Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали «квадратным Римом».
Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил связку прутьев с воткнутойв середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.
Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената — патрициями, в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего. Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот «подозрительный сброд». Но хитроумный Ромул решил настоять на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона. Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, должен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.
Они двинулись под предводительством Тита Тация, но путь им преградили укрепления на Капитолийском холме, где размещался караул, выставленный римлянами. Сабинянам удалось взять его лишь путем подкупа дочери начальника караула — Тарпеи. У сабинян был обычай носить на левой руке тяжелые золотые запястья. Тарпея, прельстившись драгоценными украшениями, согласилась открыть ночью ворота, потребовав взамен у Тация то, что его воины носят на левой руке. Та-ций согласился, но, презирая предательство, велел своим воинам последовать его примеру — он бросил в Тарпею не только золотой браслет, но и тяжелый щит, надетый на его левую руку. Таким образом предательницу засыпали золотыми украшениями и задавили тяжелыми щитами. Тарпея была погребена на одной из скал Капитолийского холма, которая получила название Тарпейской и стала потом местом казни — с нее сбрасывали приговоренных к смерти преступников.
После того как сабиняне овладели укреплением, Ромул вне себя от ярости стал вызывать Тита Тация на бой. Закипела ожесточенная битва, схватка непрерывно следовала за схваткой. Ромул был ранен камнем в голову и едва не рухнул на землю, не находя в себе сил продолжать сражение. Римляне дрогнули и бросились бежать к Палатинскому холму. Напрасно Ромул, собрав последние силы, бросился наперерез бегущим воинам, пытаясь обратить их лицом к врагу. В отчаянии он простер руки к небу и громовым голосом стал взывать к Юпитеру, моля его вернуть римлянам мужество и спасти Рим от гибели. Юпитер вселил стыд перед царем и отвагу в сердца отступающих воинов. Они остановились, сомкнули ряды и вновь отбросили сабинян.
В это время произошло нечто неожиданное как для римлян, так и для их врагов. Словно вдохновленные божеством, с мольбами, слезами, воплями, прижимая к груди младенцев, скользя в крови поверженных воинов, с холмов ринулись сабинянки, похищенные римлянами. Они бросились между сражающимися, умоляя их, отцов своих детей, пощадить малолетних младенцев, которые неизбежно осиротеют, если битва, столь жестокая, будет продолжаться. Одна из сабинянок, Герсилия, была особенно красноречива в своих мольбах и упреках. Остальные женщины, взволнованные, плачущие, прекрасные в своем негодовании и отчаянии, смело преграждали путь сражающимся, и им удалось остановить кровопролитие. Римляне и сабиняне заключили мир. Было принято решение о совместном правлении, войсками стали командовать Ромул и Тит Таций. Сабиняне переселились в Рим. Таким образом удвоилось число жителей города, патрициев и воинов в легионах. Женщины стали пользоваться особым уважением — им уступали дорогу, никто не смел в их присутствии говорить непристойности, привлекать их к суду по обвинению в убийстве. Дети их имели право носить на шее украшение-буллу. В честь женщин, столь героически положивших конец войне, был устроен особый праздник — матроналии.
Оба царя, и Ромул и Тит Таций, почитали друг друга и правили в полном согласии. За время их совместного правления Рим значительно разросся, одержав большое количество славных побед над соседними племенами. Ромул, проявивший себя как выдающийся военачальник, занятые им города не разрушал, а превращал их в римские поселения, отправляя туда на жительство своих подданных. После смерти Тита Тация Ромул стал управлять Римом единолично. Однако всевозраставшее могущество Ромула сделало его гордыню непереносимой не только для народа, но и для сенаторов, с мнением которых Ромул перестал считаться.
audiobaby.net
3. СЕМЬ РИМСКИХ ЦАРЕЙ
ратный Рим» (Roma Quadrata) - огороженное место, служившее для защиты от нападений зверей и неспокойных соседей. Это место впослед ствии почиталось священным, и там хранились предметы, которые свя зывались традицией с основанием Рима. Но, видимо, уже с IX в. соседние холмы Эсквилин, Квиринал и Виминал занимают другие поселенцы, ко торые зарывают своих умерших в землю. Этих поселенцев современные ученые считают сабинянами, которые часто упоминаются в рассказах о ранних веках римской истории.По-видимому,вУIII в. до н.Э. происходит объединение деревень, расположенных на различных холмах Палатина и Эсквилина, и этот союз носит название Sерtimопtium (Семихолмье). Впоследствии в объединение входят и поселения на других холмах, в ча стности сабинский поселок на Квиринале. На Капитолии же создается цитадель, являющаяся и крепостью и средоточием святынь молодого го рода.
