Математика, астрономия, медицина Древней Индии. Астрономия в древней индии
Индийская астрономия — WiKi
Веды
Ранняя астрономия Индии была тесно связана с религией. Сведения, касающиеся небесных явлений, можно найти в Ведах — священных текстах ведийской религии, датируемых II—I тысячелетием до н. э. Здесь упоминаются солнечные затмения, даётся список двадцати семи «лунных стоянок» — накшатр, указывается способ вставки тринадцатого месяца. Космогонические гимны Вед прославляют божественную Землю-Притхиви и Солнце-Сурью.
К «Ведам» примыкает «Джьотиша-веданга», в которой описываются календарные расчёты, необходимые для правильного проведения жертвоприношений. Считается, что её окончательный текст был составлен Лагадхой в последние века до н. э., однако принятое в ней положение точек солнцестояний и равноденствий соответствует более ранней эпохе 12-14 века до н. э. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.
Пураны
Пураны, составленные в первых веках н. э. и отражающие представления брахманического индуизма, являются сборниками разнообразных преданий, в том числе и космологического характера. Индуистские представления об устройстве мира излагаются в «Вишну-пуране», «Матсья-пуране», «Ваю-пуране» и других пуранах. Здесь рассказывается о плоской Земле, в центре которой находится гора Меру, вокруг которой вращаются небесные светила, погоняемые непрестанным ветром; о семи земных континентах; о циклах времени, измеряемых гигантскими периодами лет. Приведём пару извлечений из «Маться-пураны» (в передаче Аль-Бируни в «Индии»):
Расстояние от неба до земли равно половине диаметра Земли. Солнце расположено ниже всех планет, а Луна — над ним. Лунные стоянки с их звёздами — выше Луны, а над ними Меркурий, за которым следует Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, а над нею — Полярная звезда. И Полярная звезда связана с небом. Звёзд человек не может сосчитать («Индия», гл. LV).
Солнце и звёзды двигаются в направлении к югу с быстротой стрелы, вращаясь вокруг Меру. Вращение Солнца напоминает быстрое вращение бревна с горящим концом. Солнце по сути не исчезает, а только скрывается от одной части и продолжает светить другой части обитателей четырёх городов в четырёх сторонах от горы Меру. Оно вращается вокруг Меру, начиная с севера горы Локалока; оно не проходит далее Локалоки и не освещает её южную сторону («Индия», гл. XXVII).
Сиддханты
Знакомство индийцев с греческой астрономией произошло в эллинистическую эпоху. Центром активных торговых и культурных контактов Индии с эллинистическим миром в первые века н. э. было побережье Западной Индии и примыкавшие к нему области. Около 150 года н. э. Яванешвара, учёный грек, живший при дворе Рудрадамана I, царя династии Западных Кшатрапов, перевёл с греческого языка на санскрит трактат по гороскопической астрологии. В Индии этот трактат стали называть «Явана-джиттакой» — «Греческой джиттакой». Расчёты движения небесных тел в «Явана-джиттаке» основаны на применении зигзагообразных функций — вавилонской технике, перенятой греческими астрономами. Около 270 года Спхуджидхваджа переложил «Явана-джиттаку» в стихи, и именно это переложение дошло до наших дней.
Трактаты, излагающие новую научную астрономию, основанную на перенятых у греков идеях, стали называться сиддхантами. Варахамихира, живший в VI веке, перечисляет в своей «Панча-сиддхантике» пять сиддхант, имевшихся в его распоряжении: «Пайтамаха-сиддханту», «Васиштха-сиддханту», «Паулиша-сиддханту», «Ромака-сиддханту», «Сурья-сиддханту».
В основе первых двух сиддхант лежит вавилонская техника зигзагообразных функциий. В «Пайтамаха-сиддханте» время отсчитывается от 11 января 80 года н. э. Возможно, что она была составлена немного позднее этой даты. «Васиштха-сиддханта» существовала уже в 270 году, поскольку её упоминает Спхуджидхваджа в «Явана-Джаттаке» (XXIX, 3). «Паулиша-сиддханта» названа по имени некоего Павла, которого иногда отождествляют с астрологом Павлом Александрийским, а «Ромака-сиддханта» называется «римской».
В остальных трёх сиддхантах применяются тригонометрические методы расчётов. Кроме того, в них используется схема движения планет по эпициклам, разработанная Аполлонием и Гиппархом. Как предположил Бартель ван дер Варден, индийские планетные теории математически эквивалентны птолемеевой теории бисекции эксцентриситета (см. Эквант). Эта точка зрения получила поддержку в трудах ряда современных историков науки[1]. С другой стороны, при моделировании движения Солнца и Луны индийские астрономы использовали теорию, в которой Земля находится в геометрическом центре орбиты светила, но скорость движения светила меняется таким образом, что его движение выглядит равномерным при наблюдении из точки, смещенной относительно его центра[2].
По мнению Варахамихиры, самой точной из сиддхант является «Сурья-сиддханта». Эта сиддханта неоднократно комментировалась и сохранилась в нескольких редакциях, заметно различающихся между собой. Она состоит из 14 разделов, в которых изучаются вопросы, связанные со средним движением и истинным положением планет, лунными и солнечными затмениями, определением направления, места и времени, нахождением одинакового положения планет и созвездий, изучением астрономических приборов и инструментов, рассмотрением ряда географических проблем.
Классическая эпоха
Первыми индийскими астрономами, чьи сочинения дошли до нас целиком, были Ариабхата (476—550) и его младший современник Варахамихира (505—587). Они работали в Удджайне, столице Империи Гупта, в эпоху наибольшего расцвета индийской культуры. Их непосредственными последователями были Брахмагупта (598—660) и Бхаскара I (600—680).
Индийские учёные усвоили достижения греческой науки и внесли в развитие математической астрономии свой собственный вклад. В тригонометрических расчётах сферической геометрии они перешли от хорд, которыми пользовались греки, к синусам. Синус был ведён уже в «Сурье-сиддханте». В «Ариабхатии» Ариабхаты дано определение синуса и приведена таблица с шагом 3°45'.
Индийские астрономы успешно решали задачи сферической тригонометрии. Однако метод, описанный Птолемеем и основанный на теореме Менелая для полного четырёхсторонника, у них не применялся. Они пользовались проективными методами, которые соответствовали методам из «Аналеммы» Птолемея, и в результате получили набор вычислительных правил, позволявших решить любую задачу сферической астрономии. С их помощью такая задача сводилась в конечном счёте к сравнению подобных плоских прямоугольных треугольников между собой. При решении нередко применялась теория квадратных уравнений и метод последовательных приближений.
Из собственно астрономических вопросов примечательно учение Ариабхаты о том, что суточное движение неба — лишь кажущееся, вызванное вращением Земли вокруг своей оси.
Контакты индийской и арабской астрономии
Во второй половине VIII века с индийскими сочинениями по астрономии познакомились багдадские астрономы — как гласит легенда, через одного из членов посольства Индии к халифу ал-Мансуру. Индийский учёный по имени Канка (или Манка) привёз с собой в Багдад сочинение Брахмагупты, «Брахма-спхута-сиддханту». Его перевод с санскрита на арабский язык выполнил один из виднейших представителей багдадской школы того времени, Мухаммад аль-Фазари. На основе этого перевода был составлен зидж, получивший название «Большой Синдхинд» и сыгравший важную роль в распространении индийских астрономо-математических методов.
Важные сведения о том, как происходила передача научных сведений в классическую эпоху, содержатся в сочинениях Абу Райхана Беруни. Он сам в период с 1017 по 1030 год провёл много лет в Индии, досконально изучил индийскую науку, многое перевёл с санскрита на арабский язык, равно как и с арабского языка на санскрит. Бируни в «Индии» даёт современной ему индийской астрономии такие характеристики:
Астрономия — самая знаменитая наука среди индийцев вследствие того, что с ней связаны дела их религии. К тому из них, кто не знает астрологии, не может быть применено звание астронома только ради знания математической астрономии («Индия», гл. XIV).
Что касается индийцев, то их религиозные книги и пураны — книги преданий, все они говорят о мироздании такое, что целиком противоречит тому, что принято у их астрономов за несомненную истину. Однако люди нуждаются в этих книгах при соблюдении обрядов, и благодаря им массы простого народа вынуждены руководствоваться астрономическими расчётами и астрологическими предостережениями. Поэтому они проявляют благосклонность к астрономам, любят говорить об их достоинствах, считают за счастливое предзнаменование встречу с ними и выражают твердую уверенность в том, что они станут обитателями рая и ни один из них не попадёт в ад. А их астрономы воздают им за это тем, что объявляют правдивыми их представления и к ним приноравливаются, хотя большая их часть противоречит истине, и снабжают их теми, какие им требуются. По этой причине с течением времени оба вида представлений перемешались; и в результате изложение их астрономов очень путаное, в особенности у подражателей, которые передают основы с чужих слов и не идут путём исследования, а таких авторов — большинство («Индия», гл. XXVI).
Астрономия средневековой Индии
После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переместился в Центральную и Южную Индию. Из астрономов и математиков этой эпохи известны Ариабхата II (920—1000), Шрипати (1019—1066), Бхаскара II (1114—1185).
В Керальской школе, основателем которой был Мадхава из Сангамаграмы (1350—1425), работали Ватасери Парамешвара (1380—1460), Дамодара (XV в.), Нилаканта Сомаяджи (1444—1544), Ачьюта Пишарати (1550—1621), Нараяна Бхаттатири (1559—1664). Астрономы Керальской школы с высокой точностью вычисляли величину предварения равноденствий, а также продолжительность года, лунного месяца и других астрономических констант.
Савай Джай Сингх
Обсерватория Савай Джай Сингха в Джайпуре
Последним ярким событием научной жизни Индии перед её завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько обсерваторий в Северной и Центральной Индии. Эти обсерватории продолжали традицию таких крупных обсерваторий Востока с большими астрономическими инструментами, какими были Марагинская (13 в.) и Самаркандская (15 в.) обсерватории.
В составленном Савай Джай Сингхом зидже содержатся сведения о современной западной астрономии: в нём излагается учение о движении планет по эллипсам и указываются наблюдения колец Сатурна и спутников Юпитера.
Примечания
↑ Thurston 1992, Duke 2005.
↑ Pingree 1974, Duke 2008.
Литература
Источники
Sûrya-Siddhânta: a text-book of Hindu astronomy / Ed. and tr. Phanindralal Gangooly. Dehli, 1860. Reprint 1989.
Varâha Mihira. Pañchasiddhântikâ / Text, tr. and intr. by G. Thibaut and M. S. Dvivedî. Benares, 1889.
Âryabhata. The Âryabhatîya. An ancient Indian work on mathematics and astronomy / Tr. W. E. Clark. Chicago, 1930.
Neugebauer O., Pingree D. The Pañchasiddhântikâ of Varâhamihira. 2 vols. Copenhagen, Munskgaard, 1970-71.
Vedanga Jyotisa of Lagadha (недоступная ссылка) / Ed. K.V.Sarma. Indian Journal of History of Science, 19, # 3-4, suppl., 1972.
Sisyadhivrddhidatantra of Lalla / Tr. and notes by B. Chatterjee. Indian National Science Academy, 1981.
Исследования
Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.— М.: Наука, 1991.
Володарский А. И. Астрономия в Древней Индии // Историко-астрономические исследования. т. 12, 1975.
Володарский А. И. Ариабхата: к 1500-летию со дня рождения.— М.: Наука, 1976.
Куртик Г. Е. Теория прецессии в средневековой индийской и ранней исламской астрономии.— М.: Наука, 1987.
Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии.— Ташкент: Фан, 1990.
Brennand W. Hindu Astronomy.— Straker, 1896.
Duke D. The Equant in India: The Mathematical Basis of Ancient Indian Planetary Models. Archive for History of Exact Sciences, V. 59, No 6, 2005.
Duke D. An interesting property of the equant. DIO, V. 15, pp. 24-37, 2008.
Kaye G. R. Hindu astronomy: ancient science of the Hindus.— New Dehli: Cosmo Publications, 1981.
Lishk S. S. Jaina astronomy.— Dehli: Vidya Sagara Publications, 1987.
Pingree D. On the Greek Origin of the Indian Planetary Model Employing a Double Epicycle // Journal of the History of Astronomy. — 1971. — Vol. 2. — P. 80—85.
Pingree D. Concentric with Equant // Archives Internationales d'Histoire des Sciences. — 1974. — Vol. 24. — P. 26—28.
Pingree D. The Recovery of Early Greek Astronomy from India // Journal of the History of Astronomy. — 1976. — Vol. 7. — P. 109—123.
Rao S. B. Indian astronomy: an introduction.— Hyderabad: Universiteis Press, 2000.
Rao N. K. Aspects of prehistoric astronomy in India // Bull. Astr. Soc. India, 33, p. 499—511, 2005.
Sarma K. V. A history of the Kerala school of Hindu astronomy (in perspective).— Hoshiarpur: Vishveshvaranand Institute, 1972.
Sharma V. N. Sawai Jai Singh and his astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 1995.
Sharma P. D. Hindu Astronomy.— Dehli: Global Vision Publishing, 2004.
Thompson R. L. Vedic cosmography and astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 2003.
Thurston H. Greek and Indian planetary longitudes. Archive for History of Exact Sciences, V. 44, No 3, p. 191—195, 1992.
Thurston H. Early astronomy. — New York: Springer-Verlag, 1994.
Van der Waerden B. L. The heliocentric system in Greek, Persian and Hindu astronomy // In: From deferent to equant: A Volume of Studies in the History of Science in the Ancient and Medieval Near East in Honor of E.S. Kennedy. — Annals of the New York Academy of Sciences, 1987, June. — Vol. 500. — P. 525—545.
Ссылки
ru-wiki.org
Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.
Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.
Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
studfiles.net
Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции.
Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа.
Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.
Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.
Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
studfiles.net
4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в Vначале VI века н.э. Ученый знал значение “пи” , предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля) . Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие “цифра” ,” синус” , “корень” впервые появились именно в древней Индии. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было. До сих пор в Индии большим почетом пользуется
аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики. Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо- буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.
Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод “Бхагавдгиты” ; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы “Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов” .
studfiles.net
Индийская астрономия - это... Что такое Индийская астрономия?
Индийская астрономия — астрономические познания и взгляды жителей Индийского субконтинента.
Веды
Ранняя астрономия Индии была тесно связана с религией.
Сведения, касающиеся небесных явлений, можно найти в Ведах — священных текстах ведийской религии, датируемых II—I тысячелетием до н. э. Здесь упоминаются солнечные затмения, даётся список двадцати семи «лунных стоянок» — накшатр, указывается способ вставки тринадцатого месяца. Космогонические гимны Вед прославляют божественную Землю-Притхиви и Солнце-Сурью.
К «Ведам» примыкает «Джьотиша-веданга», в которой описываются календарные расчёты, необходимые для правильного проведения жертвоприношений. Считается, что её окончательный текст был составлен Лагадхой в последние века до н. э., однако принятое в ней положение точек солнцестояний и равноденствий соответствует более ранней эпохе 12-14 века до н. э. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.
Пураны
Пураны, составленные в первых веках н. э. и отражающие представления брахманического индуизма, являются сборниками разнообразных преданий, в том числе и космологического характера. Индуистские представления об устройстве мира излагаются в «Вишну-пуране», «Матсья-пуране», «Ваю-пуране» и других пуранах. Здесь рассказывается о плоской Земле, в центре которой находится гора Меру, вокруг которой вращаются небесные светила, погоняемые непрестанным ветром; о семи земных континентах; о циклах времени, измеряемых гигантскими периодами лет. Приведём пару извлечений из «Маться-пураны» (в передаче Аль-Бируни в «Индии»):
Расстояние от неба до земли равно половине диаметра Земли. Солнце расположено ниже всех планет, а Луна — над ним. Лунные стоянки с их звёздами — выше Луны, а над ними Меркурий, за которым следует Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, а над нею — Полярная звезда. И Полярная звезда связана с небом. Звёзд человек не может сосчитать («Индия», гл. LV).
Солнце и звёзды двигаются в направлении к югу с быстротой стрелы, вращаясь вокруг Меру. Вращение Солнца напоминает быстрое вращение бревна с горящим концом. Солнце по сути не исчезает, а только скрывается от одной части и продолжает светить другой части обитателей четырёх городов в четырёх сторонах от горы Меру. Оно вращается вокруг Меру, начиная с севера горы Локалока; оно не проходит далее Локалоки и не освещает её южную сторону («Индия», гл. XXVII).
Сиддханты
Знакомство индийцев с греческой астрономией произошло в эллинистическую эпоху. Центром активных торговых и культурных контактов Индии с эллинистическим миром в первые века н. э. было побережье Западной Индии и примыкавшие к нему области. Около 150 года н. э. Яванешвара, учёный грек, живший при дворе Рудрадамана I, царя династии Западных Кшатрапов, перевёл с греческого языка на санскрит трактат по гороскопической астрологии. В Индии этот трактат стали называть «Явана-джиттакой» — «Греческой джиттакой». Расчёты движения небесных тел в «Явана-джиттаке» основаны на применении зигзагообразных функций — вавилонской технике, перенятой греческими астрономами. Около 270 года Спхуджидхваджа переложил «Явана-джиттаку» в стихи, и именно это переложение дошло до наших дней.
Трактаты, излагающие новую научную астрономию, основанную на перенятых у греков идеях, стали называться сиддхантами. Варахамихира, живший в VI веке, перечисляет в своей «Панча-сиддхантике» пять сиддхант, имевшихся в его распоряжении: «Пайтамаха-сиддханту», «Васиштха-сиддханту», «Паулиша-сиддханту», «Ромака-сиддханту», «Сурья-сиддханту».
В основе первых двух сиддхант лежит вавилонская техника зигзагообразных функциий. В «Пайтамаха-сиддханте» время отсчитывается от 11 января 80 года н. э. Возможно, что она была составлена немного позднее этой даты. «Васиштха-сиддханта» существовала уже в 270 году, поскольку её упоминает Спхуджидхваджа в «Явана-Джаттаке» (XXIX, 3).
В остальных трёх сиддхантах применяются тригонометрические методы расчётов. Кроме того, в них используется схема движения планет по эпициклам, разработанная Аполлонием и Гиппархом. Уточнённые схемы эпициклического движения, развитые Птолемеем, греческими астрономами не применялись. «Паулиша-сиддханта» названа по имени некоего Павла, которого иногда отождествляют с астрологом Павлом Александрийским, а «Ромака-сиддханта» называется «римской».
По мнению Варахамихиры, самой точной является «Сурья-сиддханта». Эта сиддханта неоднократно комментировалась и сохранилась в нескольких редакциях, заметно различающихся между собой. Она состоит из 14 разделов, в которых изучаются вопросы, связанные со средним движением и истинным положением планет, лунными и солнечными затмениями, определением направления, места и времени, нахождением одинакового положения планет и созвездий, изучением астрономических приборов и инструментов, рассмотрением ряда географических проблем.
Классическая эпоха
Первыми индийскими астрономами, чьи сочинения дошли до нас целиком, были Ариабхата (476—550) и его младший современник Варахамихира (505—587). Они работали в Удджайне, столице Империи Гупта, в эпоху наибольшего расцвета индийской культуры. Их непосредственными последователями были Брахмагупта (598—660) и Бхаскара I (600—680).
Индийские учёные усвоили достижения греческой науки и внесли в развитие математической астрономии свой собственный вклад. В тригонометрических расчётах сферической геометрии они перешли от хорд, которыми пользовались греки, к синусам. Синус был ведён уже в «Сурье-сиддханте». В «Ариабхатии» Ариабхаты дано определение синуса и приведена таблица с шагом 3°45'.
Индийские астрономы успешно решали задачи сферической тригонометрии. Однако метод, описанный Птолемеем и основанный на теореме Менелая для полного четырёхсторонника, у них не применялся. Они пользовались проективными методами, которые соответствовали методам из «Аналеммы» Птолемея, и в результате получили набор вычислительных правил, позволявших решить любую задачу сферической астрономии. С их помощью такая задача сводилась в конечном счёте к сравнению подобных плоских прямоугольных треугольников между собой. При решении нередко применялась теория квадратных уравнений и метод последовательных приближений.
Из собственно астрономических вопросов примечательно учение Ариабхаты о том, что суточное движение неба — лишь кажущееся, вызванное вращением Земли вокруг своей оси.
Контакты индийской и арабской астрономии
Во второй половине VIII века с индийскими сочинениями по астрономии познакомились багдадские астрономы — как гласит легенда, через одного из членов посольства Индии к халифу ал-Мансуру. Индийский учёный по имени Канка (или Манка) привёз с собой в Багдад сочинение Брахмагупты, «Брахма-спхута-сиддханту». Его перевод с санскрита на арабский язык выполнил один из виднейших представителей багдадской школы того времени, Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари. На основе этого перевода был составлен зидж, получивший название «Большой Синдхинд» и сыгравший важную роль в распространении индийских астрономо-математических методов.
Важные сведения о том, как происходила передача научных сведений в классическую эпоху, содержатся в сочинениях Абу Райхана Беруни. Он сам в период с 1017 по 1030 год провёл много лет в Индии, досконельно изучил индийскую науку, многое перевёл с санскрита на арабский язык, равно как и с арабского языка на санскрит. Бируни в «Индии» даёт современной ему индийской астрономии такие характеристики:
Астрономия — самая знаменитая наука среди индийцев вследствие того, что с ней связаны дела их религии. К тому из них, кто не знает астрологии, не может быть применено звание астронома только ради знания математической астрономии («Индия», гл. XIV).
Что касается индийцев, то их религиозные книги и пураны — книги преданий, все они говорят о мироздании такое, что целиком противоречит тому, что принято у их астрономов за несомненную истину. Однако люди нуждаются в этих книгах при соблюдении обрядов, и благодаря им массы простого народа вынуждены руководствоваться астрономическими расчётами и астрологическими предостережениями. Поэтому они проявляют благосклонность к астрономам, любят говорить об их достоинствах, считают за счастливое предзнаменование встречу с ними и выражают твердую уверенность в том, что они станут обитателями рая и ни один из них не попадёт в ад. А их астрономы воздают им за это тем, что объявляют правдивыми их представления и к ним приноравливаются, хотя большая их часть противоречит истине, и снабжают их теми, какие им требуются. По этой причине с течением времени оба вида представлений перемешались; и в результате изложение их астрономов очень путаное, в особенности у подражателей, которые передают основы с чужих слов и не идут путём исследования, а таких авторов — большинство («Индия», гл. XXVI).
Астрономия средневековой Индии
После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Центральную и Южную Индию. Из астрономов и математиков этой эпохи известны Ариабхата II (920—1000), Шрипати (1019—1066), Бхаскара II (1114—1185).
В Керальской школе, основателем которой был Мадхава из Сангамаграмы (1350—1425), работают Ватасери Парамешвара (1380—1460), Дамодара (XV в.), Нилаканта Сомаяджи (1444—1544), Ачьюта Пишарати (1550—1621), Нараяна Бхаттатири (1559—1664). Астрономы Керальской школы с высокой точностью вычисляли величину предварения равноденствий, а также продолжительность года, лунного месяца и других астрономических констант.
Савай Джай Сингх
Обсерватория Савай Джай Сингха в Джайпуре
Последним ярким событием научной жизни Индии перед её завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько обсерваторий с Северной и Центральной Индии. Эти обсерватории продолжали традицию таких крупных обсерваторий Востока с большими астрономическими инструментами, какими были Марагинская (13 в.) и Самаркандская (15 в.) обсерватории.
В составленном Савай Джай Сингхом зидже содержатся сведения о современной западной астрономии: в нём излагается учение о движении планет по эллипсам и указываются наблюдения колец Сатурна и спутников Юпитера.
Литература
Источники
Sûrya-Siddhânta: a text-book of Hindu astronomy / Ed. and tr. Phanindralal Gangooly. Dehli, 1860. Reprint 1989.
Varâha Mihira. Pañchasiddhântikâ / Text, tr. and intr. by G. Thibaut and M. S. Dvivedî. Benares, 1889.
Âryabhata. The Âryabhatîya. An ancient Indian work on mathematics and astronomy / Tr. W. E. Clark. Chicago, 1930.
Neugebauer O., Pingree D. The Pañchasiddhântikâ of Varâhamihira. 2 vols. Copenhagen, Munskgaard, 1970-71.
Vedanga Jyotisa of Lagadha / Ed. K.V.Sarma. Indian Journal of History of Science, 19, # 3-4, suppl., 1972.
Sisyadhivrddhidatantra of Lalla / Tr. and notes by B. Chatterjee. Indian National Science Academy, 1981.
Исследования
Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.— М.: Наука, 1991.
Володарский А. И. Астрономия в Древней Индии // Историко-астрономические исследования. т. 12, 1975.
Володарский А. И. Ариабхата: к 1500-летию со дня рождения.— М.: Наука, 1976.
Куртик Г. Е. Теория прецессии в средневековой индийской и ранней исламской астрономии.— М.: Наука, 1987.
Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии.— Ташкент: Фан, 1990.
Brennand W. Hindu Astronomy.— Straker, 1896.
Kaye G. R. Hindu astronomy: ancient science of the Hindus.— New Dehli: Cosmo Publications, 1981.
Lishk S. S. Jaina astronomy.— Dehli: Vidya Sagara Publications, 1987.
Rao S. B. Indian astronomy: an introduction.— Hyderabad: Universiteis Press, 2000.
Rao N. K. Aspects of prehistoric astronomy in India // Bull. Astr. Soc. India, 33, p. 499—511, 2005.
Sarma K. V. A history of the Kerala school of Hindu astronomy (in perspective).— Hoshiarpur: Vishveshvaranand Institute, 1972.
Sharma V. N. Sawai Jai Singh and his astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 1995.
Sharma P. D. Hindu Astronomy.— Dehli: Global Vision Publishing, 2004.
Thompson R. L. Vedic cosmography and astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 2003.
Ссылки
biograf.academic.ru
Астрономия и математика. Древняя Индия. Быт, религия, культура
Астрономия и математика
Хотя практически ничего не известно о развитии астрономии в Древней Индии на самых ранних этапах развития, можно предположить, что в целом она испытала на себе влияние греческой астрономии в первые века нашей эры, если не раньше. Новые идеи были восприняты сугубо для астрологических целей. Из западной астрономии в Индии переняли знаки зодиака, а также семь дней недели. Как во всех древних странах, развитие астрономии в Индии сдерживалось отсутствием телескопа, однако индийцы владели другими способами наблюдения и довольно точными системами вычисления и измерения. Единственными небесными телами Солнечной системы, которые можно было увидеть невооруженным глазом, были Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Индийские астрономы уделяли больше внимания изучению фаз Луны. В своих расчетах индийские астрономы исходили из того, что Земля является центром вселенной, хотя в V в. астроном Арьябхата высказывал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.
Именно индийские математики изобрели ноль. В древних индийских рукописях отдельными знаками обозначались десятки и сотни, как, например, в римских цифрах. Однако нет никаких сомнений, что девять цифр и ноль использовались индийскими математиками за столетия до того, как они впервые появились в работе, датированной 698 г. Эта система была уже известна в Сирии раньше, и сирийский монах-астроном Сиверий Себокхт указал в 682 г., что эта система была создана в Индии. Имя ее изобретателя остается неизвестным, но он является автором одного из величайших и важнейших для мира открытий.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
document.wikireading.ru
Астрономия и астрология в древней Индии
Что в первую очередь вспоминается, когда речь заходит о Древней Индии? Яркие красочные фильмы, где много поют и танцуют, полуразрушенные храмы и, конечно, Камасутра. Самые продвинутые вспомнят еще о том, что в Индии жил Будда – основатель одной из мировых религий – и родилось учение о переселении душ.
Но ведь не зря же в Индию всегда стремились искатели тайных знаний! Там побывали Николай Рерих, Елена Блаватская, а пару тысяч лет назад, по слухам, сам Иисус Христос учился у древнеиндийских мудрецов.
Особенности древнеиндийской науки
В глубокой древности любые научные знания так или иначе оказывались связаны с религией и мистикой, а так как эти знания были доступны немногим, то считались еще и тайными. Исключением является античная Греция, но речь сейчас не о ней.
Наука Древней Индии называется ведической, потому что она во многом берет начало в текстах древнейшей из известных нам книг – Ведах. Основное внимание древнеиндийские мудрецы уделяли человеку, который, являясь частью Космоса, всегда стремится к гармонии с окружающим миром и с самим собой. И все научные исследования были направлены на поиски путей достижения этой гармонии.
Например, одной из наук Древней Индии можно назвать йогу, которая занималась вопросами совершенства человеческого тела и духа. В аюрведе собраны знания древних индусов о болезнях и способах их излечения. Тантра – мистическое учение о связи человеческого духа с Божественной энергией и способах управления ей. Васту – древнеиндийская наука о создании идеальных, правильных, с точки зрения религии и мистики, жилищ.
А еще была такая наука, как джйотиш — учение о звездах и планетах и их влиянии на судьбы человека и мира. То есть это астрология, в основе которой лежат знания об астрономии. Достижения мудрецов Древней Индии в этой сфере впечатляют.
Астрономия в Древней Индии
В древнеиндийских научно-философских трактатах, например, в труде Сурьи Сидханты, написанном 5 тысяч лет назад, говорится не только о том, что планеты шарообразны, но и даются описания и расчеты их орбит. Причем данные эти очень близки к современным. Удивительно, но древний астроном описывает такие планеты, как Нептун и Уран, открытые европейцами только в XX веке.
В отличие от планет, солнца и луны, звезды древнеиндийских астрономов почти не интересовали. Их внимание привлекали только те созвездия и группы звезд, которые они называли «накшатры» — лунные стоянки. Именно здесь каждую ночь оказывается Луна. Всего лунных стоянок – 27.
Вообще, Луна занимает важное место не только в астрономии, но и в религии древних индусов. Они считали, что Солнце управляет телом человека, а Луна – душой, которая важнее тела.
Джйотиш – как наука о предсказаниях
Знания о пути, который проходит среди звезд Луна, необходимы были, в первую очередь, для астрологических предсказаний. В отличие от европейской астрологии, считавшей главным Солнце и его прохождение через 12 зодиакальных созвездий, древние астрологи составляли гороскопы, ориентируясь по Луне.
Другим отличием джйотиш от западноевропейской астрологии является то, что в нем расчеты строятся не только на основе положения солнца относительно 12 созвездий, но и положения Луны на лунных стоянках, поэтому ведические гороскопы намного сложнее и, как говорят, правильнее.
В настоящее время ведическая астрология признается самой точной. Более того, в некоторых индуистских храмах есть целые коллекции гороскопов, по слухам, составленных в древности на всех людей земли, даже еще тогда и не родившихся. И каждый, попавший в тот храм, может получить свой гороскоп, составленный не одну тысячу лет назад.
Астрология в современной Индии
Древние знания не только бережно сохраняются в храмах, они активно используются и в повседневной жизни современных индусов. Хотя, конечно, джйотиш не избежал влияния западной культуры, но и сейчас в Индии составляются гороскопы при рождении ребенка и в важные моменты жизни. Более того, курс астрологии преподается даже в некоторых университетах.