Атум бог древнего египта. Бог Атум - владыка обеих земель
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Бог древнего Египта атум. Атум бог древнего египта


Атум | Боги египетской мифологии

Назад к разделу

Атум

Атум | Египетская мифология

Атум — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).

 

Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.

 

Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он «самовозникающий»; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.

 

В «Книге Мертвых» Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею.

 

Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

 

Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).

 

В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Древние египтяне наблюдали воздействие солнца на ил, оставляемый Нилом после разлива. Возможно, эти впечатления породили образ Атума.

 

Атум — один из четырех главных богов-создателей (в гелиопольскую «эннеаду» также входили Амон, Хнум и Птах). Центром поклонения этому богу считался Гелиополь.

Назад к разделу

Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг

world-of-legends.su

Боги Древнего Египта - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он «самовозникающий»; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.Нун и скарабей АтумВ «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею.Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).Атум был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами (* Прим: деградация знания и внесение искажений) Ра(* Примечание 2. Обратите внимание на форму тела Ра. Считается что раннюю Египетскую цивилизацию основали Звездные Птичьи Рода )Геб (греч. Seb или Keb[1])— в египетской мифологии бог земли. Сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Душой (ба) представлялся Хнум. Считалось, что Геб - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Был связан с царством мёртвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта.Греки сопоставляли Геба со своим титаном Кроном, отцом Зевса. Землю-Геба и женскую богиню неба Нут породили Шу и его жена Тефнут, боги пространства, расположенного между земной твердью и небосводом. Первоначально Геб и Нут составляли одно целое, но Шу разъединил их. Геба он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нут поднял вверх. Изогнувшись, та осталась лежать на поднятых вверх руках Шу, упираясь в Геба руками и ногами. Причиной разъединения была ссора между Гебом и Нут из-за того, что Нут каждое утро поедала своих детей – звёзды. Правда, по вечерам она рождала их вновь.

Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, Осирис научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда — крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, — одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, - он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.Тот— бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.Маат - олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат — женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе — изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.

Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.

Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») — бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена — богиня неба Мут и сын — бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. (* Прим. Подмена Солнечного Ра) Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона — Карнакский храм в Фивах.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.Нут — богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительница, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» — «писец») — богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ — женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь — Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. (*Прим. Арийский ведический миф о небесной корове Земун) Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.По материалам из сети интернет  https://cont.ws/@sage/974352

hist-etnol.livejournal.com

Боги Древнего Египта | Блог Sage

Атум — древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады.

Атум (Jtm) — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).

Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.

Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее.

Он «самовозникающий»; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.

Нун и скарабей Атум

В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею.

Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).

Атум был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.

Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами (* Прим: деградация знания и внесение искажений)

Ра

(* Примечание 2. Обратите внимание на форму тела Ра. Считается что раннюю Египетскую цивилизацию основали Звездные Птичьи Рода )

Геб (греч. Seb или Keb[1])— в египетской мифологии бог земли. Сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Брат и муж Нут и отец Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Душой (ба) представлялся Хнум. Считалось, что Геб - добрый бог; он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Нил). Был связан с царством мёртвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта.

Греки сопоставляли Геба со своим титаном Кроном, отцом Зевса. 

Землю-Геба и женскую богиню неба Нут породили Шу и его жена Тефнут, боги пространства, расположенного между земной твердью и небосводом. Первоначально Геб и Нут составляли одно целое, но Шу разъединил их. Геба он оставил в горизонтальном положении внизу, а Нут поднял вверх. Изогнувшись, та осталась лежать на поднятых вверх руках Шу, упираясь в Геба руками и ногами. Причиной разъединения была ссора между Гебом и Нут из-за того, что Нут каждое утро поедала своих детей – звёзды. Правда, по вечерам она рождала их вновь.

Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие.

Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба.

По преданию, Осирис научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации.

С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами.

Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.

Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») — один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда — крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор — сын Исиды и Осириса. Гор, сын Исиды, — одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, - он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.

Тот— бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

Маат - олицетворение истины и порядка (закона), считалась женой бога Тота. Изображение Маат — женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе — изображение Маат использовали в качестве эмблемы на суде Осириса.

Анубис — бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение — распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования.

Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») — бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена — богиня неба Мут и сын — бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. (* Прим. Подмена Солнечного Ра)

Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона — Карнакский храм в Фивах.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Нут — богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласьо одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Сет (Сетх, Сутех) — в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительница, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» — «писец») — богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ — женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь — Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием религиозный праздник, происходящий в период разлива Нила.

Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») — богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. (*Прим. Арийский ведический миф о небесной корове Земун) Ее зооморфное изображение — корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов. Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой.

Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.

По материалам из сети интернет

×

cont.ws

Бог Атум

Атум считался богом солнца и творцом мира. Основные сведения о нем можно получить из "Текстов Пирамид". Там заявляется, что он также был основателем вселенной. Кроме того, многие считали его отцом пирамид. Поэтому Атум был чуть ли не самой главной фигурой для Древнего Египта.

Главное божество Гелиополя

Как ни странно, но Каир в свое время не был главным религиозным центром. Эта роль была возложена на Гелиополь. Это не такой большой город, который расположен неподалеку от Каира. При этом. отсюда произошли практически все мифы. При этом, многие божества, которые здесь придумывались, получали статус общенациональных. Многие фараона стали получать статус "Сын Атума". Данная традиция сохранилась и тогда, когда египтяне начали признавать бога Ра.

Каким он был?

Сам бог Атум (рис. 1) выглядел как обычный человек. Зачастую его изображали в виде старика. На голове его обязательно должна была быть большая корона. Часто рядом была подпись: "владыка обоих земель". Это означало, что ему принадлежит Верхний и Нижний Египет. Некоторые источники изображали Атума как одно из священных животных. Часто это был скарабей или лев.

Атум

Рис. 1 – Атум

Египтяне считали, что главная задача этого бога состоит в том, чтобы забирать души умерших фараонов на небо. А те могут начать там уже свою вечную божественную жизнь. Иными словами, Атум считался источником бессмертия для фараонов. Он играл одну из самых важных идеолого-религиозных ролей в Египте. Но он также защищал фараонов в загробном мире, был их тайным хранителем при жизни. Так что люди постоянно ему поклонялись, устраивали продолжительные службы, проводили специфические ритуалы. Все для того, чтобы задобрить бога. Отсутствие природных аномалий считалось подарком от него.

Атум в качестве бога солнца

Почему именно он, а не Ра? Дело в том, что Египет того времени был огромнейшим государством. Для каждой местности были характерны свои божества. Через какое–то время, все приняли, что богом солнца является Ра. Но никто не умалял роли Атума. Кроме того, если посмотреть многие писания того времени, то можно увидеть, что часто, говоря о боге солнца, писатели упоминали "Атум-Ра". Также было разделение по фазам. К примеру, Ра считали силой, которая поднимала светило утром, а вот бог Египта Атум отвечал за заход солнца вечером.

"Книга мертвых" говорит о том, что рассматриваемое божество обладает невероятной силой. Оно не будет слишком добрым с людьми, если они не будут следовать заповедям. Если разгневать Атума, то он просто уничтожит все живое, вернет мир к изначальному состоянию. Но популярность данного бога постепенно угасает. Особенно отчетливо это заметно после наступления эпохи Нового царства. Здесь уже египтяне начинают на первое место превозносить Ра, а Атума упоминают от случая к случаю.

vse-lekcii.ru

Атум Мифология Древнего Египта

Атум, в египетской мифологии божество угасавшего солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов. Во многих древнеегипетских текстах Атум называется вечерним или заходящим солнцем. Изображался в виде человека (часто старика) в одеждах фараона с двойной красно-белой короной Верхнего и Нижнего Египта. В конце каждого цикла творения Атум принимал вид змея, а также ящера, льва, быка, обезьяны или ихневмона (египетского мангуста). Его титулом в глубокой древности был "Владыка обеих земель", то есть Верхнего и Нижнего Египта. Рука Атума - богиня Иусат. Согласно гелиопольскому мифу, Атум, "создавший сам себя", возник из первобытного хаоса - Нуна, которого иногда называют отцом Атума, вместе с первозданным холмом.

Сам себя оплодотворив, то есть проглотив собственное семя, Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух - Шу и влагу - Тефнут, от которых произошли земля - Геб и небо - Нут. В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха, Атум отождествлялся с Птахом, а также с Хепри (Атум-Хепри, в некоторых изречениях "Текстов пирамид" это божество называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис), с ним сближали Осириса ("Живой Апис-Осирис - владыка неба Атум с двумя рогами на голове"). В мифе об истреблении людей Атум возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить все им созданное и превратить мир в водную стихию. Отдельно почиталась рука Атума как богиня Иусат, иногда это божество описывается как тень Атума. Впоследствии почитание Атум было оттеснено культом Ра, отождествленного с ним как Pa-Атум.

История средневековья Индустриальная цивилизация

godsbay.ru

Бог древнего Египта атум.. Египет. Туристический портал

Атум (Jtm) — бог первотворения, который символизировал изначальное и бессмертное единение всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создал сам себя. Он появился вместе с первозданным холмом (с которым потом отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда Нуна именуют отцом Атума).

Атум явился из первоначального Хаоса в виде змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове. (Атума называли «владыка обеих земель», то есть повелителем Верхнего и Нижнего Египта). Иногда Атум изображался в виде старца.

Атума можно считать персонификацией изначального хаоса, из которого появилось все сущее. Он «самовозникший». До того, как небо отделилось от земли, Атум был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, внезапно появляется из-под земли, если о нем думать. На священном озере в Карнаке Атуму выточен гигантский скарабей из гранита. Другим видом представления божества может быть змея как хтоническое животное.

В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум вещает Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам опять превратится в змею.

Как и остальные демиурги, Атум воплощает в себе как мужское, так и женское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).

В Мемфисе главным был Птах, и происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В легенде об истреблении людей Атум (или Нун) был главным на совете богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе рассерженный Атум желает уничтожить всё, им созданное, и сделать мир водной стихией. Древние египтяне наблюдали воздействие солнца на ил, оставляемый Нилом после разлива. Может быть, эти впечатления породили образ Атума.

Атум — один из главных богов-создателей. Наряду с ним богами-создателями считались: в Фивах - Амон, в Элефантине - Хнум, в Мемфисе - Птах и в Гермополе - Тот. Центром поклонения Атума был Гелиополь.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/atum.php.

  • бог древнего египта атум

бог древнего египта атум

Атум

Атум (Jtm) — бог первотворения, который символизировал изначальное и бессмертное единение всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создал сам себя. Он появился вместе с первозданным холмом (с которым потом отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда Нуна именуют отцом Атума).

Атум явился из первоначального Хаоса в виде змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове. (Атума называли «владыка обеих земель», то есть повелителем Верхнего и Нижнего Египта). Иногда Атум изображался в виде старца.

Атума можно считать персонификацией изначального хаоса, из которого появилось все сущее. Он «самовозникший». До того, как небо отделилось от земли, Атум был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, внезапно появляется из-под земли, если о нем думать. На священном озере в Карнаке Атуму выточен гигантский скарабей из гранита. Другим видом представления божества может быть змея как хтоническое животное.

В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум вещает Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам опять превратится в змею.

Как и остальные демиурги, Атум воплощает в себе как мужское, так и женское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра - вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).

В Мемфисе главным был Птах, и происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В легенде об истреблении людей Атум (или Нун) был главным на совете богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе рассерженный Атум желает уничтожить всё, им созданное, и сделать мир водной стихией. Древние египтяне наблюдали воздействие солнца на ил, оставляемый Нилом после разлива. Может быть, эти впечатления породили образ Атума.

Атум — один из главных богов-создателей. Наряду с ним богами-создателями считались: в Фивах - Амон, в Элефантине - Хнум, в Мемфисе - Птах и в Гермополе - Тот. Центром поклонения Атума был Гелиополь.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/atum.php

Комментариев пока нет!

eduotdyhat.ru

Атум - бог солнца и творец мира

Атум - защитник и отец фараоновАтум - защитник и отец фараоновАтум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог солнца, творецмира, глава гелиопольской эннеады (девятки главнейших гелиопольских божеств).

В "Текстах Пирамид" об Атуме говорится как создателе Вселенной и отце египетского божественного пантеона. Он почитался не только как отец богов, но также и как отец фараонов.

Атум - главный бог Гелиополя

Город Гелиополь (Гелиополис), располагавшийся недалеко от современного Каира, был одним из важнейших религиозных, культурных и государственных центров Древнего Египта. Мифологические образы, родившиеся здесь, впоследствии распространились по всему Египту. Многие местные божки приобрели статус общенациональных божеств. А Атум, бывший главным божеством Гелиополя, приобрел особую значимость. Слова "Сын Aтума" было включено во многие титулы фараона; эта традиция сохранилась и после того, как фараоны приняли на себя титул "Сыновей Ра."

Атум - олицетворяет единство Верхнего и Нижнего ЕгиптаАтум - олицетворяет единство Верхнего и Нижнего ЕгиптаОбычно он изображался в виде человека (часто старика) с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Но изображался также и виде его священных животных: льва, быка, мангуста (ихневмона), ящерицы, обезьяны и навозного жука (скарабея). Последний образ не должен смущать современного читателя - скарабей у египтян был символом солнца, что, в свою очередь, было порождено тем, что скарабей упорно катил по пустыне свой навозный шарик, так напоминающий своей формой благодатное солнце.

Как следует из гелиопольских взглядов на природу мироздания, египетский бог Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма – Бен-Бена, появившегося из водяного хаоса - Нуна, затем оплодотворил себя, проглотив собственное семя, породил, выплюнув из себя, Шу (бог воздуха) и его женское дополнение Тефнут (богиня влаги), от которых затем произошли остальные божества эннеады (Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида). Отдельно почиталась рука Атума как богиня Иусат (иногда она описывается как его тень).

В Мемфисе считали, что его происхождение связано с таким божеством, как Птах (Пта), их образы часто отождествлялись. В мемфисских преданиях он сливается также и с Хепри. Хепри-Атум в некоторых «Текстах пирамид» называется «создателем Осириса». Сближался он и с Аписом-Осирисом.

Бог, забирающий фараона на небо

По представлениям Древнего царства египетский бог Атум забирал душу умершего фараона из пирамиды на звездные небеса, что позволяло земному владыке начать свою вечную загробную жизнь уже в качестве бога-небожителя.

То есть Атум играет важную роль в религиозно-идеологическом обосновании строительства пирамид в Древнем Египте и обеспечении бессмертия фараонов.

Позже он становится защитником не только для фараона, но и всех умерших во время их путешествия в загробном мире.

Атум - бог солнца

Атум-Ра в облике мангуста. 6-4 вв. до н.э. Музей Кунсткамера. Вена.Атум-Ра в облике мангуста. 6-4 вв. до н.э. Музей Кунсткамера. Вена.Хотя Aтум - такое же божество солнца, как и Ра, они были вначале отдельными божествами. Это и понятно, поскольку в каждой местности были свои божественные персоналии. Вслед за объединением земель, происходило и определенное "объединение" богов. Уже «Тексты пирамид» из Древнего царства определенным образом соединяют эти две персоналии в Ра-Атум.

Египетские священники связали различных богов солнца с различными фазами солнца. Хепри стал утренним солнцем, а Атум стал считаться вечерним солнцем.

Согласно космогоническим взглядам, содержащихся в «Книге мертвых», именно это божество в конце времени разрушит все, что само создало, вернув мир к исходному состоянию, в котором он пребывал до акта создания, - первичному океану. Там он, превратившись в змею, будет жить с Осирисом.

В эпоху Нового царства постепенно его культ оттесняется и сливается с культом Ра, принявшим на себя атрибуты этого древнего солнечного божества.

Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru