(Apis, Άπις). Священный бык, которому поклонялись древние египтяне. Он содержался в Мемфисе, где имел храм с обширным двором и где к нему были приставлены многочисленные жрецы. День его рождения праздновался ежегодно с большой торжественностью по всему Египту. В теле Аписа, по верованию египтян, заключался дух бога Осириса. Приметы Аписа: черный цвет шерсти, белое пятно на лбу, полукруглое пятно на правом боку, черный нарост в виде жука под языком. Весь Египет облекался в траур в случае смерти Аписа.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АПИС (hp), в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание А. возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. А. считали ба (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением А. являлся чёрный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуальный бег А. оплодотворяет поля. А. был связан с культом мёртвых (способствовал увеличению жертв, приносившихся умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). В поздний период на саркофагах часто изображали бегущего А. с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние А. и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшемся и в египетской, и в греко-римской среде. Иногда А. отождествляли с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка-А. содержали в особом помещении. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 вв. до н. э.) для содержания быков-А. в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая А., тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка-А. считалась большим несчастьем. Умершего А. бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапеуме около Мемфиса. (Французский археолог Ф.
О. Мариет обнаружил при раскопках Серапеума 64 мумии А.) На бронзовых статуэтках А., дошедших до нас в большом количестве, между рогов часто помещён солнечный диск. Сведения о культе А. приводят античные авторы Геродот (II 153; III 27-28), Страбон (XVIII 807), Элиан (XI 10), Диодор (I 85). р. р.
(Источник: «Мифы народов мира».)Апис
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
Апис
в египетской мифологии бог плодородия в облике быка. Почитание Аписа возникло в глубокой древности, центром его культа был Мемфис. Апис считали «ба» (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением Аписа являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуал. бог Апис оплодотворяет поля; он был связан с культом мертвых (способствовал увеличению жертв, приносивших умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе, почитавшимся и в египетской и в греко-римской среде. Иногда Апис отождествлялся с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка, Апис содержался в особом помещении. В эпоху XXVI (Саисской) династии (7-6 в. до н. э.) для содержания быков Аписа в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Смерть быка Аписа считалась большим несчастьем. Умершего быка Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе около Мемфиса. На бронзовых статуэтках Аписа, дошедших до нас в большом количестве между рогов часто помещен солнечный диск.
в египетской мифологии бог плодородия. Его изображали в виде быка с солнечным диском на рогах. Аписа считали душой бога Птаха и бога солнца Ра. Египтяне ежегодно выбирали черного быка с белыми отметинами, считая, что он становился живым воплощением бога Ра, который во время ритуального бега по полям оплодотворяет почву и делает обильным урожай. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Апис.
Апис.Бронза.VII в. до н. э.Ленинград.Эрмитаж.
Статуя бога Аписа в образе быка. 400100 гг. до н.э.
.
dic.academic.ru
Апис, бог
Апис был самым важным и высоко оцененным бычьего божества Древнего Египта. Его первоначальное имя в египетском языке было Апи, Хапи или Хеп; Apis — это греческое имя. Однако он не связан с богом Хапи / Хепом, который был связан с наводнением и изображен как бог реки.
Поклонение быка Апис записано уже в начале Первой династии (приблизительно 3150 г. — 2890 г. до н. Э.) В церемониях, известных как «Бег Аписа», но поклонение быку в Египте предшествует этому времени, и поэтому считается, что Apis может быть первым богом Египта или, по крайней мере, среди первых животных, связанных с божественностью и вечностью. Первоначально он был богом плодородия, а затем вестником бога Птаха, но со временем считался воплощением Птах. Он был также в некоторые эпохи изображен как сын Хатхора и был тесно связан с ее добротой и щедростью.
В Древнем Египте было много бобов, Хатхор просто был самым известным, но Апис был самым значительным, потому что он представлял основные культурные ценности и понимание всех египтян. У каждого отдельного божества была своя собственная сфера влияния и власти, но Апис представлял собой вечность и гармоничное равновесие Вселенной. Другие бобовые божества, такие как Бат, Буши, Хесат, Мневис и Бык Запада, независимо от того, насколько они сильны, никогда не имели бы такого же резонанса, как воплощенное божество быка Апис.
Апис изображен во всей истории Египта как шаткий бык, обычно с солнечным диском и уреем (священный змей, который символизировал власть короля) между его рогами. В позднем периоде Древнего Египта (525-332 гг. До н. Э.) Его иногда изображают как человека с головой быка, и в римском Египте это становится самым популярным представлением бога. Во время Птолемеевского периода (323-30 г. до н. Э.), Который находится между этими двумя, он был представлен в антропоморфной форме как бородатый человек в халатах, в значительной степени в виде греческих богов, таких как Зевс, под именем Серапис. Бык Апис всегда ассоциировался с царем Египта и, среди его многих значений, представлял силу и жизнеспособность правящего монарха.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВЫБОРНет никаких мифов, связанных с происхождением Apis, но он засвидетельствован через гравюры с преднастического периода (приблизительно 6000-3150 г. до н.э.). Апис был богом плодородия и первозданной силы, который затем стал ассоциироваться с создателем богом Птахом. В какой момент он впервые связался с Хатхором, неясно, но эта ассоциация прочно утвердилась к моменту раннего династического периода в Египте (примерно 3150 г. — 2613 г. до н. Э.), В течение которого бык был также связан с властью царя (о чем свидетельствует палитра Нармера). Апостол бык поклонялся церемониально с этой эпохи через Птолемеевский период и на Римский период неизменно независимо от того, какие другие божества были в моде в данный момент. В разные эпохи истории Египта различные боги принимали господство в разных регионах или даже на национальном уровне, таких как Осирис, Исида, Амон, Атум, Ра, но поклонение Апис никогда не менялось.
В раннем династическом периоде ритуал, известный под названием «Бег Апис», был выполнен для оплодотворения земли. Бык изображен в гравюрах в ментале, ожерелье / ошейнике, священном Хатхору. Там, где бык побежал во время этой церемонии, неясно, но, скорее всего, это было в участке храма в Мемфисе, столице Египта в то время, что символически оплодотворило бы всю землю.
Бык был выбран после тщательного поиска по его внешнему виду: он должен был быть черного цвета с белой треугольной маркировкой на лбу, другой белой маркировкой на спине в форме крыла ястреба или стервятника, белого полумесяца на его сторона, разделение волос на конце его хвоста (известное как «двойные волосы») и кусок под его языком в виде скарабея. Если бык был найден со всеми этими характеристиками, он был немедленно признан как Apis, конечно, но даже нескольких или одного было бы достаточно. Белая маркировка в форме треугольника на лбу и скабабеобразного куска под языком часто была достаточной для выбора быка.
ПОКЛОНЕНИЕПосле того, как он был выбран, бык был доставлен в Мемфис и размещен в участке храма вместе со своей матерью. Люди отправлялись в город со всей земли, чтобы поклоняться животным. Египтолог Ричард Х. Уилкинсон описывает жизнь быка в городе:
В Мемфисе бык Апис содержался в специальных помещениях к югу от храма Птаха, где его обожали поклонники и развлекали его собственный гарем коров. В дополнение к участию в специальных процессиях и других религиозных ритуалах животное использовалось при доставке оракулов и считалось одним из самых важных оракулярных источников в Египте. (172)
В праздничные дни, фестивали и другие специальные мероприятия, такие как коронация короля, бык был распущен в специальной камере с разными воротами, ведущими от нее. Символы и продукты питания были размещены на другой стороне ворот камеры, и люди задавали вопросы относительно будущего, в то время как быка проводили в комнату. Какими бы ни были ворота, которые бык выбрал, он даст ответ на вопросы людей.
Как только оракул был дан и истолкован священниками, быку разрешили бродить по своему желанию в ограждении, в то время как люди опустились на колени перед ним в поклонении. Для древних египтян всякая жизнь была продолжением божественного, и вся жизнь была священна. Несмотря на то, что египетская диета включала мясо, она была в основном вегетарианской, и когда животных съедали, благодаря этому были предложены жертвы.
Хотя люди знали бы, что этот особый бык, которого они видели, умрет, они также знали, что дух, населявший этого быка, вечен; тело быка может умереть, но не сам бык, а не душа, которая оживляла животное. Именно этот вечный аспект быка Апис сделал его настолько значимым на религиозных фестивалях и других публичных собраниях.
Одним из самых важных событий, в которых принимал бык, был Фестиваль Хеб-Сед, который проводился каждые тридцать лет царского царствования, чтобы омолодить его. Фестиваль Heb-Sed включал ряд физических действий, которые должен был выполнить король, чтобы показать, что он по-прежнему подходит для служения богам и людям. Бык, с древнейших времен, был связан с царем и монархической властью, и поэтому бык Апис шел рядом с королем как проявление божественного одобрения. По завершении фестиваля, когда народ был приглашен на общинный праздник в честь короля, бык Апис оставался в присутствии короля как постоянное напоминание о силе и мужественности.
СМЕРТЬ И ЗАМЕНАПосле 25-летнего возраста, если бык не заболел и не погиб, он был торжественно убит. Некоторые части животных были съедены священниками, а затем каркас был доставлен в специальную часть участка храма в Мемфисе, чтобы забальзамироваться. Было объявлено состояние траура, во время которого тело быка мумифицировалось с той же осторожностью, что и царь или благородный, и в это же время священники были отправлены на поиски замены. Как только бальзамирование было завершено, мумифицированный бык был передан по священному пути из Мемфиса в некрополь в Саккаре, где он был похоронен в Серапеуме, подземная серия камер, вырытых для этой цели под четвертым сыном Рамсеса II (1279- 1213 г. до н. Э.), Хаемветсе. Это был также Хаемветет, который был посвящен сохранению истории, который обеспечил тщательную регистрацию смерти быков Аписа и даты захоронения. Будучи Первосвященником Птаха в Мемфисе, Хэемветсе будет председательствовать на погребальных церемониях для быков.
Быки были погребены в гранитных саркофагах, некоторые из которых были украшены, в то время как мать быка, которая также была ритуально убита и забальзамирована, похоронили в аналогичном стиле в катамасках Iseum, посвященных Исиде. Любые телята, которые производил бык, также были убиты и забальзамированы, хотя их захоронение неизвестно.
Причиной смерти быка было присоединение к Осирису и ритуальное повторение цикла жизни, смерти и воскрешения. Бык представлял живого творца Птаха, когда он жил и стал Осирисом, когда он умер, а затем был назван богом Осираписом. Осирис был первым царем Египта и первым умер и вернулся к жизни среди всех живых существ, и поэтому ритуальный акт убийства животного, столь тесно связанного с царством, и божественное, объединило монархию с воскресением. Смерть быка Апис символизировала вечную природу жизни. Вместо того, чтобы ждать, пока бык умрет от старости или болезни, он был отправлен в Осирис, пока все еще подходил, а после того, как он был погребен, на его место появился бык, очень похожий на последний. На самом деле этот новый бык имел тот же вечный дух, что и последний, поскольку считалось, что душа старого быка возродилась в той, которая была бы выбрана для ее замены.
Именно по этой причине в начале Птолемеевского периода Птолемей я решил объединить Апис с греческим богом Зевсом и другими, чтобы создать своего нового бога Сераписа для многокультурного общества, которое он пытался сформировать в Египте. Птолемей я построил свой великий Серапеум в Александрии, рядом с известной библиотекой, чтобы воздвигнуть своего нового бога как божество, которое обняло и приветствовало всех. Апис был не просто еще одним богом в египетском пантеоне, но воплощением египетских ценностей, и как только Птолемей объединил его с греческими божествами, он стал выдающимся богом нации, который умер только для того, чтобы жить вечно. Смерть быка была не концом его жизни, а мгновением перехода от одного государства к другому, и церемония, связанная с его убийством, не считалась убийством, а превращением.
Этот ритуал может показаться противоречащим ценности древних египтян, помещенных в индивидуальность и долгую, полную жизнь, но, на самом деле, это иллюстрирует эту концепцию. Бык никогда не стареет и не умрет — это было бы вечное существо, и оно оставалось бы вечно здоровым, переходя от одного тела к другому в бесконечной прогрессии. Причина, по которой поклонение быку Аписа никогда не изменялось значительно более чем за 3000 лет, состоит в том, что оно воплотило самые глубокие египетские ценности, касающиеся жизни, времени и вечности. Время на земле было всего лишь кратковременным пребыванием в вечном путешествии, которое потребовало бы одного времени, но не неуместно. Египетская загробная жизнь была продолжением жизни на земле, только на другом плане; вы все равно будете наслаждаться своим домом, домашними животными, землей и любимыми в раю. Бык Апис заверил людей в этом постоянством; независимо от того, в какой эпохе, в которой кто-то жил, раньше было это божественное проявление, был один в настоящее время, и в будущем будет один, и все будет вечным.
CAMBYSES II & CHRISTIANITYВ 525 году до н.э. персы под Камбизом II вторглись в Египет, и Геродот сообщает, что сам Камбиз II сам убил быка Апис до его отведенного времени (рассказ также сказал Диодор Сикулус), и туша бросилась на улицу, где она была съедена собаками. Эти счета были оспорены, потому что Камбиз II знал и уважал египетскую культуру, и поэтому некоторым ученым кажется, что он сознательно совершит такое святотатство.
На самом деле, однако, эту историю не так уж трудно поверить. Камбиз II только недавно завоевал Египет в битве при Пелусиуме, используя собственные убеждения Египта против них. Зная их почитание для животных в целом и, в частности, для кота, у него были солдаты, охватившие как можно больше бродячих животных, и нарисовали изображение богини египетской кошки Бастет на своих щитах. Затем он отправился на Пелусиум, загнал животных перед своими силами и потребовал немедленной сдачи города. Египтяне подчинились, а не рискуют причинить вред животным и разгневать Бастета. Между действиями Камбиза II и его более поздним убийством быка Апис. В обоих случаях он использовал египетскую веру для своих целей: убив быка Апис до своего времени, он объявил себя новым королем Египта и отклонил старую египетскую монархию и ритуалы, касающиеся этого, чтобы подчеркнуть его триумф и на рассвете нового режима.
Геродот продолжает объяснять, как Камбиз II платил за свое преступление своей жизнью; когда он устанавливал свою лошадь, он случайно ударил себя в бедро — там же, где он впервые пронзил быка, — и умер от инфекции. Сообщается также, что с этого момента собак считали нечистыми животными, потому что они съели божественного быка. Собаки всегда были высоко оценены в Египте, рассказ идет, но теперь они выглядели омерзительно. Однако, похоже, нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение, поскольку собак продолжают держать на охоте, в качестве опекунов и компаньонов на протяжении всей истории Египта, без какого-либо заметного снижения статуса.
Культ Аписа продолжался до появления христианства в IV веке н.э. Вечный бык, который символизировал египетские ценности, был несовместим с новым христианским видением, а ритуалы вокруг быка снизились. Серапеум Птолемея I был разрушен ревностными христианами c. 385 СЕ в их усилиях по искоренению дохристианских верований в Александрии. Это же рвение могло также привести к уничтожению большой библиотеки, расположенной вблизи Серапеума, в то же время или чуть позже. В 5 веке н.э. культ Апис был запрещен вместе с другими языческими сектами и ритуалами, поскольку христианское понимание вселенной и божественности стало доминирующим.
demon-angel.ru
Апис - Боги Древнего Египта - Фотографии
Апис
Апис (Хапис) — священный бык в древнеегипетской мифологии, бог плодородия, имевший собственный храм в Мемфисе.Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, которым начали заниматься приблизительно 7000 лет до н.э. по всему восточному Средеземноморскому региону. Апис считался посвящённым Птаху или Осирису или же выступал в качестве отдельного божества, почитаемого в районе Мемфиса.
В некоторых отдельных районах считалось, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини.
Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. По этой причине он считался также символом фараона. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка.
Когда умирал предыдущий бык, символизировавший Аписа, жрецы отправлялись на поиски нового. По нахождении нового Аписа его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество Аписа относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Апису не полагалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил (его топили в колодце).Умершего же священного быка хоронили как человека самого высокого ранга: внутренности извлекали и складывали в канопы (специальные сосуды для хранения внутренностей), а тело мумифицировали. Хоронили их мумии в огромных каменных саркофагах в специальном склепе Серапиуме близ Мемфиса.
По Плутарху (древнегреческий философ, биограф, моралист), Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. Апис должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось во всей стране.
rubedo.msk.ru
Кто такой апис в древнем Египте. Боги древнего Египта.
А́пис (Хапис) — священный бык, считался посвящённым Птаху или Осирису. В некоторых египетских районах верили, что каждое утро богиня неба Нут принимала облик коровы и рожала телёнка (Аписа). За день телёнок вырастал в быка, а вечером становился мужем богини. Апис имел собственный храм в Мемфисе и выступал в качестве отдельного божества в этом районе.
Сначала Апис почитался в качестве олицетворения Ка Птаха, бога Мемфиса. Поскольку словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реального живого быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. По причине того, что Апис был связан с Птахом, он считался также символом фараона.
Согласно Манефону, уже при второй египетской династии царем Кайехом был установлен культ Аписа. Одновременно с этим установился культ быка Мневиса в Гелиополе. Апис сначала был лишь живым символом Осириса, который метафорично называется «быком преисподней». Вторая династия фараонов, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, однако родом происходила из верхнеегипетского Тиниса близ Абидоса, где основным культом был культ Осириса. Этим и объясняется возвеличивание Аписа, ведь Апис посвящен Осирису. Даже Плутарх утверждал, что Апис являлся одухотворенным изображением Осириса. Одновременно и для простого народа Апис был, по словам Страбона, богом, идентичным Осирису. Хотя и Апис, и Мневис в Гелиополе были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй — быком солнца, и первого иногда считали сыном второго. Апис почитался за то, что, как и Осирис, пребывал в очень тесном соотношении с Нилом, отвечая за пребывание в нём воды. Кроме этого, было ещё очень много примет (Элиан насчитывает их 29), которые должен был иметь Апис.
Жрецы искали быка, символизировавшего Аписа, отводили его в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Апису не разрешалось жить более 25 лет, и по прошествии этого времени его с определённого места низвергали в Нил (или топили в колодце). Когда умирал предыдущий бык, жрецы отправлялись на поиски нового. Ежегодный праздник Аписа соотносился с ежегодным обновлением воды в Ниле.
Плутарх писал, что Апис был произведен на свет светом луны; между его приметами есть изображение новой луны, месяца, да и само число 29 указывает на число дней месяца. Жрецы направлялись к Апису при восходе луны. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре. Это период, в котором через каждые 25 лет фазы луны падали на одни и те же дни. Апис обязательно должен был быть чёрным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового быка-Аписа праздновалось всем Египтом.
Источник: http://egyptian-pharaohs.net/apis.php.
кто такой апис в древнем египте
боги древнего египта апис
кто такой апис в древнем египте
Апис. священный бык, почитавшийся в Древнем Египте как земное воплощение бога Пта; культ Аписа восходит к древнейшим скотоводческим верованиям. Впоследствии представления об Аписе слились с представлениями о боге мёртвых Осирисе. С 7 в. до н.э. умерших Аписов бальзамировали и погребали в саркофагах на кладбище Серапеум (расположено близ современного Каира). Нового Аписа жрецы находили по ряду признаков: чёрная масть, белое пятно определённой формы на лбу и т. д. Центром культа Аписа был город Мемфис.
Апис — в египетской мифологии символ плодородия в образе быка.
Его внешний облик характеризовал ряд непременных признаков: черная масть, белое пятно определенной формы на лбу, нарост в форме скарабея под языком и т. п. Аписа считали ба — т. е. третьим компонентом души — бога Птаха, а впоследствии и Ра. Иногда проводилось отождествление Аписа с Атумом. Часто он изображался с солнечным диском между рогами. Апис был также связан с хтоническим культом, поэтому он считался быком Осириса. "Апис, — писал Плутарх, — должен пониматься нами как прекрасный и красивейший образ души Осириса". Иногда изображался на саркофагах с мумией на спине. В эллинистический период происходит слияние Аписа с Осирисом в образе Сераписа. При Саисской династии для Аписа в Мемфисе был возведен специальный храм — Апейон. Родившая Аписа корова тоже считалась священной. Обретение Аписа становилось общеегипетским праздником, а смерть — трауром. Убийство Аписа умалишенным персидским царем вызвало всеобщее восстание в Египте. Умершего Аписа бальзамировали и хоронили в специальном склепе. Подробные сведения о культе Аписа приводили в своих трудах Геродот, Страбон, Элиан, Диодор. Мистерии быка как символа солнца приходились на время весеннего равноденствия. С другой стороны, он являлся эмблемой элемента земли. Он также подразумевал животную природу человека. Апис — эмблема материального мира, в котором есть духовный стержень — Осирис. Он также символизировал экзотерическую доктрину, в отличие от уреуса, представлявшего эзотерический компонент учения.
Источники: Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л. 1956; Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М. 1976; Морэ А. Цари и боги Египта. М. 1914.
Ссылки по теме:Геродот (греческое Herodotos) (родился.Осирис (Озирис), в древнеегипетской миф.Птах (Пта), в египетской мифологии бог.Страбон (64/63 до нашей эры — 23/24 наш.
Случайные ссылки:Алюминий (aluminum). Легкий, серебристо.Гилас , в греческой мифологии юноша-оруж.Звукоряд , последовательность расположен.
Ссылка на эту страницу:
Источник: http://www.c-cafe.ru/words/43/4177.php
боги древнего египта апис
Апис – египетский бог плодородия
Боги Древнего Египта не исполняли строго определенные функции и редко вмешивались в споры людей. Имена некоторых богов не были постоянными и зависели от времени суток и от действий, выполняемых в определенный момент.
Египетский бог плодородия носил имя Апис. Он имел облик быка. Часто между рогов изображали солнечный диск. Центр культа находился в Мемфисе. Апис считался душой бога солнца Ра и душой Птаха – бога Мемфиса. По верованиям египтян во время ритуального бега быка оплодотворялись поля. Египетский бог плодородия связывался с культом мертвых. Изображения этого бога, держащего мумию на спине, часто находили на саркофагах.
Живое олицетворение Аписа
В Мемфисе олицетворением Аписа считали черного быка с белыми метками на лбу и двумя кисточками на хвосте. Этот бык должен был иметь силуэт грифа на спине и силуэт скарабея под языком. Когда рождался такой бык, то это было большой радостью для жителей Египта. Ему отводили специальное помещение. Его одевали и кормили. Этому быку предоставляли почести, как богу. Почитали не только этого быка, но и корову, родившую его. Ей тоже предоставляли специальное помещение. Все движения быка жрецы интерпретировали и по ним строили предсказания на будущее. Когда бык умирал, то это было большим горем, по всей стране объявлялся траур. Его тело бальзамировали и помещали в саркофаг. Этот саркофаг сохранялся в специальном склепе - серапеуме. Саркофаги быков Аписов разграблялись в древности подобно склепам фараонов. Также в честь быков сооружали статуи, держащие между рогами диск Солнца. После смерти быка жрецы приступали к поискам нового Аписа. Когда его находили, то по всей стране начинались празднования. Апис не должен жить больше 25 лет. Если он доживал до этого возраста, то его нужно было низвергнуть в Нил – утопить в колодце. Каждый год во время обновления воды в Ниле отмечали праздник Аписа.
Мифы Египта говорили, что Нут (богиня неба) каждое утро преображалась в корову и рожала бычка Аписа. До вечера этот бычок становился взрослым, и богиня делала его своим мужем. Апис и Мневис посвящались Осирису, считались его быками. По верованиям жителей Египта, Апис – бык луны, а Мневис – бык солнца. При царствовании Птолемеев Апис и Осирис слились в единого бога Сераписа.
Мин – производитель урожая
Еще один египетский бог плодородия Мин считался производителем урожаев. Он изображался в виде бородатого мужчины в короне с двумя длинными перьями и со стоящим, непропорционально огромным фаллосом. В правой поднятой руке Мин держал плеть – символ власти над рабской силой. Сначала он считался богом-создателем, богом скотоводства и защитником урожаев. Позже он превратился в бога дорог, владыку пустынь и защитника путешественников. Египетский бог плодородия Мин также дарил мужчинам сексуальную силу. Главным праздником Мина был Праздник ступеней. В этот день фараон собственноручно срезал первый сноп, который принимал в свои руки бог плодородия. Египет известен многими богами, которых часто ассоциировали с фараонами.