Формирование древнего государства. Формирование древнерусского раннефеодального государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Формирование древнерусской государственности (стр. 1 из 4). Формирование древнего государства


Формирование Древнерусского государства

Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния комплекса внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует учитывать хозяйственные изменения восточных славян. Избыток продуктов земледелия в одних районах, народных промыслов в других приводил к взаимному обмену и способствовал развитию торговли. Вместе с этим формировались условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. Таким образом, военно-управленческая деятельность отделялась от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнения внутриплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Возрастала роль дружины и князей – они не только защищали племя от внешних нападений, но и выступали судьями различных споров.

Вместе с этим, межплеменная борьба приводила к объединению нескольких племен вокруг самого сильного. Такие союзы становились племенными княжениями. В результате княжеская власть укреплялась, однако интересы правителя с течением времени сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных представлений славян. С разрастанием военного могущества князя, который приносил племени добычу, защищал от внешних нападений, урегулировал внутренние споры, вырастал и его престиж. Вместе с этим происходило отчуждение князя от остальных общинников.

Князь, славившийся своими военными достижениями, способный решать внутренние вопросы, выполнять сложные функции управления, все более отдалялся от соплеменников. Общинники же, в свою очередь, наделяли его сверхъестественной силой, видели в нем залог благополучия племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Желание этих народностей контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом провоцировало ускорение образования княжеских и дружинных группировок, которые начали участвовать в торговом процессе. Так, например, взимались продукты промыслов (пушнина, в первую очередь) с соплеменников и менялись на серебро и престижные продукты у иноземных купцов, кроме того, продавались иностранцам и захваченные в плен иноплеменники. Таким образом, племенные структуры все более входили в подчинение местной знати, которая все больше изолировалась и обогащалась.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами вносило изменение в общественно-политическую структуру страны. Также влияние на формирование древнерусского государства оказывал и факт существования Хазарского каганата в низовьях Волги. Это образование обеспечивало защиту восточных славян от нападения кочевников. В прошлые эпохи набеги на русскую территорию значительно тормозили развитие племен, мешали их труду, возникновению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8-го по середину 9-го века) формирование древнерусского государства проходит путем образования межплеменных центров и союзов. В 9 веке возникает система полюдья – сбора дани общинников в пользу князя. Предположительно, в то время она была добровольной и воспринималась соплеменниками как возмещение за управленческие и военные услуги.

На втором этапе на установление государственного строя оказали большое влияние внешние факторы – вмешательство хазар и норманнов.

По данным Повести Временных Лет, финно-угры и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением царствовать над ними. Приняв предложение, Рюрик сел в Новгороде (согласно некоторым свидетельствам, в Старой Ладоге). Один его брат, Синеус, стал княжить в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.

fb.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА | Энциклопедия Всемирная история

Процесс формирования централизованного государства на территории расселения восточнославянских племен.

Зародышами первых восточнославянских государств принято считать племенные княжения, существовавшие, согласно «Повести временных лет», у каждого из 12 восточнославянских племенных союзов и возникшие не позднее VIII в. Это еще переходная ступень между догосударственными формами политической организации и государством.

Настоящие же государства появляются в первой половине IX в. Это были своего рода федерации племенных княжений. Появление их было ускорено тем, что как раз тогда стали весьма востребованными два торговых пути, проходившие через земли восточных славян – Волжский и Днепровский. Контролировать эти пути было очень выгодно, но контролировать  их могла лишь верхушка большого, сильного государства.

Федераций племенных княжений известно две. Одна располагалась на севере восточнославянской территории, в землях словен (ильменских), кривичей, чуди и веси, а центр ее находился в районе будущего Новгорода. Вторая возникла на юге, в Среднем Поднепровье, а центром ее стал стоявший в земле полян Киев. Считалось, что именно эти два государства упоминаются в арабских источниках IX – X вв. под названиями «Славия» и «Куява»; в советской же исторической науке их условно именовали «Киевским» и «Новгородским» государствами.

Согласно распространенной версии, «Киевское» государство – это и есть тот Русский каганат, факт существования которого зафиксировали германские «Бертинские анналы», в рассказе о прибытии 18 мая 839 г. к императору франков Людовику Благочестивому послов от «хакана росов». Действительно, Киев находился в сфере влияния Хазарского каганата, и киевские князья скорее могли заимствовать у главы этой могущественной державы титул «хакан» («каган»). Однако некоторые историки считают, что Русский каганат – это «Новгородское» государство.

Почти сразу же во главе обоих государств оказались скандинавы, те, кого на Руси потом называли варягами, а в Западной Европе – норманнами. Ведь IX в. – это время скандинавской экспансии в Европе, и неудивительно, что перспектива получить контроль над Волжским и Днепровским путями соблазняла предводителей искавших поживы скандинавских дружин. «Киевским государством» руководили скандинавы Аскольд и Дир, обстоятельства и время прихода которых к власти остаются неясными, а во главе «Новгородского» около 862 г. встал скандинав Рюрик. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), он был приглашен местными жителями на княжение, согласно версии Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова – в качестве предводителя наемного войска, но узурпировал государственную власть (эта версия представляется умозрительной).

Около 882 г. (все даты, которые приводит для IX – X вв. основной источник по истории Древнерусского государства – ПВЛ – условны) преемник Рюрика, скандинавский князь Олег Вещий, захватил Киев и объединил «Новгородское» государство с «Киевским». Получившееся в результате государство (со столицей в Киеве) и называют в науке Древнерусским. Современники же называли его «Русь» или «Русская земля».

Первоначально в него вошли земли словен ильменских (скорее всего, частично), кривичей и полян – а также ряда финно-угорских племен. Олег (по ПВЛ – в 883 – 885 гг.) покорил древлян, северян и радимичей, а его преемник Игорь (по ПВЛ – около 914 г.) – уличей. При Олеге или Игоре были подчинены также дреговичи. Вдова Игоря Ольга (по ПВЛ – в 947 г.) подчинила западную и восточную окраины земли словен ильменских (земли по Луге и Мсте), а сын Игоря – Святослав (по ПВЛ – в 964 г.) – вятичей. Последние, впрочем, вскоре отложились от Киева, и сыну Святослава Владимиру (по ПВЛ – в 981 г.) пришлось покорять их (а также радимичей, по ПВЛ – в 984 г.) повторно.

Как следует из ПВЛ, в 980 г. (скорее всего, в 978 г.) Владимир Святославич подчинил полочан, в 981 г. (скорее всего, в 979 г.) – волынян, а в 992 г. – белых хорватов. (Волыняне и белые хорваты, возможно, были покорены еще Олегом, но потом отсоединились.) В результате Древнерусское государство стало объединять практически все (за исключением вошедшего в состав Венгрии Закарпатья) восточнославянские земли.

Приведенная схема формирования территории Древнерусского государства достаточно приблизительна. Поскольку вплоть до 990-х гг. зависимость вошедших в состав государства племенных княжений от Киева была очень слабой, государственная территория часто изменялась: племенные княжения то отсоединялись от Киева, то оказывались вновь «примученными» этим последним.

До того, как в 1054 г. Древнерусское государство начало необратимо распадаться, оно дважды претерпевало временный распад. В 972 г. оно оказалось разделено на три – «Киевское», «Новгородское» и «Древлянское», – вновь объединенные Владимиром Святославичем в 978 г. (по ПВЛ – в 980 г.). А в 1026 г. – на два – «западное (Киевское)» и «восточное (Черниговское)» – в 1036 г. вновь объединенные Ярославом Мудрым.

w.histrf.ru

Становление Древнерусского государства

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег предпринял со своей дружиной поход из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки», в результате чего оба важнейшие центры были объединены. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь, а Олег провозгласил себя великим киевским князем.

Олег занял Киев и провозгласил его «матерью городов русских». В Киеве все его воины – и варяги, и словене, и другие – получили название – «русь», ведь все они были членами княжеской дружины. Уже в Киеве князь установил размер дани, которую должны были ежегодно платить его варягам подвластные племена Новгородской земли. Новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г).

Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах, «Олег, всего более думая о завоеваниях, хотел жить на границе, чтобы тем скорее нападать на чуждые земли; мыслил ужасать соседей, а не бояться их. – Он поручил дальние области вельможам; велел строить города или неподвижные станы для войска, коему надлежало быть грозою и внешних неприятелей и внутренних мятежников»[8]. Деяния Олега показывают, что род князей, призванных в Новгород, считал себя правителем не только племен Новгородской земли, но и всех славян. Сделав столицей Киев, Олег подчинил себе племя древлян в Правобережье Днепра, а потом отправил послов к племенам Левобережья северянам и радимичам, платившим дань хазарам. Князь велел впредь давать дань ему, ибо он объявил себя противником хазар. Таким образом, начала формироваться государственная территория «империи Рюриковичей».

Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинились поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. Вероятно, в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи и, возможно уличи и тиверцы. Но много земель восточных славян еще не было связано с Киевом, в руках у Олега сосредоточилась власть над землями, простиравшимися от Ладоги на севере до низовьев Днепра на юге.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Он был расположен на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен.

Главными путями сообщения в Древней Руси были, как уже отмечалось ранее, водные. Одним из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным. По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск из прибалтийских стран – янтарь. Из скандинавских районов - предметы ремесла и некоторые виды оружия.

Киев был ядром восточнославянского мира. Он был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси. Все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния – он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому, общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги.

После перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий киевский престол, ратники из Новгорода принимали участие в военных походах на Византию, в обороне рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказался принять князя-наместника, присланного из Киева.

Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей, стали,

во-первых, освобождение от Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен,

во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов,

в-третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. Ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на ее столицу – Константинополь, или как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать сопротивления войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой рог цепью и преградить русским ладьям подход к самим стенам города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к городу – таким образом, суда смогли прикрывать от стрел наступающих воинов. «Греки, устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску его съестные припасы и вино: князь отвергнул то и другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным»[9]. Императоры Лев VI и его соправитель – брат Александр выплатили баснословную сумму контрибуции (денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителями в качестве военной дани). «Победитель потребовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские действия, мирно возвратился в отечество»[10]. Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю и другим. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями – привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

Византийцы целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег с воинами, согласно русскому обычаю также дал клятву оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом, на верность договору. В конце церемонии Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи и последняя вынуждена была принять их.

Новое, более совершенное, соглашение два государства заключили 2 сентября 911года. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок.

Олег скончался в 912 году. Его деятельность оставила глубокий след в исторической памяти народа. «Киевское княжество Олега и его преемников было первой формой Русского государства, соединившего под одною властью все восточные славянские племена и некоторые соседние финские. Из хода его образования видно, что это княжество имело военно-промышленное происхождение: его создал вождь вооруженной дружины, поддержанный промышленными городами России, нуждавшимися в вооруженной силе для обороны границ земли и торговых путей»



biofile.ru

Формирование древнерусской государственности

МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Отечественной истории» на тему:

Формирование древнерусской государственности

Преподаватель: Борзихина И.В.

Студент: Герасимова Анна Федоровна., экономист., ЭПБп-10Тур

Екатеринбург

2010

План

Введение 2

Основная часть:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян. 4

2. Концепции образования древнерусского государства. 7

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства. 9

4. Формирование раннефеодальных отношений. 12

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия. 15

Заключение 16

Список литературы 17

Введение.

Изучение прошлого страны имеет большое политическое значение. Историческая и историко-правовая науки, изучая и обобщая опыт прошлого, помогают познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

История государства и права нашей многонациональной страны есть история государственности и права многих народов, стоявших на разных ступенях развития. Исторические судьбы сложились так, что все они объединились вокруг русского народа, на долю которого выпала высокая миссия создать великое государство. Создание громадного государства, раскинувшегося на одной шестой земного шара, само по себе является великой заслугой русского народа. Оно обеспечило взаимообогащение культур, создало лучшие условия для их мирной жизни, обеспечило стабильность существования.

Конечно, присоединение нерусских народов к России проходило в тех формах, которые были свойственны феодализму во всем мире, хотя в нашей стране имелись и свои существенные особенности. Многонациональный характер Российской империи и исторический тип государства, а также различный уровень развития ее народов обусловили вместе с тем определенное неравноправие и даже угнетение, породившее соответствующие национально-освободительные движения.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в феодальное государство восточных славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.

Летопись "Повесть временных лет" дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере [1].

Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.

Целью данной работы: является изучение истории формирования Древнерусского государства

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

2. Концепции образования древнерусского государства.

3. Политическое и социальное устройство древнерусского государства.

4. Формирование раннефеодальных отношений.

5. Принятие Русью христианства: причины и последствия.

1. Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

Выделяют следующие предпосылки возникновения государства у восточных славян.

Духовные предпосылки.

Как и некоторые другие факторы, эволюция языческих представлений славян той эпохи способствовала становлению власти князя. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников.Таким образом, в результате отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины военных успехов, а также в результате выполнения им сложных управленческих функций, он наделялся сверхъестественными силами и способностями. В князе начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все вышеперечисленное приводило к сакрализации, то есть обожествлению княжеской власти, а также создавало духовные предпосылки для перехода от общинных отношений к государственным [2] Внешнеполитические предпосылки.

К внешним предпосылкам следует отнести "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи, а именно норманны и хазары. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, которые связывали Запад с Югом и Востоком, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину, а также меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства. Не случайно, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует отметить и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в 4 -5 вв., авары в 7 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в конце концов, появлению "зародыша" государственности [3].

Социально-экономические предпосылки.

Развитие земледелия. В первую очередь следует отметить изменения, происходившие в хозяйстве восточных славян в 7 - 9 вв. Например, развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, а это создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Как и раньше, такая община состояла в основном из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, которая была разделена на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, которые владели орудиями скотом и труда. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации. [2] Социального же расслоения в самой общине не происходило, поскольку производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда. Помимо этого, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

Социально-политические предпосылки.

Межплеменные столкновения, а также усложнение внутриплеменных отношений ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. [4] В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников. В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 9-10 вв.

mirznanii.com

Развитие Древнерусского государства

Развитие Древнерусского государства

Содержание

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть

1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

mirznanii.com

Формирование древнерусского раннефеодального государства

В истории Киевской Руси выделяют три периода:

I период -  возникновение и становление Киевской Руси (к.IX- к.X века). В это время правили: Олег (882-912гг.), Игорь (912-945гг.), Ольга (945-964гг), Святослав (964-972гг.). В это время происходит быстрое объединение земель и племён Поднепровья – полян, древлян, северян. Олег, Игорь и Святослав присоединили к Руси княжества уличей, тиверцев, вятечей, Белую Вежу, Тмутаракань. В это время ощутимы пережитки родоплеменного строя, а во внешней политике преобладает экспансия;

II период - развитие и расцвет Киевcкой Руси (к.X-сер.XI в.). Правили Владимир Великий (980-1015г.), Ярослав Мудрый (1019-1054г.). Это период наибольшего могущества Киевского государства. Были присоединены земли волынян, белых хорватов, вятичей, некоторые земли Балтии. Центр внимания переносится на внутренние реформы: -введено христианство, -сломан местный сепаратизм, родовой принцип управления сменился государственным, -формировались феодальные отношения, которые были юридично закреплены  в своде законов «Русская правда».

III период - феодальная раздробленность Киевской Руси (к.XII-сер.XIII в.). Время правления Ярославичей и их наследников – Владимира Мономаха (1113-1125г.) и Мстислава (1125-1132г.). Особенности периода: - формирование великого землевладения, - прогресс в сельском хозяйстве, - рост городов, - развитие восточнославянской культуры, - рост центробежных тенденций, - утрата государственного единства, - княжеские междоусобицы, - ослабление государства. В XII в. образовалось 15 княжеств, а в начале XIII в. – уже 50.

Причины феодальной раздробленности: 1) большая территория и этническая неоднородность населения; 2) рост крупного феодального землевладения; 3)отсутствие четкого механизма передачи княжеской власти; 4) смена торговых путей, частичный упадок Киева как торгового центра; 5) усиление экспансии степных кочевников.

В исторической науке существует несколько концепций происхождения

Киевской Руси:

1. норманнская. Авторы немецкие ученые XVIII в. Миллер, Байер, Шлёцер, утверждавшие, что Древнерусское государство основали скандинавские племена норманнов (викингов, варягов). При этом учёные ссылались на «Повесть временных лет». Сторонником данной концепции был украинский историк Дорошенко;

2.  антинорманнская. Автор русский учёный М.Ломоносов (XVIII в.), поддержали М.Грушевский, Н.Костомаров, считавшие, что восточные славяне задолго до прихода варягов достигли высокого уровня культурного развития, создали ряд государственных объединений.

3.  компромиссная. Автор В.Ключевский, поддержали А.Ефименко, И.Крипьякевич. Считали, что государство у восточных славян возникло благодаря объединению многих элементов, как славянских, так и неславянских.

4.  социальная. Автор Прицак (Гарвард, XX в.), который считает, что Древнерусское государство образовала особая подвижная полиэтничная социальная группа, состоявшая из профессиональных воинов-купцов. При этом он утверждает, что Киев изначально был хазарским городом.

Характеристика политического и социального строя

Киевская Русь была крупнейшей политической формацией средневековой Европы с территорией 300 тыс. км./2 и населением от 3 до 12 млн. человек. Основными элементами политической власти были: князь, боярская дума, вече.

Киевский князь был главным гарантом государства. В его руках сосредоточилась вся полнота законодательной. Исполнительной, судебной и военной власти. В своей деятельности князь опирался на военную поддержку дружины и идеологическую – церкви.

Боярская дума представляла собой совещательный орган при князе. Сюда входили: старшие дружинники, городская элита, высшее духовенство. Дума использовала право «вета», но её решения не были обязательными для князя. Зависимость от князя привела к тому, что Дума не была юридически оформлена и не стала полноценным государственным институтом.

Вече – народное собрание взрослого мужского населения, которое решало важные общественные и государственные дела. Его могли собирать князь, митрополит, сами горожане. Вече имело широкие права: объявлять войну, заключать мир, приглашать князя, контролировать финансы, земельные ресурсы и т.д. Однако вече имело ограниченную самостоятельность и редко выступало с законодательной инициативой.

На протяжении IX-XIII веков власть частично менялась:

I. В период становления Киевской Руси (к.IX-к.Xв.)  сложилась дружинная форма государственности. На базе дружины образован примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани. Дружина выполняет роль не только войска, но и советника.

II.  В период расцвета Киевской Руси (к.X-сер.XI в.) существовала централизованная монархия. Вся полнота власти сосредоточена в руках киевского князя. Эта власть наследственная.

III. В период феодальной раздробленности (к.XI-сер.XIII в.) единоличная монархия переросла в федеративную монархию, когда судьбу Киевской Руси решал не князь киевский, а группа влиятельных князей.

Таким образом, развитие государственности происходило в двух направлениях:

1) от военных форм к гражданским;

2) от усиления централизации к децентрализации.

Общественный строй

Киевская Русь была раннефеодальным государством. Становление феодальных отношений происходило в общеевропейском русле: от государственных форм до вотчинных. Этот процесс происходил поэтапно: I этап - в IX в. сформировалась система эксплуатации всего свободного населения князьями и их дружинами через сбор дани; II этап – в X в.князья захватывали часть общинных земель на которых возникло вотчинное землевладение князя; III этап – в XI в. образовалась земельная собственность у бояр и церкви. С развитием феодальных отношений происходило становление социального строя древнерусского общества.

Социальный строй

Великий князь киевский

удельные князья, бояре, дружинники, духовенство

члены княжеской администрации, купцы

мелкие торговцы, ремесленники, смерды

чернь, закупы, рядовичи

челядь, холопы

 

отдельный слой - изгои

Хозяйственная деятельность

Основой экономики было сельское хозяйство. Основу его составляло земледелие. Орудия труда: плуг, рало, соха, борона, серп, коса. Известны различные системы обработки земли: вырубная, переложная, паровая с двухпольным и трёхпольным севооборотом. Сеяли: рожь, пшеницу, ячмень, овёс. Скотоводство носило приусадебный характер; разводили лошадей, овец, кур, гусей.

Важную роль в хозяйстве играли ремёсла. Известно 60 видов ремёсел, важнейшие из которых – обработка железа, гончарное, ювелирное, ткацкое производство. Существовало 3 категории ремесленников: сельские, вотчинные, городские.

Дополнительными отраслями хозяйства были промыслы – охота, рыболовство, пчеловодство.

В целом хозяйство носило натуральный характер. Однако рост общественного разделения труда и развитие ремесла способствовали развитию торговли. Через Киевскую Русь проходили важные торговые пути: - «греческий» (через Днепр связывал Прибалтику и Причерноморье), - «шёлковый» (через Надднепрянщину связывал Центральную Европу и Среднюю Азию, Китай), - «соляной» и «железный» (связывали Кавказ и Прикарпатье). Вывозили из страны мех, мёд, воск, лён, рабов; ввозили предметы роскоши, пряности, оружие. Внутренняя торговля развивалась медленнее.

Торговля способствовала становлению денежной системы (куны, гривны, карбованцы, золотники, серебряники).

Культура и религия Киевской Руси

Религия. На этапе становления Киевская Русь оставалась языческим государством, население поклонялось силам природы. Придя к власти Владимир Святославович в 980 году пробовал провести религиозную реформу, суть которой в модернизации язычества, утверждении на Руси культа единого бога – громовержца Перуна. Однако старая религия уже не отвечала требованиям времени: 1) тормозила процесс государственного строительства, 2) затрудняла развитие связей с христианскими странами. Необходима была новая государственная монотеистическая религия.

В 988-989 годах Владимир официально ввёл христианство в византийском варианте. Значение принятия христианства:

1) новая религия сплотила все народы государства единой идеологией;

2) христианское единобожие стало идеологической базой утверждения личной     власти верховного правителя;

3) возрос международный авторитет Киевской Руси;

4) религия повлияла на мораль общества;

5) способствовала развитию культуры.

Культура. Самобытная культура Киевской Руси сложилась на местной восточнославянской основе и достигла высокого уровня. Взлёт культуры был обусловлен   существенными  сдвигами  в  разных  сферах  общественной  жизни :    -  развитием феодальных отношений; - становлением древнерусской государственности; - ростом международных контактов;  - принятием христианства; - строительством городов; - отделением ремесла от сельского хозяйства.

Особенности развития культуры:

1) большое влияние на развитие материальной и духовной культуры оказала    христианская религия; церковь была центром культуры;

2) заимствование и творческое преобразование византийских традиций, знаний   и канонов;

3) существование языческой культуры и её переплетение с христианской;

4) форсированный подъём культуры, появление новых культурных явлений.

Основные направления культуры.

Образование. Уже со времен Владимира Великого и Ярослава Мудрого школьное образование стало важной сферой общегосударственной и церковной политики. Существовало 3 типа школ: - дворцовая школа высокого уровня, - школа «книжного изучения» для подготовки священников, - светская школа домашнего обучения.

Письменность пришла с введением христианства, славянский алфавит изобрели священники Кирилл и Мефодий. Библиотеки создавались при храмах, монастырях, княжеских дворах. Крупнейшие собрания были у Ярослава Мудрого, его правнука Николая Святоши, в Святой Софии, в Киево-Печерской лавре, в Чернигове, в Новгороде. Книжный фонд составлял 130-140 тысяч томов.

Литература представлена повестями, летописями, поучениями, изборниками: «Повесть временных лет»(Нестор,1113), «Слово о законе и благодати»(Илларион, первая половина XI в.), «Поучение детям»(Владимир Мономах), «Изборник»(Илларион,1073).

Архитектура. Влияние византийского стиля отражают: Десятинная церковь в Киеве (XIв.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1031-1036), Софийский собор в Киеве (1037). С XII в. появляется западноевропейский романский стиль. Постепенно формируются отечественные архитектурные школы – киевская, Галицкая, переяславская. Среди них: Кирилловская церковь в Киеве (1146), Васильевская церковь в Киеве (1183), Борисоглебский собор в Чернигове (1128), церковь святого Пантелеймона в Галиче (1200).

Фрески и мозаика широко использовались в церковном строительстве. Мозаичная композиция Софийского собора имеет 177 цветовых оттенков.

Иконопись развивалась по византийским канонам. Первые отечественные иконописцы – монахи Киево-Печёрского монастыря Григорий и Алипий.

Фольклор представлен былинами, песнями, пословицами, сказками.



biofile.ru

Формирование древнерусского государства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовская государственная академия права»

Межрегиональный юридический институт

Контрольная работа

дисциплина:Отечественная История

Тема:Формирование древнерусского

государства.

ВЫПОЛНИЛ: Акопян А.Г.

Студент 1 курса 3 группы

Заочного факультета

ПРОВЕРИЛ:

САРАТОВ-2009

ПЛАН

1.Введение…………………………………………………………стр-3

2. §11.1 Объединение восточнославянских земель в древнерусское государство…………………………………………………………стр-4

1.2 Роль варягов в создании русской государственности………................................................................стр-5

3. §2

2.1 Политический и экономический строй Древней Руси……....стр-6

2.2 Первые русские князья………………………………. ……....стр-9

4. §3

3.1 Принятие христианства на Руси……………………………...стр-10

3.2 Историческое значение принятия христианства на Руси…...стр-12

5.Заключение………………………………………………………стр-13

6.Список Литературы……………………………………………..стр-14

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории любого государства начинается со времени его возникновения, описания первых правителей, их деятельности, основных занятий населения и т.д. Заключается он в том, что неизвестны точные причины возникновения государства и его названия, территориальные и временные рамки; спорят также о личностях первых правителей и условиях их появления. Сложность этого вопроса усугубляется крайне ограниченным кругом источников, рассматривающих возникновение государства, и полным отсутствием письменных источников, относящихся к тому времени, когда государство возникло. Особенно активно этот вопрос рассматривался в Отечественной науке со 2-й четверти XVIII, после открытия Петром I Академии наук в Петербурге в 1725 году. Среди учёных Академии встречается много иностранных имён, чаще всего немецких. Прежде всего, нужно упомянуть имя Готлиба Зигфрида Байера, который был приглашен в Академию наук в 1730 году. Ему принадлежит создание исторического трактата о древнейшем периоде древнерусской истории. Своё внимание учёный сосредоточил на одном факте - легенде о призвании князей из варягов. Байер так начал свой рассказ: «Исстари руссами владели варяги; потом их прогнали. Гостомысл начал править государством. Но вследствие неурядиц он дал совет призвать тех же варягов, и был призван Рюрик с братьями».

История будущего Российского государства своими корнями уходит в седую древность.

§1

1.1 Обьединение восточнославянских земель в древнерусское государство.

Возникновение государства- это закономерный этап развития древнего общества. На территории России в древности обитали такие народы и государства как Киммерийцы, Скифы, Сарматы, Боспорское царство, Урарту.

Славяне были и остаются крупнейшей в Европе группой народов. Предками восточных славян считаются Анты. Анты- это мощный союз племён сложивийся в бассейнах Днепра и Днестра во II-V вв. н. э. Далее в V – VI в. славяне включились в мировой миграционный процесс, который длился вплоть до VIII в и делился на три основные направления: на юг - на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы,на восток и север – по Восточно-Европейской равнине. На основе этих направлений формируются народы: к восточным славянам относились поляне, древляне, северяне, дреговичи, радимичи, кривичи и др. ; в число западных славян входили поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, чехи, поляки и др. ; К южным славянам относились словенцы, хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

Возникновение государства является законным этапом развития человеческого общества. Это не единичный акт мгновенного перемещения общества в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетия и даже целые века процесс. Формирование государства у славян шло двумя путями:1) В Великой Моравии , на Руси ,в Польше и Чехии- через подчинение одному племенному союзу других союзов; 2) в Сербии, Хорватии, Словении – в пределах одного союза племенных княжеств. Объединённые в единое государство земли восточнославянских племён получили название Руси. Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Процесс объединения восточнославянских земель в составе Древнерусского государства был сложным. С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и её экономического роста.

Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян.

§1

1.2 Роль варягов в создании русской государственности

По данным Повести временных лет, в 862 году северные племена решили избавиться от варяжской зависимости, прогнать их со своей земли и жить своими прежними порядками, однако это у них не получилось: начались междоусобицы и войны. В этих условиях славяне пошли к варягам и попросили их прийти к ним и править: «И реша сами в себе: поищем соби князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за море к варягом, к Руси; сице бо звахуся варязи русь, яко же друзии зовутся свие (шведы), друзии же урмане (норманны), англяне (норманны, захватившие в XI веке Англию), друзии готе (готы), тако и си. Реша Руси чюдь и словене, и кривичи и вси «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да и поидете княжить и володети нами».Варяги ответили согласием на просьбу славян прийти править в их землю, так и появились Рюрик, Синеус и Трувор: «И избрашася три братья с роды своими, и пояша по собе всю русь и придоша… И от тех варяг прозвася русская земля, новугородьци, ти суть людье новгородьци от рода варяжска, прежде бобеша славени…».Историки считают, что варяги, их дружины сыграли роль ускорителя процесса образования древнерусского государства, в объединении восточнославянских земель, в складывании феодальных отношений на Руси.

Причины же образования Древнерусского государства связаны не с личностью того или иного человека, а с объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян.

§2

2.1 Политический и экономический строй Древней Руси

Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» (бояре, княжеские мужи) и «младшую» (гриди, отроки, детские). Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством. Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья (например, в Древлянской земле князь Мал). Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками.

Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой (например, мехами). Единицей обложения было отдельное крестьянское хозяйство — дым, рало, плуг. Трудовое население выполняло и ряд других повинностей — военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань. Вначале дань собиралась во время полюдья — периодических объездов подвластных земель князем с дружиной, но затем стала вводиться постоянная военно-административная организация на местах. В середине X в. при княгине Ольге были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжёлом коллективном труде по подсеке и корчёвке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины. О сдвигах в социально-экономических отношениях к IX — X вв. свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм поселений, наблюдаемые почти во всех славянских землях. Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью. Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи. Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских соседских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников IX в. встречаются городища со многими сотнями изб. Это поселения широко разросшихся сельских общин. Нарушение родовой сплоченности, уход отдельных смердов (крестьян) из общины в неукреплённые починки и заимки, разумеется, ослабляли их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинению или экономическому закабалению этих смердов. Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений. Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

mirznanii.com


Смотрите также