Египетская мифология: боги. Мифология древнего египта боги
боги и их роль в мифологии, история сотворения мира
Египетская мифология — кладезь информации для современных исследователей. Старана пирамид представляет собой таинственный мир, полный загадок и тайн. Мировоззрению современного человека взгляды древних порой кажутся невообразимыми. До сих пор ученые до конца не знают, что же скрывают иероглифы и чудные изображения на папирусах.
Значение мифологии
Мифология играет огромную роль в изучении Древнего мира. Религиозные верования, которые лежат в основе египетских мифов, позволяют ученым изучать эволюцию развития мира. На примере культуры Древнего Востока становится очевидным отличие египетской мифологии от верований других народов.
Египтяне уделяли огромное значение не столько миру живых, сколько загробной жизни. При детальном изучении религии складывается впечатление, что жители Египта считали земную жизнь неким промежуточным звеном между важнейшими этапами своего существования.
Важнейшими чертами египетских верований были:
обожествление усопших;
наделение животных сверхъестественными силами;
почитание культа мертвых и потустороннего мира.
Основным источником данных является информация, оставленная древними жителями в местах захоронений, саркофагах и гробницах. Письмена позволяют систематизировать данные и сформировать общую картину мифологии Древнего Египта.
Боги
Описание жизни богов и их деяний позволяет сформировать примерный набросок мировоззрения древних египтян. Ключевое значение в религии отводилось не конкретным событиям, а идеям и учениям.
Амон. Божество, наиболее уважаемое на территории Фив. Часто его изображают в виде человека с бычьей головой. Если же голова на изображении человеческая, то ее непременно венчают два пера, символизирующие рога священного быка. В XVIII веке Амон был введен в ранг верховных богов. Под его властью было царское правительство, а также победы в сражениях.
Анубис. Покровитель царства мертвых. Владыку загробного мира изображали в виде человека с черной шакальей головой.
Апис. Божество, воплощенное в теле священного тельца. Быкоподобный бог служил символом плодородия.
Атон. Во времена правления царя Эхнатона божеством, олицетворявшим отца правителя, считался бог Атон. В знак почтения к данному божеству египтяне поклонялись фигуре в виде солнца.
Атум. До начала правления V династии божество олицетворяло единение всего живого. Позже Атуму приписывалось сотворение мира. Его также считали олицетворением бога Солнца.
Ба. Божеству приписывалась власть над эмоциями. Бог представал в виде своеобразного «2 духа», характер которого мог изменяться в зависимости от того, в каком состоянии находится его физическое тело. Понятие бога Ба схоже с современной интерпретацией души человека.
Геб. Покровитель земли, а также защитник усопших. В древних письменах Геб представал в виде старика с длинной бородой.
Ка. Своеобразное воплощение души человека. По поверьям, Ка каждого человека следует за ним всю жизнь, вселяясь во все предметы и существа, с которыми человек контактирует. Изображалось божество в виде простертых вверх ладоней.
Мин. Владыка животноводства, а также покровитель кочевников.
Монту. Изображался в виде человека с птичьей головой. Он помогал воинам в битвах.
Осирис. Покровитель потустороннего мира — загробного царства.
Птах. Божество, которому приписывали создание остальных героев мифологии.
Ра. Божество верховного порядка. По преданиям, являлся отцом всех остальных богов.
Себек. Представитель покровителей плодородных земель и владыка вод. Изображался в виде крокодила.
Сет. Воплощение вселенского зла, покровитель бурь и непогоды. В мифологии Сету приписывали защиту бога солнца.
Тот. Божество, стихией которого была мудрость, а символом — луна. Изображался Тот в виде человека с головой ибиса. Считалось, что письменные навыки и летоисчисление — заслуга Тота.
Хапи. Божество, которому отводилась роль хранителя реки Нил, а точнее, ее разлива. Изображение Хапи демонстрировало тучного персонажа с кувшином воды.
Хнум. Создание человечества считалось его рук делом. Согласно мифам, люди вышли из глины, которую лепил Хнум. Также богу отводилась роль защитника Нила. Изображался Хнум в виде человека-барана.
Хонсу. Божество, изображение которого состояло из человеческого облика, головы сокола и лунного серпа, увенчавшего голову. Хонсу покровительствовал над целителями.
Хор. Заступник правящего фараона, находящегося под опекой этого божества.
Шу. Владыка воздушных масс и защитник дневного света.
Ях. Выступал в роли покровителя луны.
Богини
Богини древнеегипетской мифологии выступали не только в роли покровительниц тех или иных явлений, но и часто были спутницами богов-мужчин.
Исида, покровительница матерей и детей, воплощение женственности и материнства. Исида представала в роли возлюбленной Осириса.
Бастет — покровительница нежных чувств, влюбленности и веселья. Ее облик изображался в виде женского силуэта, увенчанного кошачьей головой.
Маат стояла на страже справедливости и правды. Изображалась в образе женщины, в чьи волосы было воткнуто длинное перо.
Мут — богиня, под чьей властью находились небесные просторы. Также по совместительству с некоторыми богинями покровительствовала материнству. Фараоны считали, что она дарует правителям власть, поэтому поклонялись Мут.
Нейт считалась одной из создательниц мира, а также покровительствовала охотникам и воинам.
Нефтида (Небетхет)— богиня, которой приписывали власть над смертью. Также образ Небетхет олицетворял женскую красоту и сексуальность. В иероглифах Древнего Египта было обнаружено изображение этого божества в виде женщины, на голове которой находится дом.
Нехбет — защитница рожениц. Образ коршуна тесно связан с Нехбет, поскольку изображалась эта богиня либо в виде женщины с птицей на голове, либо в облике пернатого хищника.
Нут — мать некоторых из богов, а также покровительница небесных стихий. Образ Нут представлялся в виде коровы, которая парит, либо летящей женщины, прикасающейся кончиками пальцев к земле.
Сохмет — супруга Птаха и покровительница солнечного жара. Помогала воинам в битвах.
Таурт — защищала обратившихся к ней за помощью от злых духов, а также олицетворяла женскую плодовитость.
Тефнут — женщина со львиной головой олицетворяла природные явления: жару и влагу.
Уаджит — женщина, силой которой наделся правящий фараон. Изображение Уаджит демонстрировало кобру.
Хатхор — богиня музыкальности, мелодии, а также любви. Женщина, представленная на настенных рисунках, обладала коровьими рогами.
Мифы
Самым интересным мифом Древнего Египта считается сотворение мира и всего живого. Согласно мифологии, боги создали все сущее из бездонного водного простора, который заполнял пространство. Подробности поверий варьируются в зависимости от религиозного центра, которых в Древнем Египте насчитывалось три:
Мемфис;
Гермополис;
Гелиополис.
Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Поэтому сотворение мира приписывалось Атуму. Согласно мифу, бог повлиял на водный простор силой воли, отчего из воды вырос огромный камень. Взобравшись на вершину священной скалы, Атум сотворил божество, покровительствующее воздуху — Шу, а также богиню, под властью которой находится влага — Тефнут. Два божества соединились, и от этого союза на свет появились бог Земли Геб и владычица неба — Нут. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи.
Последователи религии, распространенной в Гермополисе, считали, что авторами всего сущего стали четыре женских божества и четыре мужских, которые в совокупности предстали в «оглоаде» — восьмерке божеств. Владыки, соединяясь попарно, сотворили пространство, воду, воздух и тьму. Родителями Солнца стали все восемь персонажей.
Мифология Мемфиса в точности копирует поверья Гермополиса. Единственное отличие состоит в том, что Птах появился раньше покровителя Солнца, который был рожден из сердца и языка создателя мира.
Роль Осириса в мифологии
Самый известный из героев древнеегипетских мифов — Осирис. В разные периоды под влиянием правящих династий роль этого бога изменялась. В один период египтяне приписывали ему царствование над загробным миром, в иных интерпретациях Осирис покровительствовал земледельцам и виноделам.
Согласно поверьям, Осирис правил в Египте и, будучи фараоном, стал жертвой зависти своего младшего брата Сета. Желая заполучить трон, Сет совершил убийство брата.
Супруга Осириса не смогла отыскать тело мужа. Вскоре у нее родился ребенок — Гор. Повзрослев, сын Исиды одолел Сета, после чего воскресил Осириса. Тем не менее оживший бог не смог ужиться среди людей и богов, отправившись в загробный мир и став его владыкой.
Египтяне верили, что от качества проведения погребальной мессы зависит загробная жизнь человека. Если обряд проведен по всем правилам, то душа сможет продолжить свое существование, подобно богу Осирису.
Значение Нила в религии египтян
Древний Египет не смог бы существовать без могущественной реки, которая протекала по его территории. Нил давал жизнь, возможность пахать земли и даровал влагу всему живому. Неудивительно, что ему уделялось особое значение в мифологии.
Согласно мифам, Нил олицетворял своими водами божество по имени Хапи. Именно этот бог управлял рекой, а будучи в хорошем расположении духа, наводнял водоем настолько, что волны захлестывали берега. Благодаря таким «выходкам» небожителя египтяне имели возможность выращивать урожай, за что благодарили Хапи.
Живность, которая обитала в водах Нила, также олицетворяла некие божественные силы. Власть приписывалась всем: лягушкам, крокодилам и рыбе.
Бог Ра
Особое значение в мифологии Древнего Египта было отведено богу Ра. Некоторые из поверий гласят, что люди на земле возникли из слез, которые пролили божественные глаза Ра.
Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. К примеру, в одном из сказаний бог Ра пытался сотворить мир, который напоминает нашу землю. Населив свое творение людьми и божествами, Ра стал жертвой злого заговора, который готовили против него его же творения. Рассердившись на неверных, бог бросил им свой глаз, который превратился в богиню по имени Хатор-Сехмет. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной.
Видео
Это видео познакомит вас с увлекательной мифологией и богами древнего Египта.
liveposts.ru
Первые египетские боги Мифология Древнего Египта
Слово бог, по-египетски нетер, в древнем Египте имело совсем иное значение,
чему нас или у греков и римлян. Нетер значило возвышенный, достопочтенный; небо,
солнце, земля, Нил - были нетеры, точно так же, - герои прошедших времен,
основатели и строители государства; даже каждый царь был нетер, если он в самом
деле был тем, чем должен был быть, - защитником и попечителем страны; и ему
воздвигались алтари, точно так как добрый сын молился, ежедневно перед идолом
своего отца и приносил жертвы на маленьком алтаре.
Первоначально в Египте было четыре неразделимых бога:
1) Материя, вещество, из которого произошло все. Свет со всем, что в нем есть,
произошел из этого вещества; но само первоначальное, вещество не могло произойти
из чего-нибудь, оно несотворенное. Это богиня Нет.
2) Дух, который действует и живет в материи. Это бог Неф. Неф и Нет неразрывно
связаны между собою; материя совершенно немыслима без сил, которые действуют в
ней; точно так же нет никакой силы без вещества, в котором она могла бы
держаться. От бога Неф и из богини Нет произошло все, что только существует.
3) Вещество занимает пространство, так как первоначальная, материя не создана в
начале, а существует от века, то бесконечное пространство должно быть точно
также несозданное, вечное. Это богиня Пашт. Она все обнимает, в ней все
покоится, все восстает и исчезает.
4) Что ни есть, все существует в пространстве, и что бывает, бывает во времени.
И время без начала и конца, не произошло, не сотворено. Неразделимое время,
вечность, есть бог Себек. Дух и вещество, время и, пространство неотделимы одно
от другого. Неф и Hет, Себек и Пашт - четыре первых величайших бога, через
которых, из которых и в которых произошло все; но они не произошли; они
несозданны, непреходящи, неразделимы, - они одно целое.
Но как нужно представлять себе это единение, этого не знает ни один человек, это
никому непонятно, это амун, то есть скрытое, таинственное (ом = не, нет; ун =
открытый). Амун - непонятное единение четырех первых божеств, само есть
высочайшее божество; Амун есть великое четвероединство, состоящее из Нефа и Нет,
Себека и Пашт, Амун есть все во всем.
Часть бесформенной материи приняла форму и стала миром. Таким образом мир
образовался в этом четвероединстве как часть ее, и именно в виде шара, но и
после остается еще объятым Амуном.
Часть бога Неф, действующая в мире, внутри мира находящийся, творящий дух,
называется бог Мент. Он создал прежде всего первоначальный огонь, первоначальную
теплоту, бога Птаха. Без теплоты невозможна ни животная, ни растительная жизнь;
без теплоты нет испарения, следовательно, нет разделения влажного от сухого;
теплота была необходима для бытия всех вещей.
Далее, под влиянием Мента и при действии Птаха отделяется неустроенная,
смешанная мировая масса, которая покоилась в виде шара в недрах Амуна: самое
тонкое поднялось к поверхности, стянулось там и образовало твердый свод, небо, -
это богиня Пэ. Более грубое осело в центре, сгустилось там и сделалось землею, -
это богиня Ануке.
У египтян не было бога небес, который управлял бы солнцем, луною и звездами, но
само небо, синий свод, было божеством. У них не было бога земли, который растил
бы растенья, питал бы животных, управлял бы жребием человека, но сама земля, на
которой мы живем, была богиней.
Из той части первоначальной материи, которая носилась еще между небом и землею,
Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два
больших мировых тела - солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг. Но Мента нельзя
представлять при этом в виде личности; он только присущая веществу сила, как
сила, которая действует в магните, притягивая железо. Птах не бог огня, но
только сама всепроницающая теплота.
Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с
богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Caтe, день, светлая
половина мира, и Гатгар, ночь, мрачная половина мира. (Последняя богиня
называется не Гафор, как часто писали и выговаривали, ибо ее имя представляет
слово, сложенное из гат и гар). У египтян день и ночь не были от вечности,
прежде даже чем произошло солнце, как это у нас в священной истории творения. У
нас говорится: «И был вечер и было утро», но только на четвертый день создал
Господь Бог солнце. Египтяне, напротив, говорили: «Прежде чем произошло солнце,
дня и быть не могло».
Итак, божества, рассмотренные нами до сих пор:
I. Амун, четыреединый, непостижимый, состоящий из:
1) бога Неф - дух, первобытный дух;
2) богини Нет - материя, вещество;
3) бога Себек - нераздельное время, вечность;
4) богини Пашт - бесконечное пространство.
II. Божества внутри мира:
1) бог Мент - творящий дух;
2) бог Птах - первоначальный огонь, теплота;
3) богиня Пэ - небесный свод;
4) богиня Анке - земля;
5) бог Ра - солнце;
6) бог Эаг - луна;
7) богиня Сате - светлая половина мира, день;
8) богиня Гатгар - мрачная половина мира, ночь.
Затем еще был бог - Яро, Нил, который почитался под различными именами, в
зависимости от того, с какой точки зрения на него смотрели. Например, как
источник всякой жизни его называли бог Аком, так как он своей илистой водою,
которою покрывает землю и доставляет вещество для всего бывающего на ней. Если
представляет образ богини Нет, то он называется богиней Нетне и пр.
К богам Египта принадлежат и герои. Между тем как те боги не имели в себе ничего
человеческого, эти только люди, люди в полном смысле слова. Между ними особенно
блистала семья великого царя Осири. К ней принадлежат:
Осири, царь. Он основал государство и, между прочим, научил людей виноделию.
Супруга его Изи, царица. Она положила начало хлебопашеству.
Братья и сестры Осири называются:
Гаруери, то есть Гар, старейший.
Сет, который изобрел оружие, научил людей употреблению его и этим приобрел звание бога войны.
Небфи, покровительница семьи. Она научила людей строить дома и считалась богиней
семейного счастья.
Дети Осири и Изи:
Гор, известный под именем Горус.
Анта, дочь, названная греками Бубастис, и тотчас почти по смерти Осири рожденный
сын, которого, в отличие от его брата называли Гарпекроти, то есть Гар - дитя
(из Гарпекроти произошло греческое имя Гарпократес).
Божеские почести воздавались и другим героям; в их память строили храмы,
воздвигали им алтари и приносили жертвы перед их статуями, то есть молились им и
возливали на их алтарь молоко, масло и вино. При больших празднествах им тоже
воскуряли и пели.
Весьма естественно при этом, что различные боги почитались тем более, чем
понятнее они были народу. Птах, первобытный огонь, теплота, чествовался гораздо
чаще, чем Мент, творящий дух; ибо теплота, огонь, было нечто гораздо более
наглядное, чем создающая сила, которая была видима только в своих действиях. И
еще более храмов воздвигали богу Ра, солнцу, ибо видели как оно, ясное и
светлое, стоить в небе, и его благотворное влияние было понятно для всякого; и
самый необразованный изумлялся солнцу и чувствовал свое сердце проникнутым
благодарностью к нему. Что без теплого, ясного солнечного сияния не растут
растения, а без них невозможна и жизнь животных и человека, это было ясно
каждому, и поэтому идолы бога Ра распространялись по всей стране.
Однако больше всего молились тем божествам, которые сами были людьми; ибо они,
естественно стояли ближе всего к народу, они были понятны всякому. Об Осири и
Изи говорили повсюду; что сделали они для страны, знал каждый и каждый мог
оценить. Почти не было ни одного города, который не построил бы храма великому
Осири, гораздо реже были храмы богу Эаг (луна) и еще реже богине Нет
(первоначальная материя).
godsbay.ru
Египетская мифология: боги — Язычество
В жизни древних египтян, в египетской мифологии боги занимали важное место, причем каждый из них управлял одной из стихий, обладал рядом уникальных свойств. Так, Амон в египетской мифологии являлся богом солнца. Его часто изображали как человека в короне, со скипетром, с солнечным диском, с парой высоких перьев.
Анубис считался покровителем мертвых, и еще в египетской мифологии бог смерти, создатель погребальных обрядов. Обычно Анубис египтянами изображался как человек имеющий голову шакала, даже дикой собаки Саб.
Осирис необычайно почитался египтянами, поскольку считался богом производительных природных сил, в царстве мертвых судьей, владыкой загробного мира. Именно он научил древних египтян работать на земле, виноградарству с виноделием, добывать и обрабатывать руды, врачевать, строить города.
Атон – олицетворение солнечного диска, поэтому в Древнем Египте этот бог изображался с диском солнца, лучи его заканчивались кистями рук. Знак жизни анх в его руках символизировал жизнь, данную Атоном людям, животным, растениям.
Аписа, бога плодородия древние египтяне изображали в образе быка озаренного солнечным диском. Живым воплощением бога на земле признавался черный бык, имевший особые белые отметины.
Геб, являвшийся сыном бога воздуха Шу, а также богини влаги Тефнут, бог земли, плодородия.
Гор, в египетской мифологии бог сокол, поэтому его египтяне почитали за бога производительных сил, неба, солнца. Его символизировал солнечный диск с изображенными на нем распростертыми крыльями.
Нун, символизировал водную стихию, существовавшую с начала времен, а с ней и жизненную силу. Его жену Наунет, египтяне признавали за богиню олицетворяющую небо, они первая пара богов на пантеоне среди других египетских богов.
Мин, бог плодородия в египетской мифологии, или «производитель урожаев», его венчала корона с парой длинных перьев.
Птаху, богу-творцу, покровителю искусств, ремесел египтяне приписывали создание мира, всего в нем существующего – людей, животных, растений.
Бог Ра в египетской мифологии признавался богом солнца, поэтому он изображался человеком имеющего соколиную голову, в образе сокола, даже огромного кота. По этой причине первоначально его признавали в египетской мифологии за бога кошек.
Сет бог пустыни в египетской мифологии, поэтому олицетворял собой злое начало, чужеземные страны.
Себек, бог Нила, священное животное крокодил, поэтому на сохранившихся его изображениях он предстает в виде крокодила, человека, но с головой крокодила.
Тот, являясь богом луны, счета, письма, мудрости, священных книг, покровительствовал наукам, писцам, создатель календаря. Его символизировало священное животное ибис.
Хонсу также признавался за бога луны, но еще как бог путешествий, времени, измерения.
Шу, бог ветра в египетской мифологии, воздуха, разделяющий небо с землей. Поэтому на изображениях его можно увидеть с поднятыми руками, словно держащих небо над землей и стоящим на колене.
Всего пантеон древнеегипетских богов насчитывал, с учетом местных богов, почитаемых в отдельной местности, даже селении, не одну сотню.