Эпоха средневековья: величайшие морские сражения. Морские сражения древнего мира
Морские битвы древности
Саламинское сражение
В Древнем мире все прибрежные страны рано или поздно обзаводились военным флотом. Он предназначался для проведения морских и речных операций, переброски войск и блокады неприятельского побережья. Корабли того времени оснащались парусами, имели много вёсел и обладали хорошей манёвренностью. Тактику морского боя составляли таранный удар и абордаж, поэтому носовая часть большинства военных кораблей была оснащена металлическим тараном. В древности властелинами морей в разное время были Крит, Финикия, Афины, Карфаген, Рим. Финикийцы первыми стали строить корабли, которые отличались от плоскодонных судов килем, сделавшим их более устойчивыми и манёвренными. Самые известные суда финикийцев – быстроходные галеры, узкие, длинные корабли. Вёсла у них располагались друг над другом в два ряда, а на носу имелся остроконечный таран. Вдоль бортов были развешаны щиты, которые прикрывали гребцов от метательных снарядов. В бою галера могла повредить корпус вражеского судна или, проплывая рядом с ним, поломать его вёсла.
Основным типом древнегреческих военных судов были трёхъярусные триеры. Их экипаж насчитывал до 200 человек, 170 из которых были гребцами, остальные – матросами и тяжеловооружёнными воинами. Таран корабля был обит медью. Триеры продемонстрировали боевые качества в сражении с персидским флотом у острова Саламин (480 г. до н. э.). Эти небольшие быстроходные суда легко маневрировали между большими корабл ями противника, таранили их борта, ломали вёсла, не давая развернуться в боевой порядок. Значительную роль в разгроме персов сыграло знание греками фарватера Саламинского пролива, узкого и заполненного подводными камнями. Защититься от таранного удара могли только многоярусные тяжёлые корабли, борт которых ощетинивался целым лесом вёсел. Такими кораблями долгое время обладал господствовавший на море Карфаген.
Кроме военных качеств кораблей, в морском сражении были важны согласованность действий и взаимовыручка. Это продемонстрировали римляне у мыса Экном (256 г. до н. э.). В начале боя карфагенянам удалось нарушить боевой порядок римлян и завязать бой со значительным перевесом сил. Однако римляне, придя на помощь друг другу и используя тактику абордажа, стали один за другим захватывать карфагенские корабли и оставили преимущество в битве за собой.
Фемистокл
Афинский стратег Фемистокл опасался, что греческий флот покинет удобный для сражения Саламинский пролив. Прикинувшись предателем, он сообщил персам о намерениях греков уйти, и те перекрыли пролив. В результате греки выиграли битву при Саламине.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Морские сражения — описания самых крупных сражений с истории человечества.
Атлантический театр военных действий
Ютландское сражение
Самое крупное морское сражение в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём. На волнах Северного моря, впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра. В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.
Тихоокеанский театр военных действий
Последний бой крейсера «Варяг»
Последний бой крейсера «Варяг» — морское сражение в начале Русско-японской войны, состоявшееся вблизи города Чемульпо в Корее между русскими крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» и японской эскадрой.
Оборона Порт-Артура
Оборона Порт-Артура — самое продолжительное сражение Русско-японской войны. Во время осады широко применялись такие новые виды оружия, как 11-дюймовые мортиры, скорострельные гаубицы, пулемёты Максима, заграждения из колючей проволоки, ручные гранаты. Порт-Артур стал местом рождения нового оружия — миномёта.
Цусимское сражение
Цусимское сражение — крупнейшее в эпохе додредноутного броненосного флота, явилось ключевым событием, предопределившим исход русско-японской войны в пользу Японии. События и обстоятельства, связанные с боевым применением в этом сражении кораблей различных классов, послужили последующему качественному развитию военно-морской техники во всех ведущих морских державах.
Нападение на Пёрл-Харбор
Атака Пёрл-Харбора — внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.
Битва за Мидуэй
Сражение у атолла Мидуэй — крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.
Бой в заливе Лейте
Сражение в заливе Лейте — самое масштабное морское сражение в истории. Происходило в морях, окружающих филиппинский остров Лейте с 23 по 26 октября 1944 г. между американским флотом и японским императорским флотом. Японцы пытались изгнать или уничтожить силы союзников, расположенные возле Лейте, впервые в войне используя тактику камикадзе. Однако в результате флот союзников одержал значительную победу, потопив, среди прочего, один из двух крупнейших линкоров мира «Мусаси» и повредив второй — «Ямато».
Средиземноморский театр военных действий
Дарданелльская операция
Первая в истории стратегическая десантная операция и одна из самых крупных неудач Антанты в Первой мировой войне. Попытка захвата странами Антанты черноморских проливов и вывода Турции из боевых действий. Начата 19 февраля 1915 года силами англо-французского флота. После неудачного штурма Дарданелльского пролива был высажен сухопутный десант. Сражения на суше и море велись до конца года, а 9 января 1916 года остатки войск были эвакуированы.
Атака Таранто
Атака Таранто — внезапное нападение британской палубной авиации на итальянскую военно-морскую базу Таранто, в ходе которого был нанесён значительный ущерб линейному флоту Италии.
Крымская война
Бомбардировка Одессы
Бомбардировка Одессы — эпизод Крымской войны. 22 апреля 1854 года объединённая англо-французская эскадра обстреляла, в попытке заставить капитулировать, порт и город Одессу. В результате обстрела порт и находящиеся в нём коммерческие суда были сожжены, однако ответный огонь русских береговых батарей не допустил высадки десанта. После обстрела эскадра союзников ушла в Крым.
Список статей о морских сражениях
Примечания
В разделах выделены статьи о генеральных сражениях и заглавная статья о войне.
Все даты в григорианском календаре.
wiki.wargaming.net
Топ 10 Самых больших морских сражений
Масштабные морские сражения остались в прошлом, ведь сейчас армии с успехом осваивают даже не воздушную, а уже космическую стихию. Однако современникам они должны были казаться вселенскими, да и по нынешним меркам представить подобные столкновения очень сложно – почти невероятно!
1 Битва в заливе Лейте Крупнейшее морское сражение произошло в новейшей истории – в октябре 1944 года. Флот союзников, который составили силы третьего и седьмого флотов США и корабли флота Австралии включал 211 крупных военных кораблей, которые сопровождали 1,5 тыс. самолетов. С японской стороны участвовали 57 боевых кораблей и несколько сот самолетов. Конечно, у последних не было никакого шанса.
2 Сражение на озере ПоянхуВторое по величине сражение, произошло хоть и не в море, но зато это крупнейшее из когда-либо происходивших столкновений кораблей по количеству задействованных участников. Более 850 000 человек (правительственные войска и мятежники) сошлись на зеркале крупнейшего пресного озера Китая, чтобы решить свой спор силой. Произошло это в августе 1363 года.
3 Сражение при ГуанчжоуСражением при Гуанчжоу закончилось противостояние между монгольской династией Юань и династией Сонг в 1279 году. Со стороны первых сражались 100 боевых кораблей, а второй флот был в 10 раз больше. Как ни парадоксально, победили монголы, разбив флот Сонг наголову.
4 Битва при мысе ЭкномСражение римлян с карфагенянами у берегов Сицилии состоялось в 256 году до н.э. Как же случилось так, что оно вошло в десятку самых крупных морских сражений? Очень просто, в боях уже тогда участвовали огромные морские силы – более 680 кораблей и с той, и с другой стороны. Потеряв около трети войск, карфагеняне отступили.
5 Сражение у Красных скал (битва при Чиби) Битва за власть над Китаем произошла в 208 году н.э. Она имела решающее значение для всей страны, так как послужила толчком к раздроблению ее территории на две части – южную и северную. Современники разошлись в подсчете участников сражения: от 270 до 850 тысяч людей, поэтому – только пятое место.
6 Саламинское сражение Битва при Саламине произошла между греческим и персидским флотом в ходе Греко-Персидских войн. Со стороны греков участвовали 371 корабля (преимущественно триремы и пентеконторы), а вот персы не были так аккуратны в подсчете. Количество их кораблей ориентировочно оценивается в 300-600. Сражение случилось в 480 году до н.э., и, если вам интересно, победили греки.
7 Сражение при мысе АкцийОдно из крупнейших сражений Гражданской войны Римской империи, которое знаменито тем, что в нем принимал участие египетский флот, возглавляемый Клеопатрой. Она, как известно, сбежала, предрешив исход битвы, хотя сила была на стороне ее союзников: до 360 кораблей против 260 кораблей императора Октавиана. Случилось это в сентябре 31 года до н.э.
8 Битва при ЛепантоВ этом морском сражении 1571 года христианский мир столкнулся с Оттоманской империей. Объединенный флот Святой Лиги состоял из 212 кораблей, оттоманы воевали 272 судами. Несмотря на численный перевес, турки потеряли 70% своего флота и до трети убитыми.
9 Ютландское сражение
Ютландское сражение в 1916 году стало самым крупным и кровопролитным морским столкновением, произошедшим в ходе Первой мировой войны. Германский флот насчитывал 99 кораблей, тогда как флот Великобритании – 151, включая один авианосец. Несмотря на двойные потери кораблей и персонала, британский флот выиграл сражение, так как немецкие корабли не смогли прорвать блокаду.
10 Битва при Мариинских островахЭто одно из крупнейших сражений, произошедших между авианосцами, произошло в Филиппинском море в июне 1944 года. Всего 15 авианосцев США и 9 авианосцев Японии, а также 170 кораблей и 1,7 тыс. самолетов с той и другой стороны сошлись в схватке, в результате которой японский флот потерпел оглушительное поражение.
dekatop.com
Морские сражения Средневековья
«Греческий огонь». Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы
Наследниками древнеримской флотилии в Средневековье стали византийский и арабский флоты. В отличие от античных боевых кораблей, их суда не имели таранов. Они были оснащены катапультами и баллистами, которые метали камни, дротики, кувшины с «греческим огнём» и известью для ослепления противника, а также сосуды с ядовитыми тварями (например, змеями и скорпионами). Успех в морском сражении стали определять слаженные действия экипажей и умелые манёвры флотилий. Сражения начинались с перестрелки. Её целью было привести в смятение врага перед рукопашной схваткой, которая решала исход боя. Во время похода и сражения суда должны были располагаться в строгом порядке, иначе они не могли оказать помощь друг другу. Чтобы расстроить боевые порядки противника, применялись военные хитрости (фланговые обходы, имитация отступления, скрытный подход резервов).
«Греческий огонь» – это горючая смесь на основе нефти, изобретённая в VII в. архитектором Каллиником. Жидкость, состав которой так и не разгадан, горела даже на воде.
римером умелого использования военной хитрости может служить битва между византийцами и германскими племенами вандалов близ Карфагена в V в. Запросив время для обдумывания условий мирного соглашения, вандалы внезапно ночью атаковали византийский флот брандерами (суда, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами), а затем окончательно разгромили потерявшего строй противника. Ограничения в скорости и грузоподъёмности заставляли средневековые корабли плавать вдоль береговой линии, часто заходя в порты для пополнения запасов пищи и воды. Переворот в кораблестроении совершили викинги. Их корабли, драккары, имели небольшую осадку и могли подходить к берегу на мелководье и проникать в реки (осада Парижа в 885 г.). Ужас, который несли с собой пиратские набеги викингов, заставил европейцев включить просьбу об избавлении «от ярости норманнов» в церковную молитву.
Высадка нормандского герцога Вильгельма Завоевателя в Англии в 1066 г.
Самым могущественным в Средневековье был китайский флот. Инициатором его строительства был император Чжу Ди (1403–1424). Суда были оборудованы водонепроницаемыми переборками, поэтому, даже получив пробоину, корабль оставался на плаву. Флотом командовал адмирал Чжэн Хэ. Мало кто осмеливался ему противостоять: за долгие годы он лишь трижды вступал в военные столкновения, в которых его корабли неизменно брали верх.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Морские сражения в Первой Пунической войне
Первая Пуническая война была самой длинной непрерывной войной в греко-римской империи и морские сражения играли в ней ключевую роль. В морской битве при Экномосе I (256 г, до н.э.) участвовало, вероятно, больше людей, чем в какой-либо другой морской битве в Древней истории. Это удивительно, так как в начале войны у римлян практически не было флота. В конце IV в, до н.э. римский сенат поэкспериментировал с идеей флота, снарядив две небольшие эскадры против пиратов Тирренского моря. Несостоятельность подобного флота была очевидна, и римляне I отказались от этой идеи, полагаясь в охране побережья на корабли своих зависимых союзников — греков Южной Италии.Когда началась война с Карфагеном, римских легионеров на Сицилию должны были перевезти именно корабли союзников. Но римляне не смогли за один день пересечь Мессинский пролив, так как карфагенские эскадры патрулировали этот участок. Карфагеняне захватили несколько кораблей, но вернули их и пленных римскому командованию, возможно, пытаясь довести до сознания римлян всю бесполезность нападения на Карфаген с его сильным флотом. Карфагенский эмиссар хвастливо заявил, что они даже не разрешат римлянам омыть руки в водах моря.
Но римская армия переправилась на Сицилию ночью и постепенно отвоевала у карфагенян часть их сицилийских владений. Однако, римляне понимали, что без флота невозможно было одержать полную победу. Имея доступ к морю, которое контролировал карфагенский флот, их города на Сицилии могли пополнять запасы провизии. В 261 г. до н.э. карфагенский флот предпринял рейд на побережье Италии, чтобы отвлечь силы римлян.
Поэтому ранней весной 260 г. до н.э. римский сенат принял решение о строительстве флота. 100 квинквирем и 20 трирем были построены и спущены на воду через 60 дней. Прообразом первого римского флота стал карфагенский корабль, севший на мель у берегов Италии. Моряками стали беднейшие граждане с территорий подвластных Риму. Стратегический упор римляне сделали на массивность своих кораблей и модернизированные абордажные орудия. Для этого морские инженеры изобрели устройство — ворон.Ворон — это абордажный мостик, устанавливавшийся на носу корабля Он был 11 м (36 футов) в длину и 1,2 м (4 фуга) в ширину и мог поворачиваться вокруг оси, к которой он крепился, и опускаться на борт другого корабля. Большой металлический шип в нижней части мостика цеплялся за борт вражеского судна и фиксировал его, позволяя римским палубным солдатам переходить на борт врага. Чтобы использовать это преимущество в предстоящей баталии, на римские корабли погрузили, помимо 40 палубных солдат обычного состава, еще до 80 человек легионеров. Ворон стал новым секретным оружием римлян в Первой Пунической войне.
Шанс испытать свое нововведение римляне получили в сентябре 260 г. до н.э. при Миле, в первом значительном морском сражении Первой Пунической войны. Силы римлян и карфагенян были почти равны, примерно по 130 кораблей с каждой стороны, Карфагеняне были так уверены в победе, что вместо того чтобы построить правильную боевую линию, они атаковали римские корабли по отдельности, некоторые римские корабли таранили. Но вскоре они обнаружили, что их корабли сцеплены воронами с римскими судами, заполненными римскими солдатами. В первой стычке римляне захватили 31 судно, включая карфагенский флагманский корабль.
Их командир Ганнибал (не тот, который известен по Второй Пунической войне) вынужден был бежать на лодке, что, без сомнения, еще больше дезорганизовало карфагенян. Они попытались окружить римские суда. Несмотря на неповоротливость своих кораблей, римские команды смогли развернуть их носами к врагу, бросить вороны и снова с ним сцепиться. Наконец карфагеняне, пришедшие в замешательство от абордажной тактики римлян, все же оторвались от них и отступили, оставив противнику 31 судно, причем еще 13 или 14 кораблей были уничтожены. Римский военачальник Гай Дуилий был удостоен первого в Риме морского триумфа, а трибуна ораторов на форуме была украшена носами (rostrata) захваченных кораблей, за что получила название «ростра».
Победу при Миле можно объяснить неожиданным применением нового оружия и плохим командованием карфагенян (вскоре после этого, по вине Ганнибала, его флот попал в ловушку в бухте на Сардинии, после чего его схватили и распяли собственные офицеры). Тем не менее следующее морское сражение при Экноме в 256 г. до н.э. показало, что римский флот - это сила, с которой следует считаться. В том же году сенат решил перенести военные действия в Северную Африку, Он распорядился построить еще больше кораблей, в основном военных, а не транспортных, в результате чего число квинквирем достигло 330, Количество людей, вероятно, составляло около 140 ООО человек, включая и легионеров, служивших в качестве палубных солдат. Флот под командой обоих консулов был готов летом 256 г. до н.э., карфагеняне собрали и выставили против них 350 кораблей.
Как только они отошли от сицилийского берега, карфагеняне были атакованы силами римлян, разделенными на четыре эскадры. Первая и вторая эскадра в плотном боевом строю образовывали клин, третья, выстроившись в линию, прикрывала транспорты с лошадьми, а четвертая — замыкала строй. План карфагенян, как сообщает Полибий, состоял в следующем: отвлечь первые две эскадры и отделить их от остальных так, чтобы они могли быть взяты в клещи двумя эскадрами карфагенского флота. Однако без современных к коммуникационных систем подобную операцию провести очень трудно. Либо карфагенские капитаны что-то не так поняли, либо, когда римляне построились в клин, они просто были не в состоянии осуществить свой план. Поэтому правое крыло карфагенян стремительно атаковало четвертую эскадру римлян с тыла, в то время как левое крыло атаковало третью эскадру, корабли которой бросили транспорты и вступили в бой. То, что произошло, было тремя отдельными битвами. Первые две эскадры римлян получили преимущество перед карфагенским центром. Также, как и при Миле, у карфагенян не было средства против воронов, не было также места для маневрирования, поэтому хорошая подготовка карфагенских команд не давала им преимущества. Когда карфагенский центр был разбит и бежал, первые две римские эскадры развернулись, чтобы помочь остальной части флота, демонстрируя дисциплину и взаимовыручку. Всего римляне потеряли 24 судна, а Карфаген — уничтоженными и пленными — 100.
После отдыха и ремонта на Сицилии римский флот смог продолжить Вторжение в Северную Африку, которое, правда, закончилось неудачно. Эта экспедиция была предпринята под руководством консула Атилия Регула. Сначала дела римлян шли блестяще. Регул не только разбил ещё раз карфагенский флот, но, благополучно высадившись в Африке, занял более 70 городов и, наконец, осадил самый Карфаген. Карфагеняне вынуждены были просить мира, но Регул, опьянённый своими успехами, не только отказался вести мирные переговоры, но, заранее уверенный в победе, отпустил значительную часть войска домой, в Италию. Экспедиция окончилась полным крахом: римское войско в битве под Карфагеном было разгромлено, Регул взят в плен, а флот, забравший остатки разбитой армии, попал на обратном пути в сильный шторм и целиком погиб.
anticwar.ru
Морские сражения античной эпохи. - Сообщество Империал
Основным способом ведения морского боя в древности на Средиземном море был таран. Что об этом пишут историки?Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь В экипаже триремы - основного военного корабля этой эпохи было согласно древним источникам всего 4 стрелка и 8 копейщиков для рукопашного боя ( фалангу точно не построишь). И это на 200 человек экипажа! Соответственно "огневая" мощь (выражаясь современным языком) такого большого корабля была низкой, скорее это "огневая" немощь. 8 копейщиков для абордажного боя - тоже как-то не впечатляет. Остается только таран!
Поскольку, как уже говорилось, наиболее эффективным оружием греческих боевых кораблей являлся таран, тактика боевых действий на море может быть сведена к следующим императивам:
1. В первую очередь стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход. Особо успешен такой маневр будет в том случае, если атакующий корабль по меньшей мере не уступает по размерам кораблю противника, а еще лучше – превосходит его. В противном случае есть риск, что атакующему кораблю не хватит кинетической энергии, а прочность его корпуса в носовой части окажется недостаточна. Атакующий (предположим, пентеконтор) сам рискует стать жертвой нападения на крупный корабль (предположим, триеру), поскольку получит повреждения большие, чем атакуемый, застрянет в обломках весел и, таким образом, утратит ход, а его команда будет эффективно поражена различными метательными снарядами с высокого борта неприятельского корабля.
2. Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, надо сломать ему весла. Для этого следует двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу супостата. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего – уцелеют. После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.
Подобный тактический маневр в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"). Тактическая ситуация, именовавшаяся periplus ("обход", "обплыв"), складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь 3. Наконец, следует стремиться к концентрации и массированию сил – особенно в том случае, если противник располагает качественным преимуществом, скажем, в ситуации столкновения унирем и бирем с триерами. Ясно, что корабли меньшей "ярусности" могут повысить свои шансы на победу в первую очередь за счет массового применения приема diekplus в сочетании, например, с абордажной атакой, в которой принимают участие по две-три униремы и биремы против каждой триеры.
4. Наконец, существовало специальное круговое построение, отвечавшее глухой обороне. Оно именовалось "еж" и применялось в тех случаях, когда требовалось защитить слабые корабли с ценным грузом или уклониться от линейного сражения с численно превосходящим противником.Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Таким образом, как мы видим, справедливо утверждение Коннолли о том, что исход боевых действий на море решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки экипажей – гребцов, кормчих, парусной команды – и морской пехоты (epibatai).
Однако, кое-что зависело и от эскадренных боевых порядков. На переходе флот обычно следовал в строю кильватерной колонны за флагманом. Перестроение в развернутый строй производилось в предвидении столкновения с противником.
При этом корабли стремились выстроить не в один, а в два-три ряда со взаимным смещением на полпозиции. Это делалось для того, чтобы, во-первых, затруднить противнику проведение маневра diekplus (очевидно, что, даже сломав весла какому-либо из кораблей первого ряда и начав описывать циркуляцию, неприятельский корабль неизбежно подставлял борт под таранный удар кораблей второго ряда). И, во-вторых, чтобы воспрепятствовать выходу части вражеских кораблей в тыл своего флота, что грозило созданием локального двух- и даже трехкратного численного перевеса противника в схватках между отдельными кораблями и группами кораблей.
Кроме того историки убеждены, что легкие корабли с одним рядом весел (монеры) при атаке более крупных трирем и пентер не смогут подойти к их бортам для тарана увязнув в лесе весел, а если все-таки проскочат, то не смогут пробить толстые борта гигантов. Это и привело к строительству больших гребных военных кораблей.
А теперь постараемся в этом разобраться.
Начнем с маневра, который в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"), с попытки переломать весла противника. Во-первых, весла тогда были короткими и выступали за борт не более, чем на 3 метра. Корпус кораблей имеет линзовидную форму. Поэтому, чтобы переломать весла необходимо не просто проплыть рядом, а проплыть по дуге. К тому же надо успеть убрать свои весла, но ведь и противник не слепой и уж точно разглядит несущийся на него корабль противника, чай не маленькая рыбка. Кроме того, корабли будет притягивать друг к другу на таком расстоянии и они неминуемо столкнутся (физики как-то могут объяснить этот эффект). Ну и наконец, на каждом корабле должен быть запас весел.
Вывод : этот метод мог быть применим только для галер 16-18 веков, которые имели накладную прямоугольную палубу для гребцов, выносной за ширину борта аутригер ( балка с уключинами) и весла выступающие метров на 10 за аутригер. А против античных гребных кораблей он не эффективен.Теперь обсудим тактическую ситуацию, именовавшуюся periplus ("обход", "обплыв"), когда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. Такой маневр возможен если встретились в море два враждебных корабля и им ничего и никто не мешает, но массовое сражение скорее всего быстро переходило в общую свалку и маневрировать было затруднительно. К тому же для этого маневра необходимо иметь преимущество в скорости, а гребцы смогут работать с максимальной нагрузкой не более 2-3 минут, потом повалятся от усталости. За это время, даже если поверить, что триера развивала на веслах 9 узлов, можно пройти не более 700-800 метров из которых 100-150 м - первоначальное сближение. После корабль будет обездвижен.
Вывод : морской таран в сражении осуществлялся в лобовом столкновении.
Круг - вообще бесполезное построение. Корабли стоят на месте, а без разгона невозможно применить таран, то есть эскадра беззащитна.
Бой монеры против триеры или пентеры. Греки называли монерой гребной корабль с одним рядом весел и различали диаконтор ( 20-весельник), триаконтор (30-весельник) и пентеконтор (50-весельник).Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Сможет ли 3-5 - ярусный корабль веслами остановить монеру? Нет! Во-первых, весла не такие уж прочные, как многие считают, и при гребли столкнувшиеся два весла могут сломаться, а уж при попытке остановить атакующий корабль тем более! При атаке монеры в борт триеры навстречу ей могут быть выставлены весла максимум 3 рядов (9 штук), но и те соскользнут по носу, а если какому-то веслу удастся найти на носу атакующего корабля упор, то оно будет сломано, выбито из уключины...В общем это равносильно попытке остановить катящийся с горы грузовик шваброй.
Сможет ли монера пробить борт триеры (пентеры)? Предлагаю внимательно посмотреть на бронзовый наконечник тарана...Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Доски бортов крепятся друг с другом на деревянных шипах, закрепленных деревянными гвоздями! Большое ли надо усилие, чтобы вонзить три "топора" тарана вдоль волокон сосновых досок борта? Нет! И чем под более острым углом будет удар, тем легче будет расколоть доски вдоль, то есть при лобовом столкновении. При этом удар будет смягчен, и отойти будет проще. При ударе ближе к перпендикуляру расколотые доски гораздо легче проломить, чем целые скрепленные с соседними. Выламыванию расколотых досок обшивки будет способствовать и морская качка. Осмотр найденных наконечников таранов показывает повреждения именно углов горизонтальных "лезвий".Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь Это говорит о более частом нанесении удара углом при остром угле атаки. Может ли монера выдержать лобовую атаку триеры? Если ударится в наконечник тарана - нет. При этом и триера получит повреждения. Но наконечник тарана очень узкий, а монера имеет меньшую инерцию, чем триера - значит более маневренна. В итоге оба корабля друг для друга опасны.
Что мы имеем в конечном итоге?
2 сентября 31 г до н э возле мыса Акций сошлись 260 монер Октавиана- и 280 многоярусных кораблей Антония- и Клеопатры- Птоломеевны. Монеры победили с разгромным счётом. источник публикации по ссылке: Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
imtw.ru
Эпоха средневековья: величайшие морские сражения
23 августа 476 г. н.э. отряды варваров, составлявшие, фактически, всю армию Западной Римской Империи, провозгласили Одоакра своим королем. Он низложил последнего императора Ромула Августула и приказал убить патрициев Ореста и Павла, которые правили государством от его имени. Так пала Западная Римская империя. Историки выделяют это событие, как знаменующее собою конец античности и начало средних веков — исторического периода, который длился примерно тысячу лет и закончился в 1492 г. открытием Америки.Эпоха средневековья: величайшие морские сражения
В течении эпохи средневековья произошло крайне важное изменение в движителях судов. В результате усовершенствования парусов, весло было упразднено как движитель, особенно — на торговых кораблях. Парус сделал возможным большие морские экспедиции, которые привели к географическим открытиям.
Но военные корабли продолжали использовать весла — особенно на Средиземном море, — и величайшие морские сражения все еще велись весельными кораблями и после 1492 г. Период весельных кораблей в военно-морской истории завершился битвой при Лепанто, имевшей место 7 октября 1571 г. Однако даже после этой даты, галеры продолжали входить в военный флот как в средиземноморских странах, так и в северных — например, в Швеции и в России, — и окончательно исчезли только в конце XVHl-начале XIX вв.
Во французском военно-морском флоте последние средиземноморские галеры оставались на службе до самого конца XV111 в. В папском флоте две последние галеры — «Санта Ферма» и «Сайта Лючия» были выведены из строя в 1807 г. В сардинском флоте галера «Санта Тереза» все еще была годной к плаванию в 1812 г., а полугалера «Беатриче» оставалась во флоте до 1820 г.
Как уже говорилось, военные флоты этого периода продолжали оставаться весельными, как и в античную эпоху, и следовательно, методы ведения боя не претерпели сколько-нибудь значительных перемен. В эпоху средневековья, да и в начале нового времени, фактор внезапности не играл роли, и сражение между двумя флотами требовало долгого подготовительного периода, хотя корабли не должны были выгружать снаряжение или опускать мачты. На картинах, изображающих битву при Лепанто и другие баталии этого времени, галеры представлены с мачтами, остающимися на своих местах, но с убранными парусами.
Перемены в приготовлениях к бою стали происходить с середины XV в., когда на галерах были установлены первые огнестрельные орудия. Фактически, вдобавок к убиранию парусов и закреплению рангоутов, появилась тактика «сооружения барьеров», другими словами, поперек корпуса воздвигались укрытия из запасных весел, канатов, тентов и парусов, чтобы защитить экипаж от вражеских ядер и картечи. Солдатам раздавались мечи, щиты и латы, а на бортах укреплялись стойки, служащие опорой для аркебузных стволов. Подготавливались «машины для метания огненных горшков», а также «трубы и другие подобные инструменты». В большинстве случаев снимались оковы, и оружие выдавалось наемным гребцам и даже рабам-христианам, если они сражались против турок, и наконец, «дабы восстановить и подкрепить силу бойцов»... «хлеб, вино, сыр и что-либо еще, что можно было достать за столь короткое время, выкладывались в кормовом и носовом проходах», как сообщает Кон- тарини в своем описании приготовлений к битве при Лепанто («История событий...»).
Между сражением при Лепанто и Саламинской битвой (1571 г. н.э. и 480 г. до н.э.) — пропасть примерно в две тысячи лет, и за это время методы боя на борту корабля остались в основе своей неизменными, несмотря даже на то, что в XVI веке на кораблях имелись немногочисленные орудия. В 1571 г. корабли так же строились полумесяцем, и при Лепанто выполнялись религиозные церемонии, дабы заслужить милость Божию — на этот раз — в виде молитв и благословлений капелланов на каждой галере. Во второй половине XVI века также имеет место и призыв командира к участникам битвы. В данном случае главнокомандующий флота христиан, дон Хуан Австрийский вместе с Маркан- тонио Колонна, командиром папских галер, сели на два быстрых фрегата, чтобы осмотреть линию галер, приветствуя командира каждой галеры поименно и призывая экипажи храбро сражаться. Вернувшись на борт после этих воодушевляющих речей, Дон Хуан выполнил еще один ритуал, пустившись с двумя своими рыцарями в безумный испанский танец, именуемый гальяр- дой. В битве при Лепанто также давался сигнал начинать сражение, но вместо поднятия золотого щита прозвучал пушечный выстрел.
Боевое построение осталось таким же за две тысячи лет: два флота, располагались лицом друг к другу. При Лепанто христианский флот был разделен на левый фланг из пятидесяти пяти галер, центр, или батальон, из шестидесяти двух, а правый фланг — из пятидесяти семи, обращенных лицом к турецким боевым порядкам из пятидесяти пяти, девяноста одной и шестидесяти семи галер соответственно.
Центральная эскадра подчинялась командующему флотом, который поместил свою галеру в самой середине боевого построения. Другие командиры, напротив, поставили свои корабли на двух внешних концах флангов. Позиция кораблей в боевом построении определялась весьма специфической системой, основанной на ранге командиров Например, в боевом порядке сражения при Лепанто, где присутствовали корабли участников альянса, заключенного между Папой, Венецианской республикой, Испанией, Мальтой, Генуей и герцогством Савойским, при позиции, предписанной каждой галере военным советом, состоявшимся в Мессине 10 сентября 1571 г., учитывалась подобная «табель о рангах». Таким образом, при построении кораблей для сражения во внимание принималась не их боевая мощь, а исключительно ранг лица, поднявшего флаг на борту, и положение страны, которую это лицо представляло. Эта идея не была полным анахронизмом, поскольку чем выше был ранг командира, тем крупнее была галера, она имела лучшую оснастку и вооружение и большее число гребцов по сравнению с легкими галерами.
Наиболее важным нововведением при Лепанто, по сравнению с античными военно-морскими построениями, было наличие авангарда, состоявшего из шести галеасов, и арьергарда, или резерва, стоявшего в миле от главных сил и готового их поддержать, где и когда потребуется Задачей галеасов было нарушить линии, наступавших вражеских галер стрельбой из многочислен ных орудий, но их действия оказались неэффективными, поэтому турецкие галеры вступили в схватку с христианскими почти неповрежденными.
Фактически, битва происходила, как и в античные времена: галеры предпринимали лобовую атаку и пытались таранить суда противника, завершая все это абордажем и рукопашной схваткой с применением обычного оружия. Следует отметить, что за флагманскими галерами обычно следовали суда, везущие офицеров и солдат, для участия именно в рукопашном бою. При Лепанто за галерой дона Хуана Австрийского следовали две галеры с четырьмя сотнями солдат и офицеров.
При рассказе о величайших морских сражениях античных времен упоминалось, что одним из видов наступательной тактики было таранить носом планшир вражеского корабля так, чтобы сломались уключины и весла. В XIV и XV вв. целью было попытаться, чтобы небольшое весельное судно, размером с галион, проскользнуло под весла с одной из сторон корабля, тем самым не позволяя работать гребцам и таким образом обездвиживая противника.
Главным боевым маневром по-прежнему оставалось классическое, античное построение полумесяцем, целью которого было попытаться сомкнуть фланги, обойдя ими фланги противника, и окружить его. Конечно, этот маневр не всегда был успешен, по многим причинам, как это произошло в сражении при Лепанто.
Левый фланг христиан, возглавляемый венецианцем Агостино Барбариго, не смог обойти левый фланг турок (мешала близость берега) и поэтому атаковал его с фронта, вынудив пятьдесят турецких галер сесть на прибрежную мель, где их покинул экипаж. Правый фланг христиан, возглавляемый Джанандреа Дориа, стремился окружить левый фланг турок, но ему это не удалось, потому что турки, возглавляемые Али Пашой, совершили контрманевр, рассыпавшись веером влево.
Другим маневром, принятым в морских сражениях, было держать группу кораблей в укрытии за островом или мысом, а затем использовать их для атаки с тыла занятого битвой противника Этот маневр применялся в бою при Мелории между генуэзцами и пизанцами 6 августа 1284 г. и в бою при Курцоле между генуэзцами и венецианцами 8 сентября 1298 г.
Величайшее морское сражение при Лепанто (7 октября 1571 г.). Два противоборствующих флота заметили друг друга на заре и потратили примерно шесть часов на то, чтобы выстроиться в боевой порядок, расположившись лицом к лицу почти по прямой линии. У христианского флота имелся авангард из шести галеасов и арьергард; у турок авангард отсутствовал. Исход битвы решила лобовая атака центра и правого фланга турецкого флота находившимися напротив эскадрами христиан. Левый же фланг турок и правый фланг христиан маневрировали, стремясь окружить друг друга или же избежать окружения. Лишь немногим турецким кораблям удалось спастись, все остальные были потоплены или захвачены.