Рірѕр»Рѕрір°Рѕрѕрі история древнего РјРёСЂР°: Отечественная история
Преемственность в истории
В сентябре этого года у Георгия Израилевича Годера юбилей – ему исполняется 75 лет. Огромного счастья Вам, Георгий Израилевич, многих творческих идей и начинаний, успехов во всем и крепкого здоровья!
Учебник «История древнего мира» для 5-го класса, «Методическое пособие по истории древнего мира», «Рабочие тетради по истории древнего мира»… Эти издания объединяет не только состоящий из них учебно-методический комплект, выпущенный издательством «Просвещение». Их автором (или участником авторского коллектива) является человек, чье имя хорошо известно в педагогическом мире — Георгий Израилевич Годер.
Родился Г.И.Годер в Москве 3 сентября 1929 г. Детство его пришлось на предвоенные годы, которые для многих людей были полны драматизма. Отца Георгия — инженера по профессии — репрессировали: до Хрущевской реабилитации отбывал срок в лагерях, а затем жил в ссылке. Забота о семье всецело легла на плечи матери — Елены Васильевны, женщины талантливой, мудрой и сильной. Чтобы в годы войны прокормить двоих детей, сына Георгия и дочь, матери — эстрадной чтице — нередко приходилось работать сутками: выступать на концертах в госпиталях, на вокзалах перед отбывавшими на фронт солдатами. А потом бежать домой, чтобы в затемненной и холодной квартире накормить и согреть детей. Доброта, любовь к чтению, грамотность и богатство речи — все это Елена Васильевна передала детям. Уже в школе Георгий выбрал главное для него — профессию. Он решил стать учителем истории. После войны Георгий Годер поступил на исторический факультет Московского городского педагогического института им. В.П.Потемкина. Этот вуз, основанный в 1933 г., давал великолепное образование. В послевоенные годы там работали такие корифеи исторической науки, как П.П.Смирнов, В.Н.Дьяков, П.И.Кабанов, М.Г.Рабинович, В.Н.Бочкарев, И.И.Минц, Н.А.Гейнике и др. Кафедрой методики истории руководил один из старейших сотрудников института А.Н.Ильинский. Годер быстро определился со специализацией, выбрав кафедру истории древнего мира, которой заведовал в то время доктор исторических наук, профессор В.Н.Дьяков. О студенческих годах Георгий Израилевич вспоминает с нескрываемым волнением, о своих преподавателях и наставниках говорит с восхищением и благодарностью: они передавали не только знания, но и учили высокой культуре общения. Несмотря на обстановку осторожности, недоверия и страха в конце 40-х — начале 50-х годов, преподаватели стремились быть искренними, сохраняли свое профессиональное лицо. Учился Георгий с удовольствием, при этом чувствовал свою ответственность за мать и сестру: полученную стипендию спешил нести домой — семье без отца жилось очень трудно. На эти годы, как известно, пришелся апогей сталинизма в стране, проявившийся и в «закручивании гаек», и в очередном витке репрессий. Георгий и его однокурсники стали свидетелями проведенной в институте «кадровой чистки», а также развернувшейся кампании по борьбе с т.н. космополитизмом. В 1951 г. Годер весьма успешно окончил институт. Однако в аспирантуру его не взяли. Более того, не сразу, с большими перипетиями удалось устроиться только учителем в московскую школу, но с тех пор со школой Георгий Израилевич уже не расставался. Для Годера учительский труд давно перестал быть профессией — это призвание. Он не мыслит себя без школы, служению которой отдал более 50 лет своей жизни. И сегодня Георгий Израилевич по-прежнему стоит у доски, терпеливо и настойчиво приобщая учеников 5—7-х классов к основам научного знания. Для него научить школьника — это прежде всего развить и воспитать. Пробудить интерес к изучению прошлого человечества, привить умение мыслить, рассуждать, делать выводы, давать нравственные оценки, постигать и ценить культурные достижения и традиции народов мира, быть толерантным в жизни. Именно в формировании этих качеств у ребят видит Г.И.Годер свое предназначение как учителя, как историка. Через каждый урок Годера сквозной нитью проходит идея преемственности в истории. Не назидания и наставления, а только образные, западающие в души учеников примеры, рассказы, объяснения, задания дают им возможность понять и ответить на вопрос: почему нельзя отказаться от прошлого, почему современному человеку необходимо знание истории. Георгий Израилевич с любовью и уважением относится к каждому ученику, никогда не позволяя себе кого-то обидеть или унизить. Все отметки обязательно обосновывает, все ошибки — разбирает. И школьники справедливо платят ему любовью и уважением. Уроки Годера для учащихся среднего звена московской школы № 20 (в которой, кстати, он преподает с 1968 г.) — любимые. В чем же профессиональный секрет мастера? Думается, что прежде всего в колоссальной ответственности и требовательности к себе. Ни много ни мало, но уже полвека Георгий Израилевич не заканчивает рабочий день не разобрав, не проанализировав проведенные по расписанию уроки. Все свои впечатления, размышления, выводы он заносит в педагогический дневник (да-да, именно в дневник, который сегодня молодые учителя так избегают вести). Соображений за прожитые годы накопилось множество. Они получили обобщение в выпущенном издательством «Просвещение» в 2003 г. методическом пособии. Это — настоящая кладезь педагогической мудрости, как для молодых специалистов, так и для опытных учителей истории. Разработки и сценарии уроков, примеры использования приемов наглядности, организация проверки домашнего задания, повторение и обобщение пройденного, игровые моменты, заполнение оставшегося на уроке времени — это и еще много-много полезного на страницах небольшой по объему, но удивительно емкой по содержанию методички. Кроме того, в соавторстве с Г.А. Ртищевой им выпущен учебник «История средних веков». За свой учительский труд и методическую поддержку не одного поколения учителей истории Г.И. Годер был награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» и званием Заслуженный учитель. Но главная награда — это широкое признание. Учебники, рабочие тетради, методические пособия, подготовленные им, стали неотъемлемым атрибутом преподавателей истории во всех регионах нашей страны, они постоянно востребованы, а значит — нужны. При всей своей известности Георгий Израилевич остается удивительно скромным и застенчивым человеком. Его тон никогда не повышается, резких интонаций он избегает, глаза излучают тепло, а улыбка полна добротой к окружающим. Рядом с ним — уютно и надежно. Наверное, эти качества способствуют и его семейному счастью: он любящий и любимый муж, отец и дед. Его избранницей стала выпускница Ленинградского государственного университета Ира Свенцицкая. Познакомились молодые люди в начале 50-х годов на археологических раскопках в Ольвии. Там Георгий понял, что влюблен. Но любовь должна была пройти через серьезные испытания: после экспедиции Ирина вернулась в Ленинград, где училась в аспирантуре, а Георгий — в Москву. Лишь в 1954 г., уже после защиты Ириной кандидатской диссертации, влюбленные смогли пожениться. Ирина переехала в Москву. Для нее, оставшейся без родителей (отец был репрессирован и расстрелян, мать умерла в годы войны), второй матерью стала свекровь, а дом мужа — родным домом. Начало совместной жизни было и началом жизни трудовой. Георгий работал в школе, Ирина преподавала в Московском государственном заочном пединституте. У супругов были общие интересы, близкие специальности, и у обоих на тот момент — небольшой опыт работы. Друг другу помогали всегда. Ирина консультировала мужа по научным проблемам (с 1973 г. Ирина Сергеевна Свенцицкая — доктор исторических наук), а он помогал ей разрабатывать методически лекционные и семинарские занятия для студентов. Жили дружно, но поначалу очень трудно: много лет семья ютилась в комнатке густонаселенной коммуналки, расположенной в уцелевшем после пожара 1812 г. флигеле в Староконюшенном переулке. Поднимались туда по лестнице без перил, постоянно держа равновесие, чтобы не упасть. Рождение двух сыновей для Георгия и Ирины стало счастьем, придавшим жизни особый смысл. Сейчас дети уже самостоятельны и в родительской опеке не нуждаются: сами беспокоятся о них, как бы возвращая полученные заботу и любовь.