Рір°Сђрєсђр°С„С‚ РІРѕР№РЅР° древних читать: «Крепким будет город тот…»

«Крепким будет город тот…»

 

О гербах Греции

 

Пифетер
…Афину ты забыл горододержицу?
Эвельпид
Да неужели крепким будет город тот,
Где вместо бога женщина копье и щит,
Как воин, держит, а Клиофен кудель
                                                   
прядет?

Аристофан.
«Птицы».
Перевод А. Малецкого

Так в конце V в. до н.э. великий комедиограф
Аристофан вышучивал символ Афин — изображение
богини, святилище которой дало название городу.
Древний миф объясняет выбор Афины
покровительницей центра Аттики следующим
образом: благодатным даром богини местным
жителям стало ее копье, воткнутое в землю. Оно
превратилось в оливу, плоды которой заменяли в
каменистой стране хлеб и давали отличное масло. А
бог Посейдон, также желавший стать покровителем
Аттики, не смог убедить в своем первенстве ее
жителей, вызвав ударом трезубца из скалы лишь
струю соленой морской воды. Видевший эти чудеса
первый царь Аттики Кекроп объяснил народу, что
море плещется кругом, а вот оливы здесь никогда
не было… Так появилось на Акрополе святилище
Афины, а много позже знаменитый Фидий создал
статую Афины Промахос (Воительницы),
установленную так, чтобы верхушка ее копья была
видна с кораблей, подплывавших к порту Афин —
Пирею, и служила маяком. Изображение мудрой
дочери Зевса появилось на знаменах, парусах,
печатях и серебряных монетах, на оборотной
стороне которых была отчеканена священная птица
Афин — сова.

Само понятие город-«полис» было слито в
архаической и классической Элладе с понятием
государства, которое включало в себя городской
центр («ойкос») и его округу («хора»). У каждого
города-государства сложился свой
общеупотребительный символ, связанный с
образами богов — покровителей горожан — и их
священными атрибутами. В Фивах это был Геракл,
натягивающий лук, на острове Эгина —
священная морская черепаха, в Элиде — орел Зевса
Олимпийского и оливковый венок, присуждаемый
победителям Олимпийских игр, в Аргосе — голова
Геры в уборе царицы богов. Также символы могли
напоминать о подвигах местночтимых героев. В
Сикионе это была Химера, побежденная героем
Беллерофонтом, в Псофиде — олень, связанный с
культом героя-охотника Мелеагра. В фессалийской
Ларисе символом города стала скаковая лошадь,
поскольку ими славился север Греции (там же мифы
поселили полулюдей-полуконей — кентавров). На
монетах Коринфа изображался крылатый конь Пегас,
связанный с уже упоминавшимся Беллерофонтом и
покровителем города Аполлоном. Отличительным
знаком Тиринфа стала палица Геракла, а знаком
Дельф — святилища Аполлона — изображение самого
бога, играющего на лире. Иногда эмблема была
«говорящей» — объяснявшей название города
(например, роза на эмблеме Родоса).
Позднее эмблемы полиса стали связывать с
какой-либо местной достопримечательностью или
историческим событием. Так, эмблемой аркадского
города Мантинеи, где в IV в. до н.э. произошла
ожесточенная битва между фиванцами и
спартанцами, стала богиня Афина в боевом шлеме
(прежняя эмблема — Одиссей с веслом в руке,
согласно мифу, научивший местных жителей
мореплаванию), новой эмблемой острова Родос стал
знаменитый Колосс, а города Кносса на Крите —
легендарный Лабиринт.

Прошли века. В Греции — стране, имеющей
древнейшие в Европе символы городов, —
средневековая геральдика, тем не менее,
сложилась не вполне. Частая смена властей —
византийских, латинских (крестоносцев),
венецианских, турецких породила очень пестрые и
кратковременные эмблемы. Характерны гербовые
щиты Коринфа и Салоник (Фессалоники) XIV в. На
первом — большой серебряный равносторонний
крест, окруженный четырьмя такими же малыми
крестами в красном поле (так называемый крест св.
Иоанна), на втором — золотой крест в красном поле,
окруженный четырьмя огнивами — византийскими по
происхождению символами, означающими охрану
святого креста со всех сторон от неверных и
всякого зла. Вообще огнива имеют много
толкований: полумесяцы, звенья разорванной цепи,
четыре греческие буквы В, первые в словах «царь
царей, правящий над царями». Завитки огнива
напоминают греческую букву С (сигма) — заглавную
в названии Салоник. Подобный герб с крестом и
четырьмя С-образными завитками сложился в это же
время (XIV в.) и в Сербии, где существует до наших
дней.

Остров Родос с XIII в. был подчинен Ордену
иоаннитов, а затем, до конца XVI в., оказался
владением Венеции. С этим временем связывается
средневековый герб острова и одноименного
города Родос — серебряный, расширяющийся в
концах крест в красном поле (крест св. Иоанна),
попавший также на флаг Венецианской республики.
Иерусалимский крест — серебряный в лазоревом
поле — стал в те же времена символом острова Крит
и города Кандия (Ханья), это было отражением
господства на острове рыцарей-крестоносцев. С
конца XIX в., когда Крит добился автономии у
османских властей, у острова появился
крестообразный флаг с серебряным крестом в
красно-голубом поле.
Тогда же был утвержден герб автономного острова
Самос, на котором щит разделен на три части. В
верхней — древняя эмблема — золотая голова
льва в красном поле. Внизу — бык на лугу и пеликан
со скипетром

.

В новое время в Греции, ставшей независимой в
1821—1830 гг., долгое время не было официальных
городских эмблем, хотя некоторые из них начали
складываться как раз в XIX в. На медалях в честь
начала греческого восстания в 1821 г. в городе
Миссолунги (Месолонгион) изобразили архангела
Гавриила, это объясняется тем, что восстание
началось в праздник Благовещения — 25 марта.
Постепенно это изображение стало восприниматься
как символ города.
В период существования первого греческого
правительства на Пелопоннесе (Морее) в Навплионе
и Эпидавре использовались печати с изображением
венков.

Постепенно город Афины, провозглашенный в
1835 г. столицей Греции, становился
общепризнанной европейской столицей, и в конце
XIX в. здесь были возрождены его древние символы
— изображения Афины в доспехах и головы богини в
шлеме. Наряду с этим также бытовал герб, имевший
форму непривычного для Греции норманнского щита:
правящая королевская династия в стране была
датской. На нем Афина изображалась в полный рост,
серебряная в лазоревом поле (цвета национального
флага), втыкающая в землю копье.
После 1917 г., когда в Греции первый раз
низложили королевскую власть, столичный герб
приобрел более «национальный» вид. Щит стал
круглым — как античная печать или византийский
щит. Появился ободок с древним орнаментом и
надпись: «Народ Афинский», или Афинский дим —
малая административная единица нома Аттика.
Богиня с поднятым щитом — эгидой и копьем
наизготове, как бы защищала город.
После установления в 1974 г. демократического
строя в Греции и вступления ее в 1981 г. в ЕЭС
геральдика страны постепенно унифицируется в
соответствии с европейскими требованиями,
сохраняя в то же время исторические черты.

Здесь приводятся некоторые из современных
официальных городских эмблем. В основном они
имеют круглую форму с изображением древних
символов. Так, на современной эмблеме Салоник
изображен Александр Македонский и имеется
надпись: «Народ (дим) Салоник». На эмблеме Керкиры
присутствует Пегас, а символ города Мирины на
острове Лемнос — горящий факел (это остров с
вулканической активностью, древнего культа
Гефеста). Погрудное изображение Зевса
символизирует город Лутраки в Коринфии, Кавалу —
изображение Филиппа Македонского, чья
резиденция, Филиппы, находилась поблизости.
Символом первого города, основанного
Александром Македонским — Александруполиса во
Фракии — конечно же является сам Александр.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *