Сђрµр»Рёрірёсџ древних египтян фото: Царица, ставшая сыном Амона-Ра

Царица, ставшая сыном Амона-Ра

 

Решившись на единоличное
правление,

Хатшепсут повелела изображать себя
с традиционной царской бородкой

Статья
для подготовки уроков по теме «Древний Египет».
5-й класс.

При виде сохранившихся на стенах
древнеегипетских храмов надписей и картин,
рассказывающих о правлениях фараонов, далеких
экспедициях, удачных военных походах или
иллюстрирующих повседневную жизнь Египта того
или иного времени невольно думаешь: что же было
написано и изображено под ними? Почему был
уничтожен комментарий к несохранившемуся
барельефу?
Традиция стирать старые надписи, ставшие по тем
или иным причинам неугодными правителю,
возникла, видимо, одновременно с самим
появлением надписей на стенах. Однако порой эта
традиция играла злую шутку с фараонами: тот, кто
еще вчера старался стереть своего врага в пыль,
как и его имя на камне, сегодня сам терял право на
память, а значит, и на жизнь в загробном мире на
священных полях в окружении семи очаровательных
богинь Хатхор, так как его имя навсегда
стесывалось мастерами-писцами.

В 1490 г. до н.э. в Египте умер фараон XVIII
династии Тутмос II, незадолго до смерти
завещавший престол и корону царя Верхнего и
Нижнего Египта своему малолетнему сыну
Тутмосу III. Опекуном и соправителем нового
фараона стала его мачеха Хатшепсут. Однако такой,
казалось бы обычный для нас, акт передачи власти
от отца к сыну в глазах древних египтян имел один
очень важный аспект, связанный прежде всего с
религиозными представлениями египтян того
времени.
Как гласили древние предания, однажды в семье
жреца родился мальчик, отцом которого был сам
верховный бог Амон, предсказавший, что его сын со
временем станет правителем объединенного
Верхнего и Нижнего Египта, а все его потомки тоже
будут считаться сыновьями бога и его
наместниками на земле. Именно это божественное
родство и будет давать им право на титул фараона.
Таким образом, приблизительно в середине III тыс.
до н.э., в Египте сложились религиозные
представления, согласно которым фараон считался
не столько человеком, сколько божеством. Таким
образом, правящий фараон был, как полагали
древние египтяне, сыном не своего отца,
предшествующего фараона, а верховного бога
Египта — Ра, а в более поздние эпохи — Амона-Ра.
Следовательно, каждый фараон почитался как
полубог-получеловек, рожденный земной женщиной
от бога. Полная титулатура фараона официально
фиксировала это «родство с богом», которое
отражалось также в документах и литературных
памятниках, где правитель назывался сыном
Амона-Ра. Логично, что жена и мать фараона
считались супругами бога.
При вступлении каждого нового фараона на престол
проводились специальные религиозные обряды,
которые должны были подтвердить родство
будущего правителя с богом. Как правило, для
демонстрации такого родства, насколько наивным
бы нам это ни казалось, достаточно было
многочисленных изображений и надписей к ним, где
Амон изображался рядом со своим «сыном», будущим
правителем Египта. Одновременно с этим в храмах
появлялись изображения, на которых Амон-Ра
передавал знаки власти новому царю. Нередко
проводился еще один обряд, во время которого
статуя бога Ра жестом, а иногда и голосом
благословляла наследника на царствование.
Современные исследования показали, что такой
эффектный ритуал, в глазах египтян выглядевший
как сошествие божества на землю, обеспечивался
специальными механизмами, находившимися внутри
огромной статуи и приводимыми в действие жрецами
храма. При этом стоит добавить, что сама
атмосфера древнеегипетского храма располагала к
мистике. Так, направляясь к храму, египтяне, как
правило, проходили по аллее, залитой ярким
солнцем, а войдя в храм, человек оказывался
покруженным в почти полную темноту, ибо храм не
имел окон, лишь в самом верху, в потолке,
находилось небольшое отверстие, через которое
проникали редкие солнечные лучи. Этот контраст
был особенно разительным после солнечной улицы
— и вот в этом полумраке, казавшемся сначала
полной темнотой, начинали проступать очертания
статуи, размеры которой в несколько раз
превышали средний рост человека. В глазах
древних египтян сошествие божества во время
проведения этого обряда, как, впрочем, и
подлинность изображенного в храмах, не могли
быть поставлены под сомнение.
Таким образом, древние египтяне полагали, что
только мужчина мог быть фараоном, ибо только
мужчина являлся сыном и ставленником бога на
земле и именно поэтому имел право на управление
Египтом. Конечно, история этой цивилизации знала
не одну царицу (Нитокрис, Нефрусебек, Таусерт и
др.), но они были именно царицами-регентшами,
правящими от имени своих малолетних детей.
Религиозные представления определяли их место в
земной иерархии власти: они были женами
верховного бога, но не его земными воплощениями,
и они никогда не претендовали на титул фараона.
Хатшепсут же, став опекуном Тутмоса III,
решилась нарушить многовековые устои Египта и
быть не просто царицей при полубоге — пасынке, а
самостоятельным правителем Египта — фараоном.

Портрет Хатшепсут.

Царица изображена с
традиционным
головным убором
фараона

Черты лица царицы

постепенно
приобретают
мужской облик

Хатшепсут-Мааткара.

Теперь на изображениях
царица выглядит как
мужчина-фараон

Первое время Хатшепсут правила вместе
с законным наследником, об этом говорят многие
сохранившиеся документы и изображения. Так,
например, на скале Вади-Магара, на Синайском
полуострове, находятся изображения Хатшепсут и
Тутмоса III, приносящих жертвы божествам. Сколь
долго продолжалось это совместное царствование
сказать трудно, по свидетельству разных
источников оно длилось от 12 до 16 лет. Но уже в это
время Хатшепсут повелевает исправлять ранее
сделанные изображения в храмах, согласно которым
Тутмос II передавал власть своему сыну, а
Амон-Ра признавал его своим сыном и законным
правителем Египта. Именно эти изображения
являлись одним из важнейших подтверждений права
на престол и подчеркивали божественную природу
малолетнего правителя. По приказу царицы на
подобных изображениях имя Тутмоса III
следовало заменить ее именем, а большая их часть,
возможно, была уничтожена. Как уже говорилось,
практика стирания или изменения надписей и
изображений была широко распространена в
Древнем Египте. Это было гораздо быстрее и
дешевле, нежели полностью переделывать роспись
на том или ином здании, к тому же
древнеегипетские изображения были скорее
символами и не стремились к портретному
сходству, а надписи, которые требовалось
изменить для достижения поставленной цели,
представляли собой устоявшиеся словесные
формулы, и их не было необходимости полностью
переписывать. Таким образом, достаточно было
изменить только одно имя на другое — и, согласно
изображениям, теперь Амон-Ра признавал Хатшепсут
своим воплощением на земле, а Тутмос II
назначал ее своим преемником. Понятно, что
подобные изменения требовали много времени, но,
как уже говорилось выше, царица достаточно долго
правила совместно с пасынком.
Любопытно отметить один факт: египтяне той эпохи
считали, что их боги верят настенным
изображениям и надписям. Именно с этим связана
традиция расписывания стен гробниц текстами,
прославляющими умершего фараона. Так, на стенах
практически любой гробницы знатного египтянина
можно найти так называемую «Исповедь отречения»,
с которой душа умершего обращалась к богам во
время суда в загробном мире. В ней говорилось о
том, что умерший при жизни не совершил ни одного
греха, за который боги могли бы осудить его. Кроме
того, практически все население Древнего Египта
было неграмотным, поэтому настенные изображения
служили одним из наиболее доступных источников
информации.
Таким образом, можно предположить, что Хатшепсут
стремилась показать именно себя законным
преемником Тутмоса II. Однако для этого
необходимо было обосновать свое божественное
право на престол, оспорив его у Тутмоса III.
Видимо распознав намерения мачехи и опасаясь
возможных преследований с ее стороны, законный
наследник с верными ему людьми бежал из
столичных Фив в Буто — болотистую местность в
Дельте Нила, где, по легенде, богиня Исида
скрывала своего сына Гора от преследовавшего его
бога Сета. Приблизительно в это же время
Хатшепсут велела изображать себя с царской
короной, но в женском платье.
Все шло к тому, чтобы царица стала не только
единоличным правителем, но и фараоном, формально
не нарушая при этом религиозной традиции. Вскоре
официальное изображение царицы меняется почти
до неузнаваемости — оно все более принимает
мужской облик: женское платье заменяется
коротким плиссированным фартуком, который
традиционно носили все фараоны, исчезает женская
фигура, черты лица становятся более грубыми,
плечи — широкими, появляется характерная для
фараонов бородка, и в довершение всего Хатшепсут
изменяет свое имя на имя Мааткара, что в переводе
означает «Справедлива душа Ра».
Так царица обрела новый образ: реально оставаясь
женщиной, в глазах бога она стала мужчиной.
Теперь никакие религиозные установления не
смогут помешать ей обрести титул и власть
фараона: она носит мужское имя, на изображениях
подчеркивается ее принадлежность к мужскому
полу (даже на парадных портретах она
изображается с характерной бородкой), надписи и
изображения в храмах свидетельствуют о
признании ее законным правителем как
Тутмосом II, так и богом Амоном-Ра.
Правление Хатшепсут пришлось на начало Нового
царства. Эпоха Нового царства (XVI—XI вв. до н.э.)
была временем небывалого расцвета Древнего
Египта: уже в самом ее начале произошли
значительные изменения в экономике. Началось
широкое применение бронзы, были изобретены
ножные меха, облегчившие обработку металла,
усовершенствован плуг, зародилось стеклоделие,
стали использовать шадуфы — сооружения для
подъема воды, напоминающие колодезных журавлей,
что привело к увеличению производительности
труда в сельском хозяйстве. Однако главным
условием экономического и политического
расцвета Египта в этот период было изгнание
гиксоских завоевателей и основание новой,
египетской династии фараонов, вернувших Египту
былую независимость, а впоследствии совершивших
множество блестящих военных походов. Из
покоренных государств, среди которых были Сирия,
Палестина, Эфиопия, Пунт, Хеттское царство, в
Египет ввозилось золото, серебро, лес, мирра,
ладан и небывалое доселе количество пленных.
Однако, несмотря на столь успешную внешнюю
политику и экономический подъем, эпоха Нового
царства была для Египта временем сложных
династических интриг и заговоров.
Новое царство было временем грандиозного
строительства. Не стал исключением и период
правления царицы-фараона. Одной из наиболее
грандиозных ее построек явился храм Хатшепсут,
который назывался джесер-джесеру, что означает
«самый возвышенный из возвышенных», он был
расположен в западной части Фив. Сейчас от него
остались одни руины, они впервые обследованы
были в 1891 г. египтологом Навиллем, затем его
реконструкцию продолжили Уинлок и Барэз, а с
1961 г. и до настоящего времени работы
продолжили сотрудники Польского центра
средиземноморской археологии.

Храм Хатшепсут. Вид со стороны центрального
входа

Строительство этого храма заняло
примерно 15 лет, и он был закончен на 22-м году
правления Хатшепсут. Как показали современные
исследования, первоначальный замысел в ходе
строительства претерпел небольшие изменения,
видимо, строители наткнулись на ранее
незаконченное сооружение и возвели здание
нового святилища, использовав его фундамент.
Место, выбранное Хатшепсут для строительства
своего храма, было неслучайным. Он расположен в
живописной священной Долине Царей, которая к
тому времени более 500 лет была посвящена богам
загробного мира. Рядом находился храм Амона и,
наконец, всего в нескольких сотнях метров от
храма строилась гробница, которую Хатшепсут
повелела воздвигнуть для себя. Казалось, царица
хотела взирать на храм даже после своей смерти.
К храму вела аллея сфинксов, которая
заканчивалась в первом дворе, ограниченном на
западе портиком с 22 колоннами и украшенном по
бокам двумя колоссами, изображавшими царицу. От
первого двора ко второму и к верхней террасе вели
два пандуса, рядом с ними были построены две
часовни: в честь богини, кормящей души умерших,
Хатхор, и в честь бога загробного мира Анубиса.
Барельефы портика иллюстрировали два самых
важных события правления царицы: в южной части
была изображена экспедиция в далекий Пунт, а в
северной — божественное происхождение
Хатшепсут — ее зачатие от бога Амона-Ра,
представшего в образе ее земного отца
Тутмоса I.
Часовня Хатхор состояла из нескольких залов со
сводчатыми потолками. В одном из залов
сохранилось изображение главного архитектора
храма и воспитателя дочери Хатшепсут Сенмута,
гробница которого была найдена недалеко от этого
храма. Кроме того, в нем находилось множество
изображений, на которых царица в мужском обличье
разговаривает с богом Амоном.
Вторая терраса вела во двор, состоящий из двух
зон, посвященных культу царей и поклонению
солнцу. Здесь же находился и алтарь солнца, около
которого и происходили главные богослужения
храма. В северной части двора стояла еще одна
часовня, посвященная Анубису. Трудно сказать,
почему сразу две часовни в этом храме были
посвящены одному богу; для Древнего Египта это
достаточно уникальный факт. Никаких документов,
проливающих свет на подобный замысел, до сих под
не обнаружено.
С вестибюля террасы открывался ход в часовни,
посвященные культу Хатшепсут и Тутмоса I.
Но не только строительством величественных
храмов ознаменовалось властвование
женщины-фараона. Если в первые 20 лет правления
царицы египетское войско практически не
участвовало в дальних походах и лишь охраняло
границы Египта от иноземных вторжений, то в
последующие годы внешняя политика Египта стала
более активной. Наиболее известна знаменитая
экспедиция в страну Пунт. Несколько залов храма
Хатшепсут содержат барельефы, рассказывающие
нам об этом путешествии. Плаванье проходило
вдоль берегов Красного моря, которое древние
называли Великое Зеленое море. Но где же
находилась таинственная страна Пунт?
Тексты-комментарии к изображениям не дают
сколько-нибудь полноценной информации. Но,
согласно источникам, египтяне плавали в Пунт еще
в III тыс. до н.э., главным образом для пополнения
запасов ладана и мирры, которые были необходимы
для религиозных обрядов и медицины. Так,
например, мирра использовалась как
бальзамирующее средство при изготовлении мумий.
Что же касается реального географического
расположения страны Пунт, то место, которое
египтяне называли «Страной бога», находилось на
берегах Красного моря. Учитывая среднюю скорость
корабля той эпохи (3—4 узла) и время, уходившее на
экспедицию (30—40 дней пути вдоль побережья при
попутных северных ветрах и около трех месяцев
обратного пути на веслах против ветра), можно
предположить, что загадочный Пунт находился не
дальше мыса Гвардафуй — самой южной точки
Красного моря. Именно в этом регионе
действительно произрастают мирра и ладан. Таким
образом современные исследователи установили,
что Пунт находился в районе африканского мыса
Горн, на побережье современных Эфиопии и
северного Сомали.

Статуя Мааткара,

украшавшая храм Хатшепсут

Изображения и надписи храма Хатшепсут
повествуют о погрузке на борт кораблей корицы,
ароматического дерева, золота, смолы, эбенового
дерева, слоновой кости, сурьмы, мартышек, собак,
местных жителей и редких животных. В качестве
особо ценных подарков из Пунта в огромных кадках
привезли мирровые деревья, которые затем были
посажены рядом с храмом Хатшепсут. Кроме того, из
экспедиции в Египет привезли талантливых
художников, расписавших многие залы царского
дворца и храма пейзажами далекого Пунта.
Барельефы, доходя до конца северной части
портика, вначале изображают возвращение
экспедиции в Фивы и взвешивание важных товаров, а
затем рисуют прибытие бога Амона в
Дейр-эль-Бахри, где и находился знаменитый храм
царицы. Сама Хатшепсут изображена обращающейся к
Амону с речью, в которой подчеркивает значимость
своего похода и благодарит своего божественного
отца за помощь в нем. Амон же, согласно надписям,
возносит хвалы царице, удовлетворенный тем, что
она таким образом исполнила его волю и принесла
богатые дары богам Египта.
В целом, царствование Хатшепсут было довольно
спокойным и мирным временем для Египта. Границы
государства остались неизменными, численность
населения достигла примерно трех миллионов
человек. Незадолго до конца своего царствования
царица-фараон повелела построить еще один храм.
Строительство развернулось к востоку от Долины
Царей, на противоположном берегу Нила недалеко
от Карнака. Так называемый Красный храм Хатхор и
его изображения рассказывают нам о последних
годах правления Хатшепсут-Мааткара. Царица,
выбирая место для постройки, остановилась на
одном из почетнейших участков (да и само имя
Хатшепсут переводится с египетского как «первая
из почтенных»), именно здесь во время священных
праздников останавливалась ладья Амона-Ра.
Все изображения и надписи храма были посвящены
только царице: она выступает как великий фараон
Египта, как верховный жрец, разговаривающий со
своим отцом богом Амоном… Только на одном
изображении можно заметить фигуру Тутмоса III,
но на большом расстоянии от Хатшепсут, он
находится как бы в стороне от богов и египетского
престола. Фактически законный правитель Египта
лишь наблюдает, как правит его мачеха, поправшая
многовековые религиозные устои. Однако в
последние годы своего правления царица, видимо,
всерьез стала опасаться возвращения своего
пасынка и его мести. Только этим можно объяснить
метаморфозы, происходившие в это время с ее
изображениями, сохранившимися в Красном храме
Хатхор. Портретное сходство статуй Хатшепсут из
Карнака с Тутмосом III настолько велико, что
порою понять, кого же именно изображает данная
скульптура можно только по личному вензелю
Хатшепсут или Тутмоса III.
В 1468 г. до н.э. из изгнания возвратился Тутмос
III. Однозначно определить, произошло ли это в
конце правления Хатшепсут или сразу после ее
смерти, невозможно, но известно наверняка другое.
Пасынок, став полноправным законным правителем
Египта, мстил своей мачехе за все годы своего
вынужденного изгнания. Повсеместно по его
приказу мастера стирали, сбивали и уничтожали
все изображения, печати, тексты, упоминавшие имя
Хатшепсут-Мааткара. В глазах древних египтян это
было самым суровым наказанием. Согласно их
представлениям, тот, чьи изображения и имя были
уничтожены, вскоре забывался своими родными, да и
боги переставали заботиться о его загробной
жизни, и душа человека умирала окончательно.
Таким образом, своими действиями Тутмос III
лишил Хатшепсут загробной жизни и сделал все
возможное, чтобы время ее правления было забыто
как можно скорее. Впоследствии он даже прибавил
годы совместного с ней и ее самостоятельного
правления к годам своего пребывания у власти.
По приказу Тутмоса III в храме Хатшепсут в
Долине Царей были стерты все ее имена, а ее
изображения присвоены новым фараоном. Вскоре был
полностью разрушен Красный храм Хатшепсут, а на
его месте построили новое святилище, в фундамент
которого заложили куски красного кварцита и
черного гранита, оставшиеся от прежнего храма.
Идентифицировать более 300 обломков удалось
только в конце XX в. А собрать их воедино и
восстановить происходившие тогда события смог в
1996 г. француз Франсуа Ларше. Сегодня храм,
простоявший в древности лишь несколько
десятилетий, отреставрирован и открыт для
посетителей. Была изучена и гробница Хатшепсут,
засыпанный вход в которую обнаружил в 1904 г.
Говард Картер. Склеп оказался полуразрушенным,
на одном из найденных в нем саркофагов было
написано, что он изготовлен по приказу Хатшепсут
для ее отца, а на другом — что здесь лежит сама
царица-фараон. Но самой мумии царицы не
обнаружили, и до настоящего времени достоверно о
ее смерти ничего не известно.

Храм Хатшепсут. Вид со двора.

Фрагмент

Правление Хатшепсут завершилось. И мы
можем в заключение задаться вопросом: а были ли
продолжатели царицы-фараона в египетской
истории, те, кто не побоялся нарушить вековые
религиозные обычаи и установления? Правящий
через 150 лет после Хатшепсут Аменхотеп IV (Эхнатон)
провел религиозную реформу, сделав верховным
богом Египта Атона, в честь которого вскоре была
построена новая столица. Именно Аменхотеп первым
из всех египетских фараонов повелел изображать
себя максимально реалистично, откинув прежние
художественные каноны, согласно которым
изображение царя было скорее символом, чем
портретом. Одновременно с этим правители Нового
царства передают часть своих функций, например:
руководство храмовым судом, обращение к богам за
советом при принятии важных политических
решений, верховным жрецам. Подобная политика,
которая неоднократно нарушала прежние
религиозные и идеологические представления и
традиции древних египтян, привела к тому, что на
какое-то время в Египте оказалось сразу два
верховных бога — Амон-Ра и Атон, женщина смогла
стать фараоном, а жрецы, чья власть непомерно
возросла, смогли свергнуть правящую ХХ династию
фараонов и тем самым положить начало новому
периоду в истории Древнего Египта — Позднему
царству.

Наталья РОССЕЛЬС

 

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

Бругш Г.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *