Тестовая работа по теме "Русь Древняя", 6 класс. Древняя русь 6 класс
Историческая игра для 6 класса «Древняя Русь»
Цель: закрепить полученные знания по истории Древней Руси; научиться работать в группах; уметь анализировать и сопоставлять полученные сведения; развивать навыки критического мышления.
Оборудование: карточки с раздаточным материалом.
Ход мероприятия
1 ученик. За морем теплее, а у нас светлее.
2 ученик. На чужой стороне родина милей вдвойне.
3 ученик. Где кто родился, там и пригодился.
Учитель. Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать любовь, преданность и жизнь своей Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего отечества.
1 ученик. Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Учитель. В нашей викторине «Древняя Русь» встречаются две дружины.
Приветствуем дружину «Русичи», их девиз: русский в словах горд, в делах – тверд.
Приветствуем дружину «Славяне» с девизом: доброе братство дороже всякого богатства.
Учитель. Представляем вашему вниманию судей, которые будут оценивать знания, смекалку команд.
Учитель. Объявляем первый конкурс «Выбери жилище» ( Каждой команде раздаются карточки с изображением избы, дворца, терема, крестьянина, царя и боярина. Задача детей – рассадить людей по своим жилищам.)
Учитель. Следующий конкурс «Царю царское одеяние, барину - барское»
(Воеводам команд вытягивают карточки: царь или барин. Затем они должны нарисовать им одеяние.)
Учитель. Сейчас конкурс «Пиктографическое письмо»
(Каждой команде дается фраза, которую нужно зашифровать, а другая команда должна будет расшифровать эту фразу: Летом я слушаю пение птиц. Летом мы купаемся в реке.)
Учитель. Объявляю конкурс «Исторический чайнворд»
(Задача учеников дать по цепочке правильные ответы)
Правитель Древнего Египта.
Супруга правителя Египта Аменхотепа IV
Фигурный знак, в системе древнеегипетской письменности
Узкая полоса суши, зажатая межу Ливанскими горами и побережьем Средиземного моря.
Древнееврейский бог.
Название реки в Месопотамии
Название древнегреческих кораблей
Совет знати
Бог торговли и прибыли
10 Морское сражение греческого и персидского флота
Учитель. Конкурс воевод, который называется «Вопрос - ответ»
Что такое герб? Символ государства.
Какие цвета у Российского флага? Белый, синий, красный.
От какого слова произошло слово копейка? Копье.
Что такое аз, буки, веди? Буквы славянской азбуки.
Что такое скиптр? Символ власти.
Что придумали Кирилл и Мефодий? Славянскую азбуку.
Закончи пословицу: при солнышке тепло, при матери…добро
Что такое флаг? Символ государства.
Кто изображен на российском гербе? Двуглавый орел.
Что такое монета? Кусочек металла с особым теснением.
Как называлась первая печатная книга? Апостол.
Что такое держава? Символ власти.
Какими были первые книги? Рукописными.
Закончи пословицу: человек без родины, что соловей без…песни.
Учитель. Сейчас мы с вами пойдем на рыбалку и проведем конкурс «Поймай дату»
(Участвует вся команда. Каждый участник берет себе дату и ответ)
945 год – убийство князя Игоря
946 год – принятие христианства Княгиней Ольгой
988 год –принятие христианства на Руси.
1097 год – любечский съезд князей
1185 год – время написания «Слова о полку Игоревом»
1223 год - битва на реке Калке
15 июля 1240 год – Невская битва
1147 год – основание Москвы
1378 год – битва на реке Воже
1410 год – грюнвальдская битва
Июль 1471 год – битва на реке Шелорь и присоединение Новгород
8 сентября 1380 год – Куликовская битва
Учитель. Конкурс соотнеси людей и события. (В конкурсе принимают по одному ученику. Затем, если допущена ошибка участники команды могут ее исправить)
Поучение детям – Владимир Мономах
Вещий – Олег
Повесть Временных лет – Нестор
Красное Солнышко – Владимир Святославович
Первая азбука – Кирилл и Мефодий
Писцовый Центр – Ярослав Мудрый.
Учитель. Конкурс - Кроссворд «Делу – время, потехе - час»
По вертикали:
1. Предмет для прядения нити. (Веретено.)2. Растение, из которого делали ткань на Руси. (Лен.)4. Основное орудие труда плотника. (Топор.)5. Как называли человека, умеющего делать ткань. (Ткач.)6. Мастер – древодел. (Плотник.)9. Орудие труда кузнеца. (Кувалда.)10. Орудие, которым пахали. (Рало.)12. Трезубец, с помощью которого ловили рыбу с лодок. (Острога.)13. Человек, который изготавливает глиняную посуду. (Гончар.)17. Орудие труда охотника. (Лук.)
По горизонтали:
3. Длинная веревка для ловли рыбы, к которой прикреплялись короткие веревки с крючками. (Перемет.)7. Основное приспособление для прядения нити. (Прялка.)8. Человек, который собирал мед. (Бортник.)10. Острый наконечник рогатины – копья, с которым ходили на медведя. (Рожон.)11. Сетевидная ловушка, состоящая из большого мешка и крыльев по бокам. (Невод.)14. Орудие труда земледельца. (Соха.)15. Сеть, которую два человека тянут по дну озера или реки. (Бредень.)16. Орудие труда, которым пахали землю. (Плуг.)
Учитель. Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия,от страны какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.
И приданья старины, забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Подведение итогов.
Источники литературы:
1.УМК Данилов А.А., Косулина Л.Г.-2015г.
2.УМК по истории России 6 класс: Андреев И.Л., Федоров И.Н.- 2016г.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Древняя Русь (История России, 6 класс)
О походе какого киевского князя на Царьград идет речь в данном отрывке «Повести временных лет»?
В год 6415 (907). Пошел ____ на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел _____ на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел _____ на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги… И повелел ______ своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к _______: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь» … И приказал _______ дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей … И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда…
АРюрик
БОлег
ВАскольд
ГСвятослав
Показать правильный ответ #347
testonik.net
Тестовая работа по теме "Русь Древняя", 6 класс.
Тест по теме «Русь Древняя» 6 класс.
1 вариант
1.Легендарный основатель древнерусского государства:
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
а) правление княгини Ольги
б) образование Древнерусского государства
в) принятие христианства
г) правление князя Ярослава Мудрого
7. Соотнесите названия и определения:
1) полюдье а) войско киевского великого князя
2) погост б) объезд киевским князем с дружиной своих земель
для сбора дани
3) дружина в) места сбора дани, установленные реформой
княгини Ольги
8. Запишите имя человека, о котором идёт речь:
«На поле боя он дрался с яростной жестокостью, рыча, как зверь. Он не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на Вы».
Тест по теме «Русь Древняя» 6 класс,
2 вариант
1. Племенной союз восточных славян:
а) меря б) поляне в) половцы г) хазары
2. Варяжский князь, правивший Новгородом во 2-й половине
9 века: а) Рюрик б) Дир в) Синеус
3. Восстание древлян было подавлено:
а) Ольгой б) Святославом в) Ярославом
4. Бог грома и молнии у восточных славян:
а) Перун б) Ярило в) Зевс г) Стрибог
5. Народное собрание на Руси:
а) вервь б) вече в) ополчение г) идол
6. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
а) убийство князя Игоря
б) крещение Руси
в) призвание князя Рюрика на Русь
г) правление князя Святослава
7. Соотнесите названия и определения:
1) уроки а) титул главы Русской православной церкви в
Древней Руси
2) воевода б) размер дани и сама дань, установленные реформой
княгини Ольги
3) митрополит в) руководитель общерусского ополчения
8. Определите, когда произошло описываемое событие:
«Повелел князь опрокинуть идолы – одних изрубить, других сжечь… На следующий день вышел князь с попами на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ»
а) в 879 г. б) в 945 г. в) в 988 г.
9. «Русская Правда» в Древней Руси – это:
а) первая древнерусская летопись
б) сборник законов Древнерусского государства
в) название международного договора Руси и Византии
г) литературное произведение, написанное киевским князем
10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:
Закупы, холопы, Нестор, князь Олег, Карл Великий, князь Рюрик.
11. Сравните политику князя Владимира Святославича и князя Ярослава Мудрого. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.
а) принятие христианства Киевской Русью
б) укрепление южных рубежей Руси
в) усиление власти киевского князя
г) строительство Десятинной церкви
infourok.ru
Тест 6 класс "Древняя Русь"
Тест 10 класс «Древняя Русь». Вариант 1
Большинство народов Европы и Азии относятся к группе
Ответ: 1
К восточной группе индоевропейцев относятся народы
Ответ: 4
Наиболее вероятной территорией, прародиной славянских племен, ученые считают
1)
Верховья Волги и Днепра
2)
Восточная Прибалтика
3)
земли по Висле и в Прикарпатье
4)
Юг Балканского полуострова
Ответ: 3
Походами на Византийскую империю, захватом городов прославились племена
1)
полян
2)
словаков
3)
антов
4)
хорватов
Ответ: 3
Что объединяет ряд: меря, мурома, пермь, коми, водь, весь, емь?
1)
Угро-финские народы
2)
Балтские народы
3)
Тюркские народы
4)
Славянские племена
Ответ: 1
Первыми князьями Полянского союза племен были
1)
Рюрик, Синеус, Трувор
2)
Аскольд и Дир
3)
Кий, Щек, Хорив
4)
Рогвольд и Тур
Ответ: 3
В процессе формирования государственности у восточных славян отсутствовал следующий фактор
1)
Прохождение через земли славян транзитных торговых путей
2)
Сопротивление славянской колонизации со стороны местных угро-финских племен
3)
Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием
4)
Угроза нападений со стороны воинственных соседей
Ответ: 2
Государство Волжская Булгария сложилось в
1)
в низовьях Днестра
2)
в среднем течении Волги и по Каме
3)
в дельте Волги
4)
в низовьях Дона
Ответ: 2
Волжская Болгария в 10 веке приняла государственную религию благодаря контактам с арабскими торговцами
1)
буддизм
2)
ислам
3)
христианство
4)
иудаизм
Ответ: 2
Какой из перечисленных речных путей не входил в торговый транзитный путь « Из варяг в греки», проходивший через все земли восточных славян?
1)
Из Невы в Нево-озеро
2)
Из Ильмень-озера в Ловать
3)
Из Москвы-реки в Оку
4)
Из Днепра в Черное море
Ответ: 3
Какое из перечисленных условий отсутствовало в процессе складывания государства у восточных славян?
1)
Наличие протяженных внешних границ
2)
Прохождение через земли славян транзитных торговых путей
3)
Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием
4)
Безопасные границы, отсутствие угрозы со стороны соседей
Ответ: 4
Какой тип земледелия преобладал у славянских племен, проживающих в лесной полосе?
1)
перелог
2)
подсека
3)
двухполье
4)
трехполье
Ответ: 2
В 8 и 9 веках племена вятичей, радимичей, северян и полян платили дань
1)
варягам
2)
аварам
3)
болгарам
4)
хазарам
Ответ: 4
Какой из племенных союзов восточных славян раньше других прекратил уплату дани хазарам
1)
северяне
2)
поляне
3)
радимичи
4)
вятичи
Ответ: 2
Какое из утверждений неверно?
Ответ: 4
16.Начальная восточнославянская государственность формируется в
1)
междуречье Оки и верхней Волги
2)
среднем Поднепровье и Приильменье
3)
Прикарпатье и Повислье
4)
Приднестровье и Подунавье
Ответ: 2
17. Сторонники норманнской теории развития государства у восточных славян полагают, что русы были
1)
скандинавскими воинами, способствовавшими созданию государства у восточных славян
2)
славянским племенем, пришедшим с берегов балтийского моря
3)
славянами, выведенными Кием, Щеком и Хоривом с Дуная
4)
арабскими торговцами с Волжского торгового пути
Ответ: 1
18. В 862 году в районе озера Ильмень начали княжить
1)
Кий, Щек, Хорив
2)
Аскольд и Дир
infourok.ru
Обобщающий урок за курс 6 класса "Древняя Русь"
Разработка урока истории.
Класс: 6
Тема урока: обобщающий урок по теме «Древняя Русь»
Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь»
Цели и задачи урока: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы.
Правила:
• Участники игры разделены на две команды (команда крестиков и команда ноликов).
• В начале игры команды разыгрывают право первого хода.
• Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат из игрового поля с заданием, в случае правильного ответа на поле делается соответствующая пометка (крестик или нолик).
• Если же отвечающая команда не даёт ответа, право хода переходит к соперникам.
• В игре побеждает та команда, которая сможет наиболее полно ответить на три задания из квадратов (по горизонтали, вертикали или диагонали).
Игровое поле в виде таблицы из 9 квадратов, расположенных в 3 ряда, с цифрами от 1 до 9.
Значение цифр таблицы:
1 — Загадки Хроноса.
2 — «Как наше слово отзовётся…».
3 — Чёрный ящик.
4 — Четвёртый лишний.
5 — Историческая путаница.
6 — Циферблат.
7 — Народная мудрость.
8 — Что? Где? Когда?
9 — Жизнь замечательных людей.
Вопрос для права первого хода:
При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве? (Ярослав Мудрый)
ХОД ИГРЫ
Загадки Хроноса
Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово.
1.
И Крещение Руси
Г Начало правления Владимира Мономаха
О Издание «Русской Правды»
С Призвание варягов на Русь
Р Месть княгини Ольги
Т Первый поход руссов на Царьград
Б Убийство князей Бориса и Глеба
(Стрибог)
2.
В Начало правления Владимира Святого
Р «Щит на вратах Цареграда»
И Установление уроков и погостов
И Создание правды Ярославичей
И Начало правления Мстислава
К Смерть Рюрика
Ч Строительство Святой Софии в Киеве
(Кривичи)
Четвёртый лишний
Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение.
«Повесть временных лет», «Слово о чести и благодати», «Житие Бориса и Глеба», «Хожение за три моря». («Хожение за три моря»)
Народная мудрость
Отгадайте русскую загадку:
И копали меня,
И крутили меня,
На пожаре я был,
На базаре я был,
А как молод был —
Всё людей кормил.
Упаду — кости вокруг
Разлетаются,
Но собаки к костям
Не кидаются.
(Глиняный горшок)
Как наше слово отзовётся…
Назовите авторов высказываний:
1. «Иду на вы!» (Князь Святослав)
2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». (Владимир Мономах)
3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду — Переславль». (Ярослав Мудрый)
Историческая путаница
Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача — найти и объяснить ошибки.
1. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые, по свидетельствам летописцев, не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
2. В 907 году князь Владимир Мономах пошёл походом на Царьград. Он собрал огромное войско из варягов, около 80000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колёса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, и в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.
Что? Где? Когда?
Командам предлагаются три вопроса.
Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз.
(Алфавит.)
Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга?
(В Константинополе.)
Когда на Руси появилось слово «азбука»?
(После 988 г., Крещения Руси.)
Чёрный ящик
В аудиторию вносится чёрный ящик. Отгадайте, что в нём?
Это может быть в рыболовной сети.
Это нужно грибнику и ягоднику.
Это использует турист и охотник, сельские домохозяйки.
Это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода.
Что скрывается под словом ЭТО?
(Берёста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; туристы и охотники используют для костра; домохозяйки для печи; грибники и ягодники плетут корзины; в Новгороде нашли берестяные грамоты.)
Циферблат
Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ.
1. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? (60 лет.)
2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного и того же города.)
3. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (Три.)
4. В каком веке Русь приняла христианство? (В Х в.)
5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? (Второго.)
6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945—957 гг.)
7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав.)
8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? (Г.)
9. В каком году было основано государство Киевская Русь? (882.)
10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (Два.)
11. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
12. Сколько сыновей было у князя Святослава? (Три.)
Жизнь замечательных людей
Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.
1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя — Василий. Совершил 83 далёких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чти, как отцов, молодых — как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами». (Владимир Мономах.)
2. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. (Княгиня Ольга.)
3. Этот князь от своего отца получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране. (Владимир Святой.)
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок за курс 6 класса "Древняя Русь" »
Разработка урока истории.
Класс: 6
Тема урока: обобщающий урок по теме «Древняя Русь»
Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь»
Цели и задачи урока: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы.
Правила:
• Участники игры разделены на две команды (команда крестиков и команда ноликов).
• В начале игры команды разыгрывают право первого хода.
• Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат из игрового поля с заданием, в случае правильного ответа на поле делается соответствующая пометка (крестик или нолик).
• Если же отвечающая команда не даёт ответа, право хода переходит к соперникам.
• В игре побеждает та команда, которая сможет наиболее полно ответить на три задания из квадратов (по горизонтали, вертикали или диагонали).
Игровое поле
1 — Загадки Хроноса.2 — «Как наше слово отзовётся…».3 — Чёрный ящик.4 — Четвёртый лишний.5 — Историческая путаница.6 — Циферблат.7 — Народная мудрость.8 — Что? Где? Когда?9 — Жизнь замечательных людей.
Вопрос для права первого хода:
При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве? (Ярослав Мудрый)
ХОД ИГРЫ
Загадки Хроноса
Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово.
1.
И Крещение Руси
Г Начало правления Владимира Мономаха
О Издание «Русской Правды»
С Призвание варягов на Русь
Р Месть княгини Ольги
Т Первый поход руссов на Царьград
Б Убийство князей Бориса и Глеба
(Стрибог)
2.
В Начало правления Владимира Святого
Р «Щит на вратах Цареграда»
И Установление уроков и погостов
И Создание правды Ярославичей
И Начало правления Мстислава
К Смерть Рюрика
Ч Строительство Святой Софии в Киеве
(Кривичи)
Четвёртый лишний
Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение.
«Повесть временных лет», «Слово о чести и благодати», «Житие Бориса и Глеба», «Хожение за три моря». («Хожение за три моря»)
Народная мудрость
Отгадайте русскую загадку:
И копали меня,И крутили меня,На пожаре я был,На базаре я был,А как молод был —Всё людей кормил.Упаду — кости вокругРазлетаются,Но собаки к костямНе кидаются.
(Глиняный горшок)
Как наше слово отзовётся…
Назовите авторов высказываний:
1. «Иду на вы!» (Князь Святослав)
2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». (Владимир Мономах)
3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду — Переславль». (Ярослав Мудрый)
Историческая путаница
Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача — найти и объяснить ошибки.
1. Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошёл походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые, по свидетельствам летописцев, не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
2. В 907 году князь Владимир Мономах пошёл походом на Царьград. Он собрал огромное войско из варягов, около 80000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колёса, и они по суше, благодаря попутному ветру, добрались до стен византийской столицы. Испуганные греки запросили мира, и в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.
Что? Где? Когда?
Командам предлагаются три вопроса.
Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз.
(Алфавит.)
Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга?
(В Константинополе.)
Когда на Руси появилось слово «азбука»?
(После 988 г., Крещения Руси.)
Чёрный ящик
В аудиторию вносится чёрный ящик. Отгадайте, что в нём?
Это может быть в рыболовной сети.
Это нужно грибнику и ягоднику.
Это использует турист и охотник, сельские домохозяйки.
Это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода.
Что скрывается под словом ЭТО?
(Берёста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; туристы и охотники используют для костра; домохозяйки для печи; грибники и ягодники плетут корзины; в Новгороде нашли берестяные грамоты.)
Циферблат
Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ.
1. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? (60 лет.)
2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? (Это название одного и того же города.)
3. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? (Три.)
4. В каком веке Русь приняла христианство? (В Х в.)
5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? (Второго.)
6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945—957 гг.)
7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? (Святослав.)
8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? (Г.)
9. В каком году было основано государство Киевская Русь? (882.)
10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? (Два.)
11. Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
12. Сколько сыновей было у князя Святослава? (Три.)
Жизнь замечательных людей
Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.
1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя — Василий. Совершил 83 далёких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чти, как отцов, молодых — как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами». (Владимир Мономах.)
2. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. (Княгиня Ольга.)
3. Этот князь от своего отца получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у старшего брата; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране. (Владимир Святой.)
Подведение итогов игры.
Награждение победителей.
kopilkaurokov.ru
Итоговый урок истории в 6 классе по теме "Древняя Русь"
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Школьный конкурс методических разработок
«Мой лучший урок»
Итоговый урок истории в 6 классе по теме «Древняя Русь»
Тема урока: Путешествие по городам Древней Руси.
Учитель истории и обществознания: Егорова Татьяна Александровна
Тема урока «Путешествие по городам Древней Руси»
Тип урока: комбинированный
Методы на уроке: применение активных методов обучения, метод проектов, ИКТ
Цели урока:
Развивающие:
- развивать умение работать с разными видами исторических источников;
- совершенствовать навыки устной речи;
- умение выбирать главное и делать выводы.
Образовательные:
- обозначить роль и значение достижений культуры и духовной жизни страны на ее дальнейшее развитие
Воспитательные:
- воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, гордиться ее прекрасными памятниками культуры, стремление к сохранению исторического прошлого нашего народа.
Задача урока:
Доказать, что создателем всех ценностей является простой русский народ, с присущим ему трудолюбием, творчеством и мастерством.
Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие по городам Древней Руси. Вспомним то, что уже знаем и узнаем много нового о памятных местах древних русских городов. Тема нашего урока: «Путешествие по городам Древней Руси». (Слайд 1) Мы побываем в Киеве и Новгороде – двух самых крупных и значимых городах Древнерусского государства. Что нас, прежде всего, будет интересовать в этих городах?
(архитектурные памятники, жизнь людей, их занятия)
Нестор-летописец, автор «Повести временных лет» поведал миру, что в давние времена посетил днепровские кручи ученик Христа апостол Андрей. Он благословил это место и предсказал, что здесь возникнет город. И город появился, когда у полян правили три брата: Кий, Щек и Хорив. В честь старшего брата назвали возникший на этом месте город, в честь младших братьев – две местные горы: Хоревицу и Щековицу, а о их сестре напоминала речка Лыбедь. Кий, если верить этому сказанию, был великий вождь и ходил на Царьград, где его принимал сам император. В 1982 году на набережной Днепра был открыт монумент легендарным основателям Киева (слайд 3).
История Киева, как столицы Древнерусского государства началась с трагедии. Вспомните, что это за трагедия?
Перед вами Аскольдова могила, которая находится на правом берегу Днепра. Здесь, согласно легенде, похоронен князь Аскольд. Через 50 лет по преданию княгиня Ольга построила здесь деревянную церковь Святого Николая (Николай – это имя Аскольд получил при крещении в Константинополе) (Слайд 4)
В город Киев стремились многие, ведь это был не только главный город государства, но он славился своей красотой далеко за его пределами. Отправимся и мы в этот древний город и совершим по нему небольшую экскурсию. А помогут нам в этом экскурсоводы.
1-й экскурсовод. Когда путешественники подъезжали к Киеву, их взору открывались главные Золотые ворота(Слайд 5). Можно только удивляться, что человеческие руки способны поднять тяжелый камень на такую высоту. Чтобы усилить впечатление величия и в то же время легкости, хитроумный строитель несколько сузил ее кверху так, что построенная на высоком забрале церковь уже как бы висела в воздухе, витала в облаках, медленно проплывавших по небу. Башня была из розового кирпича, а церковь сияла на солнце белизной своих стен. Приводили в восхищение дубовые створки ворот, обитые листами позолоченной меди. Никогда еще люди не видели ничего подобного. Через Золотые ворота мы попадаем в Киев и отправляемся к «жемчужине» древнего Киева – храму Святой Софии – главному храму Киевской Руси.(Слайд 6)
Учитель. О закладке собора рассказывает «Повесть временных лет». Когда и при каком князе был построен собор? Какое событие положило начало этому храму?
Расположен собор на высоком берегу Днепра, блестя 13 свинцовыми куполами, собор как бы господствует над окрестностями. Это пятинефный, с пятью апсидами крестокупольный храм, выстроенный преимущественно из кирпича-плинфы и с трех сторон окружен 2-х ярусными галереями, в которых встроены башни с лестницами, ведущими на хоры. Заглянем внутрь храма. Экскурсию по храму проведет экскурсовод
2-й экскурсовод. Каждого, кто переступает порог храма, поражает роскошь внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное пространство. (Слайды 7-9) Над головой, в главном куполе изображение Христа Вседержателя, а в центральной апсиде – Богоматерь с воздетыми к небу руками – Оранта. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (всего 177 оттенков). Когда в храм проникал свет, все изображения искрились, переливались разными цветами. Кроме «мерцающей живописи» храм украшали фрески. В тематику фресок входили не только религиозные сцены, на них можно было увидеть музыкантов, скоморохов, ряженых. На одной из фресок была изображена семья Ярослава Мудрого. С мозаиками и фресками гармонировал сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных и прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Все посетители храма восхищались его красотой и величием.
Учитель. Как вы думает, что больше всего поражало всех, кто приходил в собор Святой Софии? Сейчас мы посетим с вами один из районов Киева, который назывался Подол –один из древнейших исторических районов города. (Слайд 10)О древности этой части города свидетельствуют археологические раскопки, в ходе которых были найдены срубы 10 в., сведения о Подоле содержатся в летописях, в «Слове о полку Игореве». Чтобы лучше узнать, как жили и чем занимались жители этого района,поработаем с документами. Изучив их, подумайте, почему этот район города был так интересен иноземным купцам? Чем занимались жители этого района Киева?(Документы в приложении к уроку)
Учитель. Наше путешествие по Киеву заканчивается, хотя мы не посетили еще многие исторические места. Например, Киево-Печерскую лавру (слайд 11), в которой писал свою «Повесть временных лет» Нестор. Это двор князя, на котором устраивали пиры князья для горожан и многие другие исторические места. Путь наш лежит дальше, на север в город Новгород. Вы сейчас сами проделаете этот путь вместе с купцами, которые из Киева отправились в Новгород со своими товарами. У вас на столах лежит маршрутный лист, который вам необходимо заполнить, вставляя пропущенные названия географических мест, через которые проходил этот торговый путь.(Маршрутный лист смотреть в приложении). Как назывался в древности этот путь? Показать его на карте.
Физкультминутка. Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться!
Учитель. И так мы в городе Новгороде.(Слайд 12) Официальной датой возникновения города принято считать 859 г., т.е. до призвания варягов город уже существовал. Русские летописи дают разные версии возникновения Новгорода. «Повесть временных лет» указывает, что город был основан ильменскимисловенами. Почти любое обновление поселения у озера Ильмень затем воспринималось как создание «нового города». Рюрик, по Ипатьевской летописи, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев пришел к «Ильменю и срубил город над Волховом и прозвал его Новгород». Послушайте стихотворение и подумайте, какие выводы о жизни города можно сделать из стихотворения.
Ученица читает отрывок из стихотворения С. Наровчатова.
Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Город колоколом ненедремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да инородцы.
Беседа с учащимися по вопросам.
Учитель. Итак, Новгород – крупнейший торговый город. С какими русскими городами и европейскими государствами вели торговлю новгородцы? Об этом нам расскажет Садко, новгородский купец. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос. Покажите на карте города и государства, с которыми торговал Новгород.
Садко (слайд 13) (ученик в роли Садко). На всю бессчетную золоту казну
Построил я тридцать кораблей.
Товары загрузил на корабли, которые везли со всей Руси.
Купцы ехали из Юрьева, Югры, Печеры, Двины, Переяславля и Владимира.
Везли меха, соль, красную рыбу, рыбий зуб, жемчуг, ловчих соколов, бочки с пивом, шерсть и золото.
Повезу свои товары в Европу: к немцам, готам, варягам.
А к нам в Новгород едут купцы хазарские, булгарские, немецкие. Они имеют у нас свои лавки и дворы.
Беседа с учащимися по вопросу.
Учитель. Богат город и своими архитектурными памятниками. Знакомить нас с ними продолжат наши экскурсоводы.
3-й экскурсовод. Новгород разделен рекой Волхов на две части. Софийская сторона получила свое название по собору, который был построен в новгородском Кремле, расположенном на высоком берегу реки. Величавая громада Святой Софии(слайд 14) господствует над Кремлем и Волховом, как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре ее купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце, подобно богатырскому шлему. Во все времена София Новгородская была символом этого древнего города. Собор отличает соразмеренность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений. Новгородская София – это огромный расчлененный столбами пятинефныйхрам, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Внутреннее убранство собора – фрески, мозаик здесь нет. Новгородская София – сурова и лаконична. Уже в 12 в. новгородская София перестала быть княжеским храмом, а стала храмом Новгородской вечевой республики, она была как бы символом Новгорода.
Учитель.Посмотрите внимательно, вспомните, о чем вам рассказывал экскурсовод и назовите отличия Святой Софии новгородской от Святой Софии киевской (слайд 15).
4-й экскурсовод. Следующим архитектурным памятником, который мы посетим, является Свято-Юрьев мужской монастырь. Он занимал среди русских обителей особое место как второй по древности после Киево-Печерской лавры. Он был основан в 1030 году при князе Ярославе, в святом крещении Георгий. Георгиевский собор (слайд 16) монастыря был построен и освящен в 1130 г. Из-за его большой величины монастырь называли лаврой. Местонахождение монастыря весьма живописно. Он стоит на самом берегу Волхова и его синие купола с золотыми звездами отражаются в быстротекущей воде. Неподалеку от монастыря простирается синяя гладь озера Ильмень. Во время весенних разливов монастырь со всех сторон окружает вода и месяц, а то и более, обитель стоит как бы на острове. В Георгиевском соборе покоятся мощи новгородского епископа Феоктиста, а также останки матери Александра Невского - княгини Феодосии. Юрьев монастырь играл огромную роль в жизни Новгорода, так как был расположен на пути «из варяг в греки».
Он на протяжении почти тысячи лет был не только духовным, но и культурным и политическим центром: здесь велась новгородская летопись, настоятели монастыря – архимадриды, почитались старшим духовным лицом после архиепископа и участвовали во всех посольствах и других политических мероприятиях города. Новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор монастыря – «мастер Петр». Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармониисамых
обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри.
5-й экскурсовод. Я вам расскажу об интересных письменных памятниках Новгорода – берестяных грамотах. (Слайд 17) Они свидетельствуют о том, что в городе было много грамотных людей. Поиски исписанной бересты начались еще в 1932 году. Археологи терпеливо разворачивали и отбрасывали тысячи обрывков бересты, не теряя надежду. И только 26 июля 1951 года при раскопках на древней Холопьей улице нашли первую берестяную грамоту. На бересте писали костяной или металлической палочкой, процарапывая буквы.
Всего в Новгороде найдено 434 грамоты. Они рассказывают о людях, живущих в те далекие времена, о тех переживаниях и событиях, современниками которых они были. Среди грамот были письма, которые свидетельствуют о том, что люди в то время таки образом беседовали друг с другом на расстоянии. Грамоты писали не только взрослые люди, но и дети. Известны грамоты мальчика Онфима, его школьные упражнения. Онфим выписывал на бересте азбуку, а на свободных местах своих «листков» процарапывал рисунки вооруженных всадников, воинов и зверей. Около рисунка страшного зверя он написал: «Я – зверь», а около всадника, поражающего копьем врага, - «Онфим». Как и все дети Онфим мечтал о подвигах, которые он совершит, когда станет взрослым.
Грамоты хранятся в Государственном историческом музее.
Учитель. О городе Новгороде еще много можно рассказывать интересного, но наша экскурсия подходит к концу. Какое впечатление произвел на вас город Новгород? Что нового вы узнали об этом городе?
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание.Напишите небольшое сочинение. Тема: «Больше всего мне понравилось в городе…»
Рефлексия. Подведем итог нашего урока. Если урок вам понравился, вы узнали много нового, нарисуйте в тетради смайлика веселого, улыбающегося. Если не понравился, вы ничего нового не узнали, то смайлик пусть будет у вас грустный, не улыбающийся.
Приложение.
Документы. 1. Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Милонег раздувает его мехами. Вот вишнево-красные полосы становятся белыми. Огромными клещами он выхватывает из горна эти полосы, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в котел с холодной водой. Милонег уже знает: полосы закаленные таким образом один раз, - железо, несколько раз – сталь. Отец, со старшим братом скручивают железные и стальные полосы, а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч. Меч готов: темная полоса железа на его лезвии чередуется со светлой полосой. Сталь дает крепость, железо – гибкость. Никогда не сломается такой меч в бою. Приезжают в Киев заморские купцы, чтобы закупить побольше таких мечей, узнать тайну их изготовления.
2. Вот и ювелирных дел мастер Улеб с учеником Ярошкой приступили к работе. Они получили заказ на нарядный браслет для жены богатого боярина. Очень трудно выбирать на браслете рисунок. Мастера ювелиры работают на радость людям, изготовляя красивые украшения. Ни одна молодка не выйдет на улицу без сережек, ожерелий, браслетов. Далеко идет слава о прекрасных киевских мастерах.
3. К пристани причалил иностранный корабль. Киевский плотник Ефим со своим помощником быстро починили путешественникам пострадавший корабль.
Маршрутный лист.
Путь наш лежит на север. Вместе с купцами на ладьях мы отправляемся по реке … в крупнейший северный торговый город … . Путь, по которому мы плывем, в древности назывался «…». От реки … перетаскиваем волоком суда в реку …, впадающую в озеро … . Из него путь лежит по реке … в торговый город … . Построение этого города не типично для городов Древней Руси, которые строились обычно на одном, более высоком берегу реки, а этот город расположен по обоим берегам реки… .