Древние египтяне - это... Что такое Древние египтяне?
Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Происхождение названия
Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
География
Древняя египетская империя в 1450 году до н. э.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.
Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.
Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.
История
В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.
В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами(нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.
В 28-23 веках сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).
В XXIII—XXI веках Египет распадается на множество номов. Новое объединение древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.
В XXI—XVIII веках Египет переживает переходный период-нашествие гексосов расшатывает раннее царство и Египет снова распадется на верхний(Фивы) и нижний(Гераклиополь). Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
Далее следует религиозная реформа-покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.
При Аменхотепе III древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.
В XI—VII веках укрепилась власть монархов.
В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.
В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.
В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.
В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
В 332 до н. э. в древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами древний Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.
При Птолемеях древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г до н. э., самоубийства Клеопатры VII и смерти Марка Антония Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).
Возникновение классов
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели, сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Крестьяне
Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.
Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников — отбирать часть созданных ими продуктов труда.
В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства.
Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.
Рабы и рабовладельцы
Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: все, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые».
Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
«Живые убитые» составили в Египте класс рабов. Раб не имел никакого имущества; он сам принадлежал своему владельцу. Владелец раба имел право его бить, продать, даже убить.
Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать.
Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев. Сами они не работали, жили в богатых домах, обладали дорогой одеждой и предметами роскоши. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.
Рабовладельческий строй в Египте
В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Рабовладельческим строем называется такой порядок жизни людей, при котором одни люди (класс рабовладельцев) владели другими людьми (класс рабов), эксплуатировали их и распоряжались не только их трудом, но и жизнью. В Древнем Египте рабовладельцы угнетали не только рабов, но и крестьян. С возникновением в Египте классов началась борьба между ними. Рабы стремились вернуть себе свободу и не хотели работать на рабовладельцев. Крестьяне не хотели отдавать то, что добывали своим тяжелым трудом. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.
Искусство
Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.
Особенностью египетского искусства является то, что большинство его произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Египетское искусство было вновь открыто теми учёными, которых взял Наполеон в свой Египетский поход.
Египетские пирамиды
Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид[1] (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Источники
Спецификой большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.
Важнейшие памятники:
Палермский камень. Это своеобразная летопись царей Египта эпох раннединастического периода и Старого царства.
Розеттский камень. Для реконструкции истории древнего Египта он малоинформативен, но вот для историографии науки он имеет краеугольное значение. С этим памятником связана переломная эпоха в египтологии. Именно благодаря ему она стала полноправной наукой, ведь с помощью него удалось открыть секрет египетских иероглифов.
Анналы Тутмоса III — описание походов великого фараона-воителя 18-го царского дома.
Амарнский архив — архив клинописных глиняных табличек, обнаруженный в конце XIX века близ местечка Эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона-еретика (или фараона-реформатора, как его называют некоторые египтологи) Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии среднего — позднего 18 царского дома.
«Тексты пирамид» — древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Тексты пирамид — это сборник различных текстов из нескольких пирамид царей 5-6 царских домов.
«Тексты саркофагов» — это надписи на древнеегипетских гробах (а не саркофагах — просто такое название утвердилось в российской науке. В российской египтологической литературе был употреблён ещё один, пока не прижившийся термин — «Тексты ковчегов»). Эти надписи, вероятно, произошли от Текстов пирамид. Впервые классические тексты на гробах появляются в эпоху Старого царства.
«Книга мёртвых» — генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Книга мёртвых — это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое — «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше — «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра — источником света. Особенно хорошо прижилось это название в западной египтологии.
Палетка Нармера — каменная стелла из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера — объединителя Египта. По существующей легенде, до Нармера не существовало единого Египта — были две независимых страны. Именно Нармер (ещё одно его имя — Мин) объединил Египет, и первым надел корону объединённого Египта, а палетка эта, как раз, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения египетской земли.
Папирус Весткар — ныне — папирус Британского музея (инв. номер — 3033), назван же он так в честь первого его обладателя — мадам Весткар. Первым его исследователем стал немецкий египтолог Адольф Эрман, которому и был подарен сей манускрипт. Написан (вернее: переписан, а создание записанного в нём многие египтологи удревняют до тысячи лет) этот папирус был в эпоху гиксосского владычества, а содержит он сразу несколько прекраснейших литературных произведений Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».
Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дашшуре, Абидосе и других местах), мумии — прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология — городская, подводная.
Источники
Богословский Е. С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2.
Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2
Источниковедение истории древнего Востока. — М., 1984.
Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960.
Коростовцев М. А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. — М., 1960.
Лирика древнего Египта. — М., 1965.
Максимов Е. Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. / Пер. М. А. Коростовцева. — М., 1978.
Рубинштейн Р. И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (Эрмитажный папирус № 1116 А). // ВДИ. 1948. 4.
Савельева Т. Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
Сказки и повести древнего Египта. / Пер. и комм. И. Г. Лившица. — СПб., 2004. ISBN 5-02-026987-5
Сказки древнего Египта. / Сост. Беловой Г. А., Шерковой Т. А. — М., 1998.
Струве В. В. Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего царства. — М.; Л., 1935.
Хрестоматия по истории древнего мира. / Под ред. В. В. Струве. — М., 1951.
История
Брэстед Дж. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. — М., 1915.
Древние цивилизации. — М., 1989.
Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. — М., 2005, 2-е изд. — 2008.
Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.
Масперо Г. Египет. — М., 1915.
Перепелкин Ю. Я. Древний Египет. — СПб., 2000. ISBN 5-89740-011-3
Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001.
Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. II. — Л., 1935.
Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006. ISBN 5-17-031742-5
См. также
Ссылки
Русскоязычные сайты
Зарубежные сайты
Примечания
Портал об Африке — портал об истории, географии и культуре Африки.
Wikimedia Foundation. 2010.
dvc.academic.ru
Австралию открыли египтяне несколько тысяч лет назад
Официально первооткрывателем австралийского континента считается голландский мореплаватель Виллем Ян. Он достиг побережья Австралии в 1606 году. Однако найдены поразительные факты, свидетельствующие о том, что древние египтяне совершали путешествия в Австралию во времена правления фараона Джедефра.
Исследователи обнаружили скалу с древними египетскими иероглифами на территории Национального парка Новый Южный Уэльс. Расшифровка древних надписей не оставила сомнений в том, что египтяне много тысяч лет назад побывали на австралийском континенте, загадкой остается лишь то, на чем они передвигались.
Скала с надписями расположена в труднодоступном месте, в 30 минутах ходьбы от ближайшего населенного пункта. Надписи очень древние, разной степени сохранности, они явно выполнены с использованием инструментов, линии имеют вертикальные стенки без откосов, найдены также следы сверления. Стоит отметить, что проделана серьезная работа - на двух поверхностях площадью 40 кв. м. нанесено более 250 иероглифов.
По оценке ученых, иероглифы относятся к самой архаичной из известных форм древнеегипетской письменности. Во многом она схожа с древнешумерской, которую знает лишь ограниченное количество египтологов. Один из них, Рей Джонсон, смог сделать перевод надписей, найденных в Австралии.
Выяснилось, что на стенах зафиксирована хроника древних египетских путешественников, которые потерпели кораблекрушение «на странной и враждебной земле». Имеются также сведения о преждевременной гибели их предводителя. Он принадлежал к царскому роду и был сыном фараона Джедефра, который сменил на египетском престоле широко известного фараона Хуфу (Хеопса). На стенах содержится подробное описание смерти предводителя египетских путешественников от змеиного яда и ритуал его погребения.
Читайте также: Найдены удивительные доказательства высоких технологий древности
u-f.ru
Древние египтяне - это... Что такое Древние египтяне?
Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Происхождение названия
Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
География
Древняя египетская империя в 1450 году до н. э.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.
Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.
Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.
История
В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.
В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами(нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.
В 28-23 веках сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).
В XXIII—XXI веках Египет распадается на множество номов. Новое объединение древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.
В XXI—XVIII веках Египет переживает переходный период-нашествие гексосов расшатывает раннее царство и Египет снова распадется на верхний(Фивы) и нижний(Гераклиополь). Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
Далее следует религиозная реформа-покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.
При Аменхотепе III древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.
В XI—VII веках укрепилась власть монархов.
В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.
В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.
В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.
В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
В 332 до н. э. в древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами древний Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.
При Птолемеях древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г до н. э., самоубийства Клеопатры VII и смерти Марка Антония Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).
Возникновение классов
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели, сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Крестьяне
Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.
Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников — отбирать часть созданных ими продуктов труда.
В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства.
Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.
Рабы и рабовладельцы
Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: все, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые».
Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
«Живые убитые» составили в Египте класс рабов. Раб не имел никакого имущества; он сам принадлежал своему владельцу. Владелец раба имел право его бить, продать, даже убить.
Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать.
Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев. Сами они не работали, жили в богатых домах, обладали дорогой одеждой и предметами роскоши. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.
Рабовладельческий строй в Египте
В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Рабовладельческим строем называется такой порядок жизни людей, при котором одни люди (класс рабовладельцев) владели другими людьми (класс рабов), эксплуатировали их и распоряжались не только их трудом, но и жизнью. В Древнем Египте рабовладельцы угнетали не только рабов, но и крестьян. С возникновением в Египте классов началась борьба между ними. Рабы стремились вернуть себе свободу и не хотели работать на рабовладельцев. Крестьяне не хотели отдавать то, что добывали своим тяжелым трудом. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.
Искусство
Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.
Особенностью египетского искусства является то, что большинство его произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Египетское искусство было вновь открыто теми учёными, которых взял Наполеон в свой Египетский поход.
Египетские пирамиды
Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид[1] (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Источники
Спецификой большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.
Важнейшие памятники:
Палермский камень. Это своеобразная летопись царей Египта эпох раннединастического периода и Старого царства.
Розеттский камень. Для реконструкции истории древнего Египта он малоинформативен, но вот для историографии науки он имеет краеугольное значение. С этим памятником связана переломная эпоха в египтологии. Именно благодаря ему она стала полноправной наукой, ведь с помощью него удалось открыть секрет египетских иероглифов.
Анналы Тутмоса III — описание походов великого фараона-воителя 18-го царского дома.
Амарнский архив — архив клинописных глиняных табличек, обнаруженный в конце XIX века близ местечка Эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона-еретика (или фараона-реформатора, как его называют некоторые египтологи) Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии среднего — позднего 18 царского дома.
«Тексты пирамид» — древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Тексты пирамид — это сборник различных текстов из нескольких пирамид царей 5-6 царских домов.
«Тексты саркофагов» — это надписи на древнеегипетских гробах (а не саркофагах — просто такое название утвердилось в российской науке. В российской египтологической литературе был употреблён ещё один, пока не прижившийся термин — «Тексты ковчегов»). Эти надписи, вероятно, произошли от Текстов пирамид. Впервые классические тексты на гробах появляются в эпоху Старого царства.
«Книга мёртвых» — генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Книга мёртвых — это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое — «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше — «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра — источником света. Особенно хорошо прижилось это название в западной египтологии.
Палетка Нармера — каменная стелла из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера — объединителя Египта. По существующей легенде, до Нармера не существовало единого Египта — были две независимых страны. Именно Нармер (ещё одно его имя — Мин) объединил Египет, и первым надел корону объединённого Египта, а палетка эта, как раз, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения египетской земли.
Папирус Весткар — ныне — папирус Британского музея (инв. номер — 3033), назван же он так в честь первого его обладателя — мадам Весткар. Первым его исследователем стал немецкий египтолог Адольф Эрман, которому и был подарен сей манускрипт. Написан (вернее: переписан, а создание записанного в нём многие египтологи удревняют до тысячи лет) этот папирус был в эпоху гиксосского владычества, а содержит он сразу несколько прекраснейших литературных произведений Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».
Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дашшуре, Абидосе и других местах), мумии — прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология — городская, подводная.
Источники
Богословский Е. С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2.
Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2
Источниковедение истории древнего Востока. — М., 1984.
Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960.
Коростовцев М. А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. — М., 1960.
Лирика древнего Египта. — М., 1965.
Максимов Е. Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. / Пер. М. А. Коростовцева. — М., 1978.
Рубинштейн Р. И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (Эрмитажный папирус № 1116 А). // ВДИ. 1948. 4.
Савельева Т. Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
Сказки и повести древнего Египта. / Пер. и комм. И. Г. Лившица. — СПб., 2004. ISBN 5-02-026987-5
Сказки древнего Египта. / Сост. Беловой Г. А., Шерковой Т. А. — М., 1998.
Струве В. В. Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего царства. — М.; Л., 1935.
Хрестоматия по истории древнего мира. / Под ред. В. В. Струве. — М., 1951.
История
Брэстед Дж. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. — М., 1915.
Древние цивилизации. — М., 1989.
Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. — М., 2005, 2-е изд. — 2008.
Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.
Масперо Г. Египет. — М., 1915.
Перепелкин Ю. Я. Древний Египет. — СПб., 2000. ISBN 5-89740-011-3
Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001.
Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. II. — Л., 1935.
Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006. ISBN 5-17-031742-5
См. также
Ссылки
Русскоязычные сайты
Зарубежные сайты
Примечания
Портал об Африке — портал об истории, географии и культуре Африки.
Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
ЧТО ОТКРЫЛА МИРА КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА - ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ - ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА - Всемирная история. История Украины 6 класс - А.И. Пометун - Образование
Раздел II ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Тема 1. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
§ 13. ЧТО ОТКРЫЛА МИРА КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
Какими были основные черты египетской архитектуры и искусства?
Древнеегипетские архитекторы оставили потомкам богатое наследие. «Вечные жилища» — храмы и гробницы строились чрезвычайно прочными. их возводили из камня или высекали в скалах.
Какое впечатление, по вашему мнению, производил храм на древнего египтянина? А на нашего современника?
Древнеегипетское искусство представлено живописью и скульптурой. Египтяне изображали фигуры людей в зависимости от их положения в обществе. Так, фигура фараона всегда была большей, чем другие. Чрезвычайно реалистичными выходили в древнеегипетских художников изображения животных. На стенах гробниц и храмов видим нарисованных птиц, рыб, скот. Еще в Древнем царстве египтяне любили изображать сцены из сельской жизни. В гробницах обычно стены были покрыты изображениями богов, сценами, которые свидетельствовали о существовании потустороннего мира.
* Архитектура — наука об искусстве строить, украшать сооружения и их комплексы (города, села). Архитектор — специалист по строительству, конструктор сооружений.
На основе текста и древнеегипетских изображений расскажите об особенностях древнеегипетской живописи.
1 — фараон на охоте;
2 — египетскому фараону дары приносящих
Египетская скульптура, в целом, служила религиозным целям. Считалось, что скульптурное изображение — это «двойник человека», ведь в статую при необходимости душа человека может вселиться после смерти. Поэтому ее пытались сделать максимально похожим на образ умершего. В гробницу ставили одну или две такие статуи.
Фараоны, вельможи и боги изображались как очарованными. Они стояли величественно и неподвижно, а их взгляды всегда были направлены вперед.
На основе иллюстраций объясните, чем отличались изображения фараонов и простых людей.
Древнеегипетские изображения
2. ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Назовите особенности египетской письменности.
Египтяне одними из первых научились обозначать звуки и слова определенными знаками-рисунками. Чтобы написать «солнце», рисовали небольшой круг с точкой посередине . Воду изображали тремя волнистыми линиями. Эти знаки-рисунки называют иероглифами. Позже знаками стали обозначать не только целое слово, но один или несколько согласных звуков (гласные на письме не обозначались).
Иероглиф — знак древнейшего письма в Древнем Египте в виде упрощенного рисунка.
Египтяне верили в божественное происхождение своего письма, которое насчитывало около 750 знаков-иероглифов. Иероглифы украшали стены храмов и гробниц, саркофаги фараонов, рассказывая о деянияхцарей и богов.
Писали в Египте на папирусе. Чтобы изготовить папирус нужной длины, отдельные листы склеивали. Для хранения рукопись сворачивали в рулон — свиток. Именно такой вид имели египетские книжки. В одном из музеев хранится свиток длиной более 40 м.
После завоевания Египта арабами иероглифическое письмо было забыто.
Опираясь на текст и иллюстрации, объясните, как и на чем писали в Древнем Египте. Попробуйте написать иероглифами свое имя.
Древнеегипетские иероглифы
3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ЕГИПТЯН
Какие науки достигли развития в Египте? Что изучали в школах?
В повседневной жизни египтян постоянно возникала потребность проводить подсчеты. Для этого они использовали четыре арифметических действия. Для чисел у них существовали специальные обозначения.
Во время строительства храмов, дворцов, пирамид, измерение земельных участков и других работ египтянам приходилось вычислять длину и ширину, площадь и объем. Так возникла геометрия (от древнегреческих слов «гео» — Земля и «метрос» — измеряю). Египтяне могли определять площадь треугольника, круга, объем пирамиды, цилиндра, поверхность шара и решать другие сложные задачи. Мерами длины в Древнем Египте были «локоть», «ладонь», «палец» и «ступня».
О чем свидетельствуют приведенные изображения? Попробуйте записать свой возраст так, чтобы это поняли древние египтяне.
1 — фрагмент математического папируса;
2 - обозначение цифр в Древнем Египте
Определенные знания древние египтяне имели и астрономы — науки, которая изучает небесные тела. Они умели отличать планеты и звезды, составлять карту звездного неба, где созвездия изображались фигуры людей, животных, фантастических существ.
В Древнем Египте также были изобретены солнечные и водяные часы.
Значительных успехов достигли египтяне в медицине. Практиковали зубные врачи, окулисты, фармацевты и др. Египетские хирурги хорошо знали внутреннее строение человеческого организма и с помощью набора медицинских инструментов делали сложные операции. Во время лечения ран использовали бинты, накладывали швы. Египетские врачи знали целебные свойства многих растений. В одной из гробниц был найден папирус длиной 20,5 м. Он содержал около 900 рецептов средств против различных болезней. В каждом случае рекомендовались определенные лекарства.
Лечение больных (древнеегипетское изображение)
Знания передавались от старшего поколения к младшему в основанных в основном при храмах специальных школах. Там получали образование мальчики, а порой и девушки. Обучение начиналось с пятилетнего возраста и длилось 12 лет. Младшие школьники писали на черепках разбитой посуды. Со временем им доверяли и папирус. На нем писали заостренными тростниковыми палочками черной краской. Египтяне на письме не отделяли слов, поэтому найти начало предложения было сложно. Затем в пенале была и красная краска, которой начинали новый абзац. Отсюда происходит выражение: «начать с красной строки».
Что можно узнать о школе в Древнем Египте с изображений и документов?
Наставления ученикам Древнего Египта
Мне говорят, что ты занедбуєш обучения, предаешься развлечениям, шляешься по улицам... Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту... Я свяжу тебе ноги, если ты будешь бродить по улицам, и изобью кнутом из кожи гиппопотама... Становись на свое место! Книги уже лежат перед твоим и товарищами... Читай прилежно книгу... Не проводи дня без дела, иначе горе твоему телу!..
Проверьте усвоено на уроке
1. Как появилась и развилась письменность в Египте?
2. Зачем египтянам нужны были знания по геометрии и астрономии?
3. Как вы думаете, почему писание в Египте возникло примерно одновременно с созданием единого государства?
4. Как возникновение письменности, образования, распространения научных знаний повлияли на развитие древнеегипетского общества? Почему вы так думаете?
Домашнее задание
1. Представьте себя археологами, что разыскали неизвестную гробницу фараона. Какие выводы о жизни египтян вы могли бы сделать на основе такой находки?
2. Сравните обучение в древнеегипетской и современной украинской школе. Чем оно принципиально отличается? Есть в них что-то общее?
Готовимся к практическому занятию
Вспомните, что такое мифы. Какие мифы Древнего Египта вы читали на уроках литературного чтения в начальной школе, а также мировой литературы в этом учебном году?