Украшения из меди. История и целебные свойства. Древние изделия из меди
Почему украшения из меди? История возникновения медных украшений.
- Не хитро дорогую вещь сделать, коли золото само в цене. Ты вот из простого дерева сделай такую штучку, чтобы все кругом диву дались. Вот тогда я поверю, что ты мастер.
Русская народная сказка «Деревянный орел»
Если спросить у любой девушки: украшения из какого металла ценятся больше всего, наверное, почти все ответят – золото и серебро
Украшения из этих драгоценных металлов оставили далеко в прошлом украшения из меди, история появления которых насчитывает много тысяч лет!
♥ Медь стала первым металлом, используемым человеком.
Человек с древних времён обращал повышенное внимание на этот химический элемент ещё задолго до того, как Дмитрии Иванович Менделеев нашёл ему место под названием Cu (cuprum) в своей периодической таблице. История знает о меди свыше 7000 лет.
Именно украшения из меди известны ещё со времён Древнего Египта.
Они определяли статус человека в обществе, и представляли из себя государственные, религиозные и воинские символы, и обозначали родовую принадлежность и социальный статус носящего их человека.
Магические свойства Меди:
♥ В средневековье считали, что медь рассеивает любые чары и дарует способность обнаруживать нечистую силу.
♥Медь используется для привлечения любви. Она помогает наладить семейные отношения, приносит гармонию и спокойствие, предотвращает разногласия и ссоры. Наличие в доме больших изделий из меди способствует прояснению чувств, делая человека уравновешенным и спокойным.
♥ Со временем укрепилась вера, что медь обладает магическими свойствами и может защитить от злых духов, это металл удачи и магический талисман.
♥ Из меди изготавливали так же блюда для еды и сосуды для воды. Считалось, что если каждый день купаться в воде, которая ночь настаивалась в медном кувшине можно продлить молодость. Поэтому медные браслеты и цепочки в стране пирамид ценились так же, как и золотые.
♥ Воины носили панцири из меди, так как считалось будто они помогают заживлять раны.
♥ Медь считалась металлом, который останавливает кровотечение и облегчает роды, поэтому медный браслет должна была носить каждая девушка.
Древние мастера работавшие с медью, довольно быстро обнаружили, что медь можно превращать в прекрасные предметы различной формы, которые становились все сложнее и прекраснее по мере роста мастерства и появлением новых технологий.
Вдохновением для этого творчества и созидания во все времена были женщины!
♥ Медь считается металлом мира, примирения и природной справедливости.
Это величайший природный корректор, который регулирует и контролирует работу всех систем организма. Оказывает самое благотворное влияние на человека, проясняет чувства, способствует их прочности.
♥Большинство экстрасенсов считает медь одним из самых важных металлов для наполнения дома позитивной энергетикой. Это помогает сглаживать конфликты, которые часто возникают в повседневной жизни, а также снимать стрессы и перенапряжения.
Медь находится под управлением Венеры. Защищает от зла, помогает в любовных делах. Недаром из меди уже несколько тысяч лет изготавливают защитные талисманы и амулеты. Медные браслеты, кольца и кулоны – одни из самых сильных оберегов, защищающих человека от негативного воздействия на его энергетику.
Что лечит медь?
Исторически засвидетельствовано – работники медных заводов никогда не болели холерой! Соли меди уничтожают грибки и бактерии в нашем организме, поэтому материал является отличным антибактерицидным средством, способствует укреплению иммунитета, эффективно борется с различными видами инфекции. Медь оказывает полезное воздействие на кровь и обмен веществ.
Помогает при вегетососудистой дистонии, очищает организм, тонизирует печень, селезенку, лимфатическую систему. Медь чрезвычайно полезна для похудения, при задержании лишней воды в организме.
♥С давних времён заметили, что медь лечит не только множество телесных заболеваний, но и избавляет от душевных болезней!
Объясняется это просто – данный металл обладает высокой проводимостью. Медь увеличивает интенсивность циркуляции энергии по всему телу, включая мозг.
♥Медные украшения нормализуют температуру тела, останавливают кровотечения, снимают боль, улучшают сон. Ещё в старину к синякам и шишкам прикладывали медные пятачки, чтобы быстро снять отёк. Медь помогает устранять последствия ушибов – если прикладывать медное изделие к синякам и гематомам, они быстрее проходят.
♥По гороскопу медные украшения больше всего подходят Тельцам, Близнецам, Ракам, Девам, Весам, Скорпионам, Козерогам, Водолеям.
В наше время украшения из меди стали очень популярны.Необычный старинный оттенок этого металла, который может изменяться со временем, делает украшения особенно привлекательными.
Медные украшения это всегда эксклюзивная работа – почти все украшения и аксессуары из меди изготавливается вручную.
Каждое изделие неповторимо и уникально и сочетаются практически с любым стилем одежды.
Они смотрятся стильно и необычно. Напоминают именно ту эпоху, когда все только начиналось. В них есть что-то манящее, загадочное и необычное!
И именно за это я их и люблю)
www.livemaster.ru
МЕДЬ, БРОНЗА, ПЛАТИНА И... АЛЮМИНИЙ
МЕДЬ, БРОНЗА, ПЛАТИНА И... АЛЮМИНИЙ
Вот уже почти девять тысячелетий продолжается эра металла.
Греческий поэт Гесиод (около 770 до н.э.) рассказал известную легенду о четырех веках человечества: золотой, серебряный, медный и железный. Деление истории человечества на "металлические" эпохи встречается во многих старинных текстах: Библии, древнеиранской "Авесте" и других. Читателя, безусловно, заинтересует вопрос: каким же образом в те далекие времена могли появиться такие представления о последовательной смене эпох металлов?
Могло произойти так, что упоминания о далеких временах передавались из поколения в поколение и таким образом дошли до античных писателей и мыслителей. А потом эта "память поколений" угасла, придушенная мраком средневековья. И лишь через несколько сот лет знания снова возродились, на этот раз уже на научной основе.
Древнейшие изделия из самородной меди (шила, булавки, кольца) были найдены на неолитической стоянке Чайеню-тепези (современная Турция), они были сделаны на рубеже VIII — VII столетий до н.э. Возможно, одновременно с самородной медью наши далекие предки познакомились и с золотом, используя его тяжелые блестящие самородки как украшения.
Самородная медь в природе встречается редко, залежи ее очень небольшие. Поэтому она не могла стать надежным основанием технического прогресса. По-настоящему революционными были открытия метода выплавки меди из руд, но кто, когда и где до такого додумался — неизвестно.
Древние кузнецы достигли высокого мастерства в обработке меди. В частности, они научились делать более твердой рабочую поверхность медных орудий (топоров, долот, скребков) путем клепки. Такое орудие уже было значительно эффективнее каменного.
С помощью спектрального анализа археологи сумели проследить пути распространения металлов в древности. Дело в том, что медь в каждом месторождении имеет свои индивидуальные свойства, обусловленные незначительными примесями разных химических элементов. Таким образом, определив точный состав металла древнего топора или ножа, можно установить, из какого месторождения взята медь. И здесь исследователей ожидала неожиданность. Оказалось, что четыре, пять или даже больше тысяч лет тому назад было немало путей, по которым происходил торговый обмен и, безусловно, транспортирование металлов. Известен, например, "золотой путь", который вел из Южной Африки в Иерусалим. Медь из болгарских месторождений находят в поселениях трипольской культуры на Украине и т.п. Особенно сложными и длинными эти пути стали тогда, когда человечество освоило изготовление сплавов меди — бронз.
Применения спектрального анализа неожиданно показало, что большинство древних предметов, которые раньше считались медными, на самом деле изготовлены из мышьяковистой бронзы — сплава меди с мышьяком (его количество в таких сплавах может достигать 30 процентов).
В природе медные и мышьяковые залежи вместе почти никогда не встречаются. Неизвестно, как именно наши предки догадались, что, добавляя к медной руде мышьяковую, взятую совсем из другого места, можно получить бронзу, которая по своим качествам (твердостью, износостойкостью) значительно превышает чистую медь.
Однако, азербайджанский ученый И. Селимханов считает, что внимание древних металлургов могли привлечь яркие серные соединения мышьяка — золотистый минерал аурипигмент и ярко-красный реальгар. Возможно, сначала они использовались для магических ритуалов (через свою яркую окраску и запах чеснока, который они выделяют при ударе). А со временем, наверное, случайно было установлено, что путем добавления этих минералов к меди можно выплавить мышьяковистую бронзу.
Одно из древнейших металлургических предприятий, где выплавляли бронзу, было раскопано в Мецамори в Армении. Это уже настоящий "металлургический комбинат", который состоял из многих печей возрастом около пяти тысяч лет. В них получали 14 разновидностей бронзы, добавляя к меди мышьяк, свинец, цинк, олово в разных пропорциях. "Человек не ждал XX столетия, чтобы использовать скрытые в земле богатства, — отмечает К. Мегерчян, сотрудник Института археологии Армянской ССР. — Те, кто пятьдесят веков тому назад перерабатывал здесь руду, защищали свои руки рукавицами, а рты — защитными повязками, как это делают ныне металлурги на заводах Донецка". Металлургические печи в Мецамори были построены на руинах печей, которые были старше на несколько тысяч лет!
Наибольшего распространения в бронзовом веке получили сплавы меди с оловом — оловянистые бронзы. Олово преимущественно привозили издалека. Скажем, на остров Крит его доставляли с Британских островов (в античные времена их называли Оловянными островами, или Каситеридами), также из Индии, возможно, даже из Малаккского полуострова.
Как древние металлурги догадались, что, добавляя к мягкой меди еще более мягкое олово, можно получить твердую и стойкую бронзу?
В Канаде, возле Больших озер, были найдены медные рудники, которым 5-6 тысячелетий. Профессор одного из американских университетов, Хендриксон, насчитал здесь пять тысяч ям и определил, что из них было добыто 200 тысяч тонн меди. Но это весьма много. Кому и для чего в те времена понадобилось столько меди? Кто ее добывал?
Археологи считают, что в те далекие времена в районе Больших озер не было оседлого населения. А кто же тогда работал на рудниках? Нет никаких свидетельств, что весь этот металл использовался в местах добывания. Значит, добычей занимались пришлые люди из других мест, или даже стран и что медь куда-то вывозили. Но куда? На рудниках нашли также бронзовые инструменты с примесью олова. Профессор Хендриксон думает, что это — британское олово, и выдвигает гипотезу, что медь из Канады пятьдесят столетий тому назад вывозили на остров Крит.
В 70-х годах нашего столетия аквалангисты подняли с борта парусного судна, которое затонуло когда-то давно между Ямайкой и Гаити, двадцать одну испанскую пушку. Сегодня уже никого не приведешь в удивление достижениями "подводной археологии", и эта находка тоже не вызвала особой сенсации... аж пока металл, из которого были отлиты пушки, не подвергли спектральному анализу. Выяснилось, что двадцать пушек отлито из обычной, так называемой "пушечной" бронзы (медь с прибавлением 10 процентов олова), а одна — медная с добавкой... платины! Однако, в сплаве ее немного (лишь 0,12 процента), тем не менее, если учесть вес четырехметровой пушки (свыше трех тонн), то в ней содержится почти 3,5 килограмма драгоценного металла!
Эта пушка была отлита еще в 1631 году в одном из мексиканских городов. И хотя платина нередко встречается как примесь во многих медных рудах, ни в одном из месторождений медной руды на территории Центральной Америки ее нет в таком количестве. Значит, платину добавляли в сплав? Приводит к удивлению и то, что пушку, изготовленную для ревностных католиков — испанцев, украшает замечательная стилизованная фигура... языческого бога Солнца ацтеков. Т.е., возможно, ее отлили индейские мастера? А если так, то не использовали они как примесь к меди какие-то древние металлические изделия из платины, которые были посвящены именно богу Солнца, а чтобы уберечь себя от его гнева, поместили его изображение на пушке? Если такое предположение справедливо, то стоит вопрос: а как ацтеки научились плавить платину? Ведь температура ее плавления — 1773° С, и пламя под тиглями всех ювелиров Европы XVII и XVIII столетий неспособно было ее расплавить. Не смог в этом деле помочь и в 1825 году известный русский металлург П. Соболевский. А тем временем среди драгоценных изделий из серебра и золота, награбленных конкистадорами в Америке, были и отлитые из платины.
Наконец, речь идет не только об ацтеках. 1801 года французский химик Бертело сделал анализ металлического сундучка, откопанного археологами в Фивах и изготовленного где-то в VII ст. до н.э. К величайшему удивлению, Бертело обнаружил, что иероглифические знаки имени египетской царицы Шаперапит на ней были сделаны... из плавленой иридиевой платины! Но месторождения платины в Африке неизвестны! Значит, ее завозили в Египет?
Не менее загадочна история еще одного металла — алюминия. Как известно, его впервые получил из глинозема датский химик Эрстед в 1826 году. Технология выплавки алюминия в те времена была такой сложной, что полученный алюминий оказался более дорогим, чем золото. Через 29 лет французский химик Девиль сделал из алюминия первый предмет — колокольчик для сына императора Наполеона III, а сам император в 1855 году оказал почести послам больших государств, предложив им на обеде алюминиевые ложки вместо позолоченных серебряных. Великому русскому химику Д. И. Менделееву за выдающиеся заслуги в 1884 году был подарен драгоценный кубок из чистого алюминия.
И лишь после того, как в 1886 году Ч. Холл и П. Эрру открыли дешевый электролитический метод выплавки алюминия, этот металл перестал быть редчайшим.
Но даже и ныне, в конце XX столетия, металлурги не знают другого метода добывания алюминия, более экономичного чем электролитический. А тем временем в гробнице китайского полководца Чжао Чжу (265-316 гг. н.э.) был найден орнамент из загадочного белого металла. Им оказался сплав из 10 % меди, 5 % магния и 85 %... алюминия! Ныне такие сплавы широко используют в технике, поскольку примесь меди повышает твердость алюминия, а магний — его износостойкость, а также облегчает обработку деталей резанием. Но откуда об этом было известно 16 столетий тому назад древним китайцам? Кто, когда и каким способом был в состоянии добыть алюминий из руды за 1600 лет до Эрстеда?
Римский историк Плутарх в одном из своих произведений сообщает, что в 36 г. н.э. император Тиберий получил странный дар — корону из какого-то неизвестного металла, который напоминал серебро, тем не менее он был значительно более легкий и вдобавок мягкий. Когда Тиберий ненароком выронил корону на пол, она сильно смялась. Мастер рассказал императору, что он добыл этот металл из "глины".
А был ли это алюминий? Ведь и сегодня его получают из глинозема ("глины"). Но как же получил его римский кузнец в примитивной мастерской почти 2000 лет тому назад? Или может, вследствие инерции мышления мы считаем его мастерскую примитивной? Так или иначе, но неведомого изобретателя постигла лихая судьба: опасаясь, чтобы новый металл не обесценил "старое доброе" серебро, Тиберий приказал казнить его, а мастерскую сравнять с землей...
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Полезное о металлах: медь – Ярмарка Мастеров
В ходе многолетней практики создания украшений часто приходится сталкиваться с необходимостью рассказать покупателю или человеку, пришедшему на мастер-класс, о свойствах металлов и их славов.
Понятия — серебро, золото, железо — в целом являются общеизвестными и пояснений не требуют, а вот такие загадочные обозначения как "бижутерный сплав", томпак, бронза, нейзильбер и другие могут вызывать некоторые затруднения.
В связи с этим, возникла потребность написания цикла обзорных статей, которыми я бы хотела поделиться.
Первая статья цикла посвящена меди — первому освоенному человеком металлу.
Медь — элемент одиннадцатой группы IV периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 29. Обозначается символом Cu (лат. Cuprum).
В чистом виде медь — это пластичный, вязкий и легко прокатываемый в тонкие листы металл золотисто-розового цвета (розового цвета при отсутствии оксидной плёнки), обладающий высокой тепло- и электропроводностью.Тонкие плёнки меди на просвет имеют зеленовато-голубой цвет.
Медь встречается в природе в самородном виде чаще, чем золото, серебро и железо.
Поэтому из-за сравнительной доступности для получения из руды и малой температуры плавления медь входит в семёрку металлов, известных человеку с очень древних времён и один из первых металлов, широко освоенных человеком . Одни из самых древних изделий из меди, а также шлак — свидетельство выплавки её из руд — найдены на территории Турции, при раскопках поселения Чатал-Гююк, относящегося к периоду медного века. Медный век, когда значительное распространение получили медные предметы, следует во всемирной истории за каменным веком и предшествует бронзовому. Медь как художественный материал использовался для изготовления украшений, скульптур, утвари и посуды.
В наши дни медь широко используется в промышленности разного рода из-за:
высокой теплопроводимости;
высокой электропроводимости;
ковкости;
хороших литейных качеств;
большого сопротивления на разрыв;
химической стойкости.
Около 40% меди идёт на изготовление различных электрических проводов и кабелей.
Кроме того, медь обладает высокой декоративной возможностью, что активно используется при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства и даже дизайне интерьеров.
На равне с прекрасной деформируемостью и устойчивостью к условиям окружающей среды, высокая декоративность меди обусловлена потрясающей цветовой палитрой патины, образующейся на ее поверхности.
Патина — пленка, образующаяся на поверхности металла в ходе окисления под влиянием окружающей среды.
Химический состав и цвет патины слегка отличается в зависимости от окружающей среды и формирует химически стабильный и прочный защитный слой, изолирующий металл от внешней среды. Патина предохраняет металл от дальнейшего разрушения. В случае механических повреждений эта поверхность восстанавливается сама.
Для соединений, образующихся на поверхности металлической меди характерны цвета: Cu2O — красный (в природе в виде минерала куприт), CuO — черный (в природе в виде минерала тенорит), CuCl2+h3O — голубой. Во влажном воздухе на поверхности меди образуются меднозакисные соли: в присутствии углекислого газа образуется зеленоватая пленка карбонатов состава Cu(OH)2·CuCO3; так как в воздухе всегда имеются следы сернистого газа и сероводорода, то в составе поверхностной пленки на металлической меди обычно имеются и сернистые соединения, в виде основного сульфата (II) — (CuOH)2 SO4.
В естественных условиях цвет меди изменяется несколько раз, начиная с момента рождения и до полного формирования патины на ее поверхности. Непосредственно после изготовления металла он покрывается оксидом Cu2O и поверхность меди становится нежно-розовая и блестящая. Под действием кислорода воздуха пленка из оксида меди Cu2O становится более толстой и цвет густеет; медь становится ярко-красной.
Затем на ней начинает образовываться оксид меди CuO черного цвета. Поэтому, по мере наращивания слоя CuO поверхность меди становится тусклой и матовой. Затем цвет темнеет и постепенно меняется на коричневый. Становясь все более непрозрачным, слой CuO меняет цвет меди с темно-коричневого в итоге на антрацитово-черный.
Затем эта поверхность развивается далее, под воздействием находящихся в воздухе углерода, серы, хлоридов и влаги на ней образуются различные меднозакисные соли, обладающие зеленым цветом, иногда с синеватыми или голубоватыми оттенками. С течением времени наступает последняя стадия процесса окисления и на поверхности образуется ярко-зеленый, иногда зеленый с голубовато-синим оттенком слой патины. В основной своей массе природная патина — это соединения родственные зеленоватому минералу меди — малахиту.
Многообразие и красоту этого металла можно отразить, приведя примеры предметов декоративно-прикладного искуссства, бижутерии и фотографий итерьеров, для создания которых использовалась медь.
Широкое применение в ювелирной, инструментальной и машиностроительной промышленности и электротехнике нашли различные сплавы меди с другими веществами. Наиболее важными из них являются латуни, медноникеливые сплавы и бронзы. Также необходимо отметить, что медь является важнейшим компонентом лигатур для изготовления драгоценных сплавов различных проб на основе серебра и золота.
Более подробно о сплавах меди, их свойствах и применении будет рассказано в следующих частях обзора :)
В завершении этой части приведу несколько советов по чистке медных украшений:
1. Для легкой чистки и удаления жирного налета медные украшения можно промыть в мыльной воде и/ или протереть бумагой или ветошью.
2. Для удаления пятен на медной поверхности и некрасивой патины:
можно взять 9% уксус и мелкую пищевую соль. Из этих двух компонентов делают пасту, которой натирают медь, после чего пасту смывают, и ваше украшение блестит, как новое;
ВНИМАНИЕ: при этом методе счищается ВСЯ патина, т.е. если вы хотите сохранить состаренный вид изделия, данный метод не применять.
ярко-зеленый налет на медном изделии можно удалить с помощью 10%-ного раствора лимонной кислоты — опустить изделие в нагретый раствор или протереть половинкой лимона. и промыть водой;
ВНИМАНИЕ: при этом методе счищается ВСЯ патина обработанная поверхность приобретает красновато-розовый оттенок, т.е. если вы хотите сохранить состаренный вид изделия, данный метод не применять.
3. Для удаления царапин и крохотных вмятин поверхность изделия можно потереть наждачной бумагой — нулевкой. Выбирать наждачку нужно внимательно, так как слишком грубая оставит полосы и может испортить внешний вид изделия. Самая подходящая — имеющая зернистость 2500 и выше.
ВНИМАНИЕ: не применять, если изделие имеет декоративную патину и вставки — камни, стекло, эмаль (есть риск их поцарапать даже нулевкой).
Хранить медные украшения надо подальше от прямого солнечного света, парфюмерии и воды.
Большое спасибо за внимание! :)
www.livemaster.ru
Обереги из медных украшений
Украшениям из меди уже не одна сотня лет. Почему же наши предки использовали медные «солнца», колечки, подвески? С одной стороны, это вариант недорогих украшений, но с другой стороны, это был доступный способ поддержания своего организма.
И сегодня официальная медицина подтверждает пользу воздействия на организм меди. Так что медные обереги позволяли укреплять тело и защищать дух.
Воздействие меди на человека
Украшения из меди
Медиками отмечено благотворное воздействие меди на организм человека, ношение такого металла на теле позволяет устранить некоторые виды анемии, исправив форму патологических эритроцитов. Также медные украшения перекрывают канал воздействия гипнотизеров на человека. Эти факты объясняют традиции использования украшений из такого металла.
Вам будет интересно:
Более того, люди отмечали, что медные обереги – украшения гармонизировали состояние человека, вносили благополучие и мир в семью, примиряли враждующих. Трудно сказать, действуют ли подобные обереги на окружающих, но сам владелец, несомненно, становится спокойнее, мягче, сговорчивее.
Сегодня медные украшения рекомендовано носить всем, кто страдает неврозами, имеет проблемы со зрением и состоянием кожи, а также гипертоникам. Медь оказывает комплексное благотворное воздействие на организм. Использовать такие обереги можно всем, но лучше всего они действуют на Тельцов, Весов. Наличие следа на коже после ношения украшения из меди считается сигналом о том, что в организме не хватает этого вещества. Среди прочих признаков медного дефицита можно назвать любовь к мороженому, слабость, бледность, раннее появление седых волос, нервозность, у мужчин – ослабление половых функций, у женщин за 45 – тяжело протекающий климакс.
Важно! Нехватка меди – серьезное нарушение, которое может привести к анемии, глаукоме, астме и другим опасным заболеваниям. Основной источник меди – пища, но дополнить ее количество в организме помогут талисманы из этого металла.
Медные пятаки
Медные пятаки
Пожалуй, самый известные обереги – медные пятаки. Их еще в древности прикладывали к больным местам. Они облегчали боли в голове, в суставах, проявления гипертонии. Такие обереги не имеют никаких ограничений использования. Старики, дети, мужчины, женщины почувствуют себя лучше, если будут носить их прибинтованными к пораженным местам своего тела.
Лечиться ими можно по несколько дней, потом делается недельный перерыв. Во время перерыва надо очистить обереги от негатива, для этого их держат в соленой воде. Сегодня можно приобрести пятаки с нанесенной славянской и православной символикой для дополнительного усиления целительных свойств металла.
Медные украшения
Медный оберег в виде украшения был широко распространен на Руси и считался только женским. Надевали их не столько ради красоты, сколько ради благотворного воздействия на организм, ведь женское здоровье было особо ценным. Именно от здоровья женщин зависело благополучное существование Рода и появление на свет новых членов общины. Женщины также являлись хранительницами традиций и обычаев. Поэтому женщина сберегалась с большим усердием, даже в небогатых семьях девушкам покупали многочисленные украшения.
Колечки. Сама форма кольца имеет магическую природу. Круг символизирует вселенную, божественную суть непрерывного течения жизни. В такой форме отражено могущество и неразрывная связь. Но помимо формы, важен и металл. Медь вносит в кольцо свою защитную магию, способствуя оздоровлению организма.
Медное кольцо
Браслеты. С давних пор эти обереги применялись целителями, чтобы приводить в норму кровяное давление. Браслеты из меди благотворно влияют на все внутренние органы. Это прекрасное средство, врачующее тело и душу. Обращение к браслету при магнитных бурях помогает легче переносить природные катаклизмы. В прошлом браслеты использовались очень активно. Только у них было иное название – «обручи», такой оберег на руку одевали, чтобы воспрепятствовать злым духам и не дать им возможность проникнуть к телу человека через рукава. Причем, в деревнях носили обручи именно из меди.
Медные браслеты
Серьги. На Древней Руси они были редкостью, в основном проявляли себя как заимствованный вид аксессуаров, причем, не только у женщин. Серьги могли носить и князья.
Медные серьги
Подвески. Все подвески имели сакральное значение, их крепили к платьям, поясам. До наших дней сохранилось около 200 видов подвесок. Все они воспринимались как обереги. Лунницы, кресты, ложечки и ключики были призваны защитить хозяйку, одарить ее здоровьем красотой и счастьем. Все эти детали должны были своим звоном разгонять злых духов.
Медные подвески
Гривны – шейные украшения, которые делались из меди, бронзы. Иногда медь смешивали с серебром. Такие аксессуары должны были не дать душе покинуть тело раньше времени.
Медные гривны
Височные кольца. Они были особо важны для девушек и молодых женщин, чтобы защититься от злых духов и родить здоровое потомство. А вот пожилые женщины постепенно раздавали их дочерям.
Височные кольца
Бронзовые талисманы
Медь очень рано стала материалом для украшений, посуды и прочих важных бытовых предметов. Благодаря ей, был получен сплав – бронза, который перенял многие целебные свойства меди. Талисманы из бронзы и сегодня пользуются заслуженной популярностью.
Специалисты рекомендуют именно Весам приобрести талисманы из бронзы, потому что бронза считается металлом этого знака. Стрельцам тоже подойдут талисманы из этого материала, особенно в виде жука – скарабея, стрелы. Такие талисманы можно сделать своими руками.
Особенности изготовления талисманов из меди и бронзы
Изготовление магического предмета своими руками из металла — трудоемкое занятие, требующее навыков и оборудования. Поэтому надо заранее найти основу, а на нее нанести нужные знаки и правильно зарядить. Символы следует врезать или просто процарапать. Можно символ нарисовать черной краской, однако после этого следует покрыть изготовленные обереги лаком, чтобы краска быстро не стерлась. Обереги из бронзы делаются круглыми, овальными, эллиптическими; многоугольники нежелательны. Можно в бронзу вставлять любые камни, ведущие к богатству.
Обереги из меди делаются на основе без углов (круглой, овальной). Символы на меди можно вытравить кислотой. Оптимальным вариантом для такого магического предмета станет дополнение из камней удачи.
Можно на основу из бронзы наносить значимые для конкретной ситуации символы: славянские солярные знаки, руны и прочие элементы. Талисманы, сделанные из бронзы, будут приносить удачу, радость. Считается, что богиня Фригг, жена Одина, и Фрейя, еще одна жительница Асгарда, связаны именно с бронзой.
Поэтому талисманы из бронзы помогают именно в обретении женского счастья и укрепляют здоровье женщин. Чтобы пользоваться благосклонностью скандинавских богинь на бронзовую основу своими руками можно нанести их знаки и носить получившиеся обереги всегда с собой. Руны можно выбирать в соответствии со значениями любви, красоты, благополучия.
slovomaga.ru
Тайны древности в изделиях из меди
Медь – один из первых металлов, с которым начали работать люди ещё около 5000 г. до н.э., во время, так называемой эпохи меди (хальколитического периода), когда происходил радикальный переход от примитивных каменных технологий неолита к бронзовому.
На протяжении тысячелетий медь была основным двигателем мировой экономики. Самые распространенные доисторические металлические артефакты из медных сплавов и поныне удивляют археологов.
1. Затерянное сокровище медного свитка
14 марта 1952 года археолог обнаружил загадочный медный свиток, который резко контрастировал со всеми другими найденными ранее в Кумранских пещерах свитками Мертвого моря. Материал свитка, его автор, сценарий, язык и стиль говорят о том, что он оказался в пещере №3 в другое время, чем 14 других свитков, сделанных из пергамента и папируса. По словам профессора Ричарда Фройнда, «медный свиток является, вероятно, самым уникальным, самым важным и наименее понятным среди свитков Мертвого моря».
В 1955 году, не имея возможности развернуть проржавевший свиток, исследователи должны были разломать бесценный артефакт, чтобы получить доступ к его содержимому. Язык в этом свитке очень мало похож на тот, на котором написаны другие свитки Мертвого моря. Медный свиток, датируемый 25 - 100 г.г. н.э., содержит список из 64 мест, где можно найти сказочные сокровища. В нем упоминаются огромные тайники из золота, серебра, жреческих одежд и т.д. стоимостью более миллиарда долларов по сегодняшним ценам.
2. Андская маска
В 2005 году жители Ла-Кебрады в аргентинских Андах обнаружили древнюю медную маску, которая по сути заставила пересмотреть историю металлургии в доколумбовой Южной Америке. Найденная в массовом захоронении медная маска датируется примерно 1414 - 1087 годами до нашей эры. В маске высотой 18 см, шириной 15 см и толщиной 1 мм проделаны отверстия для рта, носа и глаз.
Крепилась она к лицу с помощью дополнительных отверстий вдоль края маски. Археологи считают, что руда для этой 3000-летней посмертной маски была добыта в долине Хуалфина, которая находится в 69 км от места находки. В настоящее время в этой долине в провинции Катамарка расположен крупный медный рудник.
3. Медь атлантов
В марте 2015 года морские археологи объявили об обнаружении 39 слитков «атлантической» меди в обломках кораблекрушения возле Сицилии. Согласно Платону, металл «орихалк» был красноватой разновидностью меди, и считался не менее ценным, чем золото. Атланты якобы использовали его, чтобы придать храму Посейдона его потустороннее свечение. Люди долго обсуждали возможный состав данного сплава. Большинство современных ученых считают, что это был сплав бронзы с цинком, древесным углем и медью.
Другие полагают, что орихалк был сделан на основе янтаря. К сожалению, в металле, обнаруженном в 2600-летнем греческом судне, не было ничего мифического. Вероятно, медь поставлялась с Кипра. С четвертого тысячелетия до н.э. кипрские металлурги производили несколько вариантов меди, в том числе ее сплав с цинком и следовыми количествами железа и никеля. Учитывая долговечность и стойкость к потускнению данного сплава, он высоко ценился при создании украшений. По сей день киприоты, говорящие на греческом языке, по-прежнему относятся к меди как к орихалку.
4. Торговля лезвиями
В 2016 году археологи объявили, что в составе древних бронзовых инструментов в Швеции содержится средиземноморская медь. Эти инструменты возрастом 3600 лет являются свидетельством торговли на удаленном расстоянии в бронзовом веке. Вероятно, скандинавы торговали своим драгоценным янтарем, который ценился на уровне золота, меняя его на медь. Изотопный анализ показал, что металл поступал с Кипра, Сицилии, Сардинии и Пиренейского полуострова.
Исследователи считают, что эти южные источники металлов не служили основой скандинавской металлургии, а скорее представляли собой «дополнение» к местным источникам. Археологи теперь считают, что они обнаружили изображения средиземноморских кораблей в шведском скальном искусстве бронзового века. Что интересно, изображения кораблей почти всегда сопровождаются изображениями крупных быков, что также было характерно для древней живописи хеттов и минойцев. Подобные изображения также встречаются на территории современной Южной Турции.
5. Медная табличка из лагуны
В 1989 году человек, который вычерпывал песок из дна реки Лумбанг, обнаружил самый старый известный письменный документ на Филиппинах. Датируемая 900 г. н.э. медная табличка размером 20 на 30 сантиметров была полностью испещрена текстом на неизвестном языке. Человек, который нашел ее, продал медную табличку дилеру антиквариата. Только тогда древний документ привлек внимание исследователей.
В 1992 году голландский антрополог Антоон Постма расшифровал надпись, которая была сделана на сочетании древнего языка кави и старого малайского языка, разработанного на Яве. Ученые уже давно считали, что Филиппины в X веке были культурно изолированы от остальной Азии. Надпись на медной табличке ставит под сомнение это понятие, поскольку свидетельствует об иностранном влиянии в этом регионе.
6. Медь Чатал-Хююка
Оказывается, люди знают намного меньше о происхождении плавления меди, чем считалось первоначально. На протяжении десятилетий археологи считали, что 8500-летнее турецкое поселение Чатал-Хююк было самым древним местом производства меди в мире. На протяжении более четырех десятилетий на всей территории участка были обнаружены следы шлака, побочного продукта плавки меди. Однако оказывается, что медь Чатал-Хююка могла быть создана случайно.
По данным ученых Университета Кембриджа, это означает то, что медный обжиг произошел непреднамеренно и случайно. Более того, исследователи обнаружили, что часть того, что изначально считалось шлаком, фактически было сожженным красителем. Исследователи теперь считают, что медь была «изобретена» независимо в разных точках земного шара.
7. Топор Эци
В 1991 году туристы обнаружили ледяную мумию Эци в леднике в Эцтальских Альпах на итальянско-австрийской границе. 5300 лет назад в эпоху меди, Эци был убит стрелой в спину. В июле 2017 года исследователи сделали удивительное открытие. Медный топор Эци был импортирован из другого места. Изотопный анализ лезвия показал, что медь, используемая в старейшем сохранившемся неолитическом топоре в мире, была добыта в Южной Тоскане, что намекает на обширные сети доисторической торговли.
Неизвестно, было ли импортировано с юга готовое лезвие или же привезли только медную руду, из которой и выковали топор. Что интересно, в тот период медь добывалась и в Альпах. Почему Эци предпочел тосканскую медь местной, остается загадкой.
8. Древнеегипетские чернила
В ноябре 2017 года исследователи опубликовали в журнале Nature статью, раскрывающую секретный компонент древнеегипетских чернил: медь. Команда из Копенгагенского университета проанализировала папирусы II века до н.э. - III века н.э. Все чернила из этих образцов содержали медь. Это первый раз, когда чернила на основе меди были найдены в древнем Египте. Образцы не показывают существенных различий, вне зависимости от того, где и когда был сделан папирус. Это предполагает то, что технологии получения чернил были неизменными в течение как минимум 300 лет.
Вероятно, исходный материал был побочным продуктом металлургии. Египетский синий - это легендарный пигмент, созданный с использованием побочных продуктов медной металлургии. Также известный как силикат меди кальция, он является самым старым известным искусственным пигментом. Когда и где медные чернила изначально появились в Египте, остается загадкой.
9. Медные коконы
В 1997 году в Сибири археологи обнаружили некрополь XIII века, содержащий мумии, с головы до ног закутанные в коконы из меди. В 34 могилах Зеленого Яра было найдено более дюжины естественно сохранившихся мумий. Совсем недавно, в 2015 году, исследователи обнаружили останки первой известной женщины в этом некрополе и младенца. Оба были похоронены в погребальных коконах из бересты и меха. Ребенок был покрыт остатками разломанного медного котелка, а взрослая женщина была заключена в медные пластины.
Сегодня о таинственной культуре, которая построила Зеленый Яр, почти ничего не известно. Ноги всех мумий в некрополе указывают на близлежащую реку Горный Полуй. Черепа многих мужчин были разбиты, что говорит о ритуальном значении захоронения. Медные котелки, датируемые десятым и одиннадцатым веками, которые были найдены в Зеленом Яре, возможно, были произведены в Персии. Находка предполагает, что это, казалось бы, крайне изолированное поселение было фактически перекрестком культур.
10. Древние украшения
В декабре 2017 года команда исследователей из Великобритании и Сербии объявила, что эстетика играла ключевую роль в разработке медных сплавов. Группа разработала диаграмму цветов для сплавов, состоящих из меди, олова и мышьяка, чтобы выявить первоначальный состав этих древних медных сплавов (сегодня компоненты, используемые в доисторических медных сплавах, в значительной степени неизвестны).
Медь потеряла свою визуальную привлекательность после стольких лет под землей. Исследователи с удивлением обнаружили, что это было похоже на современные ювелирные технологии, в которых используются похожие цветовые схемы для сплавов из золота, меди и серебра. Исследователи считают, что золотой оттенок древней Балканской бронзы появился из-за высокого спроса на золото в данном регионе.
via
astori-18.livejournal.com
Украшения из меди. История и целебные свойства – Ярмарка Мастеров
Украшения из меди. История и целебные свойства
Украшения из меди, кольца, серьги, подвески, известны еще с незапамятных времен. Медные украшения особенно ценились в древнем Египте. Но не только они. Из меди изготавливали так же блюда для еды и сосуды для воды. Считалось, что если каждый день купаться в воде, которая ночь настаивалась в медном кувшине можно продлить молодость. Поэтому медные браслеты и цепочки в стране пирамид ценились так же, как и золотые. Римские воины носили панцири из меди, так как считалось будто они помогают заживлять раны. Украшения бижутерия из меди в средневековой Европе были особенно популярны среди женщин. Медь считалась металлом, который останавливает кровотечение и облегчает роды, поэтому медный браслет должна была носить каждая девочка. Естественно, носить простую железяку было не так интересно, поэтому из этого металла выплавляли затейливые украшения, которые пленяли женские сердца в любом возрасте. В наше время украшения из меди смотрятся стильно. Необычный цвет этого металла, напоминающий отблески огня и пожар осенней листвы, делает украшения особенно превликалеьными. К тому же, любое украшение из меди - будет подарком с двойным назначением - эстетическим и лечебным.Целебные свойства медиИздревле человек использовал медь как средство от многих недугов. Например, медный браслет, надетый на руку, приносил своему владельцу удачу и здоровье; воины, носившие медные доспехи, быстрее справлялись с усталостью, их раны меньше гноились и быстрее заживали. Была подмечена и широко использовалась в Древнем мире способность меди положительно влиять на "мужскую силу". И, конечно, всем известен бабушкин совет: "набил шишку - приложи пятак".Известно, что медь обладает мощными бактерицидными свойствами. Раньше во многих больницах и поликлиниках дверные ручки были медными. Исследования полезных свойств меди еще не закончены, но уже сейчас можно говорить о ее великолепных противовоспалительных и противоязвенных свойствах.Еще медь способствует понижению температуры, снимает боль, останавливает кровотечения, нормализует артериальное давление, активизирует обмен веществ, успокаивает нервную систему и улучшает сон. Медь притягивает к себе микробы, и парализует их активность в организме человека. В древности, например, во время эпидемий чумы и холеры не болели люди, которые работали с медью или носили медные украшения. А кочующие цыгане всегда носили на голове обруч из меди, и поэтому среди них почти не было паралитиков и инфекционных больных.В древней Греции с помощью медных пластинок лечили опухоли, воспаления миндалин, суставов, участков кожи. В своих трактатах Аристотель описывал лечебные свойства меди.Немного историиПочти 5000 лет назад в Шумерском городе Лагаш жил правитель по имени Энтемена. По его приказу изготовили вазу, верхняя часть которой была из серебра, а дно из меди. Вода в этой вазе превращалась в целебный и омолаживающий эликсир. Если в воду добавляли сок лимона или вино, целебная сила эликсира возрастала.ЧудесаЭкстрасенсы считают медь одним из самых сильных инструментов для наполнения дома позитивной энергией.Для душиМедь полезна не только для тела. Она способна: выявлять и прояснять чувства, делать их постоянными и прочными, сглаживать конфликты, выравнивать даже самые неустойчивые отношения, снимать чрезмерное возбуждение - экранирует избыточную энергию, помогает при магнитных бурях и в периоды активного излучения Солнца. Стоит ли сомневаться, что и сегодня медь остается актуальной!
www.livemaster.ru
Украшения из меди и сплавов в Древней Руси - Археология - Статьи - Статьи
Мы мало знаем о названиях древнерусских украшений по письменным источникам. К общеславянским терминам относят такие названия, как «пьрстень», «гривьна», «монисто», «вънъцы», «обруч», «кольце». Термин «пьрстень» известен с XI в. в значении украшения на пальце руки, иногда в значении перстня с печатью. «Кольце» (с XIII в.) встречается значительно реже, причем нет противопоставления «кольце» (ободок) - «перстень» (украшение с камнем). Иногда «кольце» означает ушное украшение. Древним названием мужского шейного украшения является «гривьна» (с XII в.), иногда употребляется в значении привески к иконе, а также единицы веса. «Монисто» (с XII в.) - украшение, надеваемое на шею, в единичном случае - подвеска к иконе. «Въньць» - синоним короны, в единичных случаях свадебный головной убор.
«ОБРУЧЬ» - это украшение на руке (с XII в.). Более поздними терминами являются «запястье» (браслет), «напалък» (перстень), «ушники» (серьги). Древними славянскими терминами являются «ожерелье» - украшение на шею. иногда воротник (жерло - шея). «РЯСА» (XII-XIII), бахрома, украшение. «ЧЕПЬ» - слово, характерное лишь для русского языка. Заимствованными терминами являются «БАРМЫ» - княжеское мужское ожерелье, иногда воротник; «УСЕРЯЗЬ» — «КОЛТКИ» — в значении ушных украшений (у Срезневского с XV в.). Слово «СЕРЬГА» употребляется с XIV в. в значении мужского ушного украшения ( см. статью в материалах группы - до Дениса Давыдова...). Из финских языков заимствовано в XI-XIV вв. слово «СУСТУГЪ», означающее «брошь, пряжка» (Лукина Г.Н., 1974. С. 246-261).
В новгородских берестяных грамотах неоднократно упоминаются предметы украшения и костюма. Очень интересна грамота № 335, найденная в 20-м ярусе, датированном 1116-1134 гг. . Термин «КОЛОТОК» - КОЛТ» - удревняется, таким образом, по сравнению со сведениями Срезневского на 300 лет (Арциховский А.В., 1963. С. 24). В грамоте № 429 (палеографическая дата которой - первая половина XII в.) перечисляются «монисто, сусьрязи, три отчька польпьна и с ъчьльцъм» - головной убор с очельем (Арциховский А.В., Янин ВЛ., 1978. С. 35). Таким образом, термин «УСЕРЯЗЬ» также удревняется на 300 лет. В грамоте № 500, относящейся к XIV в., упоминается стоимостью в «полътора рубля серьбром ожерелье» . Эти сведения берестяных грамот об украшениях как бы оживляют археологические находки, дают представление об их стоимости в древнем Новгороде. Интерес к металлическим украшениям в костюме особенно заметен в северных областях расселения славян, там, где они соприкасались с балтскими и финно-угорскими народностями. В южных районах древнерусского государства металлические украшения встречаются значительно реже. Как известно, женский костюм каждого восточнославянского племени дополнял набор украшений, свойственный только этой этнографической общности (Спицын А.А., 1899. С. 327, 328).
ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА. Это наиболее характерное украшение славянских женщин. Именно по ним можно было отличить женщин разных племен. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленту или ремешок, иногда укрепляли непосредственно в волосах или продевали в мочку уха. Их делали из серебра, бронзы, меди. Классификация древнерусских височных колец разработана А.В. Арциховским (Арциховский А.В., 1930. С. 44-66) и уточнена и дополнена В.П. Левашовой (Левашова В.П., 1967. С. 7-39). Все кольца можно разделить на ЧЕТЫРЕ ГРУППЫ: 1) проволочные, куда входят украшения, согнутые в виде простого кольца или более сложной фигуры из более или менее тонкой проволоки; 2) щитковые - у которых проволока раскована местами в пластинки; 3) лучевые и лопастные — литые украшения, состоящие из полукольца-дужки и пластинчатой фигурной части; 4) бусинные - состоящие из проволочного кольца с нанизанными на них бусинами.
На северо-западе ареала расселения восточных славян, у новгородских словен характерной этноопределяющей деталью женского костюма являлись ромбощитковые височные кольца. Это проволочные в основе кольца, имеющие по несколько ромбических раскованных расширений или щитков. Щитки украшены чеканным узором в виде ромбов и крестов, состоящих из пунсонных кружочков. Наиболее ранние образцы этих колец относятся, видимо, к концу X в. Особенность ромбощитковых колец XI в. - первой половины XII в. - завязанные концы. Более поздние образцы XIII-XIV вв. частью утрачивают ромбические очертания щитков и характерный крестовый узор - щитки приобретают овальные очертания, в центре их появляются полукруглые выпуклости, замок оформлен в виде втулки. Ромбощитковые височные кольца встречаются и в районах, непосредственно прилегающих к Волге и по ее левым притокам, что служит одним из доказательств освоения этой территории новгородцами (Левашова В.П.). Браслетообразные проволочные височные кольца получили распространение в области расселения кривичей. Носили их обычно по шесть штук (по три с каждой стороны). Образцы с завязанными на две стороны концами относятся к X - началу XII в.. Браслетообразные кольца из двойной проволоки с завязанными концами являются этноопределяющим признаком смоленских и полоцких кривичей. Псковская группа кривичей не знала этого типа украшений. В северо-западной части Новгородской земли почти нет завязанных колец, но бытуют местные варианты с многоярусными трапециевидными или подтреугольными подвесками. Найдены также в разных местах браслетообразные S-конечные, втульчатые, загнутоконечные в полтора-два оборота кольца. Ареалы и их этническая принадлежность не вполне ясны. Браслетообразные сомкнутые кольца, вероятно, принадлежали славянизированному финноязычному населению северных областей Древней Руси. Они известны на обширной территории от восточного побережья Чудского озера до верхневолжского бассейна. Перстневидные проволочные височные кольца отличаются от браслетообразных меньшим диаметром. Перстневидные кольца загнутоконечные и с заходящими концами встречаются в древностях всех славянских племен и не могут считаться этноопределяющим признаком какого-либо из них. В погребениях их обычно находят от 1 до 10 экземпляров. По-видимому, перстневидные кольца вплетали в волосы, составляя часть девичьего убора. Кольца с эсовидным завитком считаются характерным признаком западных славян. Есть они и в древностях южных славян. У восточных славян этот тип встречается редко (у дреговичей, радимичей) и свидетельствует о западных связях этих районов. Перстневидные височные кольца сплошные, со спаянными концами характерны для племени древлян. Они встречаются в большом количестве в Волынских курганах. У остальных племен они редки. Среди проволочных височных колец выделяется также своеобразная группа S-видных спиральных колец -характерный этноопределяющий признак племени северян. Они распространены в среднем течении Десны, в бассейне Сейма и верховьях Сулы. В области расселения дреговичей в курганных древностях XI-XII вв. обычными являются перстневидные височные кольца с заходящими в полтора оборота концами. Они встречаются и в древностях древлян и волынян. Характернейшим дреговичским украшением можно считать ажурные цилиндрические бусы, украшенные крупной зернью (так называемые бусы минского типа). В области расселения радимичей XI-XII вв. в Посожье этноопределяющим признаком являются семилучевые височные кольца . Кольца эти местные, состоят из полукольца - дужки для прикрепления к волосам и пластинки с пятью или семью зубцами по верхнему краю и пятью или семью лучами, отходящими от этой пластинки вниз. Верхние зубцы имеют треугольную форму, нижние также имеют вытянутую треугольную форму, заканчивавшуюся шариками ложной зерни. Вне радимичской территории семилучевые височные украшения немногочисленны. По общим очертаниям радимичские кольца близки к височным украшениям вятичей. Существует переходная форма от лучевых к лопастным кольцам. У них верхний зубчатый край вогнут (как у лучевых), а расширяющиеся вниз лопасти имеют каплевидные завершения. Сходство племенных украшений вятичей и радимичей перекликается с летописной легендой о том, что родоначальники этих племен Радим и Вятко были братьями. Некоторые исследователи называют этот тип «ДЕСНИНСКИМ», однако распространен он был в районах, далеко отстоящих друг от друга, и характерен для X-XI вв. С XI в., а особенно в XII-XIII вв. в области расселения вятичей широкое распространение получили семилопастные или пятилопастные и трехлопастные височные кольца. Выделяются различные типы семилопастных колец: простые, сростнозубцовые, решетчатые, подзорчатые, загнутые, ажурные и кружевные (Левашова В.П.). Появление простейшего варианта семилопастных височных украшений (без колечек по бокам, дужки с орнаментацией городками) следует отнести к середине XI -середине XII в. В середине XII в. в обиход входят кольца с секировидными завершениями лопастей, с орнаментацией лентой или городком, с дополнительными колечками у дужки . Дальнейшая эволюция семилопастных колец шла путем усложнения как верхнего, так и нижнего края. Так, тип сростнозубцовых (конец XI -начало XII в.) отличается тем, что зубцы верхнего края оформлены в виде колечек. У решетчатых колец верхний край превращается в ажурную решетку. Ажурные височные кольца характеризуются широкой решеткой по верхнему краю пластины; подзорчатые - оформлением лопастей мелкими колечками; кружевные - слитностью лопастей и оконтуриванием их сплошной ажурной краймой. Датируются эти типы украшений XIII в. Пятилопастные височные кольца встречаются там же, где и семилопастные и имеют те же разновидности (простые, подзорчатые, кружевные и т.д.). Тип простых пятилопастных следует датировать XII в., остальные можно отнести к XIII в. (Равдина Т.В.). Трехлопастные височные кольца являются поздними формами и в памятниках ранее середины XIII в. не встречаются. Особую группу составляют бусинные височные украшения, т.е. кольца, на проволочную основу которых надета одна или несколько бусин. Выделяются типы: однобусинные, трехбусинные и многобусинные. Наиболее древним типом является однобусинный полихромный. Эти небольшие кольца диаметром 1,5-2 см с нанизанной стеклянной или каменной бусиной, датируются X-XI вв. В Новгороде они найдены в слое конца X -середины XI в.. Трехбусинные височные кольца состоят из проволочного круглого стержня, на который надеты три бусины, разделенные сканой проволокой, спирально обмотанной вокруг стержня и укрепляющей бусины. Трехбусинные кольца являлись типично городким женским украшением XII - середины XIII в. Лучшими их образцами считаются золотые и серебряные филигранные изделия, хорошо известные по древнерусским кладам. По распространенности в кладах Киевской земли они получили название колец «киевского типа». В подражание им возникли литые украшения, похожие по форме на оригиналы, но исполненные не такой трудоемкой техникой и из недорогих материалов. В древнерусских курганах трехбусинные кольца распространены весьма неравномерно. В большинстве земель они встречаются редко. Исключение составляют курганы Ростово-Суздальской земли, где эти украшения получили сравнительно широкое распространение уже в XI в. В городских слоях Новгорода стратиграфически они распределяются от рубежа X-XI вв. до середины XIV в. Височные кольца с бусинами, состоящими из одного-двух рядов крупной зерни являются довольно ранними и могут быть датированы XI-XII вв. Узелковые височные кольца с бусами, сплетенными из нескольких рядов тонкой проволоки встречаются в сельских курганах также в XI-XII вв. В Новгороде подобное кольцо обнаружено в слое второй четверти XI в. Зернено-филигранные височные кольца с бусами разного узора, выполненного тонкой проволокой или украшенные зернью, датируются XII-ХIII вв. Многобусинные височные кольца состоят из проволочного стержня, на который надеты гладкие полые бусины, их число колеблется от 5 до 12. Височные украшения этого типа были наиболее широко распространены в конце XIII-XIV в. в северо-западной части Новгородской земли. В.В. Седов отнес их к типично водским украшениям. В Новгороде они найдены в слоях конца XIII - начала XV в. Редко встречается такой тип височных колец, как «КУДРЕВАТЫЕ» ; их проволочная основа сплетена в нижней части спиралькой из тонкой проволоки, образующей ажурную муфту. На территории Восточной Европы найдено около десятка таких колец. Вероятно, на Русь они были занесены с Запада. В Новгороде два подобных кольца обнаружены в слое конца X -второй половины XIII в. Возможно, небольшие лунницеобразные височные кольца, имитирующие плетение, являются подражанием «кудреватым». Они полые внутри, с ажурными петлями по краю . В Новгороде такое кольцо найдено в слое середины XII в.. Аналогичные украшения известны во владимирских и костромских курганах (Левашова В.П.). Височные кольца в небольшом количестве встречаются не только в деревенских курганах, но и в древнерусских городах домонгольского периода. Находки этих украшений в четко датированных слоях Новгорода позволяют уточнить датировку курганных древностей. Они свидетельствуют о постоянном пополнении городского населения за счет жителей деревни. В послемонгольский период получили распространение серьги в виде вопросительного знака, состоящие из стержня с надетой на него бусиной. Мода на этот тип украшений была принесена на Русь с Востока. В русских древностях они датируются XIV-XV вв.