Архитектура искусство древней руси. § 7 Архитектура и искусство Древней Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура и искусство Древней Руси. Архитектура искусство древней руси


§ 7 Архитектура и искусство Древней Руси

В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль. Различные иноземные традиции, хоть и оказали на него влияние, но не уничтожили особого колорита, отличающего русское зодчество от византийского и европейского. Русским постройкам всегда было свойственно единство простоты линий с изысканностью и многообразием деталей, соединение простоты и монументальности, чистоты линий и богатства декора. Эти качества проявились с особой полнотой при сооружении храмов после принятия христианства. Пришедшее из Византии христианство привнесло в архитектуру сильное византийское влияние: многие храмы строились греческими мастерами, другие — совместно греческими и русскими зодчими.

П

Предполагаемый вид

деревянного

Софийского собора

X века в Киеве.

Реконструкция проф.

Д. П. Суханова

остепенно крестово-купольная форма храма, заимствованная из Византии, была модифицирована русскими мастерами. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Например, у деревянной Преображенской церкви в Кижах 22 купола, а в летописях можно найти запись о киевской церкви в 25 куполов. Количество куполов храма имело свою символику: два купола воспринимаются как соединение в Христе божественного и человеческого, три — это Троица, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и двенадцать его апостолов и т. д. Долгое время храмы были деревянными, каменное строительство начинается в концеX века в Киеве с сооружения Десятинной церкви, построенной греческими мастерами и разрушенной в период монгольского нашествия.

В

Софийский собор в Киеве.

1037 год. Макет

ершиной храмового строительства Древней Руси было сооружение храмов в честь святой Софии. Такие храмы были сооружены в Киеве — пятинефный тринадцатикупольный храм и в Новгороде— более строгой и лаконичной формы. Так оформляются два направления в храмовом зодчестве: идущий от киевской традиции многоступенчатый и многоглавый облик храма и новгородский стиль — строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы. Эти особые традиции русского зодчества выработались уже к XI веку и надолго сохранились в архитектуре, несмотря на то, что свой вклад в развитие зодчества внесли псковские, владимирские, суздальские мастера. С развитием храмового строительства связано и появление новых видов изобразительного искусства — фресок, мозаичных работ и особенно иконописи. Эти виды искусства также пришли на Русь из Византии, хотя техника фрески и мозаики в мире была известна давно. Имеются сведения и об одном из первых иконописцев XI века по имени Алимпий, который обучался иконописанию у греков, хотя работы этого периода также не сохранились.

Вокруг традиции иконописания еще задолго до возникновения Руси в Византии велось множество споров. Один из столпов византийского христианства, Василий Великий обратил внимание на то, что живописцы “весьма далеко уклоняются от оригиналов, что и естественно” [329, с. 96]. Это соображение положило начало затянувшейся полемике между иконоборцами и иконопочитателями. Первые полагали, что Бог не может быть изображен в человеческом облике, поскольку он — только идея божественной сущности. Иконопочитатели настаивали на том, что изображение — не есть само божество, изображение тождественно Богу не “по сущности”, а “по имени” (см. также гл. XV, § 3, 4). Отголоски этой дискуссии нашли свое отражение в русской культуре, где вырабатываются различные школы иконописи, а в некоторых позднейших направлениях христианства и ересях появятся попытки обойтись без иконописи.

Храм Софии в Новгороде. 1045—1052 годы

К

"Ярославская Оранта".

Великая Панагия

анонизированные правила иконописи породили различные легенды. Одна из них говорит о том, что первые лики Христа, Богоматери, некоторых апостолов и святых были сделаны с натуры. В других утверждается, что один из первых проповедников христианства Иоанн Златоуст создалпрориси — узаконенные формы изображения персонажей икон. Такие подробные указания художникам-иконописцам имелись при любом монастыре, где работали иконописные мастерские. Например, Богоматерь Оранта (лат. orans “молящаяся”) изображается с поднятыми руками, пророки — непременно со свитками, на которых написаны их пророчества, чудотворца Николая можно всегда узнать по рясе с начертанными на ней крестами, а апостола Петра — по связке ключей в руках. Кроме того, иконопись создала свою особую манеру в передаче пространства и даже времени. Более значимые персонажи изображались крупнее, а последовательность событий в жизнеописании какого-либо святого передавалась последовательно расположенными вокруг основного изображения эпизодами его жития.

С возникновением письменной литературы складывается искусство книжной миниатюры. Уже в Остромировом евангелии есть изображения евангелистов. Не только рисунки, но различные орнаменты, разрисованные заглавные буквы, всевозможные виньетки украшали рукописные книги.

И

"Игры межю селы".

Ритуальный танец русичей в

русской деревне

XI—XII веков. Миниатюра

скусство Древней Руси разнообразно. Ни один вид искусства не оказался неведомым русскому народу раннего периода. Песни и пляски, музыка и“игрища” сопровождали многочисленные праздники, входили в многие обряды. Официальная церковь признавала далеко не все из них, называя их “пакостью” и “бесовством”. Естественно, многие народные праздники и игрища были связаны с древними языческими обрядами, и постепенно, с развитием художественного и эстетического мировосприятия, из народной среды выделились профессиональные исполнители былин, сказаний, песен и преданий, появились профессиональные “потешники” — скоморохи, предтечи народного, а затем и профессионального театра.

Особенностью ранней русской культуры является то, что она за сравнительно короткий период времени — всего несколько столетий — совершила мощный рывок от разрозненных племен до высокого уровня развития, обретя уже тогда свой неповторимый облик, на что многим культурам мира понадобились тысячелетия. Впитав в себя многочисленные течения составляющих ее племен, восприняв многие черты и качества у восточных и западных соседей, русская культура приобрела свою специфику, наложившую отпечаток на все последующие периоды ее развития, получила международное значение.

studfiles.net

Архитектура и искусство Древней Руси

 

В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль. Различные иноземные традиции, хоть и оказали на него влияние, но не уничтожили особого колорита, отличающего русское зодчество от византийского и европейского. Русским постройкам всегда было свойственно единство простоты линий с изысканностью и многообразием деталей, соединение простоты и монументальности, чистоты линий и богатства декора. Эти качества проявились с особой полнотой при сооружении храмов после принятия христианства. Пришедшее из Византии христианство привнесло в архитектуру сильное византийское влияние: многие храмы строились греческими мастерами, другие — совместно греческими и русскими зодчими.

Постепенно крестово-купольная форма храма, заимствованная из Византии, была модифицирована русскими мастерами. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Например, у деревянной Преображенской церкви в Кижах 22 купола, а в летописях можно найти запись о киевской церкви в 25 куполов. Количество куполов храма имело свою символику: два купола воспринимаются как соединение в Христе божественного и человеческого, три — это Троица, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и двенадцать его апостолов и т. д. Долгое время храмы были деревянными, каменное строительство начинается в конце X века в Киеве с сооружения Десятинной церкви, построенной греческими мастерами и разрушенной в период монгольского нашествия.

Вершиной храмового строительства Древней Руси было сооружение храмов в честь святой Софии. Такие храмы были сооружены в Киеве — пятинефный тринадцатикупольный храм и в Новгороде — более строгой и лаконичной формы. Так оформляются два направления в храмовом зодчестве: идущий от киевской традиции многоступенчатый и многоглавый облик храма и новгородский стиль — строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы. Эти особые традиции русского зодчества выработались уже к XI веку и надолго сохранились в архитектуре, несмотря на то, что свой вклад в развитие зодчества внесли псковские, владимирские, суздальские мастера. С развитием храмового строительства связано и появление новых видов изобразительного искусства — фресок, мозаичных работ и особенно иконописи. Эти виды искусства также пришли на Русь из Византии, хотя техника фрески и мозаики в мире была известна давно. Имеются сведения и об одном из первых иконописцев XI века по имени Алимпий, который обучался иконописанию у греков, хотя работы этого периода также не сохранились.

Вокруг традиции иконописания еще задолго до возникновения Руси в Византии велось множество споров. Один из столпов византийского христианства, Василий Великий обратил внимание на то, что живописцы “весьма далеко уклоняются от оригиналов, что и естественно” [329, с. 96]. Это соображение положило начало затянувшейся полемике между иконоборцами и иконопочитателями. Первые полагали, что Бог не может быть изображен в человеческом облике, поскольку он — только идея божественной сущности. Иконопочитатели настаивали на том, что изображение — не есть само божество, изображение тождественно Богу не “по сущности”, а “по имени” (см. также гл. XV, § 3, 4). Отголоски этой дискуссии нашли свое отражение в русской культуре, где вырабатываются различные школы иконописи, а в некоторых позднейших направлениях христианства и ересях появятся попытки обойтись без иконописи.

 

Храм Софии в Новгороде. 1045—1052 годы

 

Канонизированные правила иконописи породили различные легенды. Одна из них говорит о том, что первые лики Христа, Богоматери, некоторых апостолов и святых были сделаны с натуры. В других утверждается, что один из первых проповедников христианства Иоанн Златоуст создал прориси — узаконенные формы изображения персонажей икон. Такие подробные указания художникам-иконописцам имелись при любом монастыре, где работали иконописные мастерские. Например, Богоматерь Оранта (лат. orans “молящаяся”) изображается с поднятыми руками, пророки — непременно со свитками, на которых написаны их пророчества, чудотворца Николая можно всегда узнать по рясе с начертанными на ней крестами, а апостола Петра — по связке ключей в руках. Кроме того, иконопись создала свою особую манеру в передаче пространства и даже времени. Более значимые персонажи изображались крупнее, а последовательность событий в жизнеописании какого-либо святого передавалась последовательно расположенными вокруг основного изображения эпизодами его жития.

С возникновением письменной литературы складывается искусство книжной миниатюры. Уже в Остромировом евангелии есть изображения евангелистов. Не только рисунки, но различные орнаменты, разрисованные заглавные буквы, всевозможные виньетки украшали рукописные книги.

Искусство Древней Руси разнообразно. Ни один вид искусства не оказался неведомым русскому народу раннего периода. Песни и пляски, музыка и “игрища” сопровождали многочисленные праздники, входили в многие обряды. Официальная церковь признавала далеко не все из них, называя их “пакостью” и “бесовством”. Естественно, многие народные праздники и игрища были связаны с древними языческими обрядами, и постепенно, с развитием художественного и эстетического мировосприятия, из народной среды выделились профессиональные исполнители былин, сказаний, песен и преданий, появились профессиональные “потешники” — скоморохи, предтечи народного, а затем и профессионального театра.

Особенностью ранней русской культуры является то, что она за сравнительно короткий период времени — всего несколько столетий — совершила мощный рывок от разрозненных племен до высокого уровня развития, обретя уже тогда свой неповторимый облик, на что многим культурам мира понадобились тысячелетия. Впитав в себя многочисленные течения составляющих ее племен, восприняв многие черты и качества у восточных и западных соседей, русская культура приобрела свою специфику, наложившую отпечаток на все последующие периоды ее развития, получила международное значение.

Похожие статьи:

poznayka.org

Архитектура и искусство Древней Руси

Культура Архитектура и искусство Древней Руси

Количество просмотров публикации Архитектура и искусство Древней Руси - 206

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Архитектура и искусство Древней Руси
Рубрика (тематическая категория) Культура

В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Данные сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль. Различные иноземные традиции, хоть и оказали на него влияние, но не уничтожили особого колорита, отличающего русское зодчество от византийского и европейского. Русским постройкам всегда было свойственно единство простоты линий с изысканностью и многообразием деталей, соединение простоты и монументальности, чистоты линий и богатства декора. Данные качества проявились с особой полнотой при сооружении храмов после принятия христианства. Пришедшее из Византии христианство привнесло в архитектуру сильное византийское влияние˸ многие храмы строились греческими мастерами, другие — совместно греческими и русскими зодчими.

Постепенно крестово-купольная форма храма, заимствованная из Византии, была модифицирована русскими мастерами. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Например, у деревянной Преображенской церкви в Кижах 22 купола, а в летописях можно найти запись о киевской церкви в 25 куполов. Количество куполов храма имело свою символику˸ два купола воспринимаются как соединение в Христе божественного и человеческого, три — это Троица, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и двенадцать ᴇᴦο апостолов и т. д. Долгое время храмы были деревянными, каменное строительство начинается в конце X века в Киеве с сооружения Десятинной церкви, построенной греческими мастерами и разрушенной в период монгольского нашествия.

Вершинои̌ храмового строительства Древней Руси было сооружение храмов в честь святой Софии. Такие храмы были сооружены в Киеве — пятинефный тринадцатикупольный храм и в Новгороде — более строгой и лаконичной формы. Так оформляются два направления в храмовом зодчестве˸ идущий от киевской традиции многоступенчатый и многоглавый облик храма и новгородский стиль — строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы. Данные особые традиции русского зодчества выработались уже к XI веку и надолго сохранились в архитектуре, несмотря на то, что свой вклад в развитие зодчества внесли псковские, владимирские, суздальские мастера. С развитием храмового строительства связано и появление новых видов изобразительного искусства — фресок, мозаичных работ и особенно иконописи. Данные виды искусства также пришли на Русь из Византии, хотя техника фрески и мозаики в мире была известна давно. Имеются сведения и об одном из первых иконописцев XI века по имени Алимпий, который обучался иконописанию у греков, хотя работы этого периода также не сохранились.

Архитектура и искусство Древней Руси - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архитектура и искусство Древней Руси" 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Архитектура и искусство Древней Руси

⇐ ПредыдущаяСтр 95 из 129Следующая ⇒

 

В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой постройки важны были удобство и приспособленность к климату, из-за чего, например, начали возводить высокие кровли с крутыми скатами, чтобы не задерживались снег и влага. Для крепости первостепенными были прочность и неприступность. Поскольку раннее строительство на Руси было деревянным, то постройки этого времени практически не сохранились. Со строительством городов с их укреплениями, стенами, башнями, валами, посадами, мостами накапливался опыт и вырабатывался своеобразный архитектурный стиль. Различные иноземные традиции, хоть и оказали на него влияние, но не уничтожили особого колорита, отличающего русское зодчество от византийского и европейского. Русским постройкам всегда было свойственно единство простоты линий с изысканностью и многообразием деталей, соединение простоты и монументальности, чистоты линий и богатства декора. Эти качества проявились с особой полнотой при сооружении храмов после принятия христианства. Пришедшее из Византии христианство привнесло в архитектуру сильное византийское влияние: многие храмы строились греческими мастерами, другие — совместно греческими и русскими зодчими.

Постепенно крестово-купольная форма храма, заимствованная из Византии, была модифицирована русскими мастерами. В России часто сооружаются многокупольные храмы. Количество куполов зависело от главной идеи сооружения. Например, у деревянной Преображенской церкви в Кижах 22 купола, а в летописях можно найти запись о киевской церкви в 25 куполов. Количество куполов храма имело свою символику: два купола воспринимаются как соединение в Христе божественного и человеческого, три — это Троица, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и двенадцать его апостолов и т. д. Долгое время храмы были деревянными, каменное строительство начинается в конце X века в Киеве с сооружения Десятинной церкви, построенной греческими мастерами и разрушенной в период монгольского нашествия.

Вершиной храмового строительства Древней Руси было сооружение храмов в честь святой Софии. Такие храмы были сооружены в Киеве — пятинефный тринадцатикупольный храм и в Новгороде — более строгой и лаконичной формы. Так оформляются два направления в храмовом зодчестве: идущий от киевской традиции многоступенчатый и многоглавый облик храма и новгородский стиль — строгий, массивный, четко очерчивающий в пространстве свои формы. Эти особые традиции русского зодчества выработались уже к XI веку и надолго сохранились в архитектуре, несмотря на то, что свой вклад в развитие зодчества внесли псковские, владимирские, суздальские мастера. С развитием храмового строительства связано и появление новых видов изобразительного искусства — фресок, мозаичных работ и особенно иконописи. Эти виды искусства также пришли на Русь из Византии, хотя техника фрески и мозаики в мире была известна давно. Имеются сведения и об одном из первых иконописцев XI века по имени Алимпий, который обучался иконописанию у греков, хотя работы этого периода также не сохранились.

Вокруг традиции иконописания еще задолго до возникновения Руси в Византии велось множество споров. Один из столпов византийского христианства, Василий Великий обратил внимание на то, что живописцы “весьма далеко уклоняются от оригиналов, что и естественно” [329, с. 96]. Это соображение положило начало затянувшейся полемике между иконоборцами и иконопочитателями. Первые полагали, что Бог не может быть изображен в человеческом облике, поскольку он — только идея божественной сущности. Иконопочитатели настаивали на том, что изображение — не есть само божество, изображение тождественно Богу не “по сущности”, а “по имени” (см. также гл. XV, § 3, 4). Отголоски этой дискуссии нашли свое отражение в русской культуре, где вырабатываются различные школы иконописи, а в некоторых позднейших направлениях христианства и ересях появятся попытки обойтись без иконописи.

 

Храм Софии в Новгороде. 1045—1052 годы

 

Канонизированные правила иконописи породили различные легенды. Одна из них говорит о том, что первые лики Христа, Богоматери, некоторых апостолов и святых были сделаны с натуры. В других утверждается, что один из первых проповедников христианства Иоанн Златоуст создал прориси — узаконенные формы изображения персонажей икон. Такие подробные указания художникам-иконописцам имелись при любом монастыре, где работали иконописные мастерские. Например, Богоматерь Оранта (лат. orans “молящаяся”) изображается с поднятыми руками, пророки — непременно со свитками, на которых написаны их пророчества, чудотворца Николая можно всегда узнать по рясе с начертанными на ней крестами, а апостола Петра — по связке ключей в руках. Кроме того, иконопись создала свою особую манеру в передаче пространства и даже времени. Более значимые персонажи изображались крупнее, а последовательность событий в жизнеописании какого-либо святого передавалась последовательно расположенными вокруг основного изображения эпизодами его жития.

С возникновением письменной литературы складывается искусство книжной миниатюры. Уже в Остромировом евангелии есть изображения евангелистов. Не только рисунки, но различные орнаменты, разрисованные заглавные буквы, всевозможные виньетки украшали рукописные книги.

Искусство Древней Руси разнообразно. Ни один вид искусства не оказался неведомым русскому народу раннего периода. Песни и пляски, музыка и “игрища” сопровождали многочисленные праздники, входили в многие обряды. Официальная церковь признавала далеко не все из них, называя их “пакостью” и “бесовством”. Естественно, многие народные праздники и игрища были связаны с древними языческими обрядами, и постепенно, с развитием художественного и эстетического мировосприятия, из народной среды выделились профессиональные исполнители былин, сказаний, песен и преданий, появились профессиональные “потешники” — скоморохи, предтечи народного, а затем и профессионального театра.

Особенностью ранней русской культуры является то, что она за сравнительно короткий период времени — всего несколько столетий — совершила мощный рывок от разрозненных племен до высокого уровня развития, обретя уже тогда свой неповторимый облик, на что многим культурам мира понадобились тысячелетия. Впитав в себя многочисленные течения составляющих ее племен, восприняв многие черты и качества у восточных и западных соседей, русская культура приобрела свою специфику, наложившую отпечаток на все последующие периоды ее развития, получила международное значение.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru