О раннесредневековой поэме |
Фигурка обнажённого воина,возможно мифологического героя. |
Поначалу историки с недоверием
относились к «Беовульфу» как к источнику
сведений. Эпос, по определению, представлялся
чем-то баснословным, тем более, что самым
авторитетным источником о жизни
древнегерманских народов считался Тацит.
Римский историк описывал германцев как
настоящих дикарей, едва владевших земледелием и
не знавших ремёсел. Учёных XVIII — начала XX в. не
смущало даже то, что Тацит жил за полтысячелетия
до персонажей «Беовульфа». Но в поэме
представлено сложно организованное общество с
тонкой социальной иерархией и развитым этикетом,
а дворец Хеорот — вовсе не шалаш дикаря.
Рассказчик делает много проникновенных
отступлений, описывая роскошные доспехи, оружие,
ювелирные украшения. Да полно, могло ли всё это
существовать в «тёмные века»? Или же перед нами
сказочная идеализация, выражение мечты
сказителя — вроде хрустальных башмачков
Золушки, которые было невозможно надеть?
Решить этот вопрос помогла археология.
Настоящей сенсацией стали раскопки 1939 г. в
Саттон-Ху, где обнаружили англосаксонское
захоронение VI в. Знатный воин, вполне вероятно,
один из первых королей, был погребён в большой
ладье, и при нём оказалось множество богатых
украшений из золота и драгоценных камней. Это
настоящие шедевры прикладного искусства
англосаксов. На позолоченном шлеме древние
мастера изобразили батальную сцену, где всадник
поражает копьём врагов, на крышке кошелька,
висевшего у пояса покойного, — загадочную фигуру
человека с двумя волками. Были там и вещи
римского происхождения. Точно таким же образом
снаряжают в последний путь Беовульфа в поэме,
сложив вокруг него оружие, доспехи и золото.
Правда, Беовульфа не хоронят в корабле, а сжигают
на погребальном костре, что дополнительно
доказывает древность легенды — кремация
перестала практиковаться в Англии в течение VI в.
Но корабль упоминается в «Беовульфе» — в сцене
похорон Скильда, которого помещают в ладью
вместе с его богатствами и пускают по воде.
Вероятнее всего, «плавание» — всё-таки метафора
перехода в иной мир, и на самом деле корабль либо
закапывался, либо сжигался.
«Длинный дом» (холл). Современная |
А кто всё-таки был погребён в Саттон-Ху?
Есть версия, что это король Редвальд,
упоминающийся в англосаксонских хрониках. Но
вряд ли это когда-нибудь будет известно
наверняка — ведь останки обладателя сокровищ не
сохранились.
Понимание того, что древние англосаксы не были
полудикими варварами в звериных шкурах (как их и
теперь ещё нередко изображают в кино и комиксах),
пробивало себе дорогу медленно. Даже убедившись,
что их предки были превосходными ювелирами и
оружейниками, англичане всё-таки сомневались в
возможности существования Хеорота. Согласно
мнению, господствовавшему в археологии до
середины XX в. , англосаксы обитали в неряшливых и
тесных землянках, а сколько-нибудь серьёзные
строительные работы были им не под силу. Но
начиная с 1930-х гг. раскопки в Германии и
скандинавских странах показали, что древние
жители этих мест строили надёжные вместительные
дома, а в 1950-е гг. следы таких домов были открыты и
в Англии. (Землянки оказались хозяйственными
постройками.) Нашёлся и Хеорот, вернее, его
исторический прототип — королевский дворец в
Лейре (Дания).
Внутренний вид холла.Современная реконструкция |
Как же всё-таки выглядел дворец короля
Хродгара? Конечно, это не был каменный замок с
башнями из тех, что рисуют на иллюстрациях к
рыцарским романам. Здание было деревянным, с
крышей, покрытой тростником. И всё-таки он был
далёк от первобытной хижины. Такие
древнегерманские постройки называются
«длинными домами», или же холлами. Самый
большой из обнаруженных археологами холлов
достигал 63 м в длину! Дом в Лейре был несколько
меньше, но тоже внушителен. Основную часть
помещения занимала гридница, где днём пировали, а
ночью спали дружинники. Входов было не менее
двух. Англосаксонская хроника сохранила
высказывание дружинника этой эпохи:
«Представь, что в зимнюю пору ты сидишь и
пируешь со своими приближёнными и советниками;
посреди зала в очаге горит огонь, согревая тебя, а
снаружи бушуют зимний ветер и вьюга. И вот через
зал пролетает воробей, влетая в одну дверь и
вылетая в другую. В тот краткий миг, что он внутри,
зимняя стужа не властна над ним, но тут же он
исчезает с наших глаз, уносясь из стужи в стужу.
Такова и жизнь людская, и неведомо нам, что будет
и что было прежде».
Может показаться, что монах Беда
Достопочтенный, записавший эти слова, сам
сочинил их за безымянного дружинника, и что у
языческого воина не могло быть настолько
философского склада ума. Однако понимание мира
как дома привычно для древнегерманской
мифологии. И скандинавская Вальгалла, небесное
обиталище павших героев (буквально val-hall —
«дом мёртвых»), устроена по образцу реальных
холлов.
Знатный англосакс VI—VII вв. до н.э. |
Хеорот, конечно, тоже мифологичен,
несмотря на то, что у него имелся исторический
прообраз. Обычно его название связывают со
словом heort («олень»). По-видимому, олень имел
какое-то символическое значение в культуре
англосаксов — в Саттон-Ху был найден жезл с
фигуркой оленя. Но название «Хеорот» созвучно и
слову heorth — «очаг», «дом». Хеорот не просто
дом, а Дом с большой буквы (хотя, разумеется, в
эпоху англосаксов не было заглавных букв),
идеальная модель всех домов.
Судя по раскопкам в Лейре, длина дома была около
50 м. Столь крупная постройка требовала сложных
технических решений. Для того чтобы крыша не
рухнула под собственным весом, её укрепляли
системой балок, опиравшихся на два ряда
внутренних столбов. На эти столбы дружинники
могли вешать свои щиты и военные трофеи.
Вероятно, как раз туда Беовульф прибивает
оторванную им лапу чудовища. Возможно, стены
изнутри могли затягиваться тканями и коврами с
вышитыми на них батальными или мифологическими
сценами. Известен подобный ковёр из Скандинавии,
он относится к IX в. А более поздний знаменитый
ковёр из Байё, созданный во второй половине XI в. и
изображающий высадку Вильгельма Завоевателя в
Англии, насчитывает более 70 метров в длину и,
несомненно, вывешивался по всему периметру
помещения. Правда, это был, скорее всего, не
англосаксонский деревянный холл, а нормандский
каменный замок.
Неизвестный персонажс двумя волками. Кошелёк из СаттонХу. |
Но вернёмся в мир Хеорота. Личные комнаты
имелись только у короля и его семьи, они
располагались в торце дома. Впрочем, и они не были
личными в нашем понимании этого слова: в одной
комнате жило по нескольку родственников, а
неженатые братья обычно спали в одной кровати.
Прислуга располагалась тут же, на полу. Чувство
privacy, столь дорогое современной английской
культуре, было неизвестно англосаксам времён
Беовульфа. Дружинники, постоянно проживавшие при
короле (хотя из более поздних скандинавских саг
явствует, что они могли брать отпуск) и
питавшиеся за его счёт, спали в том же зале, где
пировали — столы вечером разбирались.
Каков был их ночлег? В «Беовульфе»
утверждается, что они спали на лавках вдоль стен.
У многих комментаторов возникают сомнения, могли
ли они там разместиться. В самом деле, если
допустить, что длина гридницы составляла 35 м,
а средний рост англосакса 170 см (в эпоху
раннего Средневековья люди были ниже
современных), то на лавках с двух сторон
поместилось бы не более чем по 20 дружинников —
маловато для короля в эпоху, когда дружиной
обладали все, кто был достаточно богат.
Высказывалось даже предположение, что на самом
деле дружинники спали сидя, в полном вооружении.
Но из поэмы очевидно, что по крайней мере
Беовульф снимает доспехи и ложится. В
Скандинавии обычай спать в общей гриднице
сохранялся до начала XII в., и сага, приводимая в
«Круге земном» Снорри Стурлусона, прямо
указывает, что дружинники раздевались на ночь и
укрывались одеялами. Можно предположить, что
лавки предназначались для самых знатных, а
остальные размещались просто на полу вокруг
очага (известно, что пол выстилался тростником).
Ночными рубашками не пользовались, а полотенца и
воду для умывания приносили по утрам рабыни.
Шлем воина после реставрации.Раскопки в СаттонХу. |
Возможно, такой быт произведёт
удручающее впечатление на современного
читателя.
Но необходимо помнить, что служба в дружине
была делом вполне добровольным. Дружинник не
ведал казарменных лозунгов: если король его
плохо кормил, он переходил к другому королю.
Такое положение устраивало обе стороны. Дружина
пользовалась уважением и почётом, король был
вынужден считаться с её мнением. Хотя в дружинном
мире были нередки ссоры и даже, как говорят
теперь, убийства в состоянии аффекта, такое
явление, как дедовщина, было совершенно
неизвестно. Оскорбить дружинника безнаказанно
не имел права даже сам король.
Батальная сцена на шлемеиз СаттонХу. Прорисовка | Сцена не дошедшей до нас легенды.Над лучником написано имя «Эгиль». |
Чувство соперничества перед королём,
стремление заслужить его внимание
уравновешивалось чувством товарищества, на
укрепление которого воздействовали совместные
пиры и ночёвки в общем зале.