Лекция: Афинское право. Судебно-правовая система Древней Греции. Правовая система древней греции
Тема 7. Государство и право Древней Греции
Основные стадии становления и развития полисной системы в Древней Греции. Реформы Тесея. Реформы Солона. Реформы Клисфена.
Государственный и обществеееый строй древнегреческих государств.
Правовая система Древней Греции.
История Древней Греции восходит к I тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного строя и возникновение классового общества.
Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-VI вв. до н.э.) античныхгородов-государств (или полисов).Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу, представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы:родовую знать - эвпатридов,имевших монополию на занятие государственных должностей;простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того, значительную часть населения составлялиметеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.
Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.
Дальнейшее развитие Афинского государства тесно связано с борьбой широких народных масс –демоса, с господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.
Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории, исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты.Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.
С реформами Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальныхфил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов.
В результате всех этих изменений в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.
Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, галиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.
К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.
Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.
Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.
Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.
Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, а также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный органгелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.
Спартанское государство
Спартанское государство возникло в IХ веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии.Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.
К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролемгерусии.
Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство государством принадлежалоэфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям.
Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. Они составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.
Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.
Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная организация общества.
Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя все спартанские граждане именовались "равными". Из их числа исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд "гипомейенов" - опустившихся.
Периэки - были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
Илоты - представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако илоты имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
Право Древней Греции. Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в видеЗаконов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.
В начале VI в. до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. В V-VI вв. до н.э. законы становятся главным источником права.
Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот, ко второму - деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.
Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.
Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу
любого вреда.
Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть, первоначально очень широкая, с течением времена ослабляется.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.
Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.
Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.
infopedia.su
Тема 2.4. Государственные институты и правовая система Древней Греции
Эволюция родового строя и образование Афинского государства. Установления Тезея. Господство знати. Архонты и ареопаг.
Реформы Солона и Клисфена. Тирания Писистрата. Общественный строй Афин в период их расцвета. Реформы Перикла. Государственный строй. Разделение властей, система противовесов. Народное собрание. Совет пятисот. Гелиэя. Коллегия стратегов. Архонат.
Возникновение государства в Древней Спарте. Ликург. Устройство общественной и государственной жизни. Правовое положение спартиатов, илотов и периэков. Основные черты государства, система управления.
Основные черты права Древней Греции. Законы как главный источник права. Законы Драконта и Солона. Судебный процесс.
Тема 2.5. Государство и право Древнего Рима. История римского права
Возникновение государства в Риме. Царский период: гражданское общество, культ богов, обычное право. Политическая организация: царь, сенат, комиции.
Утверждение республики и ее государственные институты. Народные собрания, сенат. Военные диктатуры, цезаризм и режим личной власти.
Установление монархической формы правления: принципат и доминат. Роль армии в государственном механизме. Кризис и раскол Римской империи.
Изменения общественной структуры Древнего Рима. Положение квиритов, перегринов, латинов, либертинов и рабов.
Разделение империи на Западную и Восточную. Легализация христианства и ее последствия. Падение Западной Римской империи.
Основные этапы истории римского права. Развитие источников права. Законы XII таблиц. Законы и сенатусконсульты. Преторский эдикт и труды римских юристов. Законодательство Юстиниана. Утверждение института частной собственности. Публичное право. Судоустройство и судопроизводство. Историческое значение римского права.
Модуль 3. Государство и право средних веков Тема 3.1. Особенности формирования и развития средневекового государства и права в Европе и странах Востока
Особенности становления и развития средневековых цивилизаций Запада и Востока. Феодальное государство и права в странах Европы, его сравнение с развитием государства и права восточных стран.
Государство и церковь, город в политической системе средневекового европейского общества. Городские республики и городское самоуправление. Папская теократия. Особенности формирования византийского феодализма. Роль насилия в феодальной государственности и праве. Общее и особенное в общественном и государственном строе феодальных государств. Таможенные формальности в средневековых государствах Европы.
Становление права в раннефеодальных европейских обществах. "Варварские правды" и другие источники права.
Государство и право средневековой Японии, Индии и Китая. Арабский халифат и исламское право.
Тема 3.2. Государство и право франков
Особенности возникновения государства у франков. Общинная собственность. Индивидуально-семейная собственность. Аллод. Монархия Меровингов. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. Начало формирования рыцарского сословия. Государственный строй времен Меровингов и Каролингов. Император Карл Великий. Министериалы. Отношения вассалитета. Суд и процесс. Возникновение права. Общая характеристика Салической правды (V в.). Регулирование имущественных отношений. Договорное право. Брак и семья. Преступления и наказания, судебный процесс по Салической правде.
studfiles.net
Общая характеристика государства и права Древней Греции
И Древнего Рима
Возникновение государства в античном мире и полисная система.
Право в государствах античного мира
Возникновение государства в античном мире и полисная система.История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея античная цивилизация достигла в I тыс. до н.э. - в начале I тыс. н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности: литературе и искусстве, науке и философии, демократической государственности и, конечно, в политико-правовой области.
Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тыс. до н.э., причем, не без влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (VIII—VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Через греческие города в Малой Азии - Милет, Эфес и др. осуществлялись торговые, культурные и иные связи Востока и Запада.
Возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать заморский государственно-правовой опыт, искать более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.
Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III—II тыс. до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т. д.).
Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.
Одна из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции состояла в том, что этот процесс шел волнообразно, прерывисто из-за постоянной миграции и перемещения племен. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением «темные века» (XII в. до н.э. — первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.
Сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции показало, что возникновение государства в Афинах не происходило в «чистом виде», т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, сказалось на генезисе римского государства.
Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами.
Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ.
В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки.
Уже в III тыс. до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тыс. до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации.
Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.
Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказалисьсущественным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление.
Таким образом, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.
Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т. е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.
С точки зрения внутренней организации античный полиспредставлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т. д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Но безусловное преобладание в полисном мире имелиразличные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т. п.
Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии имеет свои закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тыс. до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т. д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.
Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.
Ликвидация монархии в античном мирепривела к победе республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т. д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии.
Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т. д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т. д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.
Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами. Обычно они были выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности, ликвидации привилегий аристократии и утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражавшей общие интересы гражданской и политической общины.
К VI—V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов разворачивалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения и где сложилась цельная гражданская община, античная демократия достигла своей вершины и стала огромной созидательной силой.
В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.
Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Конфронтация «полисных сверхдержав» втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.
Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, являлось не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Она заключалась в заранее данных территориальных и политических параметрах, т.е. не имелось простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.
К I в. до н.э. исчерпала себя полисная система в Риме. Республика-город не могла справиться с восстаниями рабов и не в состоянии была обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, стала анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит монархия в виде империи.
Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики было столь велико, что в течение первых веков (период принципата) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.
Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подвели окончательную черту под полисными порядками. В самый поздний период Римской империи было окончательно порвано с республиканско-полисной демократией, и все больше проявлялись, особенно в восточной части империи, черты средневековой государственности.
Право в государствах античного мира. Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, в эпоху античности не сразу достигло зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение в праве.
Утверждение полисной системы в результате активизировало правотворческую деятельность и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, пришел закон, имевший светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Таким образом, право в античном мире являлось авторитетным и обязательным регулятором полисной жизни, лишенным какой-либо мистической или религиозной силы.
Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев.
Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).
Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.
Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.
В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы.
Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести.
Связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, «связанных между собой согласием в вопросах права».
Таким образом, идея правового государства взяла свое начало и в республиканском Риме. Не случайно, что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер.
Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право — это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.
Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое. На первый взгляд оно может казаться таким, поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе, в основе которого лежало наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.
На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а, в конечном счете, создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.
Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота сломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте было создано новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.
Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденциизародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.
Литература
Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.
История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. проф. К.И. Батыра. М., 2003. С. 56-58.
История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. О.И. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. В 2-х ч. Ч. 1. М., 2001. 129-137.
Контрольные вопросы
1. Возникновение государственности в античном мире.
2. Основные этапы становления полисной организации в античном мире.
3. Особенности формирования права античного мира.
Тема 4. Государственные институты и правовая система
В Древней Греции
Возникновение и развитие государства в Древних Афинах. Основные черты афинского права. Особенности государственной и правовой системы
в Древней Спарте
Возникновение и развитие государства в Древних Афинах. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тыс. до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением. Следовательно, и к развитию имущественной дифференциации с постепенным выделением родовой верхушки и обнищанием свободных общинников, многие из которых превратились в фетов — батраков или за долги попали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин.
Богатые семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тыс. до н.э. рабовладение было распространено, но эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Со временем рабский труд стал преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестали участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начала приспосабливаться к обеспечению интересов ее членов, богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов.
В народном собрании возросло влияние знатных родов, из их представителей формировался совет старейшин и избирались базилевсы. Первобытное общество превращалось в политическое, называемое военной демократией.
Важную роль сыграли внешние факторы. Предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью стали: географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды; истощение локальных природных ресурсов, усилившихся с переходом к производящей экономике; развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен; необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки.
Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Афинский полис стал территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала централизованного управления. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении: еще сохранялись межродовые и межплеменные распри, но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.
Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.
Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.
Архонты и ареопаг.Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Сначала должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.
Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. представители эвпатридов.
Аттическое общество превращалось в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.
Одновременно развивался другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.
Реформы Солона и Клисфена. К VI в. до н.э. в Афинах сложилась крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате, в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты, средних и мелких собственников.
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, Солон:
1) провел сисахфию — долговую реформу, в сущности - прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах отменялось;
2) установил максимальный размер земельного владения;
3) разрешил свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений в интересах богатых афинян;
4) провел цензовую реформу, направленную на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепилделение граждан на четыре разряда по имущественному признаку;
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивалась. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
5) создал новый судебный орган — гелиэю, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения, что явилось уступкой беднякам;
6) учредил новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Лисистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.
Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Лисистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.
Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они включали:
1) уничтожение старого деления населения на четыре племени;
Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились, в свою очередь, на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.
Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.
2) упразднение Совета четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учреждение Совета пятисот;
Совет пятисот формировался из представителей 10 фил по 50 человек от каждой и руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания, осуществляя исполнение его решений.
3) создание коллегии десяти стратегов;
Коллегия десяти стратегов также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
4) введение в практику народных собраний особой процедуры, получившей название остракизма.
Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан лиц, опасных для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
Зародившаяся после Тесея дифференциация властных функций привела к организации органов их осуществления. В результате постепенно возник специальный и постоянно действовавший аппарат осуществления политической власти. Параллельно шел процесс приобретения этим аппаратом монополии власти над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становилась легитимным правом на использование принуждения. Политическая власть начала осуществляться в форме государственной власти, стала государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.В результате в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.
Афинское государство в V—IV вв. до н.э. В первую половину V в. до н.э. Афины превратились в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой. К 70-м гг., когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140-160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.
Со временем, постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица; к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.
Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.
Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.
С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможност
infopedia.su
Лекция - Афинское право. Судебно-правовая система Древней Греции.
В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.
Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.
Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до
н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, — смертную казнь.
При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов.
Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.
Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.
Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.
Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение
прав гражданства и изгнание из города.
В наказании видели главным образом страдание, муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие.
Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон.
www.ronl.ru
Общая характеристика правовой системы Греции
Правовая система Греции относится к романо-германской законодательной семье, которая объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Греция считается родиной демократии и суда присяжных, возникших здесь задолго до нашей эры.После установления римского господства (II в. до н. э.) на территорию Греции было принесено римское частное право, которое было гораздо более развито чем древнегреческое. Новый период в правовом развитии страны начался после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).
Греция стала центром Восточной Римской (Византийской) империи. В 528–533 гг. при императоре Юстиниане здесь была осуществлена полная кодификация римского права, получившая название Corpus juris civilis (Свод гражданского права), ныне известная также как «Свод Юстиниана». Этот величайший памятник юридической мысли стал основой византийского права и сыграл спустя тысячу лет огромную роль в процессе рецепции римского права в Западной Европе.
В самой Греции с падением Византийской империи (1453 г.) под ударами турок правовая жизнь надолго пришла в упадок. Освободившись от турецкого господства в результате революции 1821–1829 гг. и получив самостоятельность, Греция стала на путь создания демократического, правового государства. Частью этого процесса стало создание новой правовой системы, формирование которой выглядело достаточно своеобразно: попытки возродить византийское право сочетались с принятием кодексов, составленных под влиянием либо заимствованных из законодательства других европейских государств.
Законодательство Греции, кодифицированное в важнейших своих отраслях, и поныне включает ряд законодательных актов, изданных в период возрождения самостоятельного греческого государства (в частности, Декрет о судоустройстве 1834 г.), однако большинство действующих кодексов принято в XX в. (ГК - в 1940 г., ГПК - в 1968 г., УК - в 1950 г.).
Основным источником права современной Греции являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Их иерархия такова: Конституция, законы Парламента, декреты, издаваемые Президентом во исполнение законов.
В соответствии с Конституцией (ст. 23) по предложению компетентного министра допускается издание Президентом «регулирующих декретов» на основе предоставленных законом особых полномочий и в рамках этих полномочий. Другим административным органам право издавать регулирующие акты предоставляется с целью разрешить вопросы специального содержания, местного значения, технического или детального характера. Законами, принятыми Парламентом на пленарном заседании, полномочия издавать «регулирующие декреты» могут передаваться для разрешения определяемых в них в общих чертах вопросов.В правовой системе Греции присутствует также институт так называемого чрезвычайного (срочного) законодательства. Он предполагает право Президента издавать акты законодательного содержания по предложению Совета министров в чрезвычайных случаях. Акты представляются на утверждение Парламенту в 40-дневный срок с момента их издания или в течение 40 дней с момента созыва сессии Парламента. Если они не представлены Парламенту или не утверждены им в 3-месячный срок с момента их представления в Парламент, они утрачивают силу (ст. 44 Конституции).
Согласно Конституции (ст. 28) общепринятые нормы международного права, а также международные соглашения с момента их ратификации и вступления их в силу являются неотъемлемой частью внутреннего греческого права и имеют приоритет перед любым противоречащим им положением закона.
Научные исследования в области права ведутся главным образом на юридических факультетах 2 университетов – в Афинах и Салониках.
Похожие статьи
comfortgreece.ru
Право Древней Греции
Дисциплина: История Тип работы: Реферат Тема: Право Древней Греции
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Студентка 1-го курса 14 группы
Кузнецова Олеся Сергеевна
по Истории государства и права зарубежных стран
ТЕМА: Право Древней Греции
г.Оренбург
1998 г.
ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного
моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится
впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский
государственно-правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На
ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права
в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве.
Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий
светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Древней историей и права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался старинными обычаями, в том числе и обычаями
первобытнообщинного строя. В 621 году архнот Драконт впервые издал законы. Эти первые писаные нормы права, были не чем иным, как записью обычаев, получивших отражение в судебной
практике, в силу чего Драконт именуется в источниках фесмофетом, в отличие от Солона, который именуется законодателем номофетом. Законы эти до нас не дошли, кроме той части, которая
относилась к убийствам.
В начале шестого века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То, что известно о его законах, даёт основание заключить, что Солон
учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет
законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью,
или не находился под влиянием женщины». Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками
средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.
V-IV
веках законы становится главным источником права. Законами считаются постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы,
которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (
VI-IV
века) в большинстве не дошли.
Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так и мать – граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись в
списке членов дема – демотов. Граждане пользовались политическими правами, то есть правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе
на должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство давало право на получение ...
Забрать файл
Похожие материалы:
refland.ru
Правовая система Греции
Правовая система Греции
Греция считается родиной демократии и суда присяжных, которая возникла в этой стране задолго до нашей эры. Правовая система Греции относится к романо-германской законодательной семье и объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы.
Римское частное право появилось в Греции после установления римского господства (II в. до н. э.). После раздела Римской империи на Восточную и Западную (395 г.) начался новый период в правовом развитии страны.
Центром Восточной Римской (Византийской) империи стала Греция. Здесь же в 528–533 гг. при императоре Юстиниане была осуществлена полная кодификация римского права, которая получила название Свод гражданского права (Corpus juris civilis), сейчас оно известна ещё как «Свод Юстиниана». Эта мысль и стала основой византийского права, сыграв через тысячу лет очень большую роль в рецепции римского права Западной Европы.
Во время падения Византийской империи (1453 г.) в Греции под ударами турок правовая жизнь пошла в упадок. Освободившись от турецкого господства в результате После революции 1821–1829 гг. Греция освободилась от господства турок и стала самостоятельной, став на путь создания правового, демократического государства. Началось создание новой правовой системы. Греки пытались возродить византийское право, и в тоже время принять новые кодексы, которые были составлены или заимствованы из законодательства государств Европы.
В настоящее время законодательство Грециидо сих пор включает ряд законодательных актов, которые были изданы в период возрождения самостоятельного греческого государства (например, Декрет о судоустройстве 1834 г.),но большее число действующих кодексов принято в XX в. (ГК - в 1940 г., ГПК - в 1968 г., УК - в 1950 г.).
Основным источником права современной Греции являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Конституция, законы Парламента, декреты, издаваемые Президентом во исполнение законов – такова их иерархия.
В соответствии с Конституцией (ст. 23) по предложению министра Президентом допускается издание «регулирующих декретов» на основе предоставленных законом особых полномочий и в рамках этих полномочий. Другим административным органам право издавать регулирующие акты предоставляется с целью разрешить вопросы специального содержания, местного, технического или детального характера. Законами, принятыми Парламентом на пленарном заседании, полномочия издавать «регулирующие декреты» могут передаваться для разрешения определяемых в них в общих чертах вопросов.
В правовой системе Греции присутствует также институт так называемого срочного законодательства, которое предполагает право Президента издавать акты законодательного содержания по предложению Совета министров в чрезвычайных случаях. Акты представляются на утверждение Парламенту на срок в 40 дней с момента их издания или в течение 40 дней с момента созыва сессии Парламента. Если же они не представлены Парламенту или не утверждены им в 3-месячный срок с момента их представления в Парламент, они утрачивают силу (ст. 44 Конституции).
Согласно Конституции (ст. 28) общепринятые нормы международного права, а также международные соглашения с момента их ратификации и вступления их в силу являются неотъемлемой частью внутреннего греческого права и имеют приоритет перед любым противоречащим им положением закона.