Значение слова БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ в Древнеегипетском словаре-справочнике. Бальзамирование древний египет
Мумии в древнем Египте. История и процесс бальзамирования.
Выполнила: Бурая Ю.А.
МФ 101
Содержание:
Введение
Происхождение
Процесс бальзамирования
- первая стадия
-вторая стадия
-третья стадия
-четвертая стадия
Картонаж
Интересные подробности
Значение бальзамирования
Литература
Введение.
Научившись мыслить, отделив способность видеть и предугадывать взаимосвязь действий и их последствий от инстинктов, человек стал искать объяснения собственному существованию. Последствием этого поиска стало возникновение у разных народов культов богов, осознание ценности человеческой жизни, как индивидуума, а не члена стаи, и, следовательно, желание сохранить жизнь погибшим товарищам, отправляя их души к богам и предкам.
У разный народов были различные способы почтить усопших, такие как кремация (сожжение тела, как обычное, так и с дальнейшим развееванием праха по ветру, сожжение на плоту посреди водного пространства и тд), погребение, как в могилу, так и на ровной поверхности, засыпая камнями или просто землей, создавая курганы. Так же в холодный странах, где свирепствуют вьюги, тело оставляют на холоде либо отправляют стариков на замерзать заживо. У индийцев существует обычай «сати», или самосожжение, когда жену накачивали наркотическими веществами и она погибала на костре мужа, на который сама же восходила.
Но меня особо интересует обычай древних египтян создавать мумии. Именно в культуре древнего Египта погребение мертвых напрямую связано с всевозможными экспериментами в области химических соединений. Создание мумий с первоначальными контурами тела невозможно без весьма впечатляющих знаний о контактировании тела человека и химических реактивов. Эти соображения заставили меня, во время экскурсии в музей Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина на предмет поиска темы для реферата, остановить свой выбор на картонаже для тела маленькой девочки. Что бы изготовить такое, необходимы века экспериментов, когда методом проб и ошибок, не зная законов взаимодействия различных химических веществ, мастера сумели сделать искусство бальзамирования столь совершенным.
Мои источники основаны на свидетельствах двух древних авторов о методах бальзамирования в древнем Египте. Одно принадлежит Плутарху (между 50 и 100 гг. н. э.) и другое - Перфрию (около 230-300 гг. н. э.). Существуют так же свидетельства греческого историка Геродота (484 г. до н. э.) и Диодора Сицилийского (45 г. до н. э.). Современные египтологи считают отчеты Перфрия и Плутарха ненадежными, но признают достоверность отчетов Геродота и Диодора.
Происхождение Бальзамирование – пропитывание тканей трупа антисептическими веществами, препятствующими их разложению.
Искусству древнего Египта – бальзамированию – по преданию, научил древних египтян Анубис, бог - покровитель мертвых. В раннем додинастическом периоде истории Египта погребальный обряд египтян был предельно прост. Когда кто-либо умирал, не обработанное тело укладывали в позе эмбриона (руки согнуты у груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к подбородку), заворачивали в ткань или соломенные циновки и укладывали в неглубокую могилу, вырытую в песках пустыни к востоку от Нила. Кроме трупа, в могиле оставляли несколько предметов, которыми в течение жизни пользовался владелец. В жарком и сухом климате тело высушивалось естественным путем, тем самым практически избегало разложения. Это называется естественной мумификацией. Захоронения знатных и богатых египтян отличались от могил простолюдинов только ценностью положенных в могилу предметов и облицовкой ямы изнутри досками или каменными плитами.
Позже появились методы искусственного бальзамирования в древнем Египте. Вначале они основывались на высушивании тела человека с использованием натрона - соли, получаемой из высохших озер в пустыне. Я предполагаю, что когда капище оказывалось в области такого озера, люди заметили, что эти трупы сохранились лучше, чем в других местах. Специально, конечно, никто бы не стал разрывать могилы, кроме воров, которым не до научных наблюдений. Но в пустынях постоянно явление песчаных бурь. Когда песок с поверхности могил сносило, оголенные тела могли быть сочтены святотатством перед душами умерших, так что необходимо их было засыпать. Вполне вероятно, что именно так заметили благотворное влияние соли.
Если до того украшение тел могло лишь навредить телесным оболочкам душ, ведь чем дольше тело лежит на водухе, тем больше оно разлагается, то с началом использования натрона, вытягивавшего лишнюю влагу, стало возможно проводить иные манипуляции с телами.
studfiles.net
Методы бальзамирования в Древнем Египте
Новейшие исследования древнеегипетских мумий при помощи томографа опровергают сообщения "отца истории" Геродота о том, что древние египтяне при бальзамировании якобы с помощью трубки для промывания впрыскивали в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая паха и не извлекая внутренностей. Результаты исследования опубликованы недавно.
В V веке до нашей эры греческий историк Геродот из Галикарнаса, которого Цицерон удостоил почетного имени Pater historiae (Отец истории), смог присутствовать при бальзамировании мумий. Соавтор исследования американский антрополог Эндрю Уэйд (Andrew Wade) из университета Западного Онтарио, как пишет интернет-издание LiveScience, отмечает, что Геродоту несказанно повезло, поскольку бальзамировщики тщательно охраняли свои технологии от конкурентов.
Процесс мумификации представлял собой доходный промысел и в греке вполне могли усмотреть человека, занимающегося промышленным шпионажем. Когда мумификация перестала быть привилегией фараона и стала общедоступной, то, как писал Геродот, она делилась на три класса: "При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования […]. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией (дикая корица — ред.) и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70‑дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене".
Читайте также: Захватывающий детектив времен Древнего Египта
Во второй книге "Истории" Геродота, которая называется "Евтерпа", читаем: "Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не делая". Третьим способом бальзамирования, которым бальзамировали бедняков, по Геродоту был такой, при котором в брюшную полость вместо дорогого кедрового масла вливали сок редьки.
Уэйд со своим тезкой и коллегой Эндрю Нельсоном (Andrew Nelson) проштудировал литературу с описанием бальзамирования 150 древнеегипетских мумий, обращая внимание на детали бальзамирования. Учеными была также проведена компьютерная томография и 3D реконструкция семи мумий. Результаты исследования таковы: как богатым, так и бедным внутренности удаляли через брюшной разрез, хотя иногда богатым делали разрезы через задний проход. Более того, обнаружено крайне мало свидетельств использования кедрового масла. Лишь у четверти мумий сердца не удалены.
Комментируя это, Уэйд высказал предположение, что подобная практика совпадает с переходным периодом, когда средний класс получил доступ к мумификации и оставленное на месте сердце стало восприниматься как признак высокого положения умершего в обществе. "Хоть чем-то элита хочет отличиться от народа, потому что она управляет", — заметил Уэйд. По поводу описанного Геродотом способа удалять мозг через носовую полость, Уэйд сказал, что приблизительно у одной пятой исследованных мумий мозги не удалены. У всех других они были изъяты описанным "отцом истории" способом, то есть через ноздри. Об этом эти же исследователи писали в упомянутом выше издании в августе 2011 года.
Читайте также: Кариес, рак, артроз - болезни мумий
По мнению Давида Ханта (David Hunt), антрополога Смитсоновского института из Вашингтона, результаты исследования показывают, насколько различными были методы бальзамирования, применявшиеся в античном мире. На протяжении трех тысячелетий люди подхватывали и усовершенствовали старинные способы мумификации. И еще: своих покойников в Судане люди бальзамировали иначе, чем это проделывали в Александрии.
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
www.pravda.ru
БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ - Древнеегипетский словарь-справочник - История
мумия стала в наши дни одним из самых ярких символов древнего Египта — бессловесное доказательство материальной победы египтян над разрушительной силой смерти. Искусство бальзамирования, зародившееся еще на заре египетской истории, развивалось одновременно с поиском архитектурной формы первых пирамид, давая удивительную возможность уберечь физическое тело от разложения, законсервировать его, защитить от сил хаоса для существования в вечности, сохранить его, как вместилище Ка. За долгие века совершенствования, это искусство достигло результатов, которые, несмотря на многочисленные исследования в этой области так и не были превзойдены.
— В могилах додинастических обитателей долины Нила тело умершего прекрасно сохранялось благодаря сухому, горячему песку пустыни, который впитывал в себя влагу и высушивал останки, терявшие более трех четвертей своего веса. Постепенно погребальный ритуал усовершенствовался, появились более сложные гробницы, богатый погребальный инвентарь, а само тело стали предохранять от разложения искусственно, обматывая его полотном, пропитанным камедью. Приблизительно со времени правления III династии (2707-2639 гг. до н. э.) Древнего царства из тела стали вынимать внутренности, способствующие разложению; кроме того, отныне тело хоронили уже не в скорченном положении, имитирующем позу эмбриона в утробе матери, а вытянутым, лежащим на спине. Позже завернутое в пелены тело начали покрывать слоем штука и расписывать, стараясь отобразить портретные черты умершего. Видя все несовершенство этого метода, египетские бальзамировщики продолжили свой поиск, пока не остановили свой выбор на нечерит — «божественной» природной соде или натроне, который добывался в содовых озерах Вади Натрун, расположенных в западной Дельте, и стал в итоге основным веществом, использовавшимся при изготовлении египетских мумий. К сожалению, не сохранилось ни одного собственно египетского описания процесса бальзамирования, считавшегося особо священным искусством; ввиду этого особую значимость приобрела информация, содержащаяся в «Истории» Геродота. Результаты современных исследований говорят, что в общих чертах Геродот, описывая мумификацию, был недалек от истины, однако, судя по некоторым сохранившимся текстам, таким как Магический папирус Ринд, и многочисленным изображениям, процесс мумификации был куда более сложным, чем то, что египтяне позволили увидеть и записать «отцу истории».
— Когда в семье кто-то умирал, в дом приглашали бальзамировщиков, которые переносили хат — физическое тело человека в ибу, «место очищения». Здесь начинался многоэтапный ритуал подготовки умершего к вечному существованию, воспроизводящий в драматической форме элементы легенды об Осирисе. Руководил всеми работами жрец, носивший титул хери сешета — «тот, кто над тайной», изображавший шакалоголового бога Анубиса, повелителя некрополя и господина бальзамирования. Присутствовал при мумификации и херихеб — «тот, кто над свитком» — жрец-чтец, читавший необходимые изречения и заклинания. Под их руководством работали многочисленные уту-жрецы, выполнявшие второстепенные обязанности, такие как пеленание и подготовка необходимого инвентаря.
— В ибу тело тщательно очищали при помощи воды и натрона, а затем переносили в уабет уат, «место очищения», где из него вынимали внутренности. Линию разреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а «потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, с помощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его с криками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно на шестнадцатый день после смерти тело клали на специальное каменное или деревянное ложе и начинали обрабатывать натроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькими видами бальзамировочных смол и масел.
— Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40 отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срок между смертью и погребением, или же смертью и возрождением связывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, которая подобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает с неба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем, некоторые источники упоминают, что официальная церемония погребения некоторых представителей высшей знати иногда проходила и спустя куда более значительный срок.
— Изъятые из тела внутренности промывались, обрабатывались маслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены, клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами. Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаружено подобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I, матери Хуфу (2604-2581 гг. до н. э.). Изъятые при мумификации внутренности царицы были обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящик с четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей во тьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначально плоские, крышки этих сосудов начиная с Первого Переходного периода (2170-2025 гг. до н. э.) приобретают форму человеческой головы с портретными чертами умершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего, имеющих головы человека (Имсети), шакала (Кебехсенуфа), сокола (Дуамутефа) и павиана (Хепи). Века спустя, в Новом царстве (1550-1078 гг. до н. э.) внутренности иногда заворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрные ковчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.
— По истечении необходимого срока тело очищали от натрона и переносили в другое помещение, называвшееся пер нефер — «дом красоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия не деформировалась, тело набивали полотном, пропитанным маслами и смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другими материалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском, благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости «запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины, украшенной магическими символами, защищающими умершего. С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицу придавался облик живого человека, для чего также иногда в глазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные из стекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоем горячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охрой или, как это было популярно в греко-римское время, украшалось листочками тонкой золотой фольги.
— В течение последних пятнадцати дней мумификации, тело аккуратно заворачивалось в огромное количество льняного полотна. В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся для пеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длиной вплоть до нескольких десятков метров. Прежде всего, пеленами фиксировалось положение головы, и закреплялась нижняя челюсть; затем отдельными отрезами полотна обматывались пальцы на руках и ногах, а также половой орган у мужчин, часто закреплявшийся в итифаллическом положении. Затем пеленались руки и ноги, торс. На каждый слой ткани, пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками, клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирные украшения. В завершение процесса все тело с головы до ног еще раз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большой пеленой, закрепленной восемью специальными повязками, в Позднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус и амулетов. В Восточном институте Дюрхема, Лувре и Каирском музее сохранились папирусы с изречениями, которые должны были произноситься над телом во время его пеленания, свидетельствующие, что и эта часть бальзамирования на самом деле проходила в виде драматического ритуала.
— С эпохи Среднего царства голова и грудь мумии стали закрывать погребальной маской. Маски обычно изготавливались из картонажа — склеенных в несколько слоев папируса и тканей, покрытых штуком, ярко расписанного и иногда позолоченного. Царская маска делалась из золота или серебра и была инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянной пастой. Освященному процессом бальзамирования телу, называющемуся отныне сах, стремились придать облик Осириса, чтобы отождествить умершего с возродившимся богом, победившим смерть.
Библиография
Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983.
В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001.
Ch. El Mahdy «Mummies, Myth and Magic in Ancient Egypt». — London, 1995.
A. Dodson , S. Ikram «The Mummy in Ancient Egypt». «Equipping the Dead for Eternity». — Cairo, 1998.
J. Harris , E. F. Wente «An X-ray atlas of the royal mummies». — Chicago, 1980.
L. Troy «Creating a god: the mummification ritual». // BACE 4 (1993)
С древнейших времен человек стремился остановить время, увековечить память о близких. Так зародилось искусство портрета. Но еще сильнее было желание сохранить тело умершего как вместилище его души. Это религиозно-мистическое чувство воплотилось в искусстве древнего Египта - бальзамировании, которому, по преданию, научил древних египтян Анубис, бог - покровитель мертвых. В течение раннего додинастического периода истории Египта погребальный обряд египтян был очень прост. Когда кто-либо умирал, незабальзамированное тело укладывали в позе эмбриона (руки согнуты у груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к подбородку), заворачивали в ткань или соломенные циновки и укладывали в неглубокую могилу, вырытую в песках пустыни к востоку от Нила. Вместе с телом в могиле оставляли несколько предметов домашнего обихода. Благодаря почти полному отсутствию влаги тело высыхало и тем самым сохранялось. Захоронения знатных и богатых египтян отличались от могил простолюдинов только ценностью положенных в могилу предметов и тем, что яму облицовывали изнутри досками или каменными плитами. Постепенно природное мумифицирование перестало удовлетворять египтян и появились методы искусственного бальзамирования в древнем Египте, которые становились все изощренней. Сохранились свидетельства четырех древних авторов о методах бальзамирования в древнем Египте. Первое, самое раннее, принадлежит греческому историку Геродоту (484 г. до н. э.), второе - Диодору Сицилийскому (45 г. до н. э.), третье - Плутарху (между 50 и 100 гг. н. э.) и четвертое - Перфрию (около 230-300 гг. н. э.). Современные египтологи считают отчеты Перфрия и Плутарха ненадежными, но признают достоверность отчетов Геродота и Диодора. Современные исследования достаточно точно восстановили процесс бальзамирования в Древнем Египте, который подразделялся на несколько стадий. Сначала из тела извлекался мозг. Делали это специальным крюком или ложкой через ноздри. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Есть запись о случае, когда мозг вычищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка. Далее наступала очередь внутренностей. Их удаляли через разрез на левом боку трупа. Впрочем, место и характер разреза в течение истории египетского бальзамирования неоднократно менялись. Разрез делался ритуальным каменным ножом. Извлекались все внутренности за исключением почек и сердца. Они тщательно промывались и погружались в пальмовое вино. Следующая стадия - обработка тела натроном - солью, получаемой из высохших озер в пустыне. Она состояла из хлорида, карбоната и сульфата натрия, нитратов натрия и калия. Из-за его разъедающего действия на ткани тела бальзаматорам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевали металлические наперстки. Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона, как это описывает Геродот. Современные исследователи, изучая труды Геродота и другие источники, обнаружили ошибки в текстах переводов. Оказывается, добиться обезвоживания тела для его сохранения можно только погружением в сухую концентрированную соль. Эксперименты с растворами натрона различной концентрации были неудачными и не предотвращали разложения. К концу двадцатого дня пребывания в натроне тело обмывалось водой и высушивалось на солнце. Тогда же череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении из черепа мумии восьми метров бинта. Иногда череп наполняли жидкой нагретой смолой через воронку. Тело внутри и снаружи покрывали слоем смолы или смеси смолы и сала. Внутренности, когда их изымали и не возвращали обратно в тело, помещали в четырех сосудах-канопах, крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора. В сосуде, увенчанном человеческой головой, изображающей бога Имсета, была печень. Сосуд, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой, олицетворяющей бога Хапи, содержал легкие. В четвертом сосуде с головой ястреба Кабек-Сневефа хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы. Канопы были разного размера и изготовлялись из различных материалов - алебастра, известняка, базальта, глины. Когда внутренности помещались в эти кувшины, миниатюрные изображения каноп вкладывались в полости тела, которые потом набивались соломой, пропитанными смолой бинтами или мхом и лишайником. Канопы ставили в деревянный ящик и хранили рядом с телом. Если внутренности возвращали в тело, то их обычно заворачивали в четыре отдельных свертка, которым придавались образы указанных выше богов. Разрезы на теле вначале не зашивали, а просто притягивали их края друг к другу. Иногда края разрезов склеивали воском или смолой, однако существуют записи времен 18, 20 и 21-й династий (1700, 1250 и 1000 гг. до н. э.) о случаях, когда разрезы сшивались. Зашитый или нет, разрез покрывался пластиной из воска или металла. Большинство современных бальзаматоров считают, что восстанавливать изменившиеся черты лица умершего стали сравнительно недавно, но это не так. Древнеегипетские бальзаматоры производили эту операцию уже во времена 20-й династии (1288-1110 гг. до н. э.). При этом они не ограничивались только лицом. Все тело набивали каким-либо материалом, чтобы вернуть ему прежние формы. Рот заполняли опилками для восстановления наполненности щек, в веки вставляли льняные прокладки. Затем, начиная от разреза на животе, проникали под кожу туловища во всех направлениях, проталкивая набивочный материал (льняные бинты или смесь сливочного масла с содой) в образовавшиеся каналы. Иногда для этой операции делались дополнительные разрезы. В более поздние времена щеки и виски заполняли смолой, вводимой в отверстия перед ушами. Смолу вводили в теплом состоянии, застывая, она придавала лицу нужную форму. Глаза иногда заменялись сделанными из камня или маленькими луковками. Случалось, тела знатных египтян золотили. При этом золотом иногда покрывали всю мумию, а иногда только отдельные части тела (лицо, ногти пальцев рук и ног, гениталии). Далее приступали к пеленанию мумии. Считается, что бальзама-торы специализировались на бинтовании определенных частей тела - пальцев рук, ног, головы и т. д. Каждый палец ноги или руки сначала бинтовался отдельно, затем каждая конечность целиком. Тело сначала покрывали своего рода туникой, а лицо - квадратным куском бинта, за которыми следовали ровные спиральные витки. Между бинтами располагалась набивка для сохранения контуров тела. В течение последнего тысячелетия египетского бальзамирования методы постепенно сместились с подготовки хорошо обработанных тел, способных многие века противостоять разложению, на все более тщательно создаваемый внешний вид мумии. Бинтование усложняется, используются гипс и картонаж, из-за чего внешний вид спеленутого тела становится все более причудливым. Поверх голов мумий начинают прикреплять написанные на плоских поверхностях портреты умерших, довольно верно передающие их внешний облик. Мумии после пеленания обычно упаковывались в ящики. Дополнительная упаковка, получившая у археологов название "картонаж", изготовлялась из 20-30 льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой, гипсом или соком акаций. Эти простыни влажными накладывались на запеленутое тело. Чтобы материал туго обтягивал мумию, его стягивали на спине шнуром. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его покрывали тонким слоем штукатурки и расписывали красками. Картонажный футляр клали в два или более деревянных ящика из кедра или сикаморы, входивших один в другой. Гробы в форме человеческого тела получили название антропоидов. Если покойник происходил из знатной семьи, его мумию заключали в каменный саркофаг из мрамора, известняка, сланца или гранита. Отметим, что только одна из десяти мумий изготовлялась описанным нами способом, очень дорогим и трудоемким. Большая же часть обрабатывалась более дешевыми методами. Исследователи установили, что подготовка мумии производилась тремя способами, было даже подсчитано, сколько стоит тот или иной способ в современной валюте. Первый (очень дорогой) - 1200 долларов, второй - 300 долларов, третий (очень дешевый) - 75 долларов. С тех пор прошли века, но проблема сохранения тел умерших продолжает волновать ученых. Учение о бальзамировании развивалось, совершенствовалось и дошло до наших дней, но предпосылками к развитию этой отрасли знаний были тексты древних бальзаматоров Египта, их неповторимое, порой загадочное искусство.
yaneuch.ru
бальзамирование древний египет
Published on16-Jun-2015
View2.554
Download3
DESCRIPTION
1. Древний Египет Бальзамирование 2. Мумия стала в наши дни одним из самыхярких символов древнего…
Transcript
1. Древний Египет Бальзамирование 2. Мумия стала в наши дни одним из самыхярких символов древнего Египта – бессловесноедоказательство материальной победы египтяннад разрушительной силой смерти. Искусствобальзамирования, зародившееся еще на зареегипетской истории, развивалось одновременно споиском архитектурной формы первых пирамид,даваяудивительнуювозможностьуберечьфизическое тело отразложения,законсервировать его, защитить от сил хаоса длясуществования в вечности. 3. Бальзамирование (мумификация) зародилось вЕгипте предположительно в 3200 г. до н.э. ииспользовалось вплоть до 650 г. н.э. Необходимостьбальзамирования тел умерших в Египте была связана срелигиозными представлениями о том, что длявозрождения человека в следующей жизни тело его вэтой жизни должно остаться в неповрежденном виде. Втечение почти 4000лет разрабатывались ииспользовались различные методы бальзамирования.Искусство бальзамирования привело в упадок свозникновением ираспространением в Египтехристианства.Бальзамирование 4. Первоначальнодля сохранения тел умерших египтяне хоронили их в неглубокихпесчаных могилах в пустыне, расположенной восточней реки Нила. Для этого трупупридавали позу эмбриона (руки согнуты на груди, ноги согнуты в коленях и приведены кподбородку), его заворачивали в ткань или соломенные циновки и в таком видезахоранивали. Контактируя с сухим пористым песком тела высыхали и благодаря полномуотсутствию дождей и сырости длительное время сохранялись.С развитием Египетской цивилизации росли города и деревни; торговля ипромышленность создали резко выделяющиеся средний и высший классы землевладельцеви прочих преуспевающих жителей, а также высший класс племенных вождей.Когда умирал кто-либо из членов данной группы, традиционного простогозахоронения в песках пустыни уже было недостаточно. Могилы стали копать глубже иоблицовывать деревянными досками или каменными плитами так, чтобы тело, размещенноепо-прежнему в позе эмбриона, не соприкасалось с песком. В могилы этих более зажиточныхили благородных покойников стали класть и более ценные предметы обихода, например,ювелирные украшения.Бальзамирование 5. Нетрудно понять, откуда египтяне почерпнули первыеприемы бальзамирования. Египет - страна жаркогоклимата. Охота и рыбная ловля давали возможностьпрокормиться. Охотник или рыбак, добыв больше, чем он иего семья могли съесть за один раз, должен был сохранитьостаток рыбы, птицы или другой дичи. Он потрошил ее,спускал кровь и потом тем или иным способом, например,засаливая, вяля на солнце, коптя или еще как-нибудь,сохранял для употребления в будущем. Не надо обладатьбогатым воображением, чтобы догадаться, как легкоосновной процесс сохранения продуктов питания был ссоответствующими изменениямиприспособлен длясохранения усопших. Методы бальзамирования, использовавшиеся египтянами,менялись от династии к династии в соответствии собычаями и приемами конкретного бальзамировщика. 6. К сожалению, не сохранилось ни одногособственно египетского описания процессабальзамирования, считавшегосяособосвященным искусством; ввиду этого особуюзначимость приобрелаинформация,содержащаяся в «Истории» Геродота. Результатысовременных исследований говорят, что в общихчертах Геродот, описывая мумификацию, былнедалек от истины, однако, судя по некоторымсохранившимся текстам, таким как Магическийпапирус Ринд, и многочисленным изображениям,Геродотпроцесс мумификации был куда более сложным,чем то, что египтяне позволили увидеть и записать«отцу истории» 7. Когда в семье кто-то умирал, в домприглашали бальзамировщиков, которыепереносили хат – физическое тело человека в ибу,«место очищения». Здесь начинался многоэтапныйритуалподготовкиумершегоквечномусуществованию, воспроизводящий вдраматической форме элементы легенды обОсирисе. Руководил всеми работами жрец,носивший титул хери сешета – «тот, кто надтайной», изображавший шакалоголового богаАнубиса, повелителя некрополя и господинабальзамирования.Присутствовалпримумификации и херихеб – «тот, кто над свитком» –жрец-чтец, читавший необходимые изречения изаклинания. Под их руководством работалимногочисленные уту – жрецы, выполнявшие Анубисвторостепенные обязанности, такие как пеленаниеи подготовка необходимого инвентаря. 8. Тело тщательно очищали при помощи воды и натрона(природная сода), а затем из него вынимали внутренности. Линиюразреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а«потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, спомощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его скриками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно нашестнадцатый день после смерти тело клали на специальноекаменное или деревянное ложе и начинали обрабатыватьнатроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькимивидами бальзамировочных смол и масел.Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срокмежду смертью и погребением, или же смертью и возрождениемсвязывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, котораяподобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает снеба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем,некоторые источники упоминают, что официальная церемонияпогребения некоторых представителей высшей знати иногдапроходилаи спустя кудаболеезначительный срок. 9. Изъятыеиз тела внутренности промывались, обрабатывалисьмаслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены,клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами.Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаруженоподобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I,матери Хуфу. Изъятые при мумификации внутренности царицыбыли обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящикс четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей вотьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначальноплоские, крышки этих сосудов начиная с I Переходного периодаприобретают форму человеческой головы с портретными чертамиумершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего.Века спустя, в Новом царстве внутренности иногдазаворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрныековчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.. 10. Поистечении необходимого срока тело очищали от натрона ипереносили в другое помещение, называвшееся пер нефер – «домкрасоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия недеформировалась, тело набивали полотном, пропитанным масламии смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другимиматериалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском,благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости«запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины,украшенной магическими символами, защищающими умершего.С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицупридавался облик живого человека, для чего также иногда вглазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные изстекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоемгорячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охройили, как это было популярно в греко-римское время, украшалосьлисточками тонкой золотой фольги. 11. Втечение последних пятнадцати дней мумификации, телоаккуратно заворачивалось в огромное количество льняногополотна. В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся дляпеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длинойвплоть до нескольких десятков метров. На каждый слой ткани,пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками,клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирныеукрашения. В завершение процесса все тело с головы до ног ещераз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большойпеленой, закрепленной восемью специальными повязками, вПозднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус иамулетов.“Одежда” мумии(длинные полоскильняной ткани, накоторых былинадписи илирисунки из Книгимёртвых) 12. Рамсес V 13. Рамсес 2Мумия этого фараона из 19 династии быланайдена в 1881 г. В тайнике Дейр-эль-Бахри. 14. Аменхотеп 1 15. Врезультате бальзамированияпоявились новые знания в областианатомии. Порошку, полученному приизмельчении мумии, приписывалисьмагические и лечебные свойства. Художники использовали этот порошокв изготовлении чёрной краски.
documents.tips
бальзамирование древний египет
Published on16-Jun-2015
View2.554
Download3
DESCRIPTION
1. Древний Египет Бальзамирование 2. Мумия стала в наши дни одним из самыхярких символов древнего…
Transcript
1. Древний Египет Бальзамирование 2. Мумия стала в наши дни одним из самыхярких символов древнего Египта – бессловесноедоказательство материальной победы египтяннад разрушительной силой смерти. Искусствобальзамирования, зародившееся еще на зареегипетской истории, развивалось одновременно споиском архитектурной формы первых пирамид,даваяудивительнуювозможностьуберечьфизическое тело отразложения,законсервировать его, защитить от сил хаоса длясуществования в вечности. 3. Бальзамирование (мумификация) зародилось вЕгипте предположительно в 3200 г. до н.э. ииспользовалось вплоть до 650 г. н.э. Необходимостьбальзамирования тел умерших в Египте была связана срелигиозными представлениями о том, что длявозрождения человека в следующей жизни тело его вэтой жизни должно остаться в неповрежденном виде. Втечение почти 4000лет разрабатывались ииспользовались различные методы бальзамирования.Искусство бальзамирования привело в упадок свозникновением ираспространением в Египтехристианства.Бальзамирование 4. Первоначальнодля сохранения тел умерших египтяне хоронили их в неглубокихпесчаных могилах в пустыне, расположенной восточней реки Нила. Для этого трупупридавали позу эмбриона (руки согнуты на груди, ноги согнуты в коленях и приведены кподбородку), его заворачивали в ткань или соломенные циновки и в таком видезахоранивали. Контактируя с сухим пористым песком тела высыхали и благодаря полномуотсутствию дождей и сырости длительное время сохранялись.С развитием Египетской цивилизации росли города и деревни; торговля ипромышленность создали резко выделяющиеся средний и высший классы землевладельцеви прочих преуспевающих жителей, а также высший класс племенных вождей.Когда умирал кто-либо из членов данной группы, традиционного простогозахоронения в песках пустыни уже было недостаточно. Могилы стали копать глубже иоблицовывать деревянными досками или каменными плитами так, чтобы тело, размещенноепо-прежнему в позе эмбриона, не соприкасалось с песком. В могилы этих более зажиточныхили благородных покойников стали класть и более ценные предметы обихода, например,ювелирные украшения.Бальзамирование 5. Нетрудно понять, откуда египтяне почерпнули первыеприемы бальзамирования. Египет - страна жаркогоклимата. Охота и рыбная ловля давали возможностьпрокормиться. Охотник или рыбак, добыв больше, чем он иего семья могли съесть за один раз, должен был сохранитьостаток рыбы, птицы или другой дичи. Он потрошил ее,спускал кровь и потом тем или иным способом, например,засаливая, вяля на солнце, коптя или еще как-нибудь,сохранял для употребления в будущем. Не надо обладатьбогатым воображением, чтобы догадаться, как легкоосновной процесс сохранения продуктов питания был ссоответствующими изменениямиприспособлен длясохранения усопших. Методы бальзамирования, использовавшиеся египтянами,менялись от династии к династии в соответствии собычаями и приемами конкретного бальзамировщика. 6. К сожалению, не сохранилось ни одногособственно египетского описания процессабальзамирования, считавшегосяособосвященным искусством; ввиду этого особуюзначимость приобрелаинформация,содержащаяся в «Истории» Геродота. Результатысовременных исследований говорят, что в общихчертах Геродот, описывая мумификацию, былнедалек от истины, однако, судя по некоторымсохранившимся текстам, таким как Магическийпапирус Ринд, и многочисленным изображениям,Геродотпроцесс мумификации был куда более сложным,чем то, что египтяне позволили увидеть и записать«отцу истории» 7. Когда в семье кто-то умирал, в домприглашали бальзамировщиков, которыепереносили хат – физическое тело человека в ибу,«место очищения». Здесь начинался многоэтапныйритуалподготовкиумершегоквечномусуществованию, воспроизводящий вдраматической форме элементы легенды обОсирисе. Руководил всеми работами жрец,носивший титул хери сешета – «тот, кто надтайной», изображавший шакалоголового богаАнубиса, повелителя некрополя и господинабальзамирования.Присутствовалпримумификации и херихеб – «тот, кто над свитком» –жрец-чтец, читавший необходимые изречения изаклинания. Под их руководством работалимногочисленные уту – жрецы, выполнявшие Анубисвторостепенные обязанности, такие как пеленаниеи подготовка необходимого инвентаря. 8. Тело тщательно очищали при помощи воды и натрона(природная сода), а затем из него вынимали внутренности. Линиюразреза в брюшной полости отмечал жрец, именуемый «писцом», а«потрошитель», изображавший Сетха, убивающего Осириса, спомощью кремневого ножа совершал само вскрытие, за что его скриками и воплями изгоняли из помещения. Приблизительно нашестнадцатый день после смерти тело клали на специальноекаменное или деревянное ложе и начинали обрабатыватьнатроном. Высушенное натроном тело обрабатывалось несколькимивидами бальзамировочных смол и масел.Процесс бальзамирования длился 70 дней, из которых 40отпускалось на выслушивание тела с помощью натрона. Этот срокмежду смертью и погребением, или же смертью и возрождениемсвязывался с циклом Сириуса, священной звезды Исиды, котораяподобно умирающему и возрождающемуся божеству исчезает снеба, чтобы вновь появиться на нем через 70 дней. Впрочем,некоторые источники упоминают, что официальная церемонияпогребения некоторых представителей высшей знати иногдапроходилаи спустя кудаболеезначительный срок. 9. Изъятыеиз тела внутренности промывались, обрабатывалисьмаслами и смолами и, завернутые по отдельности в пелены,клались в четыре сосуда, традиционно называемые канопами.Древнейшим египетским погребением, в котором было обнаруженоподобие каноп, стала тайная гробница царицы Хетепхерес I,матери Хуфу. Изъятые при мумификации внутренности царицыбыли обильно посыпаны натроном и сложены в алебастровый ящикс четырьмя отделениями: лишь сердце, согласно уходящей вотьму веков традиции, могло остаться в теле. Изначальноплоские, крышки этих сосудов начиная с I Переходного периодаприобретают форму человеческой головы с портретными чертамиумершего, либо изображают четырех «сыновей Хора», духов-охранителей умершего.Века спустя, в Новом царстве внутренности иногдазаворачивали в отдельные пелены и помещали в миниатюрныековчежцы, в свою очередь клавшиеся в ящик для каноп.. 10. Поистечении необходимого срока тело очищали от натрона ипереносили в другое помещение, называвшееся пер нефер – «домкрасоты». Здесь, для того чтобы в будущем мумия недеформировалась, тело набивали полотном, пропитанным масламии смолами, натроном, луком и перцем, илом и некоторыми другимиматериалами. Кожу умащали вином, молоком, маслом, воском,благовониями и опять же натроном, а разрез на брюшной полости«запечатывали» с помощью восковой или металлической пластины,украшенной магическими символами, защищающими умершего.С помощью трав и полотна всему телу и, в частности, лицупридавался облик живого человека, для чего также иногда вглазницы вставлялись искусственные глаза, выполненные изстекла и камня. В завершение все тело покрывалось тонким слоемгорячей жидкой смолы, окрашивалось красной или желтой охройили, как это было популярно в греко-римское время, украшалосьлисточками тонкой золотой фольги. 11. Втечение последних пятнадцати дней мумификации, телоаккуратно заворачивалось в огромное количество льняногополотна. В большинстве случаев, ткань, использовавшаяся дляпеленания, разрезалась на полосы шириной 10-15 см и длинойвплоть до нескольких десятков метров. На каждый слой ткани,пропитанный камедью и скрепленный специальными повязками,клались необходимые в этом случае амулеты и ювелирныеукрашения. В завершение процесса все тело с головы до ног ещераз обматывалось слоем ткани и покрывалось единой большойпеленой, закрепленной восемью специальными повязками, вПозднее время иногда украшенной сеткой из фаянсовых бус иамулетов.“Одежда” мумии(длинные полоскильняной ткани, накоторых былинадписи илирисунки из Книгимёртвых) 12. Рамсес V 13. Рамсес 2Мумия этого фараона из 19 династии быланайдена в 1881 г. В тайнике Дейр-эль-Бахри. 14. Аменхотеп 1 15. Врезультате бальзамированияпоявились новые знания в областианатомии. Порошку, полученному приизмельчении мумии, приписывалисьмагические и лечебные свойства. Художники использовали этот порошокв изготовлении чёрной краски.
docslide.net
Достижение медицины древнего Египта: бальзамирование, хирургия, фармакология, гигиена.
ТОП 10:
Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила, снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
Источники медицинских знаний.
Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н.э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга. Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н.э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н.э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н.э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.
Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием.
Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных..По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей.
Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название “химия” произошло от древнего названия Египта - “Кемет”. Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.
Естественные и сверхъестественные болезни.
Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с “кипящей медью”. Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: “Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену...” Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.
Врачеватели Египта делили причины болезней на: естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами”. Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.
Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период. Он является ключом к пониманию всей древнеегипетской культуры.
Бальзамирование - способы предохранения трупов от разложения и гниения; для этого мягкие части трупа обрабатывают веществами, предотвращающими гниение, или так называемыми антисептическими веществами. Подобного рода бальзамирование было известно уже ассириянам, мидянам и персам, но наибольшего совершенства в искусстве Б. достигли древние египтяне, у которых все трупы людей и даже многие животные подвергались бальзамированию. Египетский метод бальзамирования был описан Диодором, но его описание во многих частях страдает неясностью изложения. Во всяком случае, нужно полагать, что египтяне обладали многими методами бальзамирования трупов. Самый совершенный метод состоит в опорожнении полости черепа с замещением мозга ароматическими веществами, в удалении всех внутренностей, пропитывании их ароматическими веществами и наполнении брюшной полости пахучими смолами или асфальтом. Затем производилось вымачивание всего трупа в растворах натриевых солей и, наконец, заворачивание его в непроницаемые для воздуха и ароматизированные ткани. Что при египетском способе бальзамирования трупы не предохранялись от разложения — это доказывается простым осмотром мумий.
Папирус Эберса
Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных
Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту.
В Древнем Египте были распространены некоторые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют оспенные пустолы на коже лица Рамсеса II, палочка чумы.
Также были описаны болезни зубов и десен.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связна с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов – «домах жизни» в крупных городах: Гелиополь, Саис и др.
В Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием.
4. Медицина древней Индии.
В ведийскую эпоху была создана Аюрведа — «наука о долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Хранителями аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы.
Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях.
Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.
Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.
Сведения о йоге были собраны в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений — сутр. Как правило, современные представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом философский аспект доктрины часто не принимается во внимание.
Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но всей системой мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, — учит йога, — создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».
Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.
Чарака и Сушрута — великие врачи Древней Индии.
Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке — великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.
Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.
Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач — Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных болезней.
Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».
Хирургия
Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.
Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» — нос) — восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки.
Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика — катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.
5. Медицина древнего Китая: китайская традиционная медицина.
Истоки традиционной системы врачевания в Китае относятся к глубочайшей древности. Европа еще находилась в состоянии первобытного варварства, когда в Китайской империи уже вполне была развита культура.
Китайская традиционная медицина представляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины.
По оценкам специалистов, китайская традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных за несколько тысячелетий. Она имеет ценный опыт лечения самых разнообразных заболеваний и сыграла огромную роль в борьбе многих поколений против тяжелых недугов. В Китае были сделаны открытия, которые на много столетий опередили открытия врачей Европы. Например, о важнейшем значении пульса говорится еще в древнем трактате "Хуанди Нэй-цзин": "Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обуславливает круговорот крови и пневмы". Далее в этом же труде есть указание на круговое движение крови: "Сосуды сообщаются между собой по кругу". В этом круге нет ни начала, ни конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно..., а сердце хозяйничает над кровью".
Интереснейшее замечание, особенно если учесть то, что Уильям Гарвей выдвинул свое экспериментальное обоснование теории кругового кровообращения только в 1628 году, т.е. почти на 3500 лет позже написания в Китае трактата "Хуанди Нэй-цзин"!Уже 4 тысячи лет назад при определении болезней китайские врачи придавали огромное значение исследованию пульса, различая более 500 его видов. Они проводили многообразнейшие наблюдения наддействием целебных сил Природы, глубоко знали целебное действие многих минералов, применяли в качестве лечебных средств различные органы животных и насекомых, не говоря уже об обширнейшей, даже по современным масштабам, фармакопее лекарственных растений.
Китайские медики в древние времена, познав существование взаимной обусловленности всех явлений Природы, считали, что человек - это Космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе.
С целью обоснования и организации опыта лечения в теоретической системе китайские врачеватели разработали учение о противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали учение о всепроникающей Животворящей Энергии - "Ци" - источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.
Ян - Мужское Начало. Инь - Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.
Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя.Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в определенных соотношениях и по вполне определенным законам.
Болезнь китайскими врачами рассматривалась как естественный процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей его средой. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа неизбежно и вполне закономерно изменяются функции и всех других органов и систем. Вообще, теоретические положения системы китайской медицины весьма своеобразны и в корне отличны от принятых в современной европейской науке взглядов, как, впрочем, и методы, и приемы лечения, используемые китайскими врачевателями издревле.В Китае народные врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет, а то и более. Их учителями были старые опытные медики и древние манускрипты. Таким образом шло обучение народных врачей в древности. Так же оно идет в Китае и сейчас. Передача исторически накопленного опыта шла из поколение в поколение путем непосредственного обучения у постели больного.
Китайская традиционная медицина, как одна из древнейших медицинских систем прошлого, значительно повлияла на формирование медицинских воззрений других цивилизаций Древнего Мира, которые находились в тесном контакте с Китайской Империей.