Боги наций

В то время, когда израильтяне овладели Ханааном, на землях, расположенных по соседству, селились другие народы. Так, вдоль побережья на юго-западе Палестины обосновались филистимляне. К востоку, за Иорданом, жили эдомитяне, моабитяне и аммонитяне. Север Сирии заняли арамеи.

О религиях этих народов, за исключением арамеев, известно немного, так как письменные источники не сохранились, а остатки городов пока не подверглись должным исследованиям. В Библии говорится о Хамосе как о национальном боге моабитян. Дополнительные сведения о нем получены после обнаружения Моабитского камня. Надписи на этом памятнике датируются 830 годом до Рождества Христова. Они поведали нам о том, как Хамос разгневался на свою землю и отдал ее врагам моабитян. Затем он облегчает положение своего народа, и они разбивают врагов. В этой истории много общего с поведением Бога в отношении Израиля. Моабитский царь-победитель Меши посвятил победу, захваченную добычу и пленных богу Хамосу. В его честь Меши установил каменную плиту в храме, носящем имя этого бога в городе Бидоне. Во время одного из нападений израильтян другой царь Моаба принес в жертву собственного сына, чтобы заручиться поддержкой Хамоса (4-я Книга Царств 3:27). Именно в Моаб был приведен прорицатель Валаам, чтобы проклясть Израиль (Книга Чисел 22).

Глиняные фигурки людей и животных, а также богини-матери были найдены в Моабе, Едоме, Аммоне, так же, как и в Сирии и Израиле. Из того немногого, что мы знаем о моабитской религии, очевидно ее сходство с ханаанскими верованиями, хотя высшее положение Хамоса напоминает верховную власть израильского божества. Резонно допустить, что эдомитская и аммонитская религии, о которых известно еще меньше, также имели много общего с моабитской. Национальным богом Эдома был Каус, и его имя являлось частью имен многих эдомитян (например, Каус-габбар, то есть "Каус-могучий").

В Аммоне (современный Амман, Иордания) поклонялись Милхому. Этот бог соответствовал ханаанскому Молоху, которому приносили в жертву детей. Что касается филистимлян, то в Ветхом Завете говорится о том, что они приняли некоторых ханаанских богов, например, Дагона ("Книга Судей 16:23-24), и Веельзевула (4-я Книга Царств 1:2).

Арамеи

Арамеи, поселившиеся в Сирии, впитали в себя религию этой земли. Хадад почитался как главный бог Дамаска, и к его имени был добавлен титул Рамман, или Риммон, что значит "Громовержец". Его также называли "Властелином небес" (Баал-ша-мен). Рядом с ним всегда находилась его супруга Атхтар. Элю арамеи тоже поклонялись, и ему был дан титул "Творца неба и земли". Богиню-Мать называли "Царицей неба". Позднее эти семитские боги были отождествлены сначала с древнегреческими богами, а затем и с древнеримскими. При этом между ними произошло некоторое перераспределение обязанностей и атрибутов власти. Во времена господства Римской империи для богов были построены величественные храмы в главных городах Ближнего и Среднего Востока. Некоторые из них сохранились до наших дней. Примером может служить храм в городе Баальбеке в Ливане. Бааль-шамен ("Громовержец") приравнивался к Зевсу и Юпитеру, так как он был богом-солнцем. А сирийская богиня Атаргатис, соединив в себе черты Атхтар и Анат, стала Венерой.

Город на караванном пути между Дамаском и Евфратом - Пальмира - стал центром могущественного государства, получившего то же название. Государство Пальмира существовало с I по III в. до Рождества Христова. Бог Бааль-шамен играл в нем важную роль наряду с триадой местных богов: Болом (Бэлом), Ярихболом (Солнце) и Аглиболом (Луна). Вполне естественным для торгового города было и высокое положение бога удачи - Гада. Сохранился величественный храм Бэла в Пальмире. Огромные размеры самого здания и пристроек свидетельствуют о богатстве города и многочисленных священнослужителях, принимавших участие в религиозных церемониях.

Высшую ступень в жреческой иерархии занимали служители Бэла. Они руководили священными трапезами после жертвоприношений. Этой древней практике следовали и ханаанеяне. Считалось, что вместе со жрецами и теми, кто предлагал жертву, в трапезе принимали участие и боги. Богатые жители Пальмиры давали денежные средства на то, чтобы пиршества устраивались регулярно. Они надеялись, что за это боги дадут им награду. Как и повсюду на Ближнем Востоке, жители Пальмиры с особым вниманием относились к погребению умерших. При этом записывались их имена, чтобы сохранить о них память.

Бронзовая статуэтка бога плодородия Ваала
Бронзовая статуэтка датируется 1400- 1200 гг. до н.э. Она изображает бога плодородия Ваала, которому поклонялись в Ханаане.