Понятие древних и современных организаций Эволюция менеджмента. Древние и современные организации
Менеджмент. Ч. 2 | Библиотека студента
Библиотека студента
2.7. Структура предприятия (история и эволюция)
Древние организации. Крупные организации древности имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации: Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.
С течением времени управление некоторыми организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации становились все более сильными и устойчивыми. Хорошим примером этого может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, с подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму. Строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом, поскольку связь является важнейшей составляющей успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. Кроме того, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.
Отдельные формы почти всех видов современного управления можно проследить в огромных процветавших организациях древности, однако в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Основные различия древних и современных организаций представлены в табл. 5.
В истории есть примеры организаций, которые управлялись также, как и современные организации. Наиболее ярким примером является Римская католическая церковь. Простая структура - папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определенная еще основателями христианства, - успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Вероятно, это является одной из существенных причин того, что Римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали многочисленные деловые организации и даже целые народы. Современные военные организации также во многих отношениях похожи на организации древнего Рима.
Таблица 5
СРАВНЕНИЕ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Старая организация
Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций как коммерческих, так и некоммерческих
Относительно небольшая численность руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена
Большая численность руководителей, в том числе руководителей среднего звена
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетенции с соблюдением законности и порядка
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Упор на приказ и интуицию
Упор на коллективную работу и рациональность
Отсутствие интереса к управлению. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, а не то, как управлять ими.
Даже проявление преимуществ, обусловленное эффективным управлением организацией, почти не вызывало интереса к способам и средствам управления. В начале XIX в. Р.Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти новаторские для своего времени реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке (Шотландия), чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Несмотря на то, что фабрика была весьма прибыльной, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Р.Оуэна, и ни один из них не последовал его примеру. Новый виток развития управления. Сегодня, на пороге XXI в., большое развитие получили так называемые транснациональные (межнациональные) корпорации (ТНК) - фирмы, предприятия которых находятся в разных странах. Они возникают на основе прямых зарубежных инвестиций, т.е. вложений капитала в производство за рубежом, с целью снижения издержек производства, проникновения на новый рынок и т.п. Деятельность ТНК имеет как положительные, так и отрицательные стороны, однако, организуя в своих рамках международное разделение труда, они позволяют использовать абсолютные и сравнительные преимущества разных стран. В связи с этим вопросы организации и управления ТНК ставятся и решаются на качественно новом уровне.
2009-05-19 12:16:32 Учебники — вернуться к списку
www.studd.ru
Глава 2 эволюция управленческой мысли Введение
51
В гл.1 мы охарактеризовали понятие менеджмента и его значение. Эта глава содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Как нам предстоит узнать, не существует никаких универсально применимых приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации. Таким образом, эту главу можно считать своего рода вступлением к последующему более серьезному и детальному рассмотрению ряда вопросов, а также как краткий обзор подходов к управлению.
После чтения этой главы вы должны понимать термины и понятия, указанные выше.
ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА - НОВАЯ НАУКА
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практикауправления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.
Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей книге. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований — относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. Немного позже мы попытаемся хотя бы частично раскрыть причины этого. А сначала давайте кратко остановимся на истории развития организаций и управления ими,чтобы показать, какими они были в прошлом.
Управление и организации до 1900 года
ДРЕВНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу-Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.
Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь, как нам еще предстоит увидеть, — это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.
формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком, это был как бы театр одного актера. Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) был хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.
Таблица 2.1.Сравнение старой и современной организации
Старая организация
Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Упор на приказ и интуицию.
Упор на коллективную работу и рациональность.
Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали и отдельные деловые организации, и целые народы. Современные военные организации тоже во многих отношениях удивительно похожи на организации древнего Рима. Но, в целом, как показано в табл. 2.1., управление и организации в древности значительно отличались от современных.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К УПРАВЛЕНИЮ. Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.
Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организацией, едва ли вызывало истинный интерес к способам и средствам управления. В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке, Шотландии, чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Но, несмотря на то, что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько нам известно, ни один из них не последовал его примеру.
studfiles.net
ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Поиск Лекций
Различия между организациями древности и современными организациями.
ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ДРЕВНЕЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ДРЕВНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Крупных организаций мало, гигантских нет вообще
Множество очень крупных мощных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих
Относительно немного менеджеров особенно среднего звена
Много менеджеров, особенно среднего звена
Управленческая деятельность была выделена нечетко и часто не отделялась от неуправленческой
Управленческие группы выделены четко, управленческая деятельность явно отделена от неуправленческой
Передача высших постов в организации, как правило, основывалась на происхождении или осуществлялась насильственными методами
Передача высших постов в организации, как правило, основывалась на компетентности и осуществляется путем правомерных кадровых перемещений
Людей, способных принимать важные для организации решения, было мало
Людей, способных принимать важные для организации решения, много
Упор на власть и интуицию
Упор на командную работу и логику
С развитием общества усложнялось и управление, но осознание того, что управление является особым видом человеческой деятельности, произошло лишь в 19 - начале20 в. Возникновение систематического менеджмента.Первый всплеск интереса к менеджменту относится к 1911 г. Этот год, когда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научной организации управления», традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью научных исследований.Возникновение менеджмента как научной дисциплины в определенной мере было реакцией на потребности крупных компаний; частично - попыткой более эффективного использования новых технологий, разработанных в годы промышленной революции, и частично - результатом усилий горстки любознательных людей, горящих желанием повысить эффективность труда.Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.1 период - древний.Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытного строя. Тогда управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожаки олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. Сократ (470 - 399 гг. до н.э.) - один из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности. Платон (428 - 348 гг. до н.э.) - дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356 - 323 гг. до н.э.) - развил теорию и практику управления войсками.2 период - индустриальный (1776 - 1890).Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежитА. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.Идеи Р. Оуэна о гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.Ч. Беббидж в 1833г. Разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.3 период - систематизации (1856 -1960).Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в 19 в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Становление менеджмента как социально-экономической науки относится к концу 19 - началу 20в. За сто лет в менеджменте сформировалось достаточно много научных направлений (подходов или школ). Они возникали и достигали апогея в своём развитии в разное время.Подход с точки зрения разных школ.Четыре четко разграниченные школы менеджмента появились в первой половине 20 в. Если перечислить их в порядке возникновение, то это школа научной организации управления, школа административного управления, школа человеческих отношений, бихевиористская школа и школа науки управления (или количественный подход). Все основатели и сторонники этих направлений полагали, что им удалось найти способ повышения эффективности достижения организационных целей. Но более поздние исследования и попытки применить теоретические выводы этих школ на практике показали, что многие из них были в лучшем случае частично верными при наличии определённых условий. И все же они внесли в развитие менеджмента как науки серьезный вклад. Даже самые прогрессивные современные организации и сегодня используют некоторые их концепции и идеи. Основные школы управления.Первой школой менеджмента была классическая (научная) школа (90-е гг. 19в по 20-е гг. 20в). Её представители: Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Анри Файол, Макс Вебер и др.Основными направлениями работ этой школы были:· Научная организация труда; · Научные методы управления организацией и её персоналом;· Выделение функций управления и построение системы менеджмента на их основе;· Научные подходы к созданию организационных иерархических (бюрократических) структур менеджмента.В 30-е гг. 20в зародилось новое направление менеджмента - школа человеческих отношений. Её представители:Джорж Элтон Мэйо (применял достижения психологии и социологии к решению проблем менеджмента и организации труда).Мэри Паркет Фоллет (отстаивала идеи справедливых, партнерских взаимоотношений работников и владельцев предприятий).В 40 - 50-е гг. 20в школа человеческих отношений переросла в бихевиористическую школу менеджмента (или школу поведенческих наук). Наиболее яркими представителями являются: Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг, Дэвид Мак-Клелланд, Дуглас Мак-Грегор, Крис Аржирис.В рамках этой школы проводились работы в области:· Мотивации и развития трудовых компетенций и креативности работников;· Власти, руководства и лидерства;· Взаимоотношения организации и работающих в ней людей;· Взаимоотношений организации с внешним миром.Отличительной чертой этой школы является её ориентация на поведение человека. Одновременно с этой школой развивалось и направление, получившее название системного подхода (или школа количественного подхода). Здесь упоминаются следующие работы: «Технология, или всеобщая организационная наука» А.А. Богданова, «Кибернетика» Норберта Виннера, теория информации Клода Шеннона.Применение общих идей кибернетики в практике менеджмента связанно с именем Честера Ирвинга Барнарда, который утверждал, что роль руководителя заключается:· В опредеделении целей организации;· В установлении системы коммуникаций;· В создании условий привлечения, удержания и мотивации работников организации.В настоящее время развитие этого направления - это построение и развитие организации на основе объективных законов, совершенствование систем управления на основе высоких информационных технологий.В 50 - 60-е гг. 20в на основе бихевиористической школы и системного подхода сформировалось направление, называемое эмпирической (прагматической) школой управления или менеджментом бизнеса. Сущность: разработка рекомендаций предпринимателям и менеджерам, направленных на получение прибыли. С 70-х гг. 20в начала формироваться социальная школа менеджмента, связанная с именами Эдгара Шеина, Питера Друкера, Ульяма Оучи, Питера Сенги и др. С точки зрения представителей этой школы богатство государства определяется богатством его народа, поэтому:· Государство должно создавать условия, благоприятствующие развитию бизнеса и росту благосостояния населения. · Предприятия должны осознавать свою социальную ответственность.· Гармонизация отношений в триаде государство - предприятие - человек является необходимым условием развития каждой компоненты триады.
poisk-ru.ru
Сравнение старой и современной организации
Старая организация
Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций как коммерческих, так и некоммерческих
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации было чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.
Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда, которое может быть горизонтальным и вертикальным.
Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда.
Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Любой организацией необходимо управлять. Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. В международной практике управление называют менеджментом, а лиц, занимающихся управленческой деятельностью, - менеджерами.
Уровень управления состоит в выделении руководителей первого (низового) звена, руководителей (управляющих) среднего звена, руководителей (управляющих) высшего звена.
Рис. 1.1. Вертикальное разделение труда
Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали (например, военной организации, а также в организациях бизнеса). В военной организации существует много уровней власти. В бизнесе - уровней управления меньше. Президент или главный исполнительный руководитель - первое лицо - ответственен только перед Председателем и членами совета директоров фирмы и, в соответствии с приведенным примером, не может быть руководителем ниже заведующего отделом труда и заработной платы.
Таблица 1.2
studfiles.net
Сравнение старой и современной организации
Поиск Лекций
Тема 1. Введение в менеджмент.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях, намеченный целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Решающая задача менеджмента – вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.
Задачи менеджмента:
1. Сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность;
2. Постановка простых, четких и видимых задач;
3. Предприятие и каждый работник могут развить как свои потребности, так и возможности их удовлетворения;
4. Персонал.
Сфера деятельности менеджмента:
1. Производственная;
2. административная;
3. социально-политическая;
4. финансово-экономическая;
5. маркетинговая;
6. персонал.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
► ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
► постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
► хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
► постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
► выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
► необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Если речь идет о хозяйствующих субъектах, целью которых является получение финансовых результатов, то здесь вполне приемлемо понятие менеджмента - управление коллективами, группами людей с целью получения прибыли. Менеджмент ориентируется на многосторонний анализ ситуации, принятие неординарных решений, постоянное творчество. Однако это отнюдь не исключает наличия глубоких научных основ менеджмента и необходимости умелого пользования им.
Термин "менеджмент" по сути, является аналогом термина "управление", который применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.
Решающая задача менеджмента – вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.
Древние организации. Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления. Но в целом характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и не руководителям и была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения.
Таблица 1.1
Сравнение старой и современной организации
Старая организация
Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций как коммерческих, так и некоммерческих
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности
Занятие руководящих постов в организации было чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.
Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда, которое может быть горизонтальным и вертикальным.
Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда.
Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Любой организацией необходимо управлять. Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. В международной практике управление называют менеджментом, а лиц, занимающихся управленческой деятельностью, - менеджерами.
Уровень управления состоит в выделении руководителей первого (низового) звена, руководителей (управляющих) среднего звена, руководителей (управляющих) высшего звена.
Рис. 1.1. Вертикальное разделение труда
Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления по вертикали (например, военной организации, а также в организациях бизнеса). В военной организации существует много уровней власти. В бизнесе - уровней управления меньше. Президент или главный исполнительный руководитель - первое лицо - ответственен только перед Председателем и членами совета директоров фирмы и, в соответствии с приведенным примером, не может быть руководителем ниже заведующего отделом труда и заработной платы.
Таблица 1.2
poisk-ru.ru
Понятие древних и современных организаций Эволюция менеджмента
Понятие древних и современных организаций
Эволюция менеджмента Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления также стара, как организации, а это означает, что она действительно древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди жили организованными группами. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований – относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.
Древние организации Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организационных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее, Рим. Руководителями этих организаций были короли и С годами управление некоторыми организациями генералы. становилось все более четким и более сложным, а сами организации все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Для наглядности, можно составить следующую таблицу.
Сравнение старой и современной организации Старая организация Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена. Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. Занятие руководящих постов в организации и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения Упор на приказ и интуицию. Современная организация Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих. Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена. Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности. Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка. Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения Упор на коллективную работу и рациональность.
Систематизированный взгляд на управление. Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 году. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления» , традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Но, конечно, понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей, возникло не в один момент. Концепция развивалась в течение длительного времени, начиная с середины 19 века до 20 годов нынешнего века. Основной силой которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.
Современный менеджмент Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70− 80 -е годы. В таблице приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма), и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).
Основные положения старой и новой парадигм управления Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др. ) 1. Предприятие − это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др. ) 1. Предприятие − это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей 3. Ситуационный подход к управлению, 3. Рациональная организация признание важности быстроты и производства, эффективное адекватности реакции, обеспечивающих использование всех видов ресурсов и адаптацию к условиям существования повышение производительности труда фирмы, при которых рационализация как главная задача менеджмента производства становится задачей второго плана 4. Главный источник прибавочной стоимости 4. Главный источник прибавочной − люди, обладающие знаниями стоимости − производственный рабочий и (когнитариат), и условия для реализации их производительность его труда потенциала 5. Система управления, построенная на 5. Система управления, ориентированная на контроле всех видов деятельности, повышение роли организационной культуры функциональном разделении труда, и нововведений, мотивацию работников и нормах, стандартах и правилах стиль руководства выполнения работы
Принципы управления (90 -е годы XX в. ) • • • • Лояльность к работающим Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах Своевременная реакция на изменения в окружающей среде Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п. Этика бизнеса Честность и доверие к людям Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть Качество личной работы и ее постоянное совершенствование
Современный менеджмент Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности. Особенность – в том, что организация рассматривается как живой организм ( «повышенная температура коллектива» , «зрелый возраст» , «жизненный цикл» организации, т. п. ). Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению. В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход. Одна из главных проблем современного менеджмента – проблема нововведений (инноваций). Это не только новая техника и технологии, методы и принципы. Это новые типы мышления, темпы и виды переработки информации, интеграция подходов, моделей на основе новых систем ценностей.
present5.com
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Автор(ы): Дударь А.П.
Постепенно управление становилось все более четким и слаженным, а организации более сильными и устойчивыми. Например, Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги для ускорения связи между Римом и другими городами в решении различных вопросов.
Формы почти всех видов современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности. Однако структура и уровни управления отличались от современных. К примеру, соотношение между руководителями и подчиненными было гораздо меньшим, нежели сегодня; было меньше и руководителей среднего звена. Древние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Если лицо на верхнем уровне управления - хороший лидер, как Гай Юлий Цезарь, тогда развитие организации шло более или менее гладко. Когда же к власти приходил неумелый руководитель, каковым был, например, Нерон, жизнь организации погружалась во мрак. Известные ученые М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури провели сравнение древней и современной организации, которое отображено в таблице 1.
Таблица 1. Сравнение древней и современной организации
Древняя организация
Современная организация
1. Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих
2. Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена
3. Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности
4. Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка
5. Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
6. Упор на приказ и интуицию
Упор на коллективную работу и рациональность
Изучение методических проблем управления в условиях развернувшейся конкурентной борьбы началось в XIX столетии. В частности, разделение, кооперация и организация труда на предприятии и их соответствие уровню концентрации производства стали предметом внимания английского математика Ч. Баббеджа (Бэббиджа) (1792-1871гг.), автора первой в мире схемы вычислительной машины.
Наука об организации и управлении возникла в отраслях промышленного производства. Одним из основоположников ее является Фредерик У. Тейлор. В своих основных работах 1896 и 1911 года Ф. Тейлор высказал мнение о том, что если в прошлом в решении вопросов организации и управления на первом месте стоял организатор, то ныне – выступает система «человек-машина». Однако в своей теории Тейлор упустил из виду очень важный момент: одна часть этой системы имеет особенность, который нет в машине, – психологию человека.
Огромный вклад в развитие теории менеджмента внес француз А. Файоль, который в своей работе «Общая и промышленная администрация» в 1916 году попытался ввести принципы Ф. Тейлора о функциональной организации предприятия в административное управление. Новым здесь было расчленение процесса управления на отдельные фазы. А. Файоль, как и Ф. Тейлор, стремился к достижению гармонии между производством и управлением, развивая корпоративный дух, как один из важнейших принципов руководства предприятием. Особое значение А. Файоль придавал человеческому фактору, как участнику и организатору производственного процесса.
Примерно тогда же независимо от Тейлора и Файоля научный подход к управлению применил К. Адамецкий (1866 – 1933) в России (конкретно в Украине).
Это, однако, не означает, что отдельных элементов научного управления ранее не существовало. Так, уже Т. Гоббс (1588 – 1679) касается проблемы мотивов, мотивации поведения человека; А. Смит (1723 – 1790) фактически создал не только экономическую теорию как основу научного управления, но разрабатывал и конкретные аспекты научного управления, в частности концепцию контроля и расчета труда (задолго до Ф. Тейлора, Ф. Джильберта и Г. Ганта). Э. Уитни (1765 – 1825) разработал и применил важнейший элемент ранней дотейлоровской организации производства, известный как «принципы взаимозаменяемости» (в машиностроении). В России граф П.И. Шувалов (1710 – 1762) использовал названные принципы ещё раньше, они были подробно изложены в специальной инструкции по производству ружей на Тульском оружейном заводе; Р. Оуэн (1771 – 1858) в Англии воплотил многие управленческие идеи на практике, реализовав такие типично управленческие процедуры, как мотивация и воспитание. Известны и другие авторы, теоретики и практики отдельных фрагментов научного управления.
И все же именно Тейлор и его соратники впервые разработали целостную и всеобъемлющую систему научного управления, положив начало науке управления. Необходимо отметить, что данные «… термины не синонимичны… », а понятия – не тождественны. Наука управления – это сфера, область теории; научное управление – практика управления, использующая достижения различных наук, в том числе науки управления. Внедрение достижений, рекомендаций, выводов науки управления в практику управления действительно можно считать началом научного управления.
Смешению понятий «наука управления» и «научное управление» способствует не только то обстоятельство, что они появились одновременно, но и то, что их возникновение связано с деятельностью одного и того же человека – Ф.У. Тейлора, хотя определенный вклад в формирование данных понятий внесли А. Файоль, и К. Адамецкий, и Г. Эмерсон и др. Ф.У. Тейлор не только положил начало науке управления, но и сразу же реализовал на практике её достижения. В свою очередь практика научного управления способствовала развитию, уточнению предмета науки управления, разработке её методов.
Анализ теории Ф.У. Тейлора показывает, что исходным в «тейлоризме» является положение о том, что каждая конкретная задача в производственном процессе должна быть детально разложена на составные части. При таком подходе легче установить, каким именно сотрудником данная конкретная задача может быть выполнена наиболее профессионально. Для того чтобы получить наилучшие результаты, необходимо тщательно подбирать людей для решения каждой задачи и обеспечивать им квалифицированную подготовку. Следствием такого подхода было введение конвейера, с помощью которого при тщательном разделении задач достигалась большая эффективность за счет более детализированной и специализированной организации труда.
Ф. Тейлор также советовал ставить оплату труда в зависимости от его производительности. Это означало установление прямой заинтересованности всего персонала, начиная от рядовых сотрудников и заканчивая руководящим звеном, включая менеджеров, в выполнении производственного плана (выпуска продукции, оказания услуг и т.д.).