Рёрјрµрѕр° философов древней греции: Отечественная история

Ивановская частушка




Принципов для объединения частушек было найдено немало: формальный,
географический, топографический, тематический, возрастной, функциональный и т.
д. Существует народная и научная классификации частушек. Эти классификации не
исключают друг друга, но дополняют: народная классификация определяет
направление научной мысли.




Создатели частушек всегда проявляли максимум изобретательности, рубрикуя
частушки по их разновидностям. «Сбирушка», «Набирушка», «Трясогузка», «Прищелка»
– все эти названия указывают на то, что данные песенки состояли из не связанных
между собой текстов, свободно исполнялись и могли собираться каждый раз
по-новому в «песню». Определение «частушка» указывало на родство этого жанра с
«частой» (быстрой) песней. Те частушки, которые демонстрировали связь с народной
смеховой традицией, получали названия «скоморошины», «прибаски», «присказенки».
Географический и топографический  принципы отражались в наименованиях частушек
по месту их происхождения и исполнения: уральские, костромские, рудничные,
фабричные и т. п. Группировались частушки исполнителями и по тематическому
принципу – «про любовь», «про войну», и т.д. Известный гармонист Ивановского
края А. Мякишев выделял частушки-запевочки, любовные, свадебные, озорные,
«барыня», «цыганочка», «Семеновна», «прощальные», «яблочко».



Как только частушки стали
объектом собирания и исследования, их тут же начали классифицировать. В. И.
Семаков располагал тексты в своем «Сборнике деревенских частушек» (Ярославль,
1913) по тематическому диапазону: «Речи милому», «Признание в любви», «Упреки
милому», «Наказ милому», «Девичьи упреки милому-изменнику», «Совет милому»,
«Прощальные речи молодца к милой», «Обращение родителей» и т. д. Д. К. Зеленин в
сборнике «Песни деревенской молодежи» (Вятка, 1903) также учитывал тематические
характеристики, но счел возможным разделить частушки и по отдельным жанровым
признакам, например, «Юмористика», «Из практической философии». П. А. Флоренский
в своем неопубликованном сборнике «Собрание частушек Костромской губернии
Нерехтского уезда» последовал за народной терминологией и выделил следующие типы
частушек: хороводные, частые, ходовые, выкрички «на  свадьбишной и иной пляске»,
похабные. В «Сборнике великорусских частушек» (М., 1914) Е. Н. Елеонской был
принят географический принцип.



Но и  позже ведущим
принципом объединения частушек оставался тематический. Так,  в объемном сборнике
Н. И. Рождественской и С. С. Жислиной (М., 1956) частушки рубрикованы в три
группы: «Частушки о старой жизни», «Частушки о новой жизни», «Частушки о любви».
В основу структуры сборника Ф. М. Селиванова «Частушки» (М., 1989), вышедшего в 
многотомной серии «Библиотека русского фольклора»,  также положена тематика
частушек.



В антологии З. И. Власовой
и А. А. Горелова «Частушки в записях советского времени» (М.; Л., 1965) материал
располагается по хронологически-областному принципу. В сборнике Л. А. Астафьевой
«Частушки» (М., 1987) хронологический сочетается с тематическим, в связи с чем
исследователь выделяет такие разделы частушек, как дореволюционные, советского
времени, о любви, частушки деревенских гуляний.



Вместе с тем, в научных
исследованиях предлагались и иные основания для классификации частушек. Н. П.
Колпакова выделила четыре типа частушек: собственно частушка плясовая,
«Семеновна», «Страдания» [Колпакова,
264—288.]. А. А. Горелов в основу жанровой классификации положил особенности
композиции, введя понятия субъективно-лирической формы (частушка как лирический
или повествовательный монолог) и объективно-лирической формы (частушка как
сообщение, повествование, зарисовка) [Горелов,
5—27.]. И. В. Зырянов свою классификацию частушки связал с основными функциями
этого жанра, сложившимися в процессе бытования. Исходя из этого, он выделил 9
типов частушек: лирические, гимнические, лозунговые, сатирические и
юмористические, детские припевки, частушки-припляски, пословичные,
частушки-загадки, нескладухи-перевертыши [Зырянов,
122—131]. А. И. Лазарев в своем исследовании «Трудные темы изучения фольклора»
(Челябинск, 1998)  сгруппировал частушки в четыре разряда в зависимости от
функционального содержания: частушка-исповедь, частушка-характеристика,
частушка-ситуация, частушка-анекдот.



Поиски оснований для
классификации частушек продолжаются. Анализ  классификаций научной и народной
позволяет сделать вывод, что эти два типа взаимно дополняют друг друга.
Географический, тематический, функциональный и другие принципы объединения
частушек используются как их создателями, так и учеными.


***



Русская частушка уникальна,
это особый вид народного творчества. Частушка одна из немногих живых и активно
развивающихся жанров русского фольклора.



Новых сказок, былин,
исторических песен уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют в каждой
деревне, сочиняют новое на основе старого. Если  литература обращается к чужому
тексту как к цитате, то  в фольклоре чужой текст всегда «раскавычен», он
органично и легко вплавляется в устную импровизацию. Вот, например, очередная
частушка-импровизация:



Как у наших, у ребят



Голова из трех частей:



Карбюратор, вентилятор,



И коробка скоростей.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *