Мы все прекрасно знаем, что выражение "наставить рога" означает измену супруги. Обманутый муж при этом выступает в роли "рогоносца". Существует несколько объяснений появлению этого фразеологизма.
Первая версия связана с обычаем в древней Германии, по которому жена одевала на голову мужа, собравшегося в поход, шлем с рогами (обязательное снаряжение для воина того времени). Это означало для женщины, что она "снарядила мужа и осталась свободной". Нередко, вернувшись домой, мужья обнаруживали в своих семьях детей, рожденных женой от другого мужчины.
Основанием для второй версии послужил миф Древней Греции об Актионе.
Однажды охотившийся Актион случайно увидел, купающеюся вместе со своими нимфами, богиню охоты Артемиду и вместо того, чтобы уйти, он стал наблюдать за ними. В конце концов, Артемида заметила подглядывающего Актиона и разгневавшись превратила незадачливого охотника в оленя. Пытаясь убежать, Актион был растерзан собственными собаками, не признавшими своего собственного хозяина.
Третья версия появилась благодаря указу немецкого императора в 1427 году, в котором категорически запрещалось нахождение в армии с женой. Считалось, что воинский дух, после ночи с женой, слабеет. Нарушивший указ должен был везде носить, надетые на голову, рога.
Также к появлению этого фразеологизма приложил руку (хотя все-таки не совсем "руку") император Андроник Комнин, правящий Византией в 1183-1185 годах. Надо отметить, что Андроник был прекрасно сложен, имел привлекательную внешность, обладал ловкостью, силой, красноречием, владел разными видами оружия. Но главной отличительной чертой императора была страсть к женщинам и любвеобильность. Любовницами Андроника были женщины разных сословий: от куртизанок до жен аристократов. Его любовные похождения вызывали у граждан только ненависть, ведь в постели могла оказаться любая понравившаяся ему женщина. Характер Андроника был склонен к язвительности, и он считал забавным вешать оленья рога над воротами домов страдающих мужей, не смевших возражать, намекая на распутство их жен. В знак своей милости император иногда позволял обманутым мужьям поохотиться в собственных владениях.
А вот в русский язык выражение "наставить рога" попало, скорее всего, из Франции, монархи которой стали применять практику предоставления права охоты в заповедных угодьях мужьям французских красавиц. К воротам их поместий также прикреплялись оленьи рога. Во Франции "мужа любовницы короля" временной или постоянной называли "рогоносцами". В дальнейшем так стали называть всех мужей, чьи жены изменяли с другими. Именно под таким контекстом значение сова "рогоносец" и закрепилось в нашем языке.
Другие статьи:
o-vsem.ru
Актеон - это... Что такое Актеон?
Актеон
(Actaeon, Άχταίων). Знаменитый охотник, сын Аристея и Автонии. Однажды на охоте он увидел купающуюся Артемиду и ее нимф, за что был превращен богиней в оленя и был растерзан своими 50 псами. По другой легенде, Артемида превратила его в оленя за то, что он хвалился, будто превосходит богиню в искусстве охоты.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АКТЕОН
(Άκταίων), в греческой мифологии сын Автонои (дочери фиванского царя Кадма) и Аристея, внук Аполлона и Кирены. Страстный охотник, обученный этому искусству кентавром Хироном, А. был превращён богиней Артемидой в оленя за то, что увидел её купающейся [варианты: за то, что пытался совершить над ней насилие (Hyg. Fab. 180), похвалялся своим охотничьим превосходством (Eur. Bacch. 337-340)]; после этого он стал добычей своих собственных собак (Apollod. Ill 4, 4; Hyg. Fab. 247). По одному из вариантов мифа, А. превращён Зевсом в оленя в наказание за то, что он сватался к Семеле. а. т.-г. Сцены мифа нашли воплощение в античной пластике (метопы храма Геры в Селинунте, рельефы), вазописи, помпейских фресках; в европейском искусстве - сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), затем в живописи (Л. Кранах, X. Хольбейн, Джорджоне, Тициан, Я. Бассано, Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Доменикино, Рембрандт, Тьеполо, Т. Гейнсборо, Э. Делакруа и др.), в пластике, в основном в рельефах (бронзовые двери собора святого Петра в Риме, скульптор А. Филарете). В числе статуарных произведений - «А.» И. П. Прокофьева.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Актеон
— сын Аристея и Автонои. Внук Кадма.
Охотник, оказавшийся однажды в лесах Киферона, где любила бывать богиня Артемида. Юный Актеон увидел в крутом склоне горы углубление, живописно обросшее плющем, манящее прохладой и тишиной. Когда Актеон углубился в пещеру, он увидел в окружении нимф саму Артемиду, которая собиралась купаться в ручье. Нимфы испугались, что смертный увидит богиню, и закричали. Негодованию самой Артемиды не было предела, и она превратила Актеона в оленя. Собаки Актеона почуяли след животного и бросились за ним. Актеон стал убегать от них, он хотел крикнуть собакам, что он их хозяин, но не мог. Лишь стон вырвался из его груди, когда стая накинулась и начала рвать его тело. Так погиб Актеон, единственный из смертных, видевший небесную красоту Артемиды.
// Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: Актеон и Диана // ТИЦИАН: Диана и Актеон // ТИЦИАН: Смерть Актеона // Н.А. Кун: АКТЕОН
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
АКТЕОН
Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию (1), посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.
Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: "О, горе!" — но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз — но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.
Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: "О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!" — но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, — рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.
(1) Долина в Беотии с одноименным родником, от которого через всю долину протекал ручей.
(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)
Смерть Актеона.
Смерть Актеона.Слева Артемида.Метопа храма Геры в Селинунте. Камень.460450 до н. э.Палермо.Археологический музей.
Актеон.
Актеон.Фрагмент росписи краснофигурного кратера «художника Пана».Около 460 до н. э.Бостон.Музей изящных искусств.
Артемида и Актеон. Фрагмент коптской ткани. Около 4 в. до н.э.
Кратер с изображением Артемиды и Актеона. Около 450 года до н.э.
.
dic.academic.ru
Мифы и легенды древней Греции
Назад к разделу
Актеон
Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую, цветущую долину Гаргафию , посвященную богине Артемиде. Пышно разрослись в долине платаны, мирты и пихты; как темные стрелы высились на ней стройные кипарисы, а зеленая трава пестрела цветами. Прозрачный ручей журчал в долине. Всюду царила тишина, покой и прохлада. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к этому гроту, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде.
Когда Актеон подошел к гроту, туда только что вошла Артемида. Она отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанью. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом, и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, они хотят скрыть ее от взора смертного. Подобно тому как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, в гневе Артемида превратила несчастного Актеона в стройного оленя.
Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» – но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз – но из глаз оленя. Лишь разум человека сохранился у него. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним.
Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» – но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах. Неизбежна гибель, – рвут его тело на части рассвирепевшие псы.
Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Дивного оленя затравили собаки. Не знали товарищи Актеона, кто этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.
Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».
Назад к разделу
world-of-legends.su
7 мифов об античности • Arzamas
Список человеческих заблуждений, с помощью которого можно узнать о важнейших явлениях культуры Древней Греции и в очередной раз убедиться, что эта культура еще интереснее, чем мы думали
Вероятно, самая известная битва в истории Древней Греции — это Битва при Фермопилах, случившаяся в 480 году до нашей эры, когда спартанский царь Леонид и триста его воинов героически отбили атаки огромной армии персов (во главе с Ксерксом) и спасли Грецию от разгрома и порабощения. «300 спартанцев» и «Фермопилы» уже несколько веков выступают символом героического сопротивления превосходящим силам противника — последний раз этот сюжет был разыгран в блокбастере «300» Зака Снайдера (2007 года).
Однако и Геродот, и другой древнегреческий историк, Эфор Кимский, от которых мы получили основные сведения об этом сражении (версия Эфора сохранилась в переложении Диодора Сицилийского), описывали его не совсем так. Во-первых, сражение было проиграно — грекам удалось лишь ненадолго задержать Ксеркса. В 480 году персидский царь и его союзники успели завоевать большую часть Эллады, и лишь спустя месяц, в сентябре 480 года, греки разгромили их при Саламине (на море), а через год — при Платеях (на суше). Во‑вторых, там были не только спартанцы — войска к ущелью послали разные греческие полисы, в том числе Мантинея, Аркадия, Коринф, Феспии и Фокида, и в результате первый натиск врага отражали не триста, а от пяти до семи тысяч воинов. Даже после того, как Эфиальт (гражданин фессалийского города Трахина) показал персам, как окружить греков, и Леонид отпустил большинство воинов по домам, чтобы не обрекать их на неизбежную гибель, общая численность отряда все равно доходила до тысячи человек: гоплиты из беотийских полисов Фивы и Феспии решили остаться, так как персидская армия неизбежно должна была пройти через Беотию (пелопоннесцы — мантинейцы, аркадцы и другие — понадеялись, что Ксеркс не дойдет до их полуострова). Впрочем, возможно, беотийцы действовали не из рациональных соображений, а решили умереть смертью героев, так же как воины Леонида.
Так почему же в народных представлениях сохранилось предание только о 300 спартанцах, хотя античные историки подробно перечисляют всех членов эллинского войска? Наверное, дело в привычке видеть только основных персонажей и забывать второстепенных. Но современные греки решили восстановить справедливость: возле памятника спартанцам (бронзовой статуи Леонида) они в 1997 году поставили монумент в честь 700 феспийцев.
Александрийская библиотека была одной из крупнейших библиотек в истории человечества, в ней хранилось от 50 до 700 тысяч томов. Основали ее египетские правители эллинистической эпохи в III веке до нашей эры. Обычно считается, что библиотеку — символ античной учености — дотла сожгли варвары и ненавистники античной культуры. Это представление отражено, например, в фильме 2009 года «Агора» режиссера Алехандро Аменабара, посвященном судьбе александрийского ученого Гипатии.
На самом деле варвары не имели отношения к гибели библиотеки — и исчезла она не из-за пожара. Некоторые источники (например, Плутарх в «Жизни Цезаря») действительно упоминают о том, что книги пострадали от огня во время осады города Цезарем в 48 году до н. э. — но современные историки склоняются к тому, что тогда сгорели не книги, а папирусы, хранившиеся около порта (на них была записана бухгалтерская отчетность по товарам). Возможно, библиотека пострадала и при конфликте императора Аврелиана с Зенобией — царицей Пальмиры, которая захватила Египет в 269–274 годах. Но прямых свидетельств о каком-либо грандиозном пожаре, полностью уничтожившем библиотеку, не существует.
Скорее всего, Александрийская библиотека исчезла из-за сокращения бюджета, которое продолжалось на протяжении нескольких веков. Сначала внимание Птолемеев (династии, правившей Египтом в эпоху эллинизма) гарантировало сотрудникам библиотеки крупные привилегии, а также давало средства, необходимые для приобретения и переписывания десятков тысяч свитков. Сохранялись эти привилегии и после римского завоевания. Однако в «кризисном» III веке нашей эры император Каракалла ликвидировал стипендии для ученых и запретил иностранцам работать в библиотеке — что во многом превратило книги в мертвый груз, никому не понятный и не интересный. Постепенно библиотека просто перестала существовать — книги были либо уничтожены, либо естественным образом обветшали.
Современную демократию придумали в Афинах
1 / 2
Надгробие. Греция, ориентировочно 100-е годы до н. э.
Женщина, изображенная на рельефе, вероятно, происходит из богатой семьи. Многочисленные элементы на рельефе отражают ее высокий статус, а одежда и прическа девушки слева говорят о том, что она рабыня.
Форма правления, которая существовала в Афинах примерно с 500 по 321 год до нашей эры, считается первой в мире демократической системой — и считается предтечей современного политического устройства стран Запада. Однако афинская демократия имеет мало общего с нынешней. Она была не представительной (где право граждан на принятие политических решений реализуется через избранных ими депутатов), а прямой: все граждане были обязаны регулярно участвовать в работе Народного собрания — высшего органа власти. Кроме того, Афины были очень далеки от идеала участия в политике всего «народа». Рабы, метеки (иноземцы и рабы, получившие свободу) и женщины, составлявшие большую часть населения, не имели прав граждан и не могли участвовать в управлении государством. По некоторым подсчетам, рабов в Афинах демократической эпохи было втрое больше, чем свободных. Фактически устраненными от политического процесса часто оказывались и бедные граждане: они не могли позволить себе потратить целый день на заседания в Народном собрании (хотя бывали периоды, когда гражданам Афин за это платили).
Слово «демократия» (как и многие другие понятия) получило новое значение в конце XVIII века, когда во Франции возникла идея представительной демократии (народ осуществляет свою власть через выбранных им представителей). Параллельно шла борьба за расширение избирательных прав, и сегодня большинство ограничений избирательных прав считаются антидемократическими.
Среди греков были распространены сказания об амазонках — воинственном народе, состоящем из одних только женщин, стреляющих из лука и даже отрубающих одну грудь, чтобы легче было с ним управляться. Амазонки встречались с мужчинами соседних племен только для зачатия детей, причем мальчиков они возвращали или убивали.
Раньше историки считали амазонок вымышленными существами — тем более что греческие авторы помещали их в разные удаленные регионы обитаемого мира (то в Скифию, то в Анатолию, то в Ливию). Это ставило амазонок в один ряд с чудовищами и диковинными существами далеких стран, по тем или иным признакам отличающихся от «нормального» общества.
Однако, раскапывая скифские курганы причерноморских степей, археологи обнаружили захоронения женщин-воинов, в могилу которым клали лук и стрелы. Скорее всего, женщины, стреляющие из лука и скачущие на лошади наравне с мужьями, настолько сильно не вписывались в картину мира греков, что те выделили их в отдельный народ. Скифские женщины действительно могли постоять за себя — им это было необходимо, когда мужчины откочевывали на большое расстояние, — и, возможно, начинали сражение, обстреливая противника с безопасного расстояния. Но они вряд ли убивали своих сыновей, избегали мужчин и уж точно не отрезали себе грудь — военные историки уверены, что для меткой стрельбы это совершенно не нужно.
Античное искусство — это белый камень
Скульптура Сфинкса 570–560 годов до н. э. и реконструкция его первоначального облика Marcus Cyron / Wikimedia Commons
Мы представляем себе Парфенон и античные статуи белыми. Такими они сохранились до наших дней, поскольку были сделаны из белого мрамора.
Однако реальные статуи и общественные здания были выполнены в цвете — просто со временем краска облупилась. Дело в том, что пигменты, использовавшиеся в этих красках, были минеральными (киноварь, красная охра, медная лазурь, медная зелень, желтая охра и другие), а носитель, который «приклеивал» краску к поверхности, органическим. Органика со временем разрушается бактериями, поэтому краски легко осыпались.
Как изначально выглядели античные статуи, можно было узнать на передвижной выставке «Разноцветные боги: раскрашенные скульптуры классической античности» («Gods In Colour: Painted Sculpture in Classical Antiquity»), которую сделали в 2007 году американские и немецкие ученые. Помимо того, что статуи были цветными, оказалось, что у многих из них были бронзовые вставки, а у глаз — выпуклые зрачки из черного камня.
Спартанцы сбрасывали детей в пропасть
Юные спартанцы. Картина Эдгара Дега. Около 1860 года Wikimedia Commons
Одно из самых известных преданий о Спарте гласит: когда в спартанской семье рождался мальчик, его относили на край пропасти Апофеты (на склонах горы Тайгет). Там старейшины внимательно осматривали его и, если мальчик был больной и слабый, сбрасывали в пропасть. Эту историю мы знаем из «Жизнеописания Ликурга» Плутарха, она красочна и до сих пор очень популярна — например, она обыгрывается в фильме-пародии 2008 года «Знакомство со спартанцами».
Недавно греческие археологи доказали, что это миф. Они проанализировали кости, извлеченные из ущелья Апофеты, и выяснили, что останки принадлежат только взрослым — конкретно сорока шести мужчинам в возрасте от 18 до 55 лет. Это согласуется и с другими античными источниками: они говорят о том, что в ущелье спартанцы бросали предателей, пленников и преступников, а вовсе не детей.
Ящик Пандоры
Пандора. Картина Данте Габриэля Россетти. 1871 год Wikimedia Commons
Миф о ящике Пандоры известен нам в пересказе Гесиода, из поэмы «Труды и дни». В греческой мифологии Пандора — первая женщина на земле, которую Гефест вылепил из глины, чтобы она принесла людям несчастья. Сделал он это по просьбе Зевса — который хотел руками Пандоры наказать людей за то, что Прометей похитил для них огонь у богов.
Пандора стала женой младшего брата Прометея. Однажды она узнала, что в их доме есть нечто, что нельзя открывать. Любопытная Пандора открыла это, и по миру разлетелись многочисленные беды и несчастья. Пандора в ужасе попыталась закрыть опасную емкость, но было поздно — зло уже просочилось в мир; на дне осталась только надежда, которой люди таким образом были лишены.
В русском языке название предмета, из которого вылетели все несчастья, стало устойчивым выражением — о человеке, который совершил нечто непоправимое, с масштабными негативными последствиями, говорят: «Он открыл ящик Пандоры».
Однако у Гесиода речь идет не о ящике и не о ларце, а о пифосе, сосуде для хранения продуктов, который может быть очень большим — даже ростом с человека. В отличие от «глиняной» Пандоры, хранилище бед было сделано из прочного металла — Гесиод называет его неразрушимым.
Откуда же взялся ящик? Скорее всего, виноват гуманист Эразм Роттердамский, который в XVI веке переводил Гесиода на латынь. «Пифос» он принял за «пиксис» (по-гречески — «ящик»), возможно, вспомнив не ко времени миф о Психее, которая принесла из подземного царства ящик с благовониями. Потом эту ошибку перевода закрепили известные художники XVIII–XIX веков (например, Данте Габриэль Россетти), изображавшие Пандору именно с ящиком.
arzamas.academy
Мифы и легенды Древней Греции
Орион был сыном Посейдона и Эвриалы (одной из трёх сестёр Горгон).
Родился он в греческой провинции Бейотии, и был великим охотником, красавцем и силачом. В один весенний день он оправился на остров Хиос. В то время там правил король Ойнопион. У него была прекрасная дочь, которую звали Меропа. Орион безумно влюбился в неё и попросил её руки у Ойнопиона.
Королю не понравилась мысль о разлуке с дочерью, и он дал Ориону невыполнимое задание: избавить остров от населявших его диких зверей, надеясь на то, что Орион погибнет. Он сказал Ориону, что он разрешит свадьбу, как только работа будет выполнена. Орион проявил всё своё мастерство и задание жестокого отца было выполнено.
Он пришёл заявить свои права на Меропу, но король Ойнопион отказался отпускать свою дочь и заявил, что работа не была выполнена полностью. Орион понял, что Ойнопион просто не хочет отдавать ему свою дочь, и, в приступе ярости, взял Меропу силой. На следующее утро Меропа сказала отцу, что Орион изнасиловал её. Король очень разозлился, но, с другой стороны, был рад такому хорошему предлогу избавиться от Ориона. Следующей ночью Ойнопион, ослепил Ориона и выбросил на морской берег.
Оракул сообщил Ориону, что он прозреет, если пойдет но восток и даст лучам восходящего солнца коснуться его глаз. Ослеплённый охотник дошёл до Лимноса, и там он вернул себе зрение.
Эос, богиня утренней зари, увидела Ориона, когда тот покидал Хиос, и влюбилась в него. Орион провёл некоторое время с Эос, затем он решил вернуться на Хиос, чтобы отомстить Ойнопиону. Когда король узнал, что Орион вернулся, он немедленно скрылся в тайной пещере. Орион долго искал короля, но так и не нашёл.
Помешавшись на мести, Орион поехал на Крит в поисках Ойнопиона, но его нигде не было. Там он встретил прекрасную Артемиду - такую же прекрасную охотницу, как и он сам. Она решила, что Орион - тот, кого она ждала всю жизнь. Чувства были взаимными. Орион влюбился так сильно, что забросил свои мысли о мести.
Орион хвастался, что он величайший охотник во вселенной. Когда жена Зевса, Гера, услышала его заявления, она разозлилась и послала ядовитого скорпиона убить Ориона. Скорпион подкрался к Ориону и ужалил его, отчего тот и умер.
Артемида ужаснулась случившемуся. В глубочайшем горе, она отнесла тело Ориона своему племяннику Асклепию, умоляя его оживить Ориона, но прежде чем Асклепий успел что-нибудь сделать, Зевс уничтожил тело Ориона молнией. Артемида смирилась наконец с его смертью, и отправила своего любимого на небеса.
Гера же поместила своего скорпиона на противоположную сторону неба. Даже теперь Орион пытается скрыться от скорпиона до самого своего заката. Скорпион восходит на востоке, когда несколько звёзд Ориона ещё виднеются над западным горизонтом.
www.ancientmyth.ru
Упс. Страница не найдена ;(
15.07.2018 20:00
С 13 по 15 июля в рамках II фестиваля «Оперетта-парк», под открытым небом, в живописных декорациях Г...
купить билет Подробнее
14.09.2018 19:00
«Саломея» - одно из самых любимых и чувственных произведений Виктюка. Спектакль соткан из двойственн...
купить билет Подробнее
15.09.2018 19:00
Когда-то Роман Виктюк обещал Рудольфу Нурееву поставить о нем спектакль. Обещание режиссер выполнил,...
купить билет Подробнее
16.09.2018 19:30
Спектакль «Царь Piotr» для взрослых это целительное путешествие по недрам собственной души, для подр...
купить билет Подробнее
22.09.2018 19:00
Спектакль по мотивам пьесы Л.Голдмена «Лев зимой». Это одно из гениальных произведений, которое ХХ в...
купить билет Подробнее
23.09.2018 19:00
Спектакль по мотивам пьесы Л.Голдмена «Лев зимой». Это одно из гениальных произведений, которое ХХ в...
купить билет Подробнее
29.09.2018 19:00
Московский театр «Ленком» представляет спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» по культовому роману...
купить билет Подробнее
02.10.2018 19:00
«Опера нищего», написанная в 1727 году, — небывало резкая для своего времени сатира. Драматург Джон...
купить билет Подробнее
03.10.2018 19:00
«Опера нищего», написанная в 1727 году, — небывало резкая для своего времени сатира. Драматург Джон...
купить билет Подробнее
12.10.2018 19:00
В рамках программы международного сотрудничества Большой драматический театр представляет гастроли С...
купить билет Подробнее
25.10.2018 19:00
Москва. Начало семидесятых девятнадцатого века – время реформ и перемен. Меняется расстановка сил в...
купить билет Подробнее
26.10.2018 19:00
И вновь после спектакля «Изгнание» на сцене Театра Маяковского действие разворачивается в Лондоне. Н...
купить билет Подробнее
03.11.2018 12:00
Приглашаем вас вместе с героями знаменитого романа Роберта Льюиса Стивенсона отправиться навстречу п...
купить билет Подробнее
04.11.2018 12:00
Приглашаем вас вместе с героями знаменитого романа Роберта Льюиса Стивенсона отправиться навстречу п...
купить билет Подробнее
05.11.2018 19:00
Образ знаменитого римского императора Гая Цезаря по прозвищу Калигула до сих пор продолжает жить, пе...
купить билет Подробнее
09.11.2018 19:00
Это история, решенная в жанре «драмеди», когда действие перетекает из комедии в драму и из драмы в...
купить билет Подробнее
09.11.2018 19:00
Это история, решенная в жанре «драмеди», когда действие перетекает из комедии в драму и из драмы в...
купить билет Подробнее
10.11.2018 19:00
Это история, решенная в жанре «драмеди», когда действие перетекает из комедии в драму и из драмы в...
купить билет Подробнее
10.11.2018 19:00
Это история, решенная в жанре «драмеди», когда действие перетекает из комедии в драму и из драмы в...
купить билет Подробнее
16.12.2018 11:00
В канун новогодних праздников «Московский театр кошек Куклачёва» представляет премьеру спектакля «Но...
купить билет Подробнее
16.12.2018 14:00
В канун новогодних праздников «Московский театр кошек Куклачёва» представляет премьеру спектакля «Но...
купить билет Подробнее
14.02.2019 19:00
Театр Алексея Рыбникова представляет: Гала рок-опера «Юнона и Авось» - История Вечной Любви.
купить билет Подробнее
www.bileter.ru
Боевые искусства. - Панкратион. Древняя Греция. -
ПАНКРАТИОН (греч. παγκράτιον) — древнегреческий рукопашный бой, в котором динамично сочетались удары при помощи рук, ног и техника борьбы, в том виде в котором она сложилась на тот момент. Слово панкратион состоит из двух греческих слов: таких как пан и кратос, что означает в примерном переводе - «всей силой».
Считается, что этот вид состязаний был введен в состав Олимпийских игр в честь национального героя Греции, мифического основателя игр Геракла, один из двенадцати подвигов которого состоял в том что он смог одолеть Немейского льва, только задушив его, так как его шкура была неуязвима для любого оружия.
Римская копия со скульптуры Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского. Геракл сражается с Нимейским львом. Лев, правда, что и говорить, мелковат!
В программе древнегреческих олимпийских игр этот своеобразный и по своему эффективный вид единоборств появился значительно позже чем борьба и кулачный бой (считается, что он был включен в состав игр только на 33 античной олимпиаде в 648 году до нашей эры). Данное обстоятельство позволяет отдельным исследователям предполагать, что толчком его возникновению стали слишком частые нарушения правил в соревнованиях как по борьбе так и по кулачному бою, что в итоге и привело к созданию единоборства практически с полным отсутствием ограничений и каких либо то правил. Действительно, главной отличительной чертой панкратиона было то обстоятельство, что в нем практически отсутствовали каккие бы то ни было ограничения. Достоверно известно, что спортсменам запрещено было лишь кусать и царапать друг друга. Судья, конечно же, на состязаниях присутствовал обязательно. Главная задача его как арбитра была в том, чтобы не мешая соперникам, тем не менее не допустить на соревнованиях смертельного исхода или тяжелого увечья. Что впрочем случалось не всегда. К примеру знаменитый атлет - Арихион из Фигалеи, как свидетельствуют исторические источники, был задушен на 54-й Олимпиаде во время поединка и скончался, выигрывая состязание на Олимпиаде в панкратион в очередной, уже третий по счету раз. Однако даже мёртвым он был признан победителем, так как его соперник, не догадываясь о его смерти, признал своё поражение, не в состояниих стерпеть боль от сломанного Арихионом во время борьбы большого пальца на ноге. Тело погибшего Арихиона увенчали лавровым венком под аплодисменты зрителей.
Для того, чтобы вовремя остудить пыл вошедших в раж бойцов арбитр был вооружен палкой, которую не задумываясь пускал в ход.
Если судья вовремя не остановил поединок, то разорвать противнику рот или выдавить глазки - обычное дело! Зрители довольны! Палка в руках судьи больше напоминает прутик!
На одной из древних греческих ваз изображены бойцы, один из которых пытается выдавить пальцами рук глаза противника (это было то немногое, что запрещено правилами), другой же старается разорвать сопернику рот, а рядом с ними судья, который уже изготовился ударами палки урезонить противников. Одно из отличий панкратиона от борьбы состояло в том, что наряду с борьбой в стойке активно применялись приемы борьбы на земле после падения одного или обоих соперников. Борьба на земле заканчивалась не по причине какого-то заранее оговоренного правила проведения поединка, как, к примеру, после троекратного броска с касанием земли одним из борцов любой частью своего тела кроме ступней ног в античной борьбе, а прекращалась только по причине отказа одного из противников от продолжения поединка. Оновная задача схватки была в том, что бы достичь такой ситуации, (травма, болевой прием или удушение) когда соперник физически не смог бы продолжать бой. Сигналом к капитуляции обычно являлся поднятый вверх большой палец руки или же похлопывание соперника по телу. Для достижения этого разрешались удары кулаком или открытой ладонью (без защитных ремней и перчаток, что несомненно облегчало возможность произвести захват) по всем участкам тела, рук и ног, а также широко практиковались удары ногой, ступней, коленями, приемы удушения, выкручивание суставов.
Удар ногой в панкратионе хоть и не был решающим для достижения победы, но был важной составляющей в арсенале приемов.
Удары открытой ладонью в панкратионе часто были предназначены для того чтобы создать ситуацию облегчающую проведение определенного приема из арсенала борца. Следует учесть и тот факт, что удары кулаком в панкратионе не были такими же сильными и эффективными, как это было в сушествуюшем в то время кулачном бою, особенно это касается тех случаев, когда их целью была голова. Повреждения рук, вследствие удара, особенно суставов пальцев вполне предсказуемые в этом случае, могли привести к прекращению поединка, ровно так же как и в соревнованиях по кулачному бою, если бы руки бойцов там не были бы защищены ремнями. Известно что порой бой заканчивался из-за того, что один из бойцов поочередно ломал противнику пальцы рук. Такое окончание поединка не запрещалось, а напротив, приветствовалось судьями и зрителями. Так ещё один известный античный чемпион - Сострат из Сикиона имел прозвище Пальчик, так как был победителем трех Олимпиадах (начиная со 104-й), и его коронным приемом было захватить и сломать фаланги пальцев в суставах противнику. А вот в защите удар кулаком, скорее всего, имел гораздо большее применение чем в атаке, даже в тех случаях когда спортсмен мог получить серьезную травму руки. В безвыходных ситуациях, когда атлет "попадал" на удушающий или болевой прием, в панкратионе удар кулаком по болевым точкам (например, в нос, висок или подбородок) мог быть одной из последних возможностей уйти от неизбежного поражения. Когда острая необходимость заставляет спортсмена при помощи удара кулаком или ладонью избавить себя от нестерпимой боли в максимально выкрученном суставе, он обязательно сделает попытку нанести такой удар, даже если он рискует заплатить за это серьезной травмой руки. Точно такая же ситуация возникает и при проведении приема на удушение, когда у спортсмена возникает страх смерти от удушья, он даже не думает о возможных повреждениях рук.
Что и говорить, в таком положении нанести ответный удар хоть открытой ладонью, хоть кулаком очень уж затруднительно! Приемы панкратиона были действительно эффективны.
Древнегреческая скульптура.
Одним из основных и эффективных приемов греко-римской борьбы являлся захват снизу. Однако правила Панкратиона (или скорее полное отсутствие правил) значительно усложняли возможность проведения этого приема. Если бы боец с помощью такого захвата предпринял попытку приподнять соперника, то результатом этого мог стать упреждающий, мощный удар кулака в открытое лицо нападающего (удары ведь были разрешены), обе руки которого использовались в захвате, что не только могло свести на нет все его усилия, но и, нанести ему серьезное повреждение, осложнить его дальнейшие атакующие действия или даже поставить под вопрос возможность продолжения поединка. И хотя конечно, эти удары были несравнимы по своей силе с ударами бойцов кулачного боя (так как поднятый в захвате атлет не имел точки опоры и вкладывал в удары всего лишь силу рук и плечевого пояса, тем не менее их силы было достаточно, для тогочтобы ввести соперника в такое состояние, в котором он практически наверняка ослабил бы хватку и рисковал при этом попасть в опасное для него положение. Проведение броска в панкратионе так же имело свои сложности. Предшествующий броску наклон головы для защиты от возможного захвата за шею достаточно легко было остановить предупредительными ударами рук. Даже если кому то из борцов удавалось произвести захват соперника для броска, его противник всегда имел достаточно возможностей для нанесения ударов ногами в голову и лицо нападающего, и тем самым заставить его отказаться от проведения приема. Если непадающему все же удавалось провести результативный бросок противника на землю, то для упавшего, в соответствии с правилами панкратиона, данное падение не означало проигрыша боя, как это был в греко-римской борьбе, а напротив, это был просто переход к наиболее зрелищному и результативному этапу поединка, борьбе в партере. Итак, чем же все-таки отличалась борьба в панкратионе от древнегреческой борьбы когда оба соперника были в вертикальной стойке? Опасность, с которой была сопряжена для панкратиаста попытка захвата соперника двумя руками, требовала от него прежде всего предотвратить угрозу ударов руками, в том числе и кулаком по голове и другим болезненным частям тела. То есть спортсмену необходимо было предпринять все возможные действия для того чтобы обезвредить руки соперника. Это можно было сделать, захватив противника за руки и этим самым хоть как то обезопасить себя от его возможных ударов и приемов. Гораздо чаще случалось, что бойцу удавалось схватить всго лишь только одну руку противника. Вероятнее всего делалось это обеими руками. Потом, для того чтобы избежать ответного удара кулаком, избежать которого в таком положении было гораздо сложнее, чем в обычном кулачном бое, он должен был очень быстро, практически мгновенно перевести соперника в такое положение, чтобы тот не имел возможности ударами рук сорвать проведение приема. Этого можно было добиться, к примеру, если резким движением завести захваченную руку в такое противоестественное положение, при котором противник предпочел бы сдаться, чем терпеть сильную боль (к примеру, завернуть его руку за спину, продолжая загибать ее вверх - например, по направлению к затылку). Если противник оказывается, вследствие болевого приема, наклоненным вперед или же стоящим на коленях — тогда практически ему ничего другого и не остается.
Когда противник надежно обездвижен болевым приемом, пара ударов по голове будут не лишними! Поражение нужно признавать вовремя!
Однако если же он очень терпелив и не хочет признаватьть поражение — в таком случае у нападающего имеется неплохая возможность удерживать соперника в этом неудобном положении одной только рукой, другую же использовать для проведения другого приема, например слегка придушить соперника. Данная ситуация представляет собой, одну из немногих в панкратионе возможностей победить уже в самом начале: во время борьбы в стойке.
Победить в самом начале поединка, когда соперники еще на ногах, было вполне возможно, но скорее всего это было возможно лишь в том случае, если один из соперников имел подавляющее преимущество в силе, массе (деления по весовым категориям не было) или мастерстве.
Такое развитие событий все же представляется очень даже маловероятным, по всей видимости гораздо чаще поединок все таки завершался в партере. Борьба на земле обычно означала падение обоих панкратиатистов, причем, очень важно, что в панкратионе абсолютно не имело никакого значения, действие которого из атлетов привело к падению. В этом и было одно из знаковых отличий панкратиона от греко-римской борьбы. Обоюдное падение в этом поединке еще ничего не значит. Поэтому если считать, что приемы, которые приводили к нему в панкратионе достаточно маловероятными, то, скорее всего, совсем по другой причине. Бросок всегда предполагает захват определенным образом тела противника, причем в греко-римской борьбе нападающий не опасается в ответ получить удар, так как удары прямо запрещены правилами. Напротив, в панкратионе такой захват легко предупредить, нанеся действенный удар кулаком. Значит есть все основания предположить, что в панкратионе броски, также как и захваты снизу, были скорее маловероятны и, к тому же, очень даже небезопасны, поскольку противодействие им было чересчур эффективным. У панкратиаста, сватившего соперника, неважно, за руку или только за его кисть, в случае, если соперник был достаточно силен, а собственных сил не хватало, для того что бы прибегнуть к выкручиванию суставов, была в арсенале только небольшая группа приемов-бросков, из которых по видимому, основным был бросок через плечо. Провести его было возможно, надежно ухватив соперника за руку. Такими эффектными бросками через плечо скорее всего и производился переход от борьбы в вертикальной стойке к борьбе лежа - в партере. Просматривая изображения данного приема на античных вазах, можно лишь предполагать, изображен ли здесь эпизод соревнования в панкратиона или же это один из приемов греко-римской борьбы, и чаще всего правильный и однозначный ответ на этот вопрос мы не узнаем никогда. Помочь может разве что изображение быстроты и динамики, с которой производился бросок, если только эта быстрота и стремительность явно отражена на рисунке благодаря мастерству художника. Конечно, борьба в вертикальной стойке в панкратионе не была ограничена только лишь этими двумя описанными примерами (выкручивание суставов рук и всем известный бросок через плечо). Древнегреческие рисунки и немногие сохранившиеся скульптуры на примере которых показаны другие приемы из панкратиона (например, захват руки или части тела противоборствующего атлета с одновременным ударом кулаком), рассказывают о том, что спортсмены имели для нападения и другие возможности. Вместе с тем, то что изображено, является, скорее всего промежуточными этапами борьбы, отвлекающими маневрами, финтами или просто попытками уйти от приемов соперника. По своему внешнему облику, согласно сохранившимся рисункам, атлета-панкратиаста по физическому сложению можно поставить посередине, между античным кулачным бойцом и классическим греческим борцом.Некоторые исследователи считают что он был несколько тяжелее кулачного бойца, но, в то же время, не отличался его замечательной гибкостью и быстротой. Однако он не был похож и на классического борца: со значительно меньшим весом, более мягким рельефом мышц и, вместе с тем, более высокой подвижностью, быстротой и ловкостью. Свободный и открытый стиль боя панкратиастов, предпочтение толчкам и броскам, чем захватам, и зачастую абсолютно непредсказуемые варианты перехода к борьбе в партере, реагировать на которые спортсмен мог только чрезвычайно быстрыми и ловкими движениями тела, — это те моменты, которые должны были сделать внешний вид панкратиаста значительно более изящным и грациозным, нежели фигура классического борца, телосложение которого должно было бы воплощать в себе большую массу и физическую мощь. От кулачного бойца мастер панкратиона вероятнее всего отличался гораздо большей подвижностью бедер, это было необходимо для проведения бросков как при борьбе в стойке, так и специфическими особенностями борьбы на земле, в партере. Тем не менее общепринятые мнения имеют и свои исключения. Известно что в соревнованиях по панкратиону успешно выступали как мастера кулачного боя, так и мастера борьбы, притом побеждали в соревнованиях и те и другие. Подробное рассмотрение отличительных особенностей панкратиона как боевого искусства, обусловлено тем аспектом, что данный вид единоборства однозначно можно отнести, наряду с борьбой и кулачным боем, одному из первых достоверно известному и по-настоящему эффективному боевому единоборству, а также ещё и тем обстоятельством, что боевые искусства многих народов Европы (и не только Европы, то же самое можно отнести и к народам Индии и Ирана) являются его производными и многое почерпнули из его технического арсенала. По одной из версий, которая представляется вполне возможной, во время Индийского похода, воины Александра Македонского познакомили с приемами панкратиона жителей Индии. И уже оттуда, возможно, берут свои истоки и китайское ушу и японское каратэ.