Рїсђрµр·рµрѕс‚ацисџ охота древних людей: Становление древних цивилизаций

Сказка в Енисейской приказной избе енисейского казачьего десятника Константина Иванова с товарищами о посольстве к монгольскому табуну Турухаю.

Сказка в Енисейской приказной избе енисейского казачьего десятника Константина Иванова с товарищами о посольстве к монгольскому табуну Турухаю.

 

1647 г. июня 29.
Сказка в
Енисейской приказной избе енисейского
казачьего десятника Константина Иванова
с товарищами о посольстве к монгольскому
табуну Турухаю.

/л. 359/
155-го июня в 29 день. Приход
служилых людей Енисейского острогу
десятника казачья Костьки Иванова да
служилого ж человека Ивашка Самойлова да
новоприборново человека Ивашка Ортемьева
к мунгальскому князю Турокаю-табунану
1 з
государевым жалованьем, з бобром, да с
выдрою, да с рысью, да с собольми с
парою, да сукна лазоревого вершек. И
против того он, князь, чем государю бил
челом и что им, служилым людем, толмачем
говорил:

Князь Турокая-табунан
против царского величества, государя
нашего царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии и жалованья
встал, в которое время государя нашего
они, служилые люди, про государево
величество и жалованье ему, князю, речи
говорили, слушал и государево жалованье
у них, у служилых людей, бобра и выдру и
рыси и соболи и вершек, принял и поднял
на голову, и государю нашему царю и
великому князю Алексею Михайловичю всеа
Русии поклонился. И после того у них, у
служылых людей, он, князь, спрашивал:
для де чево государь ваш вас к нам
послал — земли ли де нашей и нас
проведывать и смотреть?

И служилые люди Костька с
товарищы ему, князю Турокаю-табунану,
про государьское величество государя
нашего царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии речь говорили,
что государь их, служылых людей, по
своему государеву величеству и
милосердому жалованью послал в свою
государеву заочную вотчину в Сибирь, а
велел им государь наш царь и великий
князь Алексей Михайлович всеа Русии
служылым людем итти из Енисейского
острогу с атаманом с Васильем
Колесниковым и с служилыми людьми в
новую землю на Байкал-озеро и проведать
про серебряную руду и про серебро, где
та серебряная руда есть, и как ис той
серебряной руды /л. 360/
серебро делают, и в котором государстве
или в которой земли, и какие люди у той
серебряной руды живут, и как ис той
серебряной руды они серебро делают.

И князь Турокай-табунан
государя нашего царя и великого князя
Алексея Михайловича всеа Русии служилым
людем по ево государеву указу про
серебреную руду и про серебро сказал,
что де у него серебряной руды нет, а
есть де серебряная руда у Богды-царя
2, и
серебро; а которое де царство, того он
им, служилым людем, не сказал. И им де
тот царь по их вере силен, и серебра де
у них много. А снаряд де у него — пушки
медные большые и всякое огняное оружье
есть потому ж, как де и у вашего
государя. А про нашего государя он,
Турокай-табунан, слыхал от Китайского
государства, что де ваш государь грозен
и силен 3. И
велел им, служилым людем, он, князь
Турокай-табунан, ехати к мунгальскому
царю Чичину 4
для того, что он, Турокай-табунан, под
его рукою, а ведает де про него, царя
Богду, он, мунгальской царь Чичин.

Приход служилых людей к
мунгальскому царю Чичину. Он
Турокая-табунана с его вожы ехали, а
встретил их ево царев посольской дияк, а
спрашивал де их потому ж, что и
Турокай-табунан. И служилые люди ему,
цареву дьяку, говорили, чтоб им к
мунгальскому царю
 Чичину
итти. И мунгальской царь Чичин их,
служилых людей, к себе в то время взять
не велел, а велел им дати юрту добрую и
честь.

Да на другой день ево ж
царев дьяк им, служилым людей, сказал:
только де у них есть от их государя
подарки, и он де их велить к себе
призвать. И служилые люди государя
нашего царя и великого князя Алексея
Михайловича всеа Русии по его государеву
указу говорили, что государь наш своих
государевых служилых людей велел к ним,
иноземцом, посылать, не бояся их, потому
что государь наш царь и великий князь
Алексей Михайлович всеа Русии надо всеми
неверными и непокорными цари грозен и
силен, а послал де наш государь царь и
великий князь Алексей Михайлович, всеа
Русии /л. 361/ обладатель
и самодержец, свое государство
жалованье, однорядку сукна голубово, да
3 бобра, да 3 выдры, да вершек сукна
красново дати ему, мунгальскому царю,
посылкою, а не в подарки.

И мунгальской царь Чичин
велел их, служилых людей, вести к себе,
а идучи им велел, видя юрту свою, перед
нею кланятися и садитца на коленках. И
служилые люди милостию небесного царя и
паметуя ево государево царево я великого
князя Алексея Михайловича всеа Русии
крестное целованье и милость, не бояся
его, мунгальского царя, слова, к нему не
пошли и государева жалованья ему посылки
не дали.

И мунгальской царь Чичин
велел государя нашего царя и великого
князя Алексея Михайловича, всеа Русии
самодержца их, служилых людей, по…
поить и кормить довольно, а изо… Да им
же велел дать… в сажени… потому, что
они руской государевы указные ж печатные
сажении аршина не знают, и велел их от
себя проводить ко князю своему
Турокаю-табунану с честию бережно. А на
походе они, служилые люди, у царева ж
дьяка про серебряную руду и про серебро
спрашивали, где та серебряная руда и
серебро есть. /л. 362/

И царев дьяк им, служилым
людей, про тое серебряную руду и про
серебро сказал, что де серебряной руды и
серебра есть у Багды-царя много в горах
в каменю, а для де береженья у той
серебряной руды живут у него, царя,
доброво дельново конново войска людей по
20 000 с оружьем беспрестанно, а одежа
их — куяки железные под камками и под
дорогами, а кони у них потому ж под
железными полицами, а бой их огняной
всякой пушки и всякой наряд, так же, как
де и у вашего государя, а берегут де
твое серебряную руду у него, Богды /л.
363
/ царя, от Китайского и от
нашего Мунгальского государств, а наш де
мунгальской царь посылает к нему,
Богде-царю, по тое серебряную руду
менять собольми, а ломати де им,
мунгальским людей, велят тое серебряную
руду самим мерою, а лишка де им ломати
не велят, а словут де те люди желлинцы,
которые тое серебряную руду берегут 5.

Приход служилых людей от
мунгальского царя Чичина к
Турокаю-табунану. И Турокай-табунан им,
служилым людей, честь воздал потому ж, и
дал им, что принести к нашему государю
царю и великому князю Алексею
Михайловичю всеа Русии золота усичек да
чашку серебряную. А ходят де от него,
мунгальского царя Чичина, по тое
серебряную руду к Богде-царю в одну
сторону 3 месяца коньми. А ныне де он,
Турокай-табунан, для нашего государя
царя и великого князя Алексея
Михайловича, всеа Русии самодержца,
посылает по тое серебряную руду к
Богде-царю с собольми полтораста человек
на велбудах /л. 364/. И
государю нашему царю и великому князю
Алексею Михайловичю всеа Русии он, князь
Турокай-табунан, с своими улусными
людьми хочет быть покорен. И отдал он,
Турокай-табунан, нашему государю своих
улусных людей 2000 человек и ясаку с них
впредь себе имати не хочет. [И о]ни
служилые люди, взяли с тех Турокая-[табунана
люд]ей  государю 50 соболей… (Утрачено
3 строки.
) турокаевых людей до
Баргузина-реки устья к атаману к Василью
Колесникову 3-е человек. И пришед, они
Костька Иванов да Ивашко Артемьев,
отдали золото, чашку серебряну ему,
Василью. А Ивашко Самойлов идучи от
мунгальского царя назад, на дороге
умер… (Рукоприкладство по склейкам
неразборчиво.
)

ЦГАДА, ф. Сибирский
приказ, стлб. 308, лл. 359—364.
Подлинник.

 

 

Комментарии

1.
Большинство советских монголоведов
считает, что Турухай-табунанг был главой
особой этнической группы табунгутов,
кочевавших в районе р. Селенги (см.
«История Бурят-Монгольской АССР», т. 1,
Улан-Удэ, 1954, стр. 151; Н. П. Шастина,
Русско-монгольские посольские отношения
XVII века, М., 1958, стр. 62—65).

2.
Искаженное слово «богдохан». Так
именовались маньчжурские императоры.

Первые сведения о
князе Богдое были принесены русскими
землепроходцами в 40-х—50-х годах XVII
в.

Походы в районы
Байкала и Амура, центром отправления
которых стал Якутский острог, сильно
расширяли представление местной
администрации как о местном населении,
так и о населении соседних земель.
Однако некоторые из получаемых сведений
носили несколько фантастический характер
и не соответствовали действительности.
Так, нереальной фигурой являлся и князь
Богдой, о котором говорило бурятское и
даурское население (см. коммент. 1 к
док. № 58).

Ранние сведения о нем
находили в расспросных речах якутского
письменного головы В. Д. Пояркова,
который во время своего похода по Амуру
летом 1643 г. от даурского князя
Доптыуля услыхал о хане Борбое
(по-видимому, искаженное «Богдое»).

Наиболее подробные
данные о Богдое были получены Е. П.
Хабаровым во время его похода по Амуру
летом 1650 г. из рассказа сестры
даурского князя Лавкая Моголчак:

«И у того де князя
Бокдоя была она, баба, в полону и видела
у того князя Бокдоя города Богдой
большей и башен много, весь земляной, а
в том де городе лавки есть, торгуют
всякими узорочными товары, и ясак де тот
князь Бокдой збирает со всех даурских
князей. И у него де, у князь Бокдоя, в
земле родитца золото и серебро и всякие
узорочные товары и камение дорогое, да
есть де у него ж, у князь Бокдоя,
огненной бой, пушки и пищали и сабли и
луки ядринские и всякое оружье навожено
золотом и серебром, а в светлицах де у
него, у князь Бокдоя, и казенки
серебряны золочены, ис чево пьют и едят,
все сосуды серебряные и золотые, а
соболей де, государь, много горазд. А
пониже того Бокдоева города великая река
Нон впала в великую реку Амур с правую
сторону, и по той де реке приходят суды
большие с товарами, а ис которых городов
те суды приходят, и про то она сказать
не ведает. А еще того князя Бокдоя
сильнее есть кан. А круг де того города
великие люди пашенные, всякого скоту
многое множество» (см. «Дополнения к
Актам историческим», т. III, СПб, 1848,
№ 72, стр. 261).

Вряд ли можно
согласиться с предположением П. Т.
Яковлевой, что здесь речь идет об
эвенкийском князе Гантимуре. У Гантимура
не было огнестрельного оружия и, тем
более, множества пушек. Он никогда не
именовался ханом и его влияние не
распространялось на народы, жившие по
нижнему течению Амура.

Трудно сказать, кто
именно скрывается под именем «хана
Борбоя», вполне возможно, что это
маньчжурский хан Абахай, скончавшийся в
1643 г. В первой половине XVII в., когда
русские вышли в бассейн Амура, большая
часть южных районов Маньчжурии была
захвачена основоположником маньчжурской
династии Нурхаци, который создал здесь
государство Цзинь и провозгласил себя
ханом. В 1626 г. Нурхаци перенес столицу
в Шэньян. Сын его, хан Абахай, в 1636 г.
принял титул императора, дав своему
государству новое название Цин. В
1636—1643 гг. он вел непрерывные войны с
Китаем.

При малолетнем сыне
его Фулине (цинском императоре Шицзу,
девиз правления Шуньчжи) государством
правил его дядя — регент Доргунь (см. П.
Т. Яковлева, Первый русско-китайский
договор 1689 г., М., 1958, стр. 30; С.
В. Бахрушин, Казаки на Амуре, Л., 1925,
стр. 10—11; В. П. Васильев, Сведения о
маньчжурах во времена династий Юань и
Мин, СПб., 1863, стр. 68—75; «Очерки
истории Китая», под ред. Шан Юэ, М.,
1959, стр. 485—492).

3.
Эти слова Турухая-табунанга
перекликаются с сообщением китайских
чиновников Вершинину: «. ..твоим де
царским величеством славою угрозою
китайский царь похваляется» (
Отписка
томского воеводы С. В.
Клубкова-Мосальского в Сибирский приказ
о пребывании тарского конного казака Е.
Вершинина в улусе монгольского тайджи
Дайчина
).

4.
Чичин, т. е. Цецен-хан, — один из
наиболее могущественных феодалов
Северной Монголии (Халхи). Его полное
имя Шолой Далай Сэцэн-хаган (см. Н. П.
Шастина, Шара Туджи — монгольская
летопись XVII в., М.—Л., 1957, стр.
166).

5.
Эти сведения о добыче серебряной руды
подтверждаются и другими источниками. С
древних времен в Северо-Восточном Китае
близ города Телинсяня добывалось очень
много серебра, так что Телинсянь
назывался тогда Иньчжоу (серебряным
округом). После воцарения в Китае
Цинской династии добыча серебра была
запрещена под тем предлогом, что
«счастливую землю, в которой началась
династия, нельзя беспокоить» (см. В. П.
Васильев, Описание Маньчжурии, отдельный
оттиск из т. XII «Записок РГО», СПб.,
1857, стр. 49—50).

Источник:

 http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Rus_kit1/41-60/54.htm

 

 

Туры во Вьетнам.

Отдых во Вьетнаме.. , , , ,, , .

:

:

:

  :
:

/

/
Вьетнам


Вьетнам — это мир фантазии с незабываемыми пейзажами горных районов, кофейных и каучуковых плантаций, рисовых террас, пляжей и красивейших заливов с тысячами островов. Это яркое смешение культур Востока и Запада, религий — буддизма, индуизма, христианства. Это великолепная экзотическая кухня с обилием морепродуктов. Фантастически низкие цены!!!


Эта 80-ти миллионная страна древних легенд о драконах и богах уже 10 лет набирает темпы экономического развития и сейчас является одной из самых мощных в регионе. Приоритетное направление роста — это туристический бизнес: действительно, потенциал страны безграничен. Ведь сезон здесь – круглый год. Лучшие пляжи Южно-Китайского моря, расположенные в районе курорта Нья Чанг, давно уже притягивают туристов разных стран, знающих толк в качественном и дешевом отдыхе. Классическое сочетание раскидистых пальм, яркого солнца, теплого песка, аквамариновой глади моря и зеленых островов на горизонте делает эти места идеальными для отрешения от всех будничных проблем и погружения в мир экзотической сказки. Любители дайвинга смогут вдоволь насладиться богатейшим подводным миром с коралловыми лесами. А цены на снаряжение и сопутствующие услуги делают воды Южно-Китайского моря весьма заманчивыми с экономической точки зрения (40$ за 2 погружения в Нья Чанге). Шикарные отели на побережье и островах имеют современнейшее техническое оснащение и различные виды номеров – от стандартов и делюксов до королевских и президентских вилл. Здесь — максимальный уровень комфорта и сервиса.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *