондурас), где также обнаружена расписная керамика?
Мастера Яншао расписывали глиняные сосуды черной краской по красно-коричневому фону. На такой посуде археологи обнаружили загадочные значки[22], которые иногда принимают за первые иероглифы, однако попытки прочитать их до сих пор не увенчались успехом. Некоторые исследователи считают, что «иероглифы» Яншао подозрительно похожи на трипольские, балкано-дунайские или даже на древнеегипетские, и на основании такого сходства делают выводы, будто цивилизация была принесена в Китай из Европы или из Египта. Впрочем, для такого сходства существуют и более простые объяснения – во множестве культур одинаковые символы изображают одни и те же вещи. Например, солнце во всем мире рисуют как круг с лучами не потому, что эта идея родилась в одной из древних культур, а потом распространилась по всей земле, а потому, что солнце и вправду круглое и лучистое. Поэтому более естественно объяснить сходство как орнаментов, так и «иероглифов» общностью мировоззрения древнего человека, старавшегося при помощи таких ритуальных изображений оградить себя от зла.
Что же нам известно о Яншао доподлинно? Археологических данных об этой культуре достаточно для того, чтобы в общих чертах восстановить ее облик.
Люди культуры Яншао пользовались как каменными, так и костяными орудиями труда. Из камня они делали тщательно отполированные топоры, ножи, тесла, долота, молотки, зернотерки, серпы, песты и т. п. А такие орудия, как шилья, иглы, крючки, наконечники, вкладыши, пилы, ножи, были костяными. Камень и кость наряду с раковинами служили материалом для украшений.
Жилища Яншао представляли собой в основном квадратные или круглые полуземлянки с крышей из жердей, с небольшим очагом и обращенным к югу входом. Рядом располагались загоны для свиней[23] и амбары. По остаткам зерна в амбарах археологи определили рацион жителей долины Хуанхэ, и, как выяснилось, он не сильно отличался от рациона современного китайца. Основой питания в то время служил рис, который за несколько тысяч лет существования культуры Ян-шао вытеснил чумизу (злаковое растение, которое еще называют головчатым просом, или черным рисом) и клубнеплоды[24]. Поселок состоял из нескольких домов, в поселках располагались также и мастерские ремесленников.
Одно из зданий в поселке обычно выделялось размерами. О назначении таких домов историки спорили довольно долго. Обычно такие дома в зависимости от обнаруженных в них вещей считают либо храмами, либо жилищами вождя, однако советские археологи пытались доказать, что это были места народных собраний – ведь религия в Советском Союзе официально считалась довольно поздней выдумкой, а вот человек – коллективистом от природы. Современные археологи уже не пытаются оспорить культового предназначения таких зданий, хотя и в маоистском Китае тоже случались подобные перегибы.
Неподалеку от поселений располагались кладбища[25]. Покойников клали головой на запад и снабжали в дорогу самым необходимым, в частности, одной или несколькими мисками с едой.
Каждое поселение существовало несколько сотен лет, а затем люди переселялись на другое место. Возможно, это происходило из-за того, что земля истощалась.
Просуществовала культура Яншао примерно до 2000 г. до н. э., когда в долине Хуанхэ появились племена кардинально иной культурной традиции. Эта культура получила свое название – Луншань – по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения этой культуры распространились и в двух соседних провинциях, Хэнань и Аньхой.
Происхождение и этой культуры остается загадкой для историков.
Облик Китая изменился. Селиться луншаньцы предпочитали на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Деревни зачастую располагались на расстоянии прямой видимости друг от друга. Такое расположение поселений свидетельствует о том, что луншаньцы были захватчиками, которым нужно было контролировать лежащие, в буквальном смысле, у их ног земли. По-видимому, восстания местных жителей-яншао были весьма часты, и луншаньцам часто приходилось их подавлять.
Ритуальная сосуд для пищи. Династия Шан
Полуземлянки времен Яншао сменили дома из утрамбованной глины и земли, беленные мелом. В помещении была обогреваемая лежанка-кровать, подобные ей до сих пор существуют в домах Северного Китая.
Появилась и новая ритуальная практика – гадание по лопаточным костям жертвенных животных. Вначале кости просто клали в огонь открытого очага или костра и смотрели на образующиеся под влиянием огня трещины. Трещины по своей форме напоминали иероглифы, а значит, боги таким образом говорили людям, что с ними будет дальше. Видимо, далеко не всегда боги давали ясные ответы, и не все трещины соответствовали иероглифам, поэтому в дальнейшем ритуал усовершенствовали: люди стали вырезать на костях, а также на панцирях черепах отдельные иероглифы возможных ответов богов и следить, какой иероглиф первым расколется в огне. Такие иероглифы и были предшественниками современной китайской письменности.
Примечательно, что разведение неизвестных ранее в Китае животных (овец, коз, коров), одомашненных где-то далеко к западу от Китая, так же, как и лежанки в домах, выдает в луншаньцах скотоводов, пришедших не то из монгольских, не то из среднеазиатских степей. О скотоводческом происхождении луншаньцев свидетельствуют и ритуальные сосуды «ли» с тремя ножками в форме вымени.
Однако загадочные луншаньцы привнесли в Китай и новшества как раз не скотоводческого характера – например, гончарный круг. Керамика луншань очень хорошего качества – серая, лощеная, будто подражающая каменным сосудам. Также им был известен секрет изготовления тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды.
Факты свидетельствуют о том, что луншаньцам была известна и металлургия – бронза появилась в Китае внезапно, без промежуточных неудачных опытов. Примечательно, что первые китайские бронзовые вещи, которые датируются временем луншаньского вторжения, были импортированы в Китай откуда-то с запада.
Естественно, любое ремесло, а особенно гончарное и кузнечное, у кочевников развито очень слабо – ведь кочевнику необходимо перевозить с места на место не только свою семью и домашний скарб, но и орудия труда. Гончар и кузнец должны были построить на новом месте печи, на что должно было уйти много времени, а максимум через полгода бросить эти печи, с большими трудностями перекочевать на новое место, а затем все начать сначала.
Также невероятно, чтобы скотоводы научили жителей долины Хуанхэ сеять пшеницу – злак западного происхождения, также известный в Китае именно со времен Луншань. Ведь кочевники в своих бесконечных кочевках никогда не задерживались более чем на полгода в какой-то местности, а значит не могли овладеть навыками сева и сбора урожая. Более того, перевезти собранный урожай во время следующей кочевки было бы делом весьма затруднительным.
Вопрос о том, как же в Китай проникали и скотоводческие, и земледельческие навыки, некоторые историки предлагают решать так: в долине Хуанхэ появлялись разноплеменные переселенцы, одни из которых принесли одни нововведения, другие – иные. Возможно, они правы – память о вторжениях сохранилась в легендах. Но это не объясняет западное происхождение нововведений, ведь в легендах речь идет о вторжениях отнюдь не с запада. Так, например, в одном предании, сохранившемся в древних книгах, речь идет о переселении племен с юга, вероятнее всего из низовий реки Янцзы и с побережья Тихого океана. Якобы около 7 тыс. лет назад к берегу Китая причалила флотилия, на которой находились странные существа. Первой на новые земли вступила дочь Великого владыки Юга Шеньнуна, девушка со змеиным телом и человеческой головой, обнаженная Нюйва. Она держала в руках зерна риса, собираясь вручить их как дар людям. И люди с благодарностью приняли этот дар. Спутники Нюйвы объединились с аборигенами, и родившиеся от них потомки стали называть себя мань-и (народ дракона). По примеру Нюйвы они не отягощали себя одеждой, украшая обнаженные тела сплошной татуировкой. Их дома располагались на больших участках выжженного леса вдоль берега океана. Они жили на одном месте до полного истощения земли, а затем переходили на другой участок, благо плодородных земель вокруг имелось достаточно. Деревни мань-и состояли из двух установленных на сваи домов с крышами, изогнутыми в форме лодки. В одной из построек спали мужчины-охотники, а две половины другой занимали дети и женщины, обрабатывавшие землю. «Народ дракона» не признавал господства мужчины. Постепенно земледелие избавило их от необходимости убивать себе подобных, а значит, мужские функции стали не нужны. Женщины служили богиням плодородия, а дочери вождей сами выбирали себе мужей и правили своими деревнями. Но самую красивую женщину рода в качестве ценного дара каждый год преподносили духам реки. Вот как совершался этот ритуал. Из храма выходила жрица, которая должна была выбрать подходящую жену для духа реки. Найдя девушку, она объявляла ее невестой бога. Жертве давали деньги в приданое, купали ее, одевали в новое платье и селили в отдельный дом, где ей 10 дней давали вино и мясо. К свадьбе девушку наряжали. Родственники в ее честь приносили жертвы на берегу реки. Мать плакала, обнимая дочь в последний раз. После этого красавицу укладывали на постель из Циновок, несли к реке и бросали в воду.
Другая легенда рассказывает о нашествии с севера таинственных великанов с головами буйволов. Против них выступило китайское войско под предводительством императора Хуанди. Северян защищали медведи, тигры, барсы, ягуары, правда, в виде рисунков на племенных стягах. Незваные гости проиграли, а их вождь попал в плен и был казнен. В плен попали и многие пришельцы, которые принесли в Китай обычай поклонения полудрагоценному минералу нефриту.
Говоря о Хуанди, мы сталкиваемся с еще одной загадкой древней китайской истории: а существовал ли вообще этот правитель? Согласно позднейшим конфуцианским хроникам, его правление венчало так называемую эпоху Трех властителей и пяти императоров[26]. Современные китайские историки склонны полностью верить этим хроникам и считают, что у них есть неоспоримые свидетельства правления этих императоров. Правда, китаеведы других стран не согласны с ними и склонны считать первых императоров Китая легендарными, т. е. вымышленными. Однако вероятность существования правителей, способных подчинить большую территорию, в это время уже реальна: наличие настоящего бронзового оружия (независимо от того, кто именно принес его в Китай – луншаньцы или же другие племена) давало возможность одерживать крупные победы. Может быть, именно таким царем и был Хуанди.
Согласно древнему преданию, матерью Хуанди была птица-феникс, которая обитает в западной части Тяньшаня, а сам император обладал сверхчеловеческими способностями. Так, если верить легендам, у него было четыре лица.
После трудной борьбы с соседними племенами Хуанди, как утверждают древние книги, сумел подчинить себе вождей отдельных племен и создал свое государство в горах Куньлунь (к западу от долины Хуанхэ). Однако многие историки, которые верят в то, что этот император – историческое лицо, считают, что Хуанди построил свою столицу не в долине Хуанхэ, а несколько севернее, чтобы защитить плодородную долину от вторжений варваров. Установив мир, Хуанди принес жертвы богам, назначил чиновников и ввел первый свод законов.
Хуанди, гласят предания, был великим изобретателем, он внедрил такие новшества, как лук и стрелы, керамику, повозку, ступку и пестик, лодку и весло. Хуанди считают первым человеком, создавшим одежду и обувь или, как минимум, узаконившим определенные виды одежды и обуви. Кроме того, он создал музыкальные инструменты и способы прорицания. Одним из способов гадания, изобретенных Хуанди, была и знаменитая «И цзин» («Книга перемен»). Также Хуанди усовершенствовал календарь, создав из четырех природных сезонов пятый.
Как известно, в основе китайского мышления лежит учение о том, что всем миром управляют пять стихий: огонь, дерево, металл, вода и воздух (ветер). Аналогичным образом делятся на пять составных частей и многие целостные понятия. Так, весь мир китайцы делят на 5 сторон света – 4 традиционных и центр, – причем роль центра мира китайцы скромно отводят Китаю, а точнее – его столице, главному городу Вселенной, в котором пребывает император или глава государства. Небесные созвездия китайские астрономы распределили по 5 дворцам – северному, южному, восточному, западному и, конечно же, центральному. И хотя климат регионов, в которых складывалась китайская цивилизация и в которых жил Хуанди, достаточно похож на климат Европы, китайцы разделили свой год не на 4 сезона, как мы, а на 5. Кроме привычных нам зимы, весны, лета и осени, легендарный император выделил пятый сезон – «конец лета» – август, поэтому китайцы считают Хуанди богом этого месяца. Что дало основание для отделения августа от других летних месяцев? Предположительно то, что август – период жары и засухи, отличающийся от плодородного и влажного начала лета.
Если верить легендам, изобретательны были и приближенные императора. Так, супруга Хуанди открыла секрет изготовления шелка, практически в то же время некто И Ди впервые создал сладкое вино, а Бо И научил людей строить колодцы. Ко времени, когда жил Хуанди, согласно древним книгам, относят такие события, как начало разведения буйволов, изобретение гончарного круга и открытие торговли расписными вазами.
По преданию, после смерти Хуанди стал божеством – верховным владыкой центрального Небесного дворца, а четырнадцать из двадцати пяти сыновей Хуанди стали родоначальниками известных китайских кланов.
Некоторые историки, считающие Хуанди реальным лицом, полагают, что этот император – законодатель и изобретатель – сам был не китайцем, а пришельцем-завоевателем. Они предполагают, что Хуанди был вождем одного из племен, обитавших во Внутренней Монголии.
Еще одного легендарного императора по имени Шунь[27] (2256–2205 гг. до н. э.) иногда считают бывшим князем луншаньцев, поскольку в мифах его называют варваром, явившимся из «страны гончаров». Однако те же мифы указывают, что эта «страна гончаров» находилась на востоке, а не на западе. А ведь, судя по характеру принесенных в Китай нововведений, луншаньцы пришли именно из западных земель.
Правление Шуня было недолгим, так как он был вынужден отречься от власти в пользу «укротителя наводнений» Юя. Если этот император был историческим лицом, то можно предположить, что он создал какую-то мощную систему сооружений, защищавшую Китай от губительных разливов Хуанхэ[28]. Однако предание приписывает ему еще большую заслугу: якобы именно Великий Юй спас землю от потопа.
Версий мифа о потопе в китайской культуре несколько. Примечательно, что китайская оценка потопа отличается от христианской. Автора китайского мифа о потопе совершенно не волнует, из-за чего он приключился. Природная катастрофа для него была данностью. Необходимо было не размышлять, а чего это вдруг бог (или боги) на нас разгневались, а срочно исправлять положение.
Согласно одной версии мифа, великий Небесный император Шанди послал на усмирение потопа супругов-великанов Пу-фу. И хотя эта работа была им вполне под силу, они отнеслись к ней халатно. Тогда император вместо великанов послал героя Юя, который усмирил потоп, проложив русла рек на Земле. Так трудолюбие победило стихию. В этом случае Юй, конечно же, не был простым человеком, он обладал божественной силой, которая как раз и проявилась в решении сложной, фактически непосильной задачи.
У этого мифа есть два продолжения, которые хорошо характеризуют китайское мышление. Во-первых, нерадивые великаны были наказаны Небесным императором Шанди. Он оголил их тела и, совершенно обнаженных, поставил рядом друг с другом посреди обширной пустыни на юго-востоке. Ни в холод, ни в жару они не пили и не ели, лишь небесной росой утоляли свой голод и жажду. И только когда очистилась вода в Хуанхэ, этим супругам было разрешено «вернуться к своим обязанностям». Интересно, что наказание в китайских мифах никогда не бывает вечным, как это свойственно христианской мифологии, для китайца наказание – временное ущемление, которое через какое-то время отменяется, и человек вновь возвращается к прежнему состоянию. Любопытно и то, что в мифологии китайцев великаны, карлики, драконы, оборотни занимают очень важное место, они всегда находятся вблизи человека, они в каком-то смысле «одомашненные животные», помогающие человеку в его делах (таковы, например, великаны Чию, Куафу, Синтянь, которые участвуют в военных походах и народных восстаниях вместе с людьми).
Второе продолжение мифа о потопе рассказывает о судьбе самого Юя. Он, желая проникнуть на недоступную простым смертным гору Хуаньюаньшань, принял облик медведя, но по возвращении с горы не смог вернуться в свое человеческое тело. Его жена Тушаньши не признала в ломившемся в ее дом медведе своего супруга, испугалась и убежала на гору Сунга-ошань. Юй нагнал ее, но она превратилась в камень. Впоследствии из этого камня родился их сын ци. Итак, мы видим совсем другого Юя – возгордившегося и наказанного за нарушение запрета.
Есть и совершенно другой миф о спасении мира от потопа. Его главным героем выступает вовсе не Юй, а некто Гунь. Вероятнее всего эти мифы, известные в двух различных регионах Китая, были позднее объединены. Поэтому многие средневековые тексты указывают, что Гунь и Юй действовали вместе, хотя действия каждого из героев настолько отличны по смыслу, что трудно себе представить, что они объединились. Более того, некоторые китайские авторы даже предполагали, что было два разных потопа – «потоп Гуня» и «потоп Юя». Причем «потоп Гуня», согласно китайским трактатам, был намного раньше, нежели «потоп Юя». Гунь спас людей от потопа тем, что проник на небо и украл в Небесном Дворце сижан (саморасширяющуюся землю). Спустившись с небес, он бросил сижан в бурные воды потопа. Сижан стал вбирать в себя воду и расти. Люди, беспомощно барахтавшиеся в воде, смогли выйти на сушу. Однако в дальнейшем он вел себя очень вызывающе и дерзко, потому что считал, что за спасение от потопа все ему должны быть благодарны. Он никогда не совершал добрых дел, поскольку считал, что и так для людей сделал много. В конечном счете люди не могли справиться с героем и были вынуждены убить своего спасителя.
В более поздних трактатах, таких, например, как «Исторические записки» Сымы Цяня, авторы противопоставляют Гуня-неудачника и успешного Юя. Вот как описывает этот эпизод Сыма Цянь:
«Юй носил имя Вэнь-мин. Отца Юя звали Гунь, отца Гуня звали император Чжуаньсюй, отца Чжуаньсюя звали Чан-и, а отца Чан-и звали Хуанди. [Таким образом], Юй являлся праправнуком Хуанди и внуком императора Чжуаньсюя. Прадед Юя Чан-и и его отец Гунь не занимали императорского престола, а были простыми подданными. Во времена Яо воды потопа разлились до небес, они на неоглядных пространствах окружили горы и залили холмы, и народ, живший в низинах, пребывал из-за этого в печали. Тогда Яо стал искать человека, способного обуздать воды. Все [приближенные к нему] чиновники и помощники сказали, что это сможет сделать Гунь. Яо возразил: “Гунь – тот, кто нарушает приказы и вредит сородичам, [он] не годится”. Его помощники ответили: “Если сравнить его [с другими], то нет таких, кто был бы мудрее Гуня. Желательно, чтобы вы, император, испытали его”. Послушал Яо своих помощников и поручил Гуню обуздание вод. Прошло девять лет, но наводнение не утихало, и усилия [Гуня] не увенчались успехом. Тогда император Яо опять стал искать подходящего человека и на смену [Гуню] обрел Шуня. Шунь был выдвинут и использован [в делах], он стал править от имени Сына Неба и объезжать владения. Во время поездок [он] увидел, что в обуздании вод Гунь ничего не добился, поэтому выслал Гуня пожизненно в горы Юйшань.
В Поднебесной все считали наказание, наложенное Шунем [на Гуня], правильным. После этого Шунь выдвинул сына Гуня Юя и повелел ему продолжить дело Гуня. Когда Яо умер, император Шунь, обратившись к помощникам, спросил: “Есть ли среди людей такой, кто мог бы завершить и прославить деяния Яо, чтобы поставить его на должность чиновника?”. Приближенные ответили: “Если Бо-юя поставить начальником земляных работ, он сможет завершить их и прославить деяния Яо”. Шунь, сказав “О, правильно!”, отдал приказ Юю: “Ты будешь приводить в порядок воды и земли. В этом будь старателен!” Юй, поклонившись до земли, стал уступать [должность] Се, Хоу-цзи и Гао-яо, но Шунь сказал: “Ступай и занимайся порученным тебе делом!” Как человек Юй отличался острым умом и усердием, добродетели никогда не покидали его, его человеколюбие вызывало любовь к нему, его слова [всегда] заслуживали доверия. Голос [Юя] служил основой тонов, тело его служило основой мер длины. В мерах веса тоже исходили из него. [Юй был] неутомимым в делах, сохранял величественный вид и служил [для всех] образцом и примером. Затем Юй, удостоившись вместе с И и Хоу-цзи повеления императора, приказал владетельным князьям и байсинам поднять тягловых, чтобы они занялись устройством земли. [Он] объехал горные хребты и обозначил их вехами, определил высокие горные вершины и большие реки. Юя огорчало, что его предшественник – [родной] отец Гунь не добился успеха [в обуздании вод] и был наказан, поэтому он упорно трудился и напряженно обдумывал [порученное ему]. Тринадцать лет [Юй] жил вне дома и, даже проходя мимо ворот своего дома, не смел заходить в него. [Юй] одевался скромно, ел просто, [но зато] с крайней почтительностью служил духам людей и небесным духам. Живя [сам] в бедном жилище, [он] ничего не жалел для устройства каналов и рвов. По суше [Юй] ездил в повозке, по воде передвигался на лодке, по грязным местам ходил с помощью мокроступов цуй, по горам ходил в обуви с шипами. [Около Юя] слева [всегда находились] уровень и веревка, справа – циркуль и угольник. [Юй] вел записи четырех сезонов года. Так Юй создал девять областей, проложил девять дорог, оградил [насыпями] девять озер и измерил девять горных хребтов. Юй приказал И выдать народу рис и разрешил людям сеять его в низких и сырых местах. Повелел Хоу-цзи выдать народу ту пищу, которая добывалась с большим трудом. При нехватке пищи приказал переправлять излишки [из других мест], чтобы снабжать друг друга и тем уравнять положение владетельных князей. После этого Юй поехал ознакомиться с тем, что производит земля, чтобы установить подношения правителю; ознакомиться с удобствами и выгодами, даруемыми горами и реками».
Нельзя не заметить, что это описание значительно отличается от изначальных версий. Примечательно, что Сыма Цянь не столько рассказывал современникам и потомкам миф о потопе, предполагая, что он и так им известен, сколько пытался внушить читателям конфуцианскую мысль о том, что в основе благого существования государства и отдельного человека лежат чистые помыслы, скромность и умеренность.
Великий Юй считается основателем первой китайской династии Ся. Согласно древним книгам, 17 императоров этой династии правили несколько сотен лет, однако объективные историки и эту династию считают легендарной. Время ее правления разные исследователи обозначают весьма произвольно. Одни считают, что династия Ся правила в 2205–1557 гг. до н. э., другие – в 1989–1756 гг. до н. э., третьи – в 2070–1600 гг. до н. э.
Многие современные китайские историки предполагают, что именно династии Ся принадлежит город и дворец, найденный при раскопках в Эрлитоу. Однако существование второго крупного города и дворца в Эрлигане предполагает, что династия Ся (если, конечно, ей принадлежал дворец Эрлитоу) правила примерно половиной Китая. Кто же владел второй половиной страны и правил в Эрлигане? Возможно ли, что после победы одного из враждующих царств над другим, его история была уничтожена вместе с его защитниками? Или, может быть, умные китайские хронисты составили свою последовательность царей из двух правивших параллельно династий? Впрочем, возможно, что историки после победы одной из династий попытались спасти память о проигравших, внеся их в хроники под видом династий более раннего времени.
Откуда же взялось название династии-фантома? Согласно традиционной версии, к роду Ся принадлежал Юй. Однако можно предположить и другое. Дело в том, что иероглифы Хуа Ся на момент написания «Шицзин» (древнейшие фрагменты датируются около 1000 г. до н. э.) – главного исторического сочинения, повествующего о китайской древности, – обозначали весь известный и освоенный Китай и были синонимом более позднего понятия «Поднебесная» (Тянь Ся). Вот второй иероглиф этого слова (буквально – «земля», «страна», «край») и стал обозначением древней династии.
Согласно летописям, всей полнотой власти пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, а затем императоры остались лишь духовны ми наставниками, верховными жрецами бога Неба и хранителями таинственной силы жизни и плодородия всей страны. Таких правителей историки называют царями-жрецами, поскольку они не столько правили страной, сколько выполняли жреческие функции. В то же время реальная власть находилась в руках вождей племен, которые, договариваясь между собой, сохраняли единство династического правления таких царей-жрецов. Одним из секретов императоров династии Ся было их умение составлять календарь.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Как жили древние китайцы – немного истории
Много рек есть на нашей планете и одна из них – Хуанхэ, которая находится в Китае. Именно тут, в среднем течении реки, возникли первые поселения древних китайцев. Примечательно, что народ, оказавший значительное влияние на мировую культуру, долгие годы жил изолированно, не поддерживая контактов с другими цивилизациями. А о том, как именно жили древние китайцы, вы узнаете, если прочитаете статью до конца.
V—III тысячелетиях до н. э.
Первые поселения древних китайцев возникли за 5000 лет до начала исчисления нашей эры. Важным условием для жизни древних людей было наличие воды в непосредственной близости от жилья. Поэтому китайцы строили поселки, состоящие из глиняных домов вдоль рек.
Древние китайцы занимались рыболовством и охотой. Также обрабатывали землю, выращивали различные растения, самым популярным из которых была чумиза – черный рис. В наши дни, когда широко развита доставка товара из Китая, приобрести такой рис можно в магазинах, а 7000 лет назад китайцам приходилось здорово потрудиться! Судите сами, чтобы перекопать грядки, применялись каменные орудия труда. Они были тяжелыми и быстро ломались, работать ими было неудобно.
А еще древние китайцы достигли поразительных успехов в производстве керамической посуды. Из специальной глины лепились изделия нужной формы, которые затем обжигались в печах. Такая посуда украшалась ярким орнаментом и пользовалась популярностью. Однако уже ко второй половине III тысячелетия до н. э керамическую утварь вытеснили глиняные предметы, изготовленные на гончарном круге и имеющие черную окраску.
II тысячелетия до н. э.
В этом историческом периоде поселки впервые стали окружаться крепостными стенами, построенными глинобитным способом. Технический прогресс позволил древним китайцам обрабатывать первые металлы – сплавы меди с оловом. Изделия, изготовленные по этому способу, использовались в военном деле и при совершении различных ритуалов. А вот сельское хозяйство практически не развивалось. Судите сами: древний китайский воин во всю махал острым мечом из сплава меди и олова, а крестьянин копал землю заступом – деревянной двузубой палкой с поперечной перекладиной.
Одновременно с возникновением первых городов, в которые превратились поселки, возникла и письменность. Древние китайцы для донесения своих мыслей использовали иероглифы – узоры и черточки, расположенные в определенной последовательности. До наших дней дошли древние тексты о гаданиях, написанные с помощью иероглифов на костях животных. Кроме этого материала для письма использовался панцирь черепахи и деревянные дощечки. Известно, что у древних китайцев был и особый чин – «цзоцэ». Так называли при дворе человека, изготавливающего деревянные дощечки.
svoyaki.com.ua
ОБЩЕСТВЕННУЮ И КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ - ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ - ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - Всемирная история 6 класс - А.Г. Бандровский - Генезис
Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ
§ 22. ОБЩЕСТВЕННУЮ И КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ
• Рассмотрите иллюстрацию. Зачем императору Китая нужно было войско после смерти? • Как эта находка связана с верованиями древних китайцев? • О развитии какого искусства она свидетельствует? • Что, по вашему мнению, чувствовали люди, которые строили гробницу Цинь Шихуанди?
Глиняные фигуры воинов Шихуанди в натуральный рост (7000 воинов, 650 лошадей, 130 боевых колесниц). Это «войско» из гробницы Шихуанди нашли в 1972 г.
1. Какие занятия определяли повседневную жизнь древних китайцев?
Вы уже знаете, что основным занятием древних китайцев было земледелие. Сеяли пшеницу, ячмень, однако больше всего выращивали риса, который до сих пор является для китайцев самым важным продуктом питания. Важной отраслью хозяйства было скотоводство. Разводили китайцы крупный рогатый скот, которую использовали как тягловую силу, также свиней, овец. Занимались они огородничеством и садоводством. Из овощей выращивали чеснок, лук, черемшу, бамбук, тыкву, репу и тому подобное, а из садовых культур - груши, сливы, земляничное дерево, абрикосы, апельсины, каштаны, хурму, персики. Культивировали китайцы еще одно растение, которое по древности не знали в других краях, - чай.
В те времена Китай был единственной страной, которая изготавливала шелк. Технологию изготовления шелка китайцы держали в строжайшей тайне.
Понятно, что среди ремесел особое место занимало ткачество. Совершенствуя ткацкий станок и красители, китайцы производили много видов шелковой ткани. Шелковые ткани производились почти в каждом крестьянском хозяйстве, а также в частных и государственных ткацких мастерских.
Незаурядного мастерства достигли китайцы в выплавке металлов. В начале нашей эры для производства железа они уже начали использовать мехи*, которые действовали с помощью водяного двигателя. Китайские мастера умели отливать из бронзы совершенный посуда. Популярными были также изделия из минералов: яшмы и нефрита резчики изготавливали разнообразные чаши, бокалы, вазы. Славились изделия и китайских гончаров. Тонкостенный посуда из белой глины они украшали эмалью и изысканными рисунками.
*Мех — оборудование, устройство для нагнетания воздуха.
1. Изготовление шелка. Шелковичная гусеница, поедая листья тутового дерева, выпускает тонкую нить, которой обворачивается в куколки. Куколки бросали в кипящую воду или держали над паром, потом разматывали шелковую нить.
2. Бронзовый китайский посуда 17-11 ст. к н. е.
2. Что такое конфуцианство?
В 5-3 вв. к н. е. в различных царствах возникали свои мировоззренческие учения. Много сторонников имело конфуцианство - учение, которое зародилось еще перед созданием империи. Основатель этого учения - Конфуций (по-китайски Кун Цзы) (551-479 pp. к н. е.). Он принадлежал к обедневшего знатного рода, долгое время был жрецом, а затем открыл собственную школу. В то же время Конфуций путешествовал по стране. Его почитали как великого мудреца, хотя он не придумал ничего нового, а лишь собрал и записал древние предания. Впоследствии Конфуция стали считать богом. Свое учение он изложил в форме бесед с учениками, которые были собраны в книжке «Беседы и суждения». Согласно учению Конфуция верховным божеством является Небо. Император считался Сыном Неба, поэтому власть над другими людьми дана ему богом. Порядок, установленный Небом, Конфуций считал вечным, призвал чтить традиции в семье и государстве, более всего ценил воспитания человека. Мыслитель сформировал правила поведения, следуя которым, можно было достичь внутреннего самосовершенствования. Высшей добродетелью Конфуций признавал покорность: младшие должны подчиняться старшим, народ - своим обладателям. «Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном», - убеждал Конфуций. Он призвал чиновников учиться, ибо, по его мнению, только образованный человек может занимать государственные должности.
3. Какие из правил конфуцианства связанные с повседневной жизнью китайцев?
Сформулированные Конфуцием правила поведения касались каждого - независимо от ранга, должности, имущества. Одежда, прическа, манеры человека, по Конфуцию, должны соответствовать ее положению, поэтому внешний вид не был личным делом: по ним безошибочно угадывали, какое место занимал человек в обществе. По Конфуцию, воспитанный китаец - это тот, кто, заходя в дом, снимает обувь и идет босиком, прячет под себя пятки, когда сидит, всегда вежливый с теми, кто ниже его по статусу, не брутальный и не заискивает к тому, кто выше. С младшими китаец дружелюбный, а со старшими - почтительный. Китаец всегда должен быть аккуратен в одежде и иметь приличную прическу. Прическу китайцы делали сложную: собирали волосы в пучок или косу из волос на темени, а остальные брили. Длинная коса была признаком преданности императору. Простолюдины носили халаты из дешевой ткани, а зажиточные - из украшенного вышивкой шелка.
Желать счастья, здоровья и процветания принято во всем мире. Однако в Китае добрые пожелания стали настоящим культом. Главным пожеланием в тогдашнем Китае было «три много» - лет, сыновей и богатства.
Разговор двух китайцев. Роспись керамической плитки времен династии Хань. Важнейшей деталью китайской одежды был халат. Мужчины в Китае, в отличие от женщин, даже за обеденным столом покрывали голову шапкой или головной повязкой.
- Какие правила поведения и традиции древних китайцев, по вашему мнению, не потеряли актуальности?
- Прочитайте отрывок из книги «Беседы и суждения» Конфуция и дайте ответы на вопросы.
1. Объясните, как понимаете приведенные высказывания. 2. Какие из поучений, по вашему мнению, правы и почему? 3. Почему установку «Чего себе не желаешь, того не делай и другим» называют " золотым правилом морали?
«Учиться и не размышлять - напрасный труд; размышлять и не учиться - опасность... Тот, у кого природные качества преобладают образованность, - дикарь. Тот, у кого образованность преобладает природные качества, - обычный писарь. Тот, у кого уравновешены образованность и природные качества, является благородным человеком... Чего себе не желаешь, того не делай и другим... Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный - к справедливости. Благородный человек винит себя, ничтожный - других. Если у народа есть все, тогда и правитель ничего не требует; но если бедствует народ, тогда и у правителя не может быть всего...».
1. Как вы думаете, придерживался Цинь Шихуанди в своей деятельности приведенных положений из книги «Беседы и суждения» Конфуция? 2. Почему императоры династии Хань поддержали статус конфуцианства, руководствуясь принципом «Уважать только конфуцианство»?
4. В чем своеобразие китайской архитектуры и скульптуры?
Модель дома зажиточного китайца.
Дворец в Чанъани. Реконструкция.
Заметных успехов достигли древние китайцы в архитектуре, скульптуре и росписи. Большие города появились в Китае в середине 1 тысячелетия до н. е. Крупнейшими и лучше застроенными были столицы. Столице Ханьской империи город Чанъань окружали стены длиной более 30 км. Самыми высокими зданиями в этой столице были дворцы императора, соединены между собой крытыми переходами и подвесными галереями. В Чанъани насчитывалось 160 жилых кварталов, соединенных прямыми и ровными улицами, причем каждый квартал имел свою защитную стену с воротами, которые на ночь закрывали. В самой столице и в пригородной округе существовало девять рынков и несколько тюрем. На рыночных площадях хозяйничали гадалки, цирюльники. Здесь также казнили преступников. Китайские города были многолюдными (в каждом из них проживало несколько сотен тысяч горожан), поэтому и строились многоэтажные дома).
Правда, тогдашние постройки не сохранились. Представление о них можно составить на основе глиняных моделей и по изображениям на рельефах. Эти здания были обычно двух - или трехэтажными, с башнями. Они имели многоярусные черепичные крыши. Стены богатых домов украшали резьбой, картинами на шелке, опорные балки покрывали лаком. Однако жилье даже состоятельных китайцев было меблирована якнайпростіше. Китайские архитекторы стремились сохранить в жилых зданиях открытость небесному пространству.
- Рассмотрите модель жилой постройки. 1. Сколько этажей имел дом?
2. Каковы его архитектурные особенности? 3. Какие детали придают зданию четкости и строгости, а какие украшают ее?
На примере глиняных фигур воинов подземной армии Шихуанди (с. 113) сделайте вывод о развитии скульптурного портрета в Древнем Китае.
Оцените себя
1. Какие занятия были распространены у китайцев?
2. Кто такой Конфуций, какими были основные положения его учения?
3. В чем особенность китайской архитектуры и скульптуры?
4. Что влияло на жизнь китайских городов?
- На основе приведенных в тексте параграфа крылатых выражений Конфуция подумайте, кого древние китайцы считали мудрым человеком. Отличаются их представления от современных?
schooled.ru
Древний Китай
Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – основанное около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.
История Древнего Китая загадочна и таинственна, существует много легенд тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи по традиции связывают с именами полумифических образцовых правителей Яо и Шуня, а также с именем Юя, министра императора Шуня, который был основателем первой династии императоров Древнего Китая. Согласно легендам, потомки мудрого Юя несколько столетий были правителями Китая, но в XVIII столетии до н. э. власть перешла к династии Инь.
Существуют списки императоров из этой династии и рассказы о некоторых их деяниях. Но ученые считают, что это скорей легенды, чем исторические сведения, считая достоверными данные об истории Древнего Китая лишь с XII столетия до н. э., когда к власти пришли императоры из династии Чжоу. Что до династии Инь, то реальность ее существования еще в начале XX столетия вызывала сомнения ученых.
Толчком к удивительным открытиям, связанным с историей Древнего Китая, послужил странный компонент одного китайского снадобья, применявшегося для лечения малярии, – так называемые «кости дракона». 1899 год — главный секретарь императорской Академии наук Ван Ижун, которому доктора прописали такой препарат, обратил внимание на то, что на неистолченных костях есть хорошо различимые знаки, чем-то напоминающие китайские иероглифы, применявшиеся в период правления династии Чжоу. Ученый сделал предположение, что эти иероглифы могут быть более древними, чем письменность эпохи Чжоу.
Ученый собрал коллекцию «костей дракона» с надписями и основательно изучил их. Ван Ижун нашел немало сходств некоторых знаков с современными иероглифами, имеющими значения «гадать», «счастливое предзнаменование» и т. п. Ученый выдвинул гипотезу, что так называемые «кости дракона» в действительности могли быть гадательными костями, которые использовали в глубокой древности. Эта версия ученого оказалась верной. На самом деле, китайцы в древности нередко применяли для гадания кусочки костей или черепашьих панцирей с нанесенными знаками, в надежде узнать волю духов и привлечь их помощь и расположение.
Такого рода кости весьма часто находили крестьяне, которые и принимали их за легендарные «кости дракона», которые считались в китайской медицине целебным средством. Ученые смогли установить, что кости были обнаружены в районе селения Сяотунь в провинции Хэнань, неподалеку от города Аньян.
Большая работа по расшифровке надписей на древних гадательных костях была проделана китайским ученым Ло Чжэньюй. Ему удалось прочесть на «костях дракона» имена правителей из династии Инь, которые были упомянуты и в древнейших китайских хрониках. По этим документам, столица государства Инь находилась именно там, где крестьяне обнаружили много «костей дракона», – поблизости селения Сяотунь. При дальнейшем исследовании, которые проводили несколько ученых, установили, что гадательные кости относятся к XIV–XII столетиям до н. э. – периоду правления полумифической династии Инь. Также ученые смогли соотнести каждую надпись со временем правления того или иного императора династии Инь.
На данный момент известно несколько сотен тысяч костей с надписями. Их содержание довольно разнообразно: люди обращались к духам с самыми разными просьбами и вопросами. Ценность этих находок заключена в том, что информация на костях была правдива – ведь она не была предназначена для прочтения людьми. Историки нередко обращаются к надписям на костях при анализе данных, почерпнутых из древних китайских хроник.
1928 год — в окрестностях Сяотуня ученые из Института истории и филологии Китайской академии наук начали раскопки. Археологи столкнулись с множеством трудностей, одной из которых был суеверный страх простых китайцев перед духами. Местное население считало, что духи погребенных в древних могилах, если их потревожить, разгневаются и отомстят живым. Кроме этого, политическая обстановка в Китае в те времена была сложная. Климатические особенности провинции Хэнань – сильные ветры – тоже затрудняли работу.
Однако археологические раскопки 1928–1937 годов увенчались успехом. Ученым удалось обнаружить развалины столицы государства Инь, или Шан, как оно именовалось в надписях на гадательных костях. Но из-за японской интервенции работа по изучению древнего города была прервана и возобновилась лишь в 1950 г.
Название столицы древнего государства, а также и всей империи повторяло фамилию правящей династии – Шан; название Инь было более поздним. Государство Шан располагалось на территории современной китайской провинции Хэнань. Согласно легендам, город Шан стал столицей в XIV столетии до н. э., после пятикратного перенесения столицы.
Шан занимал довольно обширную территорию, его окружала крепостная стена. Кругом лежали плодородные земли и тучные пастбища. Особенности ландшафта – река и горы – некоторым образом защищали город.
Археологами были обнаружены руины дворцов и ремесленных кварталов. Обычным жилищем простого народа и рабов были землянки с дерновой кровлей. Дворцы знатных шанцев воздвигали на специальных возвышениях из утрамбованной земли. Двускатная крыша покоилась на трех рядах деревянных колонн, основанием которым служили каменные или бронзовые плиты. Ученые пришли к выводу, что стены дворцов возводились из утрамбованной земли, а потом, как видно, покрывались яркой росписью. Деревянные конструкции украшались резьбой и инкрустировались кабаньими клыками.
Из горного озера по деревянным желобам в дома богатых жителей подавали воду. Поблизости от дворцов располагался храм, на развалинах которого археологами было обнаружено множество гадательных костей с надписями.
Во главе государства был правитель «ван», который вместе с этим являлся главным военачальником и верховным жрецом. Ученые считают, что свои решения правителю было необходимо согласовывать с советом, состоявшим из представителей аристократии, и народным собранием. Власть вана переходила по наследству от старшего брата к младшему, сын мог наследовать отцу лишь при отсутствии у того братьев.
Сведений о политической истории Шана сохранилось немного. Ученые смогли установить, что государство вело постоянные войны. В XII столетии до н. э. с северо-запада вторглись чжоусцы, которые завоевали Шан и создали свое государство – Западное Чжоу.
Основные занятия населения Шана, это земледелие и скотоводство. В результате раскопок выяснили, что для сельскохозяйственных работ шанцы использовали орудия из камня и бронзы, также обнаружены останки простейших оросительных сооружений.
В Шане были хорошо развиты многие ремесла: ткачество и шелководство, гончарное дело, деревообработка и оружейное дело. Оружие изготавливали из бронзы, из нее же шанцы делали разные инструменты и высокохудожественные изделия, к примеру украшенные орнаментом сосуды. Керамические изделия древние китайцы тоже покрывали узорами, а после обжигали. Вещи постоянного обихода изготавливали из дерева.
Древние китайцы могли работать с мрамором – в гробницах было обнаружен большое количество скульптурных изображений людей и животных. Многие художественные поделки изготавливались из кости и нефрита. Костяные изделия часто покрывали искусной резьбой, а из нефрита шанцы любили делать миниатюрные фигурки зверей и птиц.
Археологами были обнаружены древнекитайские музыкальные инструменты, среди которых были ударные и духовые. Один из них был похож на флейту, а другой – на лютню.
Шанцы вели торговлю со многими государствами, в том числе и с весьма отдаленными. Во время раскопок археологи обнаружили кости кита, привезенного с морского побережья. Возможно, что медь и олово Шану поставляли из областей Южного Китая и с верхнего течения реки Янцзы. А в древних поселениях в Сибири были найдены шанские изделия из бронзы. В качестве денежной единицы в Шане применяли связки раковин каури.
У жителей Шана еще сохранялся древний культ животных-тотемов, в том числе и женских – Женщина-дракон, Западная и Восточная матери, но имелись и другие божества. Из стихий природы особо почитали ветер, который называли «Царь-ветер», а также «Посланец Ди». Возможно, этот Ди, или же иначе Шан-ди, являлся верховным богом в древнекитайском пантеоне. «Ди» означает «владыка, повелитель», поздней это слово стало титулом императора.
Большое значение в религиозных верованиях китайцев играл культ предков и духов. Им в жертву приносились домашние и дикие животные, а также пленные враги, которым отрубали головы.
Культ предков отразился в погребальных обрядах древних китайцев. Гробницы правителей и знатных людей представляли из себя что-то наподобие огромных перевернутых усеченных пирамид с лестницами с двух или четырех сторон. Стены зала-саркофага, находящегося на многометровой глубине, украшали резьбой и росписью. В центре помещали находился гроб с телом покойного. Тут же складывались многочисленные изделия из золота, бронзы, камня и керамики – скульптуры, оружие, сосуды и украшения.
По обычаям шанцев, в саркофаге обязательно хоронили воина или собаку, которые должны были защитить своего господина от злых духов. У входа в гробницу закапывали большое количество рабов, воинов, коней и собак. Сверху сооружали настил из бревен, по окончании церемонии гробницу засыпали землей.
Ученым удалось обнаружить гробницы, имевшие два яруса. В верхнем зале были погребены принесенные в жертву рабы, а вдоль стен были зарыты отрубленные человеческие головы. Временами захоронения тех, кто по верованиям древних китайцев должен был сопровождать покойного в иной мир, располагались вокруг основной гробницы.
Относительно захоронений простого народа, то они были гораздо меньшего размера и с незначительным количеством дорогой утвари. Тело покойника не помещали в гроб, а попросту заворачивали в циновку.
Археологические исследования Шана позволили сделать важные выводы о развитии китайской цивилизации. Раньше ученые предполагали, что древнейшее местное население не умело обрабатывать бронзу, и это ремесло появилось в Китае благодаря племенам, которые пришли из западных районов. Но при раскопках в Сяотуне были обнаружены предметы, принадлежащие к древней местной культуре, предшествовавшей цивилизации Шана. Ученые условно назвали ее «культурой чернолощеной керамики». Очевидно, что она была промежуточным звеном между неолитической культурой и цивилизацией Шана.
Антропологическое изучение останков в шанских погребениях дало возможность ученым прийти к выводу, что эти люди принадлежали к тому же антропологическому типу, что и их современники, проживавшие в Северном Китае. Следовательно, культура Шана имеет местные корни.
При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!
falcone-rest.ru
Древний Китай | | tanisa.org
Инь (или Шан) – раннее государство на территории Китая – основанное около 1400 года до н. э. иньцами в долине среднего течения реки Хуанхэ.
История Древнего Китая загадочна и таинственна, существует много легенд тесно связанных с реальными фактами. Образование китайской империи по традиции связывают с именами полумифических образцовых правителей Яо и Шуня, а также с именем Юя, министра императора Шуня, который был основателем первой династии императоров Древнего Китая. Согласно легендам, потомки мудрого Юя несколько столетий были правителями Китая, но в XVIII столетии до н. э. власть перешла к династии Инь.
Существуют списки императоров из этой династии и рассказы о некоторых их деяниях. Но ученые считают, что это скорей легенды, чем исторические сведения, считая достоверными данные об истории Древнего Китая лишь с XII столетия до н. э., когда к власти пришли императоры из династии Чжоу. Что до династии Инь, то реальность ее существования еще в начале XX столетия вызывала сомнения ученых.
Толчком к удивительным открытиям, связанным с историей Древнего Китая, послужил странный компонент одного китайского снадобья, применявшегося для лечения малярии, – так называемые «кости дракона». 1899 год — главный секретарь императорской Академии наук Ван Ижун, которому доктора прописали такой препарат, обратил внимание на то, что на неистолченных костях есть хорошо различимые знаки, чем-то напоминающие китайские иероглифы, применявшиеся в период правления династии Чжоу. Ученый сделал предположение, что эти иероглифы могут быть более древними, чем письменность эпохи Чжоу.
Ученый собрал коллекцию «костей дракона» с надписями и основательно изучил их. Ван Ижун нашел немало сходств некоторых знаков с современными иероглифами, имеющими значения «гадать», «счастливое предзнаменование» и т. п. Ученый выдвинул гипотезу, что так называемые «кости дракона» в действительности могли быть гадательными костями, которые использовали в глубокой древности. Эта версия ученого оказалась верной. На самом деле, китайцы в древности нередко применяли для гадания кусочки костей или черепашьих панцирей с нанесенными знаками, в надежде узнать волю духов и привлечь их помощь и расположение.
Такого рода кости весьма часто находили крестьяне, которые и принимали их за легендарные «кости дракона», которые считались в китайской медицине целебным средством. Ученые смогли установить, что кости были обнаружены в районе селения Сяотунь в провинции Хэнань, неподалеку от города Аньян.
Большая работа по расшифровке надписей на древних гадательных костях была проделана китайским ученым Ло Чжэньюй. Ему удалось прочесть на «костях дракона» имена правителей из династии Инь, которые были упомянуты и в древнейших китайских хрониках. По этим документам, столица государства Инь находилась именно там, где крестьяне обнаружили много «костей дракона», – поблизости селения Сяотунь. При дальнейшем исследовании, которые проводили несколько ученых, установили, что гадательные кости относятся к XIV–XII столетиям до н. э. – периоду правления полумифической династии Инь. Также ученые смогли соотнести каждую надпись со временем правления того или иного императора династии Инь.
На данный момент известно несколько сотен тысяч костей с надписями. Их содержание довольно разнообразно: люди обращались к духам с самыми разными просьбами и вопросами. Ценность этих находок заключена в том, что информация на костях была правдива – ведь она не была предназначена для прочтения людьми. Историки нередко обращаются к надписям на костях при анализе данных, почерпнутых из древних китайских хроник.
1928 год — в окрестностях Сяотуня ученые из Института истории и филологии Китайской академии наук начали раскопки. Археологи столкнулись с множеством трудностей, одной из которых был суеверный страх простых китайцев перед духами. Местное население считало, что духи погребенных в древних могилах, если их потревожить, разгневаются и отомстят живым. Кроме этого, политическая обстановка в Китае в те времена была сложная. Климатические особенности провинции Хэнань – сильные ветры – тоже затрудняли работу.
Однако археологические раскопки 1928–1937 годов увенчались успехом. Ученым удалось обнаружить развалины столицы государства Инь, или Шан, как оно именовалось в надписях на гадательных костях. Но из-за японской интервенции работа по изучению древнего города была прервана и возобновилась лишь в 1950 г.
Название столицы древнего государства, а также и всей империи повторяло фамилию правящей династии – Шан; название Инь было более поздним. Государство Шан располагалось на территории современной китайской провинции Хэнань. Согласно легендам, город Шан стал столицей в XIV столетии до н. э., после пятикратного перенесения столицы.
Шан занимал довольно обширную территорию, его окружала крепостная стена. Кругом лежали плодородные земли и тучные пастбища. Особенности ландшафта – река и горы – некоторым образом защищали город.
Археологами были обнаружены руины дворцов и ремесленных кварталов. Обычным жилищем простого народа и рабов были землянки с дерновой кровлей. Дворцы знатных шанцев воздвигали на специальных возвышениях из утрамбованной земли. Двускатная крыша покоилась на трех рядах деревянных колонн, основанием которым служили каменные или бронзовые плиты. Ученые пришли к выводу, что стены дворцов возводились из утрамбованной земли, а потом, как видно, покрывались яркой росписью. Деревянные конструкции украшались резьбой и инкрустировались кабаньими клыками.
Из горного озера по деревянным желобам в дома богатых жителей подавали воду. Поблизости от дворцов располагался храм, на развалинах которого археологами было обнаружено множество гадательных костей с надписями.
Во главе государства был правитель «ван», который вместе с этим являлся главным военачальником и верховным жрецом. Ученые считают, что свои решения правителю было необходимо согласовывать с советом, состоявшим из представителей аристократии, и народным собранием. Власть вана переходила по наследству от старшего брата к младшему, сын мог наследовать отцу лишь при отсутствии у того братьев.
Сведений о политической истории Шана сохранилось немного. Ученые смогли установить, что государство вело постоянные войны. В XII столетии до н. э. с северо-запада вторглись чжоусцы, которые завоевали Шан и создали свое государство – Западное Чжоу.
Основные занятия населения Шана, это земледелие и скотоводство. В результате раскопок выяснили, что для сельскохозяйственных работ шанцы использовали орудия из камня и бронзы, также обнаружены останки простейших оросительных сооружений.
В Шане были хорошо развиты многие ремесла: ткачество и шелководство, гончарное дело, деревообработка и оружейное дело. Оружие изготавливали из бронзы, из нее же шанцы делали разные инструменты и высокохудожественные изделия, к примеру украшенные орнаментом сосуды. Керамические изделия древние китайцы тоже покрывали узорами, а после обжигали. Вещи постоянного обихода изготавливали из дерева.
Древние китайцы могли работать с мрамором – в гробницах было обнаружен большое количество скульптурных изображений людей и животных. Многие художественные поделки изготавливались из кости и нефрита. Костяные изделия часто покрывали искусной резьбой, а из нефрита шанцы любили делать миниатюрные фигурки зверей и птиц.
Археологами были обнаружены древнекитайские музыкальные инструменты, среди которых были ударные и духовые. Один из них был похож на флейту, а другой – на лютню.
Шанцы вели торговлю со многими государствами, в том числе и с весьма отдаленными. Во время раскопок археологи обнаружили кости кита, привезенного с морского побережья. Возможно, что медь и олово Шану поставляли из областей Южного Китая и с верхнего течения реки Янцзы. А в древних поселениях в Сибири были найдены шанские изделия из бронзы. В качестве денежной единицы в Шане применяли связки раковин каури.
У жителей Шана еще сохранялся древний культ животных-тотемов, в том числе и женских – Женщина-дракон, Западная и Восточная матери, но имелись и другие божества. Из стихий природы особо почитали ветер, который называли «Царь-ветер», а также «Посланец Ди». Возможно, этот Ди, или же иначе Шан-ди, являлся верховным богом в древнекитайском пантеоне. «Ди» означает «владыка, повелитель», поздней это слово стало титулом императора.
Большое значение в религиозных верованиях китайцев играл культ предков и духов. Им в жертву приносились домашние и дикие животные, а также пленные враги, которым отрубали головы.
Культ предков отразился в погребальных обрядах древних китайцев. Гробницы правителей и знатных людей представляли из себя что-то наподобие огромных перевернутых усеченных пирамид с лестницами с двух или четырех сторон. Стены зала-саркофага, находящегося на многометровой глубине, украшали резьбой и росписью. В центре помещали находился гроб с телом покойного. Тут же складывались многочисленные изделия из золота, бронзы, камня и керамики – скульптуры, оружие, сосуды и украшения.
По обычаям шанцев, в саркофаге обязательно хоронили воина или собаку, которые должны были защитить своего господина от злых духов. У входа в гробницу закапывали большое количество рабов, воинов, коней и собак. Сверху сооружали настил из бревен, по окончании церемонии гробницу засыпали землей.
Ученым удалось обнаружить гробницы, имевшие два яруса. В верхнем зале были погребены принесенные в жертву рабы, а вдоль стен были зарыты отрубленные человеческие головы. Временами захоронения тех, кто по верованиям древних китайцев должен был сопровождать покойного в иной мир, располагались вокруг основной гробницы.
Относительно захоронений простого народа, то они были гораздо меньшего размера и с незначительным количеством дорогой утвари. Тело покойника не помещали в гроб, а попросту заворачивали в циновку.
Археологические исследования Шана позволили сделать важные выводы о развитии китайской цивилизации. Раньше ученые предполагали, что древнейшее местное население не умело обрабатывать бронзу, и это ремесло появилось в Китае благодаря племенам, которые пришли из западных районов. Но при раскопках в Сяотуне были обнаружены предметы, принадлежащие к древней местной культуре, предшествовавшей цивилизации Шана. Ученые условно назвали ее «культурой чернолощеной керамики». Очевидно, что она была промежуточным звеном между неолитической культурой и цивилизацией Шана.
Антропологическое изучение останков в шанских погребениях дало возможность ученым прийти к выводу, что эти люди принадлежали к тому же антропологическому типу, что и их современники, проживавшие в Северном Китае. Следовательно, культура Шана имеет местные корни.
При использовании любых материалов активная ссылка на сайт обязательна!