Турецкие находки: древнейшие греческие мозаики. Античная мозаика древней греции
История мозаики Античности. Классическая Греция. Эллинизм.
Мозаика Античности. Классическая Греция
Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8–6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7–6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.
Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе – концу 5 в. до н. э.
Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.
Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.
На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны – орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения – фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.
Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).
Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.
Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.
Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.
Элитная мозаика — искусство для частного интерьера
Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.
Эретрия. Дом мозаики, нач. 4 в. до н. э. Помещение андрона и прихожей.
Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.
Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения – андроны.
Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше – маленькое панно-коврик в дверях и, наконец – панно в центре помещения.
Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.
Эретрия. Дом мозаики, нач. 4 в. до н. э. Помещение андрона и прихожей.
Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.
Из фигур – изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.
Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.
Мозаика античности. Эллинизм (334 г. до н. э. – 30 г. н. э.)
Если большинство античных мозаик 5–4 вв. до н. э. были найдены преимущественно на территории материковой Греции, то с завоеваниями Александра ареал распространения греческой культуры и искусства мозаики в почти достигает границ известного тогда цивилизованного мира.
Пелла. Охота на льва, Дом Диониса, 350–340 гг. до н. э.
В период раннего эллинизма мозаика распространяется на острова Эгейского моря и Малую Азию. Далее на север в Причерноморье – Ольвию и Херсонес; Курион и Пафос; на юге – захваченный у персов Египет с его новым культурным центром – Александрией; эллистические мозаики находят на пространстве от Испании на западе до Афганистана на востоке.
Роль мозаики в эллинской культуре
Это период расширения горизонтов во всех областях жизни. Он отличался и изменением жизненных стандартов, повышением благосостояния. Теперь стало возможно жить «по-царски» и конечно, мозаика стала одним из основных способов создания по-восточному дворцовой атмосферы в убранстве дома.
Мозаика играла и другую специфически-статусную роль: она вошла в dress-code интерьера дома – ее наличие в интерьере говорило не просто о богатстве его хозяина, в чем не было ничего удивительного, но об его принадлежности к миру высокой греческой культуры, миру цивилизованному.
История мозаики Античности. Мозаика Пеллы.
Эпоху эллинизма в истории мозаики начинают с образцов, найденных при раскопках Пеллы – родного города Александра, столицы македонского царства. Они датируются 340–
300 гг. до н. э.
Пелла. Дом Диониса. Дионис на гепарде, 2 пол. 4. до н. э.
Четыре напольные мозаики размещались на полах андронов двух частных домов (огромных даже по нынешним меркам: 3169 м2 – площадь т. н. «Дома Диониса» и 2350 м2 – «Дома похищения Елены») принадлежавших представителям македонской элиты, возможно членам царской семьи.
Пелла. Дом похищения Елены. Охота на оленя, 2 пол. 4 до н.э. Центральная часть.
Мозаики Пеллы принципиально отличны от всех предыдущих, не просто стилистически и применением новых технических приемов (камешки тщательно сортированы по размеру и форме, что дает более плотное прилегание их друг к другу, для детализации некоторых участков применяются новые материалы – полоски глины и свинца) – но иным подходом, новым видением вопроса.
Главное внимание теперь уделено центральной сюжетной части, в построении композиции появляется пространство, в изображении человеческого тела – объем, свободно используется цвет, чего не было раньше.
Появляется не просто реализм – натурализм, не просто динамизм – драматичность, характерная черта всей культуры эпохи эллинизма во множестве своих проявлений.
Над изображением мозаики «Охота на оленя» – надпись: «Gnosis epoesen» – «Гносис сделал» – первое в истории мозаики имя автора.
Технику мозаики из необработанной гальки римляне впоследствии назовут opus barbaricum. Мозаики Пеллы – вершина искусства мозаики из гальки или техники opus barbaricum.
Пелла. Дом похищения Елены. Охота на оленя, 2 пол. 4 до н.э. Общий вид.
Хотя она продолжает использоваться и после мозаик Пеллы, но сфера ее применения дифференцируется: она долго еще применяется там, где нужно заполнить большие площади пола простым рисунком, для разнообразных бордюров, обрамлений – где нет необходимости в тонкой детализации изображений, в 3–2 вв. до н. э. она еще остается в своей роли мозаичного материала и в этой технике по-прежнему выполняются фигуративные изображения – качество их заметно снижается и в художественном и в ремесленном смысле.
Необработанная галька постепенно теряет свое значение как основной материал для мозаичных работ, чтобы уступить его обрабатываемым материалам – камню и стеклу.
История мозаики Античности. Новые техники мозаики. Подколка или тeccелирование
Четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку – все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения.
Подколку или тесселирование камешков начинают в 3 в., долго применяется смешанная техника: галька и обработанный камень. Процесс становления новой техники нелинеен, спорадичен: нельзя с уверенностью назвать ни времени, ни места «изобретения» тесселированной мозаики: это время экспериментов.
Моргантина, Сицилия. Дом Ганимеда. Мозаика Ганимеда. 270–215 гг. до н. э.
На данный момент самыми ранними памятниками, где была использована техника тесселирования в чистом виде без использования галечной техники считаются мозаичные панно маленького сицилийского города Моргантина.
Во всех мозаиках использованы не только одинаковые тессеры кубической формы, но и тессеры, подколотые специально под конкретные участки рисунка.
Самая известная из них – «Мозаика Ганимеда», изображающая момент похищения Ганимеда орлом Зевса.
История мозаики Античности. Мозаичное панно из Тмуиса
Первым панно из мозаики, где тесселирование используется в полную силу считается мозаика египетского города Тмуис в дельте Нила.
В центральной части панно – погрудный женский портрет в военном костюме, с прической, украшенной элементом в форме носа корабля, держащая корабельный флаг.
Тмуис. Мозаика Софилоса. 1 пол. 2 в. до н. э.
Существует две версии трактующие изображение на мозаике: большинство считают изображение персонификацией города Александрии, некоторые – портретом реальной царицы Береники II. Портрет обрамлен тройным бордюром, выложенным из ровных, плотно сидящих тессер, размерами от 1 до 0,4 см2. Размер тессер самого портрета еще мельче и достигает в некоторых местах 0,1 см2 – это позволяет достичь невероятной детализации.
Принципиально нова и колористика работы: это уже не «белое на черном», но портрет в естественных цветах на светло-голубом фоне. Свободно использованы полутона, переходы цвета.
Образец представляет собой технику opus vermiculatum в ее полном развитии: мельчайшие кусочки камня, уложенные так, как это требует сам характер изображения.
Автор надписал свою работу: «Софилос сделал», – что, как и в случае с автографом Гносиса, свидетельствует о высокой репутации мастера и о его гордости своей работой.
Asarotos oikos. Версия Гераклита. 2 в до н. э.
Мозаичное искусство Пергама. Мозаики Соса.
Одним из центров мозаичного искусства эпохи эллинизма был Пергам. Среди множества пергамских мастеров особенно славился один и до нас дошло его имя – Сос. Только имя, увековеченное истоиографической традицией в лице одного из римских историков – Плиния Старшего – и ни одной работы, только описания.
Сос создавал не просто искусные панно из мозаики – он создал самые модные сюжеты для панно, подхваченные впоследствии многими – среди них т. н. asarotos oikos («неубранное место»).
Известна копия или интерпретация этой мозаики, выполненная мастером Гераклитом. На ней с максимально возможным реализмом показаны объедки разбросанные по полу после роскошного обеда: рыбьи скелеты, куриные кости, раковины, орехи, остатки виноградных гроздей и уже подбирающегося к этому «богатству» мышонка.
Однако, Сос не был только автором в духе trash-design. Из текста Плиния также известно о другой не сохранившейся, но знаменитой работе Соса – голубе, склонившимся над водным зеркалом для питья и отражающемся в нем – сюжете, ставшем не просто модным, но пережившим саму античность на полтысячелетия: его отголоски можно встретить даже в мозаичном убранстве мавзолея Галлы Плацидии – шедевре раннехристианского мозаичного искусства 5 в. н. э.
Как и в случае с asarotos oikos этот сюжет мастера Соса дошел в интерпретации другого мастера. Кроме того, это один их ранних примеров применения тессер из смальты – глушеного (непрозрачного) стекла, изготовлявшегося в Египте.
материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru
Другие статьи по истории мозаики:
www.artmonument.ru
При раскопках древней мозаики Греции // ОПТИМИСТ
≡ 26 Ноябрь 2014
А А А
Команда археологов под руководством профессора Kutalmış Görkay из Университета Анкары недавно обнаружила три древних греческих мозаики в турецком городе Зевгмы недалеко от границы Сирии.
Проект раскопок , которые начались в 2007 году, был подстегнут грядущим затоплением области в связи со строительством плотины. Опасаясь, что древние сокровища Зевгмы будут потеряны навсегда, археологи бросились копать, защищать и сохранять реликвии прошлого, в том числе и эти замечательно интактные стеклянные мозаики, которые датированы 2-м веком до нашей эры. Хотя часть города в настоящее время погружена в воду, раскопки продолжаются в надежде найти другие исторические артефакты. По словам Görkay, красочные мозаики были неотъемлемой частью дома тысячу лет назад. Изображающие различные мифологические фигуры - богов, богинь, и древних героев, мозаики были установлены в комнате, так что гости могли любоваться ими в то время как общались и пили. Сюжет был тщательно отобран в соответствии с функцией комнаты, например, в спальне могла бы фигурировать мозаика, что изображала таких богов, как Эрос и Telete. Мозаика также отражала вкусы домовладельцев и их интеллектуальные интересы. "Они были плодом воображения создателя. Это не было похоже на простой выбор," сказала профессор сайту Archaeology.org . "Они придумывали конкретные сцены, чтобы создать определенное впечатление." Древний город Зевгмы имеет свою историю, которая восходит к 3-му веку до нашей эры, когда он был создан как греческое поселение под названием Селевкия Селевком I Никатором, одним из командиров Александра Великого. В 64 г. до н.э., римляне завоевали и переименовали город в "Zeugma" - слово, означающее «мост» или «пересечение» на древнегреческом языке. На протяжении нескольких веков Зевгма служил в качестве одного из самых важных центров Восточной Римской империи, благодаря своему географическому положению на границе между греко-римским миром и Персидской империей. Когда Римская империя пришла в упадок, это коснулось и города, а окончательно он был разрушен в 253 г. н.э., когда Сасаниды из Персии напали на него. На более чем тысячу лет важность и величие бывшего культурного перекрестка было забыто, пока начавшиеся раскопки не вдохнули в него новую жизнь. Метки: археология • интересно • Искусство • история • мозаика • раскопки
Комментарии:
oppps.ru
13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
Античная фреска
Термин "фреска" происходит от итальянского выражения "a fresco" - письмо по сырому, еще свежему известковому грунту красками (пигментами), разведенными водой или краской.
Конечно, понятие фресковой живописи существовало и до эпохи античности. Например, в период Эгейской культуры (что было 2-е тыс. до нашей эры) фресковая живопись уже получила широкое использование. Но все же каждая эпоха обычно вносит что-то свое в искусство. Так и с античной фреской.
В Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы.
Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и, следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем.
В античную Грецию и Рим уходит корнями традиция использования живописных настенных «обманок». Безотказно действующее средство, когда необходимо зрительно расширить границы помещения - фреска, которая позволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желанный интерьер. На фресках изображались понарошечные, но выглядевшие как взаправдашние гиперреалистические виды ландшафтов. Они воспринимались более чем натурально, чем вводили в заблуждение всякого их созерцающего. Казалось, что нарисованные дальние дали - есть не что иное, как продолжение помещения. И оно не заканчивается стеной, а мчит в виртуальные пространства. Если же не одна, а несколько стен интерьера были пейзажными - возникало ощущение необъятного простора.
Мозаика в античности
Моза́ика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по-черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи.
Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
В античные времена мозаика была распространена повсеместно. Это было связано с тем, что вид этого декоративного искусства был сравнительно недорогой. В то время мозаика была самым долговечным видом отделки полов стен, дорожек, фасадов, потому как мелкого камня, гальки, щебня из осыпающихся скал, то есть материала для мозаики было в избытке, по сравнению с другими отделочными материалами. Керамика только начала развиваться в это время, и изготовление плиток из огромных монолитных камней было очень трудоемким и дорогим. Такой вид отделки, как древесина Аппенин и Греции был не слишком надежным и выносливым. Технология возведения мегалитических построек уже ушла в прошлое. То есть мозаика в то время стала самым удобным и распространенным способом отделки.
По истечении времени живописные возможности техники барбарикум (морская галька) практически себя исчерпали. Художники-мозаичисты перешли к использованию измельченных минералов. Это привело к изобретению новых техник.
Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу - камешку кубической формы - tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.
Со временем художники перестают использовать в своих мозаиках округлые галечные камни, совершенствуют и усложняют сам рисунок. Швы между элементами мозаики становятся меньше и поверхность узора, рисунка шлифуется. Техника opus tesselatum (опус тесселатум) - та мозаика, которую мы привыкли видеть и воспринимать, как классику римской мозаики. Сделать мозаику более яркой и живописной, помогло использование цветных смальт. Открытие стекольных технологий, обогатили художников-мозаичистов новыми возможностями использования цветовых и световых бликов.
Развитие новых технологий привело к созданию новой техники - opus vermiculatum (опус вермикулатум). Эта техника близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее. Был сохранен общий для обеих техник принцип набора, но набор совершался из элементов, которые были почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, однако в этой технике были созданы художественные мозаики-картины, мозаики-иллюстрации, ставшие шедеврами монументального и декоративного искусства Древнего Рима.
Самыми запоминающимися произведениями, которые были выполнены в этой технике можно считать такие произведения мозаичного искусства, как "Голуби на чаше" с Виллы Адриана в Тибуре, "Охотничья сцена" на Пьяцца делла Витториа в Панорме (Палермо) на Сицилии, "Всадник на тигре" (конец II века до н.э.), "Обитатели морских глубин" из дома Фавна в Помпеях, две мозаики работы Диоскура Самосского с виллы Цицерона в Помпеях - "Завтрак женщин" и "Музыканты".
Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум) более кропотливой и дорогой, чем opus tesselatum (опус тесселатум), поэтому размер произведения, как правило, составлял не более одного-двух квадратных метров. Но все же кому-то из художников-мозаичистов удалось создать произведения, превышающие эти размеры. Таких мозаик было найдено, по крайней мере, две, это "Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием" из дома Фавна в Помпеях, (5,12*2,71 м.) и "Нильский пейзаж" в святилище Фортуны Примигении в Палестрине (5,85*4,31 м.), конец II - начало I века до н.э.
Примерно в III же веке до н.э. зародилась еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле. Этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Эта техника представляет собой мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Античная мозаика. Классическая Греция
Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8-6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7-6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.
Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе - концу 5 в. до н. э.
Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.
На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны - орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения - фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.
Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).
Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.
Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.
Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.
А в это время (8 в. до н. э.) в Греции - эпоха Гомера, легендарного поэта-аэда, которому приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи». 776 г. до н. э. - датой первых Олимпийских игр, начинают историю Греции и античности в целом.
Решение было найдено столетия спустя - в 334 г. до н. э. город сдался войскам Александра, тот вошел в храм и одним движением меча рассек узел.
Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.
Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения - андроны.
Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше - маленькое панно-коврик в дверях и, наконец - панно в центре помещения.
Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.
Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.
Из фигур - изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.
Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.
Андрон (мужская комната) - часть древнегреческого дома, предназначенная для мужчин, собиравшихся на симпосии, для разговоров и обедов. Были самыми красивыми помещениями в доме: украшались мозаиками, фресками и статуями.
Фаюмские портреты
Это лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I-III веках нашей эры.
После завоевания Египта Александром Македонским время правления фараонов завершилось. Погребальный портрет - уникальная художественная форма своего времени - процветал в эллинистическом Египте. Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты - это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.
studfiles.net
Античные мозаики - sarmata
Расцвет искусства мозаики начинается на рубеже 4-3 вв. до н.э. К этому времени относятся мозаики из царского дворца в Пелле (Македония). Мозаики выполнялись из гальки и служили украшением пола (напольные мозаики преобладали до конца античности).
Кентавр. Фрагмент мозаики из Пеллы.
Охота на льва. Мозаика из Пеллы.
С 3 в. до н.э. природную гальку для мозаики стали разбивать на отдельные кусочки, со временем приобретшие почти правильную кубическую форму. Цветовая гамма стала более разнообразной, благодаря использованию различных цветных минералов.
Одним из центров мозаичного искусства эллинистического времени была Александрия в Египте.
Собака, сидящая возле опрокинутого сосуда. Мозаика 2 в. до н.э. из Александрии. Кобра. Фрагмент мозаики из Помпей. 2 в. до н.э.
В римское время техника мозаики продолжает развиваться. Со 2-1 вв. до н.э. к разноцветным минералам стали добавлять кубики цветного непрозрачного стекла - смальты.
Лев, нападающий на онагра. Фрагмент мозаики. Около 150 г.н.э.
Воины. Фрагмент мозаики 1 в.н.э.
Появляется также техника инкрустации из тонких мраморных пластинок различной формы, впоследствии получившая название "флорентийской мозаики".
Раскопки в Помпеях, Геркулануме и Стабиях выявили прекрасно сохранившиеся мозаики 2 в. до н.э. - 1 в. н.э.
Женский портрет. Мозаика из Помпей. 1 в. до н.э.
Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в.н.э. Фрагменты.
Академия Платона. Мозаика из Помпей. Фрагмент. 1 в.н.э.
Похищение Ахиллом Брисеиды. Сцена из Илиады. 100-200 г.н.э. Фрагменты.
Кот, поймавший птицу. Утки. Мозаика из Помпей. 1 в.н.э.
Голубь. Мозаика из Помпей. 1 в.н.э.
Обитатели морских глубин. Фрагмент мозаики из Помпей. 1 в.н.э.
Рыбы. 2-3 в.н.э. Натюрморт. Мозаика из Ватиканского музея.
Цветы. Мозаика из Ватиканского музея.
Отъезд. Мозаика из Дома Менандра в Антиохии. Около 250 г. н.э. Леда и Лебедь. Мозаика с Кипра. Около 300 г.н.э.
Великолепные мозаики 3-4 в.в. н.э. найдены при раскопках древнеримской виллы в Пьяцца-Армерина на Сицилии.
Львица, нападающая на охотника.
Награждение победительниц в спортивных состязаниях. Женщины-атлеты в "бикини".
Традиционные языческие мотивы сохраняются в напольных мозаиках Большого императорского дворца в Константинополе (4-5 вв. н.э.).
Мальчик с осликом.
Новый расцвет мозаики произошел в переходный период от античности к Средневековью в византийском искусстве (мозаики Равенны), но уже на новых художественных принципах христианского символизма.
sarmata.livejournal.com
История мозаики Античности. Классическая Греция. Эллинизм.
Мозаика Античности. Классическая Греция
Отделка полов галькой также была распространена и в Греции эпохи архаики (8–6 вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронойи в Дельфах (7–6 вв. до н. э), однако, это было просто мощение без орнаментики.
Самая ранняя греческая мозаика с рисунком найдена в Коринфе и принадлежит уже классической эпохе – концу 5 в. до н. э.
Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.
Вопрос о связи фригийских мозаик с греческими дискуссионен, однако, ученые склоняются к выводу о независимом характере развития греческого мозаичного искусства.
На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны – орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения – фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.
Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).
Коринф. Баня кентавров, кон. 5 в. до н. э.
Колористический принцип «белое на черном» сформировался под влиянием искусства вазописи, в котором как раз в это время краснофигурная роспись вытесняет чернофигурную. Из вазописи заимствована и иконография многих сюжетных сцен.
Греческие мозаики 5 в. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее.
Элитная мозаика — искусство для частного интерьера
Если в архаическую эпоху галечная отделка была распространена главным образом в храмовой архитектуре, то в эпоху поздней классики мозаика встречается преимущественно в частных интерьерах. Это говорит о стремлении богатых горожан к элегантности и комфорту в своих домах.
Эретрия. Дом мозаики, нач. 4 в. до н. э. Помещение андрона и прихожей.
Хотя изображения еще схематичны, материал не стоит ничего, да и сам по себе прост: даже цветная галька используется редко, не говоря уже о мраморе, прочих редких камнях, цветном стекле и золоте, которые появятся столетиями позже, но мозаика уже тогда утверждается в своей роли способа элитного способа декорирования, оставшегося не превзойденным до сих пор.
Она встречается лишь в немногих домах, причем в самом доме мозаикой украшаются только самые важные с точки зрения презентации и позиционирования хозяина дома в обществе помещения – андроны.
Обычно мозаичные панно располагались по такой схеме: как ковер на полу помещения-прихожей, примыкавшего к андрону, дальше – маленькое панно-коврик в дверях и, наконец – панно в центре помещения.
Поскольку панно должно было иметь равный обзор для всех гостей, располагавшихся вокруг, оно обычно имело центричную композицию.
Эретрия. Дом мозаики, нач. 4 в. до н. э. Помещение андрона и прихожей.
Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела.
Из фигур – изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры.
Некоторые мотивы греческих мозаичных панно заимствованы из текстильного искусства Востока.
Мозаика античности. Эллинизм (334 г. до н. э. – 30 г. н. э.)
Если большинство античных мозаик 5–4 вв. до н. э. были найдены преимущественно на территории материковой Греции, то с завоеваниями Александра ареал распространения греческой культуры и искусства мозаики в почти достигает границ известного тогда цивилизованного мира.
Пелла. Охота на льва, Дом Диониса, 350–340 гг. до н. э.
В период раннего эллинизма мозаика распространяется на острова Эгейского моря и Малую Азию. Далее на север в Причерноморье – Ольвию и Херсонес; Курион и Пафос; на юге – захваченный у персов Египет с его новым культурным центром – Александрией; эллистические мозаики находят на пространстве от Испании на западе до Афганистана на востоке.
Роль мозаики в эллинской культуре
Это период расширения горизонтов во всех областях жизни. Он отличался и изменением жизненных стандартов, повышением благосостояния. Теперь стало возможно жить «по-царски» и конечно, мозаика стала одним из основных способов создания по-восточному дворцовой атмосферы в убранстве дома.
Мозаика играла и другую специфически-статусную роль: она вошла в dress-code интерьера дома – ее наличие в интерьере говорило не просто о богатстве его хозяина, в чем не было ничего удивительного, но об его принадлежности к миру высокой греческой культуры, миру цивилизованному.
История мозаики Античности. Мозаика Пеллы.
Эпоху эллинизма в истории мозаики начинают с образцов, найденных при раскопках Пеллы – родного города Александра, столицы македонского царства. Они датируются 340–
300 гг. до н. э.
Пелла. Дом Диониса. Дионис на гепарде, 2 пол. 4. до н. э.
Четыре напольные мозаики размещались на полах андронов двух частных домов (огромных даже по нынешним меркам: 3169 м2 – площадь т. н. «Дома Диониса» и 2350 м2 – «Дома похищения Елены») принадлежавших представителям македонской элиты, возможно членам царской семьи.
Пелла. Дом похищения Елены. Охота на оленя, 2 пол. 4 до н.э. Центральная часть.
Мозаики Пеллы принципиально отличны от всех предыдущих, не просто стилистически и применением новых технических приемов (камешки тщательно сортированы по размеру и форме, что дает более плотное прилегание их друг к другу, для детализации некоторых участков применяются новые материалы – полоски глины и свинца) – но иным подходом, новым видением вопроса.
Главное внимание теперь уделено центральной сюжетной части, в построении композиции появляется пространство, в изображении человеческого тела – объем, свободно используется цвет, чего не было раньше.
Появляется не просто реализм – натурализм, не просто динамизм – драматичность, характерная черта всей культуры эпохи эллинизма во множестве своих проявлений.
Над изображением мозаики «Охота на оленя» – надпись: «Gnosis epoesen» – «Гносис сделал» – первое в истории мозаики имя автора.
Технику мозаики из необработанной гальки римляне впоследствии назовут opus barbaricum. Мозаики Пеллы – вершина искусства мозаики из гальки или техники opus barbaricum.
Пелла. Дом похищения Елены. Охота на оленя, 2 пол. 4 до н.э. Общий вид.
Хотя она продолжает использоваться и после мозаик Пеллы, но сфера ее применения дифференцируется: она долго еще применяется там, где нужно заполнить большие площади пола простым рисунком, для разнообразных бордюров, обрамлений – где нет необходимости в тонкой детализации изображений, в 3–2 вв. до н. э. она еще остается в своей роли мозаичного материала и в этой технике по-прежнему выполняются фигуративные изображения – качество их заметно снижается и в художественном и в ремесленном смысле.
Необработанная галька постепенно теряет свое значение как основной материал для мозаичных работ, чтобы уступить его обрабатываемым материалам – камню и стеклу.
История мозаики Античности. Новые техники мозаики. Подколка или тeccелирование
Четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку – все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения.
Подколку или тесселирование камешков начинают в 3 в., долго применяется смешанная техника: галька и обработанный камень. Процесс становления новой техники нелинеен, спорадичен: нельзя с уверенностью назвать ни времени, ни места «изобретения» тесселированной мозаики: это время экспериментов.
Моргантина, Сицилия. Дом Ганимеда. Мозаика Ганимеда. 270–215 гг. до н. э.
На данный момент самыми ранними памятниками, где была использована техника тесселирования в чистом виде без использования галечной техники считаются мозаичные панно маленького сицилийского города Моргантина.
Во всех мозаиках использованы не только одинаковые тессеры кубической формы, но и тессеры, подколотые специально под конкретные участки рисунка.
Самая известная из них – «Мозаика Ганимеда», изображающая момент похищения Ганимеда орлом Зевса.
История мозаики Античности. Мозаичное панно из Тмуиса
Первым панно из мозаики, где тесселирование используется в полную силу считается мозаика египетского города Тмуис в дельте Нила.
В центральной части панно – погрудный женский портрет в военном костюме, с прической, украшенной элементом в форме носа корабля, держащая корабельный флаг.
Тмуис. Мозаика Софилоса. 1 пол. 2 в. до н. э.
Существует две версии трактующие изображение на мозаике: большинство считают изображение персонификацией города Александрии, некоторые – портретом реальной царицы Береники II. Портрет обрамлен тройным бордюром, выложенным из ровных, плотно сидящих тессер, размерами от 1 до 0,4 см2. Размер тессер самого портрета еще мельче и достигает в некоторых местах 0,1 см2 – это позволяет достичь невероятной детализации.
Принципиально нова и колористика работы: это уже не «белое на черном», но портрет в естественных цветах на светло-голубом фоне. Свободно использованы полутона, переходы цвета.
Образец представляет собой технику opus vermiculatum в ее полном развитии: мельчайшие кусочки камня, уложенные так, как это требует сам характер изображения.
Автор надписал свою работу: «Софилос сделал», – что, как и в случае с автографом Гносиса, свидетельствует о высокой репутации мастера и о его гордости своей работой.
Asarotos oikos. Версия Гераклита. 2 в до н. э.
Мозаичное искусство Пергама. Мозаики Соса.
Одним из центров мозаичного искусства эпохи эллинизма был Пергам. Среди множества пергамских мастеров особенно славился один и до нас дошло его имя – Сос. Только имя, увековеченное истоиографической традицией в лице одного из римских историков – Плиния Старшего – и ни одной работы, только описания.
Сос создавал не просто искусные панно из мозаики – он создал самые модные сюжеты для панно, подхваченные впоследствии многими – среди них т. н. asarotos oikos («неубранное место»).
Известна копия или интерпретация этой мозаики, выполненная мастером Гераклитом. На ней с максимально возможным реализмом показаны объедки разбросанные по полу после роскошного обеда: рыбьи скелеты, куриные кости, раковины, орехи, остатки виноградных гроздей и уже подбирающегося к этому «богатству» мышонка.
Однако, Сос не был только автором в духе trash-design. Из текста Плиния также известно о другой не сохранившейся, но знаменитой работе Соса – голубе, склонившимся над водным зеркалом для питья и отражающемся в нем – сюжете, ставшем не просто модным, но пережившим саму античность на полтысячелетия: его отголоски можно встретить даже в мозаичном убранстве мавзолея Галлы Плацидии – шедевре раннехристианского мозаичного искусства 5 в. н. э.
Как и в случае с asarotos oikos этот сюжет мастера Соса дошел в интерпретации другого мастера. Кроме того, это один их ранних примеров применения тессер из смальты – глушеного (непрозрачного) стекла, изготовлявшегося в Египте.
материал предоставлен сайтом www.gudmosaic.ru
Другие статьи по истории мозаики:
www.artmonument.ru
Античная мозаика Херсонеса | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Расцвет производства античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появилась техника подколки камешков мозаики, и стало доступным цветное стекло, что позволило использовать неограниченную цветовую гамму для достижения живописной реалистичности изображений.Античная мозаика развивалась от несложных узоров выложенных чёрной и белой галькой, до сложных и изысканных цветных композиций. Древнейшая античная мозаика из необработанной гальки найдена в Коринфе и относится к концу V века до н. э.
Во время раскопок в Херсонесе, проводимой Археологической комиссией под руководством К.К Костюшко-Валюжиничес в 1890 году на участке «базилика на холме» в западной части Херсонеса была обнаружена мозаика ранневизантийского времени.
Мозаичные полы в базилике Херсонеса были обнаружены в 1853 году А.С. Уваровым, и в 1876 году был обнаружен мозаичный пол в шестистолбном храме.
Участок «базилика на холме» находится внутри городской оборонительной стены II века до н.э. Холм господствует над всей береговой полосой, постройки на холме занимали господствующее положение. Начиная с первой половины 4 века нашей эры и до 15 века на высоком холме Херсонеса возводились христианские храмы, базилики, и целые храмовые комплексы.
Мозаичные полы относятся к самой ранней базилике. В базиликах Херсонеса пол в центральном нефе был мраморный, а в боковых нефах — мозаичный. Общая площадь мозаики в базилике ровна 286 кв. м., но во время раскопок обнаружено только 28 кв.м.
Сюжет сохранившейся части мозаики — это полоса растительного орнамента по белому фону выложены красные контурные линии листьев, заполненных жёлтой мозаикой. Бордюрная полоса мозаики выделена чёрным цветом. Основное поле мозаики заполнено белыми кругами, окружённые черной и красной полосой. Внутри кругов — ромбовидный четырёхугольник с вогнутыми сторонами и жёлтым полем внутри.
Круги находят друг на друга, образуя чечевицеобразное поле у одного края ромба. Белый цвет — мраморные кубики, размером 1,5х1,5 см., красный цвет — битая черепица, чёрный и жёлтый цвет — природные камни.
Фрагмент мозаики в южном нефе базилики представляет собой листья плюща (вьюна) — по белому полю красная линия ветки и красный контур листа, заполненного жёлтой мозаикой.
Базилика в базилике — средневековый храм, построенный на руинах первого раннего христианского храма на территории Херсонеса Таврического.
Первый храм («большая базилика») был построен в VI веке, во время правления византийского императора Юстиниана I Великого (греч. Μέγας Ιουστινιανός; 483 г. — 14 ноября 565 г.).
В одном из нефов базилики была выложена мозаика в виде геометрических линий и фигур, христианских символов — чаши канфары — символ причастия.
Символ души человеческой — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века в Херсонесе.
В купели базилики был выложен павлин с распущенным хвостом — символ воскресения из мёртвых, он сложен из белого мрамора, разноцветных кусочков известняка и тёмно-зелёной смальты. Распущенный хвост павлина — символ звёздного неба, голуби — символ Святого Духа, якорь — символ надежды, одной из трех главных христианских добродетелей.
По обе стороны от Павлина изображены голуби — символ святого духа, голуби заключены в круглые медальоны. В купель базилики можно было попасть по длинному, узкому коридору, примыкающему к северному нефу.В мозаичных рисунках Херсонеса встречаются и другие христианские символы — ромб с надетыми на него кольцами — символ вечности, якорь — символ надежды.
От галереи частично сохранились боковые стены и основания колонн. Колонны христианского храма были изготовлены из мрамора и весили около 350 кг. Сочетание белых колонн базилики и разноцветной мозаики пола среди темной зелени кустарника делают этот археологический памятник украшением Херсонеса.
Перед входом в центральный зал базилики на полу была выложена надпись на греческом языке «Всякое дыхание да хвалит Господа».
В конце XIII века малая базилика погибла при пожаре.
Статьи по теме:
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
www.evpatori.ru
Турецкие находки: древнейшие греческие мозаики
В турецком городе Зевгма недавно были обнаружены три древние греческие мозаики датируемые 2 веком до н.э., одна из них - в идеальном состоянии. Раскопки проводились руководством археологов из Оксфорда.
Найденные мозаики были созданы во 2-м веке до нашей эры. На них изображены 9 муз. Весь ансамбль выложен из цветного стекла. Ученые уверены, что вскоре они раскопают древний город, который должен состоять минимум из 2000 зданий.
Оставить комментарий
Привет, Гость!Для отправки комментария введи свои логин и пароль или зарегистрируйся на сайте.