Грамота в Березов воеводе Ивану Волынскому об отпуске на Вымь и оттуда в Москву князя Игичея Алачева.
Грамота в Березов воеводе Ивану Волынскому об отпуске на Вымь и оттуда в Москву князя Игичея Алачева .
1600 г. , февраля 19. – Грамота в Березов воеводе Ивану Волынскому об отпуске на Вымь и оттуда в Москву князя Игичея Алачева
От царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии в Сибирь, в Березов-город, воеводе нашему Ивану Григорьевичу Волынскому да голове Ивану Петровичу Биркину. Бил нам челом князь Игичей Алачев, чтоб нам его пожаловати, велети его отпустить к нам к Москве, и креститься бы ему и быть с матерью своею и с сыном в одной вере; а ехати б ему водяным путем на Вымь и в нашем жалованье, а в своем поместье побывать. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б князя Игичея Алачева отпустили на Вымь в его поместье, а из поместья велели б есте ему ехать к нам к Москве; а приехав к Москве, велели ему явитися в приказе Казанского и Мещерского дворца дьяку нашему Нечаю Федорову.
Писан на Москве лета 7108-го февраля в 19 день.
:
Санкт-Петербургское отделение Архива РАН. Ф. 21. Оп. 4. № 16. Л. 124, № 6.
Источник:
Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 2. М.; Л., 1941. С. 154–155.
Эффективный приём
Е.М.РАВОДИН (учитель физики [email protected]), Маша ЧЕРКАШИНА (ученица 11-го кл.), МОУ СОШ № 2, г. Прокопьевск
После изучения темы «Кинематика» в 10-м классе мы уже пятый год успешно применяем составленную нами тест-таблицу. Каждый ученик, получив таблицу, оценивает, какой тип движения (из приведённых в нижней части листа) описывает каждый из 23 графиков: рядом с каждым графиком ставит римскую цифру, соответствующую типу движения. Это делается либо в классе (при наличии на уроке времени – около четверти часа), либо дома. Далее следует самое главное – анализ результатов. Ученики, вызываемые поочерёдно, сообщают свои решения, подробно обосновывая их. Остальные участвуют в обсуждении, вносят изменения в свои собственные листы. По итогам беседы правильно и много отвечавшим детям ставятся оценки. Ученики хранят обработанные листы и используют их при подготовке к экзаменам.
Развёрнутые ответы (результаты обсуждения в классе). 1. График 1 изображает линейную зависимость координаты от времени, значит, это график равномерного движения. 2. График 2 изображает линейную зависимость скорости от времени: это прямая, параллельная оси времени, = const; значит, это график равномерного движения. 3. График 3 изображает линейную зависимость ускорения от времени: это прямая, параллельная оси времени, а = const, а > 0, значит, график описывает равноускоренное движение. 4. График 4 изображает линейную зависимость координаты от времени, значит, это график равномерного движения. 5. График 5 изображает линейную зависимость скорости от времени, это прямая, совпадающая с осью времени, = 0, значит, график описывает состояние покоя. 6. График 6 изображает линейную зависимость ускорения от времени, т.к. a > 0, а = const, то это график ускоренного, но не равноускоренного движения. 7. График 7 изображает линейную зависимость координаты от времени, т.к. координата не изменяется со временем, этот график описывает состояние покоя. 8. График 8 изображает линейную зависимость скорости от времени, причём скорость равномерно уменьшается и а < 0, значит, это график равнозамедленного движения. 9. График 9 изображает квадратичную зависимость координаты от времени (кривая – парабола), значит, это график равноускоренного движения. 10. График 10 изображает линейную зависимость ускорения от времени, это прямая, параллельная оси времени, т.е. a = const, a < 0, значит, это график равнозамедленного движения.