Сѓр°Рјс‹Р№ древний РіРѕСЂРѕРґ италии: Прошлое ценим. Настоящее любим. Будущее создаем

Прошлое ценим. Настоящее любим. Будущее
создаем

Уголок земли

Татьяна Еськова
Прошлое ценим
Настоящее любим
Будущее создаем

Повод для разговора

Вот и встретил наш любимый город свой
750-й день рождения. Каждый горожанин старался
сделать достойный подарок городу: от красивого
балкона до целого сквера, от цветочной клумбы до
чудо-фонтана и отремонтированного фасада дома.

Наш коллектив придумал и воплотил
краеведческую программу «По страницам восьми
веков» для 6–9-классников девяти школ города.

Программа состояла из восьми блоков,
каждый из которых посвящен определенному веку в
истории города1. К каждому из
блоков творческая группа: авторы текста – T.И.Еськова,
директор Областной детской библиотеки им.
А.П.Гайдара, и Ж.П.Науменно, заведующая
отделом обслуживания старших школьников;
литературный редактор – М.Р.Богданова, заместитель
директора по научной работе; дизайнер и
художественный редактор – О.В.Корся, –
разработали «Азбуку века» (Азбуку ХIII века
см. в конце публикации). А еще библиотека
проводила с командой вводное занятие
«Путешествие по веку». В течение двух недель
участники игры выполняли самостоятельное
творческое задание «Что мне нравится в истории
культуры века».

Древние прусс и прусска

Всего участвовало более 100 учащихся и
не менее 100 взрослых: сначала библиотекари и
учителя истории, затем хореографы, режиссеры,
учителя труда; в разгар турниров подключались
учителя информатики, родители, директора школ. По
накалу страстей наши турниры не уступали
средневековым. Девять школ – девять команд,
представлявших века от XIII до XXI, которые они сами
выбрали, изучили свою эпоху, разработали
сценарий представления своего века, определили,
кто будет работать в команде, а кто – в группе
поддержки, подготовили костюмы, изготовили
атрибутику и так далее.

Схема проведения турниров:

· команда представляет век,
которому посвящен турнир;

· все участники турнира соревнуются
в знании истории данного века;

· соревнование капитанов;

· состязание между группами
поддержки команд и зрителями;

· домашние задания, персональные
тесты.

По окончании программы мы отмечали
среди победителей команду, капитана, самых
результативных члена команды, представителя
группы поддержки, зрителя. И непременно –
школьного библиотекаря – координатора
программы «По страницам восьми веков» в своей
школе.

За девять ежемесячных турниров
сложился детский коллектив единомышленников,
увлеченных изучением истории края и желанием
наилучшим образом продемонстрировать свои
знания, поделиться ими со сверстниками и
взрослыми.

А во что будем играть на следующий год?
Этот вопрос от участников программы нам,
библиотекарям-организаторам, стал настоящим
подарком. Не зря был прожит юбилейный год! Новую
программу мы решили посвятить истории городов и
районов Калининградской области, тем более, что в
2006 году нашей области – 60 лет. А разнообразие и
интерес в развитии турнирной борьбы внесет
участие 22 команд и детских библиотек городов и
районов области.

750 лет – 750 имен и событий

Из поздравления юным горожанам

Желаем
в отношениях с городом полного
Взаимопонимания!
Взаимоуважения!
Взаимной любви!
Надеемся,
что изучение истории нашего города и края, в том
числе и при помощи наших проектов и программ,
поможет всем нам жить счастливо на этой земле!!!

Пожелания юным калининградцам XXI века
от тех,

кто жил на этой земле

Век 13

Древний прусс: Земляки! Мы жили
на этой прекрасной земле более семи веков до
прихода крестоносцев, но исчезли, потому что были
сильны, но неграмотны. Помните, что только Знание
помогает жить в этом Мире.

Крестоносец: Крестоносцы
пришли на эту землю в XIII веке и до XVI века были
хозяевами Орденского государства. Мы шли
завоевывать земли «язычников», но не несли
«варварам» культуру. Жизнь и войны заставили нас
считать, что солдат предпочитается ученому, что
невежество – условие спасения души. К культуре
пруссов мы относились враждебно и высокомерно.

Просим вас помнить, что История
дорожит только теми народами и лицами, которые
жили человеческими страстями и отворачивается
от созданных холодным разумом организмов, и они
исчезают в общем ходе развития.

Век 14

Монах: Обращаясь к вам из XIV века, я
прошу не забывать, что Церковь была
покровительницей и основательницей искусств и
наук.

· 120 замков, построенных нами,
привели к расцвету искусства замковой
архитектуры, строительного мастерства,
художественных ремесел.

· Церковные хоры способствовали
развитию музыкального искусства.

· Сбор и хранение религиозных
рукописей на латинском языке послужил открытию
библиотек.

Новгородец: Торговля с
соседями была одним из важнейших направлений
хозяйства, как в Новгороде, так и в Орденском
государстве. Позднее мы стали торговать и с
Ганзейским союзом.

Надеюсь, не только в XIV, но и в XXI веке
понятно всем, что лучше торговать и жить в мире.

Век 15

Рыцарь: Настоящие Рыцари, честно
соблюдавшие свои обязанности, пользовались
великим почетом в Средние века. Уверен, что наши
правила важно соблюдать и в XXI веке: слово рыцаря
равносильно клятве. Вера его непоколебима. Семь
рыцарских добродетелей уместны и сегодня:
верховая езда, фехтование, владение копьем,
плавание, охота, игра в шашки (шахматы), сочинение
стихов в честь дамы сердца.

Горожанин: В XV веке Рыцарское
Средневековье уступает место Новому времени.
Люди понимают, что можно служить Богу и достойно
вести светскую жизнь. Они создают правила,
уставы, законы. Большой заслугой горожан была
организация «Прусского Союза». Изучая нашу
историю, вы можете убедиться в том, что если
законы создаются, они должны выполняться всеми.

Век 16

Герцог: Герцогское правление
принесло этой земле радость бытия. Я решил 4
важных вопроса: ввел светское правление, открыл
университет, основал типографии и библиотеки и
дал приют множеству людей, гонимых у себя на
родине. Даже в 50 лет я сожалел, что мало учился.
Думаю, вам будет полезен мой опыт: «Чем
образованнее власть, тем больше культуры она
притягивает».

Доротея: Я – Доротея Датская –
первая супруга герцога Альбрехта. Мы прожили
дружно 22 года, и я помогала ему во всем. Вам,
живущим в XXI веке, я желаю понимать и поддерживать
в добрых делах своих близких и друзей. Возможно,
тогда и вы останетесь в памяти этого города.

Век 17

Купец: В XVII веке наш город был
большим торговым перекрестком. Общественное
место купца: между дворянами и духовными лицами
– с одной стороны и учеными, художниками – с
другой.

В идеале купец должен быть знаком с
грамматикой, риторикой, астрономией, арифметикой
и классической философией.

Надеюсь, что в ваше время все так и
будет!

Царь Петр I: 300 лет назад я
побывал в этом городе с Великим Посольством. В
Европе я изучил множество интересных и полезных
профессий. Горжусь, что открыл окно в Европу. А
вам, калининградцам, суждено открывать окно в
Россию. Желаю успехов!

Век 18

Бант: В этом городе я прожил
счастливо 80 лет. Здесь я понял и сформулировал
свою философию. После меня уже 200 лет настоящие
люди ценят мою истину о звездном небе над головой
и моральном законе внутри каждого. Пусть и вам
пригодятся мои открытия.

Болотов: Я побывал в
Кёнигсберге во время Семилетней войны. Через
много лет я написал книгу, в которой признался в
любви к этому прекрасному, своеобразному,
фантастически интересному месту на Земле.
Надеюсь, что и вы, жители третьего тысячелетия,
любите и цените этот город! А может, и воспеваете
его в своих талантливых работах!

Век 19

Королева Луиза: Я – королева.
Все, что мне выпало в жизни, я выполняла достойно:
ценила семью, Родину, любила свой народ, боролась
с врагами, имела преданных друзей.

Каждому из вас желаю того же!

Александр I: Я был российским
императором четверть века, именно в те годы,
когда Россия подверглась жестоким испытаниям.
Меня, скептика, агностика и франкмасона, пожар
Москвы сделал верующим человеком. Я стал ценить
Бога, жертвы моих подданных и никогда не
подписывал позор моему Отечеству. Этого же я
желаю вашим правителям.

Век 20

Жительница Кёнигсберга: Мы жили
на этой земле семь столетий. Пусть следующие семь
столетий будут более мирными и счастливыми.

Житель Калининграда: 750 лет
истории нашего города, которые мы знаем и ценим,
дают нам надежду, что еще через 750 лет наши
потомки будут вспоминать о нас с пониманием и
уважением.

Из «Азбуки восьми веков»

XIII век

Крестоносец

Альтштадт (герм. «старый город») –
самый древний город вокруг Кёнигсбергского
замка, основан в 1286 году. Здесь жили знатные люди,
зажиточные рыцари и горожане. Располагался в
районе современной улицы Барнаульской, Дома
связи, заканчивался на юге у реки Преголи.

Балты – этническая общность людей,
сформировавшаяся к середине I тысячелетия до н.э.,
занимающая в то время территорию от Балтики до
Днепра и Оки. В XIX веке филологи выделили из
индо-европейских группу балтских языков:
литовский, латышский и прусский.

Бальга – самый древний замок на
территории нашей области, сооружен в 1239 году.

Восстание пруссов – попытки
вооруженного сопротивления пруссов Орденской
агрессии с 1233 по 1295 гг. Три фазы «восстания»
потерпели крах, но ослабили продвижение Ордена
на Восток.

Гербы – передаваемые по
наследству индивидуальные эмблемы. Появились в
XII веке в среде европейского рыцарства.

Гроссмейстеры – с 1237 года это
титул главы Тевтонского Ордена. За время
Орденского правления в Пруссии их было 36. 37-й
гроссмейстер – Альбрехт фон Бранденбург
прекратил деятельность гроссмейстеров и стал
герцогом.

Дуб священный – символ Верования у
пруссов. Находился в священной роще, называемой
«Ромове».

Европа, XIII век – все мотивы, цели
подаются как угодные богу. С одной стороны –
рассвет Эпохи Возрождения. В Италии – расцвет
искусства, во Франции, Германии, Испании –
возникновение новой литературы. С другой стороны
– средневековое мракобесие, религиозный
фанатизм. Крестовые походы. Инквизиция. Неудачи
на Востоке, поворот крестоносцев на Запад.

Жмудь – русское и польское
название племени жемайтов и исторической
области Жемайтии (Литва).

Жрецы – главные хранители
традиций праотцов, имеющие безграничную власть.
Реальные представители власти, совершающие
обряды. Вершили судьбы всей Ульмеригии от имени
языческих богов.

Замок – укрепленное жилище
феодала, возводимое в хорошо укрепленном месте.
Имеет башни, донжон (высокая башня), окружен
валами, рвами, стенами.

Исторические хроники о XIII веке. Наиболее
известная – «Хроника земли Прусской»,
написанная в 1326 году Петром из Дуйсбурга,
орденским священником.

Кёнигсберг (герм. «Королевская
гора») – замок основан в 1255 году, получил
название в честь короля Чехии Отакара II
Пржемысла. Город с таким названием был образован
в 1724 году из трех городов вокруг замка.

Кранц (Зеленоградск) – город в
восточной Пруссии. Основан в 1252 году.

Крепость – укрепленный пункт
(город), подготовленный к круговой обороне и
длительной борьбе в условиях осады.

Крестоносцы – участники крестовых
походов XI–XIII вв. (нашивали на одежду крест в знак
обета участников в походе).

Лабиау (Полесск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1258 году.

Ледовое побоище – 1242 год, битва на
Чудском озере русских войск под
предводительством Александра Невского с
ливонскими Меченосцами, полный разгром
крестоносцев.

Магистры – великие магистры, в
дальнейшем гроссмейстеры – руководители Ордена.

Мифология пруссов – сложная
многоступенчатая система. На вершине – Бог
Окопирмс – создатель мира. Ниже – главные
прусские боги: Перкунас – Бог грома, Потримпос –
Бог земледелия и войны, Пиколлос – бог смерти.
Ниже – группа природных божеств, Боги судьбы,
мастерства, света… Большое место в мифологии
отводится легендарным основателям прусского
народа Видевуту и Брутено и главным духам. Рядом
с ними занимал место верховный жрец
Криве-Кривайто. Имеются в мифологии сказочные
существа, гномы…

Нойхаузен (Гурьевск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1262 году.

Отакар II Пржемысл (1230–1278) – король
Чехии, один из руководителей крестового похода
на Пруссию. По его велению и при его материальной
поддержке был заложен замок Кёнигсберг, ставший
основой будущего города.

Орден (от лат. «ряд», «разряд»): 1.
Католическая монашеская организация с
определенным уставом.
2. Средневековая рыцарская организация
полумонашеского типа.

Тевтонский или немецкий Орден
зародился в 1190 году в Палестине во время
крестовых походов, как мирное госпитальное
братство христиан-монахов. В 1198 году было
преобразовано в духовно-рыцарский орден.
Согласно статутам у Ордена три задачи:

· защита христианских земель;

· распространение святого учения;

· госпитальная служба как
христианская социальная обязанность.

В XIII в. после неудач на Востоке Орден
обратил свое внимание на земли пруссов.

Пруссы (готск. «конь»; прусск.
«разум»; санскрит, «человек») – слово возникло в
начале VIII в.; среди множества толкований более
убедительно: «человек-конь», «люди-лошади» –
всадники, конники, военная дружина.

Пруссия – с X в. это понятие
обозначает совокупность 11 земель (Скаловия,
Надровия, Самбия, Натангия, Вармия, Бартия,
Помезания, Погезания, Галимбия, Судовия,
Сассовия), определяющую политическую структуру
территории между Вислой и Неманом.

Отакар II Пржемысл

Рагнит (Неман) – город в Восточной
Пруссии. Основан в 1288 году.

Раушен (Светлогорск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1258 году.

Ромове – священная роща с дубом
посередине. Духовный центр каждой из одиннадцати
прусских земель. Самая главная Ромове находилась
в Надровии, ею управлял верховный жрец
Криве-Кривайто.

Самбия (прусск. «земля») –
территория Восточной Пруссии, которую с V по
начало XII века занимали пруссы.

Тапиау (Гвардейск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1258 году.

Твангсте (Тувангсте) (прусск.
«запруда») – прусское городище на правом берегу
Преголи через которое проходил древний Янтарный
путь. На этом месте крестоносцами был заложен
замок Кёнигсберг.

Тильзит (Советск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1288 году.

Ульмигания, Ульмигерия, Ульмеригия (восточно-герм.
«Островное Царство») – названия земли пруссов.

Фишхаузен (Приморск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1268 году.

Хайнрихсвальде (Славск) – город в
Восточной Пруссии. Основан в 1292 году.

Христианство – одна из трех
мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).
Имеет три направления: католицизм, православие,
протестантизм. Общий признак, объединяющий
христианские вероисповедания – вера в Иисуса
Христа как Богочеловека, Спасителя мира.

Царство озер. Сотни озер и прудов
смотрят в мир с Калининградской земли:
озера-старицы, озера-пруды, озера ледникового
периода. Самое большое и знаменитое наше озеро
Виштынецкое – старше Балтийского моря.

Вурсхайт

Чины:

У пруссов:

· Криве-Кривайте – верховный жрец.

· Эварт-Криве – помощник верховного
жреца.

· Кривуле – разряд жрецов; судьи.

· Вайделоты – исполняли ритуальные
и административные функции.

· Вурсхайт – выборный деревенский
староста.

· Тулиссоны и лигашоны – ведали
похоронными церемониями.

В Орденском братстве:

· Рыцари в белых плащах с черным
крестом на левом плече – знать, основа тяжелой
конницы.

· Рыцари в серых плащах – «серые
братья» – вероятно, из мелких дворян и вовсе не
дворянского происхождения. Оказывали «белым»
различные услуги.

· Полубратья – местные горожане и
крестьяне, поступавшие на службу Ордену.

· Кнехты – пехота, хозяйственная
обслуга, набиравшаяся из «полубратьев».

· Братья – наемники из империи – не
являлись членами организации, не носили
рыцарские доспехи и имели легкое вооружение.

Шнуровая керамика – название
культуры древних находок на территории Пруссии,
в основном тарных сосудов, украшенных до обжига
сложными переплетениями оттисков крученого
шнура. Племена шнуровой керамики – прямые предки
пруссов.

Эстии (древнегерм. «живущие на
востоке») – далекие предки пруссов. Вплоть до IX в.
эту землю историки называли «Эстланд» (та же
«Восточная страна»).

Юдиттен-кирха – один из старейших
храмов города, сооруженный на западной окраине
города. Освещение кирхи состоялось в 1288 году. В 1985
году восстановленное здание кирхи было передано
православному храму – Свято-Никольской церкви
(ныне собор).

Язычество – «многобожие»,
«политеизм» – отсутствие веры в единого Бога.

Янтарь – самый первый самоцвет,
выделенный человеком. Упоминается более 200
оттенков. Владимир Даль дает такое определение:
«Янтарь, алатырь-камень – ископаемая смола,
выкидываемая морем».

Янтарный путь – был создан
древними балтами для активного обмена янтаря на
жизненно необходимое вооружение. Обмен этот
способствовал развитию, появлению первых
письменных заметок о Балтии.

____________

1 См. публикацию БШ.
– 2005 – № 4

Глава 1 1






:




⇐ 18 68 ⇒

Анна

Ноги скользили по талому снегу. Гирин ступал по-солдатски — на всю ступню, раскидывая желтые брызги. Два месяца прошло со времени его приезда в Москву, и только теперь он может выполнить просьбу друга. Два месяца, заполненных недоумением, бесконечными вопросами и хождением «по инстанциям». «Кто вызвал? Зачем вызвал?» — так встречали его, вопрошая с подозрением, как некоего ловкача, старающегося пробиться в столицу из «провинции». Не сразу сообразил Гирин, что его демобилизация и вызов были ловким ходом в какой-то игре, сути которой он не понимал; узнал лишь, что его кандидатурой, как шахматной пешкой, заперли ход кому-то, чье возвышение по научной иерархии стало невыгодным неизвестному, обладавшему достаточной властью, чтобы оформить приглашение Гирина в Москву.

Гирин не сомневался, что разгадает все, но пока мерзкое двойное чувство — обмана и самозванства — не покидало его и мешало как следует отстаивать свои права. «Но отбросим это пока…» Гирин извлек из кармана потертое письмо — посмертную просьбу друга-скульптора, погибшего на фронте шестнадцать лет назад. Долго пришлось дожидаться и просьбе, и самому Гирину, но — военный хирург и начальник госпиталя — он не мог выбрать время.





Да вот эта улица, за стадионом «Динамо»! Гирин еще раз посмотрел на план, сделанный четкой рукой художника. Большой серый Дом художников на Масловке показался суровым. В мастерских нижнего этажа за пыльными большими окнами двигались люди. Гирин вошел в широкий подъезд и повернул от лестницы направо в коридор, загроможденный гипсовыми отливками статуй, бюстов, голов и вовсе бесформенными кусками гипса с торчащими из них проволоками ржавого каркаса. Они неприятно напоминали Гирину обломки гипсовых повязок, кучи которых накоплялись в углу двора его большого госпиталя. В темном коридоре Гирин подвигался ощупью, извлекая из кармана фонарик. Первая, вторая, третья дверь… здесь! Но на двери висел продетый в кольца замок. Пришлось постучаться напротив, туда, где слышался разговор.

Маленький человек в халате, донельзя замызганном гипсом, вопросительно улыбнулся.

— Не скажете ли, как попасть в мастерскую Пронина? — спросил Гирин.

Улыбка исчезла с лица маленького человека, а его собеседник — небритый человек в очках и черном поношенном пальто — нахмурился.

— Пронин, он знаете ли… — забубнил он.

— Знаю все, — перебил Гирин, — мне надо найти его мастерскую.

— Мастерская его занята другим скульптором… мною, — ответил человек в пальто.

— И давно?

— С пятидесятого года. Уже одиннадцать лет!

— Но как же скульптуры Пронина?

— Что ж поделать, выставили в коридор. Думали, кто возьмет из родственников, а у него их нет… или не интересуются.

— Вы сами скульптор и так спокойно об этом говорите? Ведь это варварство!

— Э, бросьте, такими вещами полна жизнь. Куда деваться? Я сам, когда вернулся, то нашел свое… там! — художник показал в сторону двора, на котором громоздилось тоже немало обломков скульптур как памятник творческой борьбе и несбывшимся надеждам.

— Кстати, — продолжал он, — у Пронина почти ничего не было, только десяток небольших эскизов. Накануне войны он работал над единственной статуей…

— Да, да, где же она? — насторожился Гирин.

— Здесь.

— Как здесь?

— Где же еще? Там вот, в конце коридора. Сохранилась, не отдали на дрова в войну…

— На дрова? — Даже выдержанный Гирин не мог скрыть возмущения.

— Кому она нужна! Из всех нас только Пронин упорствовал с нагой натурой. До войны было ему совсем плохо. Да и теперь в искусстве обнаженность… хм, не в моде. Натурализм, буржуазно…

— Спасибо, я все понял. С вашего разрешения посмотрю на статую. Всего хорошего!

