Астрономия в древней индии. 4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Математика, астрономия, медицина Древней Индии. Астрономия в древней индии


Индийская астрономия — WiKi

Веды

Ранняя астрономия Индии была тесно связана с религией. Сведения, касающиеся небесных явлений, можно найти в Ведах — священных текстах ведийской религии, датируемых II—I тысячелетием до н. э. Здесь упоминаются солнечные затмения, даётся список двадцати семи «лунных стоянок» — накшатр, указывается способ вставки тринадцатого месяца. Космогонические гимны Вед прославляют божественную Землю-Притхиви и Солнце-Сурью.

К «Ведам» примыкает «Джьотиша-веданга», в которой описываются календарные расчёты, необходимые для правильного проведения жертвоприношений. Считается, что её окончательный текст был составлен Лагадхой в последние века до н. э., однако принятое в ней положение точек солнцестояний и равноденствий соответствует более ранней эпохе 12-14 века до н. э. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.

Пураны

Пураны, составленные в первых веках н. э. и отражающие представления брахманического индуизма, являются сборниками разнообразных преданий, в том числе и космологического характера. Индуистские представления об устройстве мира излагаются в «Вишну-пуране», «Матсья-пуране», «Ваю-пуране» и других пуранах. Здесь рассказывается о плоской Земле, в центре которой находится гора Меру, вокруг которой вращаются небесные светила, погоняемые непрестанным ветром; о семи земных континентах; о циклах времени, измеряемых гигантскими периодами лет. Приведём пару извлечений из «Маться-пураны» (в передаче Аль-Бируни в «Индии»):

Расстояние от неба до земли равно половине диаметра Земли. Солнце расположено ниже всех планет, а Луна — над ним. Лунные стоянки с их звёздами — выше Луны, а над ними Меркурий, за которым следует Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, а над нею — Полярная звезда. И Полярная звезда связана с небом. Звёзд человек не может сосчитать («Индия», гл. LV).

Солнце и звёзды двигаются в направлении к югу с быстротой стрелы, вращаясь вокруг Меру. Вращение Солнца напоминает быстрое вращение бревна с горящим концом. Солнце по сути не исчезает, а только скрывается от одной части и продолжает светить другой части обитателей четырёх городов в четырёх сторонах от горы Меру. Оно вращается вокруг Меру, начиная с севера горы Локалока; оно не проходит далее Локалоки и не освещает её южную сторону («Индия», гл. XXVII).

Сиддханты

Знакомство индийцев с греческой астрономией произошло в эллинистическую эпоху. Центром активных торговых и культурных контактов Индии с эллинистическим миром в первые века н. э. было побережье Западной Индии и примыкавшие к нему области. Около 150 года н. э. Яванешвара, учёный грек, живший при дворе Рудрадамана I, царя династии Западных Кшатрапов, перевёл с греческого языка на санскрит трактат по гороскопической астрологии. В Индии этот трактат стали называть «Явана-джиттакой» — «Греческой джиттакой». Расчёты движения небесных тел в «Явана-джиттаке» основаны на применении зигзагообразных функций — вавилонской технике, перенятой греческими астрономами. Около 270 года Спхуджидхваджа переложил «Явана-джиттаку» в стихи, и именно это переложение дошло до наших дней.

Трактаты, излагающие новую научную астрономию, основанную на перенятых у греков идеях, стали называться сиддхантами. Варахамихира, живший в VI веке, перечисляет в своей «Панча-сиддхантике» пять сиддхант, имевшихся в его распоряжении: «Пайтамаха-сиддханту», «Васиштха-сиддханту», «Паулиша-сиддханту», «Ромака-сиддханту», «Сурья-сиддханту».

В основе первых двух сиддхант лежит вавилонская техника зигзагообразных функциий. В «Пайтамаха-сиддханте» время отсчитывается от 11 января 80 года н. э. Возможно, что она была составлена немного позднее этой даты. «Васиштха-сиддханта» существовала уже в 270 году, поскольку её упоминает Спхуджидхваджа в «Явана-Джаттаке» (XXIX, 3). «Паулиша-сиддханта» названа по имени некоего Павла, которого иногда отождествляют с астрологом Павлом Александрийским, а «Ромака-сиддханта» называется «римской».

В остальных трёх сиддхантах применяются тригонометрические методы расчётов. Кроме того, в них используется схема движения планет по эпициклам, разработанная Аполлонием и Гиппархом. Как предположил Бартель ван дер Варден, индийские планетные теории математически эквивалентны птолемеевой теории бисекции эксцентриситета (см. Эквант). Эта точка зрения получила поддержку в трудах ряда современных историков науки[1]. С другой стороны, при моделировании движения Солнца и Луны индийские астрономы использовали теорию, в которой Земля находится в геометрическом центре орбиты светила, но скорость движения светила меняется таким образом, что его движение выглядит равномерным при наблюдении из точки, смещенной относительно его центра[2].

По мнению Варахамихиры, самой точной из сиддхант является «Сурья-сиддханта». Эта сиддханта неоднократно комментировалась и сохранилась в нескольких редакциях, заметно различающихся между собой. Она состоит из 14 разделов, в которых изучаются вопросы, связанные со средним движением и истинным положением планет, лунными и солнечными затмениями, определением направления, места и времени, нахождением одинакового положения планет и созвездий, изучением астрономических приборов и инструментов, рассмотрением ряда географических проблем.

Классическая эпоха

Первыми индийскими астрономами, чьи сочинения дошли до нас целиком, были Ариабхата (476—550) и его младший современник Варахамихира (505—587). Они работали в Удджайне, столице Империи Гупта, в эпоху наибольшего расцвета индийской культуры. Их непосредственными последователями были Брахмагупта (598—660) и Бхаскара I (600—680).

Индийские учёные усвоили достижения греческой науки и внесли в развитие математической астрономии свой собственный вклад. В тригонометрических расчётах сферической геометрии они перешли от хорд, которыми пользовались греки, к синусам. Синус был ведён уже в «Сурье-сиддханте». В «Ариабхатии» Ариабхаты дано определение синуса и приведена таблица с шагом 3°45'.

Индийские астрономы успешно решали задачи сферической тригонометрии. Однако метод, описанный Птолемеем и основанный на теореме Менелая для полного четырёхсторонника, у них не применялся. Они пользовались проективными методами, которые соответствовали методам из «Аналеммы» Птолемея, и в результате получили набор вычислительных правил, позволявших решить любую задачу сферической астрономии. С их помощью такая задача сводилась в конечном счёте к сравнению подобных плоских прямоугольных треугольников между собой. При решении нередко применялась теория квадратных уравнений и метод последовательных приближений.

Из собственно астрономических вопросов примечательно учение Ариабхаты о том, что суточное движение неба — лишь кажущееся, вызванное вращением Земли вокруг своей оси.

Контакты индийской и арабской астрономии

Во второй половине VIII века с индийскими сочинениями по астрономии познакомились багдадские астрономы — как гласит легенда, через одного из членов посольства Индии к халифу ал-Мансуру. Индийский учёный по имени Канка (или Манка) привёз с собой в Багдад сочинение Брахмагупты, «Брахма-спхута-сиддханту». Его перевод с санскрита на арабский язык выполнил один из виднейших представителей багдадской школы того времени, Мухаммад аль-Фазари. На основе этого перевода был составлен зидж, получивший название «Большой Синдхинд» и сыгравший важную роль в распространении индийских астрономо-математических методов.

Важные сведения о том, как происходила передача научных сведений в классическую эпоху, содержатся в сочинениях Абу Райхана Беруни. Он сам в период с 1017 по 1030 год провёл много лет в Индии, досконально изучил индийскую науку, многое перевёл с санскрита на арабский язык, равно как и с арабского языка на санскрит. Бируни в «Индии» даёт современной ему индийской астрономии такие характеристики:

Астрономия — самая знаменитая наука среди индийцев вследствие того, что с ней связаны дела их религии. К тому из них, кто не знает астрологии, не может быть применено звание астронома только ради знания математической астрономии («Индия», гл. XIV).

Что касается индийцев, то их религиозные книги и пураны — книги преданий, все они говорят о мироздании такое, что целиком противоречит тому, что принято у их астрономов за несомненную истину. Однако люди нуждаются в этих книгах при соблюдении обрядов, и благодаря им массы простого народа вынуждены руководствоваться астрономическими расчётами и астрологическими предостережениями. Поэтому они проявляют благосклонность к астрономам, любят говорить об их достоинствах, считают за счастливое предзнаменование встречу с ними и выражают твердую уверенность в том, что они станут обитателями рая и ни один из них не попадёт в ад. А их астрономы воздают им за это тем, что объявляют правдивыми их представления и к ним приноравливаются, хотя большая их часть противоречит истине, и снабжают их теми, какие им требуются. По этой причине с течением времени оба вида представлений перемешались; и в результате изложение их астрономов очень путаное, в особенности у подражателей, которые передают основы с чужих слов и не идут путём исследования, а таких авторов — большинство («Индия», гл. XXVI).

Астрономия средневековой Индии

После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переместился в Центральную и Южную Индию. Из астрономов и математиков этой эпохи известны Ариабхата II (920—1000), Шрипати (1019—1066), Бхаскара II (1114—1185).

В Керальской школе, основателем которой был Мадхава из Сангамаграмы (1350—1425), работали Ватасери Парамешвара (1380—1460), Дамодара (XV в.), Нилаканта Сомаяджи (1444—1544), Ачьюта Пишарати (1550—1621), Нараяна Бхаттатири (1559—1664). Астрономы Керальской школы с высокой точностью вычисляли величину предварения равноденствий, а также продолжительность года, лунного месяца и других астрономических констант.

Савай Джай Сингх

  Обсерватория Савай Джай Сингха в Джайпуре

Последним ярким событием научной жизни Индии перед её завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько обсерваторий в Северной и Центральной Индии. Эти обсерватории продолжали традицию таких крупных обсерваторий Востока с большими астрономическими инструментами, какими были Марагинская (13 в.) и Самаркандская (15 в.) обсерватории.

В составленном Савай Джай Сингхом зидже содержатся сведения о современной западной астрономии: в нём излагается учение о движении планет по эллипсам и указываются наблюдения колец Сатурна и спутников Юпитера.

Примечания

  1. ↑ Thurston 1992, Duke 2005.
  2. ↑ Pingree 1974, Duke 2008.

Литература

Источники

  • Sûrya-Siddhânta: a text-book of Hindu astronomy / Ed. and tr. Phanindralal Gangooly. Dehli, 1860. Reprint 1989.
  • Varâha Mihira. Pañchasiddhântikâ / Text, tr. and intr. by G. Thibaut and M. S. Dvivedî. Benares, 1889.
  • Âryabhata. The Âryabhatîya. An ancient Indian work on mathematics and astronomy / Tr. W. E. Clark. Chicago, 1930.
  • Neugebauer O., Pingree D. The Pañchasiddhântikâ of Varâhamihira. 2 vols. Copenhagen, Munskgaard, 1970-71.
  • Vedanga Jyotisa of Lagadha (недоступная ссылка) / Ed. K.V.Sarma. Indian Journal of History of Science, 19, # 3-4, suppl., 1972.
  • Sisyadhivrddhidatantra of Lalla / Tr. and notes by B. Chatterjee. Indian National Science Academy, 1981.

Исследования

  • Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
  • Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.— М.: Наука, 1991.
  • Володарский А. И. Астрономия в Древней Индии // Историко-астрономические исследования. т. 12, 1975.
  • Володарский А. И. Ариабхата: к 1500-летию со дня рождения.— М.: Наука, 1976.
  • Куртик Г. Е. Теория прецессии в средневековой индийской и ранней исламской астрономии.— М.: Наука, 1987.
  • Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии.— Ташкент: Фан, 1990.
  • Brennand W. Hindu Astronomy.— Straker, 1896.
  • Duke D. The Equant in India: The Mathematical Basis of Ancient Indian Planetary Models. Archive for History of Exact Sciences, V. 59, No 6, 2005.
  • Duke D. An interesting property of the equant. DIO, V. 15, pp. 24-37, 2008.
  • Kaye G. R. Hindu astronomy: ancient science of the Hindus.— New Dehli: Cosmo Publications, 1981.
  • Lishk S. S. Jaina astronomy.— Dehli: Vidya Sagara Publications, 1987.
  • Pingree D. On the Greek Origin of the Indian Planetary Model Employing a Double Epicycle // Journal of the History of Astronomy. — 1971. — Vol. 2. — P. 80—85.
  • Pingree D. Concentric with Equant // Archives Internationales d'Histoire des Sciences. — 1974. — Vol. 24. — P. 26—28.
  • Pingree D. The Recovery of Early Greek Astronomy from India // Journal of the History of Astronomy. — 1976. — Vol. 7. — P. 109—123.
  • Rao S. B. Indian astronomy: an introduction.— Hyderabad: Universiteis Press, 2000.
  • Rao N. K. Aspects of prehistoric astronomy in India // Bull. Astr. Soc. India, 33, p. 499—511, 2005.
  • Sarma K. V. A history of the Kerala school of Hindu astronomy (in perspective).— Hoshiarpur: Vishveshvaranand Institute, 1972.
  • Sharma V. N. Sawai Jai Singh and his astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 1995.
  • Sharma P. D. Hindu Astronomy.— Dehli: Global Vision Publishing, 2004.
  • Thompson R. L. Vedic cosmography and astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 2003.
  • Thurston H. Greek and Indian planetary longitudes. Archive for History of Exact Sciences, V. 44, No 3, p. 191—195, 1992.
  • Thurston H. Early astronomy. — New York: Springer-Verlag, 1994.
  • Van der Waerden B. L. The heliocentric system in Greek, Persian and Hindu astronomy // In: From deferent to equant: A Volume of Studies in the History of Science in the Ancient and Medieval Near East in Honor of E.S. Kennedy. — Annals of the New York Academy of Sciences, 1987, June. — Vol. 500. — P. 525—545.

Ссылки

ru-wiki.org

Математика, астрономия, медицина Древней Индии.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа.

Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.

Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

studfiles.net

Математика, астрономия, медицина Древней Индии.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа.

Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.

Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р.Киплинг, И.Гете, Г.Гейне, Г.Гессе, С.Цвейг, Л.Толстой, Р.Ролан, У.Уитмен, Г.Лонгефелло, Г.Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

studfiles.net

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в Vначале VI века н.э. Ученый знал значение “пи” , предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля) . Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие “цифра” ,” синус” , “корень” впервые появились именно в древней Индии. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было. До сих пор в Индии большим почетом пользуется

аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма- их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также - наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этики. Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо- буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм.

Заключение

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод “Бхагавдгиты” ; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы “Шакунтала” и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов” .

studfiles.net

Индийская астрономия - это... Что такое Индийская астрономия?

Индийская астрономия — астрономические познания и взгляды жителей Индийского субконтинента.

Веды

Ранняя астрономия Индии была тесно связана с религией.

Сведения, касающиеся небесных явлений, можно найти в Ведах — священных текстах ведийской религии, датируемых II—I тысячелетием до н. э. Здесь упоминаются солнечные затмения, даётся список двадцати семи «лунных стоянок» — накшатр, указывается способ вставки тринадцатого месяца. Космогонические гимны Вед прославляют божественную Землю-Притхиви и Солнце-Сурью.

К «Ведам» примыкает «Джьотиша-веданга», в которой описываются календарные расчёты, необходимые для правильного проведения жертвоприношений. Считается, что её окончательный текст был составлен Лагадхой в последние века до н. э., однако принятое в ней положение точек солнцестояний и равноденствий соответствует более ранней эпохе 12-14 века до н. э. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.

Пураны

Пураны, составленные в первых веках н. э. и отражающие представления брахманического индуизма, являются сборниками разнообразных преданий, в том числе и космологического характера. Индуистские представления об устройстве мира излагаются в «Вишну-пуране», «Матсья-пуране», «Ваю-пуране» и других пуранах. Здесь рассказывается о плоской Земле, в центре которой находится гора Меру, вокруг которой вращаются небесные светила, погоняемые непрестанным ветром; о семи земных континентах; о циклах времени, измеряемых гигантскими периодами лет. Приведём пару извлечений из «Маться-пураны» (в передаче Аль-Бируни в «Индии»):

Расстояние от неба до земли равно половине диаметра Земли. Солнце расположено ниже всех планет, а Луна — над ним. Лунные стоянки с их звёздами — выше Луны, а над ними Меркурий, за которым следует Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Большая Медведица, а над нею — Полярная звезда. И Полярная звезда связана с небом. Звёзд человек не может сосчитать («Индия», гл. LV).

Солнце и звёзды двигаются в направлении к югу с быстротой стрелы, вращаясь вокруг Меру. Вращение Солнца напоминает быстрое вращение бревна с горящим концом. Солнце по сути не исчезает, а только скрывается от одной части и продолжает светить другой части обитателей четырёх городов в четырёх сторонах от горы Меру. Оно вращается вокруг Меру, начиная с севера горы Локалока; оно не проходит далее Локалоки и не освещает её южную сторону («Индия», гл. XXVII).

Сиддханты

Знакомство индийцев с греческой астрономией произошло в эллинистическую эпоху. Центром активных торговых и культурных контактов Индии с эллинистическим миром в первые века н. э. было побережье Западной Индии и примыкавшие к нему области. Около 150 года н. э. Яванешвара, учёный грек, живший при дворе Рудрадамана I, царя династии Западных Кшатрапов, перевёл с греческого языка на санскрит трактат по гороскопической астрологии. В Индии этот трактат стали называть «Явана-джиттакой» — «Греческой джиттакой». Расчёты движения небесных тел в «Явана-джиттаке» основаны на применении зигзагообразных функций — вавилонской технике, перенятой греческими астрономами. Около 270 года Спхуджидхваджа переложил «Явана-джиттаку» в стихи, и именно это переложение дошло до наших дней.

Трактаты, излагающие новую научную астрономию, основанную на перенятых у греков идеях, стали называться сиддхантами. Варахамихира, живший в VI веке, перечисляет в своей «Панча-сиддхантике» пять сиддхант, имевшихся в его распоряжении: «Пайтамаха-сиддханту», «Васиштха-сиддханту», «Паулиша-сиддханту», «Ромака-сиддханту», «Сурья-сиддханту».

В основе первых двух сиддхант лежит вавилонская техника зигзагообразных функциий. В «Пайтамаха-сиддханте» время отсчитывается от 11 января 80 года н. э. Возможно, что она была составлена немного позднее этой даты. «Васиштха-сиддханта» существовала уже в 270 году, поскольку её упоминает Спхуджидхваджа в «Явана-Джаттаке» (XXIX, 3).

В остальных трёх сиддхантах применяются тригонометрические методы расчётов. Кроме того, в них используется схема движения планет по эпициклам, разработанная Аполлонием и Гиппархом. Уточнённые схемы эпициклического движения, развитые Птолемеем, греческими астрономами не применялись. «Паулиша-сиддханта» названа по имени некоего Павла, которого иногда отождествляют с астрологом Павлом Александрийским, а «Ромака-сиддханта» называется «римской».

По мнению Варахамихиры, самой точной является «Сурья-сиддханта». Эта сиддханта неоднократно комментировалась и сохранилась в нескольких редакциях, заметно различающихся между собой. Она состоит из 14 разделов, в которых изучаются вопросы, связанные со средним движением и истинным положением планет, лунными и солнечными затмениями, определением направления, места и времени, нахождением одинакового положения планет и созвездий, изучением астрономических приборов и инструментов, рассмотрением ряда географических проблем.

Классическая эпоха

Первыми индийскими астрономами, чьи сочинения дошли до нас целиком, были Ариабхата (476—550) и его младший современник Варахамихира (505—587). Они работали в Удджайне, столице Империи Гупта, в эпоху наибольшего расцвета индийской культуры. Их непосредственными последователями были Брахмагупта (598—660) и Бхаскара I (600—680).

Индийские учёные усвоили достижения греческой науки и внесли в развитие математической астрономии свой собственный вклад. В тригонометрических расчётах сферической геометрии они перешли от хорд, которыми пользовались греки, к синусам. Синус был ведён уже в «Сурье-сиддханте». В «Ариабхатии» Ариабхаты дано определение синуса и приведена таблица с шагом 3°45'.

Индийские астрономы успешно решали задачи сферической тригонометрии. Однако метод, описанный Птолемеем и основанный на теореме Менелая для полного четырёхсторонника, у них не применялся. Они пользовались проективными методами, которые соответствовали методам из «Аналеммы» Птолемея, и в результате получили набор вычислительных правил, позволявших решить любую задачу сферической астрономии. С их помощью такая задача сводилась в конечном счёте к сравнению подобных плоских прямоугольных треугольников между собой. При решении нередко применялась теория квадратных уравнений и метод последовательных приближений.

Из собственно астрономических вопросов примечательно учение Ариабхаты о том, что суточное движение неба — лишь кажущееся, вызванное вращением Земли вокруг своей оси.

Контакты индийской и арабской астрономии

Во второй половине VIII века с индийскими сочинениями по астрономии познакомились багдадские астрономы — как гласит легенда, через одного из членов посольства Индии к халифу ал-Мансуру. Индийский учёный по имени Канка (или Манка) привёз с собой в Багдад сочинение Брахмагупты, «Брахма-спхута-сиддханту». Его перевод с санскрита на арабский язык выполнил один из виднейших представителей багдадской школы того времени, Мухаммад ибн Ибрахим ал-Фазари. На основе этого перевода был составлен зидж, получивший название «Большой Синдхинд» и сыгравший важную роль в распространении индийских астрономо-математических методов.

Важные сведения о том, как происходила передача научных сведений в классическую эпоху, содержатся в сочинениях Абу Райхана Беруни. Он сам в период с 1017 по 1030 год провёл много лет в Индии, досконельно изучил индийскую науку, многое перевёл с санскрита на арабский язык, равно как и с арабского языка на санскрит. Бируни в «Индии» даёт современной ему индийской астрономии такие характеристики:

Астрономия — самая знаменитая наука среди индийцев вследствие того, что с ней связаны дела их религии. К тому из них, кто не знает астрологии, не может быть применено звание астронома только ради знания математической астрономии («Индия», гл. XIV).

Что касается индийцев, то их религиозные книги и пураны — книги преданий, все они говорят о мироздании такое, что целиком противоречит тому, что принято у их астрономов за несомненную истину. Однако люди нуждаются в этих книгах при соблюдении обрядов, и благодаря им массы простого народа вынуждены руководствоваться астрономическими расчётами и астрологическими предостережениями. Поэтому они проявляют благосклонность к астрономам, любят говорить об их достоинствах, считают за счастливое предзнаменование встречу с ними и выражают твердую уверенность в том, что они станут обитателями рая и ни один из них не попадёт в ад. А их астрономы воздают им за это тем, что объявляют правдивыми их представления и к ним приноравливаются, хотя большая их часть противоречит истине, и снабжают их теми, какие им требуются. По этой причине с течением времени оба вида представлений перемешались; и в результате изложение их астрономов очень путаное, в особенности у подражателей, которые передают основы с чужих слов и не идут путём исследования, а таких авторов — большинство («Индия», гл. XXVI).

Астрономия средневековой Индии

После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Центральную и Южную Индию. Из астрономов и математиков этой эпохи известны Ариабхата II (920—1000), Шрипати (1019—1066), Бхаскара II (1114—1185).

В Керальской школе, основателем которой был Мадхава из Сангамаграмы (1350—1425), работают Ватасери Парамешвара (1380—1460), Дамодара (XV в.), Нилаканта Сомаяджи (1444—1544), Ачьюта Пишарати (1550—1621), Нараяна Бхаттатири (1559—1664). Астрономы Керальской школы с высокой точностью вычисляли величину предварения равноденствий, а также продолжительность года, лунного месяца и других астрономических констант.

Савай Джай Сингх

Обсерватория Савай Джай Сингха в Джайпуре

Последним ярким событием научной жизни Индии перед её завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько обсерваторий с Северной и Центральной Индии. Эти обсерватории продолжали традицию таких крупных обсерваторий Востока с большими астрономическими инструментами, какими были Марагинская (13 в.) и Самаркандская (15 в.) обсерватории.

В составленном Савай Джай Сингхом зидже содержатся сведения о современной западной астрономии: в нём излагается учение о движении планет по эллипсам и указываются наблюдения колец Сатурна и спутников Юпитера.

Литература

Источники

  • Sûrya-Siddhânta: a text-book of Hindu astronomy / Ed. and tr. Phanindralal Gangooly. Dehli, 1860. Reprint 1989.
  • Varâha Mihira. Pañchasiddhântikâ / Text, tr. and intr. by G. Thibaut and M. S. Dvivedî. Benares, 1889.
  • Âryabhata. The Âryabhatîya. An ancient Indian work on mathematics and astronomy / Tr. W. E. Clark. Chicago, 1930.
  • Neugebauer O., Pingree D. The Pañchasiddhântikâ of Varâhamihira. 2 vols. Copenhagen, Munskgaard, 1970-71.
  • Vedanga Jyotisa of Lagadha / Ed. K.V.Sarma. Indian Journal of History of Science, 19, # 3-4, suppl., 1972.
  • Sisyadhivrddhidatantra of Lalla / Tr. and notes by B. Chatterjee. Indian National Science Academy, 1981.

Исследования

  • Бируни Абу Рейхан. Индия. Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского. // Избранные произведения, Том II. Ташкент: Фан, 1963. // Репринт: М.: Ладомир, 1995.
  • Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.— М.: Наука, 1991.
  • Володарский А. И. Астрономия в Древней Индии // Историко-астрономические исследования. т. 12, 1975.
  • Володарский А. И. Ариабхата: к 1500-летию со дня рождения.— М.: Наука, 1976.
  • Куртик Г. Е. Теория прецессии в средневековой индийской и ранней исламской астрономии.— М.: Наука, 1987.
  • Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии.— Ташкент: Фан, 1990.
  • Brennand W. Hindu Astronomy.— Straker, 1896.
  • Kaye G. R. Hindu astronomy: ancient science of the Hindus.— New Dehli: Cosmo Publications, 1981.
  • Lishk S. S. Jaina astronomy.— Dehli: Vidya Sagara Publications, 1987.
  • Rao S. B. Indian astronomy: an introduction.— Hyderabad: Universiteis Press, 2000.
  • Rao N. K. Aspects of prehistoric astronomy in India // Bull. Astr. Soc. India, 33, p. 499—511, 2005.
  • Sarma K. V. A history of the Kerala school of Hindu astronomy (in perspective).— Hoshiarpur: Vishveshvaranand Institute, 1972.
  • Sharma V. N. Sawai Jai Singh and his astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 1995.
  • Sharma P. D. Hindu Astronomy.— Dehli: Global Vision Publishing, 2004.
  • Thompson R. L. Vedic cosmography and astronomy.— Dehli: Motilal Banarsidass Publishing, 2003.

Ссылки

biograf.academic.ru

Астрономия и математика. Древняя Индия. Быт, религия, культура

Астрономия и математика

Хотя практически ничего не известно о развитии астрономии в Древней Индии на самых ранних этапах развития, можно предположить, что в целом она испытала на себе влияние греческой астрономии в первые века нашей эры, если не раньше. Новые идеи были восприняты сугубо для астрологических целей. Из западной астрономии в Индии переняли знаки зодиака, а также семь дней недели. Как во всех древних странах, развитие астрономии в Индии сдерживалось отсутствием телескопа, однако индийцы владели другими способами наблюдения и довольно точными системами вычисления и измерения. Единственными небесными телами Солнечной системы, которые можно было увидеть невооруженным глазом, были Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Индийские астрономы уделяли больше внимания изучению фаз Луны. В своих расчетах индийские астрономы исходили из того, что Земля является центром вселенной, хотя в V в. астроном Арьябхата высказывал предположение, что Земля вращается вокруг Солнца.

Именно индийские математики изобрели ноль. В древних индийских рукописях отдельными знаками обозначались десятки и сотни, как, например, в римских цифрах. Однако нет никаких сомнений, что девять цифр и ноль использовались индийскими математиками за столетия до того, как они впервые появились в работе, датированной 698 г. Эта система была уже известна в Сирии раньше, и сирийский монах-астроном Сиверий Себокхт указал в 682 г., что эта система была создана в Индии. Имя ее изобретателя остается неизвестным, но он является автором одного из величайших и важнейших для мира открытий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Астрономия и астрология в древней Индии

Что в первую очередь вспоминается, когда речь заходит о Древней Индии? Яркие красочные фильмы, где много поют и танцуют, полуразрушенные храмы и, конечно, Камасутра. Самые продвинутые вспомнят еще о том, что в Индии жил Будда – основатель одной из мировых религий – и родилось учение о переселении душ.

Но ведь не зря же в Индию всегда стремились искатели тайных знаний! Там побывали Николай Рерих, Елена Блаватская, а пару тысяч лет назад, по слухам, сам Иисус Христос учился у древнеиндийских мудрецов.

Особенности древнеиндийской науки

В глубокой древности любые научные знания так или иначе оказывались связаны с религией и мистикой, а так как эти знания были доступны немногим, то считались еще и тайными. Исключением является античная Греция, но речь сейчас не о ней.

Наука Древней Индии называется ведической, потому что она во многом берет начало в текстах древнейшей из известных нам книг – Ведах. Основное внимание древнеиндийские мудрецы уделяли человеку, который, являясь частью Космоса, всегда стремится к гармонии с окружающим миром и с самим собой. И все научные исследования были направлены на поиски путей достижения этой гармонии.

Например, одной из наук Древней Индии можно назвать йогу, которая занималась вопросами совершенства человеческого тела и духа. В аюрведе собраны знания древних индусов о болезнях и способах их излечения. Тантра – мистическое учение о связи человеческого духа с Божественной энергией и способах управления ей. Васту – древнеиндийская наука о создании идеальных, правильных, с точки зрения религии и мистики, жилищ.

А еще была такая наука, как джйотиш — учение о звездах и планетах и их влиянии на судьбы человека и мира. То есть это астрология, в основе которой лежат знания об астрономии. Достижения мудрецов Древней Индии в этой сфере впечатляют.

Астрономия в Древней Индии

В древнеиндийских научно-философских трактатах, например, в труде Сурьи Сидханты, написанном 5 тысяч лет назад, говорится не только о том, что планеты шарообразны, но и даются описания и расчеты их орбит. Причем данные эти очень близки к современным. Удивительно, но древний астроном описывает такие планеты, как Нептун и Уран, открытые европейцами только в XX веке.

В отличие от планет, солнца и луны, звезды древнеиндийских астрономов почти не интересовали. Их внимание привлекали только те созвездия и группы звезд, которые они называли «накшатры» — лунные стоянки. Именно здесь каждую ночь оказывается Луна. Всего лунных стоянок – 27.

Вообще, Луна занимает важное место не только в астрономии, но и в религии древних индусов. Они считали, что Солнце управляет телом человека, а Луна – душой, которая важнее тела.

Джйотиш – как наука о предсказаниях

Знания о пути, который проходит среди звезд Луна, необходимы были, в первую очередь, для астрологических предсказаний. В отличие от европейской астрологии, считавшей главным Солнце и его прохождение через 12 зодиакальных созвездий, древние астрологи составляли гороскопы, ориентируясь по Луне.

Другим отличием джйотиш от западноевропейской астрологии является то, что в нем расчеты строятся не только на основе положения солнца относительно 12 созвездий, но и положения Луны на лунных стоянках, поэтому ведические гороскопы намного сложнее и, как говорят, правильнее.

В настоящее время ведическая астрология признается самой точной. Более того, в некоторых индуистских храмах есть целые коллекции гороскопов, по слухам, составленных в древности на всех людей земли, даже еще тогда и не родившихся. И каждый, попавший в тот храм, может получить свой гороскоп, составленный не одну тысячу лет назад.

Астрология в современной Индии

Древние знания не только бережно сохраняются в храмах, они активно используются и в повседневной жизни современных индусов. Хотя, конечно, джйотиш не избежал влияния западной культуры, но и сейчас в Индии составляются гороскопы при рождении ребенка и в важные моменты жизни. Более того, курс астрологии преподается даже в некоторых университетах.

Автор статьи: Сергей Оркуш

discover24.ru