Архитектура древней руси новгород. III. Архитектура Нижнего Новгорода
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Руси. Архитектура древней руси новгород


Архитектура Древнего Новгорода

Архитектура Древнего Новгорода

Федеральное агентство по образованию РФ

Волжский институт строительства и технологий

Филиал Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

Контрольная работа

по дисциплине

История архитектуры

Волжский 2008 г.

ПЛАН

Введение

. Краткий экскурс в историю

2. Великий Новгород

. Кремль

. Софийский собор

Заключение

Введение

Знать свою культуру, свои корни необходимо. Достаточно заметить - и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново) - что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества.

Несколько слов о самом понятии культура. В переводе с латыни cultura - то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. В нашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе своего развития.

На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревянную скульптуру, чеканку; русские златокузнецы уже тогда были известны всему миру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника дохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть - людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.

Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камня строились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святой Софии Премудрости - киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а пока заметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит также отметить, что светская архитектура в XI- XVI веках отодвигается куда-то на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.

Но прежде - краткий экскурс в историю…

1. Краткий экскурс в историю

О Новгороде наука накопила огромную литературу, исчисляемую тысячами названий. И все же нельзя сказать, что полностью выяснены все вопросы возникновения и последовательного развития города, что имеется удовлетворяющая во всех своих частях картина жизни одного из наших важнейших исторических центров. Самое название города ставит нас перед загадкой, пока еще не решенной: один из древнейших русских городов носит парадоксальное имя «Нов-города». Русские «нов-городы» не составляют чего-либо необычного в общеевропейской культуре. Западная Европа также имеет подобные города. Название «новый» - как там, так и здесь, - город несомненно получал из-за необходимости противопоставить его какому-то более старому. В отношении Новгорода на Волхове высказано несколько гипотез, сводящихся к двум группам: одни ищут объяснения названия города «новым», так сказать, вне его, другие - в нем самом. В пределах Новгородской области имеется несколько городов, так и называющихся «старыми», в которых отдельные исследователи склонны видеть политические центры более древние, чем Новгород, уступившие позднее ему свое значение и определившие тем самое его имя - «Нов-города». Был такой древнейший центр приильменских славян в Старой Руссе, лежащей по другую сторону оз. Ильменя.

Исследователи, искавшие объяснение названия города в нем самом, в обстоятельствах его собственной жизни, указывали или на перенесение центра города с места древнего поселения на восточном берегу реки, так называемого Славна, на западный, где образовался новый город, или на обрастание первоначального укрепленного ядра, Кремля, большим поселением, обнесенным новым валом, новым городом. Однако доказательств древнейшего поселения на Славне и позднейшего образования поселения на западной стороне реки пока не найдено. Наоборот, последние специальные изыскания, как-будто разрушают это предположение. С другой стороны, рост городов в форме последовательно расширяющихся укрепленных городских территорий - общее явление, однако имя «нов-городов» не стало общим, типовым. Первый путь объяснения выглядит, таким образом, более вероятным, хотя пока тоже только в виде гипотезы и вне зависимости от того, какой из «старых» центров противопоставлять «новому» городу. Имеет за себя ряд соображений Старая Русса - город, времени возникновения которого, как и Новгорода, наука пока также не знает, город в самом центре приильменской страны славян, город сам, как и вся округа, связанный еще неясными нитями с древним названием «Руси». Но следов древнего городского поселения, старше X-XI вв., на месте Старой Руссы пока не найдено.

Новгородские летописи замечательны своим деловым характером. Не увлекаясь литературного формою описаний, кратко, но точно отмечают они все события своего города, - а он их интересует более всего, - причем широта интересов летописцев - поразительна. Новгородские летописи переполнены фактами. Строительная деятельность города во все эпохи была особым коньком летописцев: ее они фиксируют тщательно и точно, умеют описать в технических терминах своего времени.

Топографическая схема древнего Новгорода

Но как ни обильны были те и другие материалы, они давно перестали отвечать осложнившимся задачам исторического исследования. Давно, и все острее ощущалась необходимость восполнения письменного и архитектурно-монументального материала.

. Великий Новгород

Новгород - один из старейших русских городов, сокровищница культуры и искусства. Впервые он упоминается в летописях в 859 г. Древнейшие страницы его истории скрыты от нас туманом легенд и преданий. До недавнего времени эти сказания, занесенные в новгородские летописи XI-XII вв., были единственными свидетельствами самой ранней поры новгородской истории.

Древний Новгород был в основном деревянным. Каменными были только храмы, оборонительные сооружения и княжеские палаты. В 1044 г. по приказанию князя Ярослава Мудрого новгородцы начали строить каменные стены кремля, который здесь называли детинцем, или каменным городом. Год спустя в детинце был заложен каменный храм Софии, построенный, как и его одноименный собрат в Киеве, при участии византийских мастеров. Новгородская София - величественный храм, знаменитый своими фресками и иконами ХV-ХVII вв. К нему стекаются туристы и паломники со всей России. Здесь, в Софийском соборе, находится особо почитаемая новгородцами икона ХII в. - «Знамение». Это защитница и покровительница города. А вот каменный голубь на одном из крестов собора - напоминание о кровавых временах Ивана Грозного, предпринявшего жестокий карательный поход на Новгород в 1570 г. Легенда рассказывает, что голубь, пролетавший над городом, окаменел, увидев зверства царских опричников.

Неспроста разгневался на новгородцев грозный царь Иоанн. Город исстари отличался свободолюбием и не признавал никакой тирании - ни княжеской, ни царской. Управлялся он народным собранием, превратившись еще в начале XII в. в вечевую республику. Как выразился древний летописец, Новгород был «волен во князьях». То есть князей стали приглашать на «работу по найму». Например, Александра Невского с дружиной новгородцы звали только в тех случаях, когда надо было отбить нападение тевтонских рыцарей или шведов. Детинец перестал быть княжеской резиденцией, там обосновалось новгородское боярство. Остальной же город делился на пять районов-общин: Славенский, Плотницкий, Людин (Гончарский), Неревский и Загородский. В новгородское вече входили представители каждого района.

Вообще Новгород был не похож на другие древнерусские города. Он стоял особняком, и все здесь было на свой лад. Новгородцы с детства обучались чтению и письму, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в здешней земле. Это и деловые письма, и любовные послания, и кулинарные рецепты. В Новгороде с давних пор были деревянные мостовые, горожане носили не лапти, а кожаные сапоги. Этот город был крупным торговым центром на пути «из варяг в греки». Он торговал и с Персией, и с Царьградом (Константинополем), и с северонемецкими городами. Отовсюду плыли в Новгород по Волхову ладьи с товарами. Как пел герой древней былины, богатый новгородский купец Садко: «Не выкупить товара со всего бела света: повыкуплю товары московские, подоспеют товары заморские. Не я, видно, купец богат новогородский - побогаче меня славный Новгород».

Все улицы в древнем Новгороде начинались от центра, лучами расходясь в разные стороны от крепости-детинца. Улицы, пересекавшие эти лучи, назывались «пробойными». Следы старинной планировки заметны и по сей день - возможно, благодаря тому, что в XVIII-XIX вв. город утерял свое значение и не подвергался кардинальной перепланировке и перестройке, хотя, конечно, со временем облик его менялся.

Новгород сильно пострадал в годы Второй мировой войны. Несмотря на героическую оборону, в августе 1941 г. фашисты ворвались в него. Много исторических памятников было сожжено и взорвано. Оккупанты превратили в руины знаменитые новгородские храмы: Спаса на Нередице, Успения на Волотове, Спаса на Ковалеве, Благовещения на Городище с их драгоценными фресками XII-XIV вв. Множество исторических реликвий было уничтожено. Части вермахта удалось выбить из Новгорода только в январе 1944 г. И тотчас же город начали восстанавливать, спасать уцелевшие памятники древнего зодчества. Новгород еще оставался в прифронтовой полосе, а археологи и реставраторы уже вели работы. Благодаря их титаническим усилиям многое удалось возродить буквально из пепла.

Непостижимым образом на этой древней земле сохранились традиции и вековая культура предков. В современном Новгороде есть несколько действующих монастырей - Юрьев, Николо-Вяжищский и Варлаамо-Хутынский. Жемчужина Юрьева монастыря - Крестовоздвиженский собор с синими куполами, украшенными золотыми звездами. Рядом с монастырем стоит мельница, дополняющая эту патриархальную картину, полную тишины и умиротворения.

Все достопримечательности Господина Великого Новгорода так или иначе связаны с его историческим прошлым. Например, «Витославлицы» - удивительный музей деревянного русского зодчества, расположенный близ Юрьева монастыря, на берегу озера Мячино. Здесь под открытым небом собраны старинные избы и церкви, построенные целиком из дерева. Внутри некоторых воссоздан быт русских крестьянских семей прошлых веков. Неподалеку на небольшом рынке продают сувениры.

В 1992 г. архитектурные памятники Великого Новгорода были включены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. А в 1999 г. городу было возвращено его исконное историческое название. С этим гордым именем он и вошел в третье тысячелетие - Великий Новгород.

2. Кремль

Первое вполне историческое известие о новгородском Кремле относится к XI в. Так называемый «Летописец новгородский церквам божиим», источник не всегда достоверный, добавляет известие 1044 г. характерными словами «Новгород камен». Думаем, что имеем здесь известие о появлении именно первой каменной стены Новгорода, первого каменного города. Большинство археологов, ссылаясь на позднее происхождение и недостоверность известий последнего источника, понимают летописное сообщение 1044 г. в смысле указания на постройку первых деревянных кремлевских стен. «Нет никаких оснований считать, что стены Кремля... были каменными до XIV в.», - говорит новейший исследователь военно-оборонительных сооружений северо-западной Руси. Утверждение представляется излишне категорическим, так как такие основания есть.

Стены и башни Новгородского Кремля

Возведение каменных стен новгородского Кремля, тех, остатки которых можно еще и сейчас наблюдать в кладке у Софийской звонницы, начиналось от Владимирской башни. Начало же превращения деревянного Детинца (Кремля) в каменную крепость относится к рубежу XIII-XIV вв. Это время оживления строительства в Новгороде после многих лет затишья, вызванного нашествием орд Батыя.

Под 1302 г. в новгородских летописях встречается сообщение: "Заложиша город камен Новуграду".

зодчество новгород кремль софийский

Даже фрагментов каменных стен этого периода строительства не сохранилось. Следующий этап строительства относится ко времени архиепископа Василия, крупного политического деятеля. В 1331-1334 гг. владыка Василий возводит в камне прибрежный участок между Владимирской, Пречистенской и Борисоглебской башнями. Новгородская первая летопись трижды отметила это событие.

Возобновление каменных работ в Детинце происходит во второй половине XIV в. Причиной этому был большой поход шведов, которые, нарушив Ореховский договор, в 1348 г. вновь вторглись в пределы новгородской земли, захватили Водскую пятину и крепость Орехов. Изгнав шведов новгородцы приступили к поновлению каменного Детинца в Новгороде. Как сообщает летопись Авраамки под 1361 г., на серебро, скопленное в Софии владыкой Моисеем, "в Новгороде город каменный учиниша выше".

Следующее грандиозное обновление Кремля было связано с важнейшими событиями для исторической судьбы Новгорода - присоединением его к Москве. Как сообщает Софийская первая летопись под 1484 г., повелением великого князя Ивана Васильевича "начаша здати в Великом Новгороде город камен на старой основе". Работы, начатые в 1484 г., продолжались полтора десятка лет и закончились в 1499 г. Перестройка Детинца была столь значительной, что фактически он был построен заново. Крепостные стены новгородского Кремля конца XV в., несмотря на переделки, сохранили в основном первоначальные архитектурные формы. Стены сооружены из камня и кирпича на известковом растворе. Каменная кладка состоит из известняка и булыжника. Толщина крепостных стен в разных частях неодинакова - от 3,6 до 6,5 м. Высота колеблется от 8 до 15 м. Верхняя часть стены строго вертикальна, нижняя - расширяется к земле. Расширение нижней части крепостных стен делалось с рассчетом на ослабление ударов артиллерийских ядер. При соприкосновении с наклонной плоскостью "они получали скользящий момент, от чего происходило смягчение их удара". Над зубцами и боевым ходом новгородского Кремля всегда была деревянная крыша. Завершение зубцов в виде "ласточкина хвоста" - чисто декоративный элемент, привнесенный из Италии. Если в Италии крепостная стена с таким завершением не требовала кровли, то в климате севера России покрытие над зубцами и боевым ходом было необходимостью. Позже двурогие зубцы переделали на прямоугольные, более удобные для возведениякрыши. Толща крепостных стен скрывает от глаз туристов многие интересные вещи. Например, между Воскресенской аркой и Митрополичьей башней обнаружено "нужное место". Находится оно в 13 м севернее Воскресенской арки, там, где ныне примыкает здание филармонии. Это небольшое сводчатое помещение размером 1,7 на 1,9 м с каменным рундуком и хорошо сохранившимся канализационным комплексом - сливным и вентиляционным каналами. Расположено оно на высоте 2 м. Поднимались к нему по деревянному крыльцу. Устройство "нужного места" не в жилом помещении, а в крепостной стене - уникальное явление того времени, свидетельствующее о высокой степени цивилизации в древней крепости. В кладке крепостной стены сохранились наклонные каналы со сводчатыми перекрытиями. Они предназначались для слива отходов из помещений в ров. Канал, обнаруженный у Лихудова корпуса, имеет даже продолжение в земляном валу в виде наклонной трубы, выложенной из кирпича. В прясле у Воскресенских ворот имеются крупные отверстия и ниши, выложенные из кирпича, с коробовым сводом, очевидно служившие для подслушивания и предупреждения возможных подкопов. Вообще система внутренних камер весьма интересна. Некоторые камеры, наибольшие, выходящие внутрь кремлевского двора у основания стены, вероятно служили для хранения боеприпасов. Любопытную находку представляют керамические трубы, сообщающиеся с прямоугольными керамическими сосудами, вделанными в кирпичную кладку. Трубы идут вдоль стены, со значительным уклоном вниз или вверх. Вероятнее всего, что через них защитники крепости переговаривались между собой или подслушивали, не ведутся ли подкопы. Возможно, через них передавались припасы. Прясло между Митрополичьей и Федоровской башнями сохранило зубцы двух периодов: внизу двурогие (на полную высоту) - конца XV в., а над ними прямоугольные - конца XIV в. Это результат устройства двухъярусного боя в конце XVI в. В верхнем ярусе были пушечные бои, в нижнем - на уровне боевой площадки конца XV в. - пищальные.

Потребности богатого и быстро развивавшегося города в начале XII в. вызвали необходимость увеличения Кремля. В 1115 г. князь Мстислав Владимирович «заложи Новьгород болий пьрвого», т. е. увеличил Кремль, и именно каменный («заложи»!). Расширение Кремля заключалось не в концентрическом раздвижении его стен во все стороны большим радиусом, а в приращении к старой территории Кремля нового, большого участка с юга. Вошел в Кремль и был охвачен стеной древний торг, расположенный под стенами старой крепости, с его главной улицей, ставшей главною магистралью Кремля и, может быть, с этого времени получившей название «Пискупли улицы». Границей старой кремлевской территории, по всей видимости, надо считать углубление, след не полностью засыпанного старого рва, ясно сохраняющееся и до сего времени поперек Кремля от здания так называемых «Присутственных мест» до «Водяных ворот», ведущих к яхт-клубу. За период XI - начала XII вв. город разросся по обе стороны реки. В конце XI в. (1097 г.) летопись отмечает первый пожар Торговой стороны - «он пол». В разных частях города среди жилой стройки и в ближайших окрестностях высятся многочисленные каменные церкви, заметнее всего - огромные княжеские соборы: Софийский, Никольский, Георгиевский; центральную, прилегающую к реке часть правобережной стороны города занял большой торг; к нему примыкают иноземные торговые дворы; по берегу располагается ряд вымолов и пристаней своих и иноземных торговцев. Городу было о чем заботиться в смысле защиты. На основании косвенных данных можно догадываться о существовании едва ли не с XI в. внешней стены, охватывавшей весь город или часть городской территории укрепленной линией. Наличие ее во второй половине XII в. не оставляет сомнений. Под. 1169 г. летопись отметила: «новгородцы сташа твьрдо о князи Романе, о Мстиславлици, о Изяславли вьнуце и о посаднице Якуне и устроиша острог около города». В строительстве еще участвуют князья.

Развитие оборонительных укреплений Новгорода представляет некоторую особенность по сравнению с практикою большинства городов. Обычно новые линии городских укреплений или росли концентрически, или, во всяком случае, распространялись от центрального ядра, охватывая постепенно новые, более или менее значительные участки города. В Новгороде вслед за Кремлем скоро охватывается валом и острогом весь город. Рост потребностей и вместе возможностей города шел здесь очень быстро, перескакивая через промежуточные стадии. Но материальный облик Новгорода XII в. отразил не только условия его благосостояния и широких возможностей. Ряд характерных особенностей памятников новгородской культуры и особенностей топографии города объясняются явлениями его социальной и политической жизни, в евою очередь освещая их. Наряду с Кремлем, этим обычным центром феодального города, в XII в. в Новгороде появляется второй параллельный центр, вне крепости, на другой стороне реки, приуроченный к существовавшему здесь так называемому Ярославову Дворищу. Теперь уже здесь, или еще дальше, за городом, в Рюриковом Городище, а не в Кремле, находится княжеская резиденция. Здесь и особый от городского придворный собор св. Николая, клир которого подчеркнуто противопоставляет себя клиру Софийского собора. Князь Святослав Ольгович в 1136 г., получив отказ от архиепископа Нифонта и строго подчиненного тому Софийского собора повенчать его, «веньцяся своими попы у святого Николы». В самом Кремле видим необычные явления: в 1167 г. на месте первой деревянной сгоревшей Софии, в южной новой половине Кремля строит каменную церковь во имя Бориса и Глеба боярин Сотко Сытинич. Необычен для кремля, княжеской цитадели, строитель церкви - боярин, и характерно посвящение храма Борису и Глебу - национальным русским святым. Раскопки 1940-1941 гг. выяснили и характер этой постройки, давно исчезнувшей с лица земли и долго, остававшейся загадочной. Это - большое каменное сооружение соборного типа. Превосходящее размерами не только все церковные сооружения, расположенные в близком соседстве с Софийским собором, но и такие княжеские постройки, как соборы св. св. Николая и Георгия, 1) оно наводит на мысль о намерениях (и возможностях!) боярина соперничать с княжеским строительством. Князя в Кремле, в сущности, уже не было. На месте его здесь, как видим, располагается боярская стройка и, кроме того, вырастает необычайно широкое владычное хозяйство.

В распоряжении владыки находится бывший княжеский Софийский собор, возникшие вокруг него многочисленные постройки: церковные, жилые, служебно-хозяйственные - владычный двор. Вся северная половина Кремля становится владычной. Все эти особенности, нарушающие схему древнерусского феодального города XII в., в Новгороде были не случайными. Они естественно осмысливаются событиями конца 30-х - начала 40-х годов XII в., происшедшими при князе Всеволоде и разрешившимися его арестом и изгнанием. События изменили политический строй Новгорода, лишив княжескую власть ее значения и превратив Новгородскую землю в феодальную республику. При формальном сохранении и князей и вечевых собраний, подлинными хозяевами становятся бояре-землевладельцы. В качестве непосредственных представителей политической власти на первый план выдвигаются посадники, тысяцкие и владыки, непременно местные люди, большею частью тесно связанные с феодально-боярской средой. Вот откуда и очищение князем Кремля, и необычайное усиление владычного двора (храму Софии переданы все конфискованные земельные владения князя), и боярское строительство в Кремле.

Но для понимания путей развития культуры в Новгороде важно то, что значение этой аристократической силы очень ограничивают ремесленные городские элементы, своей политической борьбой ведущие город по общеевропейскому пути образования вольных городов - республик и именно в этот период добивающиеся наибольших успехов. В XIII и XIV вв. всеми историческими и археологическими данными Новгород рисуется как самый большой русский город. В труднейший для Руси XIII в. новгородское правительство сумело сохранить свою область, где нужно - дипломатией, где нужно - мечом. В этот период получает особое развитие столь прославленная и исторически задокументированная внешняя новгородская торговля. Было бы неправильно придавать ей исключительно «заморский» характер. Новгород вел большие внутрирусские торговые операции с «низовской землей», т. е. русскими северо-восточными княжествами. В характерной былинной сцене состязания Садко с новгородским купечеством три дня скупаемые им склады в двойном и тройном размере пополняются русскими товарами; только тут Садко призадумался: а что будет, когда подоспеют товары заморские? Но через низовские земли новгородские торговые связи простирались на Золотую Орду и на Восток. Еще больше в этот период Новгород был связан с Западом, входя вместе с другими балтийскими городами: Ревелем, Ригой, Висби, Любеком и прочими в Ганзейский союз. Европейские связи отразились на многих явлениях внешней и внутренней жизни Новгорода - дипломатической, военной, культурной.

Тяжелые обстоятельства XIII в., когда вся южная и средняя Русь лежала в развалинах, а самому Новгороду приходилось постоянно ожидать врагов с юга, оберегать свои жизненные торговые пути, ведущие по Неве и Луге на Балтику, и отражать нападения агрессоров с северо-запада, не могли не сказаться на городе. В новгородском строительстве XIII век представляет ясно ощущаемую лакуну. Но тем сильнее был новый подъем городского строительства: исследователями многократно отмечена интенсивная строительная деятельность Новгорода в XIV в., приобретавшая временами лихорадочные темпы и принимавшая характер соревнования между богатыми фамилиями. Летописи едва успевают отмечать чуть ли не ежегодную закладку новых и новых церквей, иногда по-нескольку в год. В начале века в два приема (в 1302 и 1331 гг.) полностью перестраиваются каменные стены Кремля. Вслед за Кремлем обновляется и модернизируется наружное укрепление города. В 1335 г. посадник Федор с тысяцким Остафеем строят значительной протяженности каменную стену на юго-восточной границе города. В конце века (в 1391 г.) новгородцы заменяют по всей линии наружного острога деревянные башни каменными. Строительство это развивалось на новой политической и социальной основе. В отличие от периода XI-XII вв., участия князей в градостроительстве теперь уже нет. Большинство церквей строится богатыми боярскими родами и купеческими организациями. Общественным оборонным строительством руководят посадники и тысяцкие.

3. Софийский собор

Летописи II вв. сохранили известие о постройке в 989 г. вслед за принятием христианства дубовой Софии "о тринадцати верхах" над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), где в 1167 году былинный гость Сотко (Садко) Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Место разобранной во второй половине XVIII века церкви определяется точно. Раскопки, проведенные Новгородским музеем в 1940 г., вскрыли нижние части стен этого большого храма. Он стоял в южной половине Кремля, южнее Боярских водяных ворот. Его южная стена шла на месте северной стены небольшой церкви Андрея Стратилата, сохранившейся до наших дней. В 1044 году были возведены первые каменные стены Новгородского кремля, тогда еще занимавшего 2/3 нынешнего пространства. Дубовая София, сгоревшая в 1045 г., находилась вне новых стен. Сразу после пожара в 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм. (по В.Л. Янину - в 1046 г.; см. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977 с. 124). Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. В.Г. Брюсовой выдвинуто предположение о том, что Софийский собор в Новгороде Великом является памятником победе князя Владимира Ярославича над Византией в 1044 г. Строительство собора явилось выдающимся событием в истории древнерусского зодчества и серьезным техническим достижением того времени. Если мысленно представить окружающую в то время Кремль застройку, состоящую из невысоких зданий, можно ощутить всю силу эмоционального воздействия собора на человека. Даже в наши дни, в условиях многоэтажной застройки, Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Великого Новгорода. Первоначально собор не был оштукатурен. Огромные, неправильной формы камни разнообразных оттенков, из которых были выложены стены, и розоватый раствор, использовавшийся при кладке, придавали собору живописный вид. Шесть куполов венчают собор, средний купол был позолочен в XV в., очертания этого купола явственно напоминают шлем русского воина-богатыря

План Софийского собора

Архитектурные особенности

Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки.

Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, 2 членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте).

Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые. Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг.

В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки. Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора. Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды.

Придел в южной галерее - Рождества Богородицы, в северной - Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел - Усекновения главы Иоанна Предтечи - с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета.

Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной - Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод, а остальные - по линии В-3. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны.

Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной - цилиндрические. Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые - закомары, другие двускатные - щипцы. На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверие: "Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец". Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов. Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза.

Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI-XVII вв.) Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением.

Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда. Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа. В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.

Заключение

Древнерусская архитектура - это сказка. Только сказка о том, что было. Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно, то зодчество древней Руси - это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Действительная картина культурного развития и состояния древней Руси может быть верно раскрыта только на основе изучения всей совокупности источников. Так, происхождение, развитие и облик древнерусских городов и поселений, с их оборонительным, хозяйственным, общественным и частным строительством, топографией и планировкой; вся область материальной культуры: сельское хозяйство, ремесла и производства, их техника, военное дело; почти вся область искусства: архитектура, скульптура, живопись, художественные производства, - все эти стороны древней русской культуры могут быть освещены более или менее полно только при помощи исследования вещественных памятников, частью находящихся на поверхности земли, частью добываемых раскопками. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь, окажет влияние на то, что будет написано. Это наше прошлое, наше с вами общее прошлое, и каким бы оно ни было, мы не должны его забывать. Даже если и не упоминать о том, что все памятники, перечисленные и не перечисленные выше, сами по себе представляют большую художественную ценность. Иначе мы рискуем не дожить до будущего.

Используемая литература

1. Каргер М. Новгород. - Ленинград, Аврора, 1975.

2. Бродский Б. Связь времен. - Москва,1984.

. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. 1- М.,1993.

. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь, 1996.

diplomba.ru

III. Архитектура Нижнего Новгорода. Художественная культура Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Готика. Застывшая эпоха ушедших времен

1.1 Архитектура

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вымперги, тимпаны...

Декоративно-прикладное искусство этрусков

1.1 Архитектура

Творческий дух этрусков проявился в таком прикладном виде искусства, как архитектура. Для строительства городов и уникальных зданий, особенно храмов, естественно, нужны были опытные архитекторы и инженеры...

Древнерусская иконопись

5. Иконопись Твери, Новгорода и Пскова

Местные школы иконописи XV в., хотя и несут на себе общие стилистические черты, присущие русскому искусству того времени, сильно отличаются от московской школы. Для иконописи Твери...

Жизнь и культура США

2.6 Архитектура

Архитектуре Соединенных Штатов присуще региональное разнообразие, она была сформирована под воздействием многих внешних сил. Поэтому можно сказать, что американская архитектура эклектична, что неудивительно для мультикультурного общества...

Зодчество Древней Руси

3.2 Архитектура Древнего Новгорода X-XIVвеков

Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось...

Золотое сечение в искусстве

Архитектура

В архитектуре также можно наблюдать принцип золотого сечения. Например церковь Покрова на Нерли (1165 г.) (13) считается наиболее совершенным творением владимирских зодчих. Знакомство с храмом Нерли создает образ гармонии, архитектурной красоты...

Культура античного мира: культура Древней Греции

§ 5. Архитектура

В классической Греции строительство велось по строгим математическим правилам, чтобы общественные здания и храмы стали воплощением гармонии, простоты и изящества. Архитекторы добивались соразмерности всех частей сооружения...

Культура средневековой Руси

4. Архитектура

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство...

Культурная полемика Римской империи

1.2 Архитектура

С приходом к власти Августа исключительного расцвета достигло зодчество, как самый сильный художественный выразитель государственных идей. Грандиозным в сравнении с республиканскими постройками выглядел Форум Августа, площадь...

Наследие Древней Греции

1.1 Архитектура 7 в. до н.э.

Эстетический канон в древнегреческом искусстве строился на сочетании и гармонии. Художники искали математически выверенные пропорции тела человека, зодчие - архитектурного сооружения...

Наследие Древней Греции

1.2 Архитектура 6 в. до н.э.

В этот период построен храм Аполлона в Коринфе - типичное архаическое сооружение (6 на 15 колонн). Сейчас от него остались 7 колонн. К первой половине 6 в. до н.э. относятся храмы Селинунта (на южном побережье острова Сицилия)...

Наследие Древней Греции

2.1 Архитектура 5 в. до н.э.

Архитектура этого периода ознаменована появлением великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции...

Особенности художественной культуры Средневековья

1.1. Архитектура

Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими...

Раннехристианское искусство Древнего Рима

2.1 Архитектура

Композиция характерного римского городского ансамбля - форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный...

Романский художественный стиль

2. Архитектура

В X в. в архитектуре и искусстве впервые возник единый европейский стиль - романский. Термин «романское искусство» возник в XIX в. Ученые считали, что в период X-XII вв. архитектура находилась под сильным влиянием римского зодчества (romanus - римский)...

cult.bobrodobro.ru

Архитектура Новгорода — Архитектура Древней Руси

Новгород – это торговый город, раскинувшийся по берегам реки Волхов (фото). В Новгороде был водопровод, были мостовые с Х века. Это второй по значению после Киева город Руси. В XII в. его земли простирались от Балтики до Урала; по обширности им не было равных в средневековой Европе. Это – первая республика в истории русского средневековья.  С  XII века князь превращается в военачальника, деятельность которого контролируется народным собранием – вечем. Нарушил князь договор с вечем, его изгоняют, а на его место призывают другого.

В Киевской Руси сооружение церквей было заботой княжеской. Величие храма служило наглядным выражением княжеского величия и могущества. Новгород был по преимуществу деревянным. Деревянным был и первый христианский храм этих мест – тринадцатиглавая   дубовая София (989 г.). Каменный храм построили на месте сгоревшей дубовой Софии как княжеский и одновременно общегородской собор во время правления сына Ярослава – Владимира. Строительство возглавили мастера, строившие Киевский храм.

Новгородская София (1045-1052 гг.) – пятинефный крестово- купольный храм высотой 28,5 м., на 2 метра выше Киевской Софии (фото). План во многом схож с планом  Киевской Софии, но схема, как бы подчиняясь иерархии, упрощена. Собор имеет одну галерею, и одну башню – лестницу, вместо 5 апсид здесь 3. София Новгородская увенчана 5 главами, а  Киевская – 13. Стены сложены из местного грубо отколотого камня – известняка. Новгородцы имели торговые связи с Прибалтикой и переняли опыт строительства, распространённый в романской архитектуре. В соборе была превосходная библиотека, на хорах и в тайниках хранилась казна. Здесь начали вести новгородские летописи. В Софии принимали иноземных гостей. Здесь устроили школу. В интерьере нет мозаик, они заменены фресками. Собор расписан в   XII веке. Во время войны многие  фрески были утрачены.

Архитектура Новгорода запечатлевает эстетические идеалы народа. Идеал новгородца – сила и красота его – красота силы. Поверхности стен неровные, промежутки между камнями заполняли цемяночным раствором, не любили симметрии, окна расположены свободно, но с чувством меры. Мастера использовали местный камень известняк. Для большей долговечности стены затирали известью. Над входом храмы были украшены фресками.

Последний княжеский храм в Новгороде – церковь Спаса на Нередице (1198 г.) был в загородном княжеском дворе. Название «нередица» происходит от того, что церковь стояла «не в ряду» города, а за его пределами. Одноглавый храм имел росписи фресок редкостного мастерства и имел всемирную ценность. В 1943 г. гитлеровская артиллерия била по храму прямой наводкой. Рухнули стены, рассыпались в прах фрески. После войны храм был отстроен заново, но фрески утрачены навсегда.

В Новгороде строили много, записи о закладке новых храмов делаются по несколько раз в год. Стали ставить свои церкви купцы, ремесленники, и горожане, объединяясь улицами – уличанские храмы. Получили распространение храмы с одной главой. Их приспособили к будничным потребностям. Под стенами церквей ремесленных братств устраивались шумные пиры – братчины. Купеческие гильдии в церкви хранили деловые бумаги и свои товары.

Наиболее известные памятники: церковь Фёдора Стратилата на Ручью - XIV век, церковь Спаса Преображения на Ильине улице - XIV век (иначе, на торговой стороне),  церковь Николы на Липне - XIII век (липна - болото), церковь Петра и Павла - XV век.

В Киеве важные совещания князь устраивал в гридницах, во Владимире – в сенях княжеского терема и только в Новгороде для этих целей выстроили специальную Владычную палату в 1433 году, предназначенную для официальных приёмов правительственных и судебных заседаний. Позже, по аналогии с московской, её стали называть Грановитой палатой.

В XV веке завершается «золотой век» новгородской культуры. В 1478 году Новгород присоединен к Москве Иваном III  и его культура развивается в русле общих тенденций русского зодчества.

ifreestore.net

Архитектура Новгорода | Культура Руси

Господин Великий Новгород

Деревянная заготовка двусторонней иконки с надписями кириллицей: «Иисуса тут написать», «Онуфрия тут написать» и т. д., - очевидно прочерченными мастером под диктовку заказчика. Новгород. Рубеж XI-XII вв. ГИМ.

Деревянная заготовка двусторонней иконки с надписями кириллицей: «Иисуса тут написать», «Онуфрия тут написать» и т. д., - очевидно прочерченными мастером под диктовку заказчика. Новгород. Рубеж XI-XII вв. ГИМ.

Каменная церковная архитектура Новгорода помимо художественного своеобразия удивительно наглядно соответствовала этапам его развития. Святая София, первый каменный городской собор Новгородской архиепископии, ставший сим­волом республики («Къде Святая София, ту Новогород!»), была возведена князем Владимиром Ярославичем в 1045 г. в ново отстроенном детинце и навсегда осталась самым круп­ным собором Новгорода. Однако менее чем через столетие князья лишились доступа к детинцу и собору и отныне строились лишь вблизи своих резиденций. В 1103 г. князь Мсти­слав поставил церковь Благовещения на Городище, в 1113г. он же заложил церковь Николы на Ярославовом дворище (Николо-Дворищенский собор), где служили попы, подчи­нявшиеся князю (когда архиепископ Никон не захотел вен­чать князя Святослава на новгородке, тот «веньцяся своим попы у святого Николы»). Но центром княжеского цер­ковного строительства оставалось всё же городище. В на­чале XII в. напротив него, на левом берегу Волхова, встал княжеский Юрьев монастырь (его Георгиевский собор, возведённый в 1119 г. зодчим князя Всеволода Георгие­вича — Петром, по высоте и монументальности сопоставим со Святой Софией). Незадолго до изгнания из города князь Всеволод успел заложить ещё два храма — Ивана на Опоках (1127 г.) и Успения на Торгу (1135 г.), но после этого в Новгороде князья уже не строились. Правда, на городище ещё появлялись новые церкви, но их, как ни странно, воз­водили из дерева: князья не решались на вложения больших средств, чувствуя непрочность своего положения.

Одновременно с угасанием княжеского строительства поднима­лось собственно городское церковное зодчество. Со второй половины XII в. его расцвет обозначился со всей ясностью, причём сопровождался выработкой нового, местного типа храма. Он отвечал потребностям и возможностям новых заказчиков: бояр, купцов, уличанских и других городских объединений. Вместо роскошных княжеских храмов город постепенно заполнили небольшие, довольно простые в инже­нерном и архитектурном отношении, сравнительно дешёвые постройки. Вместо пышных хоров, где размещалась княжеекая семья, теперь над западными сводами ставили закры­тые угловые камеры, соединённые деревянным помостом. В одной камере заказчик устраивал придел памяти своего патронального святого, в другой — хранилище наиболее цен­ного имущества (своеобразный «церковный сейф»). По сути, это были домовые церкви, в притворах которых обычно хоро­нили семью ктитора (греч. «основатель», «создатель»). Среди первых храмов такого типа — церкви Благовещения Аркажского монастыря, Петра и Павла на Синичьей горе, построенная «лукиничами» (жителями Лукиной улицы), Кирилловская монастырская церковь, поставленная мас­тером Коровой Яковлевичем по заказу братьев Константина и Дмитра. Очевидно, что в Новгороде с начала XIII в. уже работало несколько строительных артелей, к которым иногда присоединялись и приглашённые, например из Смоленска.

На Руси у Новгорода не было сколько-нибудь сопоставимого по силам соперника: до рокового столкновения с Москвой оставалось ещё порядочно времени.

kulturarusi.ru