Рјрёс„С‹ древнего РјРёСЂР° презентация: Отечественная история

Українська Автокефальна Православна Соборна Церква Канонічна



Слепота по отношению к первобытному зрению, произведенная падением,
нежели произведенная этим же падением слепота духа (1). Какая это
слепота духа? Что за слепота духа? спросят в особенности мудрецы
мира, и, не ожидая ответа, немедленно назовут пустословием и нелепостью
возвещение о слепоте человеческого духа, о мертвости его. Такова
эта слепота! ее безошибочно можно назвать и смертью. Еда и мы слепы
есмы? (2) говорили слепые и надменные фарисеи Господу. Неощущение
слепоты не есть признак зрения. Падшие человеки, нехотевшие сознать
слепоты своей, остались слепыми, а слепорожденные, сознавшие слепоту
свою, прозрели о Господе Иисусе Христе(3).

Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум
не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не можете
различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных,

При истинном духовном подвиге благодать Божья, насажденная в нас
святым Крещением, начинает исцелять вас мало по малу от слепоты
духа посредством умиления. В противоположность состоянию слепоты
мы начинаем входить в состояние видения. Как в состоянии видения
зритель — ум, то и видение названо святыми Отцами видением умным,
то есть, умственным. Как состояние видения доставляется Святым духом,
то и видение названо духовным, будучи плодом Святого Духа. Этим
оно различается от созерцания. Созерцание свойственно всем человекам;
каждый человек занимается созерцанием, когда захочет.
1) О слепоте духа много говорит Святый Тихон Воронежский в келейных
письмах своих. Томы 14 и 15.

2) Иоанн. 1Х, 40.

3) Иоанн 1Х, 39, 41. (стр.54)

Видение свойственно одним очищающим себя посредством покаяния:
является оно не по произволу человека, но от прикосновения к духу
нашему Духа Божия, следовательно по Всесвятой воле Всесвятаго Духа.
Учение о духовных или умных видениях изложено с особенною ясностью
и подробностью священномучеником Петром, митрополитом Дамаска (1).


Умиление есть первое духовное ощущение, доставляемое сердцу осенившею
его Божественною благодатью. Оно состоит из вкушения Богоугодной
печали, растворенного благодатными утешением, и отверзает пред умом
доселе невиданное им зрелище. От духовного ощущения является духовное
видение, как Священное Писание говорить: Вкусите и видите (2). От
видения усугубляется ощущение. “От делания с понуждением рождается
безмерная теплота, возгорающаяся в сердце от теплых помышлений новоприходящих
уму. Такое делание и хранение утончают ум теплотою своею и доставляют
ему способность видеть. От сего рождаются теплые помышления, как
мы сказали, в глубине души, что называется Видением. Эти видения
рождают (родившую его) теплоту. От этой теплоты, возрастающей от
благодати Видения, рождается изобильное течение слез (3). Доколе
действует ощущение, дотоле действует и видение. С прекращением ощущения
прекращается видение. Неведомо оно приходит, неведомо отходит, не
завися от нашего произвола, завися от устроения. Врата, в духовное
видение смирение (4). Постоянное пребывание умиления сопровождено
с постоянными видением.

Желающему постоянно пребывать в умилении и духовному видении, должно
заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание
и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей
греховности пред Богом и человеками.
1) Доброт, ч.3

2) Псал.ХХХ111, 9.

3) Св.Исаак Сирский, начало 59 Слова.

4) Изречение пр.Иоанна Колова, Алфавитный Патерик. (стр.55)

Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся
забвением и неведением. Увидев их при посредстве умиления подвижник
немедленно получает опытное познание о предшествовавшей слепоте
духа своего, при которой существующее и существовавшее представлялось
ему вовсе несуществовавшими и несуществующими. Это существующее
при отступлении умиления опять скрывается в небытие, и снова представляется
несуществующим. При поя- влении умиления оно опять является. Подвижник
опытно переходить от сознанная грехов своих к познанию своей греховности,
которою заражено естество его, к познанию страстей или разнообразных
недугов естества. От видения своего падения он переходить постепенно
к видению падения, которым объято все естество человеческое. Затем
открывается ему постепенно мир падших духов ; он изучает их в своих
страстях, в борьбе с ними, в приносимых духами помыслах, мечтаниях
и ощущениях. Отемлется от него обольстительное и обманчивое воззрение
на земную жизнь, доселе представлявшуюся ему бесконечною: он начинает
видеть грань ее — смерть; он начинает восхищаться, то есть, переноситься
духом, ощущением к самому часу смерти, к часу нелицеприятного суда
Божия. Из своего падения он усматривает необходимость Искупителя,
а прилагая заповеди Господа к своим недугами и усматривая целительное
и животворное действие этих заповедей на недуги и на страждущую
душу, стяжавает живую веру во Евангелие и начинает жизнью исповедовать
Евангелие. В Евангелии, как бы в зеркале, еще яснее видеть и падшее
естество свое, и падение человечества, и лукавых духов. Ограничиваемся
исчислением этих видений, как существенно нужных и скоро соделывающихся
доступными для тщаливаго инока; исчисление заключим словами преподобного
Максима Исповедника: невозможно уму (т. е. духу) достигнуть бесстрастия
от одного деяния (т. е. от одних телесных подвигов), если приемлют
его многие и различные видения (1)”.
1) Иноков Калиста и Игнатия о безмолвии и молитве, гл. 68, Добротолюбие,
ч.2.

(стр. 56)

Чтоб отвлечь вас от жительства по евангельским заповедям , от
Христо-подражательнаго смирения, от умиления, от духовного видения,
от освобождения из рабства страстей или от бесстрастия, от воскресения
душою, чтоб удержать в слепоте, в смерти, в плену у себя, падшие
духи ведут с подвижниками ожесточенную брань. В этой брани истощают
всю свойственную им злобу, все свойственное им лукавство.

Дух злобы противодействует всякой заповеди Нового Завета, ненавидит
всякий образ Богоугодного жительства. Но в этом-то противодействовании
евангельским заповедям, в содействии всем греховным наклонностям,
изучаются подвижником благочестия падшие духи, усматриваются им,
познаются: при познании духов, приобретенном этим средством , чувственное
видение духов, если оно допустится, только пополняет познание. Точно
таким образом получается познание о человеке: существенное познание
о человека приобретается изучением его образа мыслей и чувствований,
его действий; чем такое изучение будет подробнее, темь познание
делается определеннее. (стр.57)

Падшие духи действуют на нас различными помыслами, различными
мечтаниями, различными прикосновениями. В этих действиях своих они
усматриваются и изучаются. 0 всех этих действиях упоминает Священное
Писание. Святое Евангелие изображает диавола сперва вложившим в
сердце Иуды Искариотского мысль о предании Богочеловека (1), потом
взошедшим в Иуду (2). Из Евангелия явствует, что Иуда имел наклонность
к сребролюбию (3) и, вопреки заповедям Господа, начал удовлетворять
влечениям этой страсти, прикрываясь благовидным, но в сущности лукавым
попечением о нищих. На основании этой страсти диавол начал внушать
ему мысль о предательстве; когда Иуда усвоил диавольскую мысль себе,
и расшился привести ее в исполнение, тогда диавол вполне возобладал
им. Смотри говорить блаженный Феофилакт взошел в него сатана, то
есть взошел в самое сердце, объял душу. Прежде он внушал ему извне
страстью сребролюбия: ныне окончательно “овладел им”. Страшно согласиться
с помыслом диавольским; за такое согласие Бог отступает от человека,
и человек погибает. Это случилось с Ананием и Сапфирою, упоминаемых
в Апостольских Деяниях, которые, по принятому ими внушению диавола,
согласились солгать пред Духом Святым, и немедленно, по преступлении,
поражены были смертью. Ананий -сказал святой Апостол Петр,- почто
исполни сатана сердце твое солгати. Духу Святому, и утаить от цены
села?( 4). Что мечтаниями искушает диавол человека, это видно из
искушения диаволом Богочеловека: диавол показал Господу все земные
царства и славу их в часа временна (5), то есть, в мечтании. Ум
наш имеет способность мышления и способность воображенная; посредством
первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает
себе образы предметов. Диавол, основываясь на первой способности,
старается сообщить нам греховные помыслы, основываясь на второй
способности, старается запечатлеть соблазнительными изображениями.
1) Иоанн. XIII, 2.

2) Иоанн. XIII, 27.

3) Иоанн. XII, 6. 4) Деян. У,3. 5) Лук. IV, 5. (стр.58)

“Как “малое и незлобивое дитя говорить святой Исихий — видя какого-либо
фокусника, веселится и последует фокуснику по незлобию: “так и душа
наша, простая и добрая, будучи такою создана “Всеблагим Владыкою,
увеселяется мечтательными прилогами диавола, прельщаемая, прилепляется
ко злу, как бы к добру, и перемешивает (соединяет) свои помыслы
с мечтанием бесовского прилога” (1). Мечтание бесовское действует
на душу очень вредно, возбуждая в ней особенное сочувствие к греху.


Все эти образы бесовских устремлений на человека можно изучить,
читая жизнеописания Святых и Отеческие сочинения, преимущественно
составленных для назидания иноков. Но изучение из чтения очень недостаточно:
для удовлетворительного познания необходимо изучение опытом. Когда
же Божественною благодатию начнет очищаться дух человеческий, тогда
он постепенно переходить от познания духова к духовному видению
их. Это видение совершается умом и сердцем, даруется Духом Святым.
Оно естественно уму и сердцу обновленным: таки чувственное зрение
естественно чувственному оку, которое видеть не по причине научения,
но по естественному свойству. Духовное видение духова совершается
умом и сердцем. Обличает духов лукавых сердце; ум недостаточен для
сего: ему не различить одними собственными силами образов истины
от образов лжи, прикрытых образами истины. Духовное разсуждение
основано на духовному ощущении, как и святой Исаака Сирский сказал:
“Духовный разум есть ощущение жизни вечной(4), или как
1) Слово о трезвении, гл. 43. Доброт.,ч.2. 2) Ирв. 1 и 11. 3)
Лук.XIII, 10-16. 4) Слово 38.

(стр.59)

засвидетельствовали два ученика о своем ощущении и о значении этого
ощущения при беседе с Господом, которого они не узнали ни чувственными
очами, ни по соображению умственному: не сердце ли нашем горя в
нем, егда

глаголание (Господь) нама на пути, и егда сказоваше нама писанная(1).

Это-то сердце, свидетельствовавшее с верностью о Господи, свидетельствует
с верностью и о духах, и искушает их, аще оть Бога суть (2), или
из царства тьмы и неприязни. Способно к такому свидетельству сердце,
очищенное покаяниемь, обновленное Святым Духомь; но сердце, находящееся
в плену у страстей и демонов, способно только к показаниям лживым
и ошибочными. По этой причине преподобный Варсануфий Великий сказал
иноку…

Помыслы, про исходящее от демонов, прежде всего бывают исполнены
злого смущения и печали.

Знай, брат, что всякий помысл, которому не предтествует тишина
смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь
наш приходит с благой тихостью;
1) Лук.XXIV, 32. 2) 1 Иоанн. IV,1

(стр.60)

все же вражеское бывает со смущением и мятежем.

Макария Великого: “Любителю добродетели должно очень заботиться
о стяжании рассуждения, чтоб он вполне мог различать добро от зла,
чтоб мог исследовать и познавать разнообразные демонские козни.

Хотя, по Апостолу, сатана и преобразуется в Ангела Светлого (3),
чтоб обольстить человека: но если б и представлял светлые видения,
то благого действия, как сказано, отнюдь подать не может, что и
служит ясным его признаком. Он не может преподать ни любви к Богу
и ближнему, ни кротости, ни смирения, ни радости, ни мира, ни обуздания
помыслов, ни ненависти к суете, ни спокойствия духовного, ни желания
небесных даров, ниже может укрощать страсти и похоти, что явное
действие благодати, ибо сказано: Плод духовный есть любовь, радость,
мир и прочее (4). Напротив того, он удобно может сообщить человеку
гордость и высокоумие, как очень способный к этому. Итак, ты можешь
узнать воссиявший в душе твоей умный свет по действию его, от Бога
ли он, или от сатаны. Впрочем, и самой души, если она имеет здравое
рассуждение и может различать добро от зла.

Как уксус и вино по внешнему их виду одинаковы,…
2) 2 Кор.Х1, 14. 4) Гал. У. 22.

(стр.61)

но по вкусу язык немедленно познает различие между ними, являя
что уксус, и что — вино: так и душа собственно своею силою, своим
духовным чувством действительно может различить дарования Благого
Духа от мечтаний лукавого”(1).

Вкусите и видите (3), повторяем уже приведенное нами изречение Священного
Писания. Духовное видение, от которого духовное рассуждение, является
от духовного ощущения (4). Совершенных, Говорит Апостол, есть твердая
пища, имеющих чувства обучена долгимь учениемь в разсуждение добра
же и зла (5). Итак духовное рассуждение есть достояние совершенных
христиан; участвуют в этом благо значительно преуспевшее в благочестивом
подвиги; чуждо оно новоначальных и неопытных, хотя бы они были по
телесному возрасту и старцы.

Какими правилами они должны руководствоваться, чтоб не сделаться
жертвою своего незнания, жертвою злобы и лукавства духов? Святые
отцы православной Церкви отвечают па этот вопрос так: “Истинного
рассуждения достигаем не иначе, как посредством истинного смирения,
состоящего в том, чтобы мы открывали Отцам не только то, что делаем,
но и то, что помышляем, чтоб мы ни в чем не верили своему помыслу,
но во всем последовали словам старцев и признавали добром то, что
они одобрят. Это делание не только удерживает инока в истинном рассуждении
и на правом пути, но и предохраняют его от всех сетей дьявольских.
1) Слово 17, гл. 13.

3) Псал. ХХХП1, 9.

4) О духовном ощущении, см. беседу VIII, пр. Макария Великого и
1Слово пр. Сименона, Нового Богослова.

5) Евр. У, 14.

(стр.62)

Само то, что он являет и открывает отцам свои помыслы, увядает
их и отнимает у них силу. Как змей, извлеченный из темной норы на
свет, старается убежать и скрыться: так и лукавые помыслы, будучи
обнаружены искреннею исповедью и объявлением их, стараются убежать
от человека” (1). Откровение помыслов и руководство советом преуспевших
отцов и братии было общим деланием древнего монашества. Оно — предание
Апостолов: исповедайте друг другу, говорит Апостол Иаков, согрешения
и молитесь друг за друга, яко да исцеляете (2): а Апостол Павел
поведал о себе, что он самым тщательным образом занимался назиданием
каждого христианина, старался каждого возвести в христианское совершенство,
что так действовала в нем благодать Святого Духа (3). Подобно сему
поступали и святые наставники древнего монашества: будучи сосудами
Святого Духа, они скоро возводили учеников своих к совершенству,
соделывая их храмами Божьими.

не утаивать своих помыслов от отцов, как я уже сказал; однако должно
открывать их не кому случится, а старцам духовными, имеющим дар
рассуждения, не по годам их и сединам. Многие, доверившись старости
и исповедав свои помыслы, не получили врачевства, а впали в отчаяние
от не искусства принявших исповедь”. Преподобный авва Моисей скитский
просил себе совета у юного монаха Захарии, жившего в Скиту. Захария
пал к ногам старца, и сказал ему: “Отец! меня ли ты вопрошаешь?”
Старец отвечал ему: “Поверь мне, сын мой, Захария, что я видел сошествие
Святого Духа на тебя, и потому нахожу нужным вопрошать тебя” (4)
1) Пр. Кассиана Римлянина, Слово о Рассуждении, Доброт., ч.
4.

2) Иак. У, 16.

3) Колос. 1, 28, 29.

4) Алфавитный Патерик.

(стр.63)

Уже Симеон Новый Богослов, живший, в Х веке по Рождестве Христовом,
говорил: “Изучай Божественное Писание и писания святых Отцов, особенно
деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя
и старца, ты мог их видеть (эти учения и поведение) как в зеркале,
и понимать; согласное с писанием усваивать себе и содержать в мысли;
ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым.
С течением времени более и более умалялись духоносные учители, как
об этом с болезнованием повествуют позднейшие святые Отцы. “Ныне
таковые наставники до крайности оскудели”, говорит преподобный Нил
Сорокий, живший в ХУ веке (3). С оскудением наставников святые Отцы,
по внушению Святого Духа, благовременно и прозрительно промышлявшему
о духовной потребности иноков последнего времени, составили много
назидательных сочинений, совокупностию которых удовлетворительно
определяется иноческий подвиг (4). Этими святыми писарями пополняется
в некоторой степени недостаток живых органов духа. Позднейшие отцы
уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие,
как предложил их Новый Богослов,
2) Гл. 33. Доброт., ч. 1.

3) Предисловие к уставу.

4)Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего
наставника иноков, скончавшегося в конце ХУШ столетия. Житие и писания
его изданы Оптиною Пустынею в 1847 году.

(стр.64)

<<< 2 сторінка зміст 4 сторінка >>>
   1      2      3      4      5      6      7      8      9      10      11      12      13   

Карающий рок над Сарнатом

|

5 :

.

. . .

:

В земле Мнара есть большое тихое озеро, в которое не впадает и из которого не вытекает ни рек, ни ручьев. Десять тысяч лет тому назад на его берегу стоял могучий город, который назывался Сарнат; однако сейчас там не найти и следов этого города.

Говорят, что в незапамятные времена, когда мир был еще молод и племя, обитавшее в Сарнате, не было известно в землях Мнара, у озера стоял другой город; он был выстроен из серого камня и назывался Иб. Древний, как само озеро, он был населен очень странными существами. Они были на редкость уродливы их облик поражал грубостью и отталкивающей необычностью форм, что вообще характерно для существ, появившихся на свет во время зарождения мира. На сложенных из кирпичей колоннах Кадатерона есть надписи, свидетельствующие о том, что населявшие город Иб существа имели телесный покров зеленоватого цвета точно такого же, как вода в озере, как поднимавшийся над ним туман; у них были очень выпуклые глаза, толстые отвислые губы и уши совершенно необычной формы. Кроме того, они были безголосыми. Еще на этих колоннах можно прочесть, что в одну из ночей эти странные существа спустились с луны в повисший над землей Мнара густой туман и вместе с ними спустилось на землю большое тихое озеро и серый каменный город Иб. Обитатели серого города поклонялись каменному идолу цвета зеленой озерной воды, формы которого повторяли очертания Бокруга, огромной водяной ящерицы; перед этим идолом устраивали они свои жуткие пляски в холодном свете выпуклой луны. Однажды, как написано в папирусах Иларнека, они научились добывать огонь, и после этого постоянно зажигали его на своих многочисленных церемониях. И все же об этих существах сказано очень немного ведь они жили в глубокой древности, а род человеческий слишком молод, чтобы помнить о них.

Прошли многие тысячелетия, прежде чем на землю Мнара явились люди племена темнокожих кочевников со стадами тонкорунных овец; они построили города Траа, Иларнек и Кадатерон на реке Ай, разбросавшей свои изгибы посреди равнины Мнара. И самые мужественные из племен пришли на берег озера и на том самом месте, где были найдены в земле драгоценные металлы, построили Сарнат.

Эти бродячие племена заложили первые камни Сарната неподалеку от серого города Иб и вид его обитателей вызвал изумление у пришельцев. Однако к изумлению этому примешивалась ненависть, ибо пришельцы считали, что существа со столь омерзительной внешностью не должны обитать в сумрачном мире людей. Необычные скульптуры, украшавшие серые монолиты Иба тоже не понравились жителям Сарната слишком уж долго стояли они на земле, хотя им пора было исчезнуть с ее лика еще до прихода людей на тихую землю Мнара, лежавшую в немыслимой дали от других стран яви и грез.


Чем чаще обитатели Сарната обращали свои враждебные взоры на жителей Иба, тем сильнее они их ненавидели последние казались им слабыми и немощными, а их рыхлые, как у медуз, тела казались идеальными мишенями для камней и стрел. И вот однажды молодые воины лучники, копьеносцы и метатели камней ворвались в Иб и истребили всех его обитателей, столкнув трупы в озеро своими длинными копьями, ибо не желали они прикасаться руками к их омерзительным медузо-подобным телам. Ненавистные пришельцам серые монолиты, увенчанные скульптурами, тоже были брошены в озеро; волоча их к воде, завоеватели не могли не изумляться огромному труду, который был затрачен на то, чтобы доставить их сюда из неведомого далека таких каменных громад не было ни в земле Мнара, ни в соседних землях.

Так был разрушен древний город Иб, и не осталось от него ничего, кроме идола, вырезанного из камня цвета зеленой озерной воды идола, так похожего на Бокруга, водяную ящерицу. Этого идола молодые воины взяли с собой как символ победы над поверженными богами и жителями Иба, а также как знак своего господства на земле Мнара. Они водрузили его в своем храме, в котором в ту же ночь произошло нечто очень страшное ибо над озером взошли тогда таинственные огни, а наутро пришедшие в храм люди обнаружили, что идол исчез, а верховный жрец Таран-Иш лежит мертвый с гримасой невообразимого ужаса на лице. Умирая, верховный жрец непослушной рукой изобразил на хризолитовом алтаре Знак ока.

Много верховных жрецов было в Сарнате после Таран-Иша, но зеленый каменный идол цвета озерной воды так никогда и не был найден. Много лет и веков прошло после того страшного и загадочного события. За это время Сарнат вырос и укрепился, в нем царило благоденствие, и только жрецы да дряхлые старухи помнили о знаке, начертанном Таран-Ишем на хризолитовом алтаре. Между Сарнатом и Иларнеком пролегал теперь караванный путь, и добываемые из недр земных золото и серебро обменивались сарнатцами на другие металлы, дорогие одежды, самоцветы, книги, инструменты для искусных ремесленников и на разнообразные предметы роскоши, какие только были известны людям, населявшим берега реки Ай. Сарнат стал средоточием мощи, красоты и культуры; его армии завоевывали соседние города, и правители Сарната скоро стали властелинами не только всей земли Мнара, но и многих других окрестных земель.

Великолепен был город Сарнат, и во всем мире вызывал он гордость и изумление. Окружавшие его стены были сложены из отполированного мрамора, добытого в прилегающих к городу каменоломнях. Стены эти достигали трехсот локтей в высоту и семидесяти пяти локтей в ширину, и разъезжавшие по их верху колесницы могли свободно разминуться друг с другом. Стены простирались в длину на добрых пятьсот стадий и обрывались только у озера, на берегу которого дамба из зеленого камня сдерживала натиск волн, которые ежегодно во время празднования даты разрушения Иба странным образом вздымались на неслыханную высоту. В Сарнате было пятьдесят улиц, соединявших берега озера с воротами, от которых начинались караванные пути, и улицы эти пересекались пятьюдесятью другими. Почти все они были выложены ониксом, и только те из них, по которым проводили слонов, лошадей и верблюдов, были мощены гранитом. Каждая улица, берущая начало у озера, заканчивалась воротами, и ворота эти были отлиты из бронзы и украшены фигурами львов и слонов, вырезанными из камня, который в наше время неизвестен людям. Дома в Сарнате были построены из глазурованного кирпича и халцедона, и около каждого стоял окруженный ажурной решеткой сад с бассейном, стены и дно которого были выложены горным хрусталем. Дома. отличались странной архитектурой ни в одном другом городе не было подобных домов, и путешественники, приезжавшие в Сарнат из Траа, Иларнека и Кадатсрона, восторженно любовались венчавшими их сверкающими куполами. Но самыми величественными сооружениями Сарната были дворцы, храмы и сады, заложенные и построенные старым царем Зоккаром. Много дворцов было в Сарнате, и самый скромный из них превосходил по величию и мощи любой из дворцов соседних Траа, Иларнека и Кадатерона. Дворцы Сарната были так высоки, что, оказавшись внутри, можно было представить себя вознесенным на самые небеса, а в свете горящих факелов, пропитанных дотерским маслом, на их стенах можно было увидеть огромных размеров росписи, изображавшие царей и ведомые ими войска. Великолепие этих росписей ошеломляло зрителя и одновременно вызывало у него чувство божественного восторга. Интерьер дворцов украшали нескончаемые колонны они были высечены из цветного мрамора и отличались непередаваемой красотой форм. Пол во дворцах представлял собой мозаику из берилла, лазурита, сардоникса и других ценных камней ступавшим по такому полу казалось, что они идут по девственному лугу, на котором растут самые красивые и редкие цветы. А еще были во дворцах не менее изумительные фонтаны, испускавшие ароматизированные водяные струи самых причудливых форм. Все дворцы были великолепны, но самым прекрасным из них был дворец царей Мнара и прилегавших к Мнару земель. Царский трон покоился на загривках двух золотых львов, припавших к земле перед прыжком; он сильно возвышался над сверкающим полом, а потому, чтобы приблизиться к нему, нужно было преодолеть множество ступенек. Трон был вырезан из цельного куска слоновой кости, и вряд ли кто-нибудь смог бы объяснить происхождение столь огромного куска. Было в том дворце большое число галерей и множество амфитеатров, на арене которых гладиаторы развлекали царей, сражаясь с львами и слонами. Иногда амфитеатры заполнялись водой, поступавшей из озера через мощные акведуки, и тогда на потеху царствующим особам в них устраивались бои между пловцами и разными смертоносными морскими гадами.

Семнадцать храмов Сарната напоминали своими формами огромные башни. Они были очень высокими и величественными и сложены были из яркого многоцветного камня, нигде более не известного. Самый большой из них взметнулся ввысь на добрую тысячу локтей и служил он жилищем верховным жрецам, которые были окружены невообразимой роскошью, едва ли уступавшей той, в коей купались цари Мнара. Нижние помещения храма представляли собой залы, такие же обширные и великолепные, как и залы во дворцах; жители Сарната приходили сюда молиться Зо-Калару, Тамишу и Лобону, своим главным богам, чьи окуриваемые фимиамом священные изображения можно было увидеть на тронах монархов. Не в пример другим богам, лики Зо-Калара, Тамиша и Лобона были переданы настолько живо, что можно было поклясться это сами милостивые боги восседают на тронах из слоновой кости. Сложенная из циркона нескончаемая лестница вела в башню с покоями, из которых верховные жрецы взирали днем на город, долину и озеро, а ночью молча смотрели на таинственную луну, исполненные одним им понятного смысла звезды и планеты и их отражение в большом тихом озере. В этой башне исполнялся древний тайный обряд, имеющий целью выказать величайшее отвращение к Бокругу, водяной ящерице, и здесь же стоял хризолитовый алтарь со Знаком ока, начертанным на нем Таран-Ишем. Столь же прекрасными были сады, заложенные старым царем Зоккаром. Они располагались в центре Сарната, занимая довольно обширное пространство, и были окружены высокой стеной. Над садами был возведен огромный стеклянный купол, сквозь который в ясную погоду проходили лучи солнца, звезд и планет; а когда небо было затянуто тучами, сады освещались их сверкающими подобиями, свисавшими с высокого купола. Летом сады охлаждались ароматным свежим бризом, навеваемым хитроумным воздуходувным устройством, а зимой отапливались скрытыми от глаз очагами, и в садах этих царствовала вечная весна. По блестящим камушкам среди зеленых лужаек сбегали небольшие ручейки, через которые было переброшено множество мостиков. учьи образовывали живописные водопады и пруды, по зеркальной глади которых величественно плавали белоснежные лебеди. Пение экзотических птиц чудесной музыкой разливалось над волшебными садами. Зеленые берега поднимались от воды правильными террасами, увитыми плющом и украшенными ярким цветами. Можно было бесконечно любоваться этой великолепной картиной, присев на одну из многочисленных скамеек из мрамора и порфира. Там и тут стояли маленькие храмы и алтари, где можно было отдохнуть и помолиться богам.

Каждый год праздновали в Сарнате дату разрушения Иба, и в такие дни все пили вино, танцевали и веселились. Великие почести возлагались теням тех, кто стер с лица земли город, населенный странными древними существами. Память о жертвах жестокого нашествия и их богах неизменно подвергалась издевательским насмешкам увенчанные розами из садов Зоккара танцоры и одержимые изображали в непристойных плясках погибших жителей и богов Иба. А цари Мнара смотрели на озеро и посылали проклятия костям лежавших на его дне мертвецов.

Поначалу верховные жрецы не любили эти празднества, ибо им-то хорошо были известны зловещие предания о таинственном исчезновении зеленого идола и о странной смерти Таран-Иша, который оставил Знак ока на хризолитовом алтаре. С их высокой башни, говорили они, видны иногда огни, блуждающие под водами озера. Но с тех пор прошло уже много лет, и никаких бедствий так и не выпало на долю Сарната. Люди забыли о Знаке ока и каждый год праздновали дату вторжения в Иб, смеясь над жертвами и проклиная их; и даже жрецы стали без страха участвовать в этих безумных оргиях. Ибо кто же, как не они, совершали древний тайный обряд, проникнутый всепожирающим отвращением к Бокругу, водяной ящерице? Так пронеслась над Сарнатом тысяча лет радости и изобилия.

оскошным сверх всякого представления было празднование тысячелетия разрушения Иба. О грядущем событии стали говорить еще за десять лет до его наступления. Накануне торжественного дня в Сарнат съехались многие тысячи жителей Траа, Иларнека и Кадатерона, а также многие тысячи жителей других городов Мнара и земель вокруг него. В предпраздничную ночь под мраморными стенами Сарната возведены были шатры князей и палатки простолюдинов. В зале для царских пиров, в окружении веселящейся знати и услужливых рабов, восседал повелитель Мнара Нагрис-Хей, опьяненный старым вином из подвалов завоеванного Пнора. Столы ломились от самых изысканных яств здесь были запеченные павлины с дальних гор Имплана, пятки молодых верблюдов из пустыни Бназик, орехи и пряности из рощ Сидатриана и растворенные в уксусе жемчужины из омываемого волнами Мталя. Было также невообразимое количество соусов и приправ, приготовленных искуснейшими поварами, которых специально для этой цели собрали со всей земли Мнара. Однако наиболее изысканным угощением должны были послужить выловленные в озере огромные рыбины, что подавались на украшенных алмазами и рубинами золотых подносах.

Царь и его свита пировали во дворце, с вожделением поглядывая на ожидавшие их золотые подносы с необыкновенно вкусной рыбой но не только они веселились в тот час. Все жители и гости Сарната, охваченные неописуемым восторгом, праздновали тысячелетие славной даты. Веселье шло и в башне великого храма жрецов; предавались возлияниям в своих раскинутых под стенами Сарната шатрах князья соседних земель. В свете выпуклой луны великие дворцы и храмы отбрасывали мрачные тени на зеркальную гладь озера, от которого навстречу луне поднималась зловещая зеленая дымка, окутывая зеленым саваном башни и купола безмятежно веселящегося города. Первым, кто заметил это явление, был верховный жрец Гнай-Ках; а потом и все остальные увидели, что на поверхности воды появились какие-то странные огни, и серая скала Акурион, прежде гордо возвышавшаяся над гладью озера неподалеку от берега, почти скрылась под водой. И в душах людей начал стремительно нарастать смутный страх. Князья Иларнека и далекого окола первыми свернули свои шатры и, едва ли сознавая причину своего беспокойства, поспешно покинули Сарнат.

А ближе к полуночи все бронзовые ворота Сарната внезапно распахнулись настежь и выплеснули в открытое пространство толпы обезумевших людей, при виде которых стоявшие под стенами города князья и простолюдины в испуге бросились прочь, ибо лица этих людей были отмечены печатью безумия, порожденного невообразимым ужасом, а слова, мимоходом слетавшие с их уст, воссоздавали такую кошмарную картину, что ни один из услышавших их не пожелал остановить свой стремительный бег, дабы убедиться в их правдивости.

Глаза людей были широко раскрыты от непередаваемого страха, а из раздававшихся в ночной мгле воплей можно было понять, что нечто ужасное произошло в зале, где пировал царь со своей свитой. Очертания Нагрис-Хея и окружавших его знати и рабов, прежде четко видневшиеся в окнах дворца, вдруг превратились в скопище омерзительных безмолвных существ с зеленой кожей, выпуклыми глазами, толстыми отвислыми губами и ушами безобразной формы. Эти твари кружились по залу в жутком танце, держа в лапах золотые подносы, украшенные алмазами и рубинами, и каждый поднос был увенчан языком яркого пламени. И когда князья и простолюдины, в панике покидавшие Сарнат верхом на слонах, лошадях и верблюдах, снова посмотрели на окутанное дьявольской дымкой озеро, они увидели, что серая скала Акурион полностью скрылась под водой. Вся земля Мнара и все соседние земли наполнились слухами о чудовищной катастрофе, постигшей Сарнат; караваны не искали более путей к обреченному городу и его россыпям драгоценных металлов. Много времени понадобилось для того, чтобы путники отважились наконец пойти туда, где раньше стоял Сарнат; это были храбрые и отчаянные молодые люди, золотоволосые и голубоглазые, и происходили они не из тех племен, что населяли землю Мнара. Люди эти смело приблизились к самому берегу озера, желая взглянуть на город Сарнат. Они увидели большое тихое озеро и серую скалу Акурион, возвышавшуюся над водной гладью неподалеку от берега, но не увидели они чуда света и гордости всего человечества. Там, где некогда возвышались стены в триста локтей, за которыми стояли еще более высокие башни, простиралась однообразная болотная топь, кишащая отвратительными водяными ящерицами вот и все, что увидели путники на месте могучего града, в котором обитало некогда пятьдесят миллионов жителей. Шахты и россыпи, в которых добывали драгоценные металлы, тоже бесследно исчезли. Сарнат пал страшной жертвой карающего рока.

Но не только кишащее ящерицами болото обнаружили следопыты на месте погибшего Сарната. На берегу его они нашли странного древнего идола, напоминавшего своими очертаниями Бокруга, огромную водяную ящерицу. Идол был доставлен в Иларнек и помещен там в одном из храмов, где под яркой выпуклой луной жители со всего Мнара воздавали ему самые великие почести.

Взято из Либрусека, lib.rus.ec


| ==>
20- .

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *