Культура древнего египта мхк. Презентация по мхк на тему: «Художественная культура Древнего Египта.» Подготовила ученица 10 «В» класса Кромской средней школы Терехова Марина
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по МХК "Культура Древнего Египта". Культура древнего египта мхк


Культура Древнего Египта - МХК

Древний Египет Достижения культуры Культура Древнего Египта просуществовала более трех тысяч лет. В Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах и записывались на стенах пирамид и гробниц Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики. Велики достижения в области математики и астрономии (определили площадь круга, поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24часа

Древний Египет Достижения культуры

Культура Древнего Египта просуществовала более трех тысяч лет.

В Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях («домах жизни») при храмах и записывались на стенах пирамид и гробниц

Египет – родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения в области математики и астрономии (определили площадь круга, поверхности полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24часа

Геродот писал: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года… Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней…» В древнеегипетском году: 10 дней = одна неделя 4 месяца = 1 сезон (120 дней) 3 недели = один месяц 3 сезона = 1 год (360 + 5 священных дней) 5 священных дней (дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора) считались праздниками

Геродот писал: «Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года… Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней…»

  • В древнеегипетском году:
  • 10 дней = одна неделя
  • 4 месяца = 1 сезон (120 дней)
  • 3 недели = один месяц
  • 3 сезона = 1 год (360 + 5 священных дней)
  • 5 священных дней (дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора) считались праздниками
Периодизация Древнего Египта Древнее царство (2900-2270 гг. до н.э.) – это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена, Микерина Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.) – эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – воздвигаются роскошные здания, колоссальные строения в Луксоре, Карнаке, Абу-Симбеле, Мемфисе, Абидосе Позднее время (712-525 гг. до н.э.) – Египет был завоеван ассирийцами, при XXVI династии удалось еще раз объединить Египет, последний из царей был побежден персами, Египет превращается в персидскую провинцию, на этом история древнеегипетской цивилизации заканчивается в 525 г до н.э. Персидское господство (525-332 гг. до н.э.) Греко-римское господство (332 г. до н.э. – 638 г. н.э.) – Египет в 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским, в последующем он становится римской провинцией.

Периодизация Древнего Египта

  • Древнее царство (2900-2270 гг. до н.э.) – это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена, Микерина
  • Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.) – эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества
  • Новое царство (1555-1090 гг. до н.э.) – воздвигаются роскошные здания, колоссальные строения в Луксоре, Карнаке, Абу-Симбеле, Мемфисе, Абидосе
  • Позднее время (712-525 гг. до н.э.) – Египет был завоеван ассирийцами, при XXVI династии удалось еще раз объединить Египет, последний из царей был побежден персами, Египет превращается в персидскую провинцию, на этом история древнеегипетской цивилизации заканчивается в 525 г до н.э.
  • Персидское господство (525-332 гг. до н.э.)
  • Греко-римское господство (332 г. до н.э. – 638 г. н.э.) – Египет в 332 г. до н.э. был завоеван Александром Македонским, в последующем он становится римской провинцией.
Тайна иероглифов Иероглифы – «священные письмена» (греч.), дар Тота –бога мудрости Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – «отец египтоогии» (1822 г.) Розеттский камень (1799)

Тайна иероглифов

Иероглифы – «священные письмена» (греч.), дар Тота –бога мудрости

Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – «отец египтоогии» (1822 г.) Розеттский камень (1799)

Палетка Нармера – одного из правителей нулевой династии. Палетка – тонкая шиферная пластина культового назначения для ритуального растирания красок

Палетка Нармера – одного из правителей нулевой династии. Палетка – тонкая шиферная пластина культового назначения для ритуального растирания красок

Принципы «канонического» или «египетского стиля» 1. Единство изображений и иероглифов. 2. Вертикальное расположение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше). 3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами. 4.Разномасштабность фигур (ВЕЛИЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧИМОСТИ . 5. Изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (ФАСНОПРОФИЛЬНОЕ)

Принципы «канонического» или «египетского стиля»

  • 1. Единство изображений и иероглифов.
  • 2. Вертикальное расположение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше).
  • 3. Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.
  • 4.Разномасштабность фигур (ВЕЛИЧИНА ЗАВИСИТ ОТ ИХ ЗНАЧИМОСТИ .
  • 5. Изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (ФАСНОПРОФИЛЬНОЕ)
Канон в изобразительном искусстве. Канон – свод правил, сложившийся в художественной практике (изображение человека: голова и ноги в профиль, глаза, грудь и плечи в фас, торс - в три четверти)

Канон в изобразительном искусстве. Канон – свод правил, сложившийся в художественной практике (изображение человека: голова и ноги в профиль, глаза, грудь и плечи в фас, торс - в три четверти)

Рисунки и роспись Все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы м светотени. Линейные рисунки раскрашивались цветом, фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным. Краски – мел, охра, минералы (медь и кобальт) растирались в порошок и смешивались с водой. Изображение человека. Канон основывался на законах фронтальности : фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон. При изображении использовалась система пропорционального членения фигуры на части (21 и 1/4: 19 равных частей длине среднего пальца – фигура человека и 2 1/4 - на головной убор).

Рисунки и роспись

  • Все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы м светотени.
  • Линейные рисунки раскрашивались цветом, фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.
  • Краски – мел, охра, минералы (медь и кобальт) растирались в порошок и смешивались с водой.
  • Изображение человека. Канон основывался на законах фронтальности : фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон.
  • При изображении использовалась система пропорционального членения фигуры на части (21 и 1/4: 19 равных частей длине среднего пальца – фигура человека и 2 1/4 - на головной убор).
Рамзес I между Анубисом (слева) и Гором (справа). Фрагмент росписи гробницы Рамзеса I (основателя 19-й династии) в Долине царей. XIII век до н.э. Анубис (с головой собаки или шакала)– бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя; Гор – бог солнца, покровитель фараонов (почитался в образе сокола)

Рамзес I между Анубисом (слева) и Гором (справа). Фрагмент росписи гробницы Рамзеса I (основателя 19-й династии) в Долине царей. XIII век до н.э.

Анубис (с головой собаки или шакала)– бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя; Гор – бог солнца, покровитель фараонов (почитался в образе сокола)

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в.до н. э.

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона, XIV в.до н. э.

Одежда египтян, прически и украшения Основа мужского костюма – схенти (набедренная повязка) на поясе; У женщин – калазирис (платье), а также туника поверх рубашки Общая деталь у знати – воротник в виде нагрудного украшния из бус. Обувь – сандалии (только богатые люди) Головной убор: у мужчин – полосатая шапочка ; у женщин - темные платки. Прически – у мужчин: короткие косички, выбритые головы, парики. У женщин – парики. Украшения – перстни, броши, диадемы, серьги, браслеты из драгоценных камней

Одежда египтян, прически и украшения

  • Основа мужского костюма – схенти (набедренная повязка) на поясе;
  • У женщин – калазирис (платье), а также туника поверх рубашки
  • Общая деталь у знати – воротник в виде нагрудного украшния из бус.
  • Обувь – сандалии (только богатые люди)
  • Головной убор: у мужчин – полосатая шапочка ; у женщин - темные платки.
  • Прически – у мужчин: короткие косички, выбритые головы, парики. У женщин – парики.
  • Украшения – перстни, броши, диадемы, серьги, браслеты из драгоценных камней
Скульптура Древнего Египта Характерные черты: монументальность, строгость, спокойствие, статичность, симметрия и каноничность Круглая скульптура Сидящая Стоящая Руки симметрично положенные на колени или согнутые в локте Выдвинутая вперед левая нога и опущенные руки, прижатые к телу

Скульптура Древнего Египта Характерные черты: монументальность, строгость, спокойствие, статичность, симметрия и каноничность

Круглая

скульптура

Сидящая

Стоящая

Руки симметрично

положенные на колени

или согнутые в локте

Выдвинутая вперед

левая нога и опущенные

руки, прижатые к телу

Слева: статуя сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара (середина 3-го тыс. до н.э. V династия. Древнее царство). Справа: географическая триада – в центре фараон Микерин в короне Верхнего Египта, слева от него – богиня Хатхор, справа - божество одной из областей (номов) Египта

Слева: статуя сановника Каапера («Сельский староста») из гробницы Каапера в Саккара (середина 3-го тыс. до н.э. V династия. Древнее царство). Справа: географическая триада – в центре фараон Микерин в короне Верхнего Египта, слева от него – богиня Хатхор, справа - божество одной из областей (номов) Египта

Статуи фараона Аменхотепа III в Фивах (Колоссы Мемнона). Конец XV века до н.э. XVIII династия. Новое царство.

Статуи фараона Аменхотепа III в Фивах (Колоссы Мемнона). Конец XV века до н.э. XVIII династия. Новое царство.

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. IV династия.

Статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э. IV династия.

Аллея сфинксов

Аллея сфинксов

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

Рельефы Слегка выпуклый Слегка углубленный по отношению к фону Врезной контур при нетронутом фоне

Рельефы

Слегка

выпуклый

Слегка

углубленный

по отношению

к фону

Врезной

контур

при

нетронутом

фоне

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке,

изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

 Битва при Кадеше Рамсес на колеснице в битве при Кадеше

Битва при Кадеше

Рамсес на колеснице в битве при Кадеше

34

34

Богини древнего Египта Обелиск (Карнак).

Богини древнего Египта

Обелиск (Карнак). "Бог Амон и царица...

34

Архитектура Древнего Египта Архитектура – ведущий древнеегипетский вид искусства. Живопись и скульптура подчинялись архитектуре. Основные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски. Строительный материал: камень (использовался без раствора, каменные блоки идеально подгонялись друг к другу).

Архитектура Древнего Египта

  • Архитектура – ведущий древнеегипетский вид искусства.
  • Живопись и скульптура подчинялись архитектуре.
  • Основные сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, дворцы, обелиски.
  • Строительный материал: камень (использовался без раствора, каменные блоки идеально подгонялись друг к другу).
Мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств

Мастаба - гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств

Мастаба (по-арабски – скамья) – гробница для знати Джосера в Саккаре Ступенчатая пирамида

Мастаба (по-арабски – скамья) – гробница для знати

Джосера в Саккаре

Ступенчатая пирамида

Пирамиды в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (IV династии). Самая большая – пирамида Хеопса. Высота – 146,6 кв.м, сторона основания – 233 м. Зодчий Хемиун.

Пирамиды в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина (IV династии). Самая большая – пирамида Хеопса. Высота – 146,6 кв.м, сторона основания – 233 м. Зодчий Хемиун.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамиды в Гизе

Пирамиды в Гизе

Достопримечательности Луксора Луксор - город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила. Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых». Первый — жилой район на правом берегу Нила. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм. «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь находится знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум.

Достопримечательности Луксора

  • Луксор - город в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила.
  • Луксор условно делится на 2 части: «Город живых» и «Город мёртвых».
  • Первый — жилой район на правом берегу Нила. Главные достопримечательности правого берега — храм Амона-Ра в Карнаке и собственно Луксорский храм.
  • «Город мёртвых» расположен на другом берегу Нила. Здесь находится знаменитый фиванский некрополь, включающий Долину царей, Долину цариц, погребальные храмы Мединет-Абу, царицы Хатшепсут, Рамессеум.
Храм Амона – Ра (общий вид)

Храм Амона – Ра (общий вид)

Храм Амона Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

Храм Амона

  • Карнак — египетская деревня в двух с половиной километрах к северу от Луксора, на месте древнеегипетских Фив. Она занимает примерно половину территории великого храма Амона — Ипет-Исут (Опет, Opet), который начал строиться в XX в. до н. э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Этот храм — без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, — был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.
Аллея сфинксов в Карнаке и западный вход в святилище Амона. Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона (храм Карнака)

Аллея сфинксов в Карнаке и западный вход в святилище Амона.

Аллея сфинксов и западный вход в святилище Амона (храм Карнака)

Большой гипостильный зал

Большой гипостильный зал

Аллея баранов, Карнакский храм в Луксоре

Аллея баранов, Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храм в Луксоре

Карнакский храм в Луксоре

Колонны храма в тёмное время суток

Колонны храма в тёмное время суток

Аллея сфинксов и пилоны ночью.

Аллея сфинксов и пилоны ночью.

Внешняя стена египетского храма

Внешняя стена египетского храма

Луксорский храм (колонны и статуи фараонов

Луксорский храм (колонны и статуи фараонов

Долина Царей

Долина Царей

Долина Цариц

Долина Цариц

Мединет-Абу — погребальный храм Рамсеса III

Мединет-Абу — погребальный храм Рамсеса III

Заупокойный храм Ментухатепа II

Заупокойный храм Ментухатепа II

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Хатшепсут— женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии

Хатшепсут— женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Дэйр эль - Бахри. Храм Хатшепсут

Дэйр эль - Бахри. Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.)

Рамессеум — поминальный храм фараона Рамсеса II (1279-1213 гг. до н. э.)

 Выдающиеся деятели Древнего Египта Фараоны Раннего царства : Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи Фараоны Древнего царства: Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт I • Сенусерт III • Аменемхет III Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I • Тутмос I • Тутмос III • Аменхотеп II • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Рамсес III Правители Позднего периода: Шешонк I • Пианхи • Тахарка • Псамметих I • Нехо II • Амасис II • Птолемей I Царицы: Нефрусобек • Тетишери • Яххотеп • Яхмос-Нефертари • Хатшепсут • Тия • Нефертити • Анхесенамон • Нефертари Меренмут • Клеопатра VII Деятели культуры и науки: Имхотеп • Хемиун • Инени • Сенмут • Тутмос Младший • Манефон • Гораполлон Военачальники, жрецы и придворные: Яхмес, сын Эбаны • Рехмир • Аменемхеб • Аменхотеп, сын Хапу • Уджагорресент • Потин

Выдающиеся деятели Древнего Египта

Фараоны Раннего царства : Нармер • Менес • Хор Аха • Джер • Ден • Хасехемуи

Фараоны Древнего царства: Джосер • Снофру • Хуфу • Хафра • Менкаура • Сахура • Пиопи II

Фараоны Среднего царства: Ментухотеп II • Аменемхет I • Сенусерт I • Сенусерт III • Аменемхет III

Фараоны XVIII династии Нового царства: Яхмос I • Тутмос I • Тутмос III • Аменхотеп II • Аменхотеп III • Эхнатон • Хоремхеб • Тутанхамон

Фараоны XIX и XX династий Нового царства: Рамсес I • Сети I • Рамсес II • Мернептах • Рамсес III

Правители Позднего периода: Шешонк I • Пианхи • Тахарка • Псамметих I • Нехо II • Амасис II • Птолемей I

Царицы: Нефрусобек • Тетишери • Яххотеп • Яхмос-Нефертари • Хатшепсут • Тия • Нефертити • Анхесенамон • Нефертари Меренмут • Клеопатра VII

Деятели культуры и науки: Имхотеп • Хемиун • Инени • Сенмут • Тутмос Младший • Манефон • Гораполлон

Военачальники, жрецы и придворные: Яхмес, сын Эбаны • Рехмир • Аменемхеб • Аменхотеп, сын Хапу • Уджагорресент • Потин

Дворцы Египта

Дворцы Египта

Александрия - это второй по величине город Египта

Александрия - это второй по величине город Египта

multiurok.ru

Конспект урока по МХК "Культура Древнего Египта"

Конспект урока по МХК для 10 класса

Тема урока: Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Тип урока: изучение нового материала.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цель урока: формирование знаний об особенностях изобразительного искусства и музыки Древнего Египта.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта, влияние религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа; основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, монументальность. Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства Древнего Египта.

Развивающие: развитие грамотной речи, внимания, памяти, ассоциативно – образного мышления. Развитие умения выделять главное, строить аналогии.

Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, любовь к искусству.

Методы преподнесения знаний: рассказ, беседа, метод образного видения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Изобразительное искусство Древнего Египта”.

План урока:

1.Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов урока

6. Постановка домашнего задания

Литература:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XII века. Базовый уровень. 8-е изд.- М.: 2010 – 368 с.

  2. Интернет – ресурсы

Ход урока

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, открывайте свои тетради и записывайте сегодняшнее число. Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Вам на дом было задано подготовить сообщения на такие темы, как “Боги Древнего Египта” и “Особенности архитектуры Древнего Египта”. Сейчас мы с вами заслушаем несколько сообщений, а остальные сдадут свои работы в конце урока.

Объяснение нового материала.

Учитель: А сейчас мы с вами переходим к изучению новой материала. Запишите в своих тетрадях тему нашего урока “Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта” (на проекторе изображение 1 слайда). Давайте запишем план нашего урока:

  1. Скульптурные памятники Древнего Египта

  2. Рельефы и фрески Древнего Египта

  3. Амарнский период Древнего Египта

  4. Музыка Древнего Египта

  1. Учитель: скульптура Древнего Египта производит величественное впечатление. Она имела ритуальное значение и была связана с культом мёртвых. Как вы знаете, в Египте существовал обряд мумификации, что в свою очередь привело к созданию статуй, которые египетские фараоны заказывали себе при жизни (рассказ сопровождается иллюстрацией 2 слайда).

Давайте запишем с вами особенности египетской пластики:

- фризовое построение композиции, то есть плоскостное изображение фигур, ни одна деталь не выходит за пределы первого плана;

- чёткие контуры фигур;

- знаковая выразительность;

- изображение человека в идеальном возрасте – возрасте расцвета физических и духовных сил

Скульптура строго подчинялась канонам. Вспомните, что такое канон?

Ученики: Канон – совокупность норм и правил в искусстве.

Учитель: Молодцы, правильно. Запишите это определение в ваши культурологические словари.

Итак, фигуры изображались следующим образом: голова и ноги - в профиль, плечи – в анфас, торс – три четверти. К числу характерных канонических типов относится портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хемры (слайд 4). Посмотрите внимательно на изображение, мы с вами видим резко очерченный орлиный профиль, глаз изображён в фас. Эта традиция восходит к мифу о поединке Гора, который изображался в виде сокола, с богом Сетом, олицетворявшем злое начало.

Поза также подчинялась канону:

- стоящая фигура с выставленной вперёд левой ногой;

- сидящие на троне фигуры;

- коленопреклоненные фигуры.

Главной задачей скульптора было достичь сходства с портретируемым. Лицо изображалось отрешённым от всех земных переживаний с безразличным, смотрящим в бесконечность взглядом.

Существовала традиционная окраска статуй: мужские фигуры – тёмно-коричневые, женские – жёлтые, волосы – чёрные, одежда – белая, у мужчин - короткие набедренные повязки, у женщин – длинное, облегающее тело платье.

Материалом для статуй служило дерево или камень – гранит, песчаник, известняк, базальт.

В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их фигуры выделялись своим размером среди остальных. Во всём их облике царила величественность и сила царской власти (слайд 5). На проекторе мы видим скульптуру фараона Аменемхета III, олицетворявшую образ сильного владыки – скуластое лицо, резкие складки у рта, чётко очерченный подбородок. Об этом великом правителе были сказаны следующие слова:

Он – знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он – солнце, видящее своими лучами,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил,

Он кормит идущих его путём.

Совсем иначе изображали людей, которые зависели от власти (слайд 6). Вы видите скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, уже готовый записывать каждое слово, на коленях лежит папирус, в правой руке – кисточка для письма, взгляд внимателен. Обратите своё внимание на его глаза – они столь искусно инкрустированы серебром, горным хрусталём и алебастром, что кажутся живыми. Мы видим образ человека, привыкшего слушать и повиноваться.

Египетские мастера достигли совершенства в деревянной скульптуре (слайд 7). В XIX веке во время раскопок в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура царского сановника Каапера (“сельский староста”). Вы её можете увидеть на экране, фигура была раскрашена, глаза кварцевые. Лицо сановника преисполнено чувством собственной значимости, голова гордо поднята.

Не менее интересны парные скульптурные портреты (слайд 8). На слайде вы видите изображение супружеской пары – царевича Рахотепа и его жены Нофрет. У царевича торжественный вид, прямой нос, толстые губы, полные щёки, то есть его лицо индивидуализировано. У Нофрет красивые миндалевидные глаза, взгляд спокоен, её образ преисполнен женского достоинства и очарования.

2) Учитель: важное место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов, обелисков и стел. Их назначение в желании прославить могущество погребённого владыки. Рельефы и фрески также подчинялись строгим канонам. Композиция должна была быть строго пропорциональной. Египетские мастера использовали технику плоского рельефа – сначала подготовляли поверхность стены, затем наносили контуры рисунка при помощи режущего инструмента. Фигуры прорисовывались очень тщательно и детально. В цветовой гамме преобладали жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, изобилующие многообразием оттенков.

Запишите, что обычно изображалось на фресках:

- сцены загробной жизни;

- сцены повседневной жизни египтян;

- пейзажи с животными и растениями.

3) Учитель: Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта стал амарнский период – время правления фараона – реформатора Аменхотепа IV – 1368 – 1351 гг. до н.э. ( записать в тетрадь). Это период внёс серьёзные изменения в изобразительное искусство Древнего Египта. Главным требование для художников стал отказ от идеализации образов, приветствовалась точная передача индивидуальных черт человека. Наглядное представление об этом даёт изображение Аменхотепа IV (слайд 8). Он был болезненно худ, непропорционально сложен (маленькая голова, длинная шея, выпуклый живот). Таким изображён фараон на рельефе “Поклонение богу солнца Атону”, где правитель выглядит почти комично, но это не карикатура, а результат стремления передать более точный облик.

Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Аменхотепа IV. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити (слайд 9). Мы видим одухотворённую хрупкость лица, его выразительность, гибкую шею, тонкость и женственность всего образа. Перед нами не просто гордая царица, а женский идеал красоты.

Продолжателем Аменхотепа IV стал фараон Тутанхамон, имя которого широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в 1922 году Говардом Картером. Археологом была найдена золотая маска Тутанхамона (слайд 10). Мы видим широко раскрытый взгляд, устремлённый в вечность. Головной убор фараона инкрустирован золотом, лазуритом, сердоликом. Это передаёт величие и божественное происхождение владыки.

Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.

4) Учитель: Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки. Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки, мы бы ничего о ней не узнали, если бы не другие виды искусства. На многочисленных барельефах и росписях изображены музыканты – арфисты, флейтисты, певцы, которые бьют в ладоши и танцуют.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Итак, мы с вами закончили изучение нового материала. Давайте с вами повторим:

- в чём особенности древнеегипетской скульптуры?

- какое место занимал канон в культуре Древнего Египта?

- в чём характерные черты изобразительного искусства амарнского периода?

- какое место занимала музыка в искусстве Древнего Египта?

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за выполнение домашнего задания и активность на уроке.

Постановка домашнего задания.

Учитель: Запишите домашнее задание - выучить записи в тетради. По желанию подготовить сообщения на следующие темы: “Театр Древнего Египта”, “Литература древнего Египта”, “Значение древнеегипетского искусства для мировой художественной культуры” (слайд 11).

Спасибо за урок! До свидания!

infourok.ru

«Художественная культура Древнего Египта.» Подготовила ученица 10 «В» класса Кромской средней школы Терехова Марина

Презентация по МХК на тему: «Художественная культура Древнего Египта.»

  • Подготовила

  • ученица 10 «В» класса

  • Кромской средней школы

  • Терехова Марина.

  • Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило искусство Древнего Египта. большая часть которого возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

  • Минули тысячелетия, а интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Долгое время египетская история была неизвестна людям, ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности были загадкой, над которой бились античные философы, писатели . Понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма .

  • Мифология и религия.

  • Египетская мифология начала приобретать свой современный облик в пятом, шестом тысячелетии до нашей эры. В каждом египетской области сложился свой собственный, неповторимый пантеон богов, которые воплощали в себе камни, небесные тела, птицы, змеи и т.п.

  • По археологическим данным, в наиболее древний период истории Египта, не существовало богов, которым могло бы быть приписано сотворение Вселенной. Была лишь версия о том ,что солнце – это ребенок от неба и земли.

  • Традиционно для египетской мифологии старый миф решили не отбрасывать, а потому образы бога земли Геба, богини Неба Нут и их сына бога солнца Амона Ра сохранились в египетской мифологии на протяжении всей истории. Каждое утро богиня Нут рождает солнце и каждый вечер снова прячет его в своем чреве- полагали египтяне.

  • Одновременно в нескольких крупных религиозных центрах возникла вторая версия сотворения вселенной. Согласно ей, сотворению вселенной предшествовал хаос, который погружен во тьму.

  • В целом, египетская мифология является разрозненными сказаниями, которые невозможно соединить в цельный и единый рассказ. Очень часто одни и те же события изображаются абсолютно по-разному, а боги выступают в разном обличии.

  • Древнеегипетская религия за свою многотысячелетнюю историю прошла через различные этапы развития. В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, но вместе с тем было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам.

  • Древние племена долины Нила, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм(наделение предметов сверхъестественными свойствами) и тотемизм(поклонение животным), испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни.

  • В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.

  • Культ животных

  • Обожествление животных в Древнем Египте имело место на протяжении тысячелетий, восходя к тотемизму, с которым в ряде случаев было настолько сближено, что фактически это явления одного порядка. само Египетское письмо — иератические иероглифы, во множестве содержали символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых.

  • Древние египетские иероглифы

В каждом египетском номе, то есть городе-государстве, было своё священное животное или же птица. Особо почитали змей. Например, кобра Уаджит покровительствовала Нижнему Египту. Её изображением украшался головной убор фараона. Как сокол, пчела и коршун змея олицетворяла собой царскую власть. После того, как культовое животное умирало, его бальзамировали и с почестями хоронили в священных гробницах. Например, в городе Бубастис хоронили кошек, в Иуну хоронили ибисов и т.д. Священных змей, а точнее их мумии хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе исследователями было обнаружено огромное количество каменных саркофагов, в которых покоились мумии священных быков. Убившему священное животное грозила смертная казнь. Согласно представлениям древнеегипетского населения, душа умершего человека на протяжении 3000 лет покоилась в телах священных животных или птиц. Считалось, что таким образом душа избегала опасностей, подстерегающих её в загробном мире.

  • Рис.2.

  • Богиня плодородия- Баст или Бастет

Архитектура.

  • Архитектура Древнего Египта тесным образом связана с заупокойным культом. Образцом архитектурных сооружений являются пирамиды( это удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей. Создавая вечную усыпальницу, фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.)

  • Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности.

  • Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строили обыкновенные гробницы, а для фараонов при их жизни — огромные пирамиды.

  • Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

  • Основными представителями являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина, форма которых бесконечно выразительна. Два элемента определяли форму: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в

  • одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась ,в обожествлении фараона …Основными частями пирамиды были: небольшая погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, а к нему подходили длинные и узкие коридоры.

  • К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.

  • Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса Она возведена в ХХVII в. до н.э из множества каменных блоков весом до2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена.

  • Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

  • Высота пирамиды- 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы.

  • Из пирамид и других гробниц на берегах Нила складывались целые “города мёртвых”. Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота,. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов – статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой.

  • Древнеегипетские Храмы были ориентированы с востока на запад, их территории были полностью обнесены стенами.

  • Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Абу-Симбел.

  • Особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.(проект ЮНЕСКО.)

  • Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамсесу II и трем богам: Амону- Ра, Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

  •   Вход в храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах – владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

  • Вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.

  • Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

  • Рамсес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.

  • В Абу-Симбеле перед каждым предстает это чудо древнеегипетского искусства.

rpp.nashaucheba.ru