Рґсђрµрірѕсџсџ восточно европейская платформа: Религия! Осторожно! Выставка. О выставке. И что из этого получилось.Музей и общественный центр им. А.Сахарова

Религия! Осторожно! Выставка. О выставке. И что из этого получилось.Музей и общественный центр им. А.Сахарова

 

Предваряющие выставку, тексты участников проекта:

Арутюн Зулумян:

Название этой выставки могло оказаться и другим. Предполагались такие, как «Религия : за и против», «Религия — как она есть», «Толерантность духа», и др.. ибо поднятая нами тема удивительно полифонична и многогранна. Сегодня, когда человеку практически удалось преодолеть пространство и время, когда происходит столь мощнейшая концентрация внутренних и внешних сил, когда человек ворвался в столь доколь неизведанные глубины и дали, появилась насущная необходимость обратить свои взоры на ранее даже не предполагаемые сочетания воли, духа, веры. Сегодня человек очутился перед ситуацией, когда открыты все подводные и подземные шлюзы, ценностные критерии смещены с собственных осей, одновременно сосуществуют психоанализ и религия, Интернет и астрология, шаманство и квантовая теория. Складывается впечатление, что все воззрения (порой взаимоисключающие друг друга), сформированные человечеством на протяжении тысячелетий, сложены в едином порядке и предоставлены каждому.

Избирая свою мораль, свою этику, свою религию, своё осмысление собственных порывов, каждый индивидуум берёт на себя ответственность за свой выбор и последствия такого решения.
Хорошо это или плохо? Однозначно ответить нелегко. Выбор это всегда проблема духа, меры его духовности, а дух и духовность -это аспекты религии.

Можно ли попытаться определить, какая из существующих религий, христианская, иудаизм, буддизм или ислам, лучше ? (ЕСТЬ и другие религии, например «сознание Кришны», дзен-буддизм, бабизм, бахаизм, не говоря уже о всевозможных их ответвлениях).

Сам поставленный вопрос оказывается некоректен и абсурден в корне. А ведь порою церкви, мечети, синагоги могут быть располдожены рядышком, на одной и той же улице. Тем более в городах- мегаполисах. Человеку предоставлено с чистой совестью и с полной ответственностью сделать свой выбор, ибо богом сегодня является чистая совесть и глубокая искренняя вера именно по отношению к тому, что выбрал сам. При таком раскладе не случайно многие предпочитают выбрать даже атеизм. Время от времени какой-либо недотепа-мыслитель пробуждается после долгих поисков и блужданий и подобно андресековскому откровению несмышленно вскрикивает: «А Бога -нет». Однако сегодня это звучит сардонически смело и революционно , а выглядит как некая разновидность ханженства. Может быть хоть они заблуждаются? Трудно сказать.

Нарине Золян (координатор выставки):

Познающий себя есть собственный палач

Век за веком сплетаются декорации жизни и все так же неведомо закулисье. И, срывая покровы, обнажая мятущийся неукротимый и одновременно самобичующий дух, — что мы скажем себе, чем утешим, чем обнадежим перед неотступно приближающимся расставанием. Ну , разве что обратимся к Религии, к той, которая «готовая» «здесь и теперь» ждет своего потребителя.

Так что же такое религия: может некий свод общечеловеческих ценностей возводимый в ранг абсолютной истины, исполнение правил и постулатов которой гарантирует Вечную жизнь. Возможно так. Возможно и иное определение, но суть в одном: — утешить, обнадежить, избавить от сомнений, наделить верой. Но каждая из конфессий (христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты и др.) предлагая свой реди-мейд, свою модель, настаивая на собственном приоритете, так или иначе ведет борьбу за собственную Власть, за право приватизации истины… И опять вопрос: что есть истина, что есть Бог, — вечный банальный вопрос -вопрос на который так или иначе, несмотря ни на какую принадлежность той или иной конфессии каждый отвечает сам, своей жизнью. Сводом тех правил и ошибок, которые и есть собственно Жизнь, Свободное право Выбора, Воля — вот единственный коррелятор — вектор пути. Выбор может быть ортодоксальным, может быть атеистическим, бунтарским, новаторским, еретическим. ..Где кончается Истина, где начинается Ложь, и кто вправе судить…Где эта тонкая грань между Зоной-

Заповедником, спасающей от личины, от страха, и страхом, провоцируемым самой этой Зоной, маскирующей лицо подлинного страдания…А потому: Осторожно — Религией может быть и бунт, жест бунта как формы самоочищения, чистилища. Дорога в Рай, возможно схожа с Адом. Осторожно! За пышной декорацией — часто пустота фальшивых клише, в тоъремя что может быть искреннее крика отчаяния человека познавшего бездну падения, человека сорвавшего с себя личину-маску греха, человека открывшего лик свой Богу.

И все-таки не впадаем ли мы в другую крайность, крайность постмодернистского скепсиса: черное — не есть черное, белое — не есть белое и что есть верх, а что низ и существует ли вообще система отсчета. Тема, которую предлагает автор проекта — грандиозна и вряд ли ее возможно охватить в одной выставке. Важно другое: тема актуально-насущна. Скорее она не имеет узких временных и исторических рамок. Она обращена к каждому, к антологии развития и существования человека во времени и пространстве.

Итак: Осторожно Религия!

Оксана Саркисян (участник выставки):

Живая религия

Название выставки «Осторожно, религия!» можно трактовать не как прямое обращение используемое в повседневном языке, а как знак привлекающий внимание в контексте масс медиальном. Эта интерпретация, заложенная в названии, отсылает нас к современной массовой культуре. Постиндустриальное общество, как и любое другое, обладает собственной мифологией, формирует ритуалы, мораль, этику, эстетику, способы общения с трансцендентным и т.п. Во времена религиозных сообществ, эти функции выполняла церковь. Сегодня религиозное бессознательное так же транслируется через массовою культуру. В этот пакет упакованы психологические и этические составляющие, элементы национальной идентификации и культурные коды. Когда — то, все знание было сосредоточено в одной Книге. Теперь информационные потоки наследуют ее божественные свойства, и все человечество подключено к телевизионному эфиру, через который каждый день получает новостной заряд всемирного знания и осуществляет ритуал интерактивной коммуникации с всеобщим и всеобъемлющим посредством бесконечного тиражирования. Поп-арт стал не только всем, что нас окружает, он стал самой массовой религией нашего времени. И все мы — принадлежим к этой религии или подвержены ее воздействию ежедневно. Аминь. Вопросы веры, определяющие и структурирующие жизнь в религиозном обществе, в современном мире носят частный характер личного выбора. Но Богочеловек, обретя свободу творчества и созидания в эпоху ренессанса, сохранил божественную сущность в себе. И религиозное чувство, генетически знакомое рациональному пост индустриальному индивиду, подстерегает его в информационно — коммуникативных практиках массового общества. И один из крупнейших мыслителей наших дней, Славой Жижек, в период тотального потребления и реди — мейда, считает важным вопрос «Где Бог? Как проявляется Бог в повседневной жизни, когда мы работаем или сидим перед компьютером? Присутствует ли Бог в МакДональдз?». Пост модернистский жест художника Александра Косолапова, живущего в Америке, который на бил — борте Соса- Соlа размещает изображение Иисуса Христа и фразу «This is my blood) как раз и осуществляет за счет простой манипуляции массовыми символами акт божественного явления. А группа московских художников находит знаковые параллели в патриархальном мироздании и естественно — научном описании вселенной. Осуществляя акцию «ХВ.7999»: облечение купола московского планетария в пасхальное яйцо, в момент массового празднования православной Пасхи и советского Дня Космонавтики, они фиксируют прецедент пересечения в определенной точке цивилизации (1999г 12 апреля) противоречащих друг другу, но аналогичных культурных кодов. Присутствие Бога обнаруживается в культурной памяти, в символических визуальных знаках. В живой традиции канонические образы приобретают естественное развитие, оставаясь частью общественных коммуникативных практик. Религиозные знаки обнаруживают и религиозное чувство, проявляющееся в коллективных представлениях и психических связях. Караоке, корпоративный продукт, разработанный как средство пения хором, получил широкое распространение во всем мире. Такого рода массовые радения имеют глубокие корни во всех без исключения религиозных практиках. Поэтому вполне логично предложение художников группы Синий Суп, создавших продукт в соответствии с техническими достижениями времени — молитву — видео ролик для караоке «В час беды». Подобную молитву уместно петь не в традиционном сакральном пространстве храма, а скорее в общественных местах специфической сосредоточенности и напряжения, таких, к примеру, как аэропорты и самолеты, больницы.

Возможно, подобные художественные жесты могут показаться кощунственными и ироничными по отношению к религиозному мироощущению. Но это отнюдь не так. Подобного рода раздражение связано с консервативностью как таковой. К примеру, во времена ренессанса религиозные образы совершенно свободно трактовались по-новому, отлично от средневековых канонов, воплощая реальность своего времени. Современному обществу и актуальному искусству свойственны позитивные гуманистические сюжеты. И это связано в первую очередь с противостоянием само развивающемуся технологическому процессу, готовому изменить сущность человека так же как он изменил мир вокруг него. Создав виртуальное подобие всемирного разума, человек оказался в опасности быть уничтоженным его порождением -трансчеловеком. И система религиозного мироздания приобретает в этой ситуации значение механизма, определяющего параметры «человеческого».

Анна Альчук (участник выставки):

Какова история взаимоотношений религии и искусства и какие факторы предопределяют отношение художника к религии в современном мире? — вот круг проблем, которые интересуют кураторов выставки.

Исследуя искусство архаических культур, античности или средневековья, мы всегда должны иметь в виду религиозный контекст, в котором создавалось то, что современное сознание отождествляет с произведением искусства. Ведь искусства в том смысле, в каком оно существует сейчас, в те времена не было, и даже античные статуи, прославляющие красоту человеческого тела, делались в подражание богам как знак поклонения им. Я уже не говорю о великолепных готических храмах, авторы которых остались неизвестны! Служение Богу не знает авторства. Осторожно! Это — религия — говорим мы в случае подхода к творчеству как к общению с трансцендентным.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о искусстве современном. Вслед за модернистским искусством, культивировавшим автора как своеобразного демиурга, заново создающего мир в своих произведениях, постмодернистское искусство, отнюдь не упразднившее авторство на уровне артрынка, выступило критическим аппроприатором созданных европейской культурой ценностей. В этом контексте, религия стала предметом критического исследования художников. Достаточно вспомнить работы Германа Нитша, распинавшего окровавленные бычьи туши или же полотна Фрэнсиса Бэкона, в которых изображение папы Иннокентия Х-го Веласкеса подверглось живописной деконструкции. Современные российские художники постсоветского периода не так часто прибегают к критическому дискурсу в искусстве (можно ли вообще говорить о современном искусстве вне критической функции?). Те же, кто все-таки пытаются в этом ключе работать (Олег Мавромати, Александр Бренер, Олег Кулик, Авдей Тер-Оганян и некоторые другие), неизбежно обращались к идее Российской православной церкви, своим консерватизмом и нетерпимостью к Другому провоцирующей подобное отношение со стороны художников. Когда Мавромати распял себя у института Культурологии напротив храма Христа Спасителя, имитировав жест жертвоприношения, он вызвал недовольство церковных иерархов, не способных отделить акт богохульства от символического художественного жеста, производимого к тому же не на сакральном церковном пространстве, а в общественном месте. Тем более не обоснован был судебный иск против Тер-Оганяна, во время своего перформанса разрубившего неосвященную икону в профаном пространстве галереи. Гротескный и комичный эффект имела акция Бренера 1995г. в Елоховском соборе, когда, неожиданно выбежав к алтарю, он стал кричать «Чечня! Чечня!» и разбрасывать листовки, призывающие к прекращению Первой чеченской войны. Присутствовавшие при этом бдительные бабушки и дедушки стали выталкивать его с алтаря и отнимать у меня фотокамеру, с помощью которой я пыталась запечатлеть это событие.

Для РПЦ алтарный образ человека в защитной форме и с ружьем (новый иконописный
образ святого Евгения Радионова, солдата погибшего в чеченском плену) вполне
естественен.

Осторожно, религия! — говорит современный художник, как бы призывая не терять
критическую дистанцию по отношению к церкви, полностью утратившей свою
автономию по отношению к государству и благословляющей насилие.

Марина Пожарицкая (участник выставки):

БОГ.
В словаре Даля сразу за экзотическим «бовкуном» следует «богадельня»; слово «бог» отсутствует — понятно, почему. По словарю Ожегова — «бог» — это верховное существо, управляющее миром, или (при многобожии) одно из таких существ. Я в бога не верю, сколько ни уточняй приведенного определения, которое вполне может вместить и «высший разум», и «творца вселенной», и что-нибудь еще. Существование некого весьма туманного «высшего разума» совсем не кажется мне более вероятным, чем существание бодрого деда с окладистой бородой, который сидит на небе и не падает; дед даже как-то убедительнее — по крайней мере, ясно, о чем идет речь. Хорошо известно, что невозможно доказать ни существовония, ни несущесвования бога. Отдаю себе отчет, что, веря в недоказуемое несуществование, уподобляюсь верящим в недоказуемое же существование;прнимаю, что не могу знать, что бога нет, и тем не менее, в этом вопросе к агностикам себя не причисляю. Видимо, дело в том, что богу нет места в моей вселенной;
по моему глубинному ощущению, мой мир — мир без бога.Не довелось мне ни вычитать, ни придумать такого определения бога, чтобы я могла хотя бы только предположить его существование. Нередко богом называют то, что на мой взгляд, богом не является. Так, пантеизм Спинозы я бы назвала скорее атеизмом, а бога Льва Толстого (того бога, который есть в душе каждого человека) — добрым началом.

Кроссворд в советской газете: «Мифическое существо (три буквы)». Правильный ответ — бог. Смешно конечно. Хотя, на мой взгяд, в общем-то правильно.

РЕЛИГИЯ.
По Далю: «Вера. Духовная вера, исповедание; богопочитание, или основные духовные убеждения». По Ожегову: «Одна из форм общественного сознания — совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Определение Ожегова в целом лучше: точнее, филологически профессиональнее, хотя тоже не совершенно: например, исключает буддизм, который называют «религией без бога»; далевские же «основные духовные убеждения» вполне могут быть и буддизмом.
Для меня же любая древняя религия прежде всего «синтез искусств». В этом отношении любая из них — шедевр, поразительная гармония разнообразнейших видов искусства от философии до парфюмерии. Разве только «актуального» религиозного искусства не существует (по крайней мере, мне о нем ничего не известно). Думаю, величие религиозного искусства — в прошлом. В христианском мире уже художники Высокого Возрождения, обращаясь к религиозной тематике, зачастую создавали скорее картины и скульптуры на мифологические сюжеты, чем собственно религиозное искусство. Одна из причин этого видимо в том, что человек Нового Времени, продолжая верить в «творца», все меньше верил в мифы и чудеса. Сознание человека неуклонно секуляризировалось и естественным образом то же самое происходило с искусством, которое создавал этот человек. Собственно религиозное же искусство в конце концов превратилось в кич, иногда трогательный, иногда удручающе вульгарный. «Честное слово, я в нее верю!» — восклицал, работая над образом Богоматери, Васнецов. «Сейчас видно, что он в нее не верил» — усмехался неверующий богоискатель Лев Толстой.

Кто может знать, во что именно верил, а во что не верил православный и церковный Виктор Михайлович Васнецов? Даже у людей, относящих себя к той или иной конфессии, религиозные представления как правило путаны и неопределенны. Впрочем, называющие себя атеистами тоже нередко обнаруживают веру то в загробную жизнь, то в астрологию, то в приметы, то еще во что-нибудь сверхъестественное. Меня, с моей любовью к четкости, логике и последовательности, это несколько травмирует, отчасти поэтому я как правило избегаю разговоров на религиозные темы. Несмотря на то, что это меня живо интересует — и , видимо, не меня одну: во всяком случае, московские художники по большей части весьма живо откликнулись на предложение поучаствовать в выставке «Осторожно — религия». Кстати, именно те из них, кто считает себя верующими, отнеслись к этому предложению с некоторым сомнением. Возможно, «осторожно -религия» у них проассоциировалось с чем-то вроде «осторожно — гололед», хотя возможны и другие трактовки. Вот и посмотрим, какие. Вообще-то, слова «осторожно -религия» скорее всего подразумевают некий «взляд со стороны», критическое отношение к предмету религии, которое, хоть и зародилось еще в незапямятные времена одновременно с искусством философии (а философию я считаю искусством), тем не менее, не является избитой темой для московского современного искусства.

<<Вернуться назад

 

. . (. 22) — ModernLib.Net

ModernLib.Net / / / . —
(. 22)


:
: ,

 

 



2

. IV .. (. .. .)


4

, 酻 ( 40,6: 1 . Петра 1, 24).


5

О различных определениях первоначальных источников сомы, в частности о соме-мухоморе, подробнее см.: Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. М«1983. Слово сома(родственное русскому сок) – букв. «выжимаемое». Что касается эфедры (хвойника), то некоторые ее разновидности богаты алкалоидом эфедрином, который применяется в качестве стимулянта, допинга.


6

Предложенное М. Бойс отождествление ведийского Варуны с авестийским Апам-Напат не является общепринятым.


7

«Бог есть любовь» (1 Посл. Иоанна 4, 8).


8

Авестийское вазра, видимо, все же не «булава», а «боевой топор», «клевец».


9

В современной археологии различаются «ямные» культуры и «курганные захоронения». (Примеч. В.Г. Луконина.)


10

Из древнеиранских словосочетаний «худшее бытие» и «лучшее житие» впоследствии возникли персидские обозначения соответственно «ада» (дузах) и «рая» (бехешт)


11

Определение «облаченное в камень» может пониматься и как относящееся к истине, прочной и неизменной, как камень.


12

Здесь имеется в виду Злой Дух – Ангра-Маинйу.


13

Английское слово holy – «святой» родственно английскому whole «цельный, здоровый». Авестийское «спэнта» родственно русскому «святой».


14

Ормазд – более поздняя форма имени Ахура-Мазда (на пехлеви), Амахраспанд – пехлевийская форма Амэша-Спэнта.


15

Речь идет об основной триаде зороастрийской этики: благой мысли, благом слове, благом деле.


16

Хавани – букв. «относящийся к выжиманию хаомы» (хаому полагалось готовить утром).


17

Уша – букв. «заря», «восток» (греч. Эос).


18

Название дано по первым словам, означающим букв. «Как наилучший владыка…»


19

Первые cлова молитвы примерно означают «Желанный Аирйаман…».


20

Фраваране – первое слово символа веры, значит букв. «Я признаю, выбираю, объявляю…».


21

Этим условным обозначением автор называет те иранские племена, в среде которых бытовали древнейшие дошедшие до нас части священного писания зороастрийцев – Авесты. Локализация этих племен в Хорезме(даже в так называемом Большом Хорезме – обширной области в Средней Азии) крайне проблематична.


22

Дэвовский – от дэв – «демон», более поздняя форма авестийского слова даэва на пехлеви. Все в мире, по зороастрийским понятиям, делится на доброе – ахуровское и плохое – дэвовское.


23

Победу Кира над Мидией обычно относят к 550 (или 550—549) г. до н.э. Кир был, видимо, не зятем, а внуком последнего мидийского царя Астиага. Согласно большинству сообщающих об этом античных авторов (в том числе Геродоту), отец Кира Камбис был женат на дочери Астиага. Лишь по версии Ктесия, считающейся современными исследователями неисторической, Кир (не являвшийся ранее родственником Астиага) уже после победы над мидийским царем женился на его дочери и наследнице. (Примеч. Э.А.Грантовского.)


24

Кирдэр – имя верховного жреца; его более архаичная форма – Картир.


25

Ноуруз начинается у иранцев в день весеннего равноденствия – 21 марта.


26

Накши-Рустам – по-персидски букв. «изображение Рустама»; Рустам – знаменитый герой иранского эпоса «Шахнаме».


27

Астодана (перс.), оссуарий (греч.) – «костехранилище, ящик дня захоронения костей».


28

Арэдви-Сура-Анахита – букв. «Влажная сильная незапятнанная», Харахвати – название мифической реки.


29

Ардашир – более поздняя форма древнеперсидского имени Артахшатра, передававшегося по-гречески как Артаксеркс.


30

Варахрам – среднеперсидская, Бахрам – новоперсидская форма имени древнеиранского божества Победы – Вэрэтрагны.


31

Дипивара – точнее, дипира – слово, по всей видимости, целиком являющееся заимствованием из эламского.


32

Хаурватат и Амэрэтат покровительствуют воде и растениям. Современный порядок иранских месяцев таков: Фарвардин, Ордибехешт, Хордад, Тир, Амордад, Шахривар, Мехр, Абан, Азер, Дэй, Бахман, Эсфанд.


33

Видимо, имеется в виду клевер или люцерна.


34

По словам Геродота, детей персы обучают только трем вещам: ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду (Геродот I,138).


35

Парадайза – древнеиранское слово, к которому (через греческое посредство) восходят обозначения рая во многих европейских языках. Русское «рай», по всей видимости, тоже заимствовано из иранского.


36

Автор имеет в виду письмо найденной на территории Грузии так называемой Армазской билингвы, датируемое II в. н.э. и классифицируемое чаще как среднеперсидское.


37

Алфавиты на греческой основе употреблялись, по сообщению китайского паломника Сюаньцзяна (VII в. н.э.), также во многих странах к востоку от исторической Бактрии, в горных княжествах Западного Памира и Восточного Гиндукуша.


38

Орланго – точнее, Ошлагно. Имена Фарро и Шаорэоро заимствованы из западноиранского. Имя Ашаэйхшо, по всей видимости, является искаженным Ардохшо (Арти-Вахишта) – «Благая судьба» (ипостась римской Фортуны).


39

Друваспа – букв. «Владычица крепких лошадей», «Имеющая здоровых лошадей».


40

Сакастан – букв. «Страна саков».


41

Агафангел – так по традиции условно называют предполагаемого автора древнейшего памятника армянской историографии – «Истории Армении», повествующего о житии армянского первосвященника св. Григория Просветителя, о мученицах Рипсимэ и ее подругах и о принятии Арменией христианства в начале IV в. н.э.


42

Арабы называли эру Селевкидов «эрой Александра», в некоторых странах Ближнего Востока она сохранялась вплоть до нашего времени


43

Аршакиды в Парфии отсчитывали годы своего правления начиная с весны 247 г. до н.э., а в греческих городах Парфянского царства эта эра начиналась с осени 248 г. до н.э.


44

Здесь имеется ввиду и территория Иранского Азербайджана


45

Адиабена – область в Ассирии на левом берегу Тигра.


46

Митрэум – место митраистского культа, храм Митры.


47

Накши-Рустам – позднейшее название рельефа на скале, возникшее в то время, когда в Иране никто не знал, что изображено на рельефе.


48

Атахши – Вахрам – букв. «огонь Вахрама», «огонь Вэрэтрагны»


49

Эльхаизиты – родственная ессеям иудео-христианская секта, основанная Элксаем в начале II в. н.э.


50

Виспе-Ратаво – ед. ч. «рату» – трудноопределимое зороастрийское понятие, означающее и «главу», и «судью»; в каждом роде существ и предметов есть свой рату.


51

Парадата – видимо, точнее следует переводить «Впереди поставленные», то есть стоящие во главе и т.  п., что имело бы многочисленные аналогии в подобных индоиранских обозначениях, относящихся к древней знати (преимущественно военной аристократии).


52

Несториане – последователи константинопольского патриарха Нестория (V в.), учение которого распространилось на востоке христианского мира – в Сирии, Иране, Средней Азии, Китае.


53

Скорее всего здесь идет речь о грецких орехах, а не о плодах кокосовой пальмы, называвшейся по-персидски «индийским орехом».


54

Ср.: Сасанидский судебник. Ер., 1973, с. 92–93.


55

Палладий – в древней Греции изображение вооруженного божества, хранившего от врагов.


56

Кадисия находилась на краю безводной Сирийской пустыни, к юго-востоку от Евфрата (территория современного Ирака).


57

Арабское зимми означает «находящийся под защитой у мусульман».


58

Сабии – упоминаемое в Коране название точно неидентифицируемой иудейско-христианской


59

Рей (древняя Para) – город неподалеку от нынешнего Тегерана; Кумис – область к востоку от Рея.


60

Персидское слово габр – «гебр, неверный, зороастриец» считается старым заимствованием из арабского кафир – «неверный» (предлагаются и иные объяснения, возводящие слово габр к иранским корням). Русское гяур – «иноверец (у мусульман)» заимствовано через турецкий язык из персидского.


61

Имеется в виду мусульманский запрет на мясо свиней и некоторых других животных, а также птиц, то есть деление пищи на «дозволенную (по шариату)» и «запретную».


62

Во время земного поклона (сэдждэ), составляющего непременный элемент каждой молитвы-намаза, следующие части тел должны касаться земли: пальцы ног, колени, ладони рук, нос и лоб.


63

Кыбла – направление на Мекку, лицом к которой следует обращаться при совершении намаза; в мечетях кыбла отмечается арочной нишей – михрабом (из кирпичей, камня).


64

Розбех – писатель и переводчик, принявший имя Абдаллаха и известный как ибн ал-Мукаффа, родился в 724 г. и был казнен в 759 г.


65

Название одного из двух главных направлений ислама (суннизм и шиизм) происходит от слов «ши’ат Али», то есть «партия Али».


66

Джибал – гористая область в центральной части Ирана, включавшая города Хамадан, Рей, Исфахан.


67

Восстание табаристанского князя Мазьяра относится к 839 г. Впоследствии Табаристан (современный Мазендеран) подпал под власть Тахиридов.


68

По всей видимости, здесь речь идет о древовидном можжевельнике или арче (Juniperus sp.), более распространенных и аборигенных для Хорасана представителях семейства кипарисовых.


69

Правитель Фарса атабек из династии Салгуридов Абу-Бакр ибн Саад Занги (правил во второй четверти XIII в.) спас свою вотчину, откупившись от монголов огромной суммой. Фарс остался единственной областью Ирана, уцелевшей во время монгольского нашествия.


70

Эра Викрамы, летосчисление по которой было наиболее популярно в Северной Индии, начиналась в 56 г. до н.э.


71

Ниранг – самое действенное, по убеждению зороастрийцев, средство ритуального очищения, приготовлявшееся из мочи белых бычков, которых в течение семи дней поили чистой водой и кормили свежей травой, произнося над ними специальные молитвы. Затем семь жрецов в течение шести ночей читали над мочой священные тексты. Освященный ниранг сорок дней хранили под землей.


72

Здесь имеется в виду отставание 365-дневного календарного года от солнечного, составляющего примерно 3651/4 дня.


73

Дари – происхождение этого термина точно не установлено (по всей видимости, букв. «придворный»). В настоящее время так называют разновидность персидского языка, бытующую в Афганистане (прежде именовавшуюся фарси-кабули, кабули) и являющуюся наряду с афганским языком – пашто – официальным языком страны.


74

Тодди – перебродивший сок винной пальмы (или пальмиры), в прошлом основной алкогольный напиток Индии.


75

Бехдин – букв. «[принадлежащий] благой вере», то есть зороастриец.


76

Фактор – мелкий чиновник Ост-Индской компании.


77

Расими – букв. «обычный», «привычный»; Шаханшахи – «шахиншахский», «царский


78

Панчаят – от слова панч – «пять», о совете, состоявшем первоначально, как правило, из пяти представителей.


79

Уильям Какстон (1422—1491) – английский первопечатник, издавший в 1477 г. первую английскую книгу.


80

Здесь автор имеет в виду ввод в Иран союзных войск в августе 1941 г.


81

Кроме четырех наличных вед: Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы.


82

Чишти – по-авестийски «учение, вероучение».


83

Иногда в книге слово приводится в разном написании в соответствии с изменениями на протяжении истории, в этих случаях первой дается более старая форма.

This entry was posted in Рґсђрµрірѕрёр№. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *