Библиотеки древнего мира. КНИГИ И БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Библиотеки Древнего Египта. Библиотеки древнего мира


КНИГИ И БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ — МегаЛекции

 

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг.

В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там целую клинописную библиотеку, учрежденную царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Поскольку ассиро-вавилонский язык был языком международного общения, библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись и в Египте (Тель-Амарна), и в Малой Азии и т.д.

"Египет - дар Нила" - приводит историк Геродот древний афоризм. Всецело даром великой реки является и тростник-папирус, давший возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира.

Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса естествоиспытатель Плиний Старший.

Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации.

Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н. э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Считается, что он был переписан в 1200 г. до н.э. в Фивах. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками ("хрисоул", "кодекс аргентеус" и т. д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант папируса Фанний прославился в истории. Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из ткани.

Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение "хороший стиль". Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.

Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли "лекторы", а по-гречески "диаконы", читали вслух всем желающим.

Самым богатым книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотекацарей Птолемеев, заключающая в себе, как утверждают, более 700000 папирусных свитков. Греческий ученый Каллимах создал каталог книг, и библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира.

Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пергамен получался из кожи, взятой с закраин.

Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э.

Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались. Выгодность переписки книг подметил друг Цицерона - Помпоний Аттик еще в I веке до н. э. Он и сам был владельцем мастерской, где каллиграфы переписывали книги. Мастерскую по переписке книг описал римский поэт Марциал:

Ведь случалось тебе приходить к Аргилету, Против форума Цезаря книжная есть лавка,Все столбы исписаны в ней так и этак, Чтобы скорее тебе прочесть имена поэтов.Там меня не сыщи, а спроси у Атректа (Этим именем звать хозяина лавки).С первой же или со второй он там полкиПемзой зачищенного и в наряде пурпурномЗа пять динариев даст тебе Марциала...

Как явствует из произведений античных писателей, книги уже имели титул, раскрашенные иллюстрации, заставки, заглавные буквы-инициалы, прописывались "красные строки" (рубрики), делались маргиналии - пометы и примечания на полях. Пергаменные листы для большей привлекательности иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). И свитки, и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Плиний свидетельствует о свитке с текстом "Илиады", который мог уместиться, по его словам, в ореховой скорлупе.

Вместе с книгой-кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения "тетра" именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.

Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески "библиопола" - буквально книгораспространитель, а по-латыни "либрарий" - книжник.

Уже знакомый нам поэт Марциал советовал каждому желающему читать его в пути: "Большую книгу сдай в лари, купи такую, чтобы умещалась в руке...". Эти строки свидетельствуют, что уже были букинисты, торговавшие старыми книгами.

Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов-каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллинистические государства) быстро возрастала, что привело к расширению книжного рынка.

Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, как в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, библиофилов, специально нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг. Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные "Acta diurna", так называемые дневные новости - предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках.

Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. Потрепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования.

Впрочем, значительная часть потребностей древнего читателя в книге удовлетворялась при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах. Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах оно развивалось слабо.

В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь.

Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, поэтому она приобрела название от исторических слов "бомбакка" и "бомбицинна".

В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу ("библио", "либер", "либро"), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.

Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.

Итак, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс. Книга была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С появлением жанрового разнообразия в древней литературе книга получает элементы украшения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты. В итоге древний человек создал книгу, которая воспринимается как единый целостный организм и которая служила и продолжает служить источником вдохновения не одному поколению создателей книги.

 

КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА

megalektsii.ru

Библиотеки Древнего Египта. — МегаЛекции

1.Одной из самых древних библиотек считается БИБЛИОТЕКА ФАРАОНА РАМСЕСА II. Она была основана примерно в 1300 г. до н.э. недалеко от древней столицы Египта – Фив.

Над входом была высечена надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины. Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В библиотеке были религиозные произведения, пророчества, повести, сказки, дидактические поучения, труды по математике, так же там писали магические заклинания, книги по медицине и астрономии, так же занимались и бальзамированием. Египетские библиотекари и архивариусы, которые одновременно были и писцами, пытались сохранить литературные памятники своего народа.

Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее - в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы. Простому населению они были недоступны. На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам.

Когда в 525 г. до н.э. персы завоевали Египет, они поразились огромному числу найденных папирусов самого разного возраста, начиная с 2000 г. до н.э. К сожалению, до нас дошло очень мало сведений об устройстве «аптек для души».

2. Многие библиотеки Древнего Египта являлись местом обучения, при этом учебным материалом служили лучшие произведения. Кроме дворцовых и храмовых библиотек в Древнем Египте были и частные библиотеки.

Лишь руины сохранились от другой древнеегипетской БИЛИОТЕКЕ В КАРНАКЕ, которая была известна как “Дом книги”. Все еще стоит библиотечное здание в Эдфу, которое известно, как “Дом папируса”, но ни одна из рукописей, хранившихся в нем, не уцелела. Тем не менее, благодаря каталогу, высеченному на одной из стен этого здания, известно, что фонды библиотеки в “Доме папируса” содержали работы по управлению государством, магии и тому, что в то время считалось медициной и наукой: например, как противостоять Богу тьмы и раздоров, как уберечься от крокодилов и змей и т.д.

 

Библиотеки Древней Греции и эллинистических государств.

Первые крупные библиотеки мира были порождением греческого гения. И само слово «библиотека» впервые появилось в Греции.

До V века до н. э. в Греции практически не было читающей публики, но уже к концу V в. до н. э. (“золотой век Перикла”) в Греции было изобилие книг и, по-видимому, имелись многочисленные библиотеки. Это были частные собрания книг, владельцами которых являлись писатели, ученые, политические деятели. Наиболее известны библиотеки Демосфена и Еврипида, Платона и Аристотеля.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Наиболее значительная библиотека Древней Греции была создана не в Афинах, а на территории Египта. Со времени завоевания Египта Александром Македонским и основания города Александрии (332 г. до н. э.), греческая культура становится господствующей в этой стране.

За образец Александрийской библиотеки была взята библиотека Аристотеля в Афинах. Некоторые исследователи предполагают, что библиотека Аристотеля была куплена Птолемеем I и вошла в состав знаменитой Александрийской библиотеки. Книжные сокровища для Александрийской библиотеки собирались Птолемеями очень энергично, благодаря чему в ней был собран огромный фонд названий экземпляров. Когда их число достигло 400 000, при храме Сераписа открылся филиал Александрийской библиотеки - Серапион, и туда перенесли 42 800 экземпляров. Прошло 200 лет, и, по некоторым сведениям, число свитков в Александрийской библиотеке достигло - 700 000. Правда, проверить правильность этих данных не представляется возможным. О росте и благополучии Библиотеки заботился сам монарх.

В Александрийской библиотеке работала армия писцов, переписчиков и иллюстраторов. Это были образованные рабы, мастера своего дела. Они писали и переписывали новые книги, делали копии с обветшавших экземпляров.

Александрийская библиотека была частью Мусейона (храма муз) – центра науки и культуры. В него входили кроме библиотеки астрономическая обсерватория, зоологический и ботанический сады, аудитории. Руководили Мусейоном жрец, назначаемый царем, и библиотекарь. У библиотекарей имелись помощники, в обязанности которых входил учет новых рукописей, разбор и рассмотрение манускриптов, копирование текстов. Были люди, которые следили за порядком, за предохранением рукописей от моли и сырости.

Книги лежали на открытых деревянных полках в алфавитном порядке. На всех свитках имелись этикетки с именем автора и названием произведения. Залы Библиотеки украшали бюсты и статуи. На стенах висели мраморные доски, сообщавшие посетителям о том, какие именно книги находятся в данном помещении.

В течение столетий Александрийская библиотека подвергалась многочисленным хищениям и разграблениям, пока оставшиеся книги в конце концов не рассеялись и не растерялись.

На несколько веков пережил Библиотеку ее филиал — Серапион. Он просуществовал до тех пор, пока римский император Феодосии, поборник христианства, ни распорядился сжечь Библиотеку вместе с храмом языческого бога Сераписа. Это произошло в 391 году.

Человечество навсегда утратило тысячи ценнейших рукописных книг на древнегреческом, эфиопском, персидском, древнеиндийском языках.

23 апреля 2002 г. состоялось торжественное открытие новой Александрийской библиотеки. По замыслу организаторов проекта и архитекторов новая Александрийская библиотека должна была стать символом Библиотеки XXI века и отвечать всем требованиям современности, комфортности и безопасности. На пороге третьего тысячелетия Александрийская библиотека возвращена человечеству.

С середины II в. до н. э. большую известность приобрела БИБЛИОТЕКА В ПЕРГАМЕ. Пергамское царство существовало в Малой Азии на протяжении 150 лет (284-133 гг. до н. э.). Их цари тоже построили библиотеку, и обосновавшиеся в ней ученые также стали разыскивать тексты и приглашать переводчиков, переписчиков для работы с ними. Пергамская библиотека, основанная на столетие позже Александрийской, стала ее достойной соперницей. В ней, по словам греческого ученого Плутарха, было примерно 200 тыс. томов. Таким образом, Пергамская библиотека была второй по количеству и ценности фонда библиотекой классической древности.

С Пергамской библиотекой связана версия производства пергамента. Согласно данной версии, Птолемей II, боясь, что Пергамская библиотека может превзойти Александрийскую, запретил вывоз в Пергам папируса, в надежде на то, что, лишившись основного технологического материала, пергамские ученые остановятся. Поиски нового материала – заменителя папируса – привели к открытию пергамента.

Судьба Пергамской библиотеки тоже печальна. Вмешательство Рима в дела эллинистических государств привело к тому, что постепенно Пергамское царство превратилось в римскую провинцию. Принято считать, что библиотека закончила свое существование в 31 г. до н. э., когда Марк Антоний подарил египетской царице Клеопатре большую часть сокровищ Пергамской библиотеки. Пергамцы пытались восстановить библиотеку, но былого ее величия достичь не смогли.

 

megalektsii.ru

Первые библиотеки мира | Fresher

Первые библиотеки появились гораздо раньше самих книг. По всему миру эти храмы зданий служили не только, да и не столько хранилищами глиняных табличек, папирусов и пергаментов, но и настоящими центрами культурного просвещения. В исламском мире крупнейшая библиотека стала домом для изобретателей алгебры и математики, Александрия считалась главным интеллектуальным достоянием мира западного.

Первые библиотеки мира

Библиотека Ашурбанипала

Самая старая известная в мире библиотека была основана примерно в VII веке. Книголюбивый ассирийский правитель Ашурбанипал собрал большую часть своей великой коллекции во время завоевания Вавилонии и других окрестных стран. Археологи обнаружили библиотеку только в середине XIX века и теперь остатки глиняных книг хранятся в Британском музее.

Первые библиотеки мира

Библиотека Александрии

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. контроль над Египтом получил его бывший генерал Птолемей I Сотер. Он стремился создать новый интеллектуальный центр в городе Александрия. В результате была выстроена настоящая жемчужина древнего мира, Александрийская библиотека. На полках здесь хранилось более 500 000 свитков папируса — тексты по истории, юриспруденции, математике и науке. К сожалению, в 48 г. до н.э. Юлий Цезарь поджег гавань Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII и библиотека сгорела дотла.

Первые библиотеки мира

Библиотека Пергама

Библиотека Пергама была построена в 3 веке до н.э. династией Атталидов. По словам древнего летописца Плиния Старшего, Библиотека Пергама насчитывала более 200 000 свитков и конкурировала со знаменитой Александрийской библиотекой.

Первые библиотеки мира

Библиотеки Траянского форума

Примерно в 112 г. до н.э. император Траян возвел в центре Рима прекрасный новый форум, где расположились рынки, обширные площади и религиозные храмы. Кроме того, здесь же воздвигли здание одной из самых знаменитых библиотек Римской империи. Книгохранилище делилось на две секции: в одной хранились произведения на латыни, другой предназначался для работа на греческом языке. Библиотека просуществовала более 300 лет.

Первые библиотеки мира

Библиотека Цельса

Вообще, в Римской империи эпохи расцвета существовало около двух десятков крупных библиотек и далеко не все они располагались в столице. Около 120 г. до н.э. сын римского консула Тиберия Юлиуса Цельса Полемаина завершил строительство так называемой мемориальной библиотеки в Эфесе (современная Турция). Изысканным фасадом здания можно полюбоваться и сегодня. Сохранились также мраморная лестница, колонны и четыре статуи, представляющие Мудрость, Добродетель, Интеллект и Знание.

Первые библиотеки мира

Императорская библиотека Константинополя

После того, как Западная Римская империя ушла в упадок, классическая греческая и римская мысль продолжали процветать в Константинополе, столице Византийской империи. Имперская библиотека города впервые появилась в IV веке, при Константине Великом. Уже в V веке коллекция книг и пергаментных свитков выросла до 120 000 экземпляров — библиотека росла до того, как армия крестоносцев в 1204 не разорила город дотла.

Первые библиотеки мира

Дом мудрости

Иракский город Багдад когда-то был одним из мировых интеллектуальных и культурных центров. Во времена правления Аббасидов здесь был построен великий Дом Мудрости, наполненный персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Библиотека оставалась интеллектуальным нервным центром всего исламского мира. К сожалению, нашествие монголов в 1258 году привело к полному уничтожению уникального хранилища знаний.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: библиотека

www.fresher.ru


Смотрите также