(авторы: В.И. Уколова, Л.П. |
Брут.II в. до н.э. | Портрет римлянки.I в. н.э. |
2. Жилища римлян. Жилища богатых
аристократов представляли собой просторные дома
или даже дворцы с садами (виллы), искусственными
водоемами и холмами, водопадами и террасами.
Помещения делились на гостевые и
предназначенные для частной жизни. В центре дома
находилось открытое помещение — атрий.
Посередине атрия был бассейн, в центре которого
устанавливалась статуя. Бассейн окружали
колонны. В крыше над ним делался проем, чтобы
через него проникал свет. Стены богатых домов
украшались росписями. Полы были мозаичными.
Этрусский атрий.Реконструкция |
Мозаика — узор или изображение,
выполненное из кусочков камней или разноцветных
плиток.
Загородные виллы римских богачей окружали
великолепные сады со статуями. Нередко здесь
были домашние зоопарки с диковинными животными.
Хозяева любовались удивительными рыбами,
которых разводили в специально сооруженных
водоемах.
В Риме и других городах существовали
многоэтажные дома — инсулы с
комнатами-каморками, в которых жила беднота. Эти
дома напоминали муравейники. Дома ремесленников
в городах строились из подручных материалов. Они
были невелики и не очень удобны. К жилому
помещению примыкала мастерская.
Инсула |
Крестьяне жили в хижинах, при постройке
которых использовались дерево, солома. Огород
являлся источником пропитания крестьянина и его
семьи.
3. Одежда римлян. Римлян называли «народом,
облаченным в тогу». Эта верхняя одежда из
отбеленной шерсти была знаком принадлежности к
свободным римлянам. Юноша облачался в тогу, когда
становился взрослым и получал права гражданина.
Претенденты на государственные должности
надевали белую тогу (кандиду). Отсюда
произошло слово «кандидат».
1 |
|
|
1 — римский воин времен |
Тога представляла собой полотнище до 5
м в длину и 2 м в ширину. Один его край был прямым, а
другой — закругленным. По тому, как тога
драпировалась на теле, судили о ее владельце —
его положении в обществе, образовании, культуре,
вкусе. Обучение драпировке тоги было столь же
важным, как и обучение красноречию.
Сенаторы носили тогу с пурпурной каймой. Тога
полководца-триумфатора была пурпурного или
красного цвета. Впоследствии такая тога стала
знаком императорского достоинства. В Риме одежда
подчеркивала общественное положение, знатность
и богатство.
Простолюдинов презрительно именовали «народцем,
носящим тунику». Действительно, в короткой
рубахе без рукавов — тунике — было удобно
работать. Тунику носили и как нижнюю одежду. Тогу
же простые римляне надевали в особо
торжественных случаях. Женщины поверх туники
носили столу — одежду вроде широкой юбки. У
римлян в обиходе были разного рода плащи —
короткие и длинные.
Узорчатый хитон.Изображение |
Бедняки нередко ходили босиком. Вообще
же римская обувь была довольно разнообразной —
кожаные сандалии на плотной подошве,
башмаки-сапоги с ремешками. Воины носили
специальные сапоги — калиги, подошва которых
крепилась особенно прочно. Обувь красного цвета
была знаком знатности, высокого положения в
обществе. Женщины носили обувь на платформе,
которая зрительно удлиняла ноги и увеличивала
рост. Изобретательность женщин в прическах не
знала предела. Волосы красили, завивали, посыпали
золотой пудрой. Мужчины коротко стриглись.
Начиная со II в. в моду вошли бороды. Ювелирные
украшения были разнообразны. Их носили и женщины,
и мужчины. Голову императора венчала диадема —
венец из золота, украшенный драгоценными
камнями.
В последние два века империи римская одежда
испытала сильное влияние варваров. Мужчины,
особенно воины, стали носить штаны (варварские бракка,
отсюда «брюки»).
4. Еда и питье римлян. Сегодня, говоря об
итальянской еде, мы сразу вспоминаем макароны. Но
в древности их и в помине не было. Основной пищей
римлян были хлеб, маслины, оливковое масло, сыр,
овощи. Потребление мяса и рыбы зависело от
количества денег в кошельке. Богатые могли есть
их постоянно, а бедные — только по праздникам.
Фрукты и амфораФреска из Помпей. I в. н.э. |
Римские званые обеды — пиры —
были непременной частью жизни знатных и богатых
людей. На них затрачивались огромные средства.
Подавалось огромное количество блюд. Восхищение
гостей вызывали блюда необычные и дорогие,
привезенные из дальних стран фрукты.
5. Бани. Любимым местом отдыха и развлечений
римлян являлись общественные бани — термы.
Это были огромные, роскошно отделанные здания с
бассейнами, залами для игр и бесед, садами,
библиотеками. Римляне нередко проводили здесь
целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В
термах обсуждались и важные общественные дела,
заключались сделки.
Римские термы.Реконструкция |
Императоры строили бани для римского
народа. В начале IV в. в Риме было двенадцать
императорских бань и множество бань,
принадлежавших частным лицам. Частные бани были,
конечно, несравненно скромнее императорских.
О размерах императорских терм свидетельствует
хотя бы то, что термы императора Диоклетиана
выглядят грандиозным сооружением даже рядом с
современным вокзалом Термини в Риме — крупным
современным транспортным узлом. В термах
императора Каракаллы могло одновременно
свободно находиться более полутора тысяч
человек.
6. Римская школа. В римской школе могли
учиться все имевшие возможность заплатить за
обучение. Большинство граждан посылали своих
детей в школы. Существовало множество частных
школ, но со времен императора Веспасиана
государство все больше брало на себя заботу об
образовании, давая деньги на содержание школ и
оплату учителей.
Школы для небогатого люда обычно размещались при
какой-нибудь лавке, мастерской художника или
ремесленника. Лишь занавес отделял школу от
основного помещения. Дети сидели на полу, а
учитель — на стуле. Перед ним был небольшой
поставец (кафедра). Обстановка в школе царила
непринужденная, хотя применялись и телесные
наказания. За провинность или невыученный урок
ученика могли высечь розгами. Ученики, как
правило, хором повторяли слова учителя. Дети из
состоятельных семей могли обучаться дома. Для
этого к ним приглашали педагогов-наставников.
Часто учителями были греки.
Римский пастухБарельеф |
Образование родители стремились дать
не только мальчикам, но и девочкам. Те, кто хотел
достичь высот в науках, могли продолжить
обучение в высших школах, таких, например, как
Афинская или Александрийская, где преподавали
выдающиеся философы и ученые. В начальной школе
детей учили читать, писать и считать. На более
высокой ступени обучения изучались грамматика, диалектика
— искусство правильно мыслить и рассуждать,
риторика — ораторское искусство, затем
математические науки, куда входили арифметика,
геометрия, астрономия и музыка. На занятиях по
музыке изучали теорию мировой гармонии, а не
искусство игры на различных инструментах.
Надгробная плитаначального учителя Фурия Филокала |
До нас дошел учебник, написанный в
последний век Римской империи. В нем подробно
изложены предметы, изучавшиеся в римской школе.
Образование в Древнем Риме ценилось. Оно давало
возможность молодому человеку сделать
общественную карьеру, добиться лучшего
положения в обществе.
Быт римского крестьянина
(из древнеримской поэмы)
Десять зимних часов уже долгая ночь отсчитала,
Песнею звонкой рассвет возвестил караульщик
крылатый,
В это время Симил, пахатель малого поля,
С брюхом голодным на весь остаться день опасаясь,
Тело с трудом оторвал от убогой, низкой постели,
Времени даром Симил не теряет, в праздности сидя:
Ищет припасов других, чтоб к Церерину дару в
прибавку
Блюдо состряпать (ведь хлеб без закуски в горло
не лезет).
Близ очага у него не висели на крючьях для мяса
Окорока или туша свиньи, прокопченная с солью:
Сыра только кружок, посередке проткнут
тростинкой,
Был повешен на них и пучок укропа засохший.
О каких занятиях крестьянина упоминается в
документе?
Почему зима была тяжелым временем для
крестьянина?
1. «Накройте стол» для знатного и незнатного
римлянина.
2. Составьте письмо к матери от лица юноши
(девушки) с описанием досуга, развлечений в Риме.
3. Сравните дом простого и знатного римлянина
и египтянина.
4. Что способствовало появлению в Риме
государственных школ?
5. Объясните, почему римляне редко
становились учителями.
6. Какое значение придавалось образованию в
Риме? Сравните с Грецией, Китаем.
Времен связующая нить
Нить Ариадны помогла вам пройти путь от
возникновения предков человека до конца истории
Древнего мира.
Вы узнали, что главным итогом очень долгого
периода первобытности было формирование
человека современного типа. Важнейшим в человеке
стало то, что он оказался созидателем. Человек
начал осваивать, а затем и преобразовывать
природу, создал начала религии и искусства,
освоил земледелие и скотоводство, научился
строить дома и города.
На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. человек
перешел от первобытности к цивилизации. Он
создал первые государства, письменность,
научился жить в больших сообществах, сочетать
свои интересы с интересами других людей, т.е.
сделал решительные шаги по направлению к
цивилизованной жизни.
Каждая древняя цивилизация имела свой
неповторимый облик. Однако в устройстве и
развитии древних цивилизаций было и много
общего, вспомним хотя бы их воинственность,
существование неравенства. Ступенчатые
пирамиды, например, строили древние египтяне, но
и шумеры, вавилоняне, древние жители Америки
придавали такую же форму своим храмам. В VI в. до
н.э. произошли огромные сдвиги в культурах
древних народов. В Древней Персии, Древней Индии,
Древнем Китае возникли новые религии —
зороастризм, буддизм и конфуцианство,
проповедовали последние великие иудейские
пророки, а в Древней Греции зародилась философия.
Это было время большого духовного прорыва
древних народов, приведшего в дальнейшем к
высочайшему взлету культуры.
ТкачихаНастенная живопись. |
Современная цивилизация множеством
незримых нитей связана с историей Древнего мира,
в которой находятся истоки народов и государств,
языков и культур.
Европейская цивилизация, часть современной
мировой цивилизации, восприняла и развила
культурное и политическое наследие античности и
зародившегося в ее недрах христианства. В
современной китайской цивилизации живет
конфуцианство, а в цивилизациях Юго-Восточной
Азии — буддизм.
Само слово «цивилизация» имеет древний
латинский корень, так же как и столь привычные
нам понятия «культура», «федерация»,
«конституция», «республика». Из Древней Греции
пришли такие слова и явления, как политика,
демократия, философия, стратегия.
В Древней Греции родилось понимание того, что
«человек — мера всех вещей», а в Древнем Риме
была предпринята попытка обосновать и защитить
права человека.
Античный мир дал примеры республиканского строя,
демократии, явил образ настоящего гражданина,
умеющего разумно сочетать права и обязанности.
Человек, читающий свитокПо барельефу на римском саркофаге |
В древних цивилизациях были заложены
основы многих современных наук — математики и
астрономии, медицины и физики, истории и
философии. В них же сложились определенные
представления о красоте, которым следовало в
своем дальнейшем развитии искусство, были
созданы архитектура и театр, поэзия и музыка.
Русскую литературу, например, невозможно
представить без античных образов и мифологии.
Воистину древние воздвигали «нерукотворный
памятник» себе в самом нетленном и прекрасном
материале — душах людей с вечно живущей в них
жаждой прекрасного и высокого.
История Древнего мира показывает, насколько
плодотворным может быть мирное взаимодействие
цивилизаций и взаимопроникновение культур. В
наше время мы особенно остро ощущаем единство
человечества. Благодаря развитию техники, новым
видам транспорта, средствам массовой информации,
и особенно компьютерам, люди, народы, страны
оказались тесно связанными. Важные события
мгновенно могут стать достоянием всех землян.
Компьютеры образовали вокруг земного шара сеть
передачи информации и знаний. Возникла единая
информационная цивилизация, ее называют
глобальной, или мировой.
В основе современной мировой цивилизации —
наследие Древнего мира, оно питает и культуру, и
сознание современных людей, даже если они не
вполне отдают себе в этом отчет. История — нить
Ариадны — связывает прошлое, настоящее и
будущее.
:
:
|
⇐ 40 44 ⇒ – Кончена.
И опять слово упало безадресно, сказанное не то самому себе, не то бесчувственному пространству, но никак не Илье Ильичу.
– Неправда. – Илья Ильич решил бороться до последнего. – Пускай здесь нет солнца, земли и неба, но есть люди, оставшиеся живыми, несмотря на свою смерть. Вы нужны этим людям, и, значит, вы сами живы.
– Тут нет людей. – Взгляд чёрных глаз, словно привезённых из Италии, где Гоголь провёл худшие свои годы, наконец осмысленно остановился на лице Ильи Ильича. – Кругом одни трупы нарумяненные, а я первый среди вас. Душно…
Почти цитата, произнесённая автором, живо напомнила Илье Ильичу разговор с отцом, который помнил только то, что сохранилось в памяти живых. Неужто такая же судьба ждёт любого из живущих в Цитадели? Тогда всё, что он сделал для Илюшки, было зря.
– Не верю, – возразил Илья Ильич таким же не подлежащим обсуждению, императивным тоном. – Ваши книги, повести и комедии, вами написанные, продолжают жить там, среди живых. Вас помнят, читают, любят. О какой смерти вам можно говорить?
– Смерть души. Книги, написанные по глупости, которые я устал проклинать, не дают сгнить ветхому Адаму, отчего нет освобождения душе. Простой земледелец стократ счастливее величайшего среди избранных: он прожил в нищете отпущенные ему дни, умер и забыт. За свои малые грехи он отмаялся в здешнем чистилище и воссоединился с господом, а те, кто прогремел в мире суетной славой, вынуждены прозябать здесь вечно. Грех гордыни – страшнейший среди прочих, за него я и наказан.
– Оставьте. – Илья Ильич уже вполне усвоил манеру говорить, выставляя точку после всякой фразы. – Есть грехи страшнейшие. Недавно я видел одну женщину. Она убила своё дитя, но её преступление осталось неизвестным. – «Что за чушь, каким языком я выражаюсь?» – мелькнула неуместная мысль, но остановиться или сменить лексику Илья Ильич уже не мог. – За своё преступление она не понесла никакого наказания ни при жизни, ни сейчас. Скоро она пропьёт последние монеты – и что? – воссоединится с господом? И вообще, о каком чистилище вы говорите? Вы же православным были при жизни.
– Я и сейчас православный. А чистилище – это фигура речи, не более. Не суетному разуму определять строение мира. Никакого доверия разуму оказывать нельзя, особенно в отношении путей и препятствий к спасению. Что мы можем знать о той женщине? Быть может, она страдала от содеянного так, что сполна искупила свой грех. Недаром же она пьёт горькую чашу.
Илья Ильич усмехнулся, вспомнив отреставрированную, но уже опухающую морду Анютиной матери. Вот уж точно – страдалица, такую ещё поискать!
Куда-то исчез пиетет перед писателем, которого ставил выше иных и прочих. Гений сгинул, остался всего лишь христианин, неотличимый от квакера, что мыл посуду в заведении уйгура. Вера всех стрижёт под одну гребёнку и умеет нивелировать самый могучий ум и самую великую душу.
– А ведь в Цитадели вместе с вами обитают многие святые мужи, отцы церкви, в том числе и православной… Как это согласуется с утверждением о наказании за грехи?
– Свят не поп, свята благодать, – раздражённо ответил собеседник. – Много званых, мало избранных. Значит, лживая молва зря объявила этих людей безгрешными. Тот, кто устроил сущее, разбирает самые щекотливые струны души, и раз эти люди здесь, значит, тому есть причина.
– Удивительной должна быть причина, собравшая в одном месте всех, кем человечество по праву гордится.
– И тех, кем оно стыдится, тоже, – эхом откликнулся Гоголь. – От нас ждут смирения, но тщеславие людское не знает границ, и сюда люди принесли все свои пороки. Игрища, балетные скакания, разврат и гордыню. И никто не хочет задуматься, отчего на стенах стоят воины Нимврода и Навуходоносора.
– Тиглатплассара Третьего, – поправил Илья Ильич, который перед штурмом специально этот вопрос проштудировал.
Однако Гоголь не заметил поправки или не счёл нужным заметить её.
– Прежде эти люди были ловцы зверей, теперь они ловцы душ. Но ловят они не для царя небесного, а для своего господина. Нас стерегут наши собственные пороки, а мы живём, словно внешняя смерть не касалась нас траурным крылом. Подумать только, Пушкин до сих пор пишет стихи! Пушкин, который умел видеть правду, как никто! Зачем и для кого?
– Для людей.
– Здесь нет людей, – заученно повторил Гоголь. – Все умерли. Все!
азговор слепого с глухим, состоящий из утверждений, всякое из которых вопреки смыслу и правилам грамматики заканчивается безапелляционной точкой.
И тогда Илья Ильич задал вопрос, которого не должен был задавать:
– Скажите, а вам не кажется, что на самом деле вы умерли не в пятьдесят втором году, а в ту минуту, когда швырнули в огонь вашу книгу?
Сидящий вскочил, замахал руками, крылатка чёрным нетопырём забилась над плечом:
– Прочь! Прочь! Дьявол!
Почему-то Илье Ильичу почудилось, что сейчас его швырнёт, словно от стен Цитадели, но всё же перед ним был не древний ассириец, а писатель, проникавший некогда в самые глубины человеческой души. И как бы ни калечила его жестокая болезнь, ударить ближнего он не может. Особенно ударить при помощи ненавистных денег.
Гоголь побежал, тоже без помощи лямишек и мнемонов, увязая ногами в рыхлом, побежал, как спасается человек от страшного и отвратного зрелища. This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink. |