Известный математик, физик и филолог Герман Грассман в 1875 году составил словарь к гимнам Ригведы. Термин арий (arya), согласно исследованиям ученого, не имеет одного точного значения. В разных местах гимнов это слово употребляется в разных смыслах: деятельный, усердный, благочестивый, праведник, алчный, алчущий богатства, алчущий битвы, безбожник, враг. Индолог П. Тиме дает слову арий значение чужой, чужак, причем в двух смыслах: чужой как друг и чужой как враг.
И для всего этого разнообразия значений в индийских текстах арий обычно хозяин, а в иранских текстах – гостеприимный.
Проблемы со словарем древних индийцев и индоиранцев достаточно велики и зачастую забавны, поскольку не только слово арий, но и многие другие слова, часто повторяющиеся в гимнах, принимают не просто разные, но и противоречащие друг другу значения. Этого и следовало ожидать, поскольку сохраняемых письменных документов не было, гимны создавались долго и передавались изустно; слова успевали поменять свой смысл в разных гимнах и разных местностях.
То, что значение слов меняется со временем, достаточно известный факт. Скажем, в России произошла эволюция слова христианин; в какой-то момент оно превратилось в другое – крестьянин, однако осталось и в предыдущем своем значении и написании. Кроме того, в языках существуют так называемые омофоны, слова, звучащие одинаково, но имеющие разное значение. В русском языке это, например, слова лук (растение и оружие), коса (сплетенные волосы, сельхозинструмент, песчаная отмель в виде клина).
Ничего нет удивительного в том, что при переходе вед от одного рассказчика к другому (скажем, ученику) новый рассказчик менял понимание того или другого слова. Это своеобразная игра в «испорченный телефон»: слышу, но понимаю немножко не так; иначе произношу.
Но мало того, что слово арий имело различные значения. Арии как некая группа людей по-разному соотносились с другими группами (кастами). Так, в текстах гимнов арии противопоставлены касте шудра, низшей из четырех сословий, неполноправных крестьян и ремесленников (из первоначальных диких местных жителей, не пришедших из Европы, в отличие от ариев). Но арий был отличен и от брахмана (священника), и от кшатрия (воина), то есть от двух высших каст индийского общества. А в самом позднем понимании слово арии относится только к крестьянам и ремесленникам третьей касты, касты вайшья. Но ведь и шудра занимаются скотоводством, земледелием и ремеслом, а между тем арии им противопоставлены. Это произошло, чтобы вайшья могли идеологически отличиться от местных жителей, дикарей и варваров, которые стали самой низшей кастой, когда власть на территориях Индии взяли более культурные пришельцы из Византии. То есть ариями назвали себя те, кто среди чужих им по языку и религии многочисленных народов с гордостью осознавал свое превосходство и давал приют беззащитным аборигенам, обучал их работе и культуре.
Итак, слово арий, означавшее сначала всех пришедших в отличие от всех местных, стало позже применяться для обозначения только касты производителей, и эту эволюцию слова можно понять. Вся совокупность ариев-пришельцев часто вступала в конфликт с той или иной своей фракцией (группой) или с отдельными гражданами, которые желали властвовать, и противопоставляли себя обществу. (Это подобно поведению христианских князей средневековой Европы, меньше думавших о служении христианству, чем о собственной власти; меньше о сражениях с «неверными», чем о своем прославлении, величии, силе среди христиан). Подобная штука случилась и в русском языке со словом христианин: сначала так называлась вся совокупность живущих на этой земле, представители всех классов, но со временем это же название в ином звучании (крестьянин) закрепилось только за классом (кастой) производителей.
Параллельно со стабилизацией общества укреплялась классовая иерархия. Она охватила все общество, помещая каждого на свое место, развиваясь по направлению к системе каст (варн, классов). Два высших класса ариев поднялись над третьим, конечно самым многочисленным и зависимым. Именно эта эволюция отражена в словаре гимнов: от обозначения арий в сложном значении (арий вообще) до арий плебейский, который по сравнению с порабощенными туземцами что-то собой представляет, но по сравнению с двумя высшими классами – ничтожество, и в дальнейшем до арий в значении врага.
Арии имели своего бога-покровителя. Им был Арьяман, что значит гостеприимство, дружественность. Его сравнивают с Ариманом (Айрьяманом) иранской Авесты, но в Иране этот бог олицетворяет достоинства не одной касты, а всей общины ариев. Он оказывает помощь в искоренении болезней, причем в этом у него есть иностранные аналоги, например греческий Асклепий, римский Эскулап – боги врачевания с весьма созвучными именами. Считается, что Арьяман есть символ сплоченности и устойчивости общины ариев; он покровитель дорог, связывающих людей.
В общине ариев имелся еще один покровитель, бог Бхага, разделитель благ в общине (это слово означало долю, имущество, наделителя, от него произошли слова блага, богатство). В Авесте аналог Бхаги – Бага (бог, господин). Имя его родственно имени нашего русского Бога.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Прародина ариев и их расселение
Прародина ариев и
их расселение
Известно,
что предками всех европейских и, частично,
азиатских народов были арии. Существуют две
версии исходного расселения ариев: европейская и
азиатская. По первой версии, родиной ариев
является страна в Восточной Европе, по
второй – страна, расположенная между
Гималаями и Каспийским морем. Рассмотрим
аргументы
в
пользу первой и второй версий.
Основным
письменным источником является эпос этого
древнейшего народа, сохранившийся в ведической
литературе Индии и Ирана (более правильно – Арьяна),
а также в названиях рек и именах богов, в древних
сказаниях европейских народов, включая
германские и славянские племена.
Самые
ранние из литературных памятников – гимны
"Ригведы" (в переводе с санскрита –
"Речь знания", сравните с русским словом
"изрекать" и др.) составили единое собрание,
как полагают, в конце II тысячелетия до новой эры
(есть мнение и о более поздней кодификации).
Древнейшие эпиграфические документы относятся к
IV веку до новой эры [1].
Во II
тысячелетии до новой эры в Северной Индии
распространились арийские языки, носители
которых, называвшие себя ариями, принесли в Индию
иную культуру. Собственно, в этой части Индии
слово
ari
в ведийскую эру обозначало "чужак",
"пришелец", "иноземец" (с другой
стороны, arua (арий) обозначает "гостеприимный", а
также – "хозяин", "человек
благородного происхождения",
"свободный"). Именуя себя ариями, древние
иранцы и индийцы называли территории, где они
обитали, "странами ариев". Например, Иран (Эран –
от Арьянам – "страна ариев").
У
индоиранцев общие предки. Их языки близки, они
поклонялись одним и тем же богам, совершали
одинаковые обряды. Сходство прослеживается и в
социальной организации, в мифах и гимнах.
Некоторые отрывки древнеиндийской
"Ригведы" имеют прямые аналоги в иранской
"Авесте".
Считается,
что предки индоариев жили в Юго-Восточной Европе.
По пути в Индию они находились в Передней Азии. В
хеттском трактате XIV века до новой эры,
написанном хурритом Киккули, встречается немало
индоиранских слов, например, мастей лошади.
Арийскими по происхождению являются имена
миттанийских правителей, упоминаемых в
клинописных текстах с середины II тысячелетия до
новой эры. В этих текстах названы боги,
представленные в "Ригведе" и перечисленные
в том же порядке: Митра, Варуна, Индра, Насатья.
Процесс
расселения арийских племен был длительным и
сложным. Видимо, это был не одновременный, а
постепенный процесс их распространения и
проникновения, расселения различными группами.
Лингвистические
исследования позволили определить, что
прародиной индоевропейской группы ариев,
попавшей в Малую Азию (современная Турция),
является область, протянувшаяся от нижнего Дуная
до предгорий Кавказа [2]. Эти народы появились в
Анатолии примерно за 2 тысячи лет до новой эры.
Предполагается, что они пришли сюда двумя путями
: с
северо-запада – через Босфор и с
северо-востока – вдоль Кавказских гор. Хеттская
держава возникла благодаря тому, что этим
народам был известен секрет производства железа
и оружия из него. Возглавляла эту державу
индоевропейская (арийская) аристократия.
В
дальнейшем (примерно в
1160 г. до н.э.), после
падения хеттского государства, на его территории
расселились арийские племена мушков и касков
(имеются данные, что это предки касогов,
современных адыгейцев), пришедших с севера. Ранее
эти племена входили в состав империи хеттов и
считали себя ее законными наследниками. Эти
народы говорили на лувийском языке, ставшем
впоследствии основой греческого языка. Один из
царей мушков, по имени Митта (известен в Греции
под именем Мидаса), переправившись в Грецию,
предположительно, принес с собой финикийскую
алфавитную систему письма.
Персидское
завоевание Анатолии в средине I тысячелетия до
новой эры положило конец истории народов,
говоривших на хетто-лувийских языках.
Судя
по статуэткам II тысячелетия до новой эры,
доминирующим в этой группе ариев был культ
богини-матери. На оттисках печатей можно
увидеть пантеон, в
основном, мужских богов, который возглавляет бог
грозы, и в котором видное место занимает бог
Пирва (Перун, то есть "первый"), связанный с
культом лошади, являвшейся основной тягловой
силой у индо-ариев.
К
середине I тысячелетия до новой эры в долине
Ганга (современная Индия), появились
государственные образования [3]. Судя по эпосу
и пуранам, правители государств в
долине Ганга принадлежали к
двум основным династиям: солнечной и лунной,
возводимых к Ману Вайсвату (с санскрита
переводится как "человек белого духа").
Солнечная династия брала свое начало от его сына
Икшвану, внука солнца (Вавасвита). Лунная
династия – от Пурурасвата, внука Солнца, бога
Луны (мужа дочери Ману-Илы). Местом обитания
древнейших царей считался Северо-запад, если
смотреть со стороны долины Ганга. Династические
истории начинаются в III тысячелетии или даже в IV
тысячелетии до новой эры.
В
дальнейшем, географический кругозор ведических
племен ариев расширился. Вся Северная Индия
стала рассматриваться как нечто единое и
получила наименование "Арьяварта" (страна
ариев).
По
версии Витольда Пака, страной, откуда началось
расселение ариев, была территория Северного
Причерноморья и Подднепровья [4]. Базируясь на
археологических раскопках, он предполагает, что
8 тысяч лет тому назад здесь существовало
древнейшее государство мира Аратта (Оратта),
ставшее ядром трипольской культуры (от названия
села Триполье в Киевской области), и которое
оказало решающее влияние на формирование
арийской общности. Название государства (близкое
к глаголу "орать" и к существительному
"орало") говорит о том, что его обитатели
вели оседлый образ жизни, занимались земледелием
и скотоводством. Арии не знали рабства, ими
руководили жрецы (брахманы), собиратели и
хранители мудрости. Верховным богом у ариев был Дзяус
(предтеча греческого Зевса-Зеуса, индийского
Дэва, славянского Дива). Одним из самых
почитаемых арийских, а позднее, индийских, богов
был Вишну – властелин пространства и
времени, подвижник Индры (Андрея) –
главного персонажа
"Ригведы".
Спустя
4,5
тысячи
лет арии двумя могущественными потоками ушли на
юго-восток, через Кавказ и Ближний Восток, на
территорию современных Ирана, Турции, Индии и
Таджикистана, оставив в названиях населенных
пунктов, местностей, рек, озер память о себе.
Например, Триполье – в Украине, Триполи – в
Ливане, Трипура – в Индии ("пур" – в
переводе с санскрита – "город",
"бург" – город на древнегерманском
языке). Наименование рек Днепр (Данапр). Днестр,
Дунай, Дон происходят от арийского "дана", то
есть, "начало", "исток".
Государство
ариев просуществовало очень долго, так как ему
был чужд культ насилия.
С
исходом ариев закончилась эпоха бесклассового
существования народов. производные Аратты –
Шумер, Древний
Египет, Древняя
Греция, Рим и другие были уже рабовладельческими
государствами.
Часть
ариев осталась в Европе. Например, древние
кельты, которых греки называли галатами, а
римляне – галлами, являются прямыми
наследниками ариев. Они обитали в I веке до
новой эры на территории всей Западной Европы.
Большую роль в управлении ими играли друиды
(жрецы).
Остались
арии и в Восточной Европе, положив таким образом
начало праславянам. Не исключено, что они попали
и на север Восточной Европы. Исследователь
древнеиндийского эпоса Тилон в 1903 году
опубликовал книгу "Арктическая родина в
ведах" [5]. По мнению Тилона, "Веды",
созданные более чем за 3 тысячи лет до новой
эры, рассказывают о жизни ариев в местности, где
бывают долгие летние дни и долгие зимние ночи,
видна Полярная звезда и северное сияние. Там
много лесов и озер, находятся священные горы,
которые делят землю на Север и Юг, а реки на
текущие к северу и текущие к югу.
Исследователями
исторических корней северорусской культуры,
обнаружено более 500 топонимов, корни которых
сохранились в санскрите. Так, река, текущая в
южное море, называется Рга (Ра, Волга). А та,
что впадает в Северное (Белое) море – Двина
(на санскрите означает
: "двойная"). Двина в
действительности получается от слияния двух рек:
Юга и Сухоны. Священные горы из древнеиндийского
эпоса очень похожи по описанию на главный
водораздел Восточной Европы – Северные Увалы, которые дугой
пролегают от Валдая до Полярного Урала. Следует
отметить, что температура воздуха на побережье
Ледовитого океана была в то время на 12 градусов
выше, чем сейчас.
С
санскрита названия рек переводятся следующим
образом: Сухона – "легко
преодолимая", то есть пересыхающая, Кубена –
"извилистая" (сравните Кубань на Северном
Кавказе), Дарида – "дающая воду", то
есть, источник воды, Падма – "лотос",
"кувшинка", Куша – "осока" и т.д.
Множество
рек, озер, ручейков Вологодской и Архангельской
областей называются так: Ганг
, Шива, Индига, Индосат, Синдюшка, Индоманка (сравните: Инд, Ганг – в Индии и Пакистане).
Изменение
климата (похолодание) заставило значительную
часть арийских племен искать более
благоприятные для жизни территории на западе и
юге. В Центральную Европу ушли племена дейчев
(дейч, по-русски – "немец"), с реки
Сухоны – сухане, а с Ваги – вагане.
Все это – предки германцев. Другие племена
обжили Средиземноморское побережье Европы,
достигли Атлантического океана. Часть ушла, как
указывалось ранее, на Кавказ и далее на юг. Среди
пришедших в Северо-западную Индию – племена кривы
и драва (кривичи, древляне – в Восточной
Европе). Племя русь (русов, ругов) оказалось на
юге Балтийского моря. Следует отметить, что слово
"русь" может происходить от слова
"русья", что на санскрите означает
"светлая", "святая".
На
рубеже IV и III тысячелетий до новой эры арийское
сообщество распалось на языковые группы, которые
стали предками всех современных славян, всех
романских и
германских народов Европы: албанцев, греков, осетин, армян,
таджиков, иранцев, индийцев, латышей и литовцев.
Ряд
ученых [6,7], учитывая, что в
санскрите сохранились
протоиндоевропейские слова, считает родиной
арийцев страну, расположенную между Гималаями и
Каспийским морем, то есть, в Средней Азии. Расселение
арийских племен шло отсюда на юг – в Индию и на
северо-запад – в Европу. Но, благодаря ряду
факторов (перемены в хозяйстве, ведение новой
тактики боя, выделение в обществе привилегированных
воинов – колесничих, возможное похолодание), в середине
II тысячелетия до новой эры индоиранская
общность окончательно распалась – отделились
индийцы.
Одна
из групп ушла в Переднюю Азию, там
ассимилировалась и исчезла с исторической арены,
научив переднеазийские народы приемам
тренировки лошадей и тактике колесничного боя.
Другая группа через Таджикистан попала в
Индию, где и сохранила воспоминания о своей
далекой родине. В гимнах они воспевали
обетованную землю предков, над которой восходит
Полярная звезда Дхрува, где зимой с неба
падает белый снег и "остановившиеся воды
принимают образы красивых украшений", а
деревья лишаются листьев, где течет
величественная священная река Рангха (Волга),
где вздымаются Рипейские горы (Урал) – обитель
древних индоиранских богов.
Перемещались
во второй половине II тысячелетия и иранские
племена. В
"Авесте" ("основа", "основной текст") нашли
отражения воспоминания о нескольких
последовательных волнах продвижения иранцев с
прародины на юг.
Как
уже упоминалось ранее, в древнеиндийских
религиозных гимнах
"Веды" действуют те же боги и герои,
что и в "Авесте": бог солнца Митра,
бог ветра Вайно, божественные близнецы Насатья,
первый человек Йима (индийский Яма), герои Триэтаона
(индийские Трита). Сравнение текстов "Ригведы" и "Авесты" показывает, что они отражают
сходную систему космогонических и
мифологических представлений, оформившихся в ту
эпоху, когда индийцы и иранцы контактировали
друг с другом.
Мировоззрение
индоиранцев было дуалистическим. Наблюдая за
природой, они заметили, что в мире существуют
противоположные явления – рождение и смерть,
тепло и холод, свет и мрак. Натуралистический
дуализм лег в основу космологической концепции о
борьбе в бесконечном пространстве и бесконечном
времени противоположных сил как
источник цикличности явлений
природы и гармонии частей мироздания. Время в
восприятии индоиранцев также было циклическим:
одни и те же явления природы регулярно
повторялись, а подвиги богов и героев
воспроизводились последующими поколениями.
Установление космического порядка
представлялось победой солнца над тьмой,
торжество плодородного весеннего тепла над
бесплодием зимнего холода.
По
версии Юрия Каныгина, арии появились в Европе (в
пределах современной Украины) после последнего
оледенения и под руководством Рамы (из эпоса
"Рамаяна") двинулись на восток, где в центре
Азии (район нынешней пустыни Гоби) образовали
земледельческое государство Куш (Арья
Варта) [8]. После гибели государства Куш (из-за
резкого изменения климата и последующей засухи)
часть ариев вернулась на Запад, в Северное
Причерноморье (Рамаварту), часть осталась на
Алтае, часть осела в Таджикистане, Иране и
Северной Индии, в Японии.
Вернувшись
в Европу, арии принесли свой язык и базу знаний.
Это, так называемый, ведический язык – "язык
Ригведы", который стал основой всех
европейских языков. Каныгин насчитал более 600
украинских слов одинаковых или очень похожих на
санскритские: вдова, деверь, зять, тесть, брат,
дочь, дед, сват, дом, дверь, кровь, мать, быть, бить,
дурак, мышь, жить, жена, поле, беда, просить,
смеяться, стоять, ведать и др.
На
основе сравнительного анализа понятий во
многих
индоевропейских языках и в санскрите, швейцарец
Адольф Питке установил, что арийцы обладали
языком вполне образованным и чрезвычайно
богатым. Так, в санскрите сохранилось
5 названий для понятия "рука", 2 – для
"свата", 15 – для "облака", 23 – для
"месяца", 26 – для змеи, 35 – для огня,
37 – для "солнца".
Арийцы
умели строить города, села, прокладывать дороги,
делать лодки, печь хлеб и изготовлять опьяняющие
напитки, знали употребление металлов и орудия,
одомашнили быка, корову, лошадь, овцу, свинью,
собаку, гуся, кур.
Религиозные
верования арийцев сохранились в "языческих"
верованиях европейских и индоиранских народов.
Западные славяне поклонялись Белбогу и Чернобогу,
представителям света и тьмы, добра и зла. В
белорусском предании Белбог сохранился как Белун
и представлялся в белой одежде и с длинной белой
бородой
.
Главным
олицетворением божества у ариев были Мо(a)рена,
или Мо(а)рана – от санскритского
mri –
“умирать”. Это богини смерти, зимы и ночи. В
теплые весенние дни появлялся Перун со своими
молниями, он оплодотворял землю дождем и выводил
из-за туч летнее солнце.
В
индуистской мифологии боги Шива, Вишну сначала
были второстепенными богами, позднее они были
включены в
ведийский
пантеон. Маходева – буквально, "великий
бог" – одна из 8-ми ипостасей Шивы. Брама
(Брахма) – один из высших богов, творец
вселенной и всех живых существ. Он изображался с
четырьмя ликами, обращенными на четыре стороны, с
четырьмя руками, восседающим на лебеде.
В
древнеиранской мифологии место Брамы занимает Ормузд
. Варуна –
бог, связанный с космическими водами, охранитель
истины и справедливости, один из величающих
богов ведийского пантеона. Вритра – демон, противник
Индры.
В
религиозной традиции Ариев свастикой
(сварга – в украинском языке) отображалось не
только движение вселенной, но и движение
солнца [9]. При этом, восходящее солнце
обозначалось прямой, а заходящее – обратной
свастикой. Трезубец символизировал схему
миропостроения
: огонь, воду и жизнь (землю).
Обобщая
вышеизложенное, можно предположить, что
прародиной ариев была Восточная Европа, откуда
они впоследствии расселились на запад
(современная
Западная Европа), на северо-восток (современные
Архангельская и Вологодская области), на
юго-восток (Кавказ,
Иран, Таджикистан, Индия), на юг – (Грузия,
Малая Азия).
Воспоминания
о пребывании ариев в
этих землях сохранились в эпосе, в
географических названиях, а в Индии и Иране –
в летописях,
в том числе,
на санскрите, который называют "мертвым
языком" (на нем в настоящее время никто не
говорит).
Существенным
является то, что мировоззрение и пантеон богов
европейских и индоиранских народов близок не
только по названиям, но и по роли и месту в
дохристианской
вере.
Славянские
народы являются прямыми потомками ариев, что
отражено в
языке
и былинах. Следует отметить, что письменные
памятники об ариях, имеющиеся в Индии и Иране, еще
не являются аргументом в пользу индийской прародины
ариев. Известно, что письменность в этих странах появилась раньше,
чем в Европе, Естественно, что там и были записаны
устные ведические сказания. Отклики подобных сказаний
прослеживаются в мифах Древней Греции и Рима.
kgi.narod.ru
3. Арии в Индии.
- Вспомните, кто такие арии? Слайд 19.
В первой половине II тысячелетия до н.э.арии появились на севере Индии. Языком ариев былсанскрит– древнейшая сохранившаяся до наших дней форма единого языка индоевропейцев.
Работа в тетради тренаже с.23 № 10
Запись в тетради.
Санскрит – древнейшая, сохранившаяся до наших дней форма единого языка индоевропейцев.
От санскрита произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский.
Священными книгами ариев были ВедыСлайд 20.
Запись в тетради.
Веды – сборник священных писаний древних ариев, написанный на санскрите.
О Индии времен прихода Ариев мы можем многое узнать их двух великих поэм - «Махабхарарата» и «Рамаяна».
4. Индуизм – религия древних индийцев.
Задание. Прочитать четвертый раздел учебника. (стр. 59).
- Как называлась религия древних индийцев? Индуизм.
- Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого? Брахма – создатель и правитель мира. . Шива – грозный носитель космической энергии, которая создает и разрушает. Вишну – спаситель людей от бедствий
- Какого бога помимо трех главных, выделяли и любили индийцы? Кришну – бога-пастушка.
- Древние индийцы верили в жизнь души после смерти? Да, они верили в то, что души вечны, после смерти они могут переселяться из одного тела в другое. Также они верили в то, что и животные и растения имеют душу и в то, что от поведения человека зависит то, что будет с его душой после смерти.
Закрепление темы:
IV. Итак ребята, сегодня мы узнали много нового о Древней Индии. Теперь давайте проверим как мы усвоили новые знания.
Рабочий лист. Задание №4
Проверка знаний по новому материалу осуществляется с помощью игры «Крестики – нолики». Учащиеся открывают заранее приготовленное игровое поле с девятью клетками. Если они соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в очередной клетке «Х», если нет, то «0».
Задания:
Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)
Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)
Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)
Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х)
Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (Х)
Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (Х)
В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали города –государства. (О)
Древнеиндийская религия – индуизм, сохранилась до наших дней.(Х)
Итог урока:
- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев: ^ Да не будет ненависти У брата к брату, а у сестры к сестре! Оборотившись друг к другу, следуя одному обету, Говорите доброе слово! На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии. Какие будут вопросы?