Постепенно Рим включает в себя другие холмы, кроме Авентина, присоединенного только в IV в. до н. э. Осушается заболоченный прежде Форум; город окружается стенами. Граница его носила название pomerium. Само слово «Рим» (Roma) этрусского происхождения. Неко торые исследователи связывают его с родовым этрусским именем *гиmа. Таким образом, Рим возникает из слияния латинских общин с сабински ми. Вместе с тем с ранних пор в жизни города принимают участие и этру ски, распространившие на Рим сначала культурное, а потом и политиче ское влияние.
Такой представляется история возникновенияРима на основании ар хеологических данных и некоторых общих соображений, высказанных на базе критики литературной традиции.
Наши литературные источники содержат довольно подробное, но малодостоверноеизложение римскойистории в первый ее период, кото рый называется царским.
Традиция рассказывает о семи римских царях. Первому царю, Рому лу, приписывается учреждение исконных римских институтов: он разде лил граждан на патрициев и плебеев, создал курии, учредил сенат, орга низовал войско.
В рассказах о Ромуле часто упоминаются сабиняне. Вскоре после основания города ;
рассказывает традиция, римляне, у которых не было жен, пригласили на зрелище сосе
дей-сабинян.Во время празднества они похитили их дочерей. Возмущенные сабиняне по
шли на римлян войной, но дочери-пленницыпримирили их со своими мужьями. После этого
два государства - римское и сабинское - сливаются в одно, и Ромул правит вместе с са'
бинским царем Титом Тацием до самой смерти последнего. Ромул ведет удачные войны с со-
седними городами. Относительно смерти его приводятся две версии: по одной, он был взят живым на небо, по другой - убит патрициями.
Преемник Ромула сабинянин Нума Помпилий, по данным традиции, ведет мирную по литику. Ему приписывалось учреждение различных культов, создание жреческих коллегий, а также коллегий ремесленников. Третий римский царь, Тулл Гостилий, присоединяет к РимуАльбу-Лонгу;жители этого города получают римское гражданство. С борьбой противАльбы-Лонгисвязана легенда о Горациях и Куриациях. Горации былибратья-близнецыримляне, Куриации - такжебратья-близнецыальбанцы. Альбанский вождь и Тулл Гости
JIИЙ договорились, что поединок мещду отдельными воинами должен решить исход борьбы. Со стороны римлян вызывались бороться Горации, со стороны альбанцев - Куриации. Два римлянина ранили трех Куриациев, но сами были убиты. Третьему Горацию удалось одолеть всех соперников; торжествующий, он шел впереди войска и нес доспехи убитых противников. Но сестра его, просватанная за одного из Куриациев, в знак печали распусти JJa волосы и призывала своего жениха. Разгневанный Гораций убил ее. За это он был при влечен к суду, и его ожндала казнь. Тогда отец Горация обратился к народу, и народ освобо дил его.
После Тулла Гостилия правил Анк Марций, который нанес поражение латинам, по строил мост через реку Тибр и основал в устье Тибра гавань Остию. После него царем сде лался переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний. Он воздвиг цирк, при нем был за ложен Капитолийский храм, проведена клоака. Ему пришлось вести войны с латинами и эт русками. Тарквинию Древнему наследовал его воспитанник, сын рабыни Сервий Туллий, с
именем которого связана реформа гражданства, победа над городом Вейями, сооружение храма Дианы. В одном памятнике (речь императора Клавдия) Сервий Туллий отождествля ется с этруском МастарноЙ. Сервий Туллий был убит своим зятем Тарквинием Гордым, му жем дочери Туллии.
Последним римским царем считается Тарквuнuй Гордый. Традиция рисует его тираном, жестоко расправлявшимся со своими подданными и тем вызывавшим всеобщее недовольство. Сын его обесчестил жену сво его родственника Тарквиния Коллатина - Лукрецию. Последняя рас сказала об этом своему мужу и покончила самоубийством. Бесчинства Тарквиния и смерть Лукреции вызвали восстание, закончившееся изгна нием Тарквиния и падением в Риме царской власти.
Существуют более или менее правдоподобные объяснения различных моментов рим ской традиции о царском периоде. Некоторые имена царей носят этиологический харак тер. Ромул был эпонимом города Рима (этрусское *гuma, латинское Roma, отсюда Romulus). Первоначальное имя эпонима города было Ром (Rhomos). Потом наряду с ним появляется Ромул (Romulus). Из двух этих имен создается легенда о двух братьях - Рому ле и Реме. Имя Нумы Помпилия связывается с терминомnитеn (божество) ис плебей ским родом Помпилиев. Имя Тулла Гостилия могло возникнуть как объяснение названия
здания - Гостилиевой курии, и вместе с тем оно связано с плебейским родом Гостилиев,
так же как имя Анка Марция - со знатным плебейским родом Марциев. Имя Сервия Тул лия связывается с патрицианским родом Сервилиев. Историческая действительность отра жена, несомненно, в рассказах о похищении сабинянок, о Тите Тации. Это были отзвуки си
нойкизма римлян с сабинянами.
Некоторые легенды, возникшие в патрицианских родах, восходили к отдаленным исто рическим событиям. К таким следует отнести предание о Горациях и Куриациях. Титу Ли вию было неясно, кто из них были римляне и кто - альбанцы. Оба рода претендовали на право считаться главными участниками важного события - разрушения города Аль-
105
Рис. 31. Остатки стены старинного Каnитолийского храма
в честь Юпитера Величайшего
бы-Лонги.ЭпизодС судом над Горацием объяснял старинное право римских граждан обра щaTьcя к народному собранию с апелляцией на решение магистратов (jus ргоvосаtiопis). Легенда была приурочена к роду Горациев потому, что только представители этого рода ежегодно1 октября приносили жертву Янусу и Юноне в особом месте, носившем название Tigillum sororium (сестрино бревно), происхождение которого осталось неясным в истори ческую эпоху, причем его пытались связать с убийством Горацием своей сестры.
Некоторые легенды отражали разные политические тенденции римских политических партий IJ - 1 вв. до н. э. (по аристократической версии, Ромул был взят живым на небо, а по демократической - убит партициями).
Нужно заметить, что в последнее время скептицизм в отношении всей традиции цар-'
ской эпохи уступает место признанию некоторых ее моментов достоверными. Так, Лэст ВI «Кэмбриджской древней истории» считает достоверными имена' всех царей, кроме Ромула. По его мнению, царей было больше семи, но до нас дошли лишь имена последних из них.в' нашей литературе историчность всех римских царей, кроме Ромула, признаетс.и. Кова лев. Нужно, однако, сказать, что если отдельные рассказы о царях отражают достоверную действительность, то в целом дошедшая до нас история царской эпохи являетсялегендар-,ной.
Рассказы о Тарквиниях следует считать наиболее достоверной частью предания о ца
рях. С УII в. до н. э. начинается усиление этрусских городов, распространивших свое влия ние на долину реки По, Пицен, Лаций и Кампанию. В рассказах о Тарквиниях и был отра жен период этрусского господства в Риме.
Самое имя Тарквиниев может быть признано историческим. Существовал этрусскиq город Тарквинии. Известен род Тарквиниев в этрусском городе Цере. В этрусской гробнице
studfiles.net
Семь римских царей
К числу древнейших социальных институтов римской общины принадлежит институт царской власти. Царская власть в Риме, так же как и в Греции, развилась из родового строя и сохраняла черты патриархальности. Разница состояла в том, что в Риме царская власть держалась дольше и была значительно сильнее.
По преданию, первым римским царем был Ромул (Romulus), с которым связаны основание Рима и первые войны с соседними племенами — сабинянами (легенда о похищении сабинянок) — и этрусскими городами — Фиденами и Вейями. Ему же приписывают разделение жителей на три трибы (племени) — тициев, рамнов и луцеров. При втором царе, Нуме Помпилии (Numa Pompilius), в Риме появляются ремесленные союзы и жреческие коллегии салиев, фециалов и понтификов, при третьем царе, Тулле Гостилии (Tullus Hostilius), Рим ведет успешную войну с городом Альба- Лонгой, при его преемнике Анке Марции (Ancus Martius) на Авентин- ском холме, по преданию, появляются плебеи, начинающие с этого времени играть большую роль в истории римской общины.
В истории Лация и Рима решающую роль сыграло этрусское завоевание, отразившееся также и на царской власти в смысле ее усиления. Согласно преданию, в середине VII в. Рим был завоеван царями- лукумонами из города Тарквиний, в течение 150 лет господствовавшими в Риме и Лации. Самый факт утверждения Тарквиниев и завоевания надо представлять как разбойничий налет вооруженной группы людей, дружины, возглавляемой этрусским кондоть- ери. Для этрусских царей обладание Римом как передаточным пунктом между югом и севером имело большое экономическое и военное значение. Но и для самого Рима включение его в этрусскую федерацию имело не меньшее значение. Собственно, история Римского государства и города Рима в том виде, как ее сохранила литературная традиция, начинается со времени этрусской гегемонии, т. е. со второй половины VII в. При Тарквиниях и произошло превращение римской родовой общины в Римское государство, городского поселка (oppidum) на холмах Палатине и Квиринале — в город в собственном смысле (urbs).
При этрусской династии Рим ведет энергичную наступательную политику в отношении своих соседей — латинов, сабинян, и этрусков, захватывая одну территорию за другой. При первом Тарквинии (При- ске) Рим, по словам Тита Ливия, распространил свою гегемонию на все города Лация (omne Latium domuit). Часть покоренных латинских городов была разрушена, а их жители проданы в рабство или переселены в Рим.
При Тарквиниях Рим становится одним из главных портов Тирренского моря по сбыту леса, скота, хлеба и рабов, направлявшихся в греческие республики Южной Италии и Сицилии и в Карфаген. Хозяйственная жизнь развивается, увеличивается количество культивируемых хлебных злаков, улучшается сельскохозяйственная техника, растут стада, появляются ремесла и расширяется применение рабского труда.
По традиции, уже при Нуме Помпилии в Риме существовали ремесленные союзы (collegia) — коллегии медников, плотников, сукновалов, литейни- ков, башмачников, горшечников, золотых дел мастеров, музыкантов и некоторых других видов ремесел и профессийКаждый девятый день (nundinae) сельские жители приходили в город одновременно на базар, религиозные празднества и общие сходы. Об экономическом развитии Рима и соседних с ним городов Лация в VII—VI вв. свидетельствуют остатки оросительных каналов, туннелей (cuniculi), дренажей, погребальных склепов, дорог, зданий и пр., высвобожденных из-под земли археологами. Сохранившиеся части зданий в Риме, Пренесте, Палестрин, Серветрии и т. д. говорят о большом количестве, величине и художественной ценности построек царского Рима.
К числу монументальных памятников Тарквиние- вой династии принадлежит знаменитая клоака максима (cloaca maxima) (в ее древнейших частях), огромный подземный коридор со сводчатым потолком из трех рядов больших камней, находящийся на глубине 47 футов.
При помощи этой клоаки все подпочвенные воды Рима собирались в один канал и отводились в Тибр. Постройка клоаки, стоившая огромных средств, предполагает высокий уровень строительной техники, наличие рабского или иной какой-либо формы подневольного труда. Тому же самому пятому царю Рима, Тарквинию Приску, при котором построена клоака максима, приписывают сооружение форума (Forum), базарной площади (macellum) и цирка (circus maximus), в котором устраивались конные и пешие состязания. Оживление строительной деятельности привлекало в Рим этрусских и греческих мастеров и художников, строивших эти здания. При Тарквинии Гордом на Палатине построен храм Юпитера Капитолийского (Jupiter Optimus Maximus).
Найденные при раскопках предметы греческого и восточного производства (вазы, золотые и серебряные украшения) указывают на торговые связи Рима с южноиталийской Грецией, Этрурией и Карфагеном. Предметами торговли были хлеб, скот, рыба, предметы роскоши и оружие.
К VI в. относится первый торговый договор между Римом и Карфагеном, текст которого приводит Полибий. Содержание этого первого договора Рима с Карфагеном в передаче Полибия таково: 1) если карфагеняне возьмут какой-либо латинский город, то они могут воспользоваться захваченным добром, но территорию должны отдать римлянам, 2) римляне могут свободно торговать в Сицилии и даже в Африке, но только не в самом Карфагене.
Далее, к концу VI в. римские историки и археологи относят появление первого сборника сакральных формул, так называемых «царских законов» (leges regiae), составленного юристом Папирием (ius Papirianum), жившим при Тарквинии Гордом.
Площадь города Рима в конце царского периода равнялась 700 кв. акрам. При Тарквиниях, говорит Цицерон, Рим был не малонаселенным местечком, а местом пребывания наук и искусств (non tennis vivulus, sed abundantissimus omnium doctrinarum atque artium).
Социальное развитие Рима при Тарквиниях совершалось в том же направлении, как и в предшествующие века, с той только разницей, что социальная дифференциация пошла быстрее и глубже. Расслоение римской общины началось еще задолго до Тарк- виниев. По преданию, уже при Ромуле римская община распадалась на три неравные группы — патрициев, клиентов и плебеев.
Древнейшая община на Палатине, основавшая «квадратный Рим» (Roma quadrata), из которого впоследствии вышел исторический семихолмный Рим, делилась на патрициев и клиентов, благородных (patricius — сын знатного отца) и «послушных» (cliens — от глагола cluere — быть послушным, зависимым). Разделение на патрициев и клиентов происходило по мере разложения патриархальной общины, разделения груда, усиления имущественного неравенства и появления рабов-военнопленных.
Кроме обедневших членов патрицианских родов, клиентами становились вольноотпущенные, т. е. получившие свободу рабы, и целые завоеванные племена, отдававшиеся на волю покорившего их рода или государства (clientes — qui sese in fidem patro- ciniumque nostrum dediderunt). Понятие «клиент» близко к понятию бедный, зависимый от своего покровителя — патрона (patronus) человек. В таком смысле клиентство сохранялось в течение всей римской истории. Отличие клиентства более позднего времени от клиентства раннего периода заключалось в том, что в царский и в раннереспубликанский период клиенты принадлежали не отдельному лицу или отдельной семье, а целому роду. Отношения между патроном и клиентом регулировались родовыми обычаями, связывавшими как клиента, так и патрона. «Патрон, причинивший обиду клиенту, да будет проклят» (Patrones, si clienti fraudem fecerit, sacer esto) — гласит одна из XII таблиц. Клиент проживал на территории данного рода, имел земельный участок (pars) и пользовался покровительством рода. Римские археологи пытались даже слово patricii — отцы — связать со словом pars (часть), имея в виду участок, даваемый патроном клиенту. Те назывались «патрициями» потому, что они часть своих земель (agrorum partes) отдавали малоимущим (tenuioribus).
Обязанности клиентов в отношении их патронов выражались общим термином почтение (obsequium), включавшим разные виды помощи и почтения во время войны и мира. С течением времени богатые патрицианские роды, число которых вообще было невелико, подобно этрусским лукумонам, обособились в замкнутую военно-жреческую аристократию. Патрицианские роды представляли самостоятельные социальные единицы, жившие на территории данного рода (pagus), имевшие родовые святилища и культы (sacra gen- tilicia), родовые кладбища и родовую собственность на землю, орудия труда, рабочую силу и т. д. Обработка земли производилась собственными силами рода с помощью клиентов и рабов.
Положение рабов в царском Риме немногим отличалось от положения клиентов. Подобно клиенту, раб носил nomen gentilicium, участвовал в домашнем культе (sacrarium), жил под одной крышей со своими господами, членами рода, и вместе с ними погребался в одной общей могиле. Число членов родов бывало различно, иногда весьма значительно. Род Фабиев, например, состоял из 300 членов, род Потитиев имел 30 семей и т. д. Упомянутый Дионисием Аиний Гердоний, пытавшийся в 460 г. захватить Капитолий и произвести государственный переворот, имел друзей, рабов и клиентов в общей сумме более 4000 человек. Род Клавдиев имел 5000 клиентов. Патрицианские роды делились на патриархальные (большие) семьи (familiae), или дома (domus). Римская фамилия представляла своего рода производственный коллектив, в который входили не только члены данной семьи—свободные, но и рабы.
Во главе всего рода стоял родовой старшина — «вождь рода» (princeps или dux generis),—бывший одновременно военным вождем, жрецом и судьей. В важных случаях родовой старшина совещался с советом отцов семей, или с сенатом (senex — старик; senatus—совет старейшин), и собранием всех полноправных родичей. На крепкой родовой организации, постепенно затмившей более старинную организацию по куриям и оттеснившей царскую власть, покоилось могущество римского патрициата, в течение нескольких столетий стоявшего во главе римской общины.
К двум названным категориям зависимых людей, рабам и клиентам, с течением времени присоединилась еще третья категория зависимых людей — плебеев (plebs, или plebes). Первоначальное ядро плебса составляли завоеванные патрициями народности, по преимуществу латины, и добровольные переселенцы (incolae), оседавшие в плодородной долине между холмами Авентином и Велабром. Большая часть плебеев (plebs — масса, народ, от глагола plere—наполнять, заполнять) составляла независимую общину, будучи земледельцами, меньшая занималась торговлей и ремеслами. Плебеи появились еще в доэтрусский период, но быстрый рост плебса начинается со времени Тарквиниев и находится в связи с осушением болотистых малярийных стран в окрестностях Рима, завоеванием новых территорий и переселением жителей завоеванных местностей на территорию Рима.
Согласно преданию, плебейские общины с самого начала находились в зависимости от патрицианской общины, плебеи не имели политических прав и территориально были отделены от патрициев. Палатинский и Квиринальский холмы, где жили патриции, возвышаясь, как бы господствовали над равниной, где жили плебеи.
Не имея политических прав в господствующей общине, плебеи в пределах данной общины могли иметь собственность, занимались земледелием, торговлей и ремеслами, другими словами, были полноправны в частно-правовом отношении (ms com- mercii) и неполноправны в государственно-правовом отношении (ius honorum). Зависимость плебса ~ в отношении патрицианской общины выражалась в несении некоторых обязанностей, самой существенной из которых была служба во вспомогательных отрядах. Положение плебеев, относительно сносное вначале, ухудшалось по мере расслоения римской общины вследствие недостатка земель и численного роста населения. Часть плебса утрачивала экономическую самостоятельность, попадая в долговую кабалу к богатым патрициям (nexum inibat). И в силу своей экономической маломощности и задолженности плебеи постепенно опускались до положения клиентов, и слово «плебей» становилось синонимом слову «бедный», «малоимущий» и «бесправный» человек. Римские писатели (Ливии, Дионисий, Цицерон, Тацит) безоговорочно отождествляют плебеев с клиентами. Самое же разделение римского населения на патрициев и плебеев античные историки приписывали мифическому основателю города Рима — Ромулу.
«Ромул, — читаем в «Истории римских древностей» («Археологии») Дионисия Галикарнасского, — передал плебеев патрициям в качестве заложников (клиентов), предоставив каждому плебею право выбирать себе патрона из патрициев. Это дело Ромул украсил благородным названием патроната, что значит заступничество за бедных и простых людей». «Патроцинии появляются с того времени,—говорится в другом источнике,—когда плебс был распределен между патрициями (cum plebs distributa inter patres)». Аналогичные суждения о плебеях и клиентах имеются также и у Цицерона. Вопрос о плебеях принадлежит к числу наиболее сложных и спорных вопросов древнеримской истории. Интересной работой по истории плебса и римского рода является «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Работы академика Н. Я. Марра решают вопросы ранней римской истории в свете яфетической теории. Теории по вопросу о происхождении плебса изложены в работах Виндера, Эдуарда Мейера, Оберцинера и др.
Социальное содержание термина «плебс» не оставалось неизменным. В царский и раннереспубликанский период под плебеями понимали пеструю массу людей, не входивших в патрициат и не бывших рабами. Во вторую половину Республики понятие «плебс» равносильно понятию свободных мелких землевладельцев и ремесленников, в Поздней империи плебеев отождествляли с крепостными колонами и вообще с низшими слоями города и деревни.
Изменялось также и содержание слова «патриций». Борьба патрициев с плебеями составляет движущую силу римской истории раннего периода. В центре этого столкновения стояла борьба за землю и неотделимая от нее борьба за политические права, за включение плебеев в патрицианскую общину. Уравнение плебеев с патрициями в государственно-правовом отношении совершалось по мере социально-экономического роста римской общины, учащения военных походов, расширения рабства.
magref.ru
rulibs.com : Старинное : Мифы. Легенды. Эпос : СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА Ромул и Тит Таций : А Нейхардт : читать онлайн : читать бесплатно
СЕМЬ ЦАРЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА
Ромул и Тит Таций
Палатинский холм, на котором Ромул основал свой город, имел четырехугольную форму. Соответственно были построены и древние стены, сложенные из каменных глыб, вырубленных на склонах самого холма. Поэтому и сам город назвали "квадратным Римом".
Воцарившись в Риме, Ромул, следуя обычаям, принятым у вождей соседних племен, в особенности богатых этрусских царей, решил окружить свой трон не меньшей пышностью и великолепием. У него была свита особых телохранителей, которые назывались ликторами. Каждый ликтор носил. связку прутьев с воткнутой в середину секирой. По приказанию царя ликторы бросались на виновного, секли его прутьями, а за особо тяжкое преступление тут же отсекали голову. Царь появлялся перед народом в пурпурном плаще, с жезлом в руках, окруженный ликторами и приближенными.
Ромул был дальновидным и разумным правителем. Желая укрепить мощь основанного им города, он разделил всех жителей, которые могли носить оружие, на отряды, состоявшие по 3000 пехотинцев и 300 всадников. Каждый такой отряд назывался легионом. Из ста наиболее авторитетных граждан Ромул составил совет старейшин, который был назван сенатом, а члены сената патрициями в отличие от простого народа, стекавшегося в новый город из самых различных мест и зачастую совершенно неимущего. Для того, чтобы укрепить связи с соседними племенами, Ромул направлял к ним посольства с предложениями заключить брачные союзы женщин из этих племен с его подданными. Однако соседи, считая римлян неимущими беглецами, отказывались выдавать своих девушек за этот "подозрительный сброд". Но хитроумный Ромул решил поставить на своем и залучить к себе женщин под предлогом празднества, на которое были созваны жители соседних городов и поселений. Ромул велел распустить слух о том, что на его земле найден зарытый алтарь бога Посейдона. Были принесены щедрые жертвы и устроены игры и конные состязания. Самую многочисленную часть гостей составили сабиняне, которые привели на праздник своих жен и дочерей. Сам Ромул, сидевший в пурпурном плаще, дожжен был подать условный знак воинам, поднявшись на месте, свернув плащ и снова накинув его на плечи. Множество римлян не спускали глаз с царя и по его сигналу с криком бросились на сабинянок, увлекая их за собой. Никто не преследовал обратившихся в бегство сабинян. И хотя сабиняне пытались договориться о возвращении им похищенных дочерей, Ромул отказался это сделать. Он предложил сабинянам переселиться к нему в Рим. Тогда негодующие сабиняне стали готовиться к походу на город.
Они двинулись под предводительством Тита Тация. Но путь им преградили укрепления на Капитолийском холме, где размещался караул, выставленный римлянами. Сабинянам удалось взять его лишь путем подкупа дочери начальника караула – Тарпеи. У сабинян был обычай носить на левой руке тяжелые золотые запястья. Тарпея; прельстившись драгоценными украшениями, согласилась открыть ночью ворота, потребовав взамен у Тация то, что его воины носят на левой руке. Таций согласился, но, презирая предательство, велел своим воинам последовать его примеру – он бросил в Тарпею не только золотой браслет, но и тяжелый щит, надетый на его левую руку. Таким образом предательницу засыпали золотыми украшениями и задавили тяжелыми щитами. Тарпея была погребена на одной из скал Капитолийского холма, которая получила название Тарпейской и стала потом местом казни – с нее сбрасывали приговоренных к смерти преступников.
После того как сабиняне овладели укреплением, Ромул вне себя от ярости стал вызывать Тита Тация на бой. Закипела ожесточенная битва, схватка непрерывно следовала за схваткой. Ромул был ранен камнем в голову и едва не рухнул на землю, не находя в себе сил продолжать сражение. Римляне дрогнули и бросились бежать к Палатинскому холму. Напрасно Ромул, собрав последние силы, бросился наперерез бегущим воинам, пытаясь обратить их лицом к врагу. В отчаянии он простер руки к небу и громовым голосом стал взывать к Юпитеру, моля его вернуть римлянам мужество и спасти Рим от гибели. Юпитер вселил стыд перед царем и отвагу в сердца отступающих воинов. Они остановились, сомкнули ряды и вновь отбросили сабинян[*]. В это время произошло нечто неожиданное как для римлян, так и для их врагов. Словно вдохновленные божеством, с мольбами, слезами, воплями, прижимая к груди младенцев, скользя в крови поверженных воинов, с холмов ринулись сабинянки, похищенные римлянами. Они бросились между сражающимися, умоляя их, отцов своих детей, пощадить малолетних младенцев, которые неизбежно осиротеют, если битва, столь жестокая, будет продолжаться. Одна из сабинянок, Герсилия, была особенно красноречива в своих мольбах и упреках. Остальные женщины, взволнованные, плачущие, прекрасные в своем негодовании и отчаянии, смело преграждали путь сражающимся, и им удалось остановить кровопролитие. Римляне и сабиняне заключили мир. Было принято решение о совместном правлении, войсками стали командовать Ромул и Тит Таций. Сабиняне переселились в Рим. Таким образом удвоилось число жителей города, патрициев и воинов в легионах. Женщины стали пользоваться особым уважением – им уступали дорогу, никто не смел в их присутствии говорить непристойности, привлекать их к суду по обвинению в убийстве. Дети их имели право носить на шее украшение-буллу. В честь женщин, столь героически положивших конец войне, был устроен особый праздник матроналии.
[* В память этого события Ромул построил храм Юпитера-Статора (Останавливающего) на том самом месте, где римские воины, остановившись, отбросили сабинян.]
Оба царя, и Ромул и Тит Таций, почитали друг друга и правили в полном согласии. За время их совместного правления Рим значительно разросся, одержав большое количество славных побед над соседними племенами. Ромул, проявивший себя как выдающийся военачальник, занятые им города не разрушал, а превращал их в римские поселения, отправляя туда на жительство своих подданных. После смерти Тита Тация Ромул стал управлять Римом единолично. Однако всевозраставшее могущество Ромула сделало его гордыню непереносимой не только для народа, но и для сенаторов, с мнением которых Ромул перестал считаться. Когда в Альба-Лонге скончался его дед, царь Нумитор, Ромул, который должен был ему наследовать, предоставил ее жителям право самим распоряжаться своими делами и лишь ежегодно назначал им наместника. Тогда сенаторам Рима пришла в голову мысль, что они и сами могут обойтись без единовластия царя. Кроме того, Ромул оскорбил их своим самоуправством, поделив между воинами земли, захваченные в войне с этрусками, не только не посоветовавшись с сенаторами, но и вообще без их ведома. Это вызвало такое возмущение в сенате, что, когда Ромул внезапно и таинственно исчез, народ стал волноваться и обвинять сенаторов в убийстве царя. Поскольку исчезновение Ромула произошло во время бури, налетевшей внезапно, сопровождавшейся затмением солнца, глубокой тьмой и грозовыми раскатами, то один из сенаторов, ближайший друг Ромула, явившись на форум, перед всем народом и клятвенно заявил, что он на дороге встретил Ромула, прекрасного, в блистающем вооружении, который объявил ему, что по воле бессмертных богов, долго прожив на земле и основав великий город, он, Ромул, вновь вернулся на небеса и будет теперь милостивым к римлянам божеством Квирином, под покровительством которого Рим достигнет небывалого могущества[*].
[* С именем Ромула легенды связывали многие достопримечательности Палатинского холма. На одном из его склонов находился грот, осененный смоковницей, где укрывалась волчица, вскормившая своим молоком младенцев Ромула и Рема. Там же росло кизиловое дерево, чудесным образом пустившее корни из древка копья, брошенного могучей рукой Ромула с Авентинского холма на Палатин. На самой вершине Палатина стояла хижина Ромула – одна из самых значительных для римлян реликвий.]