Гирин шагнул в коридор, не обратив внимания на недоумевающие взгляды, которыми обменялись оба скульптора. Он поднял фонарик и сразу увидел у простенка за последней дверью большую деревянную статую в полтора человеческих роста. Окруженная безликим хламом изуродованных скульптур, она стояла в свободной и открытой позе, резко выделяясь живой тканью дерева среди белой слепоты гипса. Дерево потрескалось — глубокие черные трещины бороздили руку статуи и лицо справа, рассекали во всю длину левый бок и левое бедро, покрывали мелкими продольными штрихами всю фигуру. Гирин направил фонарь на лицо статуи. Она, Анна! Из глубины прошлого, через непереходимую бездну, отделявшую мертвую от живого, поднялось, ожило чувство утраты. Густая темная пыль покрывала голову и плечи статуи, будто древний знак скорби, и ее открытая обнаженность была так беззащитна здесь, в холодном углу грязного коридора, что сердце Гирина сжалось, как в те давно прошедшие годы, когда беззащитность живой и юной Анны была предметом его острой жалости.

азряженная батарейка фонаря быстро сдавала, свет мерк, но Гирин уже освоился с темнотой коридора и сунул фонарь в карман. Пахнущий плесенью полумрак скрыл неприглядность окружающего, трещины и пыль на статуе, которая ожила в неопределенной таинственности очертаний. Лицо скульптуры в мерцающей игре теней стало лицом той Анны, которую он увидел впервые много лет назад… Мгновение — и он уже стоял в сводчатой комнате с аркадами высоких окон — кабинете его учителя профессора Медникова, в одном из многочисленных корпусов Военно-медицинской академии Ленинграда…

Девятнадцатилетний студент первого курса, он отправлялся выполнять свое первое самостоятельное исследование. Профессор, веря в его способности, поручил ему добыть образцы питьевой воды, в употреблении которой он видел причины возникновения болезни Кашин-Бека в трех селах Поволжья. Загадочная болезнь выражалась в поражении суставов ног, преимущественно коленных. В суставах исчезал хрящ, и головки костей, лишенные хрящевой прослойки, терлись друг о друга при ходьбе так, что поверхность кости делалась отполированной. Нечего и говорить, что такая ходьба была очень мучительной — и от боли, и от затрудненности движений, скрипа и хруста в коленях. Болезнь встречалась только в трех деревнях одного района, соседствовавших с селами, в которых никогда не бывало и признаков этой болезни. Селения, пораженные болезнью Кашин-Бека, были давно известны в Забайкалье, на реке Урове, но там в дополнение к ней встречалось развитие зоба — зобная болезнь, как тогда считалось, вызывавшаяся отсутствием йода в чистейшей воде горных речек района. Профессор Медников подозревал, что и болезнь Кашин-Бека тоже обусловливалась нехваткой каких-либо химических веществ в воде или почве. Задача Гирина заключалась в том, чтобы собрать образцы почвы с полей и воды из колодцев и речек как из пораженных болезнью деревень, так и — обязательно — из совершенно здоровых соседних сел. Путем этого сравнения профессор хотел установить недостаток какого-либо из редких элементов и получить ключ к объяснению странного заболевания.

Так студент Гирин в знойное лето 1933 года оказался на великой русской реке. Он уже сделал большую часть работы, когда в один из пасмурных дней ему понадобилось переехать на высокий правый берег Волги. Переправа через могучую реку — длинное дело, и паромщики подолгу выжидали, пока не наберется достаточно народу. Гирин, которого благодаря военной форме все считали за солдата, весело перешучивался с задорными девушками, успел и серьезно потолковать со старым паромщиком, покуривая моршанскую полукрупку, пока, наконец, обшарпанный паром отчалил от берега. Всего две телеги переезжали на правый берег, и на площадке парома было свободно. Гирин остался на корме, рядом с паромщиком, изредка подававшим негромкую команду своим опытным помощникам. Три молодые женщины задумчиво выплевывали шелуху семечек в волжскую желтоватую воду, а девушки собрались в кучку на носу, оживленно болтая о каких-то богородских парнях, явно более авантажных, чем ребята-односельчане. Только одна девушка стояла особняком, глядя на воду. В ее позе заметно было напряженное отчуждение, и, несмотря на то, что ее отделяло от подруг расстояние не более сажени, Гирин почувствовал, что это целая пропасть.

Теплый низовой ветерок нанес тучи поплотнее, поверхность реки стала оловянно-тусклой, брызнуло мелким, смахивающим на туман дождем. Правый берег расплылся в завесе дождя, стал далеким. Девушки замолчали, и даже крепкие важные молодки перестали выплевывать кожуру семечек.

— Эй, запевай! — крикнул старик паромщик. Гребцы рявкнули нечто хриплое, прокашлялись и после второй попытки умолкли окончательно.

— Позавчера престол был, — подмигнул Гирину синеглазый парень в косоворотке, — горла-то, знаешь, как надрали. Не можем теперь петь. Дядя Михаил, — обратился он к старшому, — с нами Нюшка Столярова переезжает. Пусть поет, перевезем бесплатно!

— А я и так ее всегда бесплатно беру, — ответил бородач, — за отца. Нюша!

На оклик старшого обернулась стоявшая отдельно девушка. Гирин увидел скользящий взгляд темных глаз, взмах ресниц и несколько вьющихся прядок золотистых волос, выбившихся из-под косынки. Лицо девушки — широковатое, с высокими скулами — нельзя было назвать красивым, но в нем было что-то выделявшее ее из всех находившихся на пароме женщин. Тревожное, почти смятенное внимание, лукавство, доброта и горечь как-то странно перемешивались на лице девушки, мгновенно сменяя друг друга. Привлекательное, но неспокойное лицо.

— Петь, что ли, тебе, дядя Михаил? — спросила девушка.

Бородач ласково кивнул.

По тому, как насторожились девушки и подняли головы похмельные гребцы, Гирин понял, что Нюша должна быть певуньей. Он не ошибся. Девушка повернулась к низовью реки, взявшись за перила парома, поставила босую и мокрую ногу на перекладину. Минута молчания, и глубокий сильный голос — настоящее меццо-сопрано — пронесся по серому туманному простору реки.

Ночь темна, темнешенька, в доме тишина…

С детства знакомые слова старинной песни о тяжелой женской доле зазвучали с трагической силой и чувством. Гирин — сам любитель музыки и неплохой по студенческим меркам певец — замер. Пожалуй, он впервые слышал столь яркое исполнение «Лучинушки». Очень шла эта грустная мелодия к бессолнечному дождливому вечеру на широкой реке, к притихшей группе людей на стареньком, усыпанном трухою сена пароме, к размеренному аккомпанементу скрипучих весел. А голос Нюши несся и звенел над Волгой!

Я ли не примерная на селе жена, Как собака верная, мужу предана!

Яростная тоска песни невольно заставляла Гирина сжимать кулаки. Девушка умолкла, низко опустив голову, и паромщики издали дружное «Уфф!».

— Да, поет… — неопределенно ухмыльнулся синеглазый гребец. — Ну-ка, Нюша, давай еще!

— Дай отдохнуть девке, ишь ты какой, — вступился старый паромщик, — пусть-ка другие теперь поют. — Глаза его озорно блеснули, уставившись на Гирина. — Вот тут студент, товарищ будущий доктор… (Гирин увидел, как Нюша вздрогнула и подняла голову.) Неужели не сможет показать, как в столице поют?

— Я не из столицы, из Ленинграда, — поправил старика Гирин, — и до доктора мне как до неба.

— Все равно, еще того лучше — первый город, — не смутился паромщик. — Айда качай, студент!

Несколько секунд Гирин размышлял, что же спеть своим случайным попутчикам. И, отвечая внезапному желанию исполнить серьезную вещь, которая подходила бы к настроению этого вечера на реке, но не была бы полна такой отчаянной тоски, как «Лучинушка» Нюши, Гирин запел серенаду Шуберта:

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной…

Он пел, глядя на девушку, и замечал, как становилось строже ее лицо, а гибкая ладная фигура выпрямлялась, будто в стремлении подставить себя всю под звуки песни.

Никогда еще не пел он с таким воодушевлением, протестуя против дремучей деревенской судьбины, только недавно начавшей поворачиваться к настоящему свету.

Чувство неведомо откуда взявшейся силы помогло ему наполнить торжествующим властным призывом последние слова серенады:

И на тайное свиданье приходи скорей!

Приди, приди!..

— Эй, зазевались, ворочайся, а то придется бечевой подымать! — прервал молчание недовольный бас старшого. Гребцы начали поспешно рвать весла, и паром сошел со стрежня в тихий затончик под красными обрывами крутого берега. Еще несколько минут — и мочальные веревки были надеты на вбитые в дно колья. Гребцы потащили трапы для съезда телег.

— Здоров петь, студент! — крикнул ему синеглазый парень, как давнему знакомому. — Вот бы вас в пару с Нюшкой-то! Приходи, завсегда перевезем без копейки, только пой!

Гирин улыбнулся паромщикам и сунул гривенник в заскорузлую руку дяди Михаила, заканчивавшего сбор денег.

— Торопишься, доктор? — проворчал старик. — Тебе, чаю, в Никольское?

— В Никольское. А может, у вас там есть кто знакомый? — спросил Гирин.

— Тебе чего, на квартиру стать? А сельсовет? — Так мне недели на две, хочется по сговору у хороших людей.

— Постой-ка! Нюша! — окликнул он уже спрыгнувшую на берег девушку-певунью. — Не возьмешь ли студента-то? Изба ведь большая да пустая!

Девушка залилась неожиданно темным, жарким румянцем.

— Да я бы рада… может, маме чего посоветует товарищ доктор… Только сами знаете, дядя Михаил, чем гостя-то пестовать, хозяйства нету.

Гирин не мог подавить в себе желание познакомиться с привлекательной и какой-то странной девушкой.

— Ну и что ж, — вмешался он, — разносолы мне ни к чему, а ведь молока да хлеба достанете? Если не стесню…

— Чего там, — явно обрадовалась девушка, — если только вам не покажется… ну, можно и перейти куда.

— Вот и сговорились, — довольно сказал старшой, как бы торопясь окончить дело. — Ты, доктор, ежели не торопишься, то посиди, покури со мной. Хочу еще спросить тебя насчет науки.

— Давай покурим… А как вас найти, Нюша?

— Как по этой дороге подойдете к селу, увидите крайний дом. Село невелико, один порядок, левая сторона долгая, правая короче. И тут сразу через ложбину справа бугорок, а на нем пятистенок с резным крыльцом.

— Гляньте, девки, Нюшка себе еще хахаля нашла! — вдруг визгливо крикнула одна из попутчиц, высокая, в темно-красном платке с цветами. — Сговаривается! Смотри, Нюшка, будет тебе от уразовского сынка выволочка! И студенту, я чай, достанется!

Девушка повернулась как подхлестнутая и быстро пошла в гору, скользя по размокшей желтой глине и не оглядываясь.

— Что вы, как вам не стыдно! — крикнул Гирин.

— Чего там, стыдно? Гулящая она! Иль тебе лестно?

— Пошли прочь, кобылищи! — грубо приказал старик паромщик. — Только и знают страмить человека, а за что?

— Знаем за что! — хором закричали девушки и со смехом пошли по дороге.

Старик, недовольно хмурясь, отсыпал на ладонь махорки из коробки Гирина.

— Почему это они? — спросил Гирин. — Девушка какая-то очень хорошая.

— Такую не скоро найдешь. Да неладно у ней судьба сошлась. Я всю их семью знаю.

— В чем же ей не повезло? Я сразу заметил, что у нее что-то неладно.

— Ага, студент, остановила взгляд твой Нюша! Да и впрямь только слепому не заметить. Поживешь у них, может, поможешь чем, советом каким-то по лекарской части. Ладно это я удумал тебя на квартиру сосватать!

— Так…

— Не топчись, все объясняю порядком. Отец, вишь, Нюшкин — верховой волгарь, столяр, взят в дом к ейной матери. Воевал в германскую и гражданскую, вернулся не то чтобы партийным, но сознательным и, конечно, по всем новым делам коноводом. Село это старое, богатое, кулаков много, а подкулачников и того больше — не полюбился им Павел, Нюшкин отец. Только еще разговоры о коллективизации пошли — случись тут кулацкая заварушка… — Старый паромщик нахмурился и запыхтел козьей ножкой.

— Восстание? — спросил Гирин.

— Нет, так, пальба бандитская. По ночам в окна стрелять да за кустами подкарауливать… Ну, между прочим, рассчитались и с Павлом. Вечером, как сидели Павел с женой да с Нюшкой за ужином, ворвались в избу двое с наганами и со страшной руганью Павла застрелили. Так мозги напрочь и вылетели. Жена Павлова, Нюшкина мать, повалилась как неживая, а Нюшка, тогда совсем девчонка, зверюкой на них бросилась. Ну, кто-то из бандюг ее двинул, не скоро в себя пришла.

— азве никто выстрелов не слышал?

— Дом у них, сам увидишь, на краю села. А ежели кто и слышал, так ведь боятся, всяк о своей шкуре.

— И что же дальше?

— На том все и кончилось. Нюшкина мать с той поры не встает, не говорит, мычит только. уки-ноги совсем отнялись. И Нюшка при ней как прикованная — куда денешься от родной матери? Дом хороший, хозяйство — все пошло прахом. Что девка одна-одинешенька-то сделает? Бьется как рыба об лед, батрачит, стирает, огородом малым пробавляется.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *