Между 600 и 300 годами до Рождества Христова в северной, центральной и частично южной областях Перу распространился культ сверхъестественного кошачьего существа. По-видимому, возникновение этого культа связано с каменным храмом в Чавин-де-Уантар на севере горного Перу.
Храм в Чавине содержит множество внутренних галерей. В некоторых из них в качестве жертвоприношений хранились изящные керамические изделия, морские свинки, ламы, а также морские ракушки. В самой древней части храма находится галерея, вмещающая высокий камень, на котором высечено стилизованное изображение кошачьего божества (вероятно, ягуара) в человечьем облике. Брови и волосы изображены в виде змей. Это существо было прозвано "Улыбающийся бог" из-за того, что концы его губ приподняты.
Другой версией чавинскго кошачьего божества является "Бог с посохами". Эта версия представляет собой стоящую фигуру с кошачьими чертами, а также с большой прямоугольной головой и посохами в вытянутых руках. На пальцах рук и ног - когти, волосы в виде змей. Возможно, это был бог природы, который, как думали, обитает на небе вместе с орлами и ястребами, также высеченными на колоннах чавинского храма.
МочеВ первое тысячелетие после Рождества Христова на побережье северного Перу народ моче возродил чавинский культ кошачьего божества. Моче изготовляли множество горшков, на которых изображены люди с клыками, часто опоясанные змеями. Нередко показана сцена их сражения, как правило, победоносного, с чудовищем, которое имеет как человеческие, так и животные черты. Этим клыкастым божествам приносились в жертву люди, взятые в плен. По-видимому, существовал и ряд других животных божеств, например, божество, частично напоминавшее сову, частично человека. Возможно также, что луна являлась у моче одним из важных объектов поклонения.
ТиауанакоРуины города Тиауанако расположены на восточном берегу озера Титикака, на территории современной Боливии. Большинство зданий имело культовый характер и было воздвигнуто в период с 200 по 500 годы н.э., когда влияние города как религиозного центра распространялось далеко за его пределы.
Похоже, что главным божеством Тиауанако была стоящая фигура, изваянная на монолитных воротах. В каждой руке божества имеется вертикальный посох с отростками в виде голов орла. На расходящемся веером головном уборе изображено шесть голов пумы, а с пояса свисают головы трофеев, что может быть связано с принесением в жертву людей. Данная фигура, возможно, обозначает Виракочу, бога-творца в мифологии инков.
ЧимуЧиму основали царство, которое существовало на побережье северного Перу с 1200 года до их завоевания инками в 60-х годах XV века. Их главным божеством была луна. Они считали ее более могущественной, чем солнце, потому что она появлялась как днем, так и ночью. Высоко почитались некоторые созвездия, например, созвездие Плеяды, которое покровительствовало сельскому хозяйству. Весьма почиталось также и море (Ни). В жертву божеству Ни приносилась белая кукурузная мука и красная охра. К нему обращались с молитвами об удачной рыбной ловле и безопасности на море. К этому времени распространенный ранее культ кошачьего божества, по-видимому, в основном отмирает.
Инки - империя жертвоприношенийПервоначально около 1200 года н.э. инки обосновались в области Куско. Однако к 1470 году, когда ими были завоеваны обширные горные и прибрежные области Перу, империя инков стала занимать территорию площадью 400 тысяч квадратных миль, или миллион квадратных километров.
Наряду с государственной религией в империи инков допускалось существование многочисленных местных святилищ. Некоторые из них были очень древнего происхождения, а в ряде таких мест, например, в Пачакамаке, как считалось, можно было услышать божественное пророчество. Святые места инков в области Куско в ряде случаев были просто привязаны к таким особенностям ландшафта, как горы, но там могли находиться и храмовые здания.
Существовавшая у инков государственная система религии в основном имела отношение к обеспечению населения продовольствием и соблюдению заведенных ритуалов и в меньшей степени занималась вопросами, связанными с мистикой и духовностью. Перед принятием важного решения прибегали к гаданию. Почти каждый религиозный ритуал сопровождался принесением жертв. В качестве пожертвований обычно приносились маисовое пиво, пища или ламы, хотя в отдельных случаях в жертву также приносили девственниц либо детей.
Император инков Пачакути ввел почитание бога-творца Виракоча.
Испанское завоеваниеИмперия инков была разрушена испанскими завоевателями в 1532 году, когда она находилась на вершине своего политического могущества и культурного расцвета. Правитель инков был свергнут и убит. В течение последующих пятидесяти лет были сломлены последние попытки сопротивления. Место прежней религии официально перешло к римско-католическому христианству, которое было утверждено насильно. Тем не менее, остатки прежних верований продолжали свою жизнь в народе и некоторые их черты узнаваемы даже у сегодняшних индейцев.
Человеческие жертвоприношения занимали центральное место в религии ацтеков и позднее - в религии инков. Это алтарь в древнем городе инков Мачу Пикчу.