Бог древнего египта ра. Боги Древнего Египта. Ра (Рэ).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Бог Ра: от триумфа к забвению. Бог древнего египта ра


Бог Солнца Ра: мифы Египта

Древние жили в тесной связи с природой. Неудивительно, что Солнце, дающее жизнь было центральным объектом их поклонения. В культах разных частей мира солнечных богов глубоко почитали и возвеличивали. Их задабривали подношениями, устраивали в их честь праздники и просили у них покровительства.

Бог Ра – защитник от сил тьмы

В египетских мифах бог солнца Ра – отец и правитель мира. Днем, проплывая по небесному Нилу, Ра заботливо посылает на землю свое тепло. А с приходом ночи он отправляется в загробное царство, где борется с наступающим мраком, освещая подземный мир.

Всю ночь Ра сражается с силами тьмы. В подземном царстве он встречает главного своего врага – змея Апофиса, пытающегося проглотить Солнце, дабы мир погрузился в вечный мрак. К утру Ра убивает Апофиса, и вместе с этим наступает рассвет.

Бог Ра плывет на своей ладье по наднебесному Океану богини Нут
Сотворение мира

Согласно мифам, бог Амон-Ра, как его еще называли в период Нового Царства, существовал всегда. Еще задолго до сотворения мира он жил в пространстве океана Нун, который древние египтяне уподобляли яйцу. Свой выход за пределы Нуна бог Солнца ознаменовал актом творения.

Согласно мифу, бог Амон-Ра вышел из пучины Нуна и создал свет одним только своим волеизъявлением. Потом он сотворил из себя ветер и влагу, а от них произошли земля и небо. Так появились четыре стихии в образах двух божественных пар: Шу и Тефнут, Геба и Нут. Считалось, что бог Амон-Ра и его потомки были первыми фараонами Египта.

Бог Земли Геб (внизу) и богиня неба Нут (вверху). Папирус.
Символический образ Ра

Изображался бог Солнца Ра с соколиной головой, увенчанной красным диском. В одной руке он держит анкх – египетский крест, символизирующий вечную жизнь и возрождение; в другой – скипетр – символ божественной власти. Также в мифологии Египта Ра иногда принимает облик феникса, восстающего из пепла. Подобно огненной птице, вечером Ра угасает на западе, что бы утром заново родиться на востоке.

Солнечный диск над головой бога Ра – его огненное Око возмездия. Око Ра защищает его от многочисленных врагов и подчиняет своей воле непокорных. Глаз Ра – также олицетворение разрушительной стороны огня и напоминание о двойственной природе вещей. Творящая сила света может обернуться обжигающими лучами зноя. И то, что ранее было источником жизни, станет причиной смерти.

Однажды, когда бог Ра был уже очень стар, люди перестали повиноваться ему. И разозлившись на людей, он обратил свой солнечный Глаз в свирепую львицу Сехмет. Во имя возмездия, Сехмет стала в ярости крушить все на своем пути, избивая и убивая людей. Увидев это, Ра пришел в ужас, и решил остановить Сехмет обманом, опоив ее пивом, окрашенным в цвет крови.

Барельеф с изображением Изиды (справа) и Сехмет (слева)

Бог Солнца Ра появляется в древних мифах в виде различных своих ипостасей. Сам Ра — есть дневное Солнце. Вечернее Солнце называли Атум, что так же соответствует имени более архаичного бога Атума, имевшего популярность в более ранние времена Египта. Утреннее Солнце называлось Хепри, что значит «скарабей» — древний символ перерождения. А в схватке со змеем Апофисом бог Ра сражается в образе огненно-рыжего кота.

Бог Ра в образе кота побеждает змея Апопа (справа). Папирус Ани
Уход бога Ра из мира людей

Согласно мифам древнего Египта, расстроенный неповиновением людей, бог Солнца Ра решил покинуть земной мир. Узнав об этом, люди раскаялись и пришли проводить Ра. Они дали ему слово бороться с его врагами и почитать память о нем. После этого Ра поднялся на спину Небесной Коровы, чтобы продолжил править миром оттуда. А земная власть перешла в руки его детей.

Бог Ра. Фреска на гробнице. XIII век до нашей эры.

Понравилась статья? Поддержите автора!

Бог Солнца Ра: мифы Египта

5 (100%) 5 votes

taynoe.com

Бог Ра – египетский бог солнца в Древнем Египте

Cолнечное божество египтянCолнечное божество египтянРа (Ре) был главным солнечным божеством Древнего Eгипта. Бог солнца – это источник света, энергии и жизни. Он создатель космоса и его законов. Солнечный культ тесно связан с такими понятиями, как здоровье, дети, мужество, судьба страны.

Зарождение культа бога солнца Ра

Стела Ранеба. Ок. 2880 г. до н.э. Гранит. Метрополитен-музей, СШАСтела Ранеба. Ок. 2880 г. до н.э. Гранит. Метрополитен-музей, СШАЕго культ ведет свое начало от города, который египтяне называли Иуну, а греки Гелиополь («город бога солнца»). Этот город находился недалеко от современного Каира и в эпоху Древнего Египта являлся одним из важнейших религиозных и административных центров страны.

Время зарождения культа древнеегипетского солнечного божества уходит в глубину тысячелетий, но точно известно, что уже в Раннединастический период его влияние было очень велико. Недаром имя бога вошло в состав имени одного из фараонов II династии Ранеба («Ра-господин»).

Ра – создатель мира

Сидящий Ра с пером Маат. Луврский музей

Сидящий Ра с пером Маат. Луврский музейИмя Ра (Ре) является египетским словом для солнца, самой видимой из божественных сил, которые создали и поддерживают существование мира.

Согласно космологии Гелиополя, бог Ра создал себя или из цветка лотоса, появившегося из первичных вод, или на первом камне – Бенбене, также возникшем из воды.

Он тогда создал Шу (воздух) и Тефнут (влажность), которые в свою очередь родили небо - богиню Нут и землю - бога Геба. От этих богов родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида. С этого момента, собственно говоря, и начинается существование как Вселенной, так и Египта.

Согласно другому мифу, который возник, вероятно, не без участия мемфисских жрецов, он возник из яйца, которое создал Пта (Птах) – главный бог Мемфиса.

Именно бог Ра установил циклы египетского года, время и сам разлив Нила, обеспечив таким образом саму возможность успешного сельскохозяйственного производства в долине великой реки.

Интересно, что его в некоторых мифах иногда называют «плаксой». Египетский бог Ра плакал и от его слезы (по-египетски «рему»), которая упала на землю, и появился человек.

В некоторых списках египетской Книги мертвых есть любопытный пассаж, связанный с его членовредительством. Бог солнца порезал свой фаллос (возможно, что здесь подразумевался обряд обрезания), упавшие капли крови персонифицировались в два интеллектуальных понятия: «ху» и «сиа», то есть «власть» и «ум».

В одном из мифов говорится, что в конце времени мир исчезнет в водах первичного хаоса, люди погибнут, а Ре снова вернется в первобытные воды, из которых и появился.

Надо отметить, что какая-то стройная и единая теологическая конструкция в отношении бога солнца в  Древнем Египте не сформировалась (как, впрочем, и для большинства других египетских богов). Его образ многогранен, изменчив и текуч, меняясь от мифа к мифу. Причем различные мифы прекрасно уживались в религиозных представлениях египтян, живших в одну и ту же эпоху.

Солнечная лодка Ра

Символ бога солнцаСимвол бога солнцаПутешествие божества по небу имеет множество мифологических вариантов. Солнце-Ра могло лететь по небу на крыльях. Поэтому солнечный диск с крыльями – один из самых распространенных и самых важных символов Древнего Египта.

Также поэтому он часто изображается в виде человека с головой сокола или ястреба, то есть в облике мощных птиц, способных парить высоко в небе.

Дневная солнечная лодка. Ок. 1250 г. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, СШАДневная солнечная лодка. Ок. 1250 г. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, СШАДругим не менее популярным вариантом было передвижение божества по небу в лодке. Небо в этом случае понималось как изогнутая гигантская богиня Нут, по телу которой, так сказать, и плывет Ра.

На рассвете Ре начинал свой путь с востока по небу в своей солнечной лодке, названной «лодкой миллионов лет», сопровождаемый большим числом менее важных богов, составляющих его свиту и защиту. Вечером его лодка скрывалась на западе и наступала ночь.

Причем это дневное путешествие по телу Нут тоже имело интересные мифологические образы. Согласно одному из них, ладью с Ра и его свитой богиня Нут рожала на рассвете на востоке, а вечером, когда лодка достигала ее рта на западе, проглатывала, чтобы утром родить снова.

Мифы рассказывают, что бог солнца в Египте имел две ладьи: дневную - Манджет и ночную - Месектет, в которую он пересаживался со свитой после дневного путешествия.

Ночное путешествие Ра

Ночное путешествие проходило с запада на восток через Дуат – загробный мир, с ночными звездами и подземным Нилом, по которому плыл ночной барк солнечного божества. Одновременно это понималось и как перемещение внутри небесной богини Нут, проглотившей на закате бога и его свиту.

Ночная лодка. Фрагмент стелы. Период Птолемеев. Оштукатуренное дерево. Британский музей

Ночная лодка. Фрагмент стелы. Период Птолемеев. Оштукатуренное дерево. Британский музей

В этом ночном походе Ра ожидалo множество опасностей, главной из которых был гигантский змей Апоп (Апофис) – злейший враг божества. Аллегорически каждую ночь команда солнечного барка преодолевала силы хаоса, чтобы египетский бог солнца утром мог пробудить и возобновить мир в соответствии с правилами Маат.

Ра в облике кошки отрезает голову Апопу. XIX династия. Ок. 1280 г. до н.э. Фрагмент из Книги мертвых.

Ра в облике кошки отрезает голову Апопу. XIX династия. Ок. 1280 г. до н.э. Фрагмент из Книги мертвых.Ра, несмотря на многочисленные опасности, в ночном путешествии чаще всего не играет никакой активной роли (только если он изображается в виде кота, солнечное божество само вступает в схватку с врагами).

В облике Хепри (человека с головой барана) или скарабея древнеегипетский бог солнца пассивен и находится под постоянной охраной своей свиты.

Непосредственно трон с божеством окружает кольцами своего тела защитное божество - змея Мехен.Многочисленная свита готова отразить нападение. Настенная роспись. Могила фараона XIX династии Рамсесса II (1279-1212 гг. до н.э.)

Многочисленная свита готова отразить нападение. Настенная роспись. Могила фараона XIX династии Рамсесса II (1279-1212 гг. до н.э.) Действительная власть солнца сконцентрирована в богине, известной как Глаз Ра, которая часто охраняет нос солнечного барка (нередко изображается в виде змеи).

Тут же находится и Нехес - с одной стороны, форма самого солнечного божества, с другой - его охранник.

Так же на носу лодки обычно стоит с копьем Сет, который в мифах о солнечном боге, является одним из самых надежных и сильных защитников бога. Удивительно, но в других мифах, связанных с богом возрождения Осирисом, защитником фараонов богом Гором, Сет обрисован как ужасный злодей и персонификация зла в целом. Здесь же именно Сет, не поддавшись магии Апопа и его демонов, усыпивших всю команду солнечного божества, защищает (поражает) своим копьем главного врага Ра.

Египетский бог Ра и загробный мир

Однако пассивность Ре во время ночного путешествия по Дуату касается только его роли в защите от опасностей, которые ему угрожают. Как было отмечено, со всеми опасностями справляется его доблестная свита.

Само же появление солнечного бога в загробном мире с точки зрения египетского богословия подобно утреннему свету, пробуждающему спящих в жизни, возвращает к жизни мумии добродетельных мертвых в их гробах и пещерах, а также оживляет свои собственные ночные формы (семьдесят четыре такие формы бога солнца перечислены в могиле Тутмоса III).

Ра и Осирис. Ок. 350-300 гг. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, США Ра и Осирис. Ок. 350-300 гг. до н.э. Фрагмент стелы. Известняк. Метрополитен-музей, США Оживленные мертвые возвращаются в «государство смерти», описанное в солнечных гимнах как существующее ночью в Египте, когда солнце входит в загробный мир. Все мятежники против его власти казнены, его заклятый враг побежден.

То есть он является важным богом Дуата – страны мертвых. Начиная со времени XXI династии (около 1000 года до н.э.), Ра в традиционных формулах, обращенных к покойным, все чаще начинает заменять Осириса.

Гибкая египетская теология постепенно развила понятие синтеза между подземным богом Осирисом и солнечным божеством Ра в сакральную формулу: «Ре в Осирисе, Осирис в Ре».

Таким образом, бог солнца в Древнем Египте становится «правителем загробного мира», «господином жизни в западном горизонте» (запад – это место, где находится загробный мир по взглядам египтян).

Ра и фараоны

Божество и фараон. Рельеф в храме фараона XIX династии Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеБожество и фараон. Рельеф в храме фараона XIX династии Сети I (1291-1278 гг. до н.э.) в АбидосеЕще до эпохи Древнего царства сформировалось представление о фараонах, предполагающих их неразрывную связь с Ра. С этого времени владыки Древнего Египта стали считаться физическими сыновьями божества. Такое понимание просуществовало до самого конца египетской истории.

Даже Александр Македонский после того, как он завоевал Египет со своими греческими армиями, путешествовал к оазису Сива в Ливийской пустыне, где был принят как сын бога солнца и истинный король страны.

Доказательства влияния его культа найдены в имени одного из первых фараонов II династии, которого звали Ранеб или Ра - господин.

Архитектурная символика в форме как ступенчатых, так и истинных пирамид, в том числе знаменитых пирамид фараонов III-IV династий в Саккаре, Медуме, Дашуре и Гизе, неразрывно связана с солнечным богом.

Они являлись, с одной стороны, лестницами для души фараона в его восхождении к богу солнца после смерти, с другой, они были визуальным образом лучей солнца, исходящих с неба на землю. То есть пирамиды Древнего Египта являются овеществленными качествами солнечного бога и сакральными символами его могущества, средством достижения фараонами Египта личного бессмертия.

Самый большой расцвет его культа наблюдается с началом правления V династии. Папирус Westcar (египетский музей Берлина) говорит о том, что бог солнца в Древнем Египте был отцом первых фараонов V династии.

Строительство пирамид связано с солнечным культом. Пирамида Хефрена в Гизе. XXVI век до н.э.Строительство пирамид связано с солнечным культом. Пирамида Хефрена в Гизе. XXVI век до н.э.Солнце воплотилось в Раусере, жреце бога Ра, чтобы оплодотворить Реджедет, мать тройняшек Ниусерра, Сахура и Нефериркара, будущих фараонов этой династии. Когда Реджедет почувствовала приближение родов, Ра приказывает четырём богиням — Исиде, Нефтиде, Хекет и Месхенет — и богу Хнуму помочь ей при родах.

Конечно, этот миф-сказка содержит массу исторических неточностей – папирус Westcar был написан эпоху владычества гиксосов, то есть через много веков после описываемых событий, но развитие культа божества прослеживается и по другим источникам.

Для него были построены солнечные храмы, обелиски, сфинксы и большие пирамиды (это каменное представление солнечных лучей, достигших земли), в Гелиополисе он чтился также и под формой камня Бенбен. В титулатуру фараонов Египта был включен иероглиф, означающий «сын Ра».

Имя египетского бога солнца теперь регулярно входит в состав имени королей, например, Сахура (V династия), Менхерерра (XVIII династия), Рамсесс (XIX династия). Частные лица – важные сановники также нередко имели имена, связанные с богом солнца, например, Рехмирра («мудрый как Ра»).

Тексты Пирамиды, которые были сначала вырезаны на палате похорон короля Униса, последнего правителя V династии, помогают понять, как духовенство Гелиополя представляло посмертную судьбу фараона. Умерший монарх поднимается на небо по световой лестнице (пирамиде), чтобы присоединиться к окружению своего отца, и помогать ему одержать победу над силами темноты и хаоса.

Могущество Ра было основанием для уверенности фараонов (и народа Египта) в собственной безопасности и незыблемости их власти. Они полагали, что управляют Египтом в соответствии с универсальными правилами (заказом), созданными Ра.

Отступление от бога солнца в Древнем Египте означало потерю сакральной легитимности власти монарха. Однако такое осуждение могло быть только посмертным, например, как тогда, когда королева Хатшепсут (XVIII династия) в Пещерном храме Артемиды в надписях, вырезанных на стенах, называет правителей гиксосского происхождения (то есть иностранцев) фараонами «без Ра».

Рядом любимая дочь бога солнца - богиня Маат. Могила Сетнахта. KV14. АбидосРядом любимая дочь бога солнца - богиня Маат. Могила Сетнахта. KV14. АбидосИсследователи отмечают, что тот факт, что бог солнца у древних египтян был крайне важен для богословского освящения королевского сана, возможно, привел к довольно нелестному изображению Ра в египетской литературе в отдельных случаях. В некоторых мифах он появляется как стареющий король, неспособный предотвратить предательство и недовольство среди подчиненных.

Один из текстов рассказывает о том, как утомленный бог удалился на небо после жестокого наказания людей, восставших против его правления на земле. Египетские тексты иногда интерпретируют иностранные вторжения или внутренние волнения как наказания со стороны рассердившегося солнечного божества.

С XXVI века до н.э. вплоть до римского завоевания все правители Египта называли себя Сыновьями Ра. Враги Ра были врагами Египта и maat (божественный заказ). Близкая идентификация между солнечным божеством и божественным заказом была ярко выражена, превратив богиню Маат, олицетворявшую maat, в любимую дочь бога солнца.

Египетский бог солнца: мифологические образы

Ра-Горахти. Фаянсовый амулет. IV век до н.э. Метрополитен-музей, СШАРа-Горахти. Фаянсовый амулет. IV век до н.э. Метрополитен-музей, СШАЕгиптяне разделили дневной солнечный цикл на три части. Утреннее солнце была связано с Хепри (священный жук скарабей), дневное с Ра-Горахти (человек с головой сокола), закатное с Ра-Атумом (зрелый человек, носящий двойную корону).

Хепри был солнцем, возникающим на рассвете. Ра-Горахти (Ра-Гoрус - владыка двух небесных горизонтов – восточного и западного) был торжествующим солнцем, поднявшимся на востоке как правитель в зените своей власти. Ра-Атум был утомленным солнцем, смерть которого была основной частью цикла возобновления.

Бог солнца в Египте мог также быть изображен с головами четырех баранов, представляющими его четыре ba (души или проявления). Эти четыре души часто называют как Ра, Хепри, Атум и Осирис.

В некоторых текстах Ра загадочно сливается с трупом Осириса, правителя загробного мира. Когда они становятся «объединенными», мертвые могут повторно проснуться и воскреснуть, мир может быть переделан и изменен.

В цикле мифов, связанных с Гором, сыном Исиды, Ра – авторитетная, но удаленная фигура, которая не всегда поддерживает слабого против сильного. Он, например, не выступил прямо против Сета, коварного убийцы своего брата Осириса и соперника Гора в борьбе за египетский трон. Более того, Сет один из самых приближенных богов в его свите.

Когда младенец Гор был отравлен, Ра не торопиться прийти на помощь Исиде. Но поскольку крики и заклинания богини мешают движению солнечного барка, он признает справедливым гнев Исиды и посылает своего представителя Тота, чтобы он вылечил Гора.

Во время Нового царства бог Амон был объединен с Ра, став самым влиятельным и могущественным божеством в Египте под именем Амон-Ра.

Глаз Ра (Око Ра)

На солнечном диске Ра носит урей-кобру, которая защищает его, выплевывая огонь на его врагов, будучи при этом и частью самого бога, и, одновременно, его собственной дочерью – Глазом Ра.

Глаз Ра - дочь бога солнца считалась исключительно сильным средством божественной защиты. Огонь, извергаемый Глазом Ра, выжигал всех недругов как солнечного божества, так и фараона, а также Египта в целом. Глаз Ра персонифицируется с рядом богинь, а именно с Исидой, Уто (Буто) и Хатхор. В этой ипостаси они считались дочерьми солнечного божества.

Богини, принявшие мистическую форму Ока Ра (часто око представлялось огненным пылающим диском), не знали жалости и пощады. В ночной поездке солнечного божества по загробному миру Око Ра находится обычно на носу солнечной лодки, готовое в любую секунду обрушится на злых демонов, при их попытке помешать движению барка.

Исключительной жестокостью и беспощадностью к врагам характеризуется не только Око Ра как дочь древнеегипетского бога солнца. Такая же жестокость характерна и для его львиноголового сына Махеса, который родился от супружеского союза с богиней-кошкой Бастет.

Иконография Ра

Древнеегипетский бог солнца изображался обычно как человек с головой сокола или барана, увенчанной солнечным диском с уреем (коброй). Когда он изображается с головой барана, у него есть два горизонтальных вычурных рога. Иногда он также визуализируется как ребенок, поднимающийся из исконного цветка лотоса.

Египтяне верили, что у него плоть состоит из золота, кости из серебра, а волосы из ляпис-лазури.

В облике крокодила. Бронза. Поздний период, 664-332 гг. до н.э. Луврский музейВ облике крокодила. Бронза. Поздний период, 664-332 гг. до н.э. Луврский музейПеречень животных, в облике которых могло предстать божество, очень широк. Это сокол, баран, птица Бену, кот, лев, бык, мангуст, крокодил, скарабей и даже кузнечик. Египетские сфинксы также явно связаны с солнечным божеством.

В течение Древнего Царства он был самым могущественным богом, самым трансцендентным солнечным божеством египетского пантеона божественных персоналий, «отцом всех богов», обладал значительным и влиятельным клиром.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Бог Ра: от триумфа к забвению

Бог Ра в египетском пантеоне занимал особое место. Это и понятно: южная страна, постоянно жгучее солнце над головой… Другие боги и боженята выполняли свои  определенные функции, и лишь только благодетельный бог Ра освещал всю Землю, не делая различия между бедными и богатыми, фараонами и рабами, людьми и животными.Бог Ра

По мнению египтян, Ра никогда не рожденный, существовал всегда. Он стоял над другими богами, являясь чем-то вроде прообраза единого бога, позже нашедшего воплощение в иудаизме, христианстве и исламе. Но, похоже, идея единобожия витала в умах еще в Древнем Египте. Недаром фараон восемнадцатой династии Аменхотеп четвертый, стремясь избавиться от диктата многочисленных жрецов различных культов (наиболее влиятельными из которых были жрецы Ра), ввел почитание бога Атона, или солнечного диска, отвергнув всех остальных богов. В сущности, новое солнечное божество, Атон, мало чем отличалось от старого солнечного культа – Амона-Ра. Разве что тем, что новые жрецы были полностью подконтрольны Аменхотепу, принявшему новое имя Эхнатон, что означает «угодный богу Атону».

Но идея единобожия, нашедшая отклик в умах ментальной элиты (части неангажированных жрецов, интеллигенции и приближенных Эхнатона), не нашла поддержки у широких необразованных слоев населения Древнеегипетского царства. Культ Атона не стал массовым. Бог солнца РаИнерция тысячелетнего религиозного мироощущения оказалась сильнее интеллектуальных изысков египетской верхушки. По мнению многих историков, Эхнатон погиб в результате заговора, и все вернулось на круги своя. Бог Ра остался в списке наиболее почитаемых египетских божеств.

Религиозным центром солнечного божество был Гелиополь, что в переводе с греческого значит город Солнца или Солнцеград. Под этим именем город фигурирует во многих исторических исследованиях, хотя настоящее, египетское название этого центра было Иуну. Греки со времен завоеваний Александра Македонского оказывали большое влияние на жизнь Египта. Египетский бог Ра в их сознании отождествлялся с греческим Гелиосом. Не мудрствуя лукаво, завоеватели просто-напросто переименовали египетский город Иуну в греческий Гелиополь.Египетский бог Ра

Культ Ра существовал очень долго. Начало ему было положено еще в Древнем Царстве – в первой половине третьего тысячелетия до новой эры. Бог Ра был вначале одним из многих египетских богов. Но позже усилиями жрецов, оказавших помощь в восшествии на престол основателю пятой династии, его культ возвысился и доминировал над другими две с лишним тысячи лет. Жрецы Ра, не будучи законченными догматиками, допускали своеобразный «симбиоз» своего бога с менее значимыми божествами разных территорий Египта. Так, в Элефантине он носил имя Хнум-Ра, в Фивах – Амон-Ра. Эта мера позволяла минимизировать возможность местного религиозного сепаратизма.

После того как гоплиты Александра Македонского без боя вошли в Египет, начался упадок традиционной религии. Нет, греки не преследовали почитателей Ра. Просто время старой религии прошло. Все меньше людей верили в старых богов, храмы постепенно приходили в упадок, а с появлением христианства бог Солнца Ра был окончательно забыт. К пятому веку новой эры египтяне забыли даже письмо, на котором прежде писали гимны богам. А ведь система египетского иероглифического письма к тому моменту насчитывала три с половиной тысячи лет!

И только в начале девятнадцатого века мы благодаря усилиям гениального лингвиста Франсуа Шампольона открыли для современного человечества египетскую историю, которую ранее знали лишь по немногословным комментариям соседей Египта – греков, римлян, персов и арабов.

fb.ru

Бог Ра

Дата создания: 05.05.2010, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 4.000

Египетский бог солнца - Бог Ра

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг . В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

РА (Ре), в древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов. Отождествлялся с богом Амоном (бог Амон Ра). Изображался в облике фараона.Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью.

Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона в качестве "Правого горящего Ока Ра", способен рассеять противников. Левое же Око, которое поздние египетские традиции приписывали Гору, богу-соколу, сыну Исиды, получившему его в наследство, называлось Оком Исцеления и связывалось с искусством врачевания. Истоки подобных верований сокрыты в умопомрачительных глубинных тысячелетий.

На доступной нам поверхности - разнообразные переводы древнеегипетских текстов, мифов и легенд, в которых Око, одно из главных действующих лиц, то в качестве передаваемого предмета, то в качестве самостоятельного героя "вытворяет" совершенно немыслимые для глаза вещи, творя при этом настоящие чудеса.

Взять хотя бы миф о наказании. Согласно ему, Ра сначала создал "первую вселенную", отличную от нашего мира, и, заселив ее богами и людьми, мирно ею правил. Но время старит не только людей. Почувствовав, что силы оставляют их бога, люди этой вселенной замыслили против него заговор. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл его и вознамерился наказать бунтовщиков.

Он собрал всех богов и сказал им: "Слушайте, боги! Знаете ли вы, что люди, созданы из глаза моего, замыслили против меня злые дела?" После обсуждения с другими богами Ра "швырнул свое божественное Око в виде дочери богини Хатхор-Сехмет" в смутьянов.

Как яростная Сехмет расправилась с ними - тема уже другой легенды. Мы же отметим и запомним это странное действие Ра - "швырнул Око в виде дочери..." и зададимся законным вопросом, что это за люди, созданные из глаза Ра?

В другой раз Ра собственноручно отдал свое Правое Око в форме Урея богине радости и веселья Басти, чтобы та защитила его от злого змея Апопа, главного врага Ра.

А однажды любимое Око Ра, с которым в очередном мифе отождествлялась богиня Тефнут (имевшая еще два имени в зависимости от ипостасии своего проявления - Хатор и Сехмет), обиделось на бога - Тефнут покинула отца и ушла в пустыню, где в образе львицы долго бродила в одиночестве. Ра очень тосковал по ней ведь он нуждался в ней как в защите от своих многочисленных врагов, говорит миф. Но и это еще не все.

Лишиться Очей значило стать уязвимым, беззащитным и слабым. именно по этому в мифе об Осирисе (боге производительных сил природы, царе загробного мира) злодей Сет (бог пустыни, олицетворение зла) не убивает спящего племянника своего Гора, сына Осириса, а вырывает у него глаза. Именно по этому хитроумная богиня Исида, жена Осириса, выведывает тайное имя Ра, шепчет Гору: "Сейчас отдаст он мне очи свои".

Не чудно ли? То Ра создает из Ока людей, то Око обидевшись уходит от него, то Ра швыряет его в нарушителей божественных уложений, да еще в виде собственной дочери-богини, то отдает как орудие (или инструмент) защиты. А Божественное Око временами ведет себя как самостоятельная личность, не только выполняющая поручение хозяина, но и имеющая собственное мнение.

Все эти манипуляции с Оком никак не укладываются в наше представления о глазах, пусть даже и принадлежащих богу. Традиционная интерпретация Правого Ока как Солнца, а Левого Ока как Луны касается только одного мифологического среза. Смысл же отождествления Ока Ра защищающей его дочерью-богиней Хатор-Сехмет (в другом мифе - Тефнут) или представление его инструментом защиты остается неясным.

Для поисков разгадки обратимся к небу, откуда и явились боги. И здесь наш взгляд невольно обращается к Сириусу. В свое время египтологов озадачил вопрос: почему научные методы древних египтян, их приемы искусства, ведения сельского хозяйства, как и иероглифическая система письма практически лишены каких-либо признаков развития и постепенного совершенствования? И более того - чем династия древнее, тем выше ее достижения! Последующие же поколения египтян понемногу утрачивали знания, постепенно приравнивались к уровню обычных людских племен и народов, пока наконец Египет не пал под ударами войск Александра Македонского, превратившись затем в римскую провинцию и главную житницу Рима... Сам собой напрашивается вывод, что египетская цивилизация возникла не вследствии развития, а являлась наследием, полученным из других рук.

Каждый аспект египетской культуры, насквозь пронизанный необычным интересом к Сириусу и созвездию Ориона, является вполне завершенным уже в момент своего возникновения. С двойной звездой Сириус (альфа Большого Пса), игравшей в дофараонском Египте роль центрального солнца по отношению к нашей солнечной системе, соотносилась вся жизнь, и земная, и загробная.

Ежегодный разлив Нила связывался с гелиактическим восхождением Сириуса (в лучах утренней зари, незадолго до восхода Солнца). "Подъем Великого Бога" Осириса - созвездие Осириса (Ориона) над горизонтом и появление неотступно следовавшим за ним жены его богини Исиды-Сотис (Сириуса), происходившее по юлианскому календрю в середине июля, знаменовало начало нового года и служило основой сложных календарных вычислений.

Центральная идеей египетской теологии было представление о том, что живой фараон является воплощением Гора, первого божественного предшественника царской власти Египта, сына Осириса (Ориона) и Исиды (Сириуса).

После смерти фараона его душа, становясь звездной, присоединялась к Осирису (Ориону), господину небесного Дуата (Мира мертвых).Появление над горизонтом Ориона и гелиактическое восхождение Сириуса служило знаком к началу трансформации души умершего фараона. Причем ритуал перерождения умершего фараона (погребальная церемония) происходил параллельно с ритуалом коронации его наследника, нового астрального сына Гора.

Аналог небесному Дуату, включающему в себя созвездие Ориона, Большого Пса и Гиады, древние египтяне создали на Земле - проекциями звезд этих созвездий стали пирамиды. Входом в земной Дуат считается область в Гизе.

Причем расположение и ориентация пирамид Гизы относительно Нила с поразительной точностью соответствует положению звезд Ориона, центра небесного Дуата, на западном "берегу" Млечного Пути (небесного Нила). И это уже не безумная гипотеза, а факт, подтвержденный кропотливыми исследованиями ученых.

Что касается людей, созданных Ра "из собственного глаза", то до сих пор главной загадкой человечества, его основным отличием от животного царства не столько способность создавать орудия труда, но способность мыслить и анализировать. Если наш мир мистики иногда называют "сном Бога", то почему бы населяющих его людей не называть его мыслеформами. Возможно, это не так уж несправедливо, во всяком случае, сам Ра на это намекает.

Боги-атланты не могли быть прямыми предшественниками человеческой расы, поскольку относились (как на то прозрачно намекает Платон в "Тимее" и "Критии") к классу земноводных существ ("дети Посейдона"). Одако наделить стадо первобытных прагорилл способностью мыслить и осознавать окружающий их мир было вполне подсилу и богу, и его симбиотическому органу - Оку.

Если принять эту концепцию, то находится объяснение и существованию райского сада - Эдема (где еще могли проводиться первые опыты над носителями будущей цивилизации?), и теории единого межчеловеческого праязыка, разделенного после дерзкой человеческой аферы с Вавилонской башней, и практически одновременному наступлению на всей планете бронзового века...

Человек стал наследнеком некой погибшей працивилизации, он принял это наследство (в виде древних знаний) с согласия и по прямому волеизъявлению предыдущих хозяев Земли, но, увы, не сумел удержать в себе эти знания.

numen.ru

svr.su

Бог Ра – солнечный бог Египетского пантеона

Бог Ра – солнечный бог Египетского пантеона

Для человека, которому незнакомо устройство Солнечной системы, который ничего не знает о движении планет, смена дня и ночи представляется как некое мистическое таинство.

Люди древнего мира олицетворяли восход солнца с победой светлых сил над темными, добра над злом. В каждом языческом веровании есть верховный бог, который отвечает за жизнь во всем мире. В Египте таким богом был бог Ра.

 

Верховный Бог

Основные представления о Древнем Египте были сформированы под влиянием представлений римлян и греков. Они воспринимали мир, знания, полученные у других народов, через призму собственных ценностей, взглядов на религию и философию. Историки античности сопоставляли египетского бога Ра с Гелиосом, богом Солнца. Хотя правильнее и логичнее было сопоставлять его с Зевсом, отцом богов и их правителем. Такое определение Ра не противоречило фактам, для Египта он был высшим божеством и царем всего божественного царства. Разные мифы по-разному описывали бога Ра и его происхождение. Где-то говорилось, что Ра, как бог Солнца, был отцом всех богов, а где-то встречались другие сведения, что Ра сын неба и земли, а отцом был для богов нового поколения. Но как бы то ни было, поклонялись и создавали культы Ра потому что он был солнечным богом, тем, кто отвечает за появление солнца нанебосклоне каждый день на земле, а ночью опускалось и освещало мир подземный. Считалось, что именно благодаря ему была возможна жизнь.

Слияние богов

Значение и роль бога Ра с течением времени значительно изменялось. С самого начала Бог Солнца не мог занимать главную роль в пантеоне, значит она была у него всегда. В момент своего появления от заменил культ древнего бога Атума. Но уже в XXV-XXIV до нашей эры культ Бога Солнца становиться общегосударственным, а после того как Ра заимстовал черты Гора и Амона, его стали считать верховным богом. После такого слияния можно сказать, что главным божеством стал не Ра, а Амон-Ра, при этом Ра и Амон могли почитаться и как отдельные божества.

Ра, как правило, не вмешивался в жизнь на земле, как Египта, так и всего мира. Одним из его главных достижений было то, что он создал мир и Землю, а второе – когда Ра состарился, люди перестали его почитать и даже замыслили против него плохие дела, тогда он с помощью богини Сехмет (покровительница войны и палящего солнца) уничтожил непокорных богам людей. Во всем другом Ра занимался исключительно делами богов, разрешая их споры, назначая наказания. Но жрецы культа Ра из Гелиополиса добились того, что стали особенно влиятельными. В те же времена в мифологии отражается значение Ра для продолжения жизни.

Борьба за каждый новый день

Продолжение жизни и Ра связаны потому, что каждое утро египтяне возносили благодарности Богу Солнца за то, что новый день настал в их жизни. Считалось, что ночью Ра противостоял ужасным чудовищам подземного мира, для того, чтобы утром появиться на Востоке и принести в мир новый день.

Небо в мифологии древних египтян олицетворялось с водами Нила, и Ра передвигался по ним на своей ладье, которая называлась Манджет. Когда ладья заканчивала свой путь с востока на запад и приближалась ко входу в подземное царство, находящееся за западными горами, то наставал вечер. Тут богу Ра необходимо было пересесть на ночную ладью Месектет, которая плавала по подземному Нилу. И затем пускался в опасный путь, на котором его поджидали враги, ужасные чудовища, которые, как правило, изображались в виде крокодилов или гиппопотамов.

Когда же наступала полночь, начиналась главная битва Ра в подземном мире. Он сражался с огромным змеем Апопом. Когда то Апоп хотел уничтожить Ра и Солнце вместе с ним, тем самым погрузив все во мрак. Но змея смогли ранить и отправить в подземное царство. Но и там он не сдается, и каждую ночь нападает на ладью Ра, чтобы не допустить наступление нового дня. Ра одолевает Апопа каждый раз и продолжает свой путь навстречу новому дню.

Символом Бога Солнца был анх (египетский крест), этот же символ в алхимии обозначал бессмертие. Ра изображался в виде фараона. Особой чертой бога были его очи. Одним из них был змей Урей, способный рассеять врагов. А другим было Око Исцеления, которое потом наследовал Гор. Как известно, Богиня Исида, обманом выведала истинное имя Ра и получила над ним безграничную власть. Она заставила его отдать свое Око своему сыну Гору, и пророчила в дальнейшем ему трон верховного бога.

Добавить комментарий

istorii-x.ru

Верховный египетский бог Ра :: SYL.ru

Объединение Египта

Бог Солнца Ра возглавляет пантеон богов Древнего Египта. Его культ начал формироваться в начале 4 тысячелетия до нашей эры, в период Древнего царства. Египет тогда представлял собой цепочку отдельных независимых государств – номов, вытянутых вдоль Нила. Разумеется, при таком положении дел рано или поздно один ном должен был начать поглощать более слабых соседей. Так и произошло. Одним из важных факторов объединения Египта был и единый для всех номов верховный бог - Ра. Фараоны четвертой и особенно пятой династии придали культу Ра статус государственного.

Верховный бог

Египетский бог Ра был главным богом, основой, создавшим все и всех. Он породил сам себя из цветка лотоса, плававшего в первоначальных водах. А потом он создал первых богов, олицетворявших воздух и влажность. Эти первые породили всех остальных – Осириса, Исиду, Сета, Гора и множество других богов Древнего Египта. Бог Ра создал и людей – они родились из слез Ра, а его кровь, пролитая на землю, породила мудрость и разум. Не существует единого комплекса мифов о Ра, нет даже единого его изображения. Самые различные описания действий и внешности Ра мирно сосуществовали, но с течением времени они менялись, иногда на противоположные. Обычно бог Ра изображался с головой сокола и головным убором в виде солнечного диска. Иногда - с распростертыми, как у орла, крыльями. Иногда – с бараньей головой. Бог Ра мог принять и другой облик – например, огромного кота.

Могущество или немочь?

Удивительно, но Ра не всемогущ. Он сам подчиняется правилам Маат, его дочери, богини мудрости. Правила Маат оберегают мир от хаоса. Другая его дочь и одновременно око – неистовая Хатхор, солнечный диск. Однажды Ра обнаружил, что люди перестали его почитать. Он насылает неистовую Хатхор на землю, желая покарать людей. Ее с трудом удается умилостивить. Со временем его перестают слушаться и боги – в одном из мифов повествуется, как престарелый и дряхлый Ра сидит на троне, и изо рта у него капает слюна. Исида создала из этой слюны змея, который укусил Ра, и бог не смог вылечить себя сам.

Путешествие миллионов лет

Каждое утро бог Ра поднимается на борт солнечной «ладьи миллионов лет», которая называется Манджет. Ладья начинает свой путь по небосклону. Свиту Ра составляют множество богов, мистическим образом являющихся не только отдельными личностями, но и частями его тела. Вечером Ра пересаживался в другую ладью, Месектет. И ночью ладья отправлялась в путешествие через загробный подземный мир Дуат. Там Ра подстерегали неисчислимые опасности, наиболее ужасным противником был змей Апоп. Сам бог Ра не принимает участия в схватках с силами зла. Это выполняют его спутники. Змей Мехет обвивает своим телом трон Ра и не подпускает к нему врагов, на носу лодки стоит главный злодей египетского пантеона Сет с копьем. Здесь он вполне положительный персонаж. В некоторых мифах, правда, говорится, что бог Ра принимает облик огромного кота и лично побеждает Апопа. Неудивительно, что богиня Бастет, изображавшаяся в виде кошки или женщины с головой кошки, является дочерью Ра. Знаменитые пирамиды Гизы тоже связаны с культом бога Ра. Сама форма пирамиды повторяет потоки солнечных лучей, когда они летят вниз, на землю. А еще пирамида является как бы лестницей в небо для души фараона.

www.syl.ru

Боги Древнего Египта. Ра (Рэ).

Египет - солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца - Ра. Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические (до появления письменности, государств) культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного). Повлияло на мифологию и укрепление единой державы, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, скрепляющей страну - по Нилу. Не случайно по небесному океану (или небесной реке) Ра перемещался на божественной ладье. Только для равнодушного взгляда Солнце представляется одним и тем же. Оно постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя - производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее - Атум. Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон. Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески - Гелиополь, «Солнцег-рад»). И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной. В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бен-бен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»). После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут. Впрочем, такова одна из многих версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой - ра появился из первозданного цветка лотоса - Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. Эта идея возникла в середине IIIтысячелетия до н.э., а позже упростилась, и теперь уже молодое Солнце выходило из цветка лотоса. В наиболее древнем варианте Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут). Чтобы понять географический подтекст этих мифов, надо учесть, что несколько тысячелетий назад в дельте Нила преобладали воды, отдельные острова возвышались среди сплошных зарослей лотоса - розового, как восходящее Солнце. Очень интересна и оригинальна космогоническая версия, по которой Ра появился из огненного острова, который наделил его светоносной силой, позволившей преодолеть мрак и хаос. Тем самым солнечный свет предстал символом порядка, справедливости, истины. Этот миф удивительно созвучен научным гипотезам XX века, согласно которым синтез органических молекул, определивших появление живых организмов на Земле, происходил в процессе вулканических извержений (вулканические острова с полным основанием можно считать огненными). Еще более обоснована связь солнечной энергии со всеми проявлениями жизни на нашей планете, в биосфере. Конечно, все это не означает, будто египетские жрецы три-четыре тысячелетия назад разрабатывали «преднаучные» концепции происхождения жизни в результате вулканических извержений. Но показателен сам факт упоминания «огненного острова». Был ли в Древности действующий вулкан в дельте Нила? Или перед нами свидетельство о том, что египетские мореходы знали о существовании вулканических островов Средиземного моря? Или в далекой древности имелись прочные культурные связи между островной цивилизацией Крита и египетской? В данном случае для нас главное - подчеркнуть, какие про-ЗДемы возникают при анализе мифов и насколько сложно они переплетаются с историей идей. Следует еще раз напомнить, что приведенная выше генеалогия }огов Великой Девятки во многом условна и отражает одно из мнений. Ведь Ра при случае могли отождествлять с разными богами, а чаще всего - с Гором (в упомянутой генеалогии - праправнуком Ра), что и вовсе кажется странным. По-видимому, египтяне относились к выяснению родовых корней тех или иных богов «легкомысленно», не видя в этом какого-то глубокого сммысла. По мнению Р. Антеса, для Ра не было «естественной мифологической почвы» (в наиболее древних преданиях) и его образ пришлось приспосабливать к мифу о Горе. При этом возникало множество несоответствий, а то и нелепостей, с которыми приходилось мириться. Юный Нефертум, вдохнувший жизнь в Ра, мог отождествляться с царем Египта, а позже - с младенцем Гором, сыном Исиды. Алогичность подобных мифов вряд ли объясняется пренебрежением египтян к правилам мышления. Скорее всего, образы богов изменялись в зависимости от тех или иных обстоятельств (например, в связи со сменой правящих династий), от тех главных целей, которые ставили перед собой авторы (или ставили перед авторами заказчики текстов, рисунков). Египтяне сознавали, что речь идет о чем-то до конца непостижимом, о догадках и фантазиях, символах и аллегориях. В таких случаях логика отступает на задний план. Порой рассказ о деяниях Ра приобретал достаточно формальный характер: «И узнал его величество, жизнь, здоровье, сила... И сказал его величество, жизнь, здоровье, сила, тем, кто были в его свите...» (эпитеты, которых удостоен здесь Ра, обычно ставились после имени фараона в виде пожелания счастья, долголетия). А перед этим сказано: «Был же его величество, жизнь, здоровье, сила, стар; кости его стали серебром, члены его - золотом, волосы - ляпись-лазурью». Вот и выясняется, что «жизнь, здоровье, сила» - стар и слаб (он опасается злых дел со стороны людей). В этом мифе Ра напоминает богам, что люди созданы из его слез. (Мысль не только оригинальная, но и странная; не следует ли понимать ее так, что печальная участь людей предопределена их «слёзным» происхождением?) Как люди могли восстать против верховного бога? Складывается впечатление, что в данном случае бог отождествляется с фараоном, а недовольные им люди - с населением страны. С другой стороны, высказано мнение, что сюжет о юности и старении Ра повествует о сезонных изменениях в природе. Весной обилие влаги и ласковое Солнце способствуют росту растений. Однако летом оно становится знойным, иссушает посевы и вызывает беспокойство, отчаяние и гнев людей. В мифе в наказание людей их опаляет гневное Око Ра в образе его дочери богини Хатол-Сехмет. Надо заметить, что Око Ра в разных мифах трактуется по-разному, вплоть до того, что у него бывает и два ока: дневное (Сол-ние) и ночное (Луна). Но в данном случае Око Ра олицетворяет собой, судя по всему, жгучее Солнце. Хотя при этом переставлены монетами причина и следствие: кар и сушь объясняются плохим поведением людей, проклинающих Солнце, тогда как в действительности такие проклятья должны были быть следствием засухи. Наиболее распространенный космологический миф гласил о ежедневно повторяющемся небесном плавании солнечного Ра на божественной ладье. (Фараоны совершали подобные ритуальные плавания через Нил, как бы повторяя путь Солнца.) Отстранившись от земных дел, Ра поведал землю во владение Гебу. Ночью, с уходом Ра в подземное царство, замещать его следовало Тоту - богу мудрости, счета и письма. (Возможно, это было связано с тем, что астрономические знания приобретались преимущественно в процессе ночных наблюдений жрецов за звездами.) Сохраняя установленный порядок в мироздании, Ра выплывает каждое утро на небо в ладье Манджет, восседая на золотом троне. Ярко сверкает на его короне Око, освещая путь по небесному Нилу и своими острыми лучами прогоняя демонов. Завершая путешествие, Ра пересаживается в ночную ладью Месектет и отправляется в подземный мир вечного мрака. Сопровождают Ра боги, помогающие ему справляться с демонами мрака. В подземном царстве Ра встречают души умерших, распевая в его честь гимны. Ра приветствует их и передает привет от живущих на земле, благодаря жертвоприношениям которых души почивших сохраняют силу и благополучие (очевидный намек жрецов на необходимость приносить жертвы в храмы). Здесь же предстает перед Ра бог урожая Непри, тело которого увито пшеницей (действительно, урожай во многом зависит от состояния почвы, а оно, в свою очередь, - от лучистой солнечной энергии). Наиболее трудное испытание предстоит Ра при встрече с извечным его врагом - великим змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивает всю воду подземного Нила. Начинается жестокое сражение, в котором побеждают боги, возглавляемые Ра. Пронзенный копьями, Апоп извергает проглоченную воду и остается в подземелье, тогда как ладья Ра восходит над землей. Иногда Апоп осмеливается напасть на Ра днем. Ему удается на некоторое время овладеть солнечным диском. Но это длится недолго, и Ра вновь предстает во всем блеске, низвергая Апопа в бездну. Ясно, что тут речь идет о солнечных затмениях. О том, что Солнце порой попадает в пасть небесному дракону и временно пропадает, слагали мифы многие народы планеты. Однако вряд ли просвещенные египтяне принимали всерьез подобные поэтичные легенды. Да и ночное путешествие Ра с опасными приключениями напрямую сопоставляли с действительностью разве что только дети и тёмный люд. Ведь нормальный человек прекрасно знает, что Солнце свершает свой путь с точностью необыкновенной и постоянством, которые не свойственны живым существам. Тем более что египетские жрецы научились предсказывать солнечные затмения. Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологическое значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» (фантастическим образом) особенности календаря. Астрономические знания были привилегией жреческого сословия и держались в тайне от непосвященных. Конкретные астрономические сведения накапливались постепенно в результате длительных наблюдений и математических расчетов. Позже их стали сопровождать магическими обрядами. Жрецы стали выступать как хранители сокровенных тайн, от которых зависели судьбы людей. Соединение астрономии с магией привело к возникновению астрологии - мнимого искусства определять судьбы людей по звездам. С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем. Когда в эпоху Среднего царства Фараоны XII династии (около 1990-1780 гг. до н.э.) обосновались в Фаюме, солнечный бог превратился в Себек-Ра. Метаморфоза достаточно странная, если учесть, что Себек - крокодил, обожествляемый в Фаюме, но обычно выступающий в сонме демонов, врагов Ра. Еще более странно, что в то же время существовал и божественный Амон-Ра, представленный в виде Солнца и являвшийся покровителем южноегипетского города Фивы, откуда происходил царский род. Как мы знаем, к подобным несуразицам египтяне относились философски, не придавая им большого значения. Но так было в периоды стабильности. В периоды разброда и междоусобиц, когда многие местные царьки становились воплощением Ра, образ этого бога и вовсе дробился и терял всякие связи с традиционной мифологией. Ситуация усугублялась в результате вторжений чуждых народов с их богами, которые в случае победы обретали порой большую популярность. Так произошло в переходный период 1640-1550 г. до н.э. Воспользовавшись междоусобицами местных владык, Египет захватили гиксосы, обитатели Палестины. Вновь возродился великий Египет после их изгнания. И не случайно вскоре произошла одна из величайших религиозно-философских революций в истории человечества. После того как усилиями Тутмоса III, славной женщины-фараона Хатшепсут, Египет обрел независимость, единство и господство над соседними странами, культ многообразных, многоликих Ра, соединенных вдобавок с Амоном, вносил идеологический разброд в общество и смятение в умы людей. Назрела настоятельная необходимость упорядочить представления о боге Солнца.

secretworlds.ru