тўсђсњрјс‹ РІ древней греции: Становление древних цивилизаций

ПОЧАЕВ

ПОЧАЕВ

СВЯТЫНИ ОТЕЧЕСТВА






Золотыми крестами на золоченых куполах
осеняет восток и запад древней Волынской земли
Почаевская Свято-Успенская Лавра – духовная
святыня православного народа. История ее
основания – в глубине веков.



Портрет Анны Гойской. «Я решила основать
монастырь… не иного исповедания, как только
греческого, подчиненного Восточной Церкви… На
всяком таковом, кто только нарушил бы в чем-либо
волю мою… да пребывает анафема с проклятием»


1240 год. Киево-печерские иноки идут на
Волынь в поисках убежища от хана Батыя и находят
его на скалистой, покрытой густым лесом горе.
Сюда приносят они суровый аскетический дух
преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских,
а место своего уединения называют в память о реке
Почайне – притоке Днепра, на берегу которой
стоял некогда их монастырь. Тогда же иноки
сподобились благословения Матери Божией. Она
явилась им на скале подобно Неопалимой Купине, на
голове у Нее была корона, в руке – скипетр. Именно
тогда Богородица оставила на камне след от Своей
правой стопы, в котором начала источаться
целебная вода.

Время шло. Вместо первоначально построенной
деревянной церкви иноки воздвигли новую
каменную Свято-Успенскую церковь, которая
положила в Почаеве начало храмовому празднику
Успения Божией Матери.

В 1597 году монастырь получает в дар от местной
благочестивой помещицы Анны Гойской
значительные земельные наделы, имения и самое
дорогое сокровище – чудотворный образ Божией
Матери. Игуменом обители становится преподобный
Иов (Железо). Великий аскет, сторонник безмолвия и
пустынножительства, он ревностно принимается за
дело, посланное ему Богом, не гнушаясь и тяготами,
связанными с материальным устроением обители.
Благодаря подвигам и неустанным стараниям
преподобного Иова были открыты школа и
типография.

Доныне на улицах Почаева шумят трехсотлетние
липы, посаженные преподобным Иовом, а зеркальная
вода выкопанного им на вершине горы колодца и
пруда у подножия и теперь свидетельствуют о
великом труде, положенном им для развития
монастыря.

Столетним старцем окончил свой земной путь
игумен Иов (1651), но вместе с Богородицей остается
неизменным заступником древней православной
святыни от посягательств иноверцев.

В 1649 году построена церковь в честь Святой Троицы
над стопой Богородицы. Тогда же обитель была
обнесена оборонной стеной, построены другие
храмы, келлии для монахов, различные
хозяйственные сооружения.

Навеки запечатлено в памяти церковной событие
Збаражской войны 1675 года. 50-тысячный отряд турок
был отогнан от монастыря чудесным явлением над
Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с
распростертым омофором в руках, с небесными
ангелами и преподобным Иовом, молящимся
Богородице: да не предаст в неволю его монастыря.

В 1883 году указом Святейшего Синода монастырь был
удостоен звания Лавры, год за годом все более
благоустраиваясь.



Один из списков Почаевской иконы Божией Матери,
также находящийся в Лавре


1914 год. Первая мировая война. Из Лавры
вывозится все, что представляет какую-то
ценность: от колоколов до архива, библиотеки и
свечного завода. Чудотворный образ Почаевской
Божией Матери и мощи преподобного Иова в
серебряной раке были доставлены в Житомир, где и
пробыли до 1918 года. В обители пожелало остаться 18
человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в
августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь
военнопленных…

Недолго хозяйничали в Лавре иноверцы. В мае 1916
года в Почаев приходят русские войска, и в Лавре
возобновляются богослужения, возвращаются из
плена иноки, начинает налаживаться
хозяйственная жизнь обители. Но стремительно
меняются политические события. Уже с сентября 1920
года Волынь занимают польские войска, и с того
времени, вплоть до 1939 года, в монастыре
хозяйничает Польша. Существованию Лавры как
православной обители угрожает
«ревиндикция» – передача католический
церкви храмов. Против выступил весь православный
мир и отстоял свои святыни.

После Великой Отечественной войны Лавра вошла в
молитвенное общение с Русской Православной
Церковью. Совершались епископские хиротонии, в
том числе и лаврских насельников, для различных
городов Украины. И хотя типография, иконописная
мастерская, иноческая больница, а также
монастырская мельница, архиерейский дом, свечной
завод были отобраны у монастыря вместе с полями,
лесами, садами и хозяйственным инвентарем, все же
монастырь жил. Возвращались с войны монахи, в
храмах возносились молитвы, соединяя землю с
небом; паломники спешили поклониться почаевским
святыням.

60-е годы – времена новых испытаний. Над Троицким
собором в 1958 году с омофором в руках Пресвятая
Богородица в черной ризе снова являет Свое
покровительство. Она помогает пережить
тогдашние жестокие антирелигиозные гонения.
Монахов насильно изгоняли из келлий, обливали
водой из пожарных шлангов, лишали прописки,
сажали в тюрьмы, помещали в психиатрические
больницы… И это пережила обитель.

5 августа 1990 года Почаевская Лавра праздновала
750-летие основания обители. Торжество возглавил
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II. Вновь затеплилась лампада
монашеской молитвы в Свято-Духовском скиту,
который был закрыт во времена последних гонений.
При Лавре открыта воскресная школа, а немного
спустя и Богословское училище, впоследствии
преобразованное в Духовную семинарию.

Монастырю возвращены часть сооружений, сады и
земельные участки. Около 100 насельников молятся и
трудятся в монастыре. На первом месте –
наивысший монашеский подвиг – молитва,
благодаря которой не исчерпывается благодать на
Почаевской горе.

Новым торжеством правды и истины –
празднованием 400-летия перенесения чудотворной
Почаевской иконы Богородицы из замка Анны
Гойской – ознаменовала себя обитель в августе 1997
года.

Времена гонений переживает Лавра и ныне – уже в
независимой Украине – от недальновидных
политиков и правителей, но все же остается тем,
чем она была от начала своего существования, –
православной святыней христиан, защитницей
истинной веры. Сюда устремляется великое
множество паломников. В Святых воротах встречает
их икона Пресвятой Богородицы в огненном столпе,
как и благоволила Она впервые явиться на горе
Почаевской и оставить на скале след от Своей
правой стопы. Он находится в Успенском храме за
небольшой латунной оградой у первой колонны
справа, над стопой – ковчег с шелковым платом из
толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой
крышкой, подобный древнему алтарю. На плате –
изображение стопы Богородицы, а за ним на стене –
отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром
барельефное изображение явления Богоматери. Под
ковчегом на камне находится след самой стопы,
источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют
и уносят с собой благодатную воду, которая еще не
раз исцелит от душевных и телесных недугов.

В храме над царскими вратами в звездообразном,
сияющем драгоценными камнями киоте помещена
чудотворная икона Богородицы – вторая великая
лаврская святыня. Ее подарил в 1559 году греческий
митрополит Неофит госпоже Анне Гойской. Икона
эта писана в византийском стиле на небольшой
доске. Богородица нежно приклонила Свой лик к
Сыну, которого держит на правой руке, а в левой –
плат, им Она прикрывает ноги Богомладенца.
Десница Иисуса поднята для благословения всех,
для кого Он – путь, истина и жизнь. На главе у
Богоматери и Спасителя – короны с сиянием.
Сейчас эта великая святыня по благоговению
митрополита Киевского и всея Украины находится в
России.

За благословением к преподобному Иову, игумену и
чудотворцу Почаевскому, спускаются верующие в
Пещерную церковь, где подвизался он при жизни и
почивает после смерти. Его нетленные мощи лежат в
серебряной раке, пожертвованной графиней Анной
Орловой-Чесменской. Над ракой возносится
балдахин из белого итальянского мрамора.


Жизнь обители


Красоту монастыря, его духовную силу
слагают не только великолепно расписанные храмы
и мощные стены, но и те, кто живет и молится в
обители. Рано утром, с первой утренней зарей звон
колокольчика созывает иноков на первую
молитву-полунощницу (в половине пятого).

Мир еще спит, а у чудотворной иконы Богородицы
Почаевской начинается монашеская молитва. Она
освящает жизнь нового дня своего народа,
невидимо охраняя и укрепляя его. Под соборное
пение с высоты иконостаса плавно спускается
икона, и начинается акафист. Приложившись к ней,
братия узкой галереей идет в Пещерную церковь к
мощам преподобного Иова испросить у своего
святого игумена благословения на дневные
послушания. С шести часов утра в Пещерной церкви
совершается ранняя литургия, после которой
служится акафист у мощей преподобного. Потом в
соборе Успения или в Троицком соборе – вторая
(поздняя) литургия. После нее или одновременно в
других храмах (всего их в монастыре семь)
служатся требы, заказываемые богомольцами:
молебны, водосвятия, соборования, панихиды.

В час пополудни братия собирается в Трапезную
церковь во имя Святой великомученицы Варвары.
Это первое вкушение пищи, во время которого на
церковно-славянском языке читается житие
святого, его же память совершают в этот день. В
понедельник, среду и пятницу – постные дни. После
трапезы братия продолжает трудиться на
послушаниях: кроме молитвы и богослужения у
каждого есть свои обязанности.

В 17 часов – вечернее богослужение, которое
завершается крестным ходом братии и паломников.
Затем ужин и монашеское правило, после которого
братия расходится по своим келлиям. Но на этом
молитвенный труд инока не заканчивается. Каждый
читает еще свое келейное правило, избранное им
самим или установленное духовником: каноны,
акафисты, кафизмы…

Накануне празднования обретения мощей
преподобного (10 сентября) раку с его мощами с
молебным пением переносят в Успенский собор, а в
день праздника, после поздней литургии, ее
обносят вокруг собора и с пением тропаря заносят
снова в Пещерную церковь.

И праздничные, и повседневные богослужения в
монастыре – это очищение человеческой души,
стяжание благодати Божией. «Побывав в храмине,
где варится миро, нельзя выйти из нее не
благоуханным». Эти слова святителя Иоанна
Златоуста скажет каждый, кто хотя бы один раз
побывает в Свято-Успенской Почаевской Лавре.